Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Затейники»
рабочая программа
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Затейники»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doop_zateyniki_panteleeva_s.yu_.docx | 38.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Затейники»
Составила: воспитатель первой квалификационной
категории Пантелеева Светлана Юрьевна
Содержание
3. Содержание учебного плана 7
4. Календарный учебный график 8
6. Условия реализации программы 13
8. Приложения……………………………………………………………………………………………………………………………………………14
1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Затейники» (далее – Программа) разработана в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» «273-ФЗ от 29.12.2012 на основе методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Минобрнауки России № 093242 от 18.11.2015 «О направлении информации»).
Программа составлена на основе программы и методических рекомендаций Комаровой Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду» и КуцаковойЛ.В. «Конструирование и художественный труд в детском саду».
Актуальность
Программа «Затейники» предполагает изучение различных техник, умение проектировать объемные предметы, совмещать различные материалы, техники и приемы, предусматривает развитие у обучающихся художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Необходимость разработки программы «Затейники» обусловлена, прежде всего, эффективностью протекания образовательного процесса в различных направлениях декоративно-прикладного искусства. В результате осуществляется целенаправленное, целостное, системное обучение, позволяющее осмыслить динамику развития и полученные результаты – продукты детской деятельности. Очень важно для детей участие в выставках. Оно дает возможность оценить свои работы в сравнении с другими, побуждает к творческому росту.
Аппликация (техника бумажная пластика) – это синтез разных видов изобразительной деятельности: лепки, аппликации, рисования, конструирования из бумаги. Изображения в бумажной пластике выполняются в полуобъемном варианте, все части и детали наклеиваются на картон, который служит цветовым фоном, что позволяет детям создавать яркие индивидуальные и коллективные композиции. Направленность Программы – художественная.
Отличительной особенностью программы является то, что она включает в себя создание индивидуальных и коллективных сюжетно тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике: оригами, торцевание, обрывная аппликация, а также применять, в работе с бумагой дополнительные подручные, бросовые материалы.
Адресат программы
Программа рассчитана на детей в возрасте 4-5 лет, которым нравиться конструирование из бумаги. Набор в группу – свободный, основанный на желании детей овладеть широким набором техник работы с бумагой, в рисовании. Программа учитывает возрастные, психологические и индивидуальные особенности детей. Она построена по принципу от простого к сложному.
Цель программы - развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых.
Основные задачи:
- формирование умения передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством объемной аппликации;
- учить основным приемам в аппликационной технике «бумажная пластика» (обрывание, сминание, скатывание в комок); умение работать с - клеем, приклеивать детали, присоединяя одну к другой;
- учить работать на заданном пространстве (накопление элементарного опыта в составлении композиции)
- обогащение сенсорных впечатлений (на уровне ощущений ребенок познает фактуру, плотность, цвет бумаги); - развитие мелкой моторики, координации движений рук, глазомер;
- развитие речевых навыков;
- развитие творческой фантазии, эстетического и цветового восприятия;
- воспитание навыков аккуратной работы с бумагой;
- воспитание желания участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
Объем и срок реализации программы: 1 год. 38 часов
Форма обучения: сочетание коллективных и групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с цель формирования опыта общения и чувства коллективизма.
Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы (сувениры, открытки и т.д.) используются как подарки для родных и друзей.
Режим занятий: 38 недель. 1 раз в неделю по 20 минут, каждый четверг во вторую половину дня.
Планируемые результаты
К концу года обучения дети могут знать:
- название и назначение материалов – бумага, клей, пластилин;
- название и назначение ручных инструментов и приспособлений - ножницы, кисточка для клея, стеки.
- ведущие элементы изобразительной грамоты – линия, штрих, тон в рисунке и в живописи, главные и дополнительные, холодные и теплые цвета;
- основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе указанными инструментами.
