Консультация для родителей «Пословицы и поговорки как средство нравственного воспитания детей».
консультация (старшая группа)
Специфика процесса нравственного воспитания во многом обусловлена его содержанием - общественной моралью, необходимостью внедрения норм общественного нравственного сознания в индивидуальное сознание и поведение каждого дошкольника. Народная педагогика рассматривается, как духовный феномен, присущий сознанию народных масс, которое выражает себя, в частности, в таких жанрах устного творчества, как пословицы и поговорки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 20.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Пословицы и поговорки как средство
нравственного воспитания детей».
Воспитатель:
Булыга Наталья Андреевна.
Специфика процесса нравственного воспитания во многом обусловлена его содержанием - общественной моралью, необходимостью внедрения норм общественного нравственного сознания в индивидуальное сознание и поведение каждого дошкольника. Народная педагогика рассматривается, как духовный феномен, присущий сознанию народных масс, которое выражает себя, в частности, в таких жанрах устного творчества, как пословицы и поговорки.
Большинство из них возникло на основе наблюдений человека за общественными и природными явлениями, некоторые появились в связи с историческими событиями, вошли в речевой обиход из произведений классиков русской литературы. В пословицах закрепилась житейская мудрость народа. За истекшие века многие изречения устарели, забылись, стали непонятными.
Тем не менее, умело выбранные и кстати примененные пословицы и поговорки делают наглядной излагаемую мысль, а речь - более убедительной, доходчивой, живой.
Народные пословицы имеют форму, благоприятную для запоминания, что усиливает их значение как этнопедагогических средств. Ценность пословиц и поговорок постигается расшифровкой их смысла, требующей проникновения в их глубину.
Тематика пословиц и поговорок поистине всеобъемлюща. Есть пословицы сельскохозяйственные, бытовые, много пословиц создано о труде, семье, воспитании.
Многочисленные характерологические пословицы и поговорки оценивают свойства личности с нравственной точки зрения по поступкам и действиям. Воспитание и перевоспитание дурных людей - дело не из легких: «Змея своей кривизны не сознает: выпрямлять станешь - укусит».
Меткое применение пословиц и поговорок помогает исправлению недостатков. Пословица колет не в бровь, а в глаз, она обличает зло и возвышает добродетель. Образность пословиц и поговорок делает их хорошим средством убеждения. Запоминание пословиц и поговорок облегчается игрой слов, разными созвучиями, ритмикой, порой весьма искусной. В данном случае поэзия выступает как форма сохранения и распространения мудрости, опыта, познавательной деятельности, моделирующей воспитание и его результат – поведение.
По определению Я.А. Коменского, «Пословица или поговорка есть краткое и ловкое высказывание, в котором одно говорится и иное подразумевается, т.е. слова говорят о некотором внешнем физическом, знакомом предмете, а намекают на нечто внутреннее, духовное, незнакомое».
Наиболее распространенная форма пословиц и поговорок наставление. С нравственной точки зрения наиболее интересны наставления трех категорий: поучения, наставляющие детей в добрых нравах, в том числе внушающие им правила хорошего тона; поучения, призывающие взрослых к благопристойному поведению, и, наконец, наставления особого рода, содержащие педагогические советы или констатирующие результаты воспитания – как успешные, так и не слишком.
Пословица – выкристаллизовавшееся общественное мнение народа, нравственная оценка им всех случаев жизни. Положительные и отрицательные черты личности по пословицам и поговоркам представляются как цели воспитания и перевоспитания, предполагающие всемерное улучшение поведения и характера людей. Многие пословицы и поговорки являются мотивированными и аргументированными призывами к самосовершенствованию.
При сходстве с пословицей в эмоциональной насыщенности поговорка отличается от нее своей функцией, со всей очевидностью, обнаруживаемой в речи. Поговорка вставляется в какое-либо суждение на правах его: части. Обычно поговорка отличается от пословицы и своей конкретной темой, и образом, она служит для сопоставления сходных явлений. Путем сравнения, уподобления поговорки подчеркивают нравственный образ, который лежит в их основе.
Пословицы и поговорки украшают нашу речь, делают ее более образной и живой, поэтому приобщение к ним ребенка является эффективном средством обогащения его речи, интонации, словарного запаса, средством развития воображения. Ведь чтобы использовать в речи пословицы или поговорки, ребенок должен достаточно быстро оцепить ситуацию, как бы приложить ее к поговорке, сравнить их соответствие и только тогда высказать свое суждение.
Подробнее остановимся на возможностях использования пословиц и поговорок с целью нравственного воспитания дошкольников.
Для выявления степени понимания дошкольниками смысла пословиц и поговорок как модели нравственного поведения предложите детям определить смысл следующих пословиц, отражающих различные: стороны жизни людей:
1. Не одежда красит человека, а труд.
2.Трус своей тени боится.
3.Краса земли в траве, краса людей в труде.
- Труд человека кормит, а лень портит.
- Ласковое слово, что весенний день.
- Тот, кто друга не защищает, сам погибает.
- По хищнику и капкан.
- К человеку будь милосердным, к старцу - почтительным.
- Кто не дорожит родным братом, тот и у чужого уважения не познает.
- Поспешишь - людей насмешишь.
- Кто много читает, тот много знает.
