Проект по экологическому воспитанию "С лукошком - в путь - дорожку"
проект (младшая группа)
В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей природной среды возникла каждого человека. Экология, не только наука, это мировоззрение молодого поколения, ответственность за будущее общего для всех нас.
Планета Земля такая красивая, токая большая и такая хрупкая. Любая помощь природе должна быть хорошо продумана. В связи с этим в стране активно создается система непрерывного экологического образования населения. Начальным звеном этой системы является дошкольное учреждение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_zkologii_s_lukshkom_v_put_dorozhku.docx | 520.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Буратино»
Проект
по экологическому воспитанию
во второй младшей группе №1 «Ромашки».
Тема: «С лукошком – в путь – дорожку»
Подготовили: Морозова М.А.
Сулименко Е.А.
г. Тарко-Сале
2022г
Содержание
1.Введение. _____________________________________________________
2.Паспорт проекта. ______________________________________________
3.Актуальность _________________________________________________
3.1.Цели и задачи. _______________________________________________
3.2.Планируемые результаты. _____________________________________
3.3.Методическое сопровождение. _________________________________
3.4.Формы работы _______________________________________________
4.Содержание проекта. Этапы _____________________________________
4.1.Организационный ____________________________________________
4.2.Основной ___________________________________________________
4.3.Заключительный _____________________________________________
5.Приложение. __________________________________________________
6. Список литературы. ____________________________________________
7. Фотоотчет. ____________________________________________________
Введение
В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей природной среды возникла каждого человека. Экология, не только наука, это мировоззрение молодого поколения, ответственность за будущее общего для всех нас.
Планета Земля такая красивая, токая большая и такая хрупкая. Любая помощь природе должна быть хорошо продумана. В связи с этим в стране активно создается система непрерывного экологического образования населения. Начальным звеном этой системы является дошкольное учреждение. Поэтому в детских садах одним из видов познавательной деятельности введено экологическое воспитание дошкольников. Так М.А.Шаргаев считает, что «Необходимо начинать экологическое воспитание и обучение человека с его утробного развития. Детей надо учить, начиная даже не с грудного возраста, а намного раньше».
Благодаря научным исследованиям дошкольного воспитания Н.А. Рыжовой, С.Н. Николаевой, Т.И. Поповой, Н.А. Кондратьевой, О.А. Соломенниковой и др. мы имеем возможность воспитывать, экологическую культуру детей начиная, с раннего возраста. Раннее приобщение детей к экологическим объектам закладывается в первые семь лет.
Экологическое образование дошкольника способствует формированию основ экологического мировоззрения и развития ребенка в целом, готовности его к школе. Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления будет разработан и использован как комплекс форм, средств, приемов, способствующих формированию экологического представления на эмоционально-чувственной основе. Ребенок будет вовлечен в элементарную поисковую деятельность, в ходе которой формируется интерес к приобретению знания о природе и ее явлениях.
Паспорт проекта:
Тема: «С лукошком – в путь – дорожку»
Тип проекта: познавательно-информационный, групповой.
Продолжительность: краткосрочный.
База для реализации проекта: II младшая группа.
Участники проекта: педагоги, воспитанники, родители (законные представители).
Сроки реализации проекта: 2 недели
Образовательная область: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Интеграция в образовательные области: речевое развитее, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Актуальность:
Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать воспитывать с раннего детства. Задача педагогов состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть красоту, научиться ценить ее. В результате при ознакомлении детей с природой открываются широкие возможности для их экологического воспитания, экологически-грамотного отношения к природе. Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.
Большинство современных детей редко общается с природой, проводя время за планшетами и телевизором. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любой местности можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, развивает познавательные способности.
Поэтому детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе как к ведущему способу познания окружающего мира.
Цель проекта: создание благоприятных условий для экологического воспитания детей и формирования у них экологической культуры.
Задачи:
Образовательные:
- формировать представлений детей о растительном и животном мире;
- формировать систему элементарных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего, как средство становления осознанно-правильного отношения к природе);
- формировать умения и навыки наблюдений за природными объектами и явлениями;
- формировать умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к миру природы;
-развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, желание познать новое;
- развивать логическое мышление, речь, кругозор.
Воспитательные:
- воспитывать чувство прекрасного, обогащать знания и впечатления о природном мире;
- воспитывать любознательность, любовь и бережное отношение к природе родного края;
- воспитывать у детей эмоциональный отклик, интерес и эстетическое отношение к природному миру.
Предполагаемый результат:
повышение роли природной окружающей среды в экологическом воспитании детей.
увеличение непосредственного участия детей в организации и проведении различных экологических мероприятий.
формирование навыков культурного поведения в природе родного края;
формирование положительно-эмоционального и осознанного отношения к природе родного края: доброжелательность к живым существам;
эмоциональная отзывчивость на их состояние;
развитие познавательного интереса детей;
вызвать желание и умение заботиться о живом;
создание альбома «Берегите Природу!»
Методическое сопровождение:
сбор информации о природных объектах;
подборка иллюстраций;
подбор художественной литературы;
дидактические игры;
беседы;
конспекты НОД;
музыкальное сопровождение «Времена года» (шум леса, шум воды, голоса птиц)
консультационный материал для родителей
анкетирование родителей;
ИКТ.
Формы работы:
НОД;
Дидактические игры;
Подвижные игры;
Пальчиковые игры;
Сюжетно - ролевые игры;
Театрализованная деятельность;
Продуктивная деятельность;
Чтение художественной литературы;
Музыкально-ритмические движения.
Содержание проекта:
Этапы реализации проекта:
I. Организационный
Обдумывание идеи проекта, сбор информации. Составление плана проекта, определение сроков реализации и ответственных за отдельные этапы проекта. Подбор методического и дидактического материала для реализации идеи, иллюстративного материала, литературных произведений по теме проекта. Разработка конспектов занятий.
II. Основной
Проведение тематических занятий с воспитанниками, совместная работа воспитанников, родителей (законных представителей) и педагогов по теме проекта.
III. Заключительный
Анализ результатов проектной деятельности.
План реализации проекта
I этап - организационный
Составление проекта по теме: «С лукошком – в путь – дорожку»
Создание благоприятных условий для экологического воспитания детей и формирования у них экологической культуры.
Проведение бесед и анкетирование родителей ««Экологическое воспитание дошкольников»
Привлечение внимания родителей и детей к воспитанию экологической культуры.
Подбор материалов для реализации проекта
Создание условий для реализации проекта (технических, дидактических, наглядных)
Анкетирование (Приложение 1)
II этап- основной (практический)
1
Беседа «Наш дом –природа».
Пальчиковая гимнастика «Листопад»
НОД. «Берегите природу!».
Подвижная игра «Воробьи зимой»
Прогулка. Наблюдение. Что на нашей территории?
Вторая половина дня
Загадывание загадок о растениях, животных, насекомых.
Просмотр иллюстраций по теме.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Раскраски по теме
2.
Беседа «Влияние человека на природу».
Пальчиковая игра «Репка»
НОД «Грибная полянка»
Рассматривание иллюстраций «Дикие животные»
Дидактическая игра «Собери грибы в лукошко»
Наблюдение за деревьями.
Вторая половина дня
Чтение стихов
Подвижная игра «Лягушки в кадушке»
3.
Беседа «Чем мы дышим?»
Пальчиковая игра «Бабочки»
НОД «Свойства воздуха».
Сюжетно-ролевая игра «Ежиха»
Просмотр иллюстраций по теме.
Дыхательная гимнастика.
Наблюдение за птицами
Вторая половина дня
Чтение худ.литературы.
Чтение русской народной сказки «Кот, Петух и Лиса».
Лото «Кто спрятался?»
Подвижная игра «Земля, вода, воздух»
4.
Беседа «Растения и животные нашего края».
Пальчиковая игра «Насекомые»
НОД «Осенние листочки»
Сюжетно ролевая игра «Пикник»
Наблюдения: за листопадом.
Экскурсия в парк.
Вторая половина дня
Дидактическая игра «Угадай по описанию»
Чтение В. Бианки «Лис и мышонок».
Рассматривание иллюстраций.
Лото «Растения и животные»
Рисование «Град»
5.
Беседа «Растения осенью».
Пальчиковая игра «Капуста»
Дидактическая игра «Фрукты и ягоды»
НОД «Свойства воды».
Подвижная игра «Птицелов».
Загадки о природных явлениях.
Наблюдение за ветром, облаками, дождём, рассматривание деревьев
Труд в природе.
