программа дополнительного образования "В ГОСТЯХ У ПРИРОДЫ"
учебно-методический материал (старшая группа)
Программа дополнительного образования "В гостях у природы" старшая группа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya.docx | 35.81 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.
Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается и элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде. Напряжённая экологическая обстановка, на наш взгляд, предполагает несколько иные подходы к образованию в области окружающей среды. Нам близка позиция доктора биологических наук Т. В. Потаповой: «Предназначение дошкольного экологического образования состоит не столько в присвоении детьми знаний о предметах и явлениях, сколько в формировании навыков бережного и неразрушающего обращения с ними и активного желания поступать именно так: щадящим и сберегающим образом».
Актуальность
Актуальность данной кружковой работы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “ рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.
Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.
Новизна данной работы заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Кружковой работой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивацию развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе.
Например, для птиц, зимующих в наших краях, мы с детьми и родителями делаем кормушки, организовываем «птичью столовую» до полного схода снежного покрова; планируем развешивать скворечники на территории детского сада.
Данная кружковая работа включает развитие у детей умений постановки и проведения простейших опытов. Например, выращивание рассады для цветников детского сада. Благодаря включению детей в освоение данной образовательной программы, дошкольники получают экологические знания, у них развивается наблюдательность, чувство сопереживания, способность видеть красивое в природе, умение оказывать природе посильную помощь. Воспитываются такие личностные качества, как доброта, ответственность, трудолюбие, самостоятельность, умение работать в коллективе.
Всё выше перечисленное убеждает в педагогической целесообразности данной программы.
Цель программы
Основная цель работы кружка - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.
Работа кружка «В гостях у природы» призвана решать следующие задачи:
- Подвести к понятию, что взрослые и дети, это тоже часть природы;
- Воспитывать желание бережно относиться к своему здоровью;
- Показать важность природных ресурсов (воды и воздуха) в жизни человека;
- Воспитывать бережное, экономичное отношение к природным ресурсам;
- Подводить детей к осознанному пониманию ценности природы;
- Воспитывать правильного поведения в природе.
Организация занятий кружка
Кружок посещают дети старшей группы. Образовательная деятельность проводится 1 раз в неделю. Продолжительность 25 минут.
Режим: Образовательная деятельность проводится во второй половине дня, 1 раз в неделю. Программа включает в себя 36 занятий в год. Длительность НОД 25 минут.
Программа кружка представляет собой цикл занятий по развитию экологических знаний у детей 5-6 лет и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы с помощью наблюдений, бесед, игр, экспериментирования, экскурсий, практических занятий, рассматривания и сравнения. Занятия по данной программе важно проводить с детьми, как в помещении, так и на природе. Общение с природой доставляет детям огромную радость. Ведь они видят мир по-своему, во всем многообразии цвета, запахов, звуков, их сердца открыты к восприятию красоты. И это знакомство с миром природы, ее лесными обитателями, можно провести в увлекательной для детей форме игры, сказки, загадок, викторин. Занятия, проводимые на природе (экскурсии, прогулки), очень полезны и необходимы для детей. Свежий воздух, красота окружающей природы оказывает весьма благотворное воздействие на здоровье детей. При общении с природой дети становятся добрее, гармоничнее, в них воспитаются чувства дружбы и взаимопомощи, они учатся наблюдать за явлениями природы, их изменениями во времени. Это развивает их внимание, наблюдательность, воображение. Дети также осваивают первые правила поведения в лесу, учатся следовать закону «не навреди». Организуется и проводится сбор природного материала для дальнейшей творческой работы с ним. Выполняются и посильные для детей экологические задачи, такие как, например, уборка сада, берёзовой рощи. Такая работа способствует воспитанию у детей чувства ответственности за сохранность окружающей природы, бережного отношения к ней.
Методы, используемые для реализации работы кружка:
Организованная образовательная деятельность по данной программе важно проводить с детьми, как в помещении, так и на природе. Общение с природой доставляет детям огромную радость, способствует воспитанию у детей чувства ответственности за сохранность окружающей природы, бережного отношения к ней.
