Методическая разработка "Родной свой край, люби и знай"
методическая разработка (подготовительная группа)
Предполагаемая методическая разработка «Родной свой край, люби и знай» реализуется мной в группах старшего возраста, как одна из составных частей программы «Вдохновения», в развитии образования национально – регионального компонента. Проанализировав уровень развития детей по программе «Вдохновения», пришла к выводу , что в содержании программы не реализуется этно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста в полной мере, не достаточно оснащено направление по знакомству детей с патриотическим и народным творчеством, приобщение к культуре, не предусматривается региональный компонент и условия нашего детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty_-_metodicheskaya_razrabotka_drozdova_o.m.docx | 40.49 КБ |
Предварительный просмотр:
ОПЫТ РАБОТЫ
«Адаптированная методическая разработка по этническому - нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста.»
«РОДНОЙ СВОЙ КРАЙ,
ЛЮБИ И ЗНАЙ»
Дроздова Ольга Михайловна,
воспитатель детского сада.
Деревня Грановщина,
Иркутского района,
Иркутской области.
2022год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:
Предполагаемая методическая разработка «Родной свой край, люби и знай» реализуется мной в группах старшего возраста, как одна из составных частей программы «Вдохновения», в развитии образования национально – регионального компонента. Проанализировав уровень развития детей по программе «Вдохновения», пришла к выводу , что в содержании программы не реализуется этно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста в полной мере, не достаточно оснащено направление по знакомству детей с патриотическим и народным творчеством, приобщение к культуре, не предусматривается региональный компонент и условия нашего детского сада.
Создание методической разработки «Родной свой край люби и знай» стала необходимостью для того, чтобы закладывать, знания много-национальном искусстве с учетом особенностей, обычаев и традиций родного края.
Мы живем в деревне Грановщина, которую можно найти на карте Иркутской области. Наш Иркутский район, богат своими традициями, обычаями и его населяет интересный народ. И мне захотелось помочь детям узнать, чем красив и богат наш край.
Поставив перед собой цели и задачи, столкнулась с серьезной проблемой недостатки материала для проведения системной работы по этно. – патриотическому воспитанию. Такую работу лучше проводить конечно с коллективом единомышленников, которые могут решать эти задачи комплексно и этим коллективом у меня стали родители.
Диагностический этап показал, что возникла необходимость обобщить собственный практический материал по этно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
Цели и задачи методической разработки:
Цели:
-Формирование нравственно-патриотических ценностей.
-Создание предметно-пространственный среды, способствующему этому воспитанию.
- Воспитание гражданина и патриота своей страны и родного края.
Задачи:
- Формирование у детей представления о месте положения страны, края, города на географической карте.
- Формировать представление об истории нашего родного края.
- Познакомить с символикой страны, края, с народным творчеством Иркутской области.
- Воспитывать уважение к традициям народа живущих в нашем крае, это русских, бурят и других национальностей.
- Воспитывать чувство уважения к законам, правилам - нашей много национальной страны.
- Вызывать интерес к истории страны и нашего края.
- Воспитывать умение слушать и слышать, высказывать свое мнение.
Для решения поставленных задач для своей работы с детьми и их родителями провела следующую работу, изучала и анализировала научную литературы по проблеме, образовательные стандарты и нормативные акты по введению государственных образовательных стандартов.