Вторая половина дня
Дидактическая игра «Четвертый лишний».
Беседа о сезонных явлениях
Чтение стихов И.Могилевская «Дождик», Е.Трутнева «Стало вдруг светлее вдвое…»,
Прослушивание фонограмм: разучивание движений, передающих характер животных.
6.
Развлечение «По дороге в лес»
В ходе реализации проекта с детьми были проведены беседы на темы: «Наш дом – природа», «Растения осенью», «Растения и животные нашего края», Беседа о сезонных явлениях, «Чем мы дышим?», «Влияние человека на природу». (Приложение 2).
Непосредственно образовательная деятельность
НОД: Тема: «Берегите природу!». (Приложение 3)
Цель: формировать у детей представление, что природа – это наш общий дом.
Тема: «Грибная полянка». (Приложение3)
Цель: Составлять из готовых элементов образ гриба, контрастных по размеру.
Тема: «Свойства воздуха. (Приложение 3)
Цель: Создать условия для формирования исследовательских навыков воспитанников.
Тема: «Осенние листочки». (Приложение 3)
Цели: Знакомить с характерными особенностями осенних деревьев.
Тема: «Свойства воды». (Приложение 3)
Цель: Познакомить детей с некоторыми свойствами воды в процессе опытно-экспериментальной деятельности.
Наблюдения в природе.
Цель: формировать представления об изменении в природе с приходом осени (солнце реже появляется на небе, меньше греет), развивать коммуникативные способности, внимание, память, учить заботится о птицах в осенний период, формировать эмоционально-положительное отношение к природе и поддерживать радостное настроение.
Что на нашей территории?
Наблюдение за деревьями.
Наблюдение за птицами.
Наблюдения за листопадом.
Наблюдение за ветром, облаками, дождём, рассматривание деревьев
Труд в природе.
Цель: Представление детей о способах сохранения природы родного края и территории детского сада.
Чтение художественной литературы (Приложение 4)
Чтение стихов о природе К. Чолиев « Деревья спят», А.К. Плещеев «Осень наступила»,
Загадывание загадок о растениях, животных, насекомых.
Чтение русской народной сказки «Кот, Петух и Лиса».
Чтение В. Бианки «Лис и мышонок».
Игровая деятельность
(Приложение 5)
Пальчиковые игры: «Листопад», «Репка», «Бабочка», «Насекомые», «Капуста».
Дидактические игры, настольно-печатные игры: «Чудесный мешочек», «Собери грибы в лукошко», «Кто спрятался», «Угадай по описанию», «Растения и животные», «Фрукты и ягоды», «Четвертый лишний».
Подвижные игры: «Воробьи зимой», «Лягушки в кадушке», «Земля, вода, воздух», «Птицелов».
Сюжетно-ролевые игры: «Ежиха», «Пикник».
III-заключительный
итоговое мероприятие «По дороге в лес»;
подведение итогов, анализ ожидаемого результата;
обобщение результатов работы, формулировка выводов;
пополнение РППС группы;
Развлечение по экологии «По дороге в лес»
Цель: формировать у детей экологическую культуру.
Задачи:
Образовательные
-Формировать освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, умение и желание сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь;
-Учить проявлять заботу и внимание ко всему живому, формировать доброжелательность.
Развивающие
-Развивать познавательный интерес к миру природы;
-Расширять представление детей о лесе и о его обитателях;
Воспитательные
- Воспитывать интерес у детей к жизни леса, любовь, бережное отношение к природе.
Оборудование: мультимедийная система, магнитофон, велосипед, мусорные отходы, корзина для сбора мусора или пакет, пенечки, морковь.
Ход развлечения:
В зал на велосипеде въезжает Маша
Маша: -Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? А я тут мимо вашего детского сада проезжала. Думаю, да-ка загляну! Как интересно здесь у вас! (Рассматривает зал)
-Ох, ну какая же я забывчивая! Я же к Мишке спешу! Осень то давно! Мишка собирается спать. Надо перед тем как он заляжет в спячку с ним повеселиться! А хотите я и вас с собой возьму? (Ответы детей)
-А вы знаете где Мишка живет? (В лесу)
-Тогда я вас приглашаю на лесную прогулку. Познакомлю вас со своим другом. Только должна вас предупредить, ребята, лес – это родной дом для растений, птиц, животных.
Кто лес уважает, растения не обижает,
Зверятам помогает, тот гостем желанным в лесу бывает.
-Так что прежде чем отправиться в лес, давайте-ка вспомним правила поведения в лесу.
Игра «Экологический опрос». Я буду вам говорить, как ведут себя некоторые люди в лесу, а вы, если они ведут себя правильно - будете хлопать, а если неправильно- громко топать. Готовы?
1 слайд
На полянке посидели,
Все попили и поели,
А потом пошли домой —
Мусор не унесли с собой! Правильно?
2 слайд
Когда по лесу мы гуляем
Ветки с дерева ломаем.
3 слайд
Девочки цветочки рвали
И в веночки заплетали.
А полянка вся пуста —
Не осталось ни цветка! Правильно?
4 слайд
Из леса уходя домой,
Не унесем ежа с собой!
5 слайд
Со взрослыми дети по лесу гуляли.
Не шумели, не кричали,
Ягоды собрали,
Кустик не сломали! Правильно?
Маша: Вижу умные вы и воспитанные ребята! Давайте отправляться в путь!
Логоритмика «Мы идем лесной дорогой» Звучит фонограмма, дети идут за Машей, говорят слова и выполняют движения:
Мы идем лесной дорогой, (обычная ходьба)
Интересного тут много,
По дорожке в лес пойдём,
Чудеса в лесу кругом: (ладони приложить к щекам, покачать головой)
Вот растёт под ёлкой гриб, (руки сложить над головой «шляпкой»)
Рябинка пламенем горит, («фонарики» на четыре счёта)
Белка скачет скок, поскок, (прыжки)
И орешки щёлк, да щёлк. (хлопки в ладоши)
Тихо, тихо, не шумите, (палец приложить к губам)
По дорожке в лес идите; (ходьба на носочках)
Мы для леса все друзья, обижать его нельзя!
Подходят к куче мусора
Маша: Ой, ребята, на этой полянке беда случилась,
Вокруг всё изменилось:
Птицы не поют,
Цветы не цветут,
Ветер не шумит,
Речка не журчит….
Люди мусор раскидали,
За собою не убрали…
-Ребята, давайте наведем здесь порядок, а то Мишка очень рассердится, когда увидит мусор в своем лесу.
Проводится игра «Собери мусор в корзину»
На полу разбросаны бытовые отходы: капсулы от киндер - сюрпризов, пакетики, палочки, баночки и др. Дети с Машей собирают в корзины для мусора бытовые отходы.
Маша: Молодцы, ребята! Дружно мы справились, очистили полянку! Теперь на ней снова чисто. Зверям и птица радостно.
-Что-то я немного устала. Давайте присядем и отдохнем (садятся на пенечки)
Ребята, я вам загадки загадаю. Слушайте внимательно.
«Загадки о животных»
6 Слайд
Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе орешки я грызу. (Белка.)
17 слайд
Когда я голодный меня не встречай,
Щелкну зубами, съем невзначай. (Волк.)
8 слайд
Летом по лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает. (Медведь.)
9 слайд
Лежала между ёлками подушечка с иголками
Тихонечко лежала, потом вдруг убежала. (Ёж.)
10 слайд
Рыжая плутовка, хитрая да ловкая,
В сарай попала, кур пересчитала. (Лиса.)
11 слайд
Длинноухий трусишка, залез в огород,
Увидел морковку, хвать быстро – и в рот. (Заяц.)
Под музыку вбегает заяц
Заяц: -Здравствуйте, ребята! Здравствуй, Маша! Зачемв лес пожаловали?
Маша: А мы тут прогуливаемся! Знакомься, это мои новые друзья. Я с ними в детском саду познакомилась. Мы идем Мишку проведать. Пойдешь с нами?
Заяц: Знаю, как вы гуляете., Насекомых обижаете, зверей пугаете. Не пущу вас в лес!
Маша: Что ты, заинька! Мы с ребятами знаем правила поведения в лесу. Вот послушай.
Дети читают стихи
Муравьиный дом в глуши –
Ты его не тормоши,
Муравьишкам помоги,
Домик их огороди!
Насекомых не давите,
Если встретите в лесу,
Насекомые природе
Много пользы принесут!
