Программа «Развитие внимания у старших дошкольников с помощью нейропсихологических игр и упражнений»
материал по психологии
Развитие внимания у ребенка дошкольного возраста имеет важное значение для подготовки его к школе. Никакое школьное обучение не может проходить успешно, если оно не опирается на достаточно развитое внимание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Развитие внимания у старших дошкольников с помощью нейропсихологических игр и упражнений» | 41.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад компенсирующего вида № 37 «Одуванчик»
г. Южно-Сахалинска
ИНН 6501099922 КПП 650101001 Отделение Южно-Сахалинск (Департамент финансов администрации города Южно-Сахалинска, МБДОУ № 37 «Одуванчик» г. Южно-Сахалинска л/с 20907600360, 21907600360) счет № 40701810364013000001 693007, г. Южно-Сахалинск, ул. Тихоокеанская, дом 30. Тел. (4242) 22-05-35. e-mail: yusgo.mbdouds.37@sakhalin.gov.ru |
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МБДОУ № 37
«Одуванчик» г. Южно-Сахалинска
_____________________________
Приказ от № -ОД
Программа
«Развитие внимания у старших дошкольников с помощью нейропсихологических игр и упражнений»
Составитель:
педагог-психолог
Аброськина Е.В.
г. Южно-Сахалинск
2022г
Пояснительная записка
Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Внимание активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей информации в соответствии с актуальными потребностями, обеспечивает избирательную длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.
Развитие внимания у ребенка дошкольного возраста имеет важное значение для подготовки его к школе. Никакое школьное обучение не может проходить успешно, если оно не опирается на достаточно развитое внимание.
Детский мозг формируется на протяжении всего онтогенеза (всей его жизни). Этот процесс имеет свой порядок, в нем есть ряд строго определенных стадий. Когда эти стадии по тем или иным причинам (трудные роды, болезни, особенности развития или неблагоприятное воздействие среды, в которой дети растут) нарушаются, некоторые психические функции могут сформироваться в искаженном виде, либо не сформироваться вообще, развитие мозга оказывается также нарушенным. Такие случаи требуют диагностики и последующей коррекции.
Эффективность нейропсихологического подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией. Нейропсихологический подход предполагает построение коррекционно-развивающей работы с ребенком с учетом его индивидуально-типологических нейропсихологических особенностей: состояния высших психических функций, выделении сильных и слабых сторон.
Цель программы: развитие внимания у старших дошкольников с помощью нейропсихологических игр и упражнений.
Задачи:
- активизировать познавательную деятельность детей;
- развивать свойства внимания (объем, переключение, распределение, устойчивость);
- развивать произвольность действий и саморегуляции;
- развивать мелкую моторику и зрительно-моторную координацию;
- развивать межполушарное взаимодействие.
Срок реализации программы с сентября 2022 года по апрель 2023 года.
Планируемые результаты проделанной работы:
- проявляют познавательную активность;
- у детей наблюдается динамика развития свойств внимания (объем, переключение, распределение, устойчивость);
- дети выполняют точные движения кистями и пальцами рук;
- умеют сознательно подчинять свои действия правилу, умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания;
- выполняют перекрестные движения, могут одновременно менять положение рук.
Содержание программы:
Программа содержит 28 занятий. Занятия с детьми проводятся 1 раз в неделю, индивидуально, продолжительностью 30 минут. Противопоказания: дети с повышенной эпилептической готовностью.
Список использованной литературы:
- Давыдова О.А. Развитие межполушарного взаимодействия и пространственного мышления. Альбом графических упражнений для детей дошкольного и младшего школьного возраста. М.: Школьная Книга, 2021. 64 с.
- Рязанцева Ю.А. Усидчивось и внимание. Корректурные пробы: рабочая нейротетрадь для дошкольников. Ростов н\Д : Феникс, 2022. 32 с.
- Праведникова И.И. Нейропсихология. Игры и упражнения. М.: АЙРИС – пресс, 2022. 120 с.
- Лебедева Ю.Н. Лабиринты – ходилки: 5+. Ростов н/Д: Феникс, 2022.30 с. (Орешки для ума).
- Колганова В.С., Пивоварова Е.В., Фридрих И.А. Нейропсихологические занятия с детьми: практическое пособие 1часть. М. : АЙРИС-пресс, 2018. 416 с.
- Колганова В.С., Пивоварова Е.В., Фридрих И.А. Нейропсихологические занятия с детьми: практическое пособие 2часть. М. : АЙРИС-пресс, 2017. 144 с.
- Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. М.: Генезис, 2022. 474 с.
- Трясорукова Т.П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей: рабочая тетрадь. Ростов н/Д: Феникс, 2018. 78 с.
- Трясорукова Т.П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей: прописи. Ростов н/Д: Феникс, 2017. 31 с.
- Методическое руководство для педагогических работников ДОУ по использованию нейропсихологических игр и приемов в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста.
- Интернет ресурсы
Тематическое планирование
подгрупповых занятий
Подготовительная группа
Месяц | Номер занятия | Задачи | Упражнения | Материалы |
Сентябрь | 1 | Создать благоприятный психологический климат, знакомство с правилами поведения на занятии. | Приветствие 1. «Давайте знакомиться» 2. «Расскажи о себе и о друге» 3. Правила поведения на занятиях 4. «Остановись» (7, с. 319) 5.«Найди одинаковые предметы» (7, с. 395) 6. «Продолжи узор» Прощание | Мяч, картинки-правила, карандаши, распечатанные бланки с заданиями, магнитофон, музыка. |
2 | Развивать тактильное, слуховое внимание, самоконтроль, закреплять умение показывать стороны право, лево, работать двумя руками по очереди и одновременно. | Приветствие 1. «Стоп-игра» (7, с. 320) 2. «Прикосновение» (6, с. 6) 3. «Выше-ниже» (6, с. 7) 4. Глазодвигательное упражнение (5 стр.21) 5. «Запомни и покажи» (6, с.7) 6. «Попробуй, повтори!» 7. Релаксация Прощание | Карточки с заданиями, музыка. | |
Октябрь | 3. | Развивать внимание, самоконтроль, пространственные представления, закреплять умение работать двумя руками одновременно, менять положение рук в определенной последовательности. | Приветствие 1. «Лабиринт» (3, с.14) 2. «Сзади – спереди» (6, с.8) 3. «Право – лево-1» (6, с.8) 4. Глазодвигательное упражнение (5, с.30) 5. «Попробуй, повтори!» 6. «Гриб-поляна» Прощание | Карточки с заданием, музыка. Игра «Попробуй повтори» |
4 | Развивать внимание, самоконтроль, пространственные представления, закреплять умение работать двумя руками одновременно, менять положение рук в определенной последовательности. | Приветствие 1. «Запретное движение» 2. «Изучаем предлоги» (6, стр.8) 3. «Право – лево-2» (6, стр.9) 4. Глазодвигательное упражнение (5, с.30) 5.«Попробуй, повтори!» 6. «Гриб-поляна» 7. Релаксация Прощание | Карточки с заданием, музыка. Игра «Попробуй, повтори» | |
5 | Развивать внимание (распределение, переключение), тактильные ощущения, умение работать двумя руками одновременно, менять положение рук в определенной последовательности, пространственные представления. | Приветствие 1. «Запретное слово» 2. «Телесные фигуры, буквы и цифры». 3. Игра с мячом 4. Глазодвигательное упражнение (5, с. 38) 5. «Встань рядом, повтори движение» 6. «Колечко» (10, с. 37) Прощание | Мяч, музыка, карточки с заданием. | |
6 | Развивать внимание, тактильные ощущения, умение работать двумя руками одновременно, менять положение рук в определенной последовательности, мелкой моторики. | Приветствие 1. «Охота на буквы». 2.«Рисунки и буквы на спине и на ладонях» 3. Игра с мячом 4. Глазодвигательное упражнение (5, с. 38) 5. «Встань рядом, повтори движение» (6, стр.15) 6. «Колечки» 7. Релаксация Прощание | Бланки с различными буквами, мяч, музыка. | |
Ноябрь | 7 | Развивать внимание, тактильные ощущения, закреплять умение работать двумя руками одновременно, менять положение рук в определенной последовательности. | Приветствие 1. «Охота на фигуры». 2.«Предметы с различной фактурой поверхности». 3. Игра с мячом 4. Глазодвигательное упражнение (5, с. 38) 5. Рисование двумя руками(3, с. 28) 6. «Один на два» Прощание | Бланки с различными фигурами, мяч, тетрадь, карандаши, музыка. |
