Сообщение из опыта работы
материал
Современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sobshchenie.docx | 19.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
№ 101 г. Липецка
Сообщение к педагогическому совету
на тему:
«Проектный метод в системе
духовно-нравственного
воспитания старших дошкольников»
(из опыта работы)
Подготовила:
Гуляева И.В., воспитатель
Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.
Современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества.
Почему мы отдаём предпочтение проектному методу?
На сегодняшний день особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. В современной педагогике метод проекта используется наряду с систематическим предметным обучением как компонент системы продуктивного образования. Проект позволяет выделить главные знания: история, литература, естествознание, мораль, этика, т. е. гуманитарные науки, которые дают «человеческое» образование. Проектный метод предполагает подачу материала в определенной последовательности, в системе. Это является гарантией того, что ребенок прочно и надолго запомнил, «принял» в себя навечно. Кроме того, материал подается частично или полностью интегрированный, что позволяет расширить его объем, не создавая при этом дополнительной нагрузки на ребёнка.
Полученными знаниями можно сразу пользоваться. «Живая» подача материала, активное участие в накоплении и усвоении знаний; практическое овладение детьми нравственно-этическими нормами и правилами поведения.
Работу начинаем с формирования в сознании ребенка области идеального: наполняем эту область идеалами (мама, папа, родной очаг, Родина, друзья, русские богатыри, мир природы, Пушкин А. С., Великая Победа, полет Гагарина; праздники Рождества и Пасхи и т. д). Все это создает внутреннюю среду ребенка.
А так же метод проектов предполагает вовлечение родителей в проектную деятельность как активных участников, которых тоже нужно учить применять нравственные нормы в повседневной жизни. Поэтому наши родители стали нашими помощниками. Ни один проект не проходит без участия родителей. Вовлечение родителей в проектную деятельность, их активное участие в воспитательно - образовательном процессе дошкольного учреждения необходимы для эффективного и успешного развития ребенка.
Цель которую поставили в проектной деятельности:
Достижение качества образования воспитанников на основе духовно-нравственного воспитания и развития ценностно-смысловой сферы личности ребенка.
Для осуществления наших проектов и решения ряда задач с родителями были организованы: круглые столы, совместные проекты, тренинги, беседы на духовно-нравственные темы, семейные конкурсы, фотовыставки.
Задачи воспитания уважения к своей семье решаются в процессе совместных мероприятий детей и родителей: «Дары Осени», «Мужчины - наши защитники», «Мама, мамочка моя» - это мероприятие еще раз подчеркнуло необратимую ценность семьи, уважение и почитание хранительницы семейного очага.
Важно отметить, что в работе по духовно - нравственному воспитанию мы активно привлекаем мужчин: наших пап, дедушек и братьев. Благодаря совместной работе педагог-родитель-ребенок произошли качественные изменения во взаимоотношениях педагога с родителями. Включившись в социально-значимую деятельность и установив партнерские отношения с педагогами, родители осознали несостоятельность предыдущего взаимодействия и оказались готовы к содержательному общению. Родители ощутили потребность в повышении педагогических знаний, обмене опытом воспитания и обучения детей, повышении интереса к их проблемам, а так же нашли решение «тупиковым» ситуациям благодаря активному взаимодействию с воспитателями, психологом.
Все проекты осуществляем по схеме:
1 этап—формирование проблемы (цели). Введение в игровую ситуацию. Вхождение детьми в проблему, принятие задачи, вживание в игровую ситуацию.
2 этап — Объединение детей для решения задачи, распределение ролей. Помощь родителей в решении задач.
3 этап — Практическая помощь (по необходимости). Направление и контроль осуществления проекта. Формирование знаний, умений у детей. Совместная творческая деятельность родителей и детей.
4 этап — Подготовка к презентации. Представление детьми продукта деятельности, оценка продукта деятельности.
Основные направления работы, которые мы использовали в работе по проектной деятельности: образовательная деятельность, совместная образовательная деятельность воспитателя и детей в ходе режимных
моментов, совместная образовательная деятельность воспитателя и детей осуществляемая в процессе организации различных видов детской
деятельности, самостоятельная деятельность детей, взаимодействие с родителями (социальными партнёрами), организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей.
Так же мы использовали различные технологии:
1. Здоровьесберегающие-дыхательная гимнастика, динамические паузы в сочетании с речевым материалом, пальчиковая гимнастика.
2. Технология развивающего обучения- ориентация познавательной деятельности на потенциальные возможности ребёнка.
