консультация для педагогов «ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В КОНСТРУКТИВНО-МОДЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДОШКОЛЬНИКАМИ»
консультация
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) задает новые ориентиры развития системы дошкольного образования и вносит ряд изменений в организацию образовательной деятельности в ДОУ.
На сегодняшний день активность ребенка признается главной основой его развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе совместной деятельности, организуемой педагогом. Одним из видов деятельности, в которой в полной мере проявляется творческая активность ребенка, является конструктивно-модельная деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx | 374.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №40 «Березка»
«ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД
В КОНСТРУКТИВНО-МОДЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
С ДОШКОЛЬНИКАМИ»
Воспитатель
Елисеева О.И.
«ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В КОНСТРУКТИВНО-МОДЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДОШКОЛЬНИКАМИ»
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) задает новые ориентиры развития системы дошкольного образования и вносит ряд изменений в организацию образовательной деятельности в ДОУ.
На сегодняшний день активность ребенка признается главной основой его развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе совместной деятельности, организуемой педагогом. Одним из видов деятельности, в которой в полной мере проявляется творческая активность ребенка, является конструктивно-модельная деятельность.
Конструирование относится к числу тех видов деятельности, которые имеют моделирующий характер. Оно направлено на моделирование окружающего пространства в самых существенных чертах и отношениях. Такая специфическая направленность конструирования отличает его от других видов деятельности.
Требования ФГОС ДО к структуре образовательной программы дошкольного образования и к условиям её реализации побуждают педагогов к созданию новой образовательной модели, основу которой составляют развивающие, игровые технологии и методики деятельностного типа. К таким методикам и технологиям относится конструктивно-модельная деятельность, столь актуальная в настоящее время по следующим причинам:
- стремительное развитие науки и техники, автоматизация промышленных процессов;
- технологичность повседневной жизни: освоение разнообразных гаджетов, электронных игрушек и т.д.;
- инновационные процессы развития дошкольного образования как первого уровня основного общего образования;
- развитие в конструировании мыслительных функций и способностей (наблюдательность, сообразительность, инициативность в принятии решений).
Конструирование (от лат. construo - строю, создаю)
В Федеральных государственных требованиях конструктивная деятельность относилась к образовательной области «Познание», а в Федеральном государственном образовательном стандарте конструктивно – модельная деятельность относится к образовательной области «Художественно – эстетическое развитие», так как эта деятельность является эффективным средством эстетического воспитания.
Конструктивная деятельность-это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. Конструирование относится к числу тех видов деятельности, которые имеют моделирующий характер.
Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. По своему характеру оно более всего сходно с изобразительной деятельностью и игрой — в нем также отражается окружающая действительность. Постройки и поделки детей служат для практического использования (постройки — для игры, поделки — для украшения елки, для подарка маме и т.д.), поэтому должны соответствовать своему назначению.
Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направлено на получение определенного продукта. А все продуктивные виды деятельности, наряду с игрой, являются ведущими видами детской деятельности. т. е. «ведут» за собой развитие ребенка. В конструировании заключены большие возможности для развития интеллектуальных и творческих способностей детей, а также возможности для полноценной подготовки к школе.
Моделирование - это процесс изготовления по чертежу модели какого-либо предмета. Моделирование приносит большую пользу будущим школьникам, ибо изготовление моделей способствует в дальнейшем более глубокому усвоению школьного курса математики и того материала, который изучается. Моделируя, ребенок приобретает полезные навыки практического характера, учится строить, клеить, делать чертеж. Ведь любая модель делается по определенному чертежу. Чертеж - своеобразный графический язык, такой язык интернационален. Он понятен на любом языке.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) задает новые ориентиры развития системы дошкольного образования и вносит ряд изменений в организацию образовательной деятельности в ДОУ.
На сегодняшний день активность ребенка признается главной основой его развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе совместной деятельности, организуемой педагогом. Одним из видов деятельности, в которой в полной мере проявляется творческая активность ребенка, является конструктивно-модельная деятельность.