Формы проведения организованной образовательной деятельности: экскурсии; игровые, сюжетные занятия с использованием опытно – экспериментальной деятельности, с использованием мультимедийного сопровождения и др.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: Объяснительно-иллюстративный (беседы и рассматривание, чтение и любование природой); Репродуктивный (рисование, лепка, аппликация, конструирование); Частично-поисковый (участие в коллективном поиске); Исследовательский (опыты, эксперименты, изучение природы, анализ, сравнение, самостоятельная творческая работа).
Для решения программных образовательных задач используются: Словесные методы (устное изложение, беседы, чтение произведений, разбор ситуаций, обсуждение увиденного); Наглядные (показ презентаций, наблюдения, рассматривание, экскурсии, целевые прогулки); Практические методы (эксперименты, продуктивная деятельность, трудовая деятельность).
Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:
К концу года у детей сформируются конкретные представления о свойствах воды, воздуха; о сезонных изменениях, происходящих в природе; о приспособляемости растений и животных к условиям жизни. Владеют элементарными навыками уходу за растениями и животными. Умеют устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов. Имеют желание заботиться о живых объектах природы. Стремятся следовать правилам поведения на природе.
При построении системы работы нашего кружка мы обратили особое внимание на следующие основные направления:
- Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
- Практическое направление - изучение растительного и животного мира, связанное с практическими делами (подкормка птиц, посадка цветников и др.).
- Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности (экскурсий, наблюдений, опытов)
Перспективный план работы кружка «В гостях у природы»
Старшая группа
Дата | Тема | Задачи | Содержание |
Сентябрь 1 неделя 2 неделя
3неделя 4неделя Октябрь 1неделя 2неделя 3неделя 4неделя Ноябрь 1неделя 2неделя 3неделя 4неделя Декабрь 1неделя 2неделя 3неделя 4неделя Январь 1неделя 2неделя 3неделя Февраль 1неделя 2неделя 3неделя 4неделя Март 1неделя 2неделя 3неделя 4неделя Апрель 1неделя 2неделя 3неделя 4неделя Май 1неделя 2неделя 3неделя 4неделя | "Что такое природа" «Травушка – муравушка» "Подорожник" "Кора деревьев" "Чистый и загрязненный воздух" "Рябина и рябинка – это один вид растения?" "Грибное царство" «Во саду ли в огороде» «Муравьи – санитары леса» "Лес, точно терем расписной" «Жизнь осеннего леса» "Слепые землекопы" «Животные леса – лось, кабан" «Почему исчезают животные?» "Животные Арктики" «Животные тундры» "Животный мир пустыни" "Животный мир саванны" "Покормите птиц зимой" "Знакомство с лягушкой" "Где лягушка зимует?" "В гости в подледное царство
« Что такое гололед?» "Взаимосвязи в природе" «Кто главный в лесу?» «Вода – источник жизни» «Воды суши» «Экосистема – болото» «Экотошка в подземном царстве». «Камни» «Березы тоже плачут» «Первоцветы »
«В гостях у пчелки» «Для чего бабочке кружочки» "Юный эколог" | Учить детей разделять объекты окружающего мира на "природу" и "не природу", классифицировать неживых существ по определённым признакам.
Познакомить детей с лекарственными растениями. Развивать любознательность, внимание, память. Воспитывать бережное отношение к природе. Учить детей узнавать подорожник. Познакомить с народными названиями этого растения. Учить узнавать по внешнему виду дерево, его возраст. Уточнить понятие «кора». Учить детей понимать, какую роль играют растения в нашей жизни. Развивать логическое мышление. Воспитывать отрицательное отношение к факторам, загрязняющим воздух. Учить сравнивать рябину и пижму, находить общее и отличие. Развивать внимание, память, логическое мышление. Воспитывать бережное отношение к природе. Формировать представления детей о ядовитых и съедобных грибах. Уточнить условия, необходимые для роста и развития грибов. Развивать речь, внимание, память. Воспитывать бережное отношение к природе. Формировать обобщенные представления об овощах и фруктах. Уточнить представление о многообразии овощей и фруктов. Углубить знания детей о муравьях, их образе жизни. Уточнить представления о пользе, приносимой муравьями. Углубить и конкретизировать знания детей об изменениях, которые происходят осенью в природе. Закреплять умение различать деревья и кусты по окраске листьев. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи. Учить устанавливать связь между продолжительностью дня, температурой воздуха, состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме. Развивать интерес к закономерностям в живой природе. Формировать представление детей об особенностях внешнего строения и поведения крота, о его приспособленности к подземному образу жизни. Развивать любознательность. Углубить знания детей о животных леса – лось, кабан. Развивать любознательность. Формировать представление детей об основных причинах вымирания некоторых животных. Познакомить с заповедниками, Красной книгой. Развивать речь, внимание, память. Сформировать представление об обитателях Арктики: белом медведе, тюлене, морже, об их повадках, о том, как эти животные приспособились к условиям севера. Закреплять умение сравнивать, давать полные ответы. Познакомить детей с климатом и природой тундры. Сформировать представление о животных тундры, об их внешнем виде, повадках, образе жизни. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, мыслить логически. Сформировать представление детей о пустыни, особенностях климата и животного мира. Развивать интерес к животным разных климатических зон. Сформировать представление детей о климате и животных саванны. Развивать навыки активной речи. Учить детей различать зимующих и перелетных птиц. Развивать познавательный интерес к жизни зимующих птиц. Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им.