Уметь:
- создавать композиции с изделиями, выполненными в различной технике; – различным приемам работы с бумагой, пластилином; - соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
- экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, изменять цвет пластилина при помощи смешивания. - передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством объемной аппликации;
- владеть основным приемам в аппликационной технике «бумажная пластика» (обрывание, сминание, скатывание в комок);
- работать с клеем, приклеивать детали, присоединяя одну к другой;
2. Учебный план
№ |
Название раздела, тем | Количество часов | Форма аттестации/ контроля | ||
|
|
| |||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Раздел 1. Основы бумагопластики |
| |||
1.1 | Вводное занятие. Введение в программу. Тех. Безопасности при работе с ножницами. | 1 | 1 |
|
|
1.2 | История возникновения бумаги. Знакомство с основными видами бумаги, свойствами, применением. | 1 | 1 |
|
|
| По итогам раздела |
|
|
| опрос, викторина |
2. | Раздел 2. Плоскостные композиции из бумаги и картона | ||||
2.1 | Аппликация плоская, полу объёмная, объёмная. Просмотр работ в этой технике. Приемы работы. | 9 | 1 | 8 |
|
2.2 | Творческая работа изготовление открыток. | 6 |
| 6 |
|
2.3 | По итогам раздела |
|
|
| опрос, мини выставка |
3. | Раздел 3. Пластилинография. | ||||
3.1 | Знакомство с техникой пластилинография. Выполнение творческих заданий. | 6 | 1 | 5 |
|
| По итогам раздела |
|
|
| опрос, минивыставка, |
4 | Раздел 4.Рисование |
|
| ||
4.1 | Знакомство с различными техниками рисования. Рисование на определенную тематику | 15 | 3 | 12 |
|
| По итогам раздела |
|
|
| Викторина, мини выставка |
5. | Раздел 5. |
|
| ||
5.1 | Выставки, конкурсы, праздники, подведение итогов. | 5 |
| 5 | Викторина, выставка, опрос |
| Итого | 38 | 7 | 31 |
|
3. Содержание учебного плана
Раздел 1. Основы бумагопластики (2 часа)
1.1 Вводное занятие
Теоретическая работа
Инструктаж по технике безопасности, беседа об инструментах, материале используемых в образовательной деятельности. Правила поведения в творческом объединении.
Практическая работа: отработка навыков работы, вырезание простейших деталей, геометрических фигур. Работа с карандашом в тетради.
1.2 Волшебные свойства бумаги
Теоретическая работа: знакомство с основными видами бумаги, свойствами, применением. Знакомство рабочими операциями в процессе практической работы с бумагой. Правила сгибания, резания, складывания.
Практическая работа: изготовление простейших поделок из бумаги. Выполнение композиции с помощью складывания гармошек. Раздел 2. Плоскостные композиции из бумаги и картона (15 часов)
2.1 Аппликация
Теоретическая работа
Изучение источников. Теоретические сведения. Понятие аппликации, история создания аппликации и её значение в современном мире. Виды аппликационных работ (предметная, декоративная, сюжетно-тематическая, силуэтная; симметричная, асимметричная; плоская, полу объёмная, объёмная). Демонстрация различных видов аппликации (выставка).
Практическая работа: выполнение плоской и полу объёмной аппликации из обрывных кусочков бумаги, комочков. Изготовление поделки «Букет в вазе», «Стрекоза, бабочки, рыбки». Изготовление открыток к празднику «день матери», 23 февраля, 8 марта, день влюбленных и др. Раздел 3. Пластилинография (6 часов)
3.1 Знакомство с условными обозначениями
Теоретическая работа Знакомство с техникой пластилинографии. Выполнение творческих заданий. Практическая работа: изготовление поделок «Фрукты», «Зимующие птицы», «Осень, осень в гости просим» и др.
Раздел 4. Рисование(15 час)
4.1 Знакомство с разными техниками рисования.
Теоретическая работа. Знакомство с техникой, методы и приёмы рисования красками, гуашью.
Практическая работа: рисование по теме, выставка рисунков.
Раздел 5. Выставки, конкурсы, праздники. (5 часов)
5.1 Заключительное занятие
Итоговая выставка работ, конкурсы мастерства и др.
Подведение итогов.
Основной вид занятий – практический. Практическая работа носит характер выполнения творческих заданий. При этом почти каждое практическое занятие включает и теоретическую часть.
Теоретические сведения – это повтор пройденного материала, объяснение нового, информация познавательного характера, непосредственно касающаяся темы занятия. Как правило, теоретический материал бывает небольшим по объему и дается перед началом практической работы.
Деятельность на практических занятиях выстроена на принципе «от простого к сложному», от предметных изображений, выполненных с использованием одной художественной техники работы с бумагой до построения тематической композиции с обоснованным использованием различных художественных техник. Также используются практические задания, выполнение которых предполагает организацию коллективной работы детей.