На ранних этапах работы с пословицами и поговорками используем такие виды заданий, которые требуют от детей значительной самостоятельности и собственного творчества, например: изображение пословицы в виде рисунка, подбор к пословицам и поговоркам картинок и т.д. Для этих этапов работы нужно отбирать наиболее простые, доступные пониманию детей: и ценные в воспитательном отношении высказывания. Чтобы добиться действенности в употреблении той или иной пословицы, необходимо не раз при удобном случае напоминать ее детям, подтверждать ее разными приемами.
Можно не ограничиваться темой пословицами и поговорками, которые помещены в хрестоматиях для чтения, а отбирать из бесконечного их разнообразия те изречения, которые особенно четко определяют, что хорошо и что дурно, внушают детям нравственные правила, дают яркую эмоциональную оценку различным человеческим качествам и поступкам.
Чтобы научить детей правильно применять пословицы, полезно предлагать им такие, например, вопросы: «О ком можно сказать: не спеши языком, торопись делом?», «Кому мы напомним: слово — не воробей, вылетит — не поймаешь!» и т.д.
Большое значение имеет работа над образностью пословиц. Постепенно дети осваивают более сложный для них материал. Мы знакомим их с пословицами, которые отражают важные закономерности в жизни человеческого общества, обобщают богатый социально-исторический опыт народа и требуют умения мыслить отвлеченно. Изречения такого характера прекрасно раскрывают детям народное отношение к прошлому, убеждают в том, что необходимо быть смелым и решительным в любом деле, укрепляют патриотические чувства ребят.
Использование пословиц и поговорок с целью нравственного воспитания возможно и при проведении других занятий, таких как рисование, лепка, музыка и т.д. Отбор высказываний определяется темой конкретного занятия и его целями: образовательными, развивающими и воспитательными.
Пословицы и поговорки использовались для выполнения трудовых поручений. В этом случае пословица «Глаза боятся, а руки делают» помогала эмоционально настроить детей на непростую, требующую терпения и аккуратности работу, воспитывала в них трудолюбие, целеустремленность.
Работа с пословицами на занятиях по математике позволит нам так организовать изучение темы, чтобы одновременно с решением дидактических задач дошкольники уяснили смысл пословицы «Добро помни, а зло забывай». Дети отвечали на вопросы:
- К какой жизненной ситуации можно применять эту пословицу?
- Давайте подумаем, почему зло надо забывать, а добро – помнить.
Чему научила вас эта пословица?
На занятиях по познавательному развитию при изучении темы «Где зимуют птицы» наряду с усвоением научных знаний дети одновременно в виде игры работали с пословицами «На чужой сторонушке рад своей воронушке» и «Всяк кулик свое болото хвалит».
На занятиях с целью нравственного воспитания дошкольников мы использовали разнообразные виды упражнений.
1. «Собери пословицу».
Цель: развитие умения понимать смысл пословиц, формирование таких нравственных качеств, как трудолюбие и добросовестности.
Берется легко узнаваемая пословица, все слова в ней меняются местами. Задача детей - восстановить исходный текст. Записываем версии детей, находим правильную, и предлагаем подумать, почему же именно этот вариант остался в памяти народа. Всего лишь одно предложение поможет научить детей видеть смысл простых слов, чувствовать, как изменяется суть целого от перемены мест отдельных частей.
2. «Найди лишнюю пословицу».
Цель: понимание смысла пословицы, нахождение общего и различного.
- Хвастать - не косить, спина не болит.
- Не спеши языком - торопись делом.
- Язык до Киева доведет.
- От слова до дела сто перегонов.
3. «Изобрази пословицу пантомимой».
Цель: обратить внимание детей на возможность передачи мысли с помощью мимики и жестов, развивать умение «читать» их.
Пословицу показывают желающие, а остальные ее отгадывают. Это упражнение позволяет запомнить пословицу и способствует раскрепощению детей, установлению лучшего взаимопонимания между ними.
Надо стараться дать определенные знания о том, что:
- пословицы - это краткое народное изречение с назидательным поучительным смыслом;
- выдающимся собранием пословиц является сборник В.И. Даля;
- пословицы и поговорки можно употреблять для усиления той или иной мысли, использовать как вывод;
- пословицы и поговорки есть у каждого народа;
- в пословице говорится одно, но подразумевается другое, нечто нравственное, духовное;
- пословицы могут быть хорошими советчицами в выборе тех или иных форм поведения;
- пословицы помогают не только одобрить чье-то поведение, но и осудить его.
Работа по использованию пословиц и поговорок с целью нравственного воспитания была построена с учетом особенностей процесса нравственного воспитания и его механизма: знания и представления + мотивы + чувства и отношение + навыки и привычки + поступки и поведение = нравственные качества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Пословицы и поговорки — источник воспитания нравственных качеств личности мальчика и девочки»
Консультация для родителей...
Консультация для родителей "ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ РУССКОГО НАРОДА О СЕМЬЕ И СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ"
Консультация...
консультация для родителей «Пословицы и поговорки — источник воспитания нравственных качеств дошкольника»
Консультация для родителей по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников...
Консультация для родителей «Пословицы и поговорки — источник воспитания нравственных качеств личности дошкольников»
Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлен...
Консультация для родителей «Пословицы и поговорки — источник воспитания нравственных качеств личности мальчика и девочки»
Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлен...
Консультация для родителей «Пословицы и поговорки, их значение для развития детей»
Консультация для родителей «Пословицы и поговорки, их значение для развития детей»...
Консультация для родителей «Пословицы и поговорки — источник воспитания нравственных качеств дошкольника»
Консультация для родителей «Пословицы и поговорки — источник воспитания нравственных качеств дошкольника» Неисчерпаемый источник для воспитания нравственных качеств личности представ...