«Основные приемы мнемотехники»
методическая разработка

Казакова Лариса Ивановна

Многие педагоги думают, что мнемотехника появилась недавно, однако существует она несколько тысячелетий и окружает нас повсюду. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_osnovnye_priemy_mnemotehniki.docx24.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Снежинка»

Консультация для воспитателей

«Основные приемы мнемотехники»

                                                                                      Подготовила воспитатель: Казакова Л.И.

2021 год

Многие педагоги думают, что мнемотехника появилась недавно, однако существует она несколько тысячелетий и окружает нас повсюду.

Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.). Слово мнемотехника имеет однокоренное слово – Мнемозина. В греческой мифологии Мнемозина является богиней памяти и матерью 9 муз, а переносный смысл этого существительного – память. Известно, что уже в древней Греции люди успешно применяли приемы мнемотехники. Используя их, древние греки приобретали способность быстро запоминать очень большой, причем часто бессмысленный материал, демонстрируя свое искусство в публичных выступлениях.

Искусство запоминания было особенно важным в дописьменные периоды человеческой истории. Так жрецы, шаманы, сказители должны были запоминать огромные объёмы информации. Даже после появления письменности искусство запоминания не утратило своей актуальности. Очень малое количество книг, дорогие материалы для письма, большие масса и объём написанной книги — всё это побуждало запоминать текст.

Первые известные тексты по мнемотехнике создавали древние греки. Искусство запоминания также развивалось средневековыми монахами, которым нужно было помнить огромное количество богослужебных текстов. В эпоху средних веков, когда знания стали считаться силой, способность держать знания в голове также ценилась очень и очень высоко.

Мнемотехнику изучал, разрабатывал и преподавал Джордано Бруно, ею интересовался Аристотель и обучал этому искусству своего ученика Александра Македонского. Феноменальной памятью, основанной на приёмах мнемотехники, обладали Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт.

На Руси тоже использовалась мнемотехника. Ее яркий пример – славянская азбука. Название всех букв кириллицы были придуманы с мнемонической целью.

А (аз) Б (буки) В (веди) – я буквы знаю; Г (глагол) Д (добро) Е (есть) - письменность есть добро; Р (рцы) С(слово) Т(твердо) – произноси слово твердо.

Значит, уже издревле люди понимали, что мнемотехника облегчает и улучшает запоминание информации.

Приёмы мнемотехники

К основным элементам мнемотехники относятся: ассоциации, размещение, воображение.

Ассоциации. В словаре С.И. Ожегова понятие ассоциация объясняется, как связь, которая возникает между ощущением, представлением, восприятием и т. д. Ассоциации позволяют нам, например, при слове «кошка» представлять себе образ животного с длинными усами, хвостом, мягкой походкой и т. д. Если продолжать думать об этом зверьке, то, возможно вспомнить, где в последний раз его видели, собственное отношение к кошке и т. д. В мнемотехнике ассоциации являются основным ключом превращения какой-либо информации в образ.

Размещение. Если попросит человека вспомнить о том, что он делал вчера или неделю назад, то проанализировав ход своих мыслей, он будет мысленно возвращаться в то место, где совершались действия. В данном случае, можно говорить о том, что память о минувших событиях привязана к месту, где они происходили.

Воображение. В своём воображении, утверждал учёный А. Эйнтштейн, мы свободны «рисовать как художник. Воображение важнее знания. Воображение охватывает весь мир».

Основные приёмы мнемотехники можно условно разделить на следующие направления:

1. Запоминание цепочки слов.

2. Запоминания текстов и стихов.

3.Запоминания числовой информации.

4. Запоминания иностранных и заимствованных слов.

Мнемоприём запоминание цепочки слов

Для запоминания определённой последовательности слов можно использовать мнемоприём «Образование фраз из начальных букв запоминаемых слов»

А) Для запоминания падежей:

«Иван (Ирина) Родил Девчонку, Велел Тащить Пелёнку».

 Б) Для запоминания цветов радуги по порядку:

 Каждый охотник желает знать, где сидит фазан

В) Последовательность цветов в Российском флаге

Сверху вниз: Белый-Синий-Красный, БСК - соответствует последовательности согласных в слове "БеСКрайний".