4. Календарной учебный график
№ п/п | месяц | число | Время про- ведени заняти | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Форма контроля |
1. | Сентябрь | 16.00 | Беседа | 1 | Вводное занятие. Введение в программу. Тех. Безопасности при работе с ножницами. | Опрос | |
2. |
| 16.00 | Практичес- кое занятие | 1 | Конструирование из природного материала «Грибочки». | Опрос практ.работа. | |
3. |
| 16.00 | Практичес -кое занятие | 1 | Обследование детей Рисование «Падают, падают листья». | Опрос практ.работа | |
4. |
| 16.00 | Беседа, практичес -кое занятие | 1 | Рисование «Как краски друг к другу в гости ходили». | Опрос практ.работа | |
5. | октябрь | 16.00 | Практичес кое занятие | 1 | Конструирование из бумаги «Блокнот». | Опрос практ.работа | |
6. |
| 16.00 | Практичес кое занятие | 1 | Рисование «Огурец и помидор». | Опрос практ.работа. | |
7. |
| 16.00 | Практичес кое занятие | 1 | Пластилинография «Фрукты». «Осень, осень в гости просим» | Опрос практ.работа праздник | |
8. |
| 16.00 | Беседа, практичес кое занятие | 1 | Аппликация из природного материала «Стрекоза, бабочка, рыбка». | Опрос практ.работа | |
9. | ноябрь | 16.00 | Практичес кое занятие | 1 | Рисование «Вот и вышел человечек». | Опрос практ.работа | |
10. |
| 16.00 | Беседа, практичес кое занятие | 1 | Рисование тычком полусухой жёсткой кистью «Пушистый свитер». | Опрос практ.работа. | |
11. |
| 16.00 | Практичес кое занятие | 1 | Рисование «Красивые сапожки». | Опрос практ.работа | |
12. |
| 16.00 | Беседа, практическое занятие | 1 | Правила сгибания, резания, складывания, гофрирования. Основные термины. Выполнение творческих заданий. Конструирование из бумаги «Стол и стульчик». | Опрос практ.работа | |
13. |
| 16.00 | Беседа, практическое занятие | 1 | Аппликация из сжатой бумаги «Букет из цветов в вазе». Праздник «День матери» | Опрос практ.работа праздник | |
14. | декабрь | 16.00 | Практическое занятие | 1 | Рисование «Белый снег кружится, на деревья тихо ложится». | Опрос практ.работа. | |
15 |
| 16.00 | Практическое занятие | 1 | Рисование «Вырастала ёлочка в лесу на горе». | Опрос практ.работа | |
16 |
| 16.00 | Беседа, практическое занятие | 1 | Рисование или аппликация из ватных дисков «Весёлые снеговики». | Опрос практ.работа | |
17 |
| 16.00 | Беседа, практическое занятие | 1 | Аппликация «Поздравительная открытка» Новый год. | Опрос практ.работа праздник | |
18 | январь | 16.00 | Беседа, практическое занятие | 1 | Пластилинография «Зимующие птицы». | Опрос практ.работа. | |
19 |
| 16.00 | Беседа, практическое занятие | 1 | Лепка «Ёжик» (пластилин + природный материал). | Опрос практ.работа | |
20 |
| 16.00 | Беседа, практическое занятие | 1 | Аппликация из ваты «Пушистый зайчонок». | Опрос практ.работа | |
21 | февраль | 16.00 | Беседа, Практическое занятие | 1 | Аппликация «Весёлые цыплята». | Опрос практ.работа | |
22 |
| 16.00 | Беседа, практическое занятие | 1 | Конструирование из спичных коробков «Грузовичок». | Опрос практ. работа. | |
23 |
| 16.00 | Беседа, | 1 | Аппликация | Опрос |
практическое занятие | «Поздравительная открытка. Парусник». 23 февраля | практ.работа Праздник | |||||
24 |
| 16.00 | Беседа, практическое занятие | 1 | Рисование «Едем, едем мы домой на машине грузовой». | Опрос практ.работа | |
25 | март | 16.00
| Беседа, практическое занятие | 1 | Аппликация «Подарок маме. Ветка мимозы». 8 марта | Опрос практ.работа Праздник | |
26 |
| 16.00 | Беседа, практическое занятие | 1 | Рисование декоративное «Красивое платье кукле». | Опрос практ.работа. | |
27 |
| 16.00 | Беседа, практическое занятие | 1 | Лепка рельефная декоративная «Цветы- сердечки» (солёное тесто или пластилин). | Опрос практ.работа | |
28 |
| 16.00 | Беседа, практическое занятие | 1 | Аппликация «Быстрокрылые самолёты». | Опрос практ.работа | |
29 | апрель | 16.00 | Беседа, практичес-кое занятие | 1 | Аппликация-мозаика с элементами рисования «Тучи по небу бежали». | Опрос практ.работа | |
30 |