Развивающие функции конструктивно-модельной деятельности:
- развитие целеполагания (получение результата в соответствии с поставленной целью – замыслом);
- развитие интереса к конструктивной деятельности, знакомство с различными видами конструкторов;
- приобщение детей к миру технического и художественного изобретательства;
- развитие фантазии, воображения, наглядно-образного восприятия;
- развитие знаково-символической деятельности: совершенствование умений в конструирование по графическим моделям.
Для развития творческого воображения принципиально важно научить детей умению анализировать природный материал в совокупности всех свойств. На занятия Лесовичок приносит детям заранее приготовленный материал. Это могут быть корни, ветки, сучки и др. Он предлагает внимательно рассмотреть все материалы и представить, на что похожи его друзья-притворщики, а затем практически воплотить эти образы. использовать пластилин, дополнительные материалы. На следующем занятии Лесовичок демонстрирует приемы создания разных образов: переворачивать материал в разные стороны, закрывать рукой какую-то его часть, приставлять какую-то мелкую деталь.
Таким образом проходит обучение детей трем способам творческого конструирования:
- изменить пространственное положение;
- убрать лишнее;
- достроить.
Для развития творческого воображения необходимо организовывать экскурсии в природу для сбора природного материала. Лесовичок поддержит интерес. Собранный материал рассматривается, дети определяют, на что похоже, с чем можно сравнить. Все собранные материалы просушиваются, раскладываются по коробкам. Детям старшего дошкольного возраста следует предлагать задания проблемного характера: создать поделку с опорой на заданную основу. Например, подготавливаются крестообразные фигуры – две палочки или веточки одинакового размера, скрепленные посередине. С опорой на эту фигуру дети должны придумать и сконструировать что-то свое: мельницу, пропеллер, плот, подставка и др. Дети на таких занятиях осваивают обобщенные способы крепления: стянуть ниткой, скрепить клеем, цветной тонкой проволокой, пластилином. Более сложную работу с шилом, ножом – выполняет воспитатель.
ТЕХНИЧЕСКОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ
Конструирование из строительного материала
Необходимо отказаться от термина «строительные игры», поскольку таких игр попросту не существует. Есть либо ролевая игра, в которую включаются элементы конструирования, способствующие развитию игрового сюжета, либо полноценная конструктивная деятельность. Формы организации и методы будут совершенно разными.
I. Также, как и в художественном конструировании, прежде чем ставить перед детьми конструктивные задачи, нужно организовать широкое экспериментирование с материалами. Оно формирует у детей интеллектуальную активность, связанную с увлеченным поиском вариантов решений, стремлением получить оригинальный продукт. Реплики детей: «А можно еще и так!», «Нет, лучше по-другому!». Таким образом, обследование материалов превращается в творческий поиск.
II. Источником замыслов детей является окружающая жизнь, поэтому следует обеспечить детям богатство впечатлений. Экскурсии, целевые прогулки, рассматривание иллюстраций, просмотр слайдов, видеофильмов и т.д.
Развитие творчества происходит наиболее эффективно в обучении, построенном по принципу «от общего к частному». т.е. следует научить детей конструировать один и тот же объект в различных модификациях с постепенным усложнением конструкций одного и того же объекта. При таком подходе у детей формируются обобщенные представления о конструируемом объекте. Например, у всех грузовых машин есть общие части: кабина, кузов, колеса, которые могут иметь разный вид в зависимости от их практического назначения – для разнообразных грузов (какие?) Эти обобщенные представления позволят в дальнейшем создавать разнообразные оригинальные конструкции, что говорит о сформированности деятельности творческого характера.
