«Организация исследовательской деятельности в дошкольном учреждении»
статья
Важнейшей проблемой общества является сохранение и развитие детской одаренности. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умения, способности к нестандартному поведению. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных задач современной системы образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_belousova_m.d.docx | 24.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Белоусова Мария Дмитриевна
воспитатель первой категории
ГБДОУ № 11 Выборгского района г. Санкт - Петербурга
«Организация исследовательской деятельности в дошкольном учреждении»
Важнейшей проблемой общества является сохранение и развитие детской одаренности. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умения, способности к нестандартному поведению. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных задач современной системы образования.
Ключевые слова: формирование исследовательских умений дошкольников, выявление интеллектуальной одаренности, исследовательское обучение, познавательно - творческие способности.
В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного обучения и воспитания: ориентация на гуманизацию всей педагогической работы, создание условий для развития индивидуальности каждого ребенка – позволяют по-новому взглянуть на проблему одаренности детей-дошкольников, открывают новые аспекты ее изучения и решения.
Не так давно, самым важным в воспитании и обучении детей было стремление, чтобы ребенок соответствовал некоторой средней норме. Это гарантировало возможность избежать многих проблем в развитии. Если же проблема развития одаренности не отвергалась, то полностью ложилась на плечи родителей или отдельных креативных педагогов, которые, основываясь на опыте и интуиции, помогали ребенку раскрыть свое дарование, начиная с дошкольного возраста.
А что же было с теми детьми, которые выделялись из общей массы при этом не в худшую сторону, а в лучшую? В ответ на данный вопрос можно проиллюстрировать воспоминания академика А.М. Матюшкина, когда к нему обратился папа с одарённым мальчиком четырёх лет. «В ответ на мой вопрос: Не пробовали ли вы отдать ребенка в детский сад?» – папа рассказал: «Пробовали, и садик хороший нашли, и путевку с трудом, но получили. А заведующая, выслушав мой рассказ о сыне, ведь он у нас на самом деле не такой, как ровесники, и знает больше, и развивается быстрее, успокоила меня: «Не волнуетесь, он станет у нас как все. Был у нас подобный ребенок, а теперь все нормально, от других не отличается»». А.М. Матюшкин, в течение многих лет занимавшийся проблемой одаренности, отмечал, что одаренность может быть загублена на любом этапе развития, в т.ч. и в дошкольном возрасте.
Получив право самостоятельно определять содержание и форму учебно-воспитательной работы, педагогические коллективы дошкольных образовательных учреждений на сегодняшний день выбирают развитие одаренности как одно из основных направлений работы.
Сразу возникает множество вопросов: как выделять одаренных дошкольников? С какого возраста можно проводить диагностику одаренности? Какие педагогические условия стимулируют раскрытие одаренности в дошкольном детстве? Как построить работу с одаренными детьми в детском саду? Данные вопросы волнуют педагогов, родителей, психологов.
Все это свидетельствует о том, что проблема развития одаренности, и в частности, на этапе дошкольного детства требует научно-практического решения.
Для одаренных детей на ранних этапах развития (до 2-3 лет) характерна высокая сензитивность (чувствительность) к новизне ситуации, проявляющаяся в более ярко выраженной и стойкой реакции на новый предмет, звук, изображение и т.д. Иногда можно обнаружить, что у таких детей познавательная потребность – потребность в новых впечатлениях – оказывается сильнее физиологических потребностей во сне, пище и пр. Особенность познавательной потребности состоит и в том, что она ненасыщаема, это обусловливает постоянное проявление широкой любознательности ко всему новому для ребенка.
Постепенно к 3-5 годам элементарная, первичная исследовательская активность преобразуется в более высокие ее формы и проявляется уже в самостоятельной постановке вопросов и проблем по отношению к новому, неизвестному. У одаренных детей трудно выделить «возраст вопросов» (период, когда дети начинают задавать очень много вопросов, для обычных детей длится от 2,5 до 3,5 лет), потому что их вопросы появляются почти с самого начала активного говорения, и их количество так резко не уменьшается, как у их сверстников в 3-4 года. Можно сказать, что одаренные дети всегда задают больше вопросов, чем ровесники. Вопросы одаренных детей более глубоки по содержанию, шире по тематике. У одаренных значительно раньше происходит превращение детских вопросов из необходимого средства речевого общения, познания мира в необходимое звено самостоятельного мышления. Такие дети более настойчивы в поиске ответов, при этом требуют от взрослых полных и глубоких по содержанию объяснений. Не всегда получая их, пытливые дети уже к 5 годам пытаются найти ответы самостоятельно: находя и читая соответствующую литературу, наблюдая, пробуя экспериментировать.
Если до этого ребенок, обнаруживая неясное, неизвестное, замечая противоречие, формулировал вопрос к другим: родителям, воспитателям, старшим детям, то с 5-6 лет уровень познавательной – исследовательской активности позволяет ставить интересующие ребенка проблемы, вопросы и осуществлять самостоятельный поиск решений.
Каждый ребенок от природы исследователь. Но есть дети, которые ждут открытий для себя от взрослых. А есть дети «почемучки», которых не устраивает короткий ответ на вопрос. Они жаждут более глубоких знаний. Очень важно взрослым вовремя увидеть и поддержать интерес ребенка к открытиям, научить его искать не минимум, а пытаться найти максимум и удовлетворить свой познавательный интерес. Про таких детей часто говорят « одаренный ребенок». Но всегда ли мы можем это заметить? Или как достать тот клад, потенциал, который находится внутри ребенка?
В качестве одной из причин отсутствия проявлений того или иного вида одаренности, в том числе и познавательной может быть недостаток необходимых знаний, умений и навыков, а также недоступность (в силу условий жизни) предметной области деятельности, соответствующей дарованию ребенка. Таким образом, одаренность у разных детей может быть выражена в более или менее очевидной форме. Вот почему формирование исследовательских умений дошкольников, выявление интеллектуальной одаренности - одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках образовательных стандартов. Все это приводит к тому, что необходимо искать и применять более эффективные средства воспитания и обучения, которые служат развитию познавательных способностей и раскрытию интеллектуальной одаренности детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экспериментально – исследовательская деятельность в дошкольном учреждении
Экспериментирование в детском саду является одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира....
Технология организации исследовательской деятельности в дошкольной образовательной организации
Консультация для педагогов...
Доклад на педагогическом совете по теме "Исследовательская деятельность в дошкольном учреждении"
Дети по природе своей исселователи. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребенка....
Презентация «Организация познавательно исследовательской деятельности в дошкольном учреждении».
Презентация «Организация познавательно исследовательской деятельности в дошкольном учреждении»....