Рабочая программа кружка "Цветной оркестр"
учебно-методический материал (подготовительная группа)
Программа «Цветной оркестр» для детей старшего дошкольного возраста имеет художественную направленность.
Она ориентирована на развитие творческих способностей и художественно- эстетического развития личности ребёнка в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 624.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Малышок»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА
«Цветной оркестр»
(старший, подготовительный дошкольной возраст)
Программа рассчитана на 1 год обучения
на 2022-2023 учебный год
Составитель:
музыкальный руководитель
Ковтун И.В.
ОГЛАВЛЕНИЕ
- Пояснительная записка… 3
- Направленность 4
- Новизна 4
- Актуальность 5
- Цель и задачи программы 5
- Ожидаемые результаты 7
- Содержание изучаемого курса 8
- Структура занятий 11
- Описание занятий 11
- Календарно-тематическое планирование… 12
Приложения
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
- Пояснительная записка
Образовательная программа по дополнительному образованию детей художественно-эстетической направленности «Цветной оркестр» разработана на основе:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации",
- Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года
№ 1726-р),
- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 года № 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" (с изменениями и дополнениями).
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
Образовательная программа «Цветной оркестр» способствует музыкальному развитию дошкольников: развитию чувства ритма, музыкальной грамотности, памяти, внимания. У детей формируется готовность и умение действовать в коллективе, развиваются навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные и тактильные способности к восприятию. Совместное музицирование детей активизирует внимательность, дисциплинированность, целеустремлённость, ответственность за правильное исполнение своей партии. Здесь каждый ребёнок становится активным участником ансамбля, независимо от уровня его способностей, что приводит к психологической раскованности и помогает справиться с излишней застенчивостью и скованностью ребят, формируя дружелюбную атмосферу в группе.
В основе программы лежит методика обучения по цветным нотам. Доподлинно неизвестно, кто автор этой методики. Основоположником
цветомузыкального искусства в принципе считается русский композитор Александр Скрябин. Он верил, что музыку можно увидеть и каждую тональность окрашивал в свой цвет.
Во многих странах систему цветных нот используют для обучения детей музыки. Система музицирования по цветам с использованием диатонических колокольчиков и трубок бумвокерс - замечательная находка. Все инструменты имеют точную настройку. В основе цветовой гаммы - классическая "радуга".
Красный цвет, соответствует ноте ДО I октавы, Оранжевый цвет-РЕ I октавы,
Жёлтый цвет-МИ I октавы, Зелёный цвет -ФА I октавы,
Голубой цвет -СОЛЬ I октавы, Синий цвет -ЛЯ I октавы, Фиолетовый цвет -СИ I октавы, Белый цвет -ДО II октавы.
- Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная программа «Цветной оркестр» для детей дошкольного возраста имеет художественную направленность.
Она ориентирована на развитие творческих способностей и художественно- эстетического развития личности ребёнка в целом.
- Новизна и отличительные особенности программы
Программа составлена для детей с уже имеющимися первоначальными навыками игры на шумовых ударных инструментах.
Новизна программы заключается в том, что дети играют не на шумовых, а музыкальных инструментах по цветным партитурам.
Учебный процесс с системой «Цветных нот» позволяет решать сложные педагогические задачи в усвоении музыкального языка. Цветовая палитра в данной системе является главным элементом в постижении нот и их звуковысотности.
При использовании этого метода включается ассоциативный способ восприятия информации, и скучная нотная грамота превращается в увлекательную цветную игру. Изучая ноты в игровой форме, используя цвета, мы активно развиваем правое полушарие мозга, которое отвечает за воображение, креативность, интуицию и творческие способности.
Цветные ноты — это не только способ освоить нотную грамоту, это эффективный и интересный способ развития интеллекта ребенка.
- Актуальность.
Через элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах формируются ритмические способности, речь становится более совершенной, развиваются математические способности. Уже доказано, что развитие чувства ритма влияет на становление развернутой (слитной) речи, в то время как слабое развитие слуховых и моторных способностей тормозит развитие ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками.
Обучаясь игре на диатонических колокольчиках и трубках бумвокерс, слушая разные по высоте звуки, развивается мышление и аналитические способности. Помимо этого, игра в оркестре помогает дошкольникам наладить контакт со сверстниками. Насыщенная цветовая палитра цветных нот привлекает и концентрирует внимание, улучшает настроение, поэтому музицирование с этими инструментами способствует и психологической разгрузке, которая предстает в качестве цветотерапии.