ТЕМАТИКА КОНСТРУИРОВАНИЯ:
(темы, наиболее адекватные возрастным возможностям)
Младший дошкольный возраст:
- горки
- мебель
- домики
- транспорт
Средняя группа:
- горки
- грузовые машины
- гаражи
- дома
Старший дошкольный возраст:
- мосты
- здания различных назначений
- город
- сказочный город
Усложнение задач:
По теме «Горки»
1. Построить горку так, чтобы машина съезжала медленнее или быстрее;
2. Построить горку с двумя скатами, по одному из которых машинка будет съезжать медленно, а по другому – быстро.
По теме «Гараж»
1. Построить гараж с одним въездом для двух легковых машин .
2. Построить гараж для грузовых машин с двумя въездами.
По теме «Мост»
1. Мост пешеходный
2. Мост для транспорта
3. Мост для пешеходов и транспорта
К творческой деятельности детей ведет так называемое «обобщенное подражание», когда ребенок самостоятельно применяет известные ему знания и способы в незнакомых ему ситуациях. Конструирование по образцам, в основе которого лежит подражательная деятельность, является важным обучающим этапом. Она обеспечивает переход к самостоятельной деятельности творческого характера:
- конструирование по образцу;
- по условиям;
- по простейшим чертежам и схемам;
- по замыслу;
- по теме.
КОНСТРУИРОВАНИЕ ИЗ ДЕТАЛЕЙ КОНСТРУКТОРОВ
Лучше всего подходят базовые конструкторы типа «Лего», узкотематические конструкторы этого класса могут служить лишь хорошим дополнением.
Для развития воображения целесообразно предлагать детям проблемные задания – достраивание заданной основы. Например, детям дают Г- образную фигуру, сделанную из деталей конструктора – это недостроенная конструкция. Детям предлагается достроить ее. На последующих занятиях в качестве основы недостроенной конструкции можно давать другие фигуры: Т- и П- образные. Иначе говоря, дети осваивают способ «опредмечивания» основы как способ построения образа будущей конструкции.
Богатые возможности для развития пространственных представлений, навыков работы со схемами, чертежами.
В настоящее время широкое распространение получили цветные мягкие объемные и плоскостные крупногабаритные модули.
Конструкции из них отличаются тщательной дизайнерской проработкой, предусматривающей их прочность, удобство, красота, т. к. конструируют их для себя, для своих игр и спортивных соревнований. Старшим дошкольникам можно предложить сделать предварительные карандашные схематические наброски. Это способствует развитию пространственных представлений, проектного мышления, воображения и творчества.
Основные приемы обучения конструированию по возрастам
Младшая группа: сооружение постройки воспитателем с показом детям всех приемов конструирования и последовательности, совместная деятельность с педагогом.
Средняя группа: показ сооружения постройки, самостоятельная работа ребенка по образцу воспитателя, предоставление возможности выбора материала, его количества, дополнительных материалов.
Старшая группа: образец воспитателя примерный, ставятся несложные конструкторские задачи. Показываются отдельные приемы и постройка не завершается.
Подготовительная к школе группа: опора на опыт ребенка. Даются тема и условие. Конструирование по фото, по схеме. Опорная схема анализа построек.
КАРКАСНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ
Предполагает первоначальное знакомство детей с простым по строению каркасом как центральным звеном постройки (его части, характер их взаимодействия) и последующую демонстрацию педагогом различных его изменений, приводящих к трансформации всей конструкции.
В результате дети легко усваивают общий принцип строения каркаса и учатсявыделять особенности конструкции, исходя из каркаса.
В конструировании такого типа ребенок, глядя на каркас, должен домыслить, как бы дорисовать его, добавляя к одному и тому же каркасу разные дополнительные детали.
В соответствии с этим каркасное конструирование может стать эффективным средством формирования воображения, обобщенных способов конструирования, образного мышления.
Однако, организация такой формы конструирования требует специального конструкторского материала, позволяющего детям составлять разные каркасы — основы будущих конструкций, соответствующих их замыслам, — и затем достраивать их, чтобы создать целостные объекты.
КОМПЬЮТЕРНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ
В роли мощного средства развития у старших дошкольников пространственного воображения как оперирования образами (их трансформация и комбинирование) может выступить компьютер. Как отмечает Б.Ф. Ломов, компьютер позволяет человеку, создавшему некий «внутренний образ», как бы перенести его из головы на экран и работать с ним, как с внешним объектом.
Анализ зарубежного опыта использования компьютеров в обучении дошкольников и результатов исследований, проводимых в нашей стране (С.Л. Новоселова, Л.А. Парамонова и др.), позволяет предположить, что компьютерное конструирование способствует формированию у детей динамических пространственных представлений.
Главное, правильно выбрать мотивацию продуктивной деятельности в точном соответствии с особенностями психического развития детей каждого возраста.
Ранний возраст:
- мотив реализации позиции «Я сам!»
- мотив исследования окружающей действительности
Младшая группа:
- реализация позиции «Я помощник и защитник»
- мотивация общения со взрослым
- мотивация личного интереса – создание игрушек для себя
Средняя группа:
- мотив личной заинтересованности
- мотив сотрудничества со взрослым мотив сотрудничества со сверстниками
Старший дошкольный возраст:
- мотив познания «Хочу все знать!»
- мотив самоутверждения, удовлетворения потребности в положительной оценке сверстников.
Интерес к конструированию у дошкольников существенно зависит от того, какие условия созданы и какова организация данного вида деятельности.
Организация только общих занятий не дает детям возможности полностью реализовать свои потребности и интересы. Поэтому необходимым условием развития конструктивной деятельности является создание полноценной среды для самостоятельной деятельности детей.
Развитию творчества способствует широкий спектр разнообразных материалов. В группе должна быть организована мини-мастерская, оснащенная всеми видами материалов.
Обязательным условием для организации данной деятельности является созданием развивающей предметно-пространственной среды. Предметно – пространственная среда рассматривается, как фактор стимулирующий, направляющий и развивающий.
Список использованных источников и литературы:
Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.-М.: Издательский центр «Академия», 2002- 192 с.
Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов. -ИПЦ «Маска».- 2013.-100 с.
Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для детей 2-7 лет. –М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ. -2010.-90 с.
Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду: пособие для педагогов / Е.В. Фешина.-М.: Сфера, 2011.-128 с.
Каталог сайтов по робототехнике - полезный, качественный и наиболее полный сборник информации о робототехнике. [Электронный ресурс] — Режим доступа: свободный .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта ОС, конструктивно-модельная деятельность в старшей группе "Мебель из бумаги". Воспитатель Тарасенко Валентина Владимировна
Цель: Создать условия для развития умений детей работать с бумагой. Отгибать боковые стороны прямоугольника, полученного из квадрата к его центруЗадачи: Организовать деятельность детей по развит...
консультация для педагогов «Деятельностный подход педагога к организации игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации»
Деятельностный подход - Субъектно ориентированная организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. ...
Консультация для родителей и педагогов «Современные подходы в развитии игровой деятельности дошкольников»
Ведущей и значимой деятельностью детей дошкольного возраста является игра. При грамотной организации игра способствует развитию интеллектуальных физических, и личностных качеств ре...
Консультация для педагогов «Современные подходы к оценке профессиональной деятельности педагога»
Вступивший в силу с 1 января 2014 года Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования поставил перед педагогами следующие задачи:Это обеспечение доступности и вариат...
Консультация для педагогов "Современные подходы к организации нравственно-патриотического воспитания дошкольника"
Консультация для педагогов...
Консультация для педагогов «Гендерный подход к организации игровой деятельности»
Консультация предназначена для педагогов ДОУ, родителей.Проблема воспитания и обучения ребёнка в соответствии с его гендерной принадлежностью является актуальной задачей не только для педаго...
Консультация для педагогов «Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
Одна из важнейших задач воспитания ребенка дошкольного возраста– это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.Для со...