Программа «Развитие внимания у старших дошкольников с помощью нейропсихологических игр и упражнений»
материал по психологии

Аброськина Екатерина Вадимовна

   Развитие внимания у ребенка дошкольного возраста имеет важное значение для подготовки его к школе. Никакое школьное обучение не может проходить успешно, если оно не опирается на достаточно развитое внимание.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад компенсирующего вида № 37 «Одуванчик»

г. Южно-Сахалинска

ИНН 6501099922 КПП 650101001 Отделение Южно-Сахалинск (Департамент финансов администрации города Южно-Сахалинска, МБДОУ № 37 «Одуванчик» г. Южно-Сахалинска л/с 20907600360, 21907600360) счет № 40701810364013000001 693007, г. Южно-Сахалинск, ул. Тихоокеанская, дом 30.

Тел. (4242) 22-05-35.  e-mail: yusgo.mbdouds.37@sakhalin.gov.ru

                                                                   УТВЕРЖДАЮ:

                                                                                      Заведующий МБДОУ № 37

  «Одуванчик» г. Южно-Сахалинска

                                                                                             _____________________________                                                                                                                  

                                                                                              Приказ от          №                   -ОД

Программа

«Развитие внимания у старших дошкольников с помощью нейропсихологических игр и упражнений»

                                                                                    Составитель:

          педагог-психолог

                                                                                           Аброськина Е.В.

                                               г. Южно-Сахалинск

                                                            2022г

Пояснительная записка

Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Внимание активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей информации в соответствии с актуальными потребностями, обеспечивает избирательную длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.

Развитие внимания у ребенка дошкольного возраста имеет важное значение для подготовки его к школе. Никакое школьное обучение не может проходить успешно, если оно не опирается на достаточно развитое внимание.

Детский мозг формируется на протяжении всего онтогенеза (всей его жизни). Этот процесс имеет свой порядок, в нем есть ряд строго определенных стадий. Когда эти стадии по тем или иным причинам (трудные роды, болезни, особенности развития или неблагоприятное воздействие среды, в которой дети растут) нарушаются, некоторые психические функции могут сформироваться в искаженном виде, либо не сформироваться вообще, развитие мозга оказывается также нарушенным. Такие случаи требуют диагностики и последующей коррекции.

Эффективность нейропсихологического подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей  и игровой технологией. Нейропсихологический подход предполагает построение коррекционно-развивающей работы с ребенком с учетом его индивидуально-типологических нейропсихологических особенностей: состояния высших психических функций, выделении сильных и слабых сторон.

Цель программы: развитие внимания у старших дошкольников с помощью нейропсихологических игр и упражнений.

Задачи:

 -  активизировать познавательную деятельность детей;

 - развивать свойства внимания (объем, переключение, распределение, устойчивость);

 -   развивать произвольность действий и саморегуляции;

 - развивать мелкую моторику и зрительно-моторную координацию;

 -   развивать межполушарное  взаимодействие.

Срок реализации программы с сентября 2022 года по апрель 2023 года.

Планируемые результаты проделанной работы:

         -    проявляют познавательную активность;

         - у детей наблюдается динамика развития свойств внимания (объем, переключение, распределение, устойчивость);

           - дети выполняют точные движения кистями и пальцами рук;

          - умеют сознательно подчинять свои действия правилу, умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания;

-   выполняют перекрестные движения, могут одновременно менять положение рук.            

          Содержание программы:

Программа содержит  28 занятий. Занятия с детьми проводятся 1 раз в неделю, индивидуально, продолжительностью 30 минут.          Противопоказания: дети с повышенной эпилептической готовностью.

Список использованной литературы:

  1. Давыдова О.А. Развитие межполушарного взаимодействия и пространственного мышления. Альбом графических упражнений для детей дошкольного и младшего школьного возраста.  М.: Школьная Книга, 2021. 64 с.
  2. Рязанцева Ю.А. Усидчивось и внимание. Корректурные пробы: рабочая нейротетрадь для дошкольников. Ростов н\Д : Феникс, 2022.  32 с.
  3. Праведникова И.И. Нейропсихология. Игры и упражнения. М.: АЙРИС – пресс, 2022. 120 с.
  4. Лебедева Ю.Н. Лабиринты – ходилки: 5+. Ростов н/Д: Феникс, 2022.30 с.  (Орешки для ума).
  5. Колганова В.С., Пивоварова Е.В., Фридрих И.А. Нейропсихологические занятия с детьми: практическое пособие 1часть. М. : АЙРИС-пресс, 2018. 416 с.
  6. Колганова В.С., Пивоварова Е.В., Фридрих И.А. Нейропсихологические занятия с детьми: практическое пособие 2часть. М. : АЙРИС-пресс, 2017. 144 с.
  7. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие.  М.: Генезис, 2022.  474 с.
  8. Трясорукова Т.П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей: рабочая тетрадь. Ростов н/Д: Феникс, 2018. 78 с.
  9. Трясорукова Т.П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей: прописи. Ростов н/Д: Феникс, 2017. 31 с.
  10. Методическое руководство для педагогических работников ДОУ по использованию нейропсихологических игр и приемов в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста.
  11. Интернет ресурсы

