Методическая разработка по экспериментированию в старшей группе "Путешествие в волшебный мир бумаги"
методическая разработка (старшая группа)

Бородич Елена Владимировна

Знакомство детей старшей группы с разными видами бумаги (бумажная салфетка, писчая бумага, картон). Дать элементарные представления о свойствах бумаги, учить детей устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экспериментирование в старшей группе.

Тема: Путешествие в волшебный мир бумаги.

Цель: формирование представлений детей о видах и свойствах бумаги.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить детей с разными видами бумаги;

- дать элементарные представления о свойствах бумаги;

- учить устанавливать причинно-следственные связи;

Развивающие:

- развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности;

- поощрять любознательность и стремление к получению новых знаний;

- развивать наблюдательность;

- развивать логическое мышление;

- активизировать и обогащать словарный запас детей;

- развивать тактильные ощущения;

Воспитательные:

- Воспитывать культуру общения;

- развивать эстетическое восприятие окружающего мира.

       Материал и оборудование: рюкзак, фартуки, карточки-схемы, одноразовые скатерти, разная бумага: салфетка, писчая бумага, картон, большая емкость, для воды, бумажные цветы, цветы из салфеток, индивидуальные пластмассовые подносы, салфетки для рук, карандаши, ножницы, большой бумажный кубик, цветные кораблики.

       Словарная работа:  бумажная салфетка, бумага, писчая, картон, тонкая, легкая, плотная, гладкая, шероховатая, шуршит, рвется, намокает, лавирует, мнется, гнётся, сгибать, аппликация, конструирование.

   Вводная часть

Ход занятия: Приветствие: 

Здравствуй, Небо! Здравствуй, Солнце!

Здравствуй, Земля! Здравствуй, планета Земля!

Здравствуй наша большая семья!

В.: Ребята, когда я сегодня пришла на работу, то увидела этот рюкзак.

- А вы хотели бы узнать, что там? Кто откроет? Здесь фартуки и записка-заклинание.

- Хотите узнать, что в записке? «Оденьте фартук, встаньте в круг и попадешь ты в путешествие по станциям, мой друг»

- Вы хотите отправиться в путешествие? (одеваем фартуки и говорим слова)

- А на первую станцию мы попадем, отгадав загадку.

На чем мы пишем что-нибудь, На чем мы любим рисовать,

Что можно скомкать и согнуть И даже трубочкой свернуть?

А ну, попробуй угадать! (бумага)

Основная часть.

Вот мы и на Первой станци: Виды и свойства бумаги

Сядьте, пожалуйста, за стол. У каждого из вас стоит поднос.

- Что вы видите?  (различная бумага). Найдите, САЛФЕТКУ, она лежит слева. Рассмотрите, погладьте ее, проведите по щеке.

-Какая она? (мягкая, тонкая)

-А давайте попробуем смять салфетку? (мнется).

-А может ли салфетка издавать звук? Пошуршите ей, как будто стираете белье (шуршит).

-Попробуйте ее разорвать (рвется)

- Положите на ладонь и подуйте на нее. (Легкая, улетает).

ПРИКРЕПЛЯЮ СХЕМЫ: МНЕТСЯ; ИЗДАЕТ ЗВУК; РВЕТСЯ.

Найдите, пожалуйста, бумагу, на которой мы рисуем.

- Что на ней можно делать? писать и рисовать. Она называется ПИСЧАЯ БУМАГА. Проведите по ней карандашом.

- Рассмотрите ее, какая она (белая, гладкая). Сомните ее (мнется)

- Что сложнее мнется бумажная салфетка или писчая бумага? (писчая бумага, т.к. более плотная)

- Издает звук? (да) Громче чем салфетка? (да) Почему? (более плотная)

- Разорвите бумагу (рвется). Сложите бумагу (складывается).

- Возьмите ножницы и разрежьте бумагу (режется легко).

- Напомните, пожалуйста, как называется такая бумага (повторить с детьми «писчая»)

ПРИКРЕПЛЯЮ СХЕМЫ: КАРАНДАШИ; НОЖНИЦЫ;

У вас осталась на подносе бумага? (да, КАРТОН).

- Рассмотрите его. - Какой он? (гладкий, блестящий, плотный, цветной)

- Чем он отличается от писчей бумаги? (более плотный, цветной)

- Сомните его (мнется сложнее)

- Издает ли картон звук? (да, шуршит громче, чем бумага, т.к. плотный)

- Разорвите (рвется хуже, чем бумага)

- Разрежьте (режется сложнее).

- А мы используем картон в своих работах? (да)

- Для чего мы используем картон? (аппликация, конструирование)

- Засиделись мы друзья, ну-ка, поиграть пора! - А вы помните, из чего изготавливают бумагу? (из дерева)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Лесорубы» Представьте, что вы изготавливаете бумагу.