Углубить и систематизировать знания детей о лягушке, особенностях ее строения. Познакомить с размножением и развитием. Развивать любознательность. Воспитывать бережное и уважительное отношение к живым существам.
Сформировать представление детей о жизни лягушек в разные сезоны. Закрепить представление детей о способах появления новых лягушек. Учить называть обитателей озер и рек. Дать представление о жизни водоема зимой. Закреплять умение работать с моделями. Воспитывать умение правильно вести себя на зимнем водоеме. Учить детей видеть связь между температурой воздуха и агрегатным состоянием воды. Формировать представление о гололеде как явлении природы. Воспитывать интерес к явлениям природы. Формировать представление детей о взаимосвязях, существующих в природе. Научить составлять пищевые цепочки.
Формировать представление детей о лесе, как экосистеме. Уточнить представление о леснике. Воспитывать уважение к профессии – лесник. Показать значение воды в жизни живой природы. Закрепить знания о воде и том, как человек её использует. Воспитывать привычку бережно и разумно использовать воду. Формировать понятие о возникновении реки, ее истоках. Закреплять знания о пресноводных обитателях рек. Развивать речь. Познакомить детей с экосистемой – болото, с типичными обитателями болота. Дать представление о мхе сфагнуме и торфе. Развивать любознательность. Дать детям первоначальное представление о почве, как компоненте природы, о взаимосвязи почвы и растений. Способствовать воспитанию заботливого отношения к окружающему миру Учить детей обследовать камни и называть их свойства. Познакомить с известняком, гранитом, каменным углем. Воспитывать интерес к камням. Учить узнавать березу и описывать ее. Углубить представления о взаимосвязях живой и неживой природы, о факторах, которые влияют на жизнедеятельность березы. Воспитывать любовь к березе. Уточнить и расширить знания детей о первых цветах весны. Научить узнавать их по описанию.. Воспитывать желание стать другом природы, беречь и охранять ее. Формировать представление о том, как пчелы приспособились к окружающей среде. Познакомить с продуктами пчеловодства, их ценными свойствами. Воспитывать бережное отношение ко всему живому. Формировать представление детей о роли окраски в жизни животных. Развивать логическое мышление. Формировать интерес к природе. Закрепить экологические знания и умения. |
Чтение стих-й Ф.Тютчева, загадки о воде, земле, небе, еже, человеке, дереве; показ рисунков«Природа», д/и "Кто самый внимательный?", д/и "Живое-неживое". работа детей с природным материалом. Чтение «Сказание о лекарственных травах», вопросы, чтение пословиц. П/и «Ходит свинка по бору» , рассматривание травы на участке, описание , сбор травы для гербария. Рассказ о значении подорожника для жизни человека, о егоразмножении. Чтение стих-я, вопросы к детям, рассматривание подорожника. Д/и «Скажи какой». Опыт с семенами подорожника и водой. Опыт с горящей свечой и блюдцем. Загадка о дереве, рассказ о коре, вопросы к детям, рассказ о дятле, рассказ о том, что можно сделать из коры. Рассматривание иллюстраций с деревьями, рассматривание коры деревьев, рассматривание поделок из коры. Д/и «С какого дерева кора», «Слово на ладошке». Вопросы к детям, обсуждение, где воздух чище, чтение «Что такое кислый дождь» В. Танасийчук. Приход художника с картинами своего летнего отдыха, рассматривание картин : лес, город; рисование знаков поведения в лесу Приход Незнайки с веточками рябины. Рассказ о рябине, пижме, сравнение, чтение стих-я И.