        Тематическое планирование

подгрупповых занятий

Подготовительная группа

Месяц

Номер занятия

Задачи

Упражнения

Материалы

Сентябрь

1

Создать благоприятный психологический климат, знакомство с правилами поведения на занятии.

Приветствие

1. «Давайте знакомиться»

2. «Расскажи о себе и о друге»

3. Правила поведения на занятиях

4. «Остановись» (7, с. 319) 

5.«Найди одинаковые предметы» (7, с. 395)

6. «Продолжи узор»

Прощание

Мяч, картинки-правила, карандаши, распечатанные бланки с заданиями, магнитофон, музыка.

2

Развивать тактильное, слуховое внимание, самоконтроль, закреплять умение показывать стороны право, лево, работать двумя руками по очереди и одновременно.

Приветствие

1. «Стоп-игра» (7, с. 320) 

2. «Прикосновение» (6, с. 6)

3. «Выше-ниже» (6, с. 7)

4. Глазодвигательное упражнение (5 стр.21)

5. «Запомни и покажи» (6, с.7)

6. «Попробуй, повтори!»

7. Релаксация

Прощание

Карточки с заданиями, музыка.

Октябрь

3.

Развивать внимание, самоконтроль, пространственные представления, закреплять умение работать двумя руками одновременно, менять положение рук в определенной последовательности.

Приветствие

1. «Лабиринт» (3, с.14)

2. «Сзади – спереди» (6, с.8)

3. «Право – лево-1» (6, с.8)

4. Глазодвигательное упражнение (5,  с.30)

5. «Попробуй, повтори!»

6. «Гриб-поляна»

Прощание

Карточки с заданием, музыка. Игра «Попробуй повтори»

4

Развивать внимание, самоконтроль, пространственные представления, закреплять умение работать двумя руками одновременно, менять положение рук в определенной последовательности.

Приветствие

1. «Запретное движение»

2. «Изучаем предлоги» (6, стр.8)

3. «Право – лево-2» (6, стр.9)

4. Глазодвигательное упражнение (5,  с.30)

5.«Попробуй, повтори!»

6. «Гриб-поляна»

7. Релаксация

Прощание

Карточки с заданием, музыка. Игра «Попробуй, повтори»

5

Развивать внимание (распределение, переключение), тактильные ощущения, умение работать двумя руками одновременно, менять положение рук в определенной последовательности, пространственные представления.

Приветствие

1. «Запретное слово»

2. «Телесные фигуры, буквы и цифры».

3. Игра с мячом

4. Глазодвигательное упражнение (5, с. 38)

5. «Встань рядом, повтори движение»

6. «Колечко» (10, с. 37)

Прощание

Мяч, музыка, карточки с заданием.

6

Развивать внимание, тактильные ощущения,  умение работать двумя руками одновременно, менять положение рук в определенной последовательности,  мелкой моторики.

Приветствие

1. «Охота на буквы».

2.«Рисунки и буквы на спине и на ладонях»

3. Игра с мячом

4. Глазодвигательное упражнение (5, с. 38)

5. «Встань рядом, повтори движение» (6, стр.15)

6. «Колечки»

7. Релаксация

Прощание

Бланки с различными буквами, мяч, музыка.

Ноябрь

7

Развивать  внимание, тактильные ощущения,  закреплять умение работать двумя руками одновременно, менять положение рук в определенной последовательности.

Приветствие

1. «Охота на фигуры».

2.«Предметы с различной фактурой поверхности».

3. Игра с мячом

4. Глазодвигательное упражнение (5, с. 38)

5. Рисование двумя руками(3, с. 28)

6. «Один на два»

Прощание

Бланки с различными фигурами, мяч, тетрадь, карандаши, музыка.