- Цель и задачи
Цель: развитие музыкальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения игре на диатонических колокольчиках и музыкальных трубках бумвокерс.
Задачи:
Обучающие:
-познакомить детей с приёмами игры на диатонических колокольчиках и трубках бумвокерс;
-учить детей воспроизводить равномерную ритмическую пульсацию и простейшие ритмические рисунки;
-развивать чувство ансамбля;
- познакомить с нотной грамотой;
- научить читать по цветным партитурам.
Развивающие:
-развивать память и внимание;
-развивать музыкальный слух и чувство ритма;
-развивать мышление, аналитические способности;
-развивать мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук;
-обогащать опыт восприятия музыки через цветовую палитру.
Воспитательные:
-активизировать внимание ребенка, работу его мысли, его эмоциональную и эстетическую отзывчивость;
-воспитывать у детей веры в свои силы, в свои творческие способности;
-воспитывать творческую инициативу;
-сплотить детей в дружный творческий коллектив;
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от 6 до 7 лет.
Срок реализации: 1 год.
Форма занятий: групповая, с количеством 10 человек.
Режим занятий. Занятия проходят во второй половине дня 1 раз в неделю по 30 мин.
- Ожидаемые результаты освоения программы:
В результате знакомства с диатоническими колокольчиками и трубками бумвокерс и игре на них в оркестре, у дошкольников формируется устойчивый интерес к инструментальному музицированию.
Дети чувствуют себя настоящими артистами, что ведёт к снятию зажимов и стеснительности ребят, ведь они могут выступить с эффектными номерами на досугах и праздниках перед зрителями. У детей улучшается качество пения и музыкально – ритмических движений, они чётче воспроизводят ритм.
Основным результатом реализации программы является овладение каждым ребенком приёмами и способами игры на диатонических колокольчиках и музыкальных трубках, умение играть в оркестре.
В конце обучения воспитанник будет знать:
- название, внешний вид, тембр инструментов;
- элементарную музыкальную грамоту. Воспитанник будет уметь:
- владеть приёмами звукоизвлечения на диатонических колокольчиках и трубках бумвокерс;
- играть простые мелодии;
- передавать ритмический рисунок;
- играть в ансамбле, оркестре.
Формы подведения итогов реализации программы:
- открытые мероприятия в течение года;
- выступления детского оркестра на утренниках и развлечениях;
- выступления на отчётных концертах;
- участие в конкурсах и фестивалях.
2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.
Образовательная Программа охватывает разнообразные аспекты музыкальной деятельности: дети слушают музыку поют, играют в музыкальные игры, импровизируют ритмы, мелодии, постигают элементы музыкальной грамоты и, конечно, учатся играть на музыкальных инструментах индивидуально и в оркестре. Данная образовательная деятельность построена в тесной интеграции со всеми образовательными областями:
- Художественно-эстетическое развитие.
Музицирование побуждает юного музыканта к самостоятельной творческой деятельности. Соприкасаясь с живым музыкальным звуком, при игре на инструментах, дошкольники осознаннее различают красоту звучания различных музыкальных инструментов. Для многих детей игра на музыкальных инструментах помогает передать чувства, внутренний духовный мир.
- Познавательное развитие.
Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений (ритм, темп, динамика и т.д.). У них улучшается качество пения (чище поют), музыкально – ритмических движений (четче воспроизводят ритм). Музицирование способствует развитию творческой активности – дошкольники играют на инструментах самостоятельно, импровизируют.
- Социально - коммуникативное развитие.
Игра в оркестре сплачивает детский коллектив, повышает ответственность каждого ребенка за правильное исполнение своей партии, помогает преодолеть неуверенность, робость. При совместной игре в ансамбле или оркестре формируется чувство коллективизма, которое опирается на личную ответственность, за общее дело, воспитываются коммуникативные качества целеустремленность, выдержка, настойчивость.
- Физическое развитие.
Для правильного звукоизвлечения на детских музыкальных инструментах, в целях реализации программы, юные музыканты осваивают различные техники
и методики, что, несомненно, способствует развитию мелкой и крупной моторики пальцев. Очень важно, чтобы руки не были зажаты, корпус находился в правильном положении.