Токмаковой «Рябина», вопросы к детям; рассматривание иллюстраций с изображение деревьев рябины и пижмы Чтение стих-я «Про осень», вопросы к детям, рассказ Лесовичка о грибах, загадывание загадок о грибах, рассматривание иллюстраций с разными грибами. Опыт «Как грибы очищают воздух?» Описание детьми овощей и фруктов, рассказ о том, что готовят из овощей и фруктов, вопросы к детям. Игра «Вершки – корешки», д/и «Угадай на вкус» Чтение письма от муравья, рассказ о муравейнике, о размножении муравьев. Рассматривание иллюстраций с изображением муравейника, п/и «Муравейник», рассматривание муравья через лупу. Загадывание загадок об осени, чтение стих-я И.Бунина «Листопад», вопросы к детям, рассказ-объяснение воспитателя о том, почему желтеют листья, д/и «Найди ошибку», п/и «Лист, лети ко мне». Рассматривание через лупу листочков. Рассказ о лесе, объяснение, почему нет насекомых, птиц, зверей, вопросы к детям, рассказ о медведе, еже, зайце, лисе, белке, волке. Имитация путешествия в лес, д/и «назови птицу», д/и«угадай, чей след». Рассматривание иллюстраций с перелетными и зимующими птицами, медведем, волком, зайцем, белкой, лисой, ежом. Рассказ о жизни кротов, вопросы к детям, п/и «мы кроты». Иллюстрации с изображением крота Рассказ о лосях, кабанах. Чтение « Сказка о том, почему лось сбрасывает зимой рога», Е.Чарушин «Кабан», рассматривание иллюстраций, изображающих лося, кабана, детенышей кабана. Д/и «угадай, чей след», «кто спрятался". Беседа о том, почему исчезли динозавры, чтение рассказа «Морские коровы», рассказ о Красной книге, вопросы к детям. Чтение стих-я И.Сергеева « Природа под защитой». Беседа о севере, Арктике, рассказ об айсбергах, северном сиянии, чтение стих-й об айсбергах и северном сиянии, рассказ-объяснение о белом медведе, тюлене, морже, загадки. П/и « с льдины на льдину», «охота моржей». Работа с глобусом, рассматривание иллюстраций, изображающих северное сияние, айсберги Рассказ о пурге, чтение стих-я, вопросы к детям, рассказ о северном олене, песце, лемминге. Работа с глобусом, рассматривание иллюстраций, изображающих северного оленя, песца, лемминга, мха ягеля. Д/и «когда какого цвета». Загадка о пустыни, вопросы к детям, рассказ о верблюде, о ящерице, о черепахе. Опыт «буря в пустыне». Игра «да – нет». Рассматривание иллюстраций. Загадка об Африке, жирафе, вопросы к детям, рассказ-объяснение о слоне, льве, жирафе, чтение стих-й и отрывков из рассказов. Рассматривание карты мира, Игра-эстафета «посели животное» Беседа о зиме, рассказ о зимующих птицах, чтение стих-я Грибачева, вопросы к детям, загадки о птицах, правила правильного кормления птиц.П/и « птицы на кормушке». Рассматривание иллюстраций Загадка о лягушке, рассказ о том, как лягушка приспособилась к условиям обитания, объяснение фаз размножения, рассматривание игрушечной лягушки, рассматривание иллюстраций с разными лягушками. Д/и «найди врагов лягушки», п/и «Лягушки». Опыт «чем мы дышим» Рассказы детей о том, что они знают о лягушках, чтение рассказа В. Танасийчук «Где зимует лягушка?», вопросы к детям, п/и «Лягушки в кадушке». Рисование детьми знака «Защитим лягушку» Рассказ о жизни водоема зимой, вопросы к детям. Обыгрывание подводной лодки, разгадывание кроссворда, п/и «караси и щука», демонстрация модели водоема зимой в разрезе, демонстрация модели развития рыб. Загадки о зиме, беседа, вопросы к детям, рассказ о гололеде, физ.мин. Рассматривание льдинок, опыт «что быстрее растает – снег или лед?». Чтение рассказа «Цепочки в лесу», вопросы к детям. Игра «Живые цепочки», п/и «совушка – сова». Работа с карточками. Чтение рассказа «Невидимые весы», рассказ - объяснение о работе лесника, вопросы к детям. Игра «что будет, если убрать..», п/и «охотник и зайцы». Выкладывание на фланелеграфе пищевой цепочки в лесу. Загадка о воде, вопросы к детям, рассказ о том, как вода попадает в наши дома. Работа с глобусом, опыты: « какая на вкус вода?», «соль морская и поваренная», «грязная и чистая вода», «имеет ли вода форму?». П/и «Выросли цветы». Рассказ-объяснение об истоках реки, русле, устье; о растениях, рыбах, насекомых, вопросы к детям. П/и «Ерши и щука», «Этажи реки». Демонстрация рисунка реки, горных