Презентация «Организация познавательно исследовательской деятельности в дошкольном учреждении».
презентация
Презентация «Организация познавательно исследовательской деятельности в дошкольном учреждении».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: освоение организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми и её последующее активное применение в практической деятельности педагогов.
Задачи: повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения, * расширить знания педагогов по теме «детское экспериментирование в ДОО», *развивать навыки и умения экспериментирования и желание использовать опытно-исследовательскую деятельность в работе с детьми.
теория Участники семинара : педагоги МКДОУ №11. Организатор семинара : воспитатель Андриянова Л.Г.
Материалы к использованию: Проектор, экран, ватман, листы с напечатанными определениями, вопросы на листах, перфокарта, вопросы к перфокарте.
План семинара : 1. Работа над терминами. 2. Теоретическая часть. 3. Экспериментальная деятельность практикум. 4. Рефлексия.
Ход семинара: Работа над терминами В педагогической литературе, встречается много формулировок обозначения видов детской деятельности: поисковая, познавательно-исследовательская, опытно-поисковая, экспериментальная, экспериментально-исследовательская деятельность. Задание педагогам: «Определите соотношение всех этих понятий: какое из них шире, какое уже, или это равнозначные понятия, или абсолютно разные».
Поисковая деятельность детей - совместная работа воспитателя и детей, направленная на решение познавательных задач, возникающих в процессе познания мира. .
Предполагает высокую активность и самостоятельность детей. Поисковая деятельность начинается с постановки воспитателем и принятия детьми познавательной задачи (возможна также постановка познавательной задачи детьми). Затем осуществляется ее первичный анализ, и выдвигаются предположения (о возможном течении явления природы и его причинах), отбираются способы проверки предположений, выдвинутых детьми, осуществляется их проверка. Завершается поисковая деятельность анализом полученных в ходе проверки результатов и формулированием выводов.
Познавательно-исследовательская деятельность детей – специально организованная деятельность, позволяющая ребенку под руководством педагога или самостоятельно добывать информацию и овладевать представлениями о том или ином предмете, объекте, физическом или природном явлении. Познавательно – исследовательская деятельность особенна тем, что ребенок познает объект, раскрывает его содержание в ходе практической деятельности с ним.
Исследование - процесс научного изучения какого - либо объекта ( предмета, явления ) с целью выявления его закономерностей возникновения, развития и преобразования его в интересах общества". Исследовательская деятельность (от «исследование» - установление, обнаружение) – деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, комментарий, собственные выводы.
Учебно-исследовательская деятельность - это решение творческой задачи с заранее неизвестным результатом, имеющая целью построение обучающимся субъективно нового знания. Экспериментальная деятельность – нет определения. Экспериментирование - предполагает определенные преобразования в отличие от пассивного наблюдения. В ходе него различные объекты ставятся в искусственные условия, которые часто не существуют в природе.
Мы с Вами сегодня будем говорить об исследовательской и экспериментальной деятельности дошкольников. Исходя из имеющихся определений данных видов деятельности видно, что более широким и общим понятием является исследовательская деятельность; экспериментальная деятельность – один из видов исследовательской деятельности.
Образовательной программе МКДОУ №11, один из целевых ориентиры на этапе завершения дошкольного образования звучит «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности». 2. Теоретическая часть.
А интегративное качество «Любознательный, активный» предполагает, что ребенок: - интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (в мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире); - задает вопросы взрослому, любит экспериментировать; - способен самостоятельно действовать. - в случае затруднений обращается за помощью к взрослому. - принимает живое заинтересованное участие в образовательном процессе.
Именно организация исследовательский деятельности с дошкольниками может помочь дошкольнику решить выше обозначенные задачи. Исследовательская деятельность – это деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. В результате ребенок приобретает новое знание. Этот вид деятельности предполагает высокую степень познавательной активности ребенка, большую роль отводит самостоятельной работе.