В лесу всем птицам помогай
И птичьих гнезд не разоряй
Растут на радость всем птенцы,
Природы звонкие певцы!
Не рви цветы и не топчи траву,
Не обрывай с кустов листву,
Не мни зеленую былинку,
В лесу ходи лишь по тропинке!
Огонь – враг леса, он хитер,
Не разводи в лесу костер!
Вести себя достойно просим,
В лесу, запомним, мы лишь гости!
Маша: Лес - богатство и краса,
Мы бережем свои леса!
Заяц: Простите, ребята, что не поверил вам сразу. Вы добрые и воспитанные дети.
-Предлагаю вам поиграть!
Танец-игра с зайчиком
Заяц: Ребята, с вами очень интересно, но меня дома ждет мама. Передайте Мишке от меня привет!
Маша: Зайка, а это тебе от нас угощение (достает морковку).
Заяц благодарит и убегает
Маша: -Ну что, ребята, нам пора идти дальше.
Логоритмика «Вместе по лесу идём»
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем весело шагать.
Мы шагаем по дороге, поднимаем выше ноги.
По тропинке мы идем.
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг.
Тысяча цветов вокруг!
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр
И направо и налево.
Здесь присесть бы, отдохнуть…
Да уже окончен путь.
Подходят к домику Медведя
Маша: Вот мы уже и пришли. А вот и сам Мишка!
Медведь выходит из домика
Мишка: Что за шум в моём лесу? А, это ты Маша безобразничаешь?
Надеюсь, вы не нашкодничали в моем лесу, пока шли?
Маша: Что-ты, Мишенька! Даже наоборот!
Мы с ребятами порядок на полянке навели,
Ни кого не потревожили-
По тропинке тихо шли!
И к тебе играть пришли!
Медведь: Ну, на тебя это, Маша, совсем не похоже! Наверно ребята научили уму-разуму!? (все одобрительно кивают)
Вы, ребята, знать должны, что
Мне по нраву только тот,
Мир лесной кто бережёт.
Тот, кто веток не ломает,
Тот, кто птичку не спугнет.
Мухомор сшибать не станет
И костер не разведет.
Кто всегда, всегда в лесу
Уважает тишину.
Муз. Игра «Четыре шага»
Маша: Миш, а можно нам с ребятами летом в твоем лесу грибочки, ягоды собирать? Ты не рассердишься?
Медведь: Что вы, ребята! Буду рад вас увидеть в лесу снова. Только не забывайте о правилах поведения!
-А сейчас я приглашаю вас на чай с вареньем. Маша сама летом варила! Поделишься с ребятами рецептом?
Маша: Ну конечно!
Муз. Игра «Варим варенье»
Медведь: А сейчас всем мыть руки и за стол!
Книга «Берегите Природу!»
Вывод: В результате проведенной работы у воспитанников сформировалось представление о природе нашего края. Дети познакомились с растительным и животным миром не только нашей области, но в России в целом. У детей сформировалось понятие о бережном отношении к природе, желание заботится о ней и приумножать. В результате участия родителей в проекте в группе пополнилась развивающая среда. Они стали больше уделять времени проблемам экологического воспитания своих детей
Приложение 1.
Анкета для родителей
«Экологическое воспитание дошкольников»
Цель проведения анкетирования: выявить отношение родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду и его осуществления в семье.
1. Считаете ли Вы важным компонентом экологическое воспитание дошкольников?
• Да • Нет • Не знаю
2. Как вы понимаете, что такое экология, что она изучает, чем занимается?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Считаете ли вы необходимым знакомить детей с природой нашего региона (района, поселка?)
• Да • Нет • Не знаю
4. На Ваш взгляд, обладаете ли вы достаточной информацией о природе нашего региона (района, поселка) чтобы ответить на возникающие у ребенка вопросы?
• Да • Нет • Не знаю
5. Как Вы считаете, зависит ли состояние здоровья ребенка от состояния окружающей среды?
• Да • Нет • Не знаю
6. В какой совместной деятельности Вы осуществляете экологическое воспитание детей в семье?
• Беседы с ребенком о природе
• Подкормка птиц
• Отдых на природе
• Наблюдение за природными объектами
• Чтение художественной литературы природоведческого содержания
•Другиеформы___________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Как вы оцениваете уровень экологический знаний Вашего ребенка?
• Высокий • Средний • Низкий
8. Знакомите ли Вы детей с правилами поведения в природе? Как
________________________________________________________________
9. Какую информацию Вы хотели бы получить от дошкольного учреждения по экологическому воспитанию дошкольников _______________________________________________________________________________
10. Какие мероприятия вы могли бы предложить провести на экологические темы в группе(детском саду?)_________________________________________________________________________
11.. Как вы оцениваете работу дошкольного учреждения по экологическому воспитанию дошкольников? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 2
Беседа по экологическому воспитанию «Наш дом - природа»
Цель: формировать представление ребенку об окружающем природном мире.
Задачи
Образовательные:
Дать детям понять, что природа – это наш общий дом, расширять знания детей о природе, продолжать формировать представление о роли природы в жизни человека.
Развивающие:
развивать кругозор, мышление, связанную речь.
Воспитательные:
воспитывать заботливое отношение к природе.
Ход беседы
Воспитатель читает стихотворение:
Наш дом родной, наш общий дом -
Земля, где мы с тобой живём!
Чудес нам всех не перечесть,
Одно у них названье есть:
Леса и горы и моря-
Всё называется - земля!
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это? (Ответы детей.)
Правильно, это наша земля. Наша земля это наш общий дом.
Как вы думаете, ребята, что мы оставляем на нашей планете Земля?
Вот такие следы остаются после вас на земле. Даже если вы их не видите, земля помнит их. И каждый человек, живущий на этой планете, оставляет свой след. Посмотрите, какие следы вы видите на земле. (Ответы детей.) Правильно, большие, маленькие, чистые, грязные.
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о том, какой же след мы должны оставить на земле.
Если природа - общий дом, то каждый из вас имеет свой дом. И каждый старается в своём доме поддерживать чистоту и порядок.
Воспитатель: Вот послушайте:
«Люблю я бегать босиком,
Разбрызгивая лужи,
И оставлять следы потом.
Но солнце землю сушит.
Я на асфальте обведу
Свои следы мелками.
Но ветер тучи принесёт
И смоет их дождями.
А может, краски попросить
И, извозив сандалии, так на дороге наследить,
Чтоб все об этом знали?
А мне в ответ: Земля твой дом.
Грязь разводить не стоит в нём.»
Воспитатель: Дети, какой можно сделать вывод? (Ответы детей.)
Правильно, не только в своём доме, но и в природе нельзя развозить грязь. Земля - общий дом человека. Все люди на свете одна большая семья. И все стараются, что–то сделать для неё, у кого- то получается, у кого-то нет.
Беседа по экологическому воспитанию «Растения осенью».
Цель: выявить имеющиеся знания детей об изменении в жизни растений осенью, познакомить с явлением листопад, способствовать развитию умения любоваться природой, красотой.
Ход беседы:
Воспитатель:
1, 2, 3, 4, 5
Будем книгу мы читать,
Замки отворяем,
В мир книги попадаем,
Что за книга и о чем?
Узнаем, когда её прочтем.
- Открываем?
- Не открывается.
- Попробуем сильным ветром сдуть замки (дуют).
- Не открывается.
- Попробуем смыть замки сильным проливным дождем. (игра «Дождь» с пальчиками).
- Не открывается.
- А в какое время года дуют сильные ветра и идут сильные частые дожди? (осенью)
- Назовем 5 признаков осени, (по мере называния убираются замки) может быть тогда откроется волшебная книга.
- За дождем, за тем как желтеет трава мы можем наблюдать на улице каждый день.
- Книга открывается,
Картина появляется.
На картине-то на той,
Лес чудесный, золотой.
- Какого цвета деревья? Почему?
- Какое небо?
- А какое бы у вас было бы настроение, если бы гуляли в этом лесу? (немного грустное)
Воспитатель читает грустное стихотворение об осени.
- Деревья стоят в золотом наряде, небо затянуто облаками и кажется, вот-вот заиграет тихая грустная мелодия.
Страницу мы перевернем,
И круг известный нам найдем.
- Что же это за волшебный круг?
- Кто в нем живет? (времена года)
- Первый житель- это какое время года? (осень)
- В желтой части круга живут разные картинки.
- Вот они: давайте вспомним, что они означают.
- лужи, -пасмурная погода, - дождь.
- А теперь проверю я,
Как усвоили меня.
