Система по патриотическому воспитанию во второй младшей группе
материал (младшая группа)

Кудрякова Елена Федоровна

Система по патриотическому воспитанию во второй младшей группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

п/п

Тема недели

Виды деятельности

Предметно-пространственная среда

Тематический блок, задачи

Содержание деятельности

1

Детский сад

Наши игрушки

-Расширить представления о детском саде;

-воспитывать привязанность к детскому саду

-способствовать формированию положительных эмоций по отношению к детскому саду, воспитателю, детям

-знакомить детей друг с другом в ходе игр

-воспитать дружеские, доброжелательные отношения между детьми 

-Рассказ воспитателя о  детском саде: что здесь много разных удивительных игрушек, здесь все любят ребят, о них заботятся: для них готовят вкусную еду и  мягкие постельки,  здесь будет  интересно и весело  играть с друзьями, а ко взрослым можно обратиться с разными просьбами, что здесь дети будут играть, гулять, петь песенки.

Рассматривание фотоальбома «Детский сад. Кто работает в детском саду»

- Экскурсия по группе. Рассматривание, описание разных предметов, игрушек, показ действий с ними.

- Игры детей с любыми игрушками по выбору.

- Экскурсия в музыкальный зал. Рассматривание, что есть в музыкальном зале: пианино, музыкальные инструменты, украшения на стенах зала, стульчики и тому подобное. Здесь дети поют, танцуют, играют в игры. Знакомство с музыкальным руководителем.

- Беседа  с детьми «Наш любимый Детский сад»,

-  Слушание песни  «Детский сад» (сл.Т. Волгиной, муз.А. Филиппенко) , потешек.

-Чтение потешек «Водичка, водичка, умой моё личико», «Здравствуйте, ладошки», « А у нас девчонка есть, что не можно глаз отвесть. Звать её Дианка!», «Тёма, Тёма, Тёмушка».

-Д/ упр. «Назови ласково»;

- Просмотр мультфильма «Мой любимый детский сад

- Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Паровозик», «Листья и ветер», «Мяч в кругу», «Найди свой домик», «Кто у нас хороший»

- Работа с родителями. Консультация «Как помочь ребёнку адаптироваться в детском саду»

 Самые красивые игрушки: пирамидки, машинки, куклы,..

 Игрушки- забавы

Фотоальбом «Детский сад. Кто работает в детском саду»

Сюжетные картины «Детский сад»

Картинки к д/упр

Мультфильм «Мой любимый детский сад»

Консультация «Как помочь ребёнку адаптироваться в детском саду»

2

Машины на  нашей улице

Задачи:

-формировать представления о городе, что у всех есть свой адрес;

-- формировать представления о том, что город разделен на микрорайоны; а все микрорайоны и дома в них имеют номера, добиваться, чтобы дети запомнили свой домашний адрес.

-воспитывать чувства уважения к людям труда, чувства благодарности за чистоту и порядок в городе, желание заботиться о его чистоте в будущем.

-воспитывать привязанность к родному городу

- Рассказ педагога о родном городе,  о том, какой он большой, в нем много микрорайонов, улиц, дорог.

- Беседы с детьми о том, какие машины они видели на улицах города, о том как они передвигаются по городу, где для них оборудованы стоянки, о том , что все водители соблюдают правила движения. Побуждать детей рассказывать о своих впечатлениях от путешествий по городу.  

- Наблюдения на прогулке за трудом водителя, который в детский сад привозит продукты. Обратить внимание детей на то, что он аккуратно управляет  машиной, машина у него чистая и хорошо работает, потому что водитель вовремя ее заправляет бензином и ремонтирует,  Цель: расширить представления о труде водителя, воспитывать чувство благодарности за заботу о детях.

-Беседа с детьми о том, откуда берутся в детском саду свежий хлеб, молоко и другие продукты, из которых готовят еду. Сообщить детям о том, что иногда на большом грузовике привозят новые игрушки, что многие взрослые заботятся о детях, которые ходят в детский сад.