Исследовательская деятельность может быть реализована в процессе специально организованной образовательной деятельности с детьми, во время совместной деятельности взрослого и детей, во время самостоятельной деятельности детей и в семье. В определении исследовательской деятельности было указано, что она строится в соответствии с определенными этапами. Этапами исследовательской деятельности является:
- выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования); - поиск и предложение возможных вариантов решения; - сбор материала; - обобщение полученных данных; -подготовка материалов исследования к защите (сообщение, доклад, макет, рассказ); - защита. Т.к. экспериментальная деятельность является видом исследовательской, то структура исследовательской найдет свое отражение и в экспериментальной деятельности.
3. Экспериментальная деятельность Экспериментальная деятельность – это один из видов поисковой (исследовательской) деятельности. Эксперимент предполагает определенные преобразования в отличие от пассивного наблюдения. В ходе него различные объекты ставятся в искусственные условия, которые часто не существуют в природе. Н.Н. Поддьяков выделяет экспериментирование как основной вид познавательно - исследовательской (поисковой) деятельности. Учёный считает, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности дошкольников: «Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается». При формировании основ естественно - научных и экологических понятий экспериментирование рассматривают как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Вопрос к педагогам: «Почему дети любят экспериментировать? Чем это обусловлено?» (т.к. доминирующими видами мышления являются наглядно-действенное и наглядно-образное, что предполагает активные действия с предметами и наблюдения).
Классификация экспериментов (задание воспитателям) 1. По характеру объектов, используемых в эксперименте: - опыты с растениями; - опыты с животными; - опыты с объектами неживой природы; - опыты, объектом которых является человек. 2. По месту проведения опытов: - в групповой комнате; - на участке и т. п.
3. По количеству детей (форма организации): -индивидуальные (1—4 ребенка); -групповые (5—10 детей); -коллективные (вся группа). 4. По причине их проведения: - случайные; специальной подготовки не требуют и зависят от возникшей ситуации или заданного вопроса проводятся на участке или в уголке природы. - запланированные проводятся на выраженном предмете, объекте; подготовка к проведению запланированных наблюдений и экспериментов начинается с определения целей и задач.
-поставленные в ответ на вопрос ребенка. Выслушав вопрос, воспитатель не отвечает на него, а советует ребенку самому установить истину, проведя несложное наблюдение. 5. По характеру включения в педагогический процесс: -эпизодические (проводимые от случая к случаю); - систематические.
6. По продолжительности: -кратковременные (от 5 до 15 минут); -длительные (свыше 15 минут). 7. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: - однократные; - многократные, или циклические. 8. По месту в цикле: - первичные; - повторные; - заключительные и итоговые.
9. По характеру мыслительных операций: - констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями); - сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта); - обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).
10. По характеру познавательной деятельности детей: - иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты); - поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат); - решение экспериментальных задач. 11. По способу применения в аудитории: - демонстрационные; - фронтальные.
Методы при проведении экспериментальной деятельности (перфокарта) Методы, повышающие познавательную активность. Эти методы позволяют формировать заинтересованность в принятии информации, желание уточнить и углубить свои знания, самостоятельно искать ответы на интересующие вопросы, умение усвоить способ познания и применить его. Наиболее эффективными методами этой группы являются сравнение, моделирование и конструирование, метод вопросов, метод повторения, решение логических задач, исследование.
Методы, повышающие эмоциональную активность детей при усвоении знаний (элементы новизны, проблемно-игровые приёмы), сочетание разнообразных средств, например: проведение опыта и зарисовка его результата. Методы коррекции и уточнение представлений, при проведении экспериментирования (повторение упражнения, наблюдение, метод переключения на другую деятельность, метод обобщённого ответа, беседа, проблемно-поисковый метод, т.е. все, что позволяет выяснить, что и как поняли детей в содержании сообщаемых им знаний).