и равнинных рек, растений, насекомых, рыб. Рассказ о том, как появляются болота, что такое мох – сфагнум, клюква, беседа о правилах поведения на болоте. рассматривание болота, торфа, мха сфагнума, клюквы, животных, которые живут на болоте. Беседа о почве, чтение рассказа «Чему учился маленький мышонок», беседа о том, как загрязняется почва, вопросы к детям. П/и «Мы цветы». Демонстрация почвы в разрезе, опыты с почвой. Рассказ-объяснение о известняке, граните, каменном угле, ценных камнях, о происхождении камней, описание детьми проделанных опытов. Появление посылки с письмом. Рассматривание иллюстраций, что производят из камня. Загадка о березе, рассказ «Почему березы плачут?», вопросы к детям, чтение стихов о березе, подготовленных детьми. Игра «Что нужно березе для роста?», п/и «Во поле березка стояла». рассматривание иллюстраций с березой в разное время года. Обыгрывание путешествия в лес на автобусе, игра-импровизация «Подснежник». Беседа о весне, чтение сказки «Как появились цветы», рассказ, вопросы к детям, чтение стихов. Рисование первоцветов для альбома. Рассказ пчелки о пасеке, рассказ воспитателя о пчелах, вопросы к детям, объяснение -из чего делают соты. Игра «сложим соты как пчелки», физ.мин. «пчелки». Демонстрация иллюстраций с пасекой, схемы-модели строения и размножения пчелы. Вопросы к детям. Рассказ воспитателя о том, почему у бабочки разный окрас крыльев. Игра «найди насекомое», п/и «птица на охоте». Чтение стихов, загадки. Д/и, п/и. работа с картинками животных, насекомых. |
Список литературы:
1. Горькова.Л.Г. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников.» Методическое пособие.
2. «Добро пожаловать в экологию». О.А. Воронкевич. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста.
3. Бондаренко Т.М. «Экологические занятия с детьми 5-6 лет.». Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.
4. Селихова Л.Г. «Интегрированные занятия: ознакомление с природой и развитие речи». Методическое пособие.
5. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология.». Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.
6. Коломина Н.В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий.». Сценарии занятий.
7. Скоролупова О.А. «Вода». Занятия с детьми.
8. М.А. Рунова. «Ознакомление с природой через движения». Интегрированные занятия для работы с детьми 5 -7 лет.
9. С.Н.Николаева. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Методическое пособие.
10. Т.А. Шорыгина «Беседы о воде в природе». Методическое пособие.
11. Т.А. Шорыгина «Беседы о русском севере». Методическое пособие.
12. Т.А. Шорыгина «Беседы о русском лесе». Методическое
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования по экологическому воспитанию "Наш дом - природа" (старшая группа).
содержание программы, план...
Программа дополнительного образования по экологическому воспитанию "Наш дом - природа" (старшая группа).
Пояснительная записка. учебно - тематический план. содержание программы.Кружок в старшей группе проводится 1 раз в неделю нге более 25 минут...
Авторская программа дополнительного образования театрально-фольклорной студии " Авторская программа дополнительного образования "Росинки". Развитие творческих способностей детей через театрализован
Авторская программа дополнительного образования "Росинки". ...
Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...
Программа дополнительного образования " В гостях у природы"
Программа дополнительного образования по экологии для средней группы " В гостях у природы"...
Презентация Отчет по программе дополнительного образования Экологического воспитания.«В гостях у природы».
Презентация Отчет по программе дополнительного образования Экологического воспитания.«В гостях у природы»....
Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"
Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...