Мнемоприём Пиктограмм (приём запоминания стихов, текстов)

Каждому человеку в своей жизни приходится выступать на публике – читать стихи перед классом, поздравлять родных и близких с праздниками, защищать диплом в институте и т.д. Большинство людей пользуются разного рода шпаргалками, т.к. бояться ошибиться или забыть текст.

Запоминание текста при помощи пиктограмм — весьма эффективный метод быстрого запоминания текста. Пиктограмма — это совокупность графических образов, которые человек придумывает сам с целью запоминания и последующего воспроизведения каких-либо слов и выражений.
Приём пиктограмм эффективно применять в качестве дополнительного средства при запоминании текстов (в том числе стихотворных).

План использования пиктограмм при работе с текстом:
1. Прежде всего в тексте надо выделить ключевые слова или короткие выражения.
2. К каждому из выделенных слов или выражений нужно нарисовать пиктограмму — то есть такую картинку, которая сможет впоследствии напомнить именно это слово. Картинка должна быть достаточно простой, главное, чтобы она впоследствии смогла напомнить слово или выражение, к которому она была нарисована.

Мнемоприёмы запоминания числовой информации.

Мнемоприём « Подбор образов».

Для работы с данным приёмом необходимо придумать образы цифрам от 0 до 9 в зависимости от того, на что они похожи или воспользоваться готовыми образами. Например: знакомство детей с цифрами : 0 )бублик, колесо), 1(игла, карандаш), 2 (лебедь, утка), 3 (усы, треугольник)

Мнемоприём созвучных слов

Прием созвучных слов применяется для запоминания иностранных, заимствованных слов и понятий. Очень многие иностранные слова, названия, термины, фамилии, по своему звучанию похожи на хорошо знакомые нам слова. Эти слова легко представить в виде зрительных образов, например: фактор — образ «Трактор»; штат Аляска — «Коляска»; деверь (родственник) — «Дверь».

Подручные мнемоприёмы

Определение убывающей, растущей луны

Для запоминания того, «растущей» ли является фаза Луны, можно использовать палец, карандаш, палочку, «приставленную» к полумесяцу на небе: если получается буква Р — растущая, иначе С — стареющая (вариант: Р — ребёнок, С — старик).

Определение количества дней в месяце по руке

Можно запомнить количество дней в месяцах года по выступающим косточкам пальцев. Необходимо сжать руки в кулаки и сложить два кулака вместе, боком друг к другу. Счёт месяцев идёт по выступающим косточкам пальцев и по впадинкам между косточками. Если месяц приходится на косточку, значит он длинный, в нём 31 день; если на впадинку — значит короткий, в нём 30 дней, или 28/29, если это февраль.

 Мнемотехника – это совокупность методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. То есть это своего рода конспекты в картинках. Приёмы мнемотехники строятся на использовании тех или иных видов запоминания. Использование дидактического материала в виде: мнемоквадрата, мнемодорожки, мнемотаблиц, схем-моделей. Мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу от простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, а затем к мнемотаблицам. Конечно, самый эффективный способ применения любой технологии, воспитания и развития ребёнка-это игра.  Начинать занятия с использованием мнемотехнических приёмов следует как можно раньше, так как у детей дошкольного и младшего школьного возраста ведущий вид памяти — зрительно-образный. То есть можно сто раз повторить ребёнку сказку, рассказ, стихотворение, но он всё равно будет путать слова и предложения. Однако нарисовав сюжет или представив смешанную схему из картинок, знаков и слов, малыш быстро сообразит, что к чему. Кроме того, мнемотехника помогает: запомнить последовательность действий (например, что за чем надевать перед выходом на улицу); привыкнуть к распорядку дня (обозначив на часах режимные моменты, можно без труда приучить ребёнка выполнять то или иное действие в положенное время); постичь азы чтения (картинки или условные знаки могут сопровождаться словами, буквами, что вызывает у ребёнка ассоциативную связь между понятием и буквенным образом); повысить внимательность (схемы и таблицы требуют сосредоточенного рассмотрения для полного понимания тех или иных действий); развивать образное мышление (наглядность помогает находить связи между образом и словом).