Рассмотрим немного подробнее проблемные вопросы и ситуации. Постановка проблемных задач характерна технологии проблемного обучения, и поэтому, может быть отдельной темой для семинара-практикума. Проблемные ситуации могут быть созданы, когда обнаруживается несоответствие между уже усвоенными знаниями и новыми фактами. К постановке проблемных вопросов предъявляются определенные требования. Основные из них:
1)проблемная задача должна быть понятной детям; 2)должна их заинтересовать; 3)содержать новизну; 4) опираться на имеющийся опыт детей; 5)трудность задачи должна быть посильной; 6) ориентирована на максимальную самостоятельность и творчество детей. Практикум: Сейчас мы с Вами поупражняемся в формулировании проблемных задач.
3) Тема: «Жидкость в живых организмах» Если проблемные ситуации могут быть созданы, когда обнаруживается несоответствие между уже усвоенными знаниями и новыми фактами. Какой факт нам известен? О чем мы рассказывали детям? Предъявляемый факт: «Все живые организмы, в том числе растения, животные и человек, на две трети состоят из воды». Что мы должны узнать – это на самом деле так, или не так? (ПС: «Состоят ли живые организмы на две трети из воды?) Для того, чтобы это узнать проводим эксперимент
Эксперимент Для эксперимента возьмем апельсин и выжмем сок. Затем сравнить количество жидкости и твердой массы, чтобы определить их соотношение, пропорции. На основании факта: сока гораздо больше, чем твердого вещества, - исследователи «принимают» то знание, которое ранее отвергли. Данный эксперимент можно провести в 2 этапа: протереть и отжать овощ дома с родителями; сравнить количество жидкости и твердой массы – на следующий день в группе).
Возрастные особенности организации экспериментальной деятельности. Вопрос педагогам: «Зависит ли содержание экспериментальной деятельности, ее организация от возрастных особенностей детей?» В конце семинара раздаются методические рекомендации по организации экспериментальной работы в детском саду в разных возрастных группах. Методические рекомендации по организации экспериментальной деятельности.
- Алгоритм экспериментальной деятельности представляет собой: 1.Ставится проблема, которую необходимо решить; 2.Целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы). 3.Предлагаются различные варианты ее решения; 4.Проверяются эти возможные решения, исходя из данных; 5.Анализ полученного результата (подтвердилось – не подтвердилось). 6.Формулирование выводов
Фиксирование результатов экспериментов и наблюдений Один из этапов осуществления исследовательской и экспериментальной деятельности – это фиксирование результатов эксперимента или наблюдения. Вопрос педагогам: «Простая или сложная форма работы для детей фиксирование результатов?» (сложная). Существуют различные способы фиксации увиденного: графические, ментальные и практические. Самые простые способы фиксации результатов – это графические . К ним относятся приемы, связанные с использованием наглядных материалов (готовых форм).
практика В качестве готовых форм могут выступать: картинки, фотографии, натуральные объекты, объемные изображения, циферблаты, записи звуков. Можно использовать с младшей группы, начиная с картинок. В средней группе можно начинать использовать схематические зарисовки. Ментальные способы фиксации связаны с фиксацией увиденного в памяти; используется речь детей.
практика Ментальные способы фиксации связаны с фиксацией увиденного в памяти; используется речь детей. Существуют различные приемы. Например: ребенок рассматривает явление (объект) и составляет о нем рассказ; ребенок рассматривает явление (объект), затем отворачивается и, не глядя, дает его описание. Затем снова рассматривает этот же объект и вносит уточнения, исправления; сравнение явления (объекта) с уже известными детям явлениями (объектами): в средней группе акцент делается на отличиях, в старшем возрасте – начинают указывать и сходства.