5.Речевое развитие.
При различных видах музыкальной деятельности у детей совершенствуется речь, мыслительные способности, художественно – образные представления. Когда дети разучивают музыкальные произведения на темы сказок, стихотворений, прибауток у них активизируется фантазия, стремление выразить свое отношение к тому, что они чувствуют, слушая и исполняя данную мелодию. Любое музыкальное исполнение пьесы, песни невозможно без эмоционального восприятия и выражения его через речь как средство общения.
Принципы, положенные в основу рабочей программы.
1.Создание непринуждённой обстановки, в которой ребёнок чувствует
комфорт, не принуждать детей к действиям (играм, пению), а дать возможность захотеть принять участие в занятии.
2.Целостный подход в решении педагогических задач: обогащение детей музыкальными впечатлениями через пение, слушание, игры, пляски,
музицирование; претворений полученных впечатлений в самостоятельной игровой деятельности; приобщение к народной культуре (слушание и пение русских народных песен и попевок, разучивание народных игр и хороводов) 6 3.Принцип последовательности предусматривает усложнение поставленных задач по всем разделам музыкального воспитания: в старшем возрасте восприятие музыкального материала идёт на уровне эмоций, и только с помощью педагога в подготовительной группе дети способны осмыслить и понять тот или иной материал и высказать своё впечатление.
4.Один из важнейших принципов музыкального воспитания - партнёрство. Группа детей, музыкальный руководитель, воспитатель становятся единым целым – вместе слушать, петь, рассуждать, играть.
4. Принцип положительной оценки деятельности детей, что способствует ещё более высокой активности, эмоциональной отдаче, хорошему настроению и
желанию дальнейшего участия в творчестве
5. Принцип интеграции всех других образовательных областей
(театрализованная ритмопластика, художественное творчество, развитие речи и др.)
Методы обучения детей игре на детских музыкальных инструментах:
-словесный (рассказ, объяснение);
-наглядный (показ приемов игры педагогом или ребенком);
-аудиовизуальный (применение видеопартитур);
-стимулирующий (выступление перед детьми или взрослыми);
-практический (повторение и закрепление приемов игры на различных инструментах);
-самостоятельная музыкальная деятельность.
Технические приемы игры на ДМИ.
Приемы игры зависят от конструкции каждого инструмента. Прежде всего, надо установить правильную исходную позу и расположение инструмента. Очень важно научить правильным приемам звукоизвлечения.
Техника извлечения звука на диатонических колокольчиках привычна для детей, звук извлекается обычным встряхиванием. Колокольчик следует держать в правой руке за рукоятку.
Перкуссионные трубки бумвокерс - это исключительный музыкальный инструмент в виде цветных пластиковых трубок, относящихся к классу ударных и имеющих приятное мелодическое звучание. Каждая трубка бумвокерс - это отдельная нота в октаве со своей высотой, которая зависит от размера и цветовой окраски, дающая возможность создавать как ритмический, так и мелодический рисунок одновременно. Звукоизвлечение происходит при ударе о человеческое тело: ладонь, ноги, также об пол и т.д.
2.2 Структура занятия.
1. Познавательная часть (знакомство с музыкальными терминами и понятиями, нотной грамотой).
2. Подготовительная часть (ритмические игры, упражнения, направленные для развития слуха, чувства темпа, ритма).
3. Накопление репертуара (разучивание новых произведений и повторение старого материала).
4. Индивидуальная работа (разучивание отдельных тем, партий с детьми, играющими на мелодических инструментах или игра небольшими группами по 2-3 человека).
2.3. Описание занятий
На каждом занятии используются различные формы работы, сочетаются подача теоретического материала и практическая работа: ритмические упражнения, игра на колокольчиках или трубках (основные навыки), игра в ансамбле, творческие упражнения, импровизации. Все формы работы логично сменяют и дополняют друг друга. Проведение каждого занятия требует от преподавателя не просто тщательной подготовки и владения материалом, но и особого творческого настроения, способности увлечь своих учеников и одновременно направлять их во время занятия к достижению поставленной цели.
