Конспект занятия "Дети - герои ВОВ" в подготовительной группе
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Тема: «Дети-герои Великой Отечественной войны».
Подготовила воспитатель: Семыкина О. Н.
Возрастная группа: подготовительная к школе группа
Образовательная область: познавательное развитие (ФЦКМ)
Цель: Ознакомление детей с жизнью детей-героев в годы Великой Отечественной войны.
Задачи:
1. Познакомить дошкольников с героизмом и мужеством детей-героев в годы Великой Отечественной войны.
2. Развивать речь, мышление, активизировать словарь.
3. Продолжать обогащать духовный мир детей через обращение к героическому прошлому нашей страны, продолжать воспитывать у детей патриотические чувства: любовь, гордость и уважение к родине.
Оборудование: проектор, компьютер, презентация «Дети-герои Великой отечественной войны», аудиозапись песни «Вставай, страна огромная» (А. Александрова, Лебедев-Кумач), «Пусть всегда будет солнце» (Лев Ошанин, Аркадий Островский). «Прощание славянки» (В. Агапкин)
Предварительная работа:
Беседа о ВОВ, героях ВОВ, рассматривание иллюстраций и чтение художественных произведений по теме, работа с лэпбуком «Детям о войне», слушание военных песен, просмотр презентаций «Города-герои», «Детям о войне», рисование салюта Победы, лепка военной техники из пластилина. Заучивание стихов детьми о войне.
Словарная работа: разведчик, связист, партизан, подвиг, ветеран, война, эшелон, герой Советского Союза, экспонат.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Ход занятия:
1. Оргмомент.
Звучит мелодия песни «Прощание славянки».
Ребенок: Тем, кто шел в бой за Родину, выстоял и победил…
Тем, кто на веки, безымянный канул в фашистском плену,
Всем тем, кто ушел в бессмертие и победил – посвящается!
Педагог: Ребята, каждый год 9 мая мы отмечаем очень важный и дорогой сердцу праздник! Что это за праздник?
Дети: 9 мая – День Победы!
Педагог: Да! Это великий праздник! А над кем была эта победа?
Дети: 9 мая 1945 года наш народ одержал великую победу над фашистской Германией.
Педагог: А еще в этот день поздравляют ветеранов той великой войны. Кто такие ветераны?
2. Сюрпризный момент.
Педагог: В честь этого великого праздника у нас в саду создан музей Победы, в котором находятся разные экспонаты. Сегодня утром в нем появился еще один экспонат. Вот он. (вносится небольшой ящик). Посмотрим, что в нем лежит. Дети рассматривают лежащие в нем предметы: орден, обрывок карты, треугольное фронтовое письмо, георгиевская лента, 3 фото (Марата Казея, Нины Портновой и Вали Котика)
3. Проблемная ситуация.
Педагог: Ребята, а что это за фотографии? Кому они принадлежат? Дети предполагают, что на фото дети-герои ВОВ. Как вы думаете, сколько им лет? А как вы считаете, это нормально, что на войне воюют дети? Должны ли быть на войне дети? Сегодня мы узнаем ответы на все эти вопросы. А в знак памяти об этой страшной ВОВ мы создадим свой музей памяти и будем постоянно его пополнять новыми экспонатами. Согласны?
4. Сообщение темы занятия.
Педагог: В годы страшной войны на фронте воевали с врагом не только взрослые, но и дети. (Слайд №6) Обыкновенные школьники вставали в строй для защиты Родины. Сегодня мы поговорим о мужестве этих ребят, о подвигах, которые они совершили.
5. Беседа о детях-героях ВОВ.
6. Гимнастика для глаз.
Мы посмотрим далеко,
(ладонь у лба, смотрим вдаль)
Мы посмотрим близко,
(ладони перед грудью, словно держим раскрытую книгу)
Мы посмотрим высоко,
(не поднимая голову, смотрим вверх)
Мы посмотрим низко,
(не опуская голову, смотрим вниз)
А теперь по сторонам -
Тут и там, тут и там.
(не поворачивая голову, смотрим по сторонам).
Вдаль на палец посмотри.
(отводят палец далеко, смотрят на него)
Близко к носу поднеси.
(подносят палец к кончику носа, скашивают на него взгляд).
Раз, два, три - глаза закрой.
(закрывают глаза).
Раз, два, три - глаза открой.
(открывают глаза).
Педагог: 22 июня 1941 года на нашу страну напал враг. (Слайд №2) Фашистская Германия решила уничтожить нашу родную землю, а наш народ поработить, т.е. превратить в рабов. На защиту своей Родины встал весь народ! «Родина – мать зовет!» - так звучал лозунг того времени.(Слайд №3) И на фронт уходили отцы, деды, братья, мужья. Огонь войны уничтожал все: города, села, заводы, фабрики. (Слайд №4) Женщины и дети трудились на заводах, выпускали снаряды. (Слайд №5) Это было страшное и тяжелое время. Не только взрослые воевали с фашистом, но и дети взяли оружие в руки. Мальчишки и девчонки не на много старше вас шли на фронт на защиту Родины.