- Я читаю стихотворения, а вы показываете соответствующую карточку.
Хмурое небо,
Тучи на нем
Дождик идет без конца
Пасмурно, сыро,
Лужи кругом:
В парке, в саду, у крыльца
На странице этой
Ничего и нету.
Все черным, черным-черно
Белый видно все-равно.
- Что бы могло означать черное и белое? (день короче ночи)
- Осенью день становится короче ночи.
Вот эта картинка:
А сейчас игра «День и ночь»
Вставать пора.
Утро наступит,
День придет.
Ветер опавшие листья
Кружить начнет.
- Кто знает, как называется явление в природе, когда опадают листья? (листопад)
- По каким же признакам можно узнать о наступлении осени?
- Что изменилось в жизни растений осенью?
Книга закрывается
Но осень не прощается,
Дарит на память вам, друзья,
Осенние цветные листья.
Беседа по экологическому воспитанию «Растения и животные нашего края».
Цель: знакомить детей с растительным и животным миром ЯНАО
Ход занятия: (электронная презентация).
Беседа по экологическому воспитанию «Чем мы дышим?»
Цель: формировать понятие детей о чистом воздухе, необходимым для всего живого
Ход беседы.
- Ребята, сегодня мы с вами поговорим об органах дыхания. Всё живое дышит
Дышат растения, животные и, конечно, человек. Дышим мы постоянно, мы не можем не дышать, даже если захотим. А чем мы дышим? (ответы детей).
Для нормального дыхания воздух должен быть чистым и свежим. Когда воздух свеж и чист – дышится легко, появляется бодрость и хорошее настроение. Все дышат и растения и животные. И нам нужно делать так, чтобы вокруг все было чисто.
Беседа по экологическому воспитанию «Влияние человека на природу».
Цель: обогатить детей знаниями об окружающем мире; способствовать нравственному развитию ребенка путем формирования у него представлений о добре, милосердии, дружбе; привить любовь к природе, научить ее беречь и защищать.
Воспитатель начинает беседу:
- Дети, на нашей планете Земля живут вместе народы разных стран, множество животных и растут разнообразные растения. Все мы дышим одним воздухом, пьем одну воду и все зависим друг от друга. В мире растений и животных нет ничего лишнего. Человек – часть природы, вне ее он не может жить. Растения и животные дают человеку пищу, одежду, кров. Если человек неправильно ведет себя с природой, уничтожает растения и животных, загрязняет реки, моря, землю, для него потом жизнь становится невозможной. Загрязнение воздуха и воды, заражение земли приводят к возникновению разных заболеваний и даже гибели людей. Уничтожение одних видов животных ведет к нарушению к гибели других их видов.
- Считаете ли вы животных своим друзьями? Почему?
Д. - Да, потому что они добрые, хорошие, с ними весело.
В. - Похожа ли жизнь животных и растений на нашу с вами жизнь? Если да, то чем?
Д. - Похожа. Они тоже кушают, пьют и растут. У них есть папа и мама и т. д.
В. - Как за вами ухаживает мама? Надо ли так ухаживать за растениями, чтобы они росли и цвели? Слайд – 1
Д. - Хорошо. За растениями тоже нужен хороший уход, чтобы их любили.
В. - Если у вас вдруг не будет мамы, вам будет очень плохо? Если охотник убьет медведицу и медвежонок останется один, как он тогда будет жить?
Д. - Да, плохо. А медвежонок будет плакать, и если он останется один, то может умереть.
В. - Вам бывает больно, когда вам случайно наступят на ногу? Как вы думаете, растению больно, когда вы ломаете его ветку, обрываете листок, цветок?
Слайд - 2
Д. - Да, ему будет очень больно!
В. - Если мама вас не будет вовремя кормить, забудет вам приготовить завтрак или обед, как вы себя будете чувствовать? Что будет, если не полить растение, не покормить животных, рыбок?
Д. - Растение может засохнуть, а рыбки умереть.
В. - Если мама не будет вас умывать, мыть, какими вы тогда будете? Что будет с растением, если не протирать ему листочки? Как будет себя чувствовать попугай, если долгое время не чистить и не мыть его клетку?
Воспитатель завершает беседу:
- Берегите природу! Берегите животных и растения! Они наши меньшие братья!
В. – Ребята, а как нужно вести себя в природе? (ответы детей).
Приложение 3.
Конспект занятия по аппликации во 2 младшей группе
«Грибная полянка»
Цель: Составлять из готовых элементов образ гриба, контрастных по размеру.
Задачи:
-Учить изображать грибы в технике аппликации.
-Развивать чувство формы, величины и композиции.
-Воспитывать любознательность, интерес к природе.
Предварительная работа: Рассказать детям о грибах. Рассмотреть изображение грибов. Уточнить строение гриба (ножка, шляпка).
Материалы, инструменты, оборудование. Листы бумаги голубого, жёлтого или светло-зелёного цвета для составления композиции, готовые формы для наклеивания грибов - овальные ножки и полукруглые шляпки (по 2 комплекта элементов, контрастных по размеру), клей, клеевые кисточки, салфетки бумажные и матерчатые. Вариативные образцы для показа способа создания образов.
Ход занятия: Воспитатель читает стихотворение В. Шипуновой «Эх, грибы мои».
Вот растут грибы на кочке,
На поляне под кусточком.
Эх, грибы мои, грибочки,
Даже ежики вас топчут.
Но ежи не виноваты,
Ведь они подслеповаты.
Вы, грибы, не стойте молча,
Пойте песенку погромче.
И тогда ежи, возможно,
Топать будут осторожно.
Воспитатель показывает детям варианты аппликации, на которых изображены грибы. Поясняет, что это грибная поляна, на которой выросли два грибочка — старший братик и младший братик (большой грибок и маленький). Предлагает детям показать сначала большую (старшего брата) шляпку от грибочка, затем маленькую (младшего) шляпку. Тоже самое проделывают и с ножками грибов. Берём половинку альбомного листа и размещаем на нём сначала ножку для гриба, а затем приклеиваем шляпку, последней клеем зелёную травку. Обращаю внимание на то что бы грибок размещался по середине листа, а для этого нужно соблюдать композицию. Предлагаю детям сначала расположить свои грибочки на листке, а потом приступить к наклеиванию. Сначала мы наклеиваем ножку, а затем шляпку. После того, как наклеили грибочки можно приклеить травку.
Самостоятельная работа.
Вот и готова наша грибная полянка. Рассмотрели наши грибочки. У всех ребяток получились замечательные грибные полянки. Молодцы, ребята!
Выставка работ!
Конспект непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группе по художественно-эстетическому развитию (рисование) «Тучка и дождик»
Цель: создание условий для формирования эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира.
Задачи:
1. Учить ритмично наносить штрихи, располагая их по всему листу, передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни, видеть в рисунке образ явления;
2. Закреплять умение правильно держать кисточку;
3. Развивать желание рисовать красками;
4. Активизировать в речи слова: дождь, туча, капельки, сильный, тихий, проливной.
Оборудование: баночки с краской синего цвета, кисточки, альбомный лист на каждого ребенка с изображением тучи, баночка с водой, салфетка для каждого ребенка, веселая и грустная тучка, капли из бумаги, образец рисунка дождя.
Предварительная работа: наблюдение за облаками, наблюдение за дождем, чтение потешек и стихотворений про дождик, рассматривание иллюстраций с изображением облаков, туч и дождя, беседа о дождике, прослушивание песен про дождь.
Ход занятия
Воспитатель читает стихотворение:
Лежит на небе туча,
Вздыхает и ворчит,
А маленькая тучка
Копытцами стучит.
По луже, По дорожке,
По зонтику груздя
Стучит, как оленёнок,
Копытцами Дождя!
Воспитатель показывает детям веселую тучку.
- Ребята посмотрите к нам в гости сегодня пришла тучка. Какая она красивая и веселая. Тучка предлагает поиграть с вами в игру. Поиграем?
Игра «Капли-Капитошки»
Дети стоят в кругу. В середине круга лежат колокольчики. У нескольких детей в руках капельки, которые они передают друг другу по кругу под текст игры. С окончанием текста игры дети, у которых в руках остались капельки, выходят в середину круга, берут колокольчики и звонят ими, остальные дети поворачиваются друг за другом и на носочках бегут друг за другом.
КАПЛИ, КАПЛИ, КАПИТОШКИ
ПОСКАКАЛИ ПО ЛАДОШКАМ.