8 | Развивать внимание, мелкую моторику, восприятие. | Приветствие 1. «Кулак, ладонь» 2. Корректурные пробы 3. «Найди и обведи фигуру» 4. Глазодвигательное упражнение 5. «Разрезные картинки» 6. «Один на два» Прощание | Бланки с различными фигурами, разрезные картинки и целые (образец) | |
9 | Развивать слухового внимание, самоконтроль, пространственные представления, закреплять умение работать двумя руками одновременно. | 1. «Робот» (6, стр.14) 2. «Путаница» (6, стр.14) 3. «Капитан, у которого все хорошо» 4. Глазодвигательное упражнение (В.С. Колганова, Е.В. Пивоварова, практ. пособие 1 стр.47) 5. «Найди и зачеркни букву». (3, с. 13) 6. «Кулак, ладонь» 7.Релаксация Прощание | Бланки с различными буквами | |
10 | Развивать внимание, самоконтроль, пространственные представления, закреплять умение работать двумя руками одновременно. | Приветствие 1. «Непослушный робот» (6, стр.15) 2. «Путаница» 3. «Капитан, у которого все хорошо» 4. Глазодвигательное упражнение (В.С. Колганова, Е.В. Пивоварова, практ. пособие 1 стр.56) 5. Игра с ложками 6. «Кулак, ладонь, ребро» Прощание | Ложки, понпоны, 1 корзинка | |
11 | Развивать внимание, самоконтроль, пространственные представления, закреплять умение работать двумя руками одновременно. | 1. Робот. Командует ребенок(6, стр.16) 2. «Лезгинка» 3. «Переложи кристалл» 4. Глазодвигательное упражнение (В.С. Колганова, Е.В. Пивоварова, практ. пособие 1 стр.56) 5. «Кулак, ладонь, ребро» 6. «Плетение кос». 7.Релаксация Прощание | Цветные стаканчики, цветные камушки, 3 верёвки | |
Декабрь | 12 | Развивать внимание и произвольность регуляции собственной деятельности, мелкую моторику, координацию движений. | Приветствие 1. П/Г «Снеговики» 2. Корректурные пробы (2, стр. 3) 3. «Ухо-нос» 4. Глазодвигательное упражнение (В.С. Колганова, Е.В. Пивоварова, практ. пособие 1 стр.100) 5. Рисование двумя руками (В.С. Колганова, Е.В. Пивоварова, Ч-2, стр.48) 6. «Логическая таблица» Прощание | 1 лист ватмана, фломастеры, таблица с деталями |
13 | Развивать внимание и произвольность регуляции собственной деятельности, мелкую моторику, координацию движений. | Приветствие 1. П/Г «Снеговики» 2. Лабиринты – ходилки (4, стр. 3) 3. «Ухо-нос» 4. Глазодвигательное упражнение (В.С. Колганова, Е.В. Пивоварова, практ. пособие 1 стр.108) 5. Рисование двумя руками (В.С. Колганова, Е.В. Пивоварова, Ч-2, стр.51) 6. Релаксация Прощание | Бланки с заданием, карандаши, музыка. | |
14 | Развивать зрительно- пространственные и моторные навыки, концентрацию и распределение внимания. | Приветствие 1. «Запоминалочка» (10, с.10) 2. «Найди отличия» 3. «Дорисуй фигуру» (3, стр. 37) 4. Глазодвигательное упражнение (В.С. Колганова, Е.В. Пивоварова, практ. пособие 1 стр.230) 5. Лабиринт (3, стр.10) 6. «Паутинка» (8, с.28) Прощание | Бланки с заданием, карандаши | |
Январь | 15 | Развивать внимание, самоконтроль, пространственные представления, закреплять умение работать двумя руками одновременно. | Приветствие 1.Игра «Падишах» (м/р) 2. «Дутибол» (10, с.11) 3. «Игры с мячом» (10, с.29) 4. Глазодвигательное упражнение (В.С. Колганова, Е.В. Пивоварова, практ. пособие 1 стр.239) 5. «Поймай сигнал» (10, с.35) 6. «Рисование двумя руками» Прощание | Музыка, мяч, 2 фломастера, альбомный лист |
16 | Развивать, чувство ритма, произвольное внимание, зрительно-моторной координации, графических навыков. | Приветствие 1. Игра «Как живешь?» 2.Игры с мячом (10, с.20) 3.Графический диктант 4. Глазодвигательное упражнение (В.С. Колганова, Е.В. Пивоварова, практ. пособие 1 стр.239) 5. Повтори узор 6.Прощание | Тетрадь в клетку, карандаши | |