8

Развивать внимание, мелкую моторику, восприятие.

Приветствие

1. «Кулак, ладонь»

2. Корректурные пробы

3. «Найди и обведи фигуру»

4. Глазодвигательное упражнение

5. «Разрезные картинки»

6. «Один на два»

Прощание

Бланки с различными фигурами, разрезные картинки и целые (образец)

9

Развивать слухового внимание, самоконтроль, пространственные представления, закреплять умение работать двумя руками одновременно.

1. «Робот» (6, стр.14)

2. «Путаница» (6, стр.14)

3. «Капитан, у которого все хорошо»

4. Глазодвигательное упражнение (В.С. Колганова, Е.В. Пивоварова, практ. пособие 1 стр.47)

5. «Найди и зачеркни  букву». (3, с. 13)

6. «Кулак, ладонь»

7.Релаксация

Прощание

Бланки с различными буквами

10

Развивать внимание, самоконтроль, пространственные представления, закреплять умение работать двумя руками одновременно.

Приветствие

1. «Непослушный робот» (6, стр.15)

2. «Путаница»

3. «Капитан, у которого все хорошо»

4. Глазодвигательное упражнение (В.С. Колганова, Е.В. Пивоварова, практ. пособие 1 стр.56)

5. Игра с ложками

6. «Кулак, ладонь, ребро»

Прощание

Ложки, понпоны, 1 корзинка

11

Развивать внимание, самоконтроль, пространственные представления, закреплять умение работать двумя руками одновременно.

1. Робот. Командует ребенок(6, стр.16)

2. «Лезгинка»

3. «Переложи кристалл»

4. Глазодвигательное упражнение (В.С. Колганова, Е.В. Пивоварова, практ. пособие 1  стр.56)

5. «Кулак, ладонь, ребро»

6. «Плетение кос».

7.Релаксация

Прощание

Цветные стаканчики, цветные камушки, 3 верёвки

Декабрь

12

Развивать внимание и произвольность регуляции собственной деятельности,  мелкую  моторику, координацию движений.

Приветствие

1. П/Г «Снеговики»

2. Корректурные пробы (2, стр. 3)

3. «Ухо-нос»

4. Глазодвигательное упражнение (В.С. Колганова, Е.В. Пивоварова, практ. пособие 1  стр.100)

5. Рисование двумя руками (В.С. Колганова, Е.В. Пивоварова, Ч-2, стр.48)

6. «Логическая таблица»

Прощание

1 лист ватмана, фломастеры, таблица с деталями

13

Развивать внимание и произвольность регуляции собственной деятельности,  мелкую  моторику, координацию движений.

Приветствие

1.  П/Г «Снеговики»

2. Лабиринты – ходилки (4, стр. 3)

3. «Ухо-нос»

4. Глазодвигательное упражнение (В.С. Колганова, Е.В. Пивоварова, практ. пособие 1  стр.108)

5. Рисование двумя руками (В.С. Колганова, Е.В. Пивоварова, Ч-2, стр.51)

6. Релаксация

Прощание

Бланки с заданием, карандаши, музыка.

14

Развивать зрительно- пространственные и моторные навыки, концентрацию и распределение внимания.

Приветствие

1. «Запоминалочка» (10, с.10)

2. «Найди отличия»

3. «Дорисуй фигуру» (3, стр. 37)

4. Глазодвигательное упражнение (В.С. Колганова, Е.В. Пивоварова, практ. пособие 1  стр.230)

5. Лабиринт (3, стр.10)

6. «Паутинка» (8, с.28)

Прощание

Бланки с заданием, карандаши

Январь

15

Развивать внимание, самоконтроль, пространственные представления, закреплять умение работать двумя руками одновременно.

Приветствие

1.Игра «Падишах» (м/р)

2. «Дутибол» (10, с.11)

3. «Игры с мячом» (10, с.29)

4. Глазодвигательное упражнение (В.С. Колганова, Е.В. Пивоварова, практ. пособие 1  стр.239)

5. «Поймай сигнал» (10, с.35)

6. «Рисование двумя руками»

Прощание

Музыка, мяч, 2 фломастера, альбомный лист

16

Развивать, чувство ритма, произвольное внимание, зрительно-моторной координации, графических навыков.  

Приветствие

1. Игра «Как живешь?»