В настоящее время, с возвращением к нам национальной памяти, все больше хочется знать о культуре разных народов, о том, как жили наши предки, во что одевались, как отмечали праздники, какие соблюдали обычаи и традиции. Кроме того, давно забыты и не употребляются в разговорной речи старославянские слова и изречения, почти не используются в работе с детьми потешки, поговорки, пословицы, которыми так богат русский язык. В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта. Именно сейчас, в век стремительного научно-технического прогресса, этно – патриотическое воспитание должно стать для подрастающего поколения тем стержнем, который может спасти не только наших детей, но и будущее России от многих бед. Я работала на разных группах и отметила, что посещают дети наш детский сад, с разной национальной культурой, где проявляется внешнее и внутреннее пространство жизни ребенка, несущее культуру и духовность. Ежедневно погружаясь в эту среду, ребенок, исподволь, ненавязчиво постигает культуру, усваивает духовные ценности, формируется личность, как гражданина, как члена общества, усваивает нормы и правила проживания в нем. Практическая реализация поставленных задач показывает, что формированию стержневых качеств личности – самостоятельности, активности, духовности и патриотизма, способствует обогащению словаря, сочетание обучения и свободной деятельности по выбору детей, развитие социальных и нравственных отношений в детском саду и дома. Между тем упущенные в дошкольном возрасте возможности в последствии не восполняются или восполняются с трудом. Мои выпускники уносят из детского сада во взрослую жизнь, знания, которые им помогут проявлять себя настоящими гражданами и патриотами нашей Родины.
Взаимодействие с родителями:
1.Родительские собрания – круглый стол.
2.Беседы-15-ти минутки, дискуссии.
3.Консультации – телефон доверия.
4.Анкетирование.
5.Информационно – стендовый материал – памятки, буклеты, выставки, презентации, проекты.
Целью свое работы поставила, возрождение семейного воспитания.
Ожидаемые результаты.
- Наработан материал по перспективному и тематическому планированию.
- Определена система работы с детьми, родителями и социумом.
- Отработана методика по оценке уровня развития детей методической разработки.
Перспективный план
работы с детьми по месяцам.
(Практическая часть)
Месяц | Темы | Задачи | Формы деятельности |
Сентябрь | «Моя семья» | Формировать представления о семье. | Проект: «Моя родня», с/р. игра «Семья», рисования «Моя семья», чтение сказки «Гуси лебеди». |
«Мои друзья» | Формировать представление о дружбе. | Проект: «Друг в беде не бросит», Беседа: «Что такое дружба», рисование: «Мой лучший друг», мультфильм: « Крокодил Гена». | |
«Праздник воспитателя» | Формирование любви к д/саду, сверстникам и педагогам. | Проект: « Мой любимый д/ сад», Беседа: «Важная профессия воспитатель» рисование: « Любимый д/сад». | |
Октябрь | «С чего начинается Родина?» | Формировать нравственное, патриотическое сознание. | Проект:« Малая Родина», Беседа: « Дом в кокором ты живешь», рисование: « Моя Грановщина». |
«Мы Сибиряки» | Формировать представление об особенностях жизни в Сибири. | Проект: «Мы Сибиряки», Беседа: « Кто такие Сибиряки?», рисование: «Мы гордимся Сибиряками». | |
«Возникновения родной моей деревни» | Расширить знания детей о родной деревне. | Проект : « История создания нашей деревни», Беседа:« Вот моя деревня, конкурс рисунков «Наш поселок глазами детей» | |
« Осенины» | Продолжать развивать у детей чувства коллективизма и доброжелательного отношения друг к другу. Создать праздничную атмосферу. | Проект: « Что нам осень принесла?», Беседа: « Урожай», рисование : «Дары природы». Аппликация «Урожай овощей.» Фотогазета «Чудеса сибирской природы» . | |
Ноябрь | « Откуда хлеб пришел на стол?» | Формировать представление детей о ценном пищевом продукте. | Проект: « Царь стола – это хлеб», Беседа: « Кто такой хлебороб», рисование : « Богатый урожай», лепка из соленого теста « Калачи». |
« Русская изба» | Расширять представление о жилище людей в старину. | Проект: « Машина времени», презентация: «Путешествие по русской избе», чтение сказки» По щучьему велению», рисование: « Узоры на ставнях». | |