- Рассматривание на прогулке соседних с детским садом домов.  Беседа о том, что в городе много домов, они  разные: высокие и низкие, большие и маленькие красивые и не очень. У каждого дома  есть свой номер

-Наблюдения за красивыми цветниками в сквере, расположенными рядом детским садом. Рассказ воспитателя о том, что люди, которые живут в городе очень любят свой родной город и разбивают скверы, чтобы украсить городи позаботиться о его жителях, ведь в сквере отдыхают старенькие бабушки и гуляют дети.

 - Сюж/ отобразительная игра «Мы- водители» (закреплять представления о том, как возможно заводить, машину, управлять ею, ее ремонтировать, мыть, как действовать на дороге, чтобы соблюдать правила дорожного движения).

- Нар/и ««У медведя во бору».

- Конструирование «Улицы города»

-Работа с родителями.

- Совместное создание фотоальбома «Где я живу»

- Памятка для родителей «Учим домашний адрес с ребёнком».

Сюжетные картины улиц города, красивых зданий, площадей, скверов, разных домов.

альбом «Город Нефтеюганск»

Фотоальбом «Где я живу?»

Различные транспортные средства

Набор для конструирования улиц города

Фотографии детей на фоне дома, где они проживают

6

Дождик и зонтик

Мой город - Нефтеюганск

Родной город

Задачи: расширить представления о своем родном городе:

- познакомить с некоторыми достопримечательностями города;

- воспитывать чувства привязанности к родному городу, восхищения его красотой,

- воспитывать чувства уважения к труду дворника, чувства благодарности за труд, желание заботиться о чистоте в городе.

- Рассказ педагога о родном городе,  о том, какой он большой, в нем много микрорайонов, улиц, дорог, различных красивых зданий, в которых трудятся люди;  школ - где учатся дети;  детских садов- куда ходят малыши; красивых площадей и парков-  где отдыхают люди. Наш город – Нефтеюганск, а мы- нефтеюганцы.

Просмотр фильма «Нефтеюганск».

- Рассматривание фотографий с различными красивыми зданиями, фонтаном, площадями, парками, с изображением достопримечательностей города: театра кукол, спортивного комплекса.

- Беседы о родном городе:

- о том, где были с родителями, что видели;

- о том, как город украшают к празднику;

- о том, что люди   делают наш город чистым и благоустроенным,

- о том, как мы будем заботиться о чистоте, красоте родного города.

- Рассказ воспитателя о том, что у каждого дома и каждой квартиры свой номер, поэтому люди легко находят свои дома и квартиры, и нам необходимо знать свои адреса, чтобы не потеряться в большом городе

-ХПД. Рисование салюта. Цель: воспитывать интерес к празднованию дня города.

-  Наблюдения на прогулке за трудом дворника, который убирает листья, ветки, рассмотреть его инструменты, назвать их, поблагодарить дворника за чистоту и порядок на участке. Цель: расширить представления о труде дворника, формировать представления о том, что дворник заботится о том, чтобы на территории  детского сада было чисто, воспитывать бережное отношение  к результатам его труду, стремление аккуратно играть с песком и не высыпать его на дорожки.

-На прогулке наблюдение за берёзой, Беседа о том, какая она красивая, стройная, высокая;  какие резные зеленые и желтые у нее листочки осенью. Рассматривание листьев, сравнение по размеру, по величине.

 -Игры с листочками «Выложи листочки от самого большого до самого маленького», «Собери все желтые листочки (зеленые)»

- Х/и «Кто у нас хороший?»

- Работа с родителями

Совместное с родителями оформление фотовыставки «Я по городу гуляю»

Фотографии с изображением достопримечательностей г. Нефтеюганска: театра кукол, спорткомплекса «Сибиряк», Жемчужины Югры, городского фантана.

Фильм «Нефтеюганск» (5 мин)

Сюжетные картинки с изображением салюта.

 Материалы для ХПД.

Листочки разного размера и разного цвета

Фотографии воспитанников на фоне достопримечательностей города

7

Белкина  кладовка

Труд взрослых. Природа родного края.

