Методическая разработка по экспериментированию в старшей группе "Путешествие в волшебный мир бумаги"
методическая разработка (старшая группа)
Знакомство детей старшей группы с разными видами бумаги (бумажная салфетка, писчая бумага, картон). Дать элементарные представления о свойствах бумаги, учить детей устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Экспериментирование в старшей группе | 359.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Экспериментирование в старшей группе.
Тема: Путешествие в волшебный мир бумаги.
Цель: формирование представлений детей о видах и свойствах бумаги.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с разными видами бумаги;
- дать элементарные представления о свойствах бумаги;
- учить устанавливать причинно-следственные связи;
Развивающие:
- развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности;
- поощрять любознательность и стремление к получению новых знаний;
- развивать наблюдательность;
- развивать логическое мышление;
- активизировать и обогащать словарный запас детей;
- развивать тактильные ощущения;
Воспитательные:
- Воспитывать культуру общения;
- развивать эстетическое восприятие окружающего мира.
Материал и оборудование: рюкзак, фартуки, карточки-схемы, одноразовые скатерти, разная бумага: салфетка, писчая бумага, картон, большая емкость, для воды, бумажные цветы, цветы из салфеток, индивидуальные пластмассовые подносы, салфетки для рук, карандаши, ножницы, большой бумажный кубик, цветные кораблики.
Словарная работа: бумажная салфетка, бумага, писчая, картон, тонкая, легкая, плотная, гладкая, шероховатая, шуршит, рвется, намокает, лавирует, мнется, гнётся, сгибать, аппликация, конструирование.
Вводная часть
Ход занятия: Приветствие:
Здравствуй, Небо! Здравствуй, Солнце!
Здравствуй, Земля! Здравствуй, планета Земля!
Здравствуй наша большая семья!
В.: Ребята, когда я сегодня пришла на работу, то увидела этот рюкзак.
- А вы хотели бы узнать, что там? Кто откроет? Здесь фартуки и записка-заклинание.
- Хотите узнать, что в записке? «Оденьте фартук, встаньте в круг и попадешь ты в путешествие по станциям, мой друг»
- Вы хотите отправиться в путешествие? (одеваем фартуки и говорим слова)
- А на первую станцию мы попадем, отгадав загадку.
На чем мы пишем что-нибудь, На чем мы любим рисовать,
Что можно скомкать и согнуть И даже трубочкой свернуть?
А ну, попробуй угадать! (бумага)
Основная часть.
Вот мы и на Первой станци: Виды и свойства бумаги
Сядьте, пожалуйста, за стол. У каждого из вас стоит поднос.
- Что вы видите? (различная бумага). Найдите, САЛФЕТКУ, она лежит слева. Рассмотрите, погладьте ее, проведите по щеке.
-Какая она? (мягкая, тонкая)
-А давайте попробуем смять салфетку? (мнется).
-А может ли салфетка издавать звук? Пошуршите ей, как будто стираете белье (шуршит).
-Попробуйте ее разорвать (рвется)
- Положите на ладонь и подуйте на нее. (Легкая, улетает).
ПРИКРЕПЛЯЮ СХЕМЫ: МНЕТСЯ; ИЗДАЕТ ЗВУК; РВЕТСЯ.
Найдите, пожалуйста, бумагу, на которой мы рисуем.
- Что на ней можно делать? писать и рисовать. Она называется ПИСЧАЯ БУМАГА. Проведите по ней карандашом.
- Рассмотрите ее, какая она (белая, гладкая). Сомните ее (мнется)
- Что сложнее мнется бумажная салфетка или писчая бумага? (писчая бумага, т.к. более плотная)
- Издает звук? (да) Громче чем салфетка? (да) Почему? (более плотная)
- Разорвите бумагу (рвется). Сложите бумагу (складывается).
- Возьмите ножницы и разрежьте бумагу (режется легко).
- Напомните, пожалуйста, как называется такая бумага (повторить с детьми «писчая»)
ПРИКРЕПЛЯЮ СХЕМЫ: КАРАНДАШИ; НОЖНИЦЫ;
У вас осталась на подносе бумага? (да, КАРТОН).
- Рассмотрите его. - Какой он? (гладкий, блестящий, плотный, цветной)
- Чем он отличается от писчей бумаги? (более плотный, цветной)
- Сомните его (мнется сложнее)
- Издает ли картон звук? (да, шуршит громче, чем бумага, т.к. плотный)
- Разорвите (рвется хуже, чем бумага)
- Разрежьте (режется сложнее).
- А мы используем картон в своих работах? (да)
- Для чего мы используем картон? (аппликация, конструирование)
- Засиделись мы друзья, ну-ка, поиграть пора! - А вы помните, из чего изготавливают бумагу? (из дерева)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Лесорубы» Представьте, что вы изготавливаете бумагу.