3. Технология проблемного обучения- последовательное, целенаправленное выдвижение перед ребёнком познавательных задач.
4. Технология игрового обучения.
5. Технология интегрированного обучения.
Применяли различные формы работы.
Подвижные игры, пальчиковые игры, сюжетно-ролевые игры, физкультминутки, чтение и обсуждение, заучивание, рассказывание, беседа, самостоятельная художественно-речевая деятельность, выставки в книжном уголке, виртуальные экскурсии, конструирование, мастерская по изготовлению продуктов детского творчества.
Нельзя обойтись и без методического сопровождение проекта – это консультативный материал для родителей, подборка детской художественной и научно-познавательной литературы, музыкальных произведений, конспекты ОД с детьми, картотека дидактических игр, наглядно-дидактические пособия, демонстрационный материал, развивающее лото, дидактические игры.
Воспитание у дошкольников духовно - нравственного чувства связывает тонкой нитью с чувством патриотизма –эта задача сложная и длительная. Любовь к семье, близким, детскому саду, стране имеет большое значение в развитии полноценного будущего гражданина. В какой бы стране не рос ребенок, все свои чувства он связывает с теми местами, где родился и вырос: с детским садиком, куда пошел еще совсем малышом, со школой, где освоил азы знаний, со своим двором и улицей.
Для воспитания чувства любви к Родине, к своему родному городу вместе с родителями оформили патриотический уголок своими руками. Задачи нравственно-патриотического воспитания реализуются не только через содержание патриотического уголка, но и через содержание других зон самостоятельной детской деятельности:
- в уголке изодеятельности представлены образцы декоративно – прикладного творчества;
- в уголке игровой деятельности присутствуют тематические наборы для сюжетно – ролевых игр: «Салон красоты», «Больница», «Супермаркет». Эти игры способствуют обогащению представлений детей о профессиях людей.
- в уголке физического развития имеются атрибуты к русским народным подвижным играм.
- в уголок книги помещены русские народные сказки, былины, малые фольклорные формы (потешки, колыбельные и пр.), оформляются тематические выставки литературы.
- в группе функционирует «Музей куклы».
Таким образом, вся предметно-развивающая среда групповой комнаты направлены на решение задач нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста, что помогает в реализации различных проектов.
Информатизация общего образования в нашей стране уже имеет свою историю и традиции. Компьютер активно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей. А также незаменимым орудием труда.
Использование информационно-коммуникационных технологий помогает мне совершенствовать воспитательно-образовательный процесс, а использование мультимедийных презентаций побуждает детей к поисковой и познавательной деятельности, развитию памяти, воображения, творчества детей. Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек. Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Я практикую применение информационных технологий на занятиях как в работе с группой, так и в индивидуальной работе с детьми.
В заключение хотелось бы заметить, что применение метода проектирования актуально и очень эффективно, данный метод дает ребенку возможность экспериментировать, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что способствует качественному формированию нравственно-патриотических чувств.
Проектная деятельность помогает мне поддерживать детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи, изменила межличностные отношения между сверстниками и между взрослым и ребенком. Все участники проектной деятельности приобрели опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности, а также позволила мне повысить свой профессиональный уровень и степень вовлеченности в деятельность.
От нас зависит сегодня, какими будут наши дети, что они унесут из
детства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта работы на тему: "Организация работы по развитию конструктивно-творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста"
Какая проводится работа с детьми по конструированию. Как мы её проводим в средней группе. Зачем и с какой целью....
Сообщение из опыта работы "Формы работы с родителями по патриотическому воспитанию"
Содержание работы с родителями охватывает широкий круг вопросов, освещает все стороны развития и воспитания ребёнка. Важной задачей воспитания дошкольн...
Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».
Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обуче...
Сообщение из опыта работы на тему: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ ФОРМ РАБОТЫ И АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ»
Использование разнообразных форм работы и активных методов общения с родителями....
Сообщение из опыта работы по теме:«Оздоровительная работа в лагере с дневным пребыванием детей»
Положительный опыт проводимой оздоровительной работы, позволили нам продолжить деятельность по оздоровлению детей в летний период. На базе нашего детского сада на протяж...
Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».
В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обучения, который позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную ...
Сообщение из опыта работы на родительском собрании. Тема сообщения: «Знакомство с образовательной программой «Миры детства: конструирование возможностей». Образовательный процесс: типы работ в продуктивной деятельности (2-я мл. группа)».
Занятия в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми в продуктивной деятельности, опирающиеся на программу "Миры детства: конструирование возможностей"....