А ЕЩЁ БЕГУТ, СТУЧАТ,
РЕБЯТИШЕК ВЕСЕЛЯТ.
БЫСТРО КАПЛИ ПОБЕГУТ,
В КРУГ РЕБЯТОК ПОЗОВУТ.
Игра повторяется сначала.
- Молодцы ребята, хорошо поиграли с тучкой. Посмотрите она стала грустной (Воспитатель показывает грустную тучку). Почему она стала такой грустной? (ответы детей)
Беседа:
- Я знаю почему она стала грустной. Тучка потеряла свои капельки. Если мы их не найдем, то никогда больше не пойдет дождь. Как вы думаете кому нужен дождик?
- Правильно. Дождик нужен деревьям, растениям и цветам, чтобы расти, а также животным и птицам. Всем без дождя будет плохо. Все засохнет. Поможем тучке найти ее капельки? (Ответы детей)
- Скажите, а какой бывает дождик? (Ответы детей)
- Молодцы, правильно говорите, он бывает мелкий, тихий, а бывает сильный проливной.
Пальчиковая гимнастика «Вышел дождик на прогулку»
Вышел дождик на прогулку. (Указательным и средним пальцами обеих рук «шагают» по столу)
Он бежит по переулку. (Загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строку)
Барабанит по окошку,
Напугал большую кошку,
Вымыл зонтики прохожих,
Крыши дождик вымыл тоже.
Сразу мокрым город стал. (Трясут ладонями, как будто отряхивают с них воду)
Дождик кончился. Устал. (Кладут ладони на стол)
Работа за столом:
- Давайте посмотрим, как же нам нарисовать дождик, который пошел из тучки. (Показываем приемы рисования дождя). Дождь нужно рисовать сверху вниз. Вот сейчас я нарисовала тихий дождь (короткие линии, посмотрите внимательно, а вот так нарисовала, как из тучки идет сильный дождик (длинные линии).
- А теперь вы нарисуйте дождик. Порадуйте нашу гостью! (Во время работы напоминаем детям, как правильно держать кисточку, снимать лишнюю краску с кисточки, следим за процессом рисования, следим за осанкой детей)
- Посмотрите, какой замечательный дождик мы нарисовали.
Рассматриваем рисунки:
- Ребята, а как вы думаете, из какой тучки идет самый сильный дождик? (Ответы детей). Из какой тучки идет небольшой, тихий дождик? (Ответы детей)- Посмотрите, ребята, тучка снова стала веселой. Она очень обрадовалась, что вы ей помогли.
Рефлексия:
- Ребята, кто сегодня был у нас в гостях?
- Что случилось с тучкой? Смогли мы ей помочь?
- Понравилось вам рисовать дождик?
Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Художественное творчество» (рисование) во 2 младшей группе «Ветка рябины»
Цель: формировать целостную картину мира, создание условий для формирования эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира.
Задачи:
Упражнять детей в рисовании ягод рябины, используя гуашь;
Совершенствовать умения образовывать относительные прилагательные: сок из рябины - рябиновый… Развивать зрительное и слуховое внимание
Воспитывать у детей заботливое отношение к зимующим птицам, живущим в городе.
Формировать представления о пользе рябины для здоровья человека.
Материал: гроздь рябины; гуашь красного цвета; ватные палочки; салфетки влажные на каждого ребёнка; заготовленные заранее, листы бумаги с нарисованными ветками рябины (без ягодок); силуэты снегирей; игрушка птичка, аудиозапись «щебетание птиц».
Интеграции областей: «Чтение художественной литературы»; «Физическая культура»; «Музыка»; «Познание»; «Коммуникация»; «Социализация».
Предварительная работа: беседы «что делают из рябины?», «Птицы зимой»; наблюдение на прогулке за птицами; целевая прогулка по территории детского сада «Знакомство с деревьями»; посезонное наблюдение за рябиной; рассматривание иллюстраций «Снегири на ветках рябины»; чтение стихов и загадок о рябине.
Ход занятия
Дети сидят напротив воспитателя.
Воспитатель: (включает аудиозапись «щебетание птиц») Ребята, кто это поёт?
Дети: Птички.
Когда я сегодня шла на работу, на земле сидела маленькая птичка. У неё не было сил летать. Она была голодная. Я её принесла в детский сад, накормила. Вот она. Давайте с ней поздороваемся!
Дети: здравствуй, птичка!
Воспитатель: А, вы, знаете, чем питаются птички зимой? (Хлебом, зернышками…)
А чем еще мы можем накормить птичек? (Ответы детей)
Ещё есть особенное дерево, у которого ягодки висят до поздней зимы и птички их клюют. Его мы видели на прогулке. Послушайте про это дерево стихотворение.
Стройную рябину вижу во дворе,
Изумруд на ветках утром на заре.
Много ягод красных,
Спелых и прекрасных.
О чём стихотворение? (Показывает гроздь рябины)
Дети: О рябине.
Воспитатель: Правильно, посмотрите, какие красивые ягодки висят на ветке, одна возле другой, ягодок много они собраны в кисть или гроздь.
Ими питаются зимой птицы.
Воспитатель: Какого цвета ягоды рябины?
Дети: Красного.
Воспитатель: Какой они формы?
Дети: Круглые
Воспитатель: Какого они размера?
Дети: Маленькие.
Воспитатель: Правильно, ребята. На веточке рябины много-много маленьких круглых красных ягод, одна возле другой. Как клюют их птички? Давайте, превратимся в птичек.
Раз, два, три повернись,
Быстро в птичек превратись.
Игра «Птички»
Птички по небу летели
(Детки машут руками и бегут по кругу)
И на веточку присели
(Останавливаются, садятся на корточки)
Горстку ягодок склевали
(Руками показывают, как птички клюют)
Дальше в небо улетели
(Машут руками и бегут за столы)
А за столики мы сели.
Воспитатель: Зимой птицам трудно найти еду. Давайте мы с вами нарисуем веточки рябины для снегирей. (На столах гуашь красного цвета, кисточки, салфетки влажные на каждого ребёнка, заготовленные заранее листы с нарисованными ветками рябины (без ягодок))
Есть рябину я не стану,
Лучше краски я достану,
Нарисую ягодки — влажные и яркие.
Воспитатель: Посмотрите и скажите, что лежит у вас на столе.
Дети: Бумага, краски, кисточки.
(Показывает листы бумаги с нарисованными ветками рябины). Смотрите, на веточке нет ни одной ягодки. Что будут кушать птицы? Давайте, положим птицам, нарисуем ягоды. Внимательно смотрите, как мы будем рисовать ягоды рябины. Я беру кисточку и обмакиваю её в краску, не всю кисточку, а кончик и прикладываю её к веточке.
А теперь, вы, возьмите кисточку в руку. Покажите, мне кисточку. Молодцы, правильно взяли!
Обмакиваем кисточку в краску, прикладываем к веточке. Еще раз попробуем, обмакиваем в краску и прикладываем рядом. Ведь на веточке не одна ягодка, их много, все они висят близко друг к другу, все очень дружат.
Рисуйте аккуратно, набирайте на кисточку краску хорошо, чтобы ягоды были сочные. А какого цвета у нас краска (красного). Молодцы!
(Помогаю в процессе работы.)
Какие чудесные ветки рябины мы с вами нарисовали! (Рассматривание готовых работ.) Посмотрите, снегири увидели их и прилетели к нам в группу. Они очень любят лакомиться ягодками! (Даю каждому ребенку силуэты снегирей).
Физкультминутка «Наши пальчики»
Рисовали, рисовали,
Наши пальчики устали.
(Ритмично сжимать пальцы в кулачки)
А теперь все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
(Выполнять соответствующие движения)
Рисовали, рисовали,
Наши пальчики устали.
А теперь, мы отдохнём.
(Ритмично сжимать пальцы в кулачки)
Но ягоды рябины любят не только птицы, но и люди.
Ребята, знаете ли вы, что делают из ягод рябины? (ответы детей)
Из ягод рябины варят варенье, готовят очень вкусную пастилу, начинку для пирогов и конфет.
Как называется варенье? (рябиновое)
Их сушат и замораживают, из них делают компоты и витаминный чай. Из свежих ягод рябины отжимаю сок, очень полезный при простуде. Как называется сок? (рябиновый)
Рябину в народной медицине используют для полоскания рта, когда болят зубы и десна. Делают сироп, в котором, очень много витаминов, необходимых человеку для улучшения зрения, работы желудка.