Лесорубы дерево срубили, (Имитация движение топора)
На станке на части разделили, (руками разводят в разные стороны)
Чурбачки на щепки порубили, (стучат ребром ладони о другую ладонь)
И в растворе долго их варили, (имитация движений поварешки)
А потом всю жидкость отжимают, (отжимают руками)
Валиком утюжат, сушат, гладят. (имитация движений утюга)
Так выходит чистый лист бумаги (показ двух ладоней, поднятых вверх)
Для журнала, книги и тетради. («открывают» две сложенные ладони)
Вторая станция: Вода и бумага
- Отдохнули, поиграли? Наше путешествие продолжается.
- Хотите поиграть с цветами из бумаги? (да) Перед нами озеро, а перед каждым из вас лежат цветы.
- Из какой бумаги эти цветы? (из писчей бумаги)
- Посмотрите, бутоны у этих цветов закрыты. Возьмите, пожалуйста, по одному цветку и аккуратно опустите цветок в воду.
- Что происходит? (Цветы раскрылись, распустились). Почему цветок раскрылся? что произошло с бумагой? (она намокла) Бутон раскрывается постепенно, т.к. постепенно намокает бумага. Это говорит о том, что бумага хрупкая, намокает. Вода проникает между волокнами бумаги, заполняет их, в том числе попадает туда, где загнут лепесток. Поэтому цветы в воде раскрываются.
- А теперь давайте поиграем с другими цветами.
- Из какой бумаги эти цветы? (из бумажной салфетки) Опустите эти цветы в воду.
- Что вы видите? (цветы намокли) - Быстро намокли эти цветы? (да) Почему? (салфетка тоньше писчей бумаги)
Вывод: все бумажные предметы портятся от встречи с водой – бумага боится воды.
Давайте прикрепим еще одну схему. СХЕМА: КАПЛЯ ВОДЫ
- Ребята, вы не устали путешествовать? (нет) Наше путешествие продолжается.
- Хотите поиграть в игру? "Что у нас в группе сделано из бумаги?" Ведь в нашей группе тоже есть предметы, сделанные из бумаги.
- Ну-ка детки не зевайте, что в группе сделано из бумаги называйте и бумажный кубик мне кидайте (книги, фантики, коробки, раскраски и т.д.)
Заключительная часть.
- Ребята, вам понравилось наше путешествие?
- Что вы узнали? (виды бумаги: салфетка, писчая бумага, картон)
- Давайте вспомним свойства бумаги, опираясь на схемы.
1) бумагу можно использовать для рисования.
2) бумага мнется, более плотную бумагу тяжелее сминать.
3) при смятии, трении – бумага издаёт звук.
4) бумага легко рвётся
5) бумага легко режется.
6) бумага боится воды и намокает.
Молодцы, ребята! Бумага очень важна в жизни каждого человека, поэтому расходовать бумагу нужно экономно. Вы должны аккуратно читать книги, не мять и не рвать листы и тогда они прослужат очень долго.
На этом наше путешествие подходит к концу и нам пора возвращаться обратно. «Дружно за руки возьмемся в нашу группу мы вернемся».
- Что вам понравилось больше всего в путешествии?
- А тебе? - Какое задание вызвало трудности?
- Вы сегодня хорошо потрудились, у меня для вас сюрприз (достаю из коробки бумажные кораблики). Вы можете самостоятельно дома сделать еще кораблики из другой бумаги (салфетки, картона), запустить дома с родителями и проверить, какой кораблик продержится на воде дольше всех, а потом расскажете нам.
На бумаге можно рисовать
Бумагу можно резать
Бумага мнется
Бумага издает звук
Бумага намокает
Бумага рвется
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по ознакомлению детей старшего возраста основам безопасности."Волшебная иголочка"
Познакомить детей с назначением иголки и безопасным ее использованием....
Методическая разработка по ознакомлению детей старшего возраста основам безопасности."Волшебная иголочка"
Познакомить детей с назначением иголки и безопасным ее использованием....
Методическая разработка сценария для детей старшей группы "Волшебная кисточка Осени".
Сценарий осеннего утренника...
Собственная методическая разработка. Младшая группа. Конспект опытно-экспериментальной деятельности "Волшебная бумага"
Опытно - экспериментальная деятельность в младшей группе.Тема: « Волшебная бумага »Цель: развивать представления детей о свойствах бумаги (мнется, рвется, намокает.)развивать познавател...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА НОД В СТАРШЕЙ ГРУППЕ "ВОЛШЕБНЫЕ БЛОКИ"
КОНСПЕКТ НОД ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БЛОКОВ ДЬЕНЕША...
Методическая разработка образовательной деятельности в старшей группе "Путешествие в волшебный лес"
Организация досугового мероприятия в рамках экологического воспитания....
Методическая разработка игры-экспериментирования для детей старшего возраста «Фильтрация воды. Как очистить воду»
Методическая разработка направлена на закрепление и углубление знаний детей о свойствах воды, посвящена проблеме фильтрации воды, раскрывает способы очистки воды с помощью игры-экспериментирования....