Задачи: - познакомить детей с особенностями природы родного края, ее красотой в осеннее время года;

- познакомить детей с отдельными представителями животного мира Югры, их характерными особенностями внешнего вида, поведения.

- познакомить детей с отдельными представителями растительного мира Югры - грибами и ягодами;

-воспитывать чувства восхищения красотой природы, богатством лесов.

-Рассказ педагога  о лесе, какой он красивый, что в нём живут много животных , в том числе и  его обитателе - белке, что она делает запасы на зиму, меняет цвет меха.  

- Рассматривание  сюжетных, предметных картин, игрушек (животных), альбома «Дикие животные».

- Беседы о том, как звери в лесу готовятся к зиме, кто, какую еду заготавливает.

-Д/упражнений типа «Скажи, какой», «Скажи, что делает».

- наблюдение за берёзой на прогулке. Предложить детям обхватить стволы разных деревьев(толстых и тонких, сравнить толщину разных веток, их окраску, найти черные «глазки» на стволе  Беседа о том, какая она красивая, стройная, высокая;  какие разные у нее ветки: толстые и тонкие, длинные и короткие, у нее белый ствол с черными отметинами- «глазками», через которые она дышит.

-Чтение стихотворения «Белая берёза».

- Хороводная песня «Ай-да берёзка!

-Рассматривание предметных и сюжетных картин с изображением грибов и ягод, которые растут в Югре. Рассматривание пейзажей «Осень в лесу Югры»

- Беседы о том, что наша природа прекрасна и неповторима. В наших лесах очень много ягод и грибов. Какие красивые  ягоды на полянах и в лесу! В наших лесах много разнообразных грибов. Мы должны стремиться сохранить её .

-Д/игры с предметными и разрезными картинками, с пазлами «Дикие животные»:  «Кого не стало». «Собери животное», «Найди картинку», «Пары предметов», «Цветные домики», «Строим дом»,  

-Д/и «Чудесный мешочек». (с резиновыми игрушками – дикие животные)

-  Создание коллажа «Лес и его жители».

- П/игры «Зайка, зайка, попляши», «У медведя во бору»

- Работа с родителями. Памятки:

- «Организация экскурсий в лес с родителями».

-  «Организация экскурсий в зоопарк с родителями».

Сюжетные и предметные картины с изображением животных леса, игрушки (мех животных). Альбом «Дикие животные»

Стихотворения «Белая берёзка»

(кн.Доброе слово стр.4).

Фотографии с изображением пейзажа «Осень в лесу Югры»

Сюжетные и предметные картины с изображением грибов и ягод Югры.

Пазлы и разрезные картинки «Собери животное», предметные картинки  для игр «Найди картинку», «Пары предметов», «Цветные домики», «Строим дом»,  д/упражнений  «Скажи, какой», «Скажи, что делает». «Чудесный мешочек».

Фотографии животных леса Югры

8

Любимое имя. Доброе имя.

Вместе дружная семья

Задачи:

- формировать представления детей о  крепкой и дружной семье; об обязанностях мамы в семье;

-расширить знания о родственных связях, приучать детей называть родных ласково;

 -воспитывать у детей добрые чувства к родителям, желание приходить  им на помощь - воспитывать в детях доброе отношение к сверстникам .

-Рассказ педагога  о том, что у каждого человека есть имя, его дают нам мамы и папы сразу после рождения.

-Беседы с детьми о том, как их ласково называют в семье.

- Рассматривание семейных фотоальбомов, беседа об именах всех членов семьи.

-Д/упр.: «Назови ласково маму, папу, бабушку, братика, сестренку»

-Беседа о том, как мама заботится обо всех членах семьи: она поддерживает порядок в доме, готовит, стирает, играет с детьми, как мы можем ей помогать: сложить самому одежду, убрать игрушки и т.д.

