«Координация пальцев и кистей рук с помощью нейропсихологических игр и упражнений»
методическая разработка
«Координация пальцев и кистей рук с помощью нейропсихологических игр и упражнений»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1._vystuplenie_po_neyroigram.docx | 64.94 КБ |
2._vystuplenie_po_neyroigram.docx | 64.15 КБ |
19.04.2022_szhat.pptx | 1.11 МБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА МОЕГО ВЫСТУПЛЕНИЯ: «Координация пальцев и кистей рук с помощью нейропсихологических игр и упражнений»
Хочется начать словами Ивана Петровича Павлова:
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга»
Иван Петрович Павлов (1 СЛАЙД)
Актуальность: В период от трех до четырех лет ребенок может обводить по контурам, копировать некоторые геометрические формы. Появляется ловкость в руках, и ребенок может схватить катящийся к нему мяч. Ребенок должен держать правильно карандаш тремя пальцами, а не ладонным захватом. Старается копировать формы несколькими чертами, собирать постройки из кубиков. Может рисовать не только карандашами, но и цветными мелками. Ребенку доступно складывание квадратного листика бумаги более чем один раз. Что мы имеем на самом деле? Дети в возрасте 3-4 лет редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук. Как правило, у них отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы и переключения, синкинезии (содружественные движения других частей тела). (2 СЛАЙД)
Если развитие движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие координации движений пальцев и кистей рук отстаёт, то задерживается или искажается и речевое развитие.
Это положение объясняет рекомендации ученых включать в систему дошкольного образования мероприятия, направленные на развитие координации движений кистей и пальцев рук. ( 3 СЛАЙД )
Поэтому в своей работе я использую нейропсихологические упражнения (нейроигры) − это эффективнейшая методика, позволяющая без использования медикаментов, помочь детям развивать координацию движений кистей и пальцев рук. На нейропсихологических играх построено развитие межполушарных связей, в ходе которых задействованы оба полушария мозга. Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков: координация кистей рук и пальцев, согласованность движений рук и согласованность движений глаз. (4 СЛАЙД )
Игра — это естественное состояние и потребность любого ребенка.
Абсолютно у любой игры есть развивающий потенциал.
Дети развиваются играя, получая удовольствие от взаимодействия друг с другом, с воспитателем, стараясь победить, соревнуясь, учитывая на будущее свои ошибки.
Как показывают исследования, в овладении движениями рук большую роль играет подражание. Различают три вида подражательных реакций: повторение собственных движений; повторение знакомых движений взрослого; повторение новых движений. ( 5 СЛАЙД )
Чаще всего нейропсихологические игры рекомендованы детям пяти лет и старше, но….
Обычно их авторами являются практикующие нейропсихологи, которые придумали и подобрали материал, опираясь на свой опыт работы. Но часто в какой-то степени соавторами становятся сами дети, их фантазия и идеи вдохновляют на создание новых игр. ( 6 СЛАЙД )
Хотелось бы поделиться некоторыми нейропсихологическими играми и приёмами, которые использую на индивидуальных и подгрупповых занятиях с детьми.
«Умные дорожки», где нужно также провести одновременно пальцами обеих рук по дорожке.
Эта игра стимулирует работу обоих полушарий головного мозга, влияет на синхронизацию работы глаз и рук, а также развивает концентрацию, усидчивость, внимательность и мелкую моторику. ( 7 СЛАЙД ) МОЖНО ФОТО
«Ухо – нос», где ребенок левой рукой держится за кончик носа, а правой – за мочку уха. По хлопку ребенок меняет положения рук.
«Плечо-ухо», где ребенок левой рукой держится за мочку уха, а правую ложит на плечо. По хлопку ребенок меняет положения рук. (8 СЛАЙД )
«Кулак-Ладонь» Это упражнение нужно выполнять лучше, сидя за столом. Но можно при желании делать и на весу. Выполняется по очереди каждой рукой, потом можно усложнить задание: двумя руками одновременно. Минимум 8-10 подходов.
«Кулак-Ребро-Ладонь»- более сложный вариант этого упражнения. (9 СЛАЙД ) Два видео- до и после
«Пальчики вместе-пальцы врозь» (10 СЛАЙД ) ФОТО
Упражнение «Колечко» (11 СЛАЙД ) ФОТО
Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Можно выполнять упражнение со словами:
На узорное крылечко
Кто-то уронил колечко.
И оно с крыльца скатилось,
За ступеньку закатилось.
Дети смотрят там и тут,
Но колечка не найдут.
Ладушки» ( 12 СЛАЙД ) ФОТО
Эта игра одной из первых появляется в опыте любого ребенка.
(13 СЛАЙД ) Каждое упражнение следует выполнять 1минуту, как на настоящей тренировке. Но начать нужно с маленького времени, например, с 10 секунд и увеличивать постепенно.
Достоинство этих упражнений в том, что их можно делать практически в любом месте и в любое время.
Такие упражнения полезны и детям, и взрослым.
Спасибо за внимание! (14 СЛАЙД )
Предварительный просмотр:
ТЕМА МОЕГО ВЫСТУПЛЕНИЯ: «Координация пальцев и кистей рук с помощью нейропсихологических игр и упражнений»
Хочется начать словами Ивана Петровича Павлова:
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга»
Иван Петрович Павлов (1 СЛАЙД)
Актуальность: В период от трех до четырех лет ребенок может обводить по контурам, копировать некоторые геометрические формы. Появляется ловкость в руках, и ребенок может схватить катящийся к нему мяч. Ребенок должен держать правильно карандаш тремя пальцами, а не ладонным захватом. Старается копировать формы несколькими чертами, собирать постройки из кубиков. Может рисовать не только карандашами, но и цветными мелками. Ребенку доступно складывание квадратного листика бумаги более чем один раз. Что мы имеем на самом деле? Дети в возрасте 3-4 лет редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук. Как правило, у них отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы и переключения, синкинезии (содружественные движения других частей тела). (2 СЛАЙД)
Если развитие движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие координации движений пальцев и кистей рук отстаёт, то задерживается или искажается и речевое развитие.