Занятия оркестра включают в себя разнообразные игры и упражнения на развитие чувства ритма у детей, так как ритм является одним из центральных, основополагающих элементов музыки, обусловливающий ту или иную закономерность в распределении звуков во времени. С помощью этих упражнений дети узнают, что музыкальные звуки имеют различную протяженность – бывают долгими и короткими, что они движутся и их чередование может быть мерным или более активным, что ритм влияет на
характер музыки, ее эмоциональную окраску, делает более узнаваемыми различные жанры.
Календарно-тематическое планирование на 2022-2023 уч.год.
В начале и в конце года: Диагностика музыкальных способностей детей.
Месяц | Задачи | Репертуар | Методические указания |
Сентябрь | 1 занятие. | «Андрей-воробей» | Знакомство детей с |
Знакомство с | Игра «Спой свое | новым музыкальным | |
диатоническими | имя» | инструментом. | |
колокольчиками. | Знакомим с | ||
приёмами и с | |||
особенностью игры | |||
на диатонических | |||
колокольчиках. | |||
Учим детей | |||
правильно держать | |||
колокольчик, | |||
извлекать звук и | |||
контролировать | |||
собственные | |||
действия. Знакомим | |||
с понятием | |||
«исходная позиция». | |||
2 занятие. Знакомство с бумвокерсами | Мультимедийный танец «Хлоп-хлоп», Игра «Если нравится тебе, играй вот так». Игра: «Раз, два, начинается игра». | Знакомство детей с цветными трубками бумвокерс и различными приемами звукоизвлечния (разыгрываем карточки). Учим детей правильно держать бумвокерс, контролируем четкий удар. Развиваем творчество детей, конструируем с бумвокерсами, превращаем их в различные предметы и приспособления. | |
3 занятие. | Цветные партитуры- | Рассказываем, для | |
Знакомство с | «Ду-ду-ду», «Ша-ша- | чего нужна | |
цветными | ша» | партитура, об | |
партитурами. | особенностях | ||
исполнения по | |||
партитуре. | |||
Учим детей читать | |||
по партитуре | |||
индивидуально и | |||
группой. |
4 занятие. Знакомство с понятием ритмический рисунок. | «Дин-дон», «Петушок», Игра «Музыкальное эхо» | Формирование Практических навыков игры на диатонических колокольчиках и бумвокерсах. Знакомство с обозначением длительностей на партитурах. | |
5 занятие. Закрепление материала. | «Андрей-воробей», «Дин-дон», «Петушок» | Повторение и закрепление пройденного материала за месяц. | |
Октябрь | 1занятие. | Партитура «2 кота», | Обучение детей |
Знакомство с | пропевать | ||
обозначением | длительности: | ||
длительностей на | (короткие на «ти», а | ||
партитурах. | длинные на «та».) | ||
Своевременное | |||
вступление и | |||
Игра «stop and go» | Окончание игры в | ||
соответствии с | |||
музыкой, сохраняя | |||
общий темп. | |||
2 занятие. | Партитура «2 кота», | ||
Закрепляем знания о | «Озорные нотки» | Проговаривание | |
длительностях. | название длинные коротких звуковвслух (ти, | ||
та), затем сыграть | |||
инструментальную | |||
партитуру. При этом | |||
следует следить за | |||
единым темпом и | |||
чистотой | |||
исполнения. |
3 занятие. | Партитура «Веселые | Мелодию в | |
Работа над | гуси»,«Василек» р.н. м | партитуре с | |
партитурами. | помощью указки | ||
показывает | |||
способный ребёнок. | |||
4 занятие. | Партитура «Василек» Знакомим с видео партитурами. | Обучение детей быстрому реагированию на смену движения рук, в которых находится Колокольчик. При этом следить за тем, чтобы после игры своего звука, ребёнок быстро убирал колокольчик в исходную позицию. Учимся четко извлекать звук приемом на бумвокерсах «лягушка» об руку –каждый ребенок поочередно по кругу не задерживая товарища. Знакомим с видео- партитурами. | |
Закрепление | |||
пройденного материала. | Игра с бумвокерсами «Печатная машинка».
