Консультация на тему: "Развитие творческих способностей у детей через знакомство с русским прикладным искусством"
консультация

Здобникова Наталья Викторовна

О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие. Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, о её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Консультация на тему: «Развитие творческих способностей у детей через знакомство с русским прикладным искусством».

«Творчество является уделом всех,.... оно является нормальным и постоянным спутником детского развития».

В.В. Давыдов

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и практическом отношениях: ведь речь идёт о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие. Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, о её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.

Время наше сложное - это время социальных перемен, политических бурь и потрясений. Они буквально ворвались в жизнь каждого из нас. Народные игры, забавы и игрушки заменяются на компьютерные игры, телевизионные экраны наводнила жестокостью. По сути своей это чуждо природе детской, натуре растущего человека. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, - задача особенно актуальна сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, частушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей, зажечь их сердца, развивать в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов.

Педагог должен пробудить в ребёнке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что творит добро и красоту, приносит людям радость.

Работа по ознакомлению детей с декоративно-прикладным творчеством предусматривает:

  • ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, природно-экологическим своеобразием русского народного декоративно-прикладного искусства;
  • создание такой развивающей среды, которая способствовала бы реализации творческих замыслов, развитию творческих способностей личности ребёнка на основе декоративно-прикладного искусства с опорой на краеведческий материал (музей народной игрушки, минимузей русских головных уборов, предметы декоративно-прикладного искусства и др.), позволила бы удовлетворить потребность в познании окружающего мира;
  • привлечение в работу по обучению детей родителей.

В работе по ознакомлению детей с народным декоративно-прикладным искусством используются следующие формы организации занятий:

  • теоретические занятия (беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы об историческом, культурном наследии, о людях, создающих красоту, о декоративно-прикладном искусстве);
  • практические занятия (изготовление с детьми наглядных пособий, изготовление мелких поделок - салфетки, открытки, картинки - аппликации и т.п., используя различные материалы, проведение творческих выставок);
  • комплексные занятия;
  • экскурсии (на природу с целью любования, привития чувства прекрасного и т.д.);
  • игровые занятия (включение в учебный процесс самых различных видов игровой деятельности - дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных и т.п.), праздники, участие в выставках, конкурсах, творческих проектах;
  • коллективное творчество. Эти работы использовались в основном для украшения интерьера группы.

Основное внимание уделяется работе с семьёй, поскольку приобщение к национальному декоративно-прикладному искусству должно, прежде всего, закладываться в семье. Эта работа предусматривает следующие формы работы с родителями:

  • родительские собрания
  • консультации для родителей
  •  анкетирование и тестирование родителей с целью выявления    заинтересованности родителей по приобщению детей к данной работе, выяснения необходимости проводимой работы
  • презентации выставок творческих работ детей
  •  совместные с родителями мероприятия.

В работе по ознакомлению с русским прикладным искусством используются следующие методы и приёмы работы:

  1. Игровой метод - игра естественное состояние детей, познающих окружающий мир. Игра даёт удовлетворённость от деятельности, удовольствие в момент творчества, радость общения.
  2. Наглядные методы: прямые (воспитатель показывает способы действия); косвенные (побуждает к самостоятельному действию).
  3. Словесные методы: метод творческой беседы, тактика ведения диалога.
  4. Здоровьесберегающие технологии: использование различных физкультминуток, музыкальных пауз.
  5. Метод моделирования ситуации, который является инновационным. Это создание вместе с детьми сюжетов - моделей, ситуаций - моделей, этюдов, в которых дети осваивают различные способы творческой деятельности.

Для обучения декоративной деятельности и формирования детского творчества берутся только подлинные предметы народного искусства и их изображения (иллюстрации, фотографии). Отбираются доступные для восприятия детей определённого возраста предметы и игрушки, которые имеются в дошкольном учреждении. Узоры на них должны быть простыми: полосы, круги, кольца, точки, овалы. Они проходят через все возрастные группы, но расширяется их содержание, выделяются новые средства выразительности, традиции каждого вида.

Начинаем формировать интерес к декоративно изобразительному искусству со второй младшей группы, где учим детей замечать яркость цветовых образов в народной игрушке. Рассматривание организуем так, чтобы ребёнок смог выделить форму, цвет, элементы украшения. Затем рисуем несложные элементы народного узора: кольцо, круги разного размера, листочки (способом примакивания), в конце учебного года рисуем узор «клетка». Учим рисовать ритмичный узор, располагая внизу, по углам, в центре, что соответствует композиции народного орнамента.

В средней группе вводится декоративное рисование на основе знакомства детей с народным декоративно-прикладным искусством (дымковская, хохломская). Рассматривая с детьми предметы народного искусства, учим видеть и выделять элементы узора: точки, кольца, круги, прямые линии. Мы показываем, что у каждого вида народного искусства свои сочетания цветов и оттенков. Например, у дымковской игрушки используются красный, синий, зелёный, жёлтый и др., которые ярко выделяются на белом фоне, в узоре присутствует чёрный цвет - маленькие токи, чёрточки, украшающие крупные элементы. Объясняем, что красота зависит от повторения одних и тех же элементов одного цвета. Учим составлять симметричные узоры на бумаге разной формы: полосе, квадрате, круге. Чтобы занятия были эффективнее, составление узора связываем с украшением вещей (юбка дымковской барышни, хвост индюка и т.д.)