« Юрта» | Формировать бережное отношение к историческому наследию бурятского народа. | Проект: « Машина времени», презентация: «Путешествие в жилище бурят», чтение бурятских сказок, рисование бурятского орнамента. | |
«Хайтинская посуда» | Формировать знания об уходи за посудой, осознание детьми значимости посуды в жизни –деятельности русского человека. | Путешествие «В гости к Марье искуснице». | |
Декабрь | « Бурятская народная посуда» | Формировать знания об уходи за посудой, осознание детьми значимости посуды в жизни –деятельности бурят. | Путешествие в Юрту. |
« Байкал жемчужина Сибири» | Формировать первичные представления об объектах окружающего мира озере Байкал, его уникальности и природных особенностях. | Презентация проекта « Озеро Байкал –жемчужина России» Изготовила макет Байкала, дидактические игры «Кто живёт на Байкале», пазлы на тему Байкала, | |
« День рождение Деда Мороза» | Развивать интерес к познании нового, расширять кругозор детей. | Беседа «Кто такой Дед Мороз», Рисование: «Наряд Деда Мороза», сказка «Морозко». Видео экскурсия по усадьбе Деда Мороза. Презентация «Родина Деда Мороза Великий – Устюг». | |
«Мастерская Деда Мороза» | Расширять представления у детей об общенародном празднике Новогодней елки. | Беседа «Что такое Новый год? Составление письма Деду Морозу. «Как празднуют Новый год в других странах». Праздник Новый год. Конкурс «Лучшая новогодняя игрушка» (вместе с родителями). | |
Январь | «Рождественские посиделки» | Развитие познавательного интереса к народным традициям. | Беседа: «Рождество Христово», Ручной труд «Ангелочек» Чтение худ. лит. Рождественской сказки, «Колядование». |
Моя столица Сибири – Иркутск» | Путешествие по карте. | ||
«Декабристы» | Развитие познавательного интереса к народным традициям | ||
«Столица России Москва» | Путешествие по карте. | ||
Февраль | «Государственный символ России - флаг» | Создание книжки малышки «Флаг России» | |
« Не перевелись на Руси богатыри» | Развивать интерес к прошлому своей страны. Воспитывать чувство гордости за наших славных воинов. | ||
« Наша Армия» | |||
« Великие полководцы» | Развивать интерес к прошлому и настоящему своей страны. Воспитывать чувство гордости за наших славных воинов. | ||
Март | « Мама – главное слово» | Формировать в сознании детей образ мамы, как самого дорогого человека. | |
« Наши родственники». | Продолжить формирование представлений детей о семье, о доброжелательных отношениях родных людей. | Рассматривание фотографий семьи одного из детей Беседы, рассказы детей о родителях: что делают мама, папа дома, как помогают друг другу и заботятся обо всех. | |
«Хозяйкины помощницы». | Познакомить детей с предметами обихода – коромыслом, ведрами, корытом, стиральной доской и пр. Воспитывать интерес к прошлому. | ||
«Масленица» | Продолжать знакомить детей с русским народным фольклором: песнями и хороводами, с обрядовыми народными праздниками. | Беседа о значении Солнца в жизни славянских народов Разучивание малых фольклорных форм: пословиц, загадок о весне Разучивание русских народных игр: «Колышки», «Удочка» Развлечение «Приди, Весна, с милостью…» | |
Апрель | «Шутку шутить – людей насмешить». | Продолжать знакомить детей с потешным фольклором. | Составление детьми потешного рассказа Использование скороговорок, небылиц, потешек Загадывание загадок о весенних явлениях природы |
«Красная горка» | Продолжать знакомить с традициями народных гуляний на Пасхальной неделе. | Проект: «Пасха» | |
Май | «Этот День Победы» | Формирование чувства уважения к защитникам Родины Воспитание уважение к пожилым людям, ветеранам Великой Отечественной войны | Беседа о ВОВ с просмотром фрагментов фильмов Встреча с фронтовиком (прадедушкой одного из детей) Слушание и пение фронтовых песен Рисование на тему «Праздничный салют» Утренник «День Победы |
«Ордена и медали» | Продолжать знакомить детей с боевыми наградами, которыми награждали воинов во время Великой Отечественной войны Воспитывать уважение к ратным подвигам бойцов и командиров, гордость за свой народ, любовь к Родине. | Использование фотографий орденов и медалей Чтение рассказа «Зина Портнова» из сборника «Дети – герои Великой Отечественной войны» | |
Викторина «Что мы знаем о России | Обобщить и систематизировать знания детей о России. | Литературно-музыкальная викторина «Что мы Родиной зовём». |
Результаты в конце года.