| ||
1 занятие. | Партитура «Лесенка- | Учим мелодию | |
Знакомство с нотами | Чудесенка», | сначала в очень | |
«Во поле береза»р.н.п. | медленном темпе на бумвокерсах и колокольчиках. | ||
Обращаем внимание | |||
детей на высоту | |||
звуков и | |||
направление | |||
движения мелодии. | |||
2 занятие. | «Лесенка- | Прорабатываем | |
Закрепление нот | Чудесенка», «Во поле | отдельно слова. | |
береза»р.н.п. | Затем повторяем | ||
мелодию и | |||
соединяем её со | |||
словами. Играть и | |||
петь следует чётко, | |||
не отставая, и не | |||
опережая друг друга. | |||
Учимся играть в | |||
ансамбле. |
Ноябрь | 3 занятие. Знакомство с понятием «Чтение с листа». Практические навыки. | Видео партитура для бумвокерсов «Булочки» англ. нар. Мел. | Обучение детей читать партитуру-по видео. Одно касание – один четкий удар. Учить четко исполнять ритмический рисунок. |
4 занятие. Сочинение простейших попевок и исполнение их на инструментах. | Видеопартитура «Булочки» англ.нар.мел. | Совершенствование навыков игры на бумвокерсах. Знакомимся с понятием импровизация. Детям предлагается сочинить попевку, как индивидуально, так и в работе по парам, тройкам. | |
Декабрь | 1 занятие. Знакомство с партитурой. | «Маленькой ёлочке» М.Красева. Коммуникативная игра в парах с бумвокерсами «Машина» | Слушаем песню «Маленькой ёлочке» сл. З.Александровой, муз. М. Красева. Проговаривание о содержании песни. Начинаем с проработки длительностей, играя по партитуре на колокольчиках и бумвокерсах, и пропеваем их на «Ти ти Та». Учимся взаимодействовать в парах. |
2 занятие. Работа над партитурой. | «Маленькой ёлочке» М.Красев, «Горошина» | Четкое проговаривание слов Затем соединяем игру на колокольчиках со словами «a capella». |
3 занятие. Играем и поём партитуру | «Маленькой ёлочке» М.Красев, «Горошина» В.Карасевой. | Повторяем партитуру со словами, а затем соединяем с аккомпанементом. Учим детей слушать друг друга и внимательно следить за нотами в партитуре. Показывает мелодию в партитуре муз. рук. Добававляем аудио и аккомпанемент. | |
4 занятие. Повторение нот с помощью партитуры | «Маленькой елочке» М.Красева. | Выступление на Новогоднем утреннике оркестра (Колокольчики, бумвокерсы). | |
Январь | 1 занятие. Знакомство с партитурой. | Игры: «Весёлые нотки». Разучивание песни: «Вышла курочка» А.Филиппенко. | Объясняем правила игры. Музыкальный руководитель показывает цветные ноты в разном порядке, постепенно прибавляя темп. Учит детей концентрировать своё внимание на партитуре, играть своевременно свою цветную ноту. |
2 занятие. Работа над партитурой. | Игра «В имена», «Скок-поскок» р.н. потешка. | Педагог объясняет правила игры детям, затем проигрывает своё имя на колокольчике разделяя его на слоги. Дети друг за другом проигрывают своё имя (в разных вариациях). | |
Игра по видеопартитуре на бумвокерсах. | The Clap Clap Sound - Boomwhacker and Chimes play-along https://www.youtube.com/watch?v=-02JxxXXyxY | Знакомство детей с видеопартитурой. Учим детей правильно держать трубки, извлекать звук и контролировать собственные действия. Так-же учимся ходить по 6 линиям на ковре вперед и назад. | |
4 занятие. Закрепление материала предыдущих занятий | The Clap Clap Sound - Boomwhacker and Chimes play-along https://www.youtube.com/watch?v=-02JxxXXyxY | Добавление колокольчиков, когда дети идут по 6 линиям с бумвокерсами. Ноты, используемые - E, C, G, E, F-F для шагов вперед и D, B, G, D, C-C для шагов назад. Выстроить детей с колокольчиками по бокам по линиям. |
Февраль | 1 занятие. | Попевка«Лифт» | Знакомим детей с |
Знакомство с | понятием гамма. | ||
гаммой До мажор. | Дети играют гамму | ||
вверх и вниз. | |||
Впоследствии | |||
усложняем ритм. | |||
2 занятие. | Попевка «Лифт» | Повторяем и | |
Закрепление гаммы | закрепляем цветовую | ||
гамму в разных | |||
вариациях | |||
исполнения. При | |||
этом группа детей | |||
может играть ноты, а | |||
другая группа петь, | |||
меняясь ролями. | |||
Могут играть все | |||