Ребята, вам понравилось наше занятие? (Ответы детей)
А что мы сегодня делали? (Рисовали)
Какие ягодки рисовали? (Красные, круглые)
Посмотрите, как рады снегири ягодкам. Молодцы, ребята, потрудились, спасли снегирей от голодной зимы, много сочных ягод нарисовали.
Конспект НОД для детей второй младшей группы.
Лепка «Осенние листочки» (налеп из пластилина).
Цели: знакомить с характерными особенностями осенних деревьев.
Задачи:
Образовательная: дать представление о свойствах пластилина – мягкий материал, легко раскатывается, сминается; упражнять в лепке приемом раскатывания круговыми движениями ладони, использовать приемы лепки: отщипывание, скатывание, надавливание;
Развивающая: развивать сообразительность, мышление.
Воспитательная: воспитывать любовь к природе, желание заботиться о ней;
Материалы и оборудование: картинки с изображением деревьев осенью, листочки (желтые, красные, зеленые, пластилин, доски для лепки, белый картон с нарисованными деревьями.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, посмотрите за окно. Как там сейчас красиво, как разноцветно! Как называется это время года?
Дети: Осень.
Воспитатель: А что еще бывает осенью?
Дети: Становится холодно, птицы улетают, с деревьев опадают листья.
Воспитатель: Послушайте стихотворение про осень.
Ходит осень по дорожке,
Промочила в лужах ножки.
Льют дожди,
И нет просвета,
Затерялось где-то лето.
Ходит осень, бродит осень,
Ветер с клёна листья сбросил.
Под ногами коврик новый,
Жёлто-розовый кленовый.
(В. Авдиенко)
Воспитатель: Ребята, а из чего осень сделала нам коврик? Правильно из листочков, которые облетели с деревьев.
Воспитатель: Давайте поиграем.
Пальчиковая гимнастика:
"Раз, два, три, четыре, пять,
Будем листья собирать.
Листья березы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем"
Загибают пальчики, начиная с большого. Сжимают и разжимают кулачки. Загибают пальчики, начиная с большого. «Шагают» по столу.
Воспитатель: Посмотрите, как много в моей корзине разноцветных листочков. Какого они цвета?
Воспитатель: А вот и деревья, с которых облетели листочки.
(дети садятся за столы, перед ними листы с нарисованными деревьями)
Воспитатель: Ребята, давайте вернем листики на веточки. Но наши листочки будут из пластилина. Пластилин мягкий материал, он легко раскатывается, сминается.
(Дети отщипывают кусочки пластилина, мнут их, раскатывают, сминают).
Этапы работы:
1. Скатать пластилиновые шарики нескольких цветов для листиков.
2. Расположить шарики из пластилина хаотично на листе (на дереве, немного придавив их к поверхности.
3. Затем пальчиком размазать шарики в одну сторону.
Воспитатель: Посмотрите, какими красивыми стали наши деревья! Вам нравятся?
Воспитатель: Я думаю, вы устали, давайте немного отдохнем.
Физминутка: «Золотая осень»
Если на деревьях листья пожелтели, (Сжимают и разжимают пальцы)
Если в край далекий птицы улетели, (Машут кистями рук)
Если небо хмурится, если дождик льется, (Закрывают ладонями глаза, открывают)
Это время года осенью зовется. (Поднимают руки вверх, вниз)
Дует, дует ветер, (Дуют на кисти рук.)
Дует, задувает, (Трясут кистями рук.)
Желтые листочки с дерева срывает. (Руки медленно опускаются вниз.)
По окончании работы рассмотреть с детьми получившиеся работы, похвалить детей, проявивших творчество в работе и цветосочетании.
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в второй младшей группе Тема: «Свойства воды»
Цели:
— познакомить детей с некоторыми свойствами воды;
— развивать анализирующее восприятие предметов неживой природы;
— развивать творческое воображение, умение проводить несложные эксперименты;
— развивать любознательность, познавательный интерес в процессе экспериментирования с жидкостями.
Задачи:
— развивать внимание и наглядно – действенное мышление;
— воспитывать интерес и добрые чувства к окружающему миру;
— развивать любознательность, речь;
— воспитывать бережное отношение к воде.
Словарная работа: вода, жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная, опыт, растворитель.
Оборудование и материалы: стаканчики, тарелочки, соломинки, ложки, клеенки по числу детей, сахар, разноцветные краски, три чайника с холодной, тёплой и горячей водой, большие ёмкости, ноутбук.
Ход непосредственной образовательной деятельности.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
Она и в озере,
Она и в лужице,
Она и в чайнике
У нас кипит.
Она и в реченьке
Бежит, журчит. (Вода)
(чтение загадки сопровождается шумом воды)
Воспитатель: Сегодня мы с вами больше узнаем о воде; познакомимся с ней поближе. Дети, как вы думаете, для чего нам нужна вода?
Дети: Люди пьют воду;
— варят еду;
— моют грязные фрукты и овощи;
— каждый день моют руки и лицо;
— поливают растения, чтобы не засохли;
— вода нужна рыбам и другим обитателям рек, озёр, морей и океанов;
— люди смывают грязь с мебели, моют посуду, стирают одежду.
Воспитатель: Сегодня мы с вами превращаемся в исследователей и узнаем о том, что такое вода, её свойства. Вы готовы? Тогда в путь!
Опыт №1: «Вода – жидкость».
Дать детям два стаканчика: один – с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой.
Воспитатель: Что происходит с водой?
Дети: Она льётся.
Воспитатель: Почему она льётся? Вода льётся, потому что она жидкая. И так, какая вода? (Жидкая)
Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.
Опыт №2: «У воды нет запаха».
Воспитатель предлагает детям понюхать воду.
Воспитатель: Дети, чем пахнет вода? Правильно совсем не пахнет. Чистая вода не имеет запаха.
Опыт №3 «У воды нет вкуса».
Воспитатель предлагает детям взять соломинку и попробовать воду.
Воспитатель: Дети, скажите, есть ли у воды вкус? (Ответы детей). Правильно у чистой воды нет вкуса. Но когда человек сильно хочет пить, то с удовольствием пьёт воду и, чтобы выразить своё удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода!»
Опыт №4 «Вода прозрачная».
Перед детьми два стаканчика: один – с водой, другой – с молоком. В оба стаканчика положены ложки.
Воспитатель: В каком стаканчике видна ложка? Правильно, в стаканчике с водой. Как вы думаете, почему в этом стаканчике видна ложка?
Дети: Вода прозрачная, а молоко — нет.
Воспитатель: Дорогие исследователи, предлагаю вам подумать, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Как в сказках: молочная река с кисельными берегами. Могли бы рыбы и другие животные жить в таких молочных реках?
Дети: Нет.
Воспитатель: Как вы думаете, почему? Непрозрачная вода не пропускает солнечные лучи, а без этого в реках не могут жить растения. А если не будет растений – не будет рыб и животных, потому что многие животные питаются растениями. Всему живому необходима прозрачная, чистая вода. Это говорит о том, что водоёмы загрязнять нельзя.
Физкультминутка «Дождик»
Дождик песенку поёт: Дети свободно встряхивают кистями
Кап, кап…
Только кто её поймёт — Недоумённо разводят руками в
Кап, кап? стороны
Не поймем ни я, ни ты, Показывают на себя, на соседа.
Да зато поймут цветы, Изображают пальцами, как
распускаются цветы.
И весенняя листва, Удерживают руки перед собой.
И зеленая трава… Сидя на корточках, шевелят пальцами,
словно гладят траву.
Лучше всех поймет зерно: Показывают, как держат в руках зерно.
Прорастать начнет оно. Совершают змеевидные движения.
Б. Заходер
Воспитатель: Мы немножко отдохнули и теперь можем продолжить.
Опыт №5: «Вода – растворитель».
На столе два блюдца: в одном – обычный песок, в другом – сахарный песок. Два стакана с водой.
Опыт проводит воспитатель.
В первом стакане растворить обычный песок. Он не растворился.
Во втором стакане растворить сахарный песок. Он растворился.
Детям предлагается попробовать раствор – он сладкий.
Воспитатель: Некоторые вещества в воде растворяются, а некоторые – нет. Значит вода растворитель.
Опыт №6: «Вода – растворитель».
На столе разноцветные краски, кисти, стаканы с водой.
Воспитатель: А теперь сами попробуйте растворить краски в воде. Что произошло с водой? (Она окрасилась). Какую краску растворяли, такой цвет и получился. Значит вода растворитель.
