Инновационный проект инклюзивного образования во второй младшей группе в рамках лексической темы «Домашние животные»
проект
Инновационный проект
инклюзивного образования
во второй младшей группе в рамках лексической темы
«Домашние животные»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnyy_proekt_domashnie_zhivotnynye.docx | 35.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность проекта:
В соответствии с законом РФ «Об образовании» общеобразовательные учреждения должны внедрять в практику инструменты, направленные на своевременное обеспечение каждому ребёнку в соответствии с его возрастом адекватных условий для развития. «Основное внимание важно уделять интеграции детей с раннего возраста, которая способствует достижению ребёнком с отклонениями равного или близкого по возрастной норме уровня общего и речевого развития и позволяет ему на более раннем этапе своего развития влиться в среду нормально развивающих сверстников» (письмо Минобразования России от 16.01.2002, В.А. Болотов).
С введением инклюзивной формы образования в России общество стало активно формировать новый социальный заказ на образование детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в общеобразовательных дошкольных учреждениях для того, чтобы условия максимально соответствовали оптимальным и давали возможность социализировать детей в будущем. У ребят, которые посещают детский сад совместно с типично развивающимися сверстниками, меньше отмечаются проблемы социально-коммуникативного развития и когнитивных процессов в том числе.
Реализация инклюзивного образования в дошкольных организациях дает возможность детям с особыми образовательными потребностями получить навыки коммуникации, выработать поведенческие навыки, наладить взаимодействие со сверстниками и педагогами.
Педагогическая целесообразность проекта:
экологическое образование младших дошкольников является одним из приоритетных образовательных и воспитательных задач для педагогов, поскольку экологическое воспитание формирует поведение и ответственность детей за природу в будущей жизни. Очень важно учить их заботиться о природе и беречь её.
Реализовать замысел становления экологического сознания у детей с тяжелыми нарушениями речи можно при условии проектирования инновационных образовательных условий на основе изучения лексических тем в рамках реализации рабочих программ учителя-логопеда, воспитателя.
Данный проект помогает объединить детей, типично развивающихся с детьми с ТНР и решить педагогические, коррекционно-развивающие задачи экологического воспитания и обучения.
Значимость проекта для педагога:
развитие профессиональных инновационных навыков; оснащение материально-технических условий, пополнение и изготовление новых методических пособий и технических устройств (дополнительная коммуникация, система визуальной поддержки); мотивация к педагогической деятельности; самообразование педагога.
Цель проекта:
создание психолого-педагогических, материально-технических, кадровых условий для воспитания и развития обучающихся с ОВЗ (ТНР) экологическому поведению на примере лексической темы «Домашние животные».
Задачи проекта:
- обучить специалистов новым педагогическим стратегиям;
- приобрести и изготовить карточки для ответов и короткого расписания; высокотехнологических устройств (планшета со специальным программным содержанием) с содержанием соответствующим лексической теме;
- воспитать и сформировать навыки поведения и коммуникации у типичных детей с детьми с ОВЗ.
Целевая аудитория:
учитель-логопед, воспитатель, воспитанники второй младшей группы, родители (законные представители) воспитанников.
Принципы и подходы к формированию содержания проекта
Общие принципы:
- сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;
- сотрудничество МБДОУ с семьей;
- позитивная социализация ребенка.
Принципы инклюзивного образования:
- принцип развивающего образования;
- единство воспитательных, развивающих и обучающих целей, и задач процесса образования детей;
- принцип интеграции образовательных областей;
- использование в образовательном процессе форм, методов, технологий адекватных возрасту и уровню актуального развития детей;
- принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.
Планируемые результаты:
- создание специальной адаптивной среды для образования детей с ОВЗ (ТНР);
- повышение качества инклюзивного образования через доступность;
- активное участие и включение всех субъектов процесса (детей с ОВЗ, родителей).
Возможность практического использования:
данный проект может быть реализован в младших группах дошкольного образования общеразвивающей, комбинированной и компенсирующей направленности.
Содержательный раздел
Общие положения
Содержание программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие образовательные области:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Поэтому при разработке проекта, реализуемого командой специалистов необходимо учитывать:
- понятие психического развития детей дошкольного возраста с ОВЗ;
- социальные и психологические особенности семей, воспитывающих детей с ОВЗ;
- особенности образовательных условий для эффективной работы в условиях инклюзии.
Реализация проекта осуществляется в соответствии с несколькими этапами:
диагностический - этап выявления актуального уровня психического развития ребенка, потребностей и ресурсов родителей детей.