Лесорубы дерево срубили, (Имитация движение топора)

На станке на части разделили, (руками разводят в разные стороны)

Чурбачки на щепки порубили, (стучат ребром ладони о другую ладонь)

И в растворе долго их варили, (имитация движений поварешки)

А потом всю жидкость отжимают, (отжимают руками)

Валиком утюжат, сушат, гладят. (имитация движений утюга)

Так выходит чистый лист бумаги (показ двух ладоней, поднятых вверх)

Для журнала, книги и тетради. («открывают» две сложенные ладони)

Вторая станция: Вода и бумага

- Отдохнули, поиграли? Наше путешествие продолжается.

- Хотите поиграть с цветами из бумаги? (да) Перед нами озеро, а перед каждым из вас лежат  цветы.

- Из какой бумаги эти цветы? (из писчей бумаги)

- Посмотрите, бутоны у этих цветов закрыты. Возьмите, пожалуйста, по одному цветку и аккуратно опустите цветок в воду. 

- Что происходит? (Цветы раскрылись, распустились). Почему цветок раскрылся? что произошло с бумагой? (она намокла) Бутон раскрывается постепенно, т.к. постепенно намокает бумага. Это говорит о том, что бумага хрупкая, намокает. Вода проникает между волокнами бумаги, заполняет их, в том числе попадает туда, где загнут лепесток. Поэтому цветы в воде раскрываются.

- А теперь давайте поиграем с другими цветами.

- Из какой бумаги эти цветы? (из бумажной салфетки) Опустите эти цветы в воду.

- Что вы видите? (цветы намокли) - Быстро намокли эти цветы? (да) Почему? (салфетка тоньше писчей бумаги)

Вывод: все бумажные предметы портятся от встречи с водой – бумага боится воды.

Давайте прикрепим еще одну схему. СХЕМА: КАПЛЯ ВОДЫ

- Ребята, вы не устали путешествовать? (нет) Наше путешествие продолжается.

- Хотите поиграть в игру? "Что у нас в группе сделано из бумаги?" Ведь в нашей группе тоже есть предметы, сделанные из бумаги. 

- Ну-ка детки не зевайте, что в группе сделано из бумаги  называйте и бумажный кубик мне кидайте (книги, фантики, коробки, раскраски и т.д.)

Заключительная часть.

- Ребята, вам понравилось наше путешествие?

- Что вы узнали? (виды бумаги: салфетка, писчая бумага, картон)

- Давайте вспомним свойства бумаги, опираясь на схемы.

1) бумагу можно использовать для рисования.

2) бумага мнется, более плотную бумагу тяжелее сминать.

3) при смятии, трении – бумага издаёт звук.

4) бумага легко рвётся

5) бумага легко режется.

6) бумага боится воды и намокает.

Молодцы, ребята! Бумага очень важна в жизни каждого человека, поэтому расходовать бумагу нужно экономно. Вы должны аккуратно читать книги, не мять и не рвать листы и тогда они прослужат очень долго.

На этом наше путешествие подходит к концу и нам пора возвращаться обратно. «Дружно за руки возьмемся в нашу группу мы вернемся».

- Что вам понравилось больше всего в путешествии?

- А тебе? - Какое задание вызвало трудности?

- Вы сегодня хорошо потрудились, у меня для вас сюрприз (достаю из коробки бумажные кораблики). Вы можете самостоятельно дома сделать еще кораблики из другой бумаги (салфетки, картона), запустить дома с родителями и проверить, какой кораблик продержится на воде дольше всех, а потом расскажете нам.

hello_html_471b2c0d.png

На бумаге можно рисовать

hello_html_364cfa20.gif

Бумагу можно резать

                              hello_html_m820fb0a.png

Бумага мнется

hello_html_1dfd63a2.gif

Бумага издает звук

hello_html_139fb708.jpg

Бумага намокает

hello_html_m3923cde4.jpg

Бумага рвется

https://flomaster.club/uploads/posts/2021-11/1636736810_52-flomaster-club-p-tsvetik-semitsvetik-raskraska-dlya-detei-k-62.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по ознакомлению детей старшего возраста основам безопасности."Волшебная иголочка"

Познакомить детей с назначением иголки и безопасным ее использованием....

Методическая разработка по ознакомлению детей старшего возраста основам безопасности."Волшебная иголочка"

Познакомить детей с назначением иголки и безопасным ее использованием....

Собственная методическая разработка. Младшая группа. Конспект опытно-экспериментальной деятельности "Волшебная бумага"

Опытно - экспериментальная деятельность в младшей группе.Тема: « Волшебная бумага »Цель: развивать представления детей о свойствах бумаги (мнется, рвется, намокает.)развивать познавател...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА НОД В СТАРШЕЙ ГРУППЕ "ВОЛШЕБНЫЕ БЛОКИ"

КОНСПЕКТ НОД ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БЛОКОВ ДЬЕНЕША...

Методическая разработка образовательной деятельности в старшей группе "Путешествие в волшебный лес"

Организация досугового мероприятия в рамках экологического воспитания....

Методическая разработка игры-экспериментирования для детей старшего возраста «Фильтрация воды. Как очистить воду»

Методическая разработка направлена на закрепление и углубление знаний детей о свойствах воды, посвящена проблеме фильтрации воды, раскрывает способы очистки воды с помощью игры-экспериментирования....