Это положение объясняет рекомендации ученых включать в систему дошкольного образования мероприятия, направленные на развитие координации движений кистей и пальцев рук. ( 3 СЛАЙД )
Поэтому в своей работе я использую нейропсихологические упражнения (нейроигры) − являются здоровьесберегающей и игровой технологией. Данный подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др., эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение. это эффективнейшая методика, позволяющая без использования медикаментов, помочь детям развивать координацию движений кистей и пальцев рук. На нейропсихологических играх построено развитие межполушарных связей, в ходе которых задействованы оба полушария мозга. Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков: координация кистей рук и пальцев, согласованность движений рук и согласованность движений глаз. (4 СЛАЙД )
Игра — это естественное состояние и потребность любого ребенка.
Абсолютно у любой игры есть развивающий потенциал.
Дети развиваются играя, получая удовольствие от взаимодействия друг с другом, с воспитателем, стараясь победить, соревнуясь, учитывая на будущее свои ошибки.
Как показывают исследования, в овладении движениями рук большую роль играет подражание. Различают три вида подражательных реакций: повторение собственных движений; повторение знакомых движений взрослого; повторение новых движений. ( 5 СЛАЙД )
Обычно авторами нейропсихологических игр являются практикующие нейропсихологи, которые придумали и подобрали материал, опираясь на свой опыт работы. Чаще всего эти игры рекомендованы детям пяти лет и старше,
но часто в какой-то степени соавторами становятся сами дети, их фантазия и идеи вдохновляют на создание новых игр. ( 6 СЛАЙД )
Хотелось бы поделиться некоторыми нейропсихологическими играми и приёмами, которые использую на индивидуальных и подгрупповых занятиях с детьми.
«Умные дорожки», где нужно также провести одновременно пальцами обеих рук по дорожке.
Эта игра стимулирует работу обоих полушарий головного мозга, влияет на синхронизацию работы глаз и рук, а также развивает концентрацию, усидчивость, внимательность и мелкую моторику. ( 7 СЛАЙД ) МОЖНО ФОТО
«Ухо – нос», где ребенок левой рукой держится за кончик носа, а правой – за мочку уха. По хлопку ребенок меняет положения рук.
«Плечо-ухо», где ребенок левой рукой держится за мочку уха, а правую ложит на плечо. По хлопку ребенок меняет положения рук. ( 8 СЛАЙД )
«Кулак-Ладонь» Это упражнение нужно выполнять лучше, сидя за столом. Но можно при желании делать и на весу. Выполняется по очереди каждой рукой, потом можно усложнить задание: двумя руками одновременно. Минимум 8-10 подходов.
«Кулак-Ребро-Ладонь»- более сложный вариант этого упражнения. ( 9 СЛАЙД ) Два видео- до и после
«Пальчики вместе-пальцы врозь» ( 10 СЛАЙД ) ФОТО
Упражнение «Колечко» ( 11 СЛАЙД ) ФОТО
Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Можно выполнять упражнение со словами:
На узорное крылечко
Кто-то уронил колечко.
И оно с крыльца скатилось,
За ступеньку закатилось.
Дети смотрят там и тут,
Но колечка не найдут.
Ладушки» ( 12 СЛАЙД ) ФОТО
Эта игра одной из первых появляется в опыте любого ребенка.
(13 СЛАЙД ) Каждое упражнение следует выполнять 1минуту, как на настоящей тренировке. Но начать нужно с маленького времени, например, с 10 секунд и увеличивать постепенно.
Достоинство этих упражнений в том, что их можно делать практически в любом месте и в любое время.
Такие упражнения полезны и детям, и взрослым.
Спасибо за внимание! (14 СЛАЙД )
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» Иван Петрович Павлов
Нейропсихологическая технология является здоровьесберегающей и игровой технологией. Данный подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др., эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение.
Различают три вида подражательных реакций: повторение собственных движений; повторение знакомых движений взрослого; повторение новых движений.
«Ладушки »
«Умные дорожки»
«Плечо-ухо»
«Пальчики вместе-пальцы врозь»
Упражнение «Колечко»
«Кулак-Ребро-Ладонь»
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук
Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы). 5 - 10 минут как бы перемешивает содержимое. З...
Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук.
Игры на развитие мелкой моторики рук дома...
Картотека игр на развитие чувствительности и координации движений пальцев и кистей рук
Картотека игр на развитие чувствительности и координации движений пальцев и кистей рук...
«Коррекция психических процессов у детей с ЗПР при помощи нейропсихологических игр и упражнений»
laquo;Коррекция психических процессов у детей с ЗПР при помощи нейропсихологических игр и упражнений»С каждым годом увеличивается количество детей в дошкольных организациях с различными нарушен...
Программа «Развитие внимания у старших дошкольников с помощью нейропсихологических игр и упражнений»
Развитие внимания у ребенка дошкольного возраста имеет важное значение для подготовки его к школе. Никакое школьное обучение не может проходить успешно, если оно не опирается на достаточн...
Самомассаж пальцев и кистей рук с помощью камешков Марблс.
Шарики Марблс можно использовать для массажа ладоней и пальцев детей. Маленькие шарики при перекатывании воздействуют на нервные окончания, улучшают приток крови и стимулируют кровообращение, служат д...