Консультация «Использование ИКТ при ознакомлении детей с русской народной сказкой»
консультация
Консультация об использовании ИКТ при ознакомлении детей со сказками
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_ispolzovanie_ikt_v_skazkah.docx | 21.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 2
Консультация «Использование ИКТ при ознакомлении детей
с русской народной сказкой»
Подготовила: воспитатель
Колмакова Марина Ивановна
Саров, 2022г.
Детство – это радость открытий, волшебное погружение в окружающий мир, узнавание и понимание его. Дошкольный возраст - возраст сказки. Близок и мил им сам язык сказки, ее стиль, простота и выразительность, яркость и наглядность образов, обилие сравнений и повторений, которые так свойственны речи ребенка. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдет в детях чутких, внимательных слушателей.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом идет модернизация дошкольного образования. В связи с этим определяются новые цели, задачи и направления в работе ДОУ. Эффективность любой образовательной деятельности определяется умением рационально применять информационно-коммуникационные технологии (ИКТ с традиционными средствами обучения). Информационными технологиями обучения называют технологии, в которых используются специальные технические информационные средства (аудио, видео). Современное образование заставило по-новому взглянуть на процесс воспитательно-образовательной работы в детском саду. Значительную роль в этом может сыграть применение современных информационно-коммуникативных технологий. Сегодня применение информационно-коммуникативных технологий можно считать теми новыми способами передачи знаний, которые соответствуют новому содержанию обучения и развития ребенка. Информационно-коммуникативные технологии не только значительно повышают эффективность усвоения материала детьми, но также позволяют ставить перед ребенком и помогать ему решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность, помогают быть ребенку успешным в разных видах деятельности, в том числе и учебной деятельности.
Важной составляющей современного образовательного процесса ДОУ является создание интерактивной среды, позволяющей существенно расширить возможности взаимодействия ребенка с информационными ресурсами.
Признавая ИКТ как новое мощное средство для развития детей, необходимо помнить заповедь: «НЕ НАВРЕДИ!». Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе требует тщательной организации и подготовки, в соответствии с возрастом детей и требованиями СанПина.
Сказка сама по себе не оставляет равнодушным ни одного человека. Тайну, заключенную в сказке, малыш должен чувствовать. Она так же служит мостиком, соединяющим внешний мир с внутренним миром ребенка. Сохраняется преемственность поколений в рамках культуры, потому что сказка – это педагогический и творческий опыт народа. Сказку используют врачи, психологи, педагоги. Каждый специалист может найти в сказке тот ресурс, который поможет решать его профессиональные задачи. Каждому возрасту - своя сказка.
Все сказки делятся на:
- коллективные (народные);
- индивидуальные (авторские).
Существуют:
- сказки о животных;
- бытовые сказки;
- волшебные сказки.
Особенности сказки:
- значительная переработка сведений, получаемых от эмоционального окружения;
- четкая композиция с характерной симметрией отдельных элементов, с их повторяемостью;
- схематичность и краткость изложения материала, облегчающая рассказывание, слушание или просмотр;
- активное развитие действия, выражающееся в быстром переходе от одного момента к другому и к развязке.
Остановимся на преимуществах использования информационно-коммуникационных технологий при ознакомлении детей со сказкой. Спектр использования ИКТ в образовательном процессе достаточно широк. Они облегчают процесс восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов, т.к. сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка.
Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил».
Использование ИКТ помогает:
- привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;
- делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;
- формировать информационную культуру у детей;
- расширять познавательный интерес детей;
- реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;
- активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.)
В своей работе каждый педагог может использовать следующие средства информационно-коммуникативных технологий:
- компьютер
- мультимедийный проектор;
- музыкальный центр;
- телевизор;
- магнитофон;
- фотоаппарат.
Так же можно выделить следующие виды интерактивных материалов:
- фотографии;
- DVD – диски ( видеофрагменты: фильмов, сказок, мультфильмов по сказкам);
- презентации;
- слайды.
Использование интерактивных материалов при ознакомлении детей со сказками:
- в начале для обозначения темы, создавая проблемную ситуацию;
- как информационно-обучающее пособие;
- как сопровождение объяснения воспитателя (презентации, видеофрагменты и т. д.);
- для контроля усвоения материала детьми.
Сказка – незаменимый инструмент формирования личности дошкольника. Ребенок накапливает материал, из которого впоследствии будет строиться его фантазия. Сказки, способствуют развитию в ребенке творческого мышления и воображения. Через восприятие народной сказки закладываются основы нравственного сознания ребенка. Она учит детей слушать и слышать других людей, помогает взрослым найти общий язык с ребенком, подружиться с ним. В процессе ознакомлении детей со сказками происходит воспитание нравственности, развитие речи, формирование интереса и познавательной активности, воспитание эмоциональной отзывчивости.
Итак, можно сделать следующие выводы:
1. ИКТ даёт возможность использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее, повышают эффективность ознакомления детей со сказкой.
2. Движения, звук, мультипликация привлекают внимание детей и способствуют повышению познавательной активности (высокая динамика способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей).
3. ИКТ обеспечивают наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала.
Слушая сказки, мы глубоко сочувствуем персонажам и переживаем описываемые события, примеряем на себя лучшие черты людей, познаём добро и зло, трусость и смелость, проявляем сочувствие и сострадание, заряжаемся положительной энергией, получаем знания о мире и учимся жить. Детские сказки – необходимый элемент воспитания, они доступным языком рассказывает нам о жизни, учат, освещают проблемы добра и зла, показывают выход из сложных ситуаций. Рассказывая и читая сказки, мы развиваем внутренний мир, получаем знания о законах жизни и способах проявления творческой смекалки. Чтение сказки формирует на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение и сочувствие.
Информационно-коммуникационные технологии повышают эффективность процесса по ознакомлению детей с произведениями художественной литературы -сказками, позволяют развивать интеллектуальные, творческие способности, умение самостоятельно приобретать новые знания, решать познавательные и творческие задачи, обеспечивают личностно ориентированный подход.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия "Ознакомление с русской народной сказкой "Теремок"
Методика обучению слушанию, рассказыванию....
Перспективный план работы по ознакомлению с русской народной сказкой в старшей группе
Данный перспективный план позволит воспитателям систематизировать работу по ознакомлению с русской народной сказкой в различных видах деятельности...
Перспективный план по ознакомлению с русской народной сказкой во 2 мл. группе
Данный перспективный план позволит воспитателям систематизировать работу по ознакомлению детей 2 мл. группы с русской народной сказкой в различных видах деятельности...
Перспективный план работы по ознакомлению с русской народной сказкой в средней группе
Данный перспективный план поможет воспитателям систематизировать работу по ознакомлению с русской народной сказкой в средней группе...
«Формирование словесного творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с русскими народными сказками о животных».
Опыт работы старшего воспитателя МБДОУ – д/с №27 «Чебурашка» г.Клинцы, Брянской области....
Развитие эмоциональной отзывчивости и интереса к народному творчеству через ознакомление с русскими народными сказками у детей младшего дошкольного возраста
Данный материал по развитию интереса к народному творчеству через ознакомление с русскими народными сказками у детей младшего и среднего дошкольного возраста можно использовать педагогам в своей...
Консультация для воспитателей " Развитие интереса к народному творчеству через ознакомление с русскими народными сказками"
Данный материал будет интересен педагогам младших и средних групп детского сада. В этой консультации обобщен практический опыт по развитию эмоциональной отзывчивости и интереса к народному творчеству ...