дети, а только | |||
солист петь ноты под | |||
аккомпанемент | |||
Колокольчиков. | |||
3 занятие. | Партитура «Гамма | Слушаем | |
Знакомство с | для мамы» | музыкальное | |
партитурой | произведение, | ||
говорим о характере. | |||
Пробуем прочитать | |||
партитуру с листа. | |||
Начинать следует с | |||
отработки отдельно | |||
поставленных нот. |
4 занятие. Нарабатыеваем исполнительские навыки Партитура «Гамма для мамы» | Партитура «Гамма для мамы» | Прорабатываем длительности с пропеванием ритмического рисунка на «Ти ти та». После соединяем с аккомпанементом. (Песни в записи или аранжировкой). Показывает мелодию педагог. | |
Март | 1 занятие. Заключительная работа над партитурой | Партитура «Гамма для мамы» | Учим детей играть в ансамбле, внимательно слушая друг друга. Побуждаем детей к эмоциональному отклику на музыку и проявление артистических данных при игре на публике. |
2 занятие. Знакомство с партитурой Bingo – SUPER EASY Boomwhackers | Bingo – SUPER EASY Boomwhackers | Игра на бумвокерсах: Слушаем музыкальное произведение, говорим о характере. Bingo – SUPER Пробуем прочитать партитуру с листа. Начинать следует с отработки отдельно поставленных нот. |
3 занятие Bingo – SUPER EASY | Bingo – SUPER EASY Boomwhackers https://www.youtube.com/watch?v=LVfsaRZJZxY «Ой, ля, Калина» О.Воеводиной. | Работу над партитурой следует начинать с проговаривания Коротких длинный звуков. Далее прорабатываем инструментальную партию. Добавляем видеопартутуру. Танец на сплочение коллектива. | |
Работа с видео партитурой | |||
Вingo – SUPER EASY Boomwhackers | Вingo – SUPER EASY Boomwhackers https://www.youtube.com/watch?v=LVfsaRZJZxY «Ой, ля, Калина» О.Воеводиной. | Совершенствуем, закрепляем, обобщаем знания и полученные навыки. | |
Индивидуальная и | |||
групповая работа с | |||
партитурами. | |||
Апрель | 1 занятие. | Партитура «Веселые | Проигрываем |
Повторение нот с | нотки» | партитуру с | |
помощью партитуры | пропеванием | ||
«Весёлые нотки». | длительностей, затем | ||
с аккомпанементом. |
2 занятие. Играем в игру «Импровизация». | Детям предлагается сочинить попевку, как индивидуально, так и в работе по парам, тройкам. Так же придумать свой ритмический рисунок. | ||
3 занятие. Знакомство с «Пастушьей песней» франц.нар.мел. | Партитура «Пастушьей песни» | Слушаем «Пастюушью песню» ф.н.м. Беседуем о характере настроении песни, выделяем сильную долю, пульсацию. Пропеваем мелодию.Придумываем танцевальные движения. | |
4 занятие. Разучивание мелодии «Попурри из песен военных лет» (на колокольчиках). | «Синий платочек» муз.Е. Петерсбурского. Видеопартитура закрепление «Пастушья песня » | Разучивание начитаем с мелодии (с проработки длительностей) Закрепляем мелодию. На колокольчиках. | |
Май | 1 занятие. Работа над «Пастушьей песней» | Видеопартитура «Пастушья песня» «Синий платочек» муз.Е. Петерсбурского (закрепление) | Разучиваем мелодию на бумвокерсах по видеопартитуре, при этом играя свои партии дети должны сдерживать динамику звучания, так как оркестр играет роль аккомпанемента. |
2 занятие. Заключительная работа над партитурой. | «Пастушья песня» Ф.н. мел. «Синий платочек» муз.Е. Петерсбурского. | Добиваемся точности исполнения ансамблевого звучания. Работаем над артистизмом. Выступление на фестивале, посвященном Дню Победы с литературно-музыкальной композицией. | |
3 занятие. Сочинение простейших попевок и исполнение их на инструментах. | «Пастушья песня» Ф.н. мел. | Детям предлагается сочинить попевку, как индивидуально, так и в работе по парам, тройкам. Так же придумать свой ритмический рисунок. | |
4 занятие. Повторение пройденного за год. | «Пастушья песня» Ф.н. мел. | Выступление на районном фестивале детского творчества «Разноцветные капельки»-«Пастушья песня». Выступление на выпускном празднике. |
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Продолжительность занятий не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно- эпидемиологическими правилами и нормами».