Успех обучения декоративному рисованию во многом зависит оттого, насколько интересно организуется восприятие детьми изделий, использование игровых приёмов, сюрпризных моментов. На основе одного из видов народного искусства могут быть проведены 2- 3 занятия по рисованию. Например: расписывание коврика (полоски) для дымковской игрушки, используется один из элементов узора - круги, украшенные как на дымковской игрушке. Затем, можно предложить украсить коврик (полоску) 2-3 элементами - кругами и мазками или овалами, чередуя их, и ввести в них чёрточки, точки. Учим детей чередовать полосы (линии) широкие и узкие, линии и круги, линии и овалы, выбирая цвет для каждого элемента согласно с колоритом росписи. Для росписи детям можно давать силуэты животных, фартуки матрёшек, вырезанные из бумаги. И предоставлять возможность творить.

В старшей группе детей продолжают учить составлять узор по мотивам народного искусства. Учим выделять особенности каждого вида росписи. Продолжаем воспитывать умение составлять симметричные узоры на бумаге разной формы: полосе, квадрате, многоугольнике, выделяя середину, углы, кайму, украшать объёмные формы - лепные изделия. Побуждаем детей использовать в узоре геометрические элементы: кольца, круги, точки, волнистые линии, завиток; растительный элемент: цветы, листья, ягоды. Обращаем внимание детей на особенности цветового и композиционного решения: например, в Городецкой росписи в середине изображается большой цветок, а слева и справа - одинаковые по цвету и величине, листья. Учим выделять красоту сочетания розового и тёмно-красного, голубого и тёмно-синего, роль белого в оживлении рисунка, знакомим с приёмами украшения листьев. Показываем общий принцип изображения: сначала у всех цветов рисуется круг, затем маленькие круги и дуги или несколько дуг, подбирая цвет. Обращаем внимание, что такое сочетание цветов является основой городецкой композиции.

При рассматривании хохломской росписи отмечаем, что чем легче завиток, тем характернее будет узор. Важно показать детям, как волнистая линия, завиток заполняют форму: полоску, квадрат, прямоугольник, круг; как завиток завивается вокруг бокала, бочонка. Учим их рисовать линии, завитки легко, концом кисти. Узоры отбираем наиболее простые, с учётом возможностей дошкольников. Так, как ведущим видом деятельности дошкольников является игра, то на каждом занятии имеет место игровая мотивация.

В подготовительной группе продолжаем формировать детское творчество. Дети составляют симметричные узоры по мотивам народного искусства на бумаге разной форме (квадрате, круге, и т. д.). Дополнительно водятся новые композиции - ассиметричная, когда цветки или завитки заполняют всю поверхность формы. На занятиях наряду с учебными задачами, предусматриваются и творческие задания.

Детям предлагается самостоятельно выбирать мотивы композиции, не нарушая особенности росписи. Основным приёмом обучения является рассматривание узора на предметах, выделение элементов, их цвета, положения. Используем приём обведение элементов рукой, определение их места в узоре. С этой же целью можно использовать фланелеграф, на котором располагаем готовые формы, показывая тот или иной вариант композиции. Также широко используются и игровые приёмы, которые повышают эмоциональный настрой детей. Целесообразно проводить упражнения 2-3 минуты, в процессе которых дети учатся изображать сложные элементы на небольшом листе бумаги. В группе устраиваем выставки предметов народного искусства и работ детей.

Подведём итог:

Не каждый ребёнок приходит в мир, чтобы стать художником, но верно и то, что определённым потенциалом художественного развития обладает каждый вступающий в мир ребёнок, и этот потенциал надо раскрыть. Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей, зажечь их сердца, развивать в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Педагог должен пробудить в ребёнке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что творить добро и красоту, приносит людям радость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Развитие художественно-творческих способностей у детей с нарушением зрения в процессе овладения ими различными нетрадиционными приемами изображения в рисовании"

В данной публикации я рассказала о том, как знакомить детей с нарушениями зрения с нетрадиционными приемами изображения в изобразительной деятельности. Этот материап может быть использован  воспи...

Развитие познавательной активности детей через знакомство с декоративно-прикладным искусством

Предлагаю методику ознакомления детей с народным прикладным искусством по средством природных изменений и не только....

Консультация для воспитателей на тему: «Развитие речевых компетенций у младших дошкольников через знакомство с русскими народными сказками».

Речевая компетенция означает владение способами формирования и формулирования мыслей посредством языка и умение пользоваться такими способами в процессе и порождения речи....

Методическая разработка на тему "Развитие музыкально-творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях семьи"

Данный материал дает возможность воспитателю проконсультировать родителей о роли и значимости развития музыкально-творческих способностей детей, дать практические советы родителям, каким образом разви...

Семинар – практикум «Развитие творческих способностей у детей через знакомство с русским прикладным искусством в условиях реализации ФГОС»

Цель этого семинара расширить знания воспитателей о развитии творческих способностей детей через знакомство с русским прикладным искусством....

Консультация на тему: «Развитие музыкально - творческих способностей дошкольников»

Музыка - это самая доступная, приятная и прекрасная форма общения взрослого и ребенка. Творческие способности – это индивидуальные особенности качеств человека, которые надо развивать с детства....