подготовительный, направлен на:
- повышение профессиональной компетенции специалистов/педагогов в области инклюзивного образования, инновационных стратегий и технологий;
- обогащение предметно-развивающей среды, подбор и изучение методической литературы по теме проекта, подбора наглядно-дидактических пособий, приобретение и изготовление карточек для ответов и короткого расписания; высокотехнологических устройств (планшета со специальным программным содержанием) с содержанием соответствующим лексической теме;
- практический(реализация проекта), проведение с детьми НОД и других мероприятий по теме проекта;
- заключительный. Результат проекта:
-созданы карточки для ответов, внесены изменения в техническое устройство (планшет со специальной программой) по лексической теме «Домашние животные»;
- создан макет «Домашние животные на ферме»;
- оформлен стенд «Наши любимцы»;
-изготовленлэпбук «Домашние животные»;
-создана картотека пальчиковых игр по теме проекта;
-оформлены книжки-малышки о домашних животных и домашних питомцах;
-изготовлены шапочки-маски для игр-драматизаций и подвижных игр;
-сделана презентация о проекте.
Взаимодействие педагогического коллектива с семьями:
взаимодействие с семьей, вовлечение родителей в коррекционно-развивающий образовательный процесс является важнейшим фактором развития ребенка и пронизывает все направления образовательной деятельности.
В связи с этим целью психологического сопровождения родителей является привлечение их к работе над проектом: изготовление книжек-малышек о домашних животных и питомцах, шапочек для инсценировок и подвижных игр, лэпбука «Домашние животные», макета «Ферма», подбор фотографий для стенда «Наши любимцы» и презентации.
Задачи:
- через разнообразные формы дифференцированной работы вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс;
- внедрить эффективные технологии сотрудничества с родителями, активизировать их участие в использовании карточек-ответов, коротких расписаний, дополнительной коммуникации;
- создать интерактивную развивающую предметно-пространственную среду, обеспечивающую единые подходы к развитию ребенка с ТНР в семье;
- повысить родительскую компетентность в вопросах о закономерностях развития, воспитания и обучения детей с нарушениями речи.
Организационный раздел
Психолого-педагогические условия
Проект, направленный на обучение и развитие детей с тяжелыми нарушениями речи (дети с отсутствием экспрессивной речи, с трудностями понимания этапов занятия, нежелательным поведением, отсутствием познавательной мотивации и т.п.), требует создания особенных психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие ребенка с ОВЗ (ТНР) – составление и подбор индивидуального образовательного маршрута, который продвигает ребенка в развитии дефицитов и дает дополнительные ресурсы при освоении образовательной программы ДО.
Взаимодействие всех участников образовательных отношений осуществляется с применением современных образовательных технологий:
- здоровьесберегающие технологии;
- информационно-коммуникационные технологии;
- личностно-ориентированные технологии;
комплекс специальных методов:
- метод визуальных ответов (карточек- картинок);
- метод визуальной поддержки – короткого расписания «СНАЧАЛА-ПОТОМ»;
- метод PECS, коммуникативной книги;
- метод совместно-распределенной деятельности;
- метод действий по подражанию;
- метод развития психомоторных способностей;
- поисковые методы.
Организация развивающей
предметно-пространственной среды:
развивающая предметно-пространственная среда ДО (далее – РППС) соответствует требованиям Стандарта и санитарно-эпидемиологическим требованиям (Перечень нормативных и нормативно-методических документов).
Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представлена специально организованным пространством, материалами, оборудованием, электронными образовательными ресурсами и средствами обучения и воспитания детей раннего возраста, охраны и укрепления их здоровья, предоставляющими возможность учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
Пространства внутренних помещений наполнены мебелью, средствами обучения, материалами и другими компонентами с учетом возможностей, уровня активности и интересов детей, поддерживая формирование их индивидуальной траектории развития.
Материально-техническое обеспечение:
Образовательная область | Содержание развивающей предметно-пространственной среды группы |
Социально-коммуникативное развитие | - картинки ответов; фотографии; карточки-символы, отражающие лексическую тему, карточки РЕСS, , коммуникативные доски; расписание «СНАЧАЛА-ПОТОМ»; - наличие атрибутов, игрушек, предметов; - заместителей для сюжетно-ролевых игр; - наглядная информация для родителей |
Познаватель- ное развитие | -иллюстрационный материал по лексическим темам; -муляжи домашних животных; - фланелеграф с набором дидактического материала; -дидактические игры и пособия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи; - игры по развитию ручной и мелкой моторики; - дидактические игры с использованием природных материалов для развития тактильного восприятия и мелкой моторики |
Речевое развитие | - наличие книжек-малышек; - масок-шапочекдомашних животных для игр-драматизаций; - наборов бумажных би-ба-бо по теме; - лепбук, макет фермы; - картотека речевых игр; -разные виды театров (пальчиковый, плоскостной, теневой, фланелеграф и др.), атрибуты для театрализованных игр (маски, шапочки) |
Художественно-эстетическое развитие | - материалы для ИЗО; - репродукции, открытки и альбомы для рассматривания; -конструкторы и строительный материал, игрушки для обыгрывания; - природный и бросовый материал; -музыкальные инструменты, игрушки, технические средства |
Физическое развитие | - атрибуты для подвижных, спортивных игр по теме |
Методическое обеспечение реализации проекта:
- Марлен Коэн, Питер Герхардт. Визуальная поддержка. Система действенных методов для развития навыков самостоятельности у детей с аутизмом.