- Чтение стихов «Мамочка моя» О. Высоцкая «Дорогая наша мама»

-С/о игра «Семья» (Мама готовит обед). Цель: закреплять представления о том, как нужно готовить еду, продукты помыть, почистить, порезать, посолить, размешать, сварить, соблюдая безопасное обращение с предметами посуды . Педагог проговаривает, какие продукты берет, и описывает  действия с ними (помыть, почистить, порезать, посолить, размешать, сварить) 

- Х/и «Именины», «Ходит Ваня»

-Просмотр мультфильма «Лунтик» (Имя), беседа по содержанию , о том , что после рождения каждый человек получает имя.

- Игры-инсценировки «Катя, Катя , маленькая…», Наша Машенька в дому…», «Николенька-гусачок…»

 -ХПД, Лепка леденцов. Цель: формировать умение использовать результаты работы по назначению в сюжетных играх.

- Беседы о мамах, о том, какие они добрые, какие они красивые, какие красивые имена у наших мам. Мама у всех одна на свете. Она делает всё для того, чтобы её дети были счастливы. Мы с ними делимся со своими радостями и бедами, она всегда всё поймёт, утешит и успокоит. Моя  мама -  самая умная, добрая, ласковая, нежная, весёлая, любимая, дорогая, заботливая.

- Чтение и разыгрывание потешек с именами детей « А у нас девчонка есть, что не можно глаз отвесть. Звать её Дианка!», «Тёма, Тёма, Тёмушка». 

- Пальчиковая игра «Дружные пальчики»: Дружат в нашей группе (пальчики в замок, сгибать и выпрямлять их).

Девочки и мальчики

С вами мы подружимся, (соединить кончики пальцев обеих рук).

Маленькие пальчики

Раз, два, три, четыре, пять (похлопать каждой парой пальчиков).

Начинай скорей считать

Раз, два, три, четыре, пять (встряхнуть кистями).

Мы закончили считать.

-Игра, для формирования навыков общения, для воспитания доброжелательных отношений к сверстникам: «Поиграем с Хрюшей»

Работа с родителями.

-Занятие с родителями «Имя моего ребёнка»

-Совместное с родителями оформление страниц альбома «Мои Истоки» .

Сюжетные картинки с изображением детей в колыбельках

Семейные  фотоальбомы

Фотографии из семейных фотоальбомов.

Картотека с потешками об именах

Сюжетные картины  с изображением мам , как готовят еду, стирают, играют с детьми.

Атрибуты к с/о игре «Семья» :

Мультфильм  «Лунтик» (Имя)

Пластилин, палочки.

Стишки о маме

Сюжетные картины

Хрюша, клубок цветных ниток, картинки с изображением сказочного колобка в разных настроениях

Презентация «Имя моего ребёнка» а детям это зачем?

Альбом «Мои истоки»

10

Книжка-сказка

Вместе дружная семья Задачи:

-приобщать к народной культуре, формировать представление о том, что русский народ очень талантлив

-формировать в детях понятие, что книга необходима человеку, что она учит добру.

-Рассказ педагога о том, что из книг мы узнаём много нового и    интересного и книга необходима человеку,  что она учит добру и детей и взрослых.

 -Рассказывание педагогом русских народных сказок: «Репка», «Колобок», «Маша и медведь», «Теремок» .

 Рассматривание разных книг (толстые и тонкие, с яркими картинками и ……

-Рассматривание иллюстраций в книгах (Авторы Рачев Е. М., Марина Федотова, Е.  Антоненкова)

-Беседа «Любимая моя книжка», о том, что в ней интересно, чем она детям понравилась, о ком или о чём эта  книжка рассказывает, что в ней нарисовано

 -Чтение сказки: «Маша и медведь»,

-Инсценирование русских народных  сказок «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба».

-Слушание народных песен «Ладушки», «Петушок»

- Народные  подвижные и хороводные игры: «Каравай», «Заинька беленький»

-С/о игры «Семья». (Перед сном мама читает дочке сказку, или папа - сыну) Цель; учить отображать в играх отношения в семье (мама, папа заботятся о дочке, сыночке).

-ХПД. Лепка пирожков для Машеньки из соленого теста

С / отбразит. Игра «Позовем гостей».