2.Игры с мячом (10, с.20)

3.Графический диктант

4. Глазодвигательное упражнение (В.С. Колганова, Е.В. Пивоварова, практ. пособие 1  стр.239)

5. Повтори узор

6.Прощание

Тетрадь в клетку, карандаши

Февраль

17

Развивать внимание, самоконтроль, пространственные представления, мелкую моторику, зрительно-моторную координацию.

Приветствие

1. «Найди предмет»

2. «Лезгинка»

3. «Покажи цвет двумя руками»

4. Глазодвигательное упражнение (В.С. Колганова, Е.В. Пивоварова, практ. пособие 1  стр.63)

5. Упражнения с бумагой

6. Рисование двумя руками

Прощание

2 поля с цветными прямоугольниками, 4 квадратных листа 10х10 см, 2 фломастера, тетрадь

18

Развивать внимание, самоконтроль, пространственные представления, мелкую моторику, зрительно-моторную координацию.

Приветствие

1. Работа с межполушарной доской

2. «Кулак-ладонь»

3. «Шагалочки»

4. Глазодвигательное упражнение (В.С. Колганова, Е.В. Пивоварова, практ. пособие 1  стр.63)

5. Обведи флажки (1, стр. 10)

6. Разрезные картинки

7.Релаксация

Прощание

Межполушарная доска с вкладками, 2 поля для каждой руки, разрезные картинки (5,6-ти составные)

19

Развивать внимание и произвольность регуляции собственной деятельности.

Приветствие

1. «Кулак-ладонь-ребро»

2. «Найди такой же»

3. «Шагалочки»

4. Глазодвигательное упражнение (В.С. Колганова, Е.В. Пивоварова, практ. пособие 1 стр.80)

5. Сделай коврики одинаковыми (1, стр.12)

6. «Костер» (10, с.59)

Прощание

2 поля для каждой руки, образец коврика, карандаши

20

Развивать внимания и произвольности регуляции собственной деятельности.

Приветствие

1. «Нос – пол – потолок» (3, стр.36)

2. Упражнение с бумагой

3. «Шагалочки»

4. Глазодвигательное упражнение (В.С. Колганова, Е.В. Пивоварова, практ. пособие 1  стр.90)

5. Скопируй (1, стр.18)

6. «Дотронься до…» (10, с.59)

7.Релаксация

Прощание

2 небольшие листа бумаги, 2 поля для каждой руки, карандаши

21

Учить ориентировать в пространстве не только относительно себя, но и относительно других объектов, развивать внимание, мелкую моторику.

Приветствие

1. «Пространственная раскраска» (10, с.10)

2. Слушай хлопки

3. Графический диктант (6, стр.36)

4.Глазодвигательное упражнение (В.С. Колганова, Е.В. Пивоварова, практ. пособие 1 стр.159)

5. Рисование двумя руками (Трясорукова Т.П. рабочая тетрадь, стр.65)

6. «Дотронься до…»

Прощание

Тетрадь в клетку, карандаши

Март

22

Развивать концентрацию внимания, зрительно- моторную координацию, ориентацию в пространстве и  на плоскости

Приветствие

1. «Художник» (10, с.10)

2. «Муха»

3. Копирование -2 (6, стр.37)

4.Глазодвигательное упражнение (В.С. Колганова, Е.В. Пивоварова, практ. пособие 1  стр.170)

5. Рисование двумя руками (Трясорукова Т.П. рабочая тетрадь, стр.)

6. Броуновское движение» (10, с.65)

7.Релаксация

Прощание

Бланки с заданием, карандаши

23

Развивать  слуховое внимание, регуляцию поведения.

Приветствие

1. Шумящие коробочки

2. «Палочки-1» (6, стр.21)

3.Упражнения на тактильном планшете

4. Глазодвигательное упражнение (В.С. Колганова, Е.В. Пивоварова, практ. пособие 1  стр.116)

5.Рисование двумя руками (Трясорукова Т.П. рабочая тетрадь, стр.3)

6. «Молчу-шепчу-кричу» (10, с.65)

Прощание

Тактильный планшет, цветные  счетные палочки, коробочки с шумящими наполнителями

24

Развивать слуховое, зрительное  внимание, регуляцию поведения.

Приветствие

1. Шумящие коробочки

2. «Палочки-1» (6, стр.24)

3. Корректурные пробы (2, стр. 5)

4. Глазодвигательное упражнение (В.С. Колганова, Е.В. Пивоварова, практ. пособие 1 стр.123)

5. Рисование двумя руками (Трясорукова Т.П. рабочая тетрадь, стр.7)

6.  «Молчу-шепчу-кричу» (10, с.65)

7.Релаксация

Прощание

Счетные палочки, бланки с заданием, карандаши, цветовые сигналы

25

Развивать умение ориентироваться  на листе бумаги, произвольное внимание, мелкую моторику.