У воспитанников будут сформированы по среднему и высокому уровню такие знания, способности и умения, как:
- Знать свой домашний адрес, название города, страны.
- Иметь представление о символике города, страны.
- Знать название близлежащих улиц.
-Иметь представления о жизни и быте русского народа.
- Узнавать на фотографии достопримечательности города.
- Знать профессии своих родителей.
- Имеет углубленные представления о семье, родственных отношениях.
- Знать правила поведения в природе.
Системная работа по приобщению дошкольников к народной культуре свидетельствует о том, что:
1. Повысилась заинтересованность детей работой по возрождению народных традиций, а это, прежде всего, влияет на развитие личностных качеств дошкольников. Дети стали более уважительно относиться к семье, родному краю, его истории и людям, живущим в Иркутской области; стали более доброжелательными, отзывчивыми, коммуникабельными; обогатился их словарный запас.
2. Выпускники дошкольной группы имеют и знания по народной культуре, традициям, принимают активное участие в народных праздниках.
3. Дети стали активнее использовать в своей деятельности произведения фольклора: загадки, потешки, считалки; умеют играть в русские народные игры.
4. Происходит формирование бережного отношения к предметам быта.
5. Возросло желание детей изучать фольклорные произведения во время свободной деятельности.
6. Дети имеют базовые представления о народно-прикладном творчестве, о видах декоративного искусства.
7. Повысилась заинтересованность родителей к возрождению народной культуры и
приобщению детей к истокам народных традиций.
8. Собран и систематизирован материал по организации работы с детьми в формате формирования у них нравственно-ценностного отношения к истокам и современности народной культуры, приобщению дошкольников к национальной культуре.
9. Благодаря системной работе по данной теме и различным методам воспитания улучшились показатели развития познавательной деятельности и здоровья детей.
Вывод: Приобщая детей к истокам русской национальной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.
ЛИТЕРАТУРА
1. Осипова Л.Е. «Мы живём в России»
2.Жуковская Р.И. Родной край - М.: Просвещение, 1990. - 208 с.
3. Кондрыкинская, Л.А. С чего начинается Родина? – М.: ТЦ Сфера, 2005.
4. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры, СПб, 1998
5. Л.В. Логинова - Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию, 2008.
6.Якушева, Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2006, № 6.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «РОДНОЙ СВОЙ КРАЙ ЛЮБИ И ЗНАЙ» для детей старшей группы
Воспитание любви и уважения к родному городу является важнейшей составляющей нравственно патриотического воспитания. Чтобы воспитать патриотов своего городка, надо его знать....
Родной свой край люби и знай. Методическое пособие.
Данное пособие предназначено для педагогов ДОО. Представленные материалы направлены на развитие у дошкольников нравственно-патриотических чувств, воспитание любви, уважен...
Методическая разработка для детей старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию «Родной свой край люби и знай!»
Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за неё, желание трудиться на её благо, беречь и умножать её богатства – начинает формироваться уже в дошкольном воз...
Методическая разработка Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе "Родной свой край люби и знай"
За последнее время всё большее распространение приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исто...
Творческий проект "Знай свой край люби и знай"
Твоческий проект по духовно - нравственному воспитанию....
Методическая разработка "Родной свой край-люби и знай"
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: ПРОЕКТ«РОДНОЙ СВОЙ КРАЙ - ЛЮБИ И ЗНАЙ»...
Методическая разработка дидактического пособия по формированию психологической базы речи у дошкольников на краеведческом материале «Родной свой край люби и знай!»
Методическая разработка дидактического пособия «Родной свой край люби и знай» посвящена вопросам формирования психологической базы речи дошкольников на основе краеведческого материал...