Работа с родителями. 

-Памятка «Как знакомить детей младшего дошкольного возраста с народными сказками»

-Консультация для родителей «Воспитание сказкой»

Выставка книг с русскими народными сказками с иллюстрациями .

Р.н.с.«Маша и медведь»,

Атрибуты для инсценирования сказок «Репка», «Курочка Ряба»,«Колобок»: маски, костюмы

Атрибуты к с/о игре «Семья»

11

Холодной ветер.

Тёплые рукавички

Ботинки и сапожки

 - приобщать к устному народному творчеству,

 -познакомить с дымков-скими игрушками

-формировать представле-ние о том, что русский народ очень талантлив,

-продолжать знакомить детей с особенностями природы родного края, ее красотой в зимнее время года;

-воспитывать чувства восхищения природой родного края.

-воспитывать дружелюбное отношение друг к другу

-Рассказ педагога о красоте нашей природы зимой. Зима - прекрасное время года. На улице белым-бело. Легкие снежинки кружатся ,еле-еле покачиваясь на холодном ветру. Зима-чародейка. Она может превратить воду в лед и покрыть пушистым белым покрывалом все вокруг. Когда зимой светит яркое и веселое солнце, мне хочется творить добро и весело играть! А если же на улице морозно и метет метель, мне просто хочется сидеть у окна, и наблюдать за этой магией. Белое покрывало закрывает собой всё, что видит. Это делает деревья сказочными. Каждая их веточка блестит на солнце и привлекает к себе много внимания. Если присмотреться, то можно заметить, как снежинки кружатся и падают на тропки. Они украшают всё вокруг

-Наблюдения за высокими сугробами, за красивыми деревьями в инее.

- Любование зимним пейзажем

-Чтение стихотворений Н. Саконский «Где мой пальчик?», Г. Ладонщикова «Потерялась варежка», В. Степанов «Игла».  

-Рассказ педагога  о дымковских игрушках. Дымковская игрушка – русская народная игрушка. Зародилась она давно, в слободе Дымково. Ласково и нежно называют – дымка. Вначале были свистульки. Лепили  их женщины и дети зимой, а весной продавали на ярмарках. Делают игрушки из глины. Затем белят мелом (сейчас красками) Цвета на дымковской игрушке разные: красные , жёлтые, синие, оранжевые. Узор очень простой : кружочки, круги, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятна, точки… Дымковская игрушка очень нарядная.

-Рассматривание дымковских игрушек

-ХПД. Дорисовывание узоров на одежде по мотивам  дымковской росписи.

-С/отобразительная  игра «Отмечаем день рождения Хрюши» для формирования навыков общения, для воспитания доброжелательных отношений к сверстникам. Педагог рассказывает , что на день рождения красиво наряжаются, дарят подарки, поздравляют ласковыми словами, выражая свои чувства

-Рассказывание педагогом сказки «Рукавичка»

-Инсценирование р.н.сказки «Рукавичка»

-ХПД. Дорисовывание узоров на одежде по мотивам  дымковской росписи 

- Подвижные и хороводные игры: «Птицы и птенчики», «У медведя во бору», «По тропинке»», «Лиса и гуси».

Работа с родителями.

Консультация «Знакомьте ребёнка с народными сказками»

             Памятка:    «Играем в сказку»

Сюжетные картины с изображением заката, рассвета, зимнего пейзажа.

Зимний пейзаж  А. Пластов «Первый снег», Карл Розин «Зимний лес»

Дымковские игрушки

Игрушки: Хрюша, заяц и лиса.

Атрибуты для инсценирования   сказки «Рукавичка»

 Краски, кисточки, образцы рукавичек

Памятка: «Знакомьте ребёнка с народными сказками»

         «Играем в сказку»

12

Кроватка и сон.

Ласковая песня.