Учебный план
Форма проведения | Количество занятий в год | Количество занятий в неделю |
фронтальная | 36 занятий | 1 занятие |
3.1 Материально-техническое обеспечение
- наличие специального кабинета (музыкальный зал);
- баян, диатонические колокольчики, трубки бумвокерс;
- музыкальный центр, ноутбук;
- записи фонограмм;
- дидактические музыкальные игры, наглядные пособия;
- видео партитуры;
- нотный материал, подборка репертуара.
- СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Гульянц Е.И. Музыкальная азбука для детей. - М.: «Аквариум», 1997 2..Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах - М, Просвещение, 1990.
3.Образцова Т.И. Музыкальные игры для детей. – М.: Этрол, ЛАДА, 2005. 4.Тютюнникова Т.Э. Доноткино I и II часть. Учебное пособие. – М, Педагогическое общество России, 2005.
- Т.Э. Тютюнникова "Элементарное музицирование с дошкольниками" Тютюнникова Т. Э. Уроки музыки (система обучения К. Орфа): учебно- методическое пособие. М, АСТ, 2000.
- Гудкин Д. «Пой, играй, танцуй! Введение в Орф-педагогику» / Д. Гудкин. - М.: Классика, 2013. - 240 с.
- Меркулова Л. Р. Оркестр в детском саду. Программа формирования эмоционального сопереживания и осознания музыки через музицирование.
– М., Гуманитарный издательский центр «Владос», 2003.
Список интернет ресурсов:
- Бородавина И.М. Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста «Цветной оркестр»
http://www.детсад38.рф/obraz_program/programma_cvetnoj_orkestr.pdf
- Видеопартитуры для бумвокерс
https://www.youtube.com/c/musication
Диагностика знаний и умений, навыков, полученных за год:
№ | И.Ф. | Уровень развития: Ритмического чувства, умение играть в заданном темпе; Координации пения с движением рук. | Уровень развития Владения приемами звукоизвлечения на бумвокерсах, диатонические колокольчиках. | Уровень развития знаний элементарной музыкальной грамоты (длительность (длинная-короткая нота, пауза), название нот, чтение цветной партитуры. | Уровень развития динамического и тембрового слуха | Уровень развития умений играть в ансамбле (артистизм). |
1 | ||||||
2 | ||||||
3 |
высокий уровень развития навыков и умений: ребенок самостоятельно справляется с предложенным заданием или с небольшой помощью взрослого, в совершенстве владеет навыками и знаниями, умениями.
средний уровень развития навыков и умений: ребенок частично справляется с заданием с помощью взрослого, частично владеет знаниями, навыками и умениями.
низкий уровень развития навыков и умений: ребенок не справляется с заданиями, не владеет знаниями, навыками и умениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/19/picture-298744-1489912789.jpg)
Рабочая программа кружка " Веселый оркестр"
Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуют...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/12/picture-1089500-1547297470.jpg)
рабочая программа "Давайте устроим оркестр"
Одним из любимых видов музыкальной деятельности детей старшего дошкольного возраста является игра на детских музыкальных инструментах. Разработанная программа "Давайте устроим оркестр" - поп...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/31/picture-933142-1548915211.jpg)
Рабочая программа "Веселый оркестр"
Рабочая программа дополнительного образования "Веселый оркестр"...
Рабочая программа (художественно-эстетическое направление) "Наш веселый оркестр"
Рабочая программа (художественно-эстетическое направление) "Наш веселый оркестр"...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/04/picture-1149226-1664882219.jpg)
Рабочая программа кружка "Веселый оркестр"
Программа расчитана на детей 6-7 лет (подготовительная к школе группа), группа с преобладающим количеством тедей с ОВЗ, сроком на один учебный год....
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/07/picture-790829-1470572813.jpg)
Рабочая программа по музицированию "Веселый оркестр"
Адаптированная дополнительная образовательная программа по музицированию для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста "Веселый оркестр"...
- Мне нравится (1)