Февраль | 17 | Развивать внимание, самоконтроль, пространственные представления, мелкую моторику, зрительно-моторную координацию. | Приветствие 1. «Найди предмет» 2. «Лезгинка» 3. «Покажи цвет двумя руками» 4. Глазодвигательное упражнение (В.С. Колганова, Е.В. Пивоварова, практ. пособие 1 стр.63) 5. Упражнения с бумагой 6. Рисование двумя руками Прощание | 2 поля с цветными прямоугольниками, 4 квадратных листа 10х10 см, 2 фломастера, тетрадь |
18 | Развивать внимание, самоконтроль, пространственные представления, мелкую моторику, зрительно-моторную координацию. | Приветствие 1. Работа с межполушарной доской 2. «Кулак-ладонь» 3. «Шагалочки» 4. Глазодвигательное упражнение (В.С. Колганова, Е.В. Пивоварова, практ. пособие 1 стр.63) 5. Обведи флажки (1, стр. 10) 6. Разрезные картинки 7.Релаксация Прощание | Межполушарная доска с вкладками, 2 поля для каждой руки, разрезные картинки (5,6-ти составные) | |
19 | Развивать внимание и произвольность регуляции собственной деятельности. | Приветствие 1. «Кулак-ладонь-ребро» 2. «Найди такой же» 3. «Шагалочки» 4. Глазодвигательное упражнение (В.С. Колганова, Е.В. Пивоварова, практ. пособие 1 стр.80) 5. Сделай коврики одинаковыми (1, стр.12) 6. «Костер» (10, с.59) Прощание | 2 поля для каждой руки, образец коврика, карандаши | |
20 | Развивать внимания и произвольности регуляции собственной деятельности. | Приветствие 1. «Нос – пол – потолок» (3, стр.36) 2. Упражнение с бумагой 3. «Шагалочки» 4. Глазодвигательное упражнение (В.С. Колганова, Е.В. Пивоварова, практ. пособие 1 стр.90) 5. Скопируй (1, стр.18) 6. «Дотронься до…» (10, с.59) 7.Релаксация Прощание | 2 небольшие листа бумаги, 2 поля для каждой руки, карандаши | |
21 | Учить ориентировать в пространстве не только относительно себя, но и относительно других объектов, развивать внимание, мелкую моторику. | Приветствие 1. «Пространственная раскраска» (10, с.10) 2. Слушай хлопки 3. Графический диктант (6, стр.36) 4.Глазодвигательное упражнение (В.С. Колганова, Е.В. Пивоварова, практ. пособие 1 стр.159) 5. Рисование двумя руками (Трясорукова Т.П. рабочая тетрадь, стр.65) 6. «Дотронься до…» Прощание | Тетрадь в клетку, карандаши | |
Март | 22 | Развивать концентрацию внимания, зрительно- моторную координацию, ориентацию в пространстве и на плоскости | Приветствие 1. «Художник» (10, с.10) 2. «Муха» 3. Копирование -2 (6, стр.37) 4.Глазодвигательное упражнение (В.С. Колганова, Е.В. Пивоварова, практ. пособие 1 стр.170) 5. Рисование двумя руками (Трясорукова Т.П. рабочая тетрадь, стр.) 6. Броуновское движение» (10, с.65) 7.Релаксация Прощание | Бланки с заданием, карандаши |
23 | Развивать слуховое внимание, регуляцию поведения. | Приветствие 1. Шумящие коробочки 2. «Палочки-1» (6, стр.21) 3.Упражнения на тактильном планшете 4. Глазодвигательное упражнение (В.С. Колганова, Е.В. Пивоварова, практ. пособие 1 стр.116) 5.Рисование двумя руками (Трясорукова Т.П. рабочая тетрадь, стр.3) 6. «Молчу-шепчу-кричу» (10, с.65) Прощание | Тактильный планшет, цветные счетные палочки, коробочки с шумящими наполнителями | |
24 | Развивать слуховое, зрительное внимание, регуляцию поведения. | Приветствие 1. Шумящие коробочки 2. «Палочки-1» (6, стр.24) 3. Корректурные пробы (2, стр. 5) 4. Глазодвигательное упражнение (В.С. Колганова, Е.В. Пивоварова, практ. пособие 1 стр.123) 5. Рисование двумя руками (Трясорукова Т.П. рабочая тетрадь, стр.7) 6. «Молчу-шепчу-кричу» (10, с.65) 7.Релаксация Прощание | Счетные палочки, бланки с заданием, карандаши, цветовые сигналы | |
25 | Развивать умение ориентироваться на листе бумаги, произвольное внимание, мелкую моторику. | Приветствие 1. «Классики для пальчиков» 2. «Пираты и сокровища» 3. Графический диктант 4. Глазодвигательное упражнение (В.С. Колганова, Е.В. Пивоварова, практ. пособие 1 стр.130) 5. Рисование двумя руками (Трясорукова Т.П. рабочая тетрадь, стр.14) 6. «Продолжи ряд» Релаксация Прощание | Тетрадь в клетку, карандаши, игра на липучках, шаблон (классики) | |