Приветствие

1. «Классики для пальчиков»

2. «Пираты и сокровища»

3. Графический диктант

4. Глазодвигательное упражнение (В.С. Колганова, Е.В. Пивоварова, практ. пособие 1 стр.130)

5. Рисование двумя руками (Трясорукова Т.П. рабочая тетрадь, стр.14)

6. «Продолжи ряд»

Релаксация

Прощание

Тетрадь в клетку, карандаши, игра на липучках, шаблон (классики)

26

Учить ориентировать в пространстве не только относительно себя, но и относительно других объектов, работать по образцу.

Приветствие

1. «Разложи предметы» (10, с.10)

2. Заполни таблицу

3.Копирование -1 (6, стр.32)

4. Глазодвигательное упражнение (В.С. Колганова, Е.В. Пивоварова, практ. пособие 1 стр.138)

5. Рисование двумя руками (Трясорукова Т.П. рабочая тетрадь, стр.18)

6. «Продолжи ряд»

Прощание

Игра на липучках,

бланки с заданием, карандаши

Апрель

27

Развивать умение ориентироваться на листе бумаги, концентрации и распределения внимания, мелкой моторики, работать двумя руками.

Приветствие

1.Игры с пластилином (10, с.16)

2.Копирование точек (3, стр. 52)

3. Игра с мячом

4. Глазодвигательное упражнение (В.С. Колганова, Е.В. Пивоварова, практ. пособие 1  стр.230)

5.Игра «Зеваки»

6.Релаксация

Прощание

Бланки с заданием, карандаши, мяч

28

Развивать умение контролировать свои действия, внимание.

Приветствие

1. Игра «Черепахи»

2. «Волшебные перчатки»

3. Корректурная проба (3, стр. 59)

4. Глазодвигательное упражнение (В.С. Колганова, Е.В. Пивоварова, практ. пособие 1  стр.230)

5. Дыхательное упражнение «Футбол»

6. Игра «Сыщик»

Прощание

Веселая музыка, перчатки с цветными пуговицами, карточки с заданиями, музыка, вата, футбольные ворота маленькие, игра «Сыщик»

29

Развивать слуховое, зрительное  внимание, регуляцию поведения.

Приветствие

1. «Куб заданий»

2. «Волшебные перчатки»

3. Корректурная проба

4. Глазодвигательное упражнение (В.С. Колганова, Е.В. Пивоварова, практ. пособие 1  стр.230)

5. Дыхательное упражнение «Футбол»

6. Игра «Сыщик»

Прощание

Кубик с заданиями, перчатки с цветными пуговицами, карточки с заданиями, музыка, футбольные ворота маленькие, игра «Сыщик»

30

Создать благоприятный психологический климат, подведение итогов.

(Заключительное)

«Веселая эстафета»

Музыка, медали, мячи, стаканы по кол-ву детей, понпоны, ложки 12 штук, 4 корзины, ватман 2шт, маркеры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ИГРА - КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Комплекс дидактических игр  по развитию вниманию у старших дошкольников.  Особенности развития внимания у сстарших дошкольников....

«ИГРА - КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Комплекс дидактических игр  по развитию вниманию у старших дошкольников.  Особенности развития внимания у сстарших дошкольников....

Описание этюдов, упражнений и игр программы развития межличностных отношений старших дошкольников

В данном материале приводится описание этюдов, упражнений и игр программы развития межличностных отношений старших дошкольников, данные упражнения рекомендуется проводить педагогам ДОУ....

Консультация для родителей старших дошкольников «Развитие внимания у старших дошкольников»

Развитие внимания – одно из главных направлений педагогической деятельности. Ведь от того как ребенок умеет слушать и слышать, вникать в сказанное, акцентировать внимание, зависит качество его о...

Развитие внимания у старших дошкольников с задержкой психического развития

Развитию внимания у детей с ЗПР способствует целенаправленная работа по развитию у них наблюдательности, способности замечать предметы и явления и обращать на них внимание.Нужно проводить работу по по...

Онлайн-семинар "Развитие внимания и памяти дошкольников с помощью дидактических игр".

Онлайн-семинар "Развитие внимания и памяти дошкольников с помощью дидактических игр"....