Опыт №7: «Вода холодная, тёплая, горячая».
На столе три чайника, в них вода разной температуры, пустые ёмкости.
Воспитатель: Предлагает детям протянуть руки, поливает на руки поочередно из двух чайников и, вместе с детьми, определяет температуру воды. Вода бывает холодная, тёплая.
А из этого чайника (третьего) я вам на руки поливать не буду. Потрогайте чайник пальчиками, только делайте это осторожно. Какой чайник?
Дети: Горячий.
Воспитатель: Какая в нем вода?
Дети: Горячая.
Воспитатель: Верно. Дети, а как вы думаете, можно ли трогать руками горячую воду?
Дети: Нет.
Воспитатель: А почему?
Дети: Можно обжечься.
Воспитатель: Верно, дети. Так какая может быть вода? (холодная, теплая, горячая)
Опыт №8: «Вода имеет вес».
Воспитатель: Вот две ёмкости. Как вы думаете, что в них? (В одном – вода, а в другом – нет ничего). Который из них тяжелее? (В котором — вода ). Вода имеет вес.
Итог:
Уважаемые исследователи, проделав наши опыты, мы с вами узнали много интересного о таком простом веществе, как вода. Какая бывает вода? (Ответы детей). Правильно, вода жидкая, не имеет вкуса и запаха, имеет вес, вода прозрачная, может растворять некоторые вещества, бывает холодной, теплой, горячей.
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить
Без воды нам не прожить!
Воспитатель: А теперь предлагаю всем детям закрыть глаза и насладиться песенкой воды. (Слушаем звуки воды)
Конспект НОД во второй младшей группе «Береги природу!»
Цель: формировать у детей представление, что природа – это наш общий дом.
Задачи:
Образовательные
совершенствовать умения детей различать природу и не природу, называть объекты живой и неживой природы.
Развивающие
развивать внимание, память, любознательность.
Воспитательные
Воспитывать любовь к природе, умение сопереживать.
Материал: иллюстрации природы: животных, растений и т. д.
ХОД.
1. Чтение стихотворения В. Орловой «Дом под крышей голубой».
Словно крыша над землёю,
Голубые небеса.
А под крышей голубою –
Горы, реки и леса,
И поляны, и цветы, и конечно, я и ты.
- Что такое природа? (солнце, воздух, вода, растения, животные, камни и т. д.)
- Что нельзя назвать природой? (то, что сделано руками человека)
- А машина есть в природе?
- Правильно нет. Это человек сделал её своими руками. А вот есть в природе на чём ездит человек? (лошадь, верблюд)
- Лошадь и верблюд – это природа. А человек их приручил, сделал из диких домашними, они и без него существовали в природе.
- Человек часто придумывает такие вещи, которые похожи на природу. Вертолёт похож на стрекозу. Подводная лодка – на кита.
- Всю природу Земли можно разделить на два огромных мира. Мир неживой и мир живой природы.
- На столе лежат картинки, помогите мне их разделить. На один сто положите живую природу, на другой – неживую природу.
- Живая природа – это то, что движется, растёт, развивается, размножается, умирает.
2. Игра «Живая и неживая природа». (называют объекты живой природы: дети двигаются, неживой – стоят на месте)
3. Каждый из нас живёт в доме со стенами, потолками и полом – это наш обычный дом. Но как только мы выходим за порог нашего дома, мы попадаем в другой дом. Этот дом – природа.
- Когда-то давным-давно для человека единственным домом была природа. Человек не мог строить дома, он охотился на животных, ловил рыбу, собирал растения для еды. Шло время, и человек научился многому. Строить дома (деревянные и кирпичные, летать на самолёте и даже в космос.
- Но всё равно единственным домом для человека остаётся природа. Почему?
- Потому что человек не может прожить без природы: без воды, солнца, растений, животных.
- А в группе у нас есть природа?
Рассматривание два дома: дом природы, обычный дом, сравнение их.
- От чего в вашем доме бывает светло? (лампа)
- А что можно сравнить с лампой в природе?
- Но солнце не только светит, но и греет. (его можно сравнить с домашними обогревателями, с плитой, батареей)
- В природе идёт дождь.
- В доме есть душ.
- В природе – ветер. В доме – вентилятор.
- В доме на пол стелют ковёр. На земле растёт трава.
- В обычном доме есть каменные и деревянные стены. А в природе – горы и деревья.
- У нас горит пламя на газовой плите. В природе огонь вырывается из вулкана.
- В природе выпадает снег, накапливается лёд на высоких горах.
- А в обычном доме человек научился делать снег в холодильнике.
- В природе дикие животные. У нас – домашние.
- Точно так же есть дикорастущие и комнатные растения.
4. Дидактическая игра «Природа или руки человека» (показ картинок).
Итак, мы можем сделать вывод, что мы с природой едины и живем о одном общем доме – Земля.
Приложение 4.
«Осень»
Е. Трутнева
Стало вдруг светлее вдвое, двор как в солнечных лучах —
Это платье золотое у березы на плечах.
Утром мы во двор идем — листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят и летят… летят… летят…
Пролетают паутинки с паучками в серединке.
И высоко от земли пролетают журавли.
Все летит! Должно быть, это улетает наше лето.
Дождик
И.Могилевская
Под кустом свернулся ёжик
Мокрый и колючий.
И косит над лесом дождик,
Разгоняя тучи.
В листья красные одетый
Улыбается пенёк.
Простоял сухой всё лето,
А теперь насквозь промок
Осенний клад
И. Пивоварова
Падают с ветки желтые монетки...
Под ногами целый клад!
Это осень золотая
Дарит листья, не считая.
Золотые дарит листья
Вам, и нам,
И всем подряд.
Осень
А Плещеев
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит..
Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.
Рассказ Лис и мышонок читать
— Мышонок, Мышонок, отчего у тебя нос грязный?
— Землю копал.
— Для чего землю копал?
— Норку делал.
— Для чего норку делал?
— От тебя, Лис, прятаться.
— Мышонок, Мышонок, я тебя подстерегу!
— А у меня в норке спаленка.
— Кушать захочешь — вылезешь!
— А у меня в норке кладовочка.
— Мышонок, Мышонок, а ведь я твою норку разрою.
— А я от тебя в отнорочек — и был таков!
Загадки
Крыльев нет, а он летает,
Тучки, облака гоняет,
За погоду он в ответе!
Кто же это? - Это... (ветер)
Что за черный пароход
Грозно по небу плывет,
Закрывая солнца лучик?
Что же это? - В небе... (туча)
Красные, черные глазки видны,
Значит, уже подоспели они.
Спрятались в травке, притихли и ждут, +
Когда на варенье их всех соберут. +
(Ягоды)
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придет весна,
Просыпается от сна.
(Медведь)
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В деревне кур крадет.
(Лиса)
Живет в норке,
Грызет корки.
Короткие ножки.
Боится кошки.
(Мышь)
Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые
И малые детки.
(Яблоко)
Золотистый и полезный,
Витаминный, хотя, резкий.
Горький вкус имеет он
Обжигает… не лимон.
(Лук)
Приложение 5.
Пальчиковые игры:
«Листопад».
Листопад, листопад!
Листья по ветру летят:
С клёна – кленовый,
С дуба – дубовый,
С осины – осиновый,
С рябины- рябиновый.
Полны листьев лес и сад
То-то радость для ребят!
«Репка».
Тянут, тянут бабка с дедкой
Вытягивание пальцев за ногтевые фаланги
Из земли большую репку:
Вот пришла бы наша внучка,
Помогла б собачка Жучка.
Где же кошка, мышка – крошка?
Одноимённые пальцы прикасаются друг к другу.
Хоть держалась крепко,
Вытянута репка.
«Бабочка»
Бабочка-коробочка,
Улетай под облачко.
Там твои детки
На берёзовой ветке.
Скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые. «Бабочка сидит». Имитировать полёт «бабочки».
«Насекомые»
Дружно пальчики считаем-
Насекомых называем:
Сжимать и разжимать кулачки.
Бабочка, кузнечик, муха,
Это жук с зелёным брюхом.
Поочерёдно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого.
Это кто же тут звенит?
Ой, сюда комар летит!
Вращать мизинцем.
Прячьтесь!
Спрятать руки за спину.
«Капустка».
Мы капустку рубим-рубим,
Мы капустку солим-солим,
Мы капустку трём-трём,
Мы капустку жмём-жмём.
Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочерёдное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачок. Сжимать и разжимать кулачки.