| 16.00 | Беседа, практическое занятие | 1 | Рисование «Весеннее настроение». | Опрос практ.работа. | |
31 |
| 16.00 | Беседа, практическое занятие | 1 | Рисование «Грачи прилетели». | Опрос практ.работа | |
32 |
| 16.00 | Беседа, практическое занятие | 1 | Конструирование из бумаги «Дома». | Опрос практ.работа | |
33 | май | 16.00 | Беседа, практическое занятие | 1 | Аппликация объёмная Открытка на 9 мая » | Опрос практ.работа | |
34 |
| 16.00 | Беседа, практическое занятие | 1 | Лепка + природный материал «Жуки» | Опрос практ.работа | |
35 |
| 16.00 | Беседа, практическое занятие | 1 | Конструирование из бумаги «Транспорт в городе» | Опрос практ.работа праздник | |
36 |
| 16.00 | Беседа, практическое занятие | 1 | Рисование «Рыбки в аквариуме». | Опрос практ.работа | |
37 |
| 16.00 | Беседа, | 1 | Лепка | Прак.рабо-та | |
практическое занятие | «Блюдце» | ||||||
38 |
| 16.00 | итоговое занятие | 1 | Выставка работ |
|
Формы аттестации:
- Демонстрационные: проведение выставок работ воспитанников, составление альбома лучших работ.
- Педагогическая диагностика.
- Творческий отчет (использование поделок-сувениров в качестве подарков для воспитателей, дошкольников, родителей, ветеранов, учителей и т.д.)
Оценочные материалы:
Вводный контроль дает информацию об уровне подготовки воспитанников. При его проведении используются такая форма, как рассказывание или устный опрос для выявления начальных знаний, навыков, умений воспитанников.
Текущий контроль – проводится на всех этапах обучения. Для эффективного применения текущего контроля применяются следующие формы проверки:
- опрос по пройденному материалу;
- самостоятельная работа;
- выполнение практического или теоретического задания.
Тематический контроль знаний проводится по итогам изучения отдельных тем и разделов учебного курса, когда знания в основном сформированы, систематизированы. - анализ проделанной работы;
- участие в массовых мероприятиях.
Итоговый контроль подведение итогов в конце года. Анализ продукта деятельности
Критерии оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества» автор Комарова Т.С. (Приложение №
1).
5.Методические материалы.
Для реализации программы используются разнообразные формы и методы проведения занятий:
Методы и приёмы:
Словесные: беседа, рассказ, искусствоведческий рассказ, использование образцов педагога, художественное слово.
Информативно – рецептивный: рассматривание, наблюдение, образец педагога, показ педагога.
Практические; прием повтора, выполнение формообразующих движений рукой.
Предполагается дать основы теории живописи, научить различать жанры изобразительного искусства.
Дети будут работать над освоением различных художественных материалов, овладевать новыми техниками и приёмами, научатся создавать свои цветовые сочетания, видеть цветовое многообразие.
Используемые методы:
-дают возможность почувствовать многоцветного изображения предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
-формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
- способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей;
- созданию увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия; - созданию ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.
6. Условия реализации программы.
Для успешной реализации программы нам необходимо следующее:
- дидактические материалы (карточки схемы, рисунки, шаблоны и т.п.) по бумагопластике;
- инструкции по технике безопасности;
- акварельные краски, гуашь;
- восковые мелки, свечи; ватные палочки;
- коктейльные трубочки;
- палочки или старые стержни для процарапывания;
- матерчатые и бумажные салфетки; - стаканы для воды, непроливайки;
- подставки под кисти; кисти разного размера и из разного материала - (щетина, белка, пони, капрон);
- природный материал (шишки, засушенные листочки, жёлуди, плоды каштана, скорлупа орехов и т.д.); - мука, мелкая соль;
- манная крупа, рис, гречка, речной песок;
- бумага разной структуры, картон; - цветной пластилин;
- бросовый материал: поролон, пенопласт, коробочки, спичные коробки, пластиковые флаконы и т.д.