практика Практические способы фиксации связаны с фиксацией наблюдаемого явления, процесса на бумаге (письменная речь или зарисовывание ). Например: зарисовывание явления (объекта) педагогом или отдельными детьми или всеми детьми; схематическое зарисовывание – отражение в рисунке только наиболее важных деталей; использование условных знаков – лучше придумывать каждый раз вместе с детьми. Не следует использовать много символов;
практика рисунки-прогнозы. Например, «Нарисуйте, как будут выглядеть через неделю посеянные сегодня семена». Через неделю дети сравнивают свои рисунки и реальный факт; рассказ об увиденном явлении составляет и записывает педагог. Но непрерывно советуется с детьми, проговаривает вслух записываемый текст, иногда специально допускает ошибки; педагог записывает рассказ, который составляет один ребенок или группа детей. Затем прочитывает вслух для проверки и уточнения;
практика педагог зачитывает 2-3 готовых текста из 2-4 предложений каждый. Детям нужно определить, какой из них более всего соответствует наблюдаемому явлению. Т.к. фиксирование результатов – это сложная форма работы, существуют особенности проведения : Обязателен индивидуальный подход, который учитывает умения каждого ребенка; Является сугубо добровольной формой работы ребенка – педагог не имеет права обязать ребенка фиксировать результаты;
практика Нельзя форсировать операцию фиксирования. Малейший нажим может привести к тому, что дети перестанут понимать смысл всего эксперимента; Начинать нужно с самых простых способов – с использования готовых форм; Шаги к формированию навыков фиксирования результатов эксперимента:1.Использование готовых форм. 2.Наблюдение за работой педагога. 3.Привлечение отдельных детей, хорошо справляющихся с нужными операциями.
практика 4.Заполнение всеми детьми по очереди. 5.Коллективное заполнение под руководством педагога. 6.Самостоятельное заполнение с последующей проверкой. В практике работы с дошкольниками используется 3 вида документов для фиксации результатов исследования или эксперимента: календарь погоды, календарь природы, дневник наблюдений. Использование практических способов фиксации ( зарисовывание , составление рассказов) производится в дневнике наблюдений. Вопрос педагогам : «Что самое сложное в организации экспериментальной деятельности?»
практика (Педагог не имеет права заставить детей экспериментировать. Он должен сделать так, чтобы ребенок сам захотел все это сделать). 4. Рефлексия. Было ли для вас что-то новое? Где я мог бы применить полученные знания… Самым важным для меня было… Я узнал, что… Выводы:
практика Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, развивает самостоятельность, активность, побуждает детей сравнивать, сопоставлять, развивает наблюдательность, восприятие и мышление. В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально – практическим путём. Наблюдения, опыты экспериментирование способствуют формированию у детей определённых чувств, знаний, понятий, на основе которых происходит воспитание адекватного отношения к окружающему миру, вовлечение детей в разнообразную природоохранную деятельность.
Спасибо за просмотр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта работы "Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста"
В сообщение делюсь опытом работы, как воспитать ребенка человеком завтрашнего дня, как сделать его личностью с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением....
Итоговая работа по курсу повышения квалификации по ИОЧ "Содержание и методика организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста" на тему "Наше удивительное солнце"
Сформировать представление о солнце,как о раскаленном небесном теле шарообразной формы,которое является источником тепла и света для всего живого на Земле....
«Содержание и методика организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»
План – конспект непосредственно образовательной деятельностиС детьми старшей группы.Тема: «Как услышать воздух».Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно- творческ...
Презентация "Организация познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ"
В презентации представлена работа МОУ детского сада № 60 г. Волгограда по организации познавательно - исследовательской деятельности дошкольников....
Презентация "Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста в летний период"
Поисковая активность является одним из главных и естественных проявлений детской психики, которая выражается в потребности исследовать окружающий мир. Организация познавательно-...
Формы организации познавательно-исследовательской деятельности в дошкольной образовательной организации
В дошкольном возрасте происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности. Именно в эт...
Формы организации познавательно – исследовательской деятельности в дошкольной образовательной организации
Познавательная активность пробуждается в период раннего детства: малыш экспериментирует с предметами при помощи элементарных действий — роняет, кидает, кусает, стучит. Дети 3–5 лет любозна...