опыт оформления уголка уединения.
рабочая программа
представлен небольшой доклад: опыт оформления уголка уединения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_oformleniya_ugolka_uedineniya_v_starshey_gruppe.docx | 22.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт оформления уголка уединения в старшей группе представляет воспитатель МАДОУ детский сад №8 «Аюна»
Цыдыпова Янжима Баировна
Группа детского сада – пространство коллективной жизни. Здесь ребенок постоянно находится в условиях коллективных отношений, независимо от своих насторений, переживаний, привычек. Бывает время у ребенка, когда хочется остаться одному, со своими мыслями, настроением, детскими переживаниями. Он испытывает разные эмоциональные состояния. Задача педагога – не подавлять и искоренять эти эмоции у ребенка, поскольку он не умеет их контролировать в силу своего возраста, а уметь грамотно найти подход и решить возникшую проблему, проводить ребенка в уголок уединения.
Цель: создание условий для отдыха, уединения детей, релаксации и самостоятельных игр в течении дня.
Задачи:
учить ребёнка выражать свой гнев в приемлемой, безопасной
форме, предупредить чрезмерное возбуждение нервной системы, что чревато
переутомлением.
Помочь дошкольникам освоить приёмы регуляции своего
настроения, способам обрести уверенность в себе.
Повысить самооценку тревожных и застенчивых детей.
Научить ребят бесконфликтному общению друг с другом, свести
к минимуму возможные ссоры в детском коллективе.
При оформлении уголка уединения ориентировалась на возраст воспитанников. Возраст детей 5-6 лет, старшая группа. Дизайн уголка уединения «Шатёр», что подходит для детей старшей группы. Размещается около окна групповой комнаты, отгораживается с помощью легкой вуалью, закреплённой на карнизе. Шатёр не переносится, но видоизменяется. Может трансформироваться в уютный уголок отдыха, где размещается мягкое кресло и столик, что делает возможным посидеть с книжками, порисовать, полепить, помечтать, подумать, отвлечься. Также эта зона может трансформироваться в подиум показа моды или в сцену для выступления «маленьких звездочек», что очень нравится детям. Еще есть в группе переносной «домик», который тоже служит маленькой «норкой» уединения, для отдыха. Она удобна тем, что ее можно перенести в любое место, без острых углов, легкая в сборке. Когда дети в ней не нуждаются, убирается также легко и не занимает много места.
Уголок уединения соответствует: требованиям ФГОС ДО:
- безопасности, нет острых углов.
- одна из низ мобильная -удобная,
- шатер трансформируется, что вызывает определенный интерес у детей, предметы, наполняющие уголок уединения постоянно пополняются,
- пространственная среда содержательно-насыщенная, есть дидактические пособия, которые постоянно там находится, но и которые периодически убираются.
- Доступная для всех детей.
- Использованы не яркие, кричащие цвета , а наоборот –успокаивающие, приглушенные тона.
Важнейшая составляющая зоны отдыха, конечно же, наполняющие её предметы, ведь детям нужно чем-то заниматься. Их можно разделить на 3 группы:
1 группа - предметы для выражения негативных эмоций;
2 группа - предметы, выполняющие успокаивающую и релаксационную
функцию;
3 группа -пособия для развития эмоциональной сферы.
Предметы для выражения негативных эмоций (для снятия агрессии, гнева):
- подушки для битья, для выплескивания гнева физическими упражнениями, действиями;
- «Стаканчик гнева», это красиво оформленный стакан с изображением «злого солнышка» с крышкой, в котором ребёнок может оставить свои нехорошие слова и мысли. Когда малыш выговорится, он плотно закрывает стакан и прячет его.
- «Коврик злости» - это маленький коврик из грубой пряжи черно-белого цвета, где ребенок разувается и вытирает ножки до тех пор, пока не перестанет злиться, а начинает смеяться, улыбаться.
- «коробка примирения»-, сделанная своими руками, с прорезью для рук. Поссорившиеся дети просовывают руки в коробку каждый со своей стороны и разрешают конфликт, мирятся, в дальнейшем даже эту коробку используют в игре. заглядывают в прорези, что вызывает у детей радостное настроение, смех, улыбки. дуют туда руг на друга.
- Зеркало для хорошего настроения, куда нужно взглянуть, увидеть своё отражение, что заставляет само собой улыбнуться, поднять настроение. Девочкам прихорашиваться, мальчикам изучать себя.
- Также есть музыкальные «дуделки», которые помогают детям забыть о негативных эмоциях, меняет настроение в лучшую сторону. Особенно Интересует детей разные звуки, которые они слышат.
Предметы, выполняющие успокаивающую и релаксационную функцию (приемы саморегуляции)
- Сенсорные игрушки – разные шнуровки, дети любят собирать пазлы, различные настольные игры, книжки возраста детей,особенной популярностью пользуются энциклопедии.
- Разные виды театра. Так как уголок уединения совмещен с центром театра. Популярны книжки- сказки из фетра, сделанные своими руками. Эти книжки, составленные из мягких страниц, на которых выполнены тематические аппликации. В наборе с книгой предусмотрены герои сказок, таких как: Курочка Ряба, Колобок, Теремок, Три поросенка, три медведя. Все вкладыши крепятся на липучки, вкладываются в кармашки. Развивают мелкую моторику, творческую способность, самостоятельно строят сюжет по своему замыслу, тем самым отвлекатся от негативных мыслей;
- Популярная современная игрушка «Поп-ит», снижает общий уровень тревожности, развивает мелкую моторику, концентрацию внимания, помогает выгружать бессознательный материал, благодаря тому, что человек перебирает в руках какие-то предметы, он переводит фокус внимания на них.