Дидактические игры, настольно-печатные игры:
«Чудесный мешочек»
Цель: Формировать, закреплять знания детей о разных природных объектах (животные, овощи, фрукты и т.д.). Развивать мелкую моторику пальцев, тактильные ощущения, речь детей.
Материал: Красиво оформленный мешочек, разные игрушки, имитирующие животных, настоящие или муляжи овощей и фруктов.
Ход игры:
Ведущий держит мешочек с предметами, предлагает детям по одному подойти и определить на ощупь предмет, не вытаскивая его, и назовет характерные признаки. Остальные дети должны по его описанию догадаться, что это за предмет, который пока не видят. После этого, ребенок вытаскивает предмет из мешочка и показывает всем ребятам.
«Собери грибы в лукошко»
Цель: Развивать и закреплять знания детей о съедобных и несъедобных грибах, о месте их произрастания; о правилах сбора в лесу.
Материал: Плоскостные лукошки, модель, карточки с грибами (съедобными, не съедобными).
Ход игры:
Детям раздаются карточки с грибами. Задача детей назвать свой гриб, описать его, где его можно найти (под березой, в еловом лесу, на поляне, на пеньке и т.д.), какой он: съедобный положить в «лукошко», не съедобный оставить в лесу (объяснить почему).
«Угадай по описанию»
Цель: Развивать и закреплять знания о внешнем виде природных объектов (животных, растений, рыб, насекомых и пр.). Развивать память, речь.
Материал: Карточки с разнообразными видами животных, рыб, птиц, насекомых, по числу участников или больше.
Ход игры:
Карточки раздаются детям. Их задача не показывая, описать объект так, чтобы другие смогли угадать, кто изображен у них на карточке. Можно использовать загадки.
«Растения и животные».
Цель: Развивать и закреплять знания детей о растениях и животных. Их месте произрастания (сад, огород, грядка, дерево, куст, в земле, на земле). Их месте жительства (лес, дом).
«Фрукты и ягоды».
Цель: Развивать и закреплять знания детей об овощах, фруктах и ягодах. Их месте произрастания (сад, огород, грядка, дерево, куст, в земле, на земле).
«Четвертый лишний»
Цель: Уточнять и закреплять знания детей о животных. Развивать логическое мышление, речь.
Материал: карточки с животными (дикие, домашние).
Ход игры:
Выставляются карточки: три – одного вида, а четвертая другого. Задача детей определить лишнюю карточку, и объяснить свой выбор.
Можно усложнить задачу и проводить игру словесно. Называя животное, где живет, как зовут детенышей.
Подвижные игры:
«Воробьи зимой».
Прыг да скок, ну что за птица,
Все на месте не сидится.
С виду нет его храбрей,
Шустро скачет воробей.
Все игроки «воробьи» летают свободно по залу. Ведущий читает стихотворение, после слова «воробей» называет имя водящего. То кого назвали громко «чирикает», все воробьи должны быстро собраться в стайку вокруг него. Кто опоздал, «остался голодным» и выбывает из игры.
Все игроки «воробьи» делятся на группы. У каждой группы свой вожак. Воробьи летают свободно по залу. Ведущий читает стихотворение. После слова «воробей», вожаки громко «чирикают», все воробьи должны слететься к своему вожаку, клевать зерно. Кто замешкался «остаётся голодным» и выбывает из игры.
Перед началом игры необходимо рассказать детям об условиях выживания воробьев зимой.
«Лягушки в кадушке».
На старой кадушке плясали лягушки, Зеленые ушки,
Глаза на макушке.
Я к ним подошла —
Они в воду бултых!
На полу раскладываются обручи, по количеству участников игры. Каждый играющий — рядом с обручем. Ведущий ходит между ними и произносит стихотворение. Дети-лягушки прыжками двигаются вокруг своего обруча. Со словом «бултых!», дети-лягушки прыгают внутрь обруча. Ведущий старается занять обруч зазевавшегося лягушонка. Оставшийся без обруча пропускает ход или встает на место ведущего.
Ведущий словами: «Эй, зеленые лягушки, вылезайте из кадушки», дает сигнал .
«Земля, вода, воздух».
Играющие становятся в круг, в середине — ведущий. Он бросает мяч по очереди играющим, произнося при этом одно из четырех слов: «земля», «вода», «воздух». Если водящий сказал «земля» играющий называет зверей; на слово «вода» играющий называет рыб; на слово «воздух» называет птиц. Кто ошибается, выбывает из игры.
«Птицелов».
Игроки выбирают себе названия птиц, крику которых они могут подражать. Встают в круг, в центре — птицелов с завязанными глазами. Птицы ходят вокруг птицелова и нараспев произносят: В лесу, в лесочке, На зеленом дубочке Птички весело поют. Птицелов вдруг тут как тут! Он в неволю нас возьмет.
Птицелов хлопает в ладоши, играющие останавливаются, и водящий начинает искать птиц. Тот, кого он нашел, подражает крику птицы, которую выбрал. Птицелов угадывает название птицы. Тот, кого он угадал, становится птицеловом. Перед началом игры необходимо ознакомить детей с различными видами птиц.
Сюжетно-ролевые игры:
«Ежиха»
Цель. Развитие у детей способности принять на себя роль животного.
Игровой материал. Предметы-заместители, игрушки, иллюстрации.
Подготовка к игре. Знакомство с отличительными признаками ежа и ежат по картинкам, иллюстрациям. Чтение стихов и рассказов про ежа и ежат.
Игровые роли. Ежиха, ежата.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям поиграть и берет на себя роль ежихи: «Я буду ежихой. У меня колючие иголки и длинненький носик, на конце с черной пипочкой. Лапки у меня хоть и маленькие, но бегаю быстро. Живу я в норке. Умею прятаться от лисы. Свернусь в клубок — ни головы, ни ножек не видно и лежу себе на лесной тропинке. (Можно показать иллюстрацию, где лиса пытается лапой дотронуться до свернувшегося в клубочек ежа). Она ходит, ходит вокруг меня и никак не может меня схватить. Клубочек-то весь в острых иголках. Лиса даже лапой боится до меня дотронуться. Вот только плохо – живу я одна. Нет у меня ежат. Скучно мне. Кто хочет быть моим ежонком?».
ЛИТЕРАТУРА
1.О.А.Соломеннникова «Ознакомление с природой в детском саду». Младшая группа. Изд-во «Мозаика-синтез», 2015г.
2.С.Н. Николаева. Парциальная программа «Юный эколог» в младшей группе детского сада. Изд-во «Мозаика-синтез», 2016г
3. С.Н. Николаева. Экологическое воспитание младших дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2010г.
4. О.А. Скоролупова. Домашние животные и дикие животные средней полосы России. – М.: ООО «Издательство Скрипторий», 2010г.
5. «От рождения до школы», Основная общеобразовательная программа дошкольного образования Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова. М. А. Васильева и др. Издательство «Мозаика-Синтез», 2010
6. И.А.Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. Изд-во «Цветной мир», 2015г.
7.Н.Ф.Губанова. Развитие игровой деятельности. Младшая группа. Изд-во «Мозаика-синтез», 2015г.
8.Интернет-ресурсы.
Приложение 7
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект создания экологической тропы "Нам с природой по пути"
Данный проект разрабатывался как итоговая работа на долгосрочных курсах повышения квалификации по специальности "Дошкольное воспитание". Проект получил высокую оценку аттестационной комиссии. Частично...
Экологический проект для детей 4-5 лет. «По дорожке ходит осень и приносит нам дары».
Одним из важнейших направлений в работе с детьми среднего возраста, является развитие их познавательной сферы, что способствует, расширению, уточнению чувств, отношений, знаний.Часто взрослые забывают...
Экологический проект "От окошка до лукошка"
Экологический проект для детей средней группы...
Проект по экологическому воспитанию "Путь к знаниям о природе"
Формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всём её многообразии....
Экологический проект для детей 4-5 лет. "По дорожке ходит осень и приносит нам дары".
Познавательно- творческий проект. Цель проекта: формирование начальных форм экологической культуры у детей среднего возраста. ...
Проект по экологическому воспитанию «Чудесное лукошко» с детьми старшей группы
Проект по экологическому воспитанию «Чудесное лукошко»...
Проект по экологическому воспитанию "С лукошком - в путь - дорожку"
В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей природной среды возникла каждого человека. Экология, не только наука, это мировоззрение молодого поколения, ответственность за будущее общего для...