приобщать к народной культуре, -познакомить детей с русским народным фольклором «Ай , люли-люленьки», «Баю, баю, баиньки», «Баю-бай, за рекой», «Кукольная колыбельная»

 -создать радостное настроение

подводить детей к пониманию, что в каждой семье есть свои традиции. -вызвать эмоционально – положительное отношение к колыбельным песням

 -формировать представление о том, какая мама – добрая, нежная.

-Рассказ педагога  о традициях в семье; перед сном детям поют колыбельные песни, их поют нам мамы, .они звучат очень нежно, ласково.

Рассматривание сюжетных картин с изображением детей в колыбельках

-Беседы о колыбельных песнях, которые дети слышат в семье.

- Чтение рассказа Баруздина «Спать пора», стихотворения  С. Маршак «Ванька-встанька»

- слушание народных песен «Ладушки», «Петушок»

- использование народных подвижных и хороводных игр «Зайку мы будили», «Заинька, войди в сад»;

-Прослушивание и пение колыбельных песен.

- Разучивание колыбельной песни по выбору ребёнка: «Ай , люли-люленьки», «Баю, баю, баиньки», «Баю-бай, за рекой»

-Сюжетно-отобразительная игра: «Укладываем любимую куклу спать»

-Разучивание попевки  «Кукольная колыбельная» (кн. Доброе слово стр.25)

Пение воспитателем колыбельных песен детям перед сном (кн. Доброе слово стр.24-26)

-Подвижная игра с правилами «Курочка и цыплята»

-Инсценирование  стихотворения «Вот и спим»

-ХПД. - Рисование «Лоскутное одеяло».  

-Аппликация «Открытка ко дню матери» Цель: воспитывать у детей внимательное  и уважительное  отношение к маме

-Беседа о том, какая мама добрая и нежная, самая умная, ласковая,  весёлая, любимая, дорогая, заботливая. Как мама заботиться о своём ребёнке, когда он болеет.

 Работа с родителями.

 -Консультация «Пойте детям колыбельные песни»

Сюжетные картинки с изображением детей в колыбельках

Сюжетные картинки с изображением дня и ночи.

Рассказ Баруздина «Спать пора», стихотворение  С. Маршак «Ванька-встанька»

Книга «Доброе слово» Картотека колыбельных песен

Атрибуты к с/о игре «Укладываем любимую куклу спать» (Игрушки, куклы, кроватки)

Сюжетные картины  с изображением укладывания  на сон младенца кн. Доброе слово

Фотографии мам.

Консультация для родителей «Пойте детям колыбельные песни»

Использованная литература:- И. А Кузьмина «Доброе слово»

                                                 -Л. А. Парамонова «Развивающие занятия с детьми 3-4 лет»

                                                      - Развитие игры детей 3—5 лет. Авторы: Трифонова Е.В., Волкова Е.М., Иванкова Р.А., Качанова                      

                                                И.А. — М., 2014.

                                          - Алешина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников». ЦГЛ. М., 2004.

                                                 - Т. А. Бударина. Знакомство детей с русским народным творчеством.

                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: гражданско-патриотическое воспитание для второй младшей группы

Конспект занятия по направлению гражданско-патриотического воспитания для второй младшей группы....

Проект по нравственно- патриотическому воспитанию детей второй младшей группы.

Воспитывать патриотизм необходимо с раннего детсва, не забывая о том, что патриотизм у каждого ребенка формируется индивидуально.Мы горим желанием воспитывать любовь к Родине, а оказываемся не в состо...

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию во второй младшей группе на тему: "Детский сад - второй наш дом "

Данный конспект разработан для детей второй младшей группы и предназначен для формирования положительного отношения  к детскому саду и  ознакомления детей с профессиями сотрудников....

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию во второй младшей группе на тему: «Детский сад – второй наш дом»

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию во второй младшей группе на тему: «Детский сад – второй наш дом»Цель: показать, что детский сад похож на семью; как и в семье, здесь есть взрослы...

Конспект НОД по патриотическому воспитанию во второй младшей группе "Детский сад - наш второй дом".

Открытая НОД по патриотическому воспитанию, проходила как итоговое в проекте "Наш любимый детский сад"...