7. Список литературы
- Приказ Минобрнауки Росси от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях— Сан-ПиН 2.4.1.3049-13.
- Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.- 368 с.
- Комарова Т.С.Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. М.: Мозаика-Синтез, 2008.
- Куцакова. Л.В. «Конструирование и художественный труд в детском саду», - М: ТЦ Сфера, 2006.
Приложение
ДИАГНОСТИКА
«Критерии оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества» (автор Комарова Т.С.)
Анализ продукта деятельности.
Передача формы: форма передана точно – 3 балла; есть незначительные искажения – 2 балла; искажения значительные, форма не удалась – 1 балл.
Строение предмета: части расположены верно – 3 балла; есть незначительные искажения - 2 балла; части предмета расположены неверно - 1 балл. Передача пропорций предмета в изображении: пропорции предмета соблюдаются – 3 балла; есть незначительные искажения – 2 балла; пропорции предмета преданы неверно – 1 балл.
Композиция. а) расположение на листе: по всему листу – 3 балла; на полосе листа – 2 балла; не продумана, носит случайный характер – 1 балл. б) отношение по величине разных изображений: соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов – 3 балла; есть незначительные искажения – 2 балла; низкий уровень- пропорциональность разных предметов передана неверно – 1 балл.
Передача движения: движение передано достаточно четко – 3 балла; движение передано неопределённо, неумело – 2 балла; изображение статическое – 1 балл.
Цвет. а) цветовое решение изображения: реальный цвет предметов – 3 балла; есть отступления от реальной окраски – 2 балла; цвет предметов передан неверно – 1 балл;
б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения: многоцветная гамма – 3 балла; преобладание нескольких цветов или оттенков (теплые, холодные) – 2 балла; безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете – 1 балл.
Уровень самостоятельности:
- выполняет задание самостоятельно, без помощи взрослого, в случае необходимости обращается с вопросами – 3 балла; требуется незначительная помощь взрослого, с вопросами к взрослому обращается редко – 2 балла; необходима поддержка, стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается – 1 балл. Творчество:
- самостоятельность замысла;
- оригинальность изображения;
- стремление к наиболее полному раскрытию замысла. - Шкала уровней:
Низкий уровень 12-18 баллов
Средний уровень 19-27 баллов
Высокий уровень 28-36 баллов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ВЕСЁЛЫЕ ЛОЖКАРИ»
Актуальность программы и её новизна определяются её направленностью на способность импровизировать, фантазировать, самому увлечённо играть. Реализация данной программы поможет развить у детей па...
Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Сказочная лепка»
Пластилинография – это нетрадиционная техника работы с пластилином. Понятие «Пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать. А первая полов...
Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Волшебная радуга»
Программа была разработана с целью направленного и последовательного воспитания у детей эстетической культуры в целях формирования эстетического отношения к окружающему миру и творческой самореализаци...
программы детского объединения Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности.
Реализуемая цель (и): Развивать творческую и здоровую личность ребенка, способную быть успешной в современных условиях жизни, посредством обучения современному танцу. Прививать интерес дошкольников к ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «БИМ-БАМ-БОМ» по обучению игре на музыкальных инструментах (стартовый уровень). Возраст обучающихся 6-7 лет. Срок реализации программы на 1 год (2021-2022 гг.)
Музыкальное воспитание –это не воспитание музыканта,а прежде всего воспитание человека. В.А.Сухомлинский Программа «Бим-Бам-Бом&r...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «Разноцветные ладошки» Возраст обучающихся: 5 - 7 лет Срок реализации программы: 2 года
Актуальность программы «Разноцветные ладошки» определяется запросом со стороны детей и их родителей (законных представителей) на программы художественно-эстетического развития детей старше...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «Звонкий голосок» подвид: разноуровневая Возраст обучающихся: 4 – 7 лет Срок реализации программы: 3 года
Направленность программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Звонкий голосок» имеет художественную направленность. Реализация программы направлена на развитие ху...