Самый простой вид мнемотехники – это картинка. Например, ваш малыш ходит в детском саду в группу «Ягодка». На его шкафчике изображена определенная ягодка, над умывальником его полотенце висит под ее изображением  . Таким образом, ребёнок запоминает, что его вещи – те, которые находятся под определённой картинкой.
Следующий этап использования мнемотехнических приёмов –
мнемоквадрат. Это понятная картинка, изображающая одно слово, словосочетание или короткое предложение. Например, картинка с изображением времен  года.

За освоением мнемоквадрата идёт мнемодорожка – четыре картинки на одном квадрате, обозначающие последовательность действий. Например, «носки», «брюки», «туфли», «куртка» – последовательность, по которой детки собираются на улицу. Конечно, в зависимости от времени года, дорожка будет удлиняться.
    Далее виды наглядности становятся уже более сложными. Это, прежде всего,
мнемотаблицы – рисунки основных звеньев сюжета сказки или стихотворения с использованием цветных картинок, букв, слов или схематических знаков. Кстати, для того, чтобы малышу было легче и интереснее осваивать таблицы, можно рисовать их вместе.  В таблицах применяются понятные и известные образы. Так, для описания животных следует соблюдать пропорции рисунка, а также обязательно делать его цветным. Тогда ребёнок чётко уяснит: лиса – рыжая с пушистым хвостом, волк – серый и т.д. По мнемотаблицам можно воспроизводить целые истории, а для развития фантазии крохи – ещё и предлагать придумывать собственные.
   Чтобы малыш запоминал пословицы или какие-то крылатые выражения, используются
мнемосхемы. На них изображаются объекты, которые дополняются условными знаками. Например, удочка – пруд – перечёркнутая рыбка. Это схема для выражения: «Без труда не вытащишь и рыбки из пруда».
Мнемотехника – это один из продуктивных способов развития памяти, воображения и мышления малышей.

  Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность на практике опробовать методический приём, который я использую в работе с детьми по заучиванию стихотворения.

Организовать стихотворение удобнее в виде таблицы. Каждая ячейка этой таблицы может соответствовать одному слову или целой фразе из стихотворения.

Остановлюсь немного подробнее о этапах работы при заучивании стихотворений с младшими дошкольниками:

1. Выразительное чтение стихотворения педагогом.

2. Беседа по содержанию, разбор новых слов.

3. Рассматривание   готовой таблицы (созданной взрослым).

4. Чтение стихотворения взрослым с опорой на символы.

5. Рассказывание стихотворения  с опорой на символы  самими детьми с небольшой помощью взрослого.

6.Самостоятельное рассказывание стихотворения детьми с опорой на схему.

 Систематически работая над развитием речи детей я при помощи мнемотехники и мнемотаблиц добиваюсь достаточно в короткие сроки, расширения словарного запаса, развиваю связную речь ребёнка, а заучивание стихов, превращаю в занимательную игру. Таким образом, мнемотехника является одним из эффективных способов развития связной речи дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра для педагогов "Как я умею пользоваться приемами мнемотехники"

представленный материал предназначен для работы учителя-логопеда с педагогами в форме деловой игры. С помощью данный игры педагоги учатся создавать и читать мнемосхемы и мнемотаблицы, а в дальнейшем п...

Развитие психических процессов дошкольников с использованием приемов мнемотехники

Особенности развития психических процессов дошкольника. Для улучшения памяти необходимо воспитывать у детей приемы запоминания и припоминания. Этому- то и способствует мнемотехника. Задачи работы пе...

Использование приемов мнемотехники в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.Поэтому педагогическое...

Семинар-практикум для воспитателей «Нетрадиционные методы и приемы воспитания ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении » в рамках проекта «Ресурсная школа» «Использование приемов мнемотехники, как средство развитие речи детей с ОВЗ»

Мнемотаблицы можно использовать при обучении детей составлению рассказов, пересказу сказок, разучивании загадок, потешек, стихов; при  автоматизации и дифференциации звуков, образовании...