- коробочка с фотографиями мам и пап, телефон для воображаемых звонков близким- способствует снятию напряжения, поднятию настроения, чувствуют поддержку близких.
- массажеры (мячики «Ежики» и перчатки с пуговицами)- шипы на его поверхности при перекатывании воздействуют на нервные окончания, улучшают приток крови и стимулируют кровообращение, развивает мелкую моторику. Например,
Ежик в руки мы возьмем - берем массажный мячик
Покатаем и потрем - катаем между ладошек малыша
Вверх подбросим и поймаем - подбрасываем мячик вверх и ловим
И иголки посчитаем - нажимаем на шипы пальчиками одной руки ребенка
Пустим ежика на стол - кладем мячик на стол
Ручкой ежика прижмем - ручкой грудничка прижимаем мяч
И немножко покатаем - катаем ручкой мячик
Потом ручку поменяем - меняем ручку малыша и также катаем мячик;
- материалы для ИЗО деятельности (пластилин, цветное тесто, восковые мелки ит.д.) – снимает нервное напряжение мышц, отвлекает от негативных установок, развивает мелкую моторику руки, психические процессы.
- кинетический песок, с различными формочками - развивает мелкую моторику, успокаивает, снимает раздражение — терапевтический эффект для детей, развивает тактильные ощущения, поднимает настроение.
- Трубочки «огнедышащий дракон», «султанчики» -для дыхательной гимнастики.
Пособия для развития эмоциональной сферы - предметы, помогающие ребёнку лучше понять своё настроение и самочувствие.
- Маски, микрофон - снять с ребёнка чувство скованности, зажатости, поднимать самооценку; маска помогает примерять различные положительные роли, что способствует безболезненному выбору или решению различных ситуации, а микрофон вызывает восторг, ребенок представляет себя на месте звезд (артистов, кумиров) тем самым у ребенка исчезает чувство скованности,
- Игрушки эмоции (резиновые, мягкие) позволяют посмотреть на свое настроение со стороны, побуждает к самооцениваю.
- Стаканчики эмоций (стаканчик секрета, стаканчик грусти, стаканчик для криков). Стаканчик побуждает рассказать свой секрет, который его беспокоит, положить грустное настроение, или выплеснуть (крикнуть) свой гнев. Снимает напряжение, успокаивает.
- «Подушка-обнимушка». Если подушка для битья даёт выход отрицательным эмоциям, то этот вариант позволяет ребятам поделиться
своим настроением, рассказать о своих мечтах. Подушка в виде солнышка, которое улыбается.
В уголке уединения ребята играют в спокойные игры, занимаются творческой деятельностью, тихо общаются или просто отдыхают от шума.
Уютный уголок уединения поможет дошкольникам обрести уверенность в себе и даст им ощущение безопасности.
Литература:
- Радионова О.Р. Педагогические условия организации развивающей предметной среды в дошкольном образовательном учреждении: дисс. соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. - 187 с.
- Играем вместе с детьми: развитие игровой деятельности у детей. Программа по обучению, воспитанию и развитию детей дошкольного возраста / под ред. С.А. Лебедевой. - М.: ИЛЕКСА, 2009. - 165 с.
- http://rosinkaoskol.ru/new/doki/2016/rekomendacii_po_osnashheniju_ugolkov_uedinenij-uju.pdf
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Уголки уединения, релаксации в ДОУ. Требования ФГОС"
Презентация направлена на ознакомление с основами организации особых мест в группе детского сада, способствующих формированию эмоционально комфортной обстановки, сохранению и укреплению психического з...
Оформление уголка уединения в первой младшей группе
В требованиях ФГОС ДО развитие предметно- пространственной среды обращает особое внимание не только к обеспечению совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, но и возможно...
Рекомендации для оформления уголка "Уединения" в детском саду.
Нервная система дошкольника развивается слишком быстро,его психическое состояние весьма не устойчиво. Педагог должен уметь регулировать детскую эмоциональную сферу. Ребёнка ни в коем случае нель...
Идеи оформления ширмы для уголка "Уединение"
Детский сад — первый социальный институт ребёнка. Здесь он постоянно находится в коллективе, вне зависимости от своих мыслей, настроения и переживаний. Вместе с тем одна из задач современного до...
Консультация педагогов «Требования ФГОС ДО к оформлению уголка уединения в ДОУ»
С введением ФГОС ДО одной из основных задач является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Уголок уединени...
«Правила оформления уголка уюта и уединения» Буклет
Уважаемые педагоги!ФГОС предъявляет определённые требования к оформлению уголка уединения в ДОУ: Он не должен быть слишком большим по размеру (ведь ощущение уюта и спокой...
Методические рекомендации по оформлению в группе раннего возраста зоны отдыха - уголка уединения "Теремок"
Данная разработка носит рекомендательный характер из опыта работы, о том, как можно организовать пространство в детскому саду под зону отдыха....