26 | Учить ориентировать в пространстве не только относительно себя, но и относительно других объектов, работать по образцу. | Приветствие 1. «Разложи предметы» (10, с.10) 2. Заполни таблицу 3.Копирование -1 (6, стр.32) 4. Глазодвигательное упражнение (В.С. Колганова, Е.В. Пивоварова, практ. пособие 1 стр.138) 5. Рисование двумя руками (Трясорукова Т.П. рабочая тетрадь, стр.18) 6. «Продолжи ряд» Прощание | Игра на липучках, бланки с заданием, карандаши | |
Апрель | 27 | Развивать умение ориентироваться на листе бумаги, концентрации и распределения внимания, мелкой моторики, работать двумя руками. | Приветствие 1.Игры с пластилином (10, с.16) 2.Копирование точек (3, стр. 52) 3. Игра с мячом 4. Глазодвигательное упражнение (В.С. Колганова, Е.В. Пивоварова, практ. пособие 1 стр.230) 5.Игра «Зеваки» 6.Релаксация Прощание | Бланки с заданием, карандаши, мяч |
28 | Развивать умение контролировать свои действия, внимание. | Приветствие 1. Игра «Черепахи» 2. «Волшебные перчатки» 3. Корректурная проба (3, стр. 59) 4. Глазодвигательное упражнение (В.С. Колганова, Е.В. Пивоварова, практ. пособие 1 стр.230) 5. Дыхательное упражнение «Футбол» 6. Игра «Сыщик» Прощание | Веселая музыка, перчатки с цветными пуговицами, карточки с заданиями, музыка, вата, футбольные ворота маленькие, игра «Сыщик» | |
29 | Развивать слуховое, зрительное внимание, регуляцию поведения. | Приветствие 1. «Куб заданий» 2. «Волшебные перчатки» 3. Корректурная проба 4. Глазодвигательное упражнение (В.С. Колганова, Е.В. Пивоварова, практ. пособие 1 стр.230) 5. Дыхательное упражнение «Футбол» 6. Игра «Сыщик» Прощание | Кубик с заданиями, перчатки с цветными пуговицами, карточки с заданиями, музыка, футбольные ворота маленькие, игра «Сыщик» | |
30 | Создать благоприятный психологический климат, подведение итогов. | (Заключительное) «Веселая эстафета» | Музыка, медали, мячи, стаканы по кол-ву детей, понпоны, ложки 12 штук, 4 корзины, ватман 2шт, маркеры. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ИГРА - КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Комплекс дидактических игр по развитию вниманию у старших дошкольников. Особенности развития внимания у сстарших дошкольников....
«ИГРА - КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Комплекс дидактических игр по развитию вниманию у старших дошкольников. Особенности развития внимания у сстарших дошкольников....
Развитие внимания у старших дошкольников
Материал для групповой консультации родителей, в которой освещены теоретические вопросы развития внимания, и особенности развития внимания у старших дошкольников...
Описание этюдов, упражнений и игр программы развития межличностных отношений старших дошкольников
В данном материале приводится описание этюдов, упражнений и игр программы развития межличностных отношений старших дошкольников, данные упражнения рекомендуется проводить педагогам ДОУ....
Упражнения для коррекции и развития внимания у старших дошкольников
Материал для работы дома с детьми....
Консультация для родителей старших дошкольников «Развитие внимания у старших дошкольников»
Развитие внимания – одно из главных направлений педагогической деятельности. Ведь от того как ребенок умеет слушать и слышать, вникать в сказанное, акцентировать внимание, зависит качество его о...
Развитие внимания у старших дошкольников с задержкой психического развития
Развитию внимания у детей с ЗПР способствует целенаправленная работа по развитию у них наблюдательности, способности замечать предметы и явления и обращать на них внимание.Нужно проводить работу по по...