- С. Довбня, Т. Морозова, А. Залогина, И. Монова. Дети с расстройствами аутистического спектра в детском саду и школе. Практики с доказанной эффективностью.
- Опыт специалистов служб раннего вмешательства Фонда «Обнаженные сердца». Как помочь дошкольнику с расстройством аутистического спектра.
- Нуриева Л.Г. Развитие речи аутичных детей: метод.разработка – Изд. 7-е. –М.:Теревинф, 2013.
- Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». / Под ред. Вераксы Н. Е., Васильевой М. А., Комаровой Т. С. – М., 2012.
- НищеваН.В.Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Доработанная в соответствии с ФГОС ДО, - СПБ.: ООО «Издательство Детство – Пресс», 2015.
- Программа воспитания и обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи/Л.Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина, Г.Г. Голубева и др. под редакцией Л.В. Лопатиной. – СПб., ЦДК, 2009.
- Нищева Н. В.Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи - СПб., ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2013.
- Нищева Н.В.Конспекты подгрупповых логопедических занятий в младшей группе для детей с ОНР - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.
- Нищева Н. В.Занимаемся вместе. Младшая группа. Домашняя тетрадь. - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.
- Нищева Н. В.Тетрадь для младшей логопедической группы детского сада - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.
- Нищева Н. В.Картотеки методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.
- Нищева Н. В.Играйка 1. Дидактические игры для развития речи дошкольников – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
- Нищева Н.В.Играйка 2. Дидактические игры для развития речи дошкольников – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
- Кириллова Ю. А.Комплексы упражнений (ОРУ) и подвижных игр на свежем воздухе для детей логопедических групп (ОНР) с 3 до 4 лет. – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.
- Кириллова Ю. А.Сценарии физкультурных досугов и спортивных праздников для детей от 3 до 4 лет. – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.
- Дубровская Н. В.Цвет творчества. Интегрированная программа художественно-эстетического развития дошкольника от 2 до 7 лет. – СПб, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
- Гавришева Л., Нищева Н. Новые логопедические распевки. Музыкальная пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры. Выпуск 2.– СПб., ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2012.
- Нищева Н. В.Мир природы. Животные- СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.
- Нищева Н. В. Живая природа. В мире животных - СПб., ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2013.
- Нищева Н. В.Родителям о речи ребенка - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.
- Нищева Н.В.Если ребенок плохо говорит... - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.
- Нищева Н. В.Материалы для оформления родительского уголка в групповой раздевалке. Младшая группа. Часть I - СПб, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.
- Нищева Н. В.Материалы для оформления родительского уголка в групповой раздевалке. Младшая группа. Часть II - СПб, ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2013.
- Нищева Н. В.Картотека предметных картинок. Животные наших лесов, домашние животные, их детеныши – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.
- Лопатина Л. В.Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. – СПб., 2005.
- Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Логопедические занятия в детском саду 2-я младшая группа- Москва «Скрипторий 2003», 2010.
- Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию - МОСКВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ», 1983.
- Гаркуша Ю.Ф. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте- Москва «АЙРИС дидактика», 2005.
- Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона - Москва «СФЕРА», 2005.
- Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях - МОСКВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ», 1991.
- Нищева Н. В. Организация коррекционно- развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада- СПб «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2004.
- Основная образовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения д/с № 3 г. Ярцева Смоленской области.
- Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ д/с № 3 г. Ярцева Смоленской области.
- Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности учителя-логопеда.
- Рабочая программавоспитателя младшей группы общеразвивающей направленности.
- Программа воспитания муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №3 г.Ярцева Смоленской области
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155.
- СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 июня 2020 г. N 16.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия во второй младшей группе по окружающему миру. Тема: «Домашние животные»
Формирование представлений о домашних животных, их значения в жизни человека....
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ В РАМКАХ ТЕМАТИЧЕСКОЙ НЕДЕЛИ «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ В РАМКАХ ТЕМАТИЧЕСКОЙ НЕДЕЛИ «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»...
План образовательной деятельности по развитию речи во второй младшей группе «Рассматривание серии сюжетных картинок «Домашние животные»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19625898","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"316","width":"480"}}]]...
Рекомендации для родителей второй младшей группы в рамках тематической недели "Дикие животные"
Рекомендации родителям для закрепления материала по теме "Дикие животные"....
Краткосрочный проект Во второй младшей группе №1 «Зайчата» «Моё любимое домашнее животное»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» с. ТербуныТербунского муниципального района Липецкой области Утвержд...
Рекомендации для родителей по закреплению полученных знаний в рамках лексической темы" Домашние животные" в средней группе
задания по отработке грамматических категорий...
Рекомендации для родителей по закреплению полученных знаний в рамках лексической темы "Домашние животные " в подготовительной группе
задания для закрепления навыков употребления граматических категорий...