Педагог: За что, как вы думаете, наши солдаты отдавали свою жизнь?
Эти ребята, казалось, повзрослели за одну ночь. Становились эти ребята разведчиками, связистами, партизанами, чтобы отомстить врагу за гибель своих родных, за сожженные дома. Звучит песня «Вставай, страна огромная» (А. Александрова, Лебедев-Кумач.)
7. Игра с мячом «Качества воина».
Педагог: Как Вы думаете, чтобы победить врага, какими качествами должен обладать воин?
Дети: Мужественный, стойкий, самоотверженный, сильный, отважный, ловкий, умный, храбрый, бесстрашный и т. д.
Педагог: А как вы понимаете, что такое подвиг?
Дети: Это героический поступок.
Педагог: А как называют человека, совершившего героический поступок?
Дети: Герой.
Педагог: Каких героев ВОВ вы знаете?
Дети: Николай Гастелло, Алексей Маресьев, Александр Матросов, Виктор Талалихин и др. (рассматривают фото героев)
Педагог: Все эти герои были взрослыми людьми, но были и герои-дети. Сейчас мы с ними познакомимся.
МАРАТ КАЗЕЙ
Ребенок: Маму родную враги погубили!
Мамочку, маму сегодня убили.
Биться с врагом она помогала,
Мамы любимой сегодня не стало!
Что же мне делать теперь одному?
Как буду жить? Ничего не пойму!
Как победить мне лихую беду?
В лес к партизанам с друзьями уйду.
Стану я жить среди партизан,
Буду бойцом и разведчиком там.
Педагог: Марат Казей родился в Белоруссии. (Слайд №7) Когда враг оккупировал родную землю, Марату было 14 лет. Мама Марата прятала раненых партизан, и фашисты казнили ее. Марат вместе с сестрой ушел к партизанам. Вместе с партизанами Марат принимал участие в разгроме немецких эшелонов. В середине войны Марат был награжден медалью «За отвагу». Мальчик смог поднять товарищей в атаку и прорвал вражеское кольцо. Марату не суждено было дожить до победы. Возвращаясь с очередного задания, он вместе с командиром попал в окружение. Был ранен в руку, но продолжал отбиваться от фашистов. Последней гранатой Марат подорвал себя вместе с фашистами. Спустя годы Марату Казею было присвоено звание Героя Советского Союза.
Ребенок: В Белоруссии в Минске был воздвигнут памятник Марату. (Слайд№8) Памятник изображает последний бой героя. В одной руке мальчик держит автомат, в котором закончились патроны. В другой руке последняя граната, которую Марат поднял над головой для последнего броска для уничтожения фашистов.
8. Физминутка
Ровно встали, подтянулись, руками к солнцу потянулись.
Руки в стороны, вперед, делай вправо поворот.
Делай влево поворот.
Приседаем и встаем, руками пол мы достаем.
И на месте мы шагаем, ноги выше поднимаем.
Стой на месте раз, два, вот и кончилась игра
ВАЛЯ КОТИК
Ребенок: Соберу свое мужество, силу,
Буду немцев без жалости бить,
Чтоб друзьям ничего не грозило,
Чтоб могли мы учиться и жить
Педагог: Самый юный партизан-разведчик Валя Котик. (Слайд №9) Мальчик родился на Украине в небольшом селе. Когда немцы захватили село, Валя собирал тайком оружие и передавал партизанам. Вскоре Валя получил первое боевое задание. Необходимо было уничтожить начальника немецкой полиции. И Валя вместе со своими сверстниками справился с заданием. Он бросил гранаты в проезжающие машины, начальник и семь солдат были убиты.
Валя Котик уничтожил шесть железнодорожных эшелонов. В последнем бою Валя получил тяжелое ранение и на следующий день умер. Валентину Котику присвоено звание Героя Советского Союза. На родине в Украине юному герою Валентину Котику установлен памятник. (Слайд №10)
Педагог: Зина Портнова родилась в Ленинграде. (Слайд №11) На летние каникулы поехала к родным в Белоруссию. Там ее и застала война. Девушка вступила в молодежную организацию «Юные мстители». Зина распространяла листовки, в которых звучал призыв к борьбе против захватчиков. Позже Зина стала разведчицей партизанского отряда. При выполнении очередного задания девушку арестовали. Во время допроса Зина схватила пистолет со стола следователя и застрелила следователя с двумя гитлеровцами. (Слайд №12)
Ребенок: И молниеносным движением вдруг
Она пистолет выбивает из рук!
И вот офицер убит на повал,
А Зина бежит через темный подвал.
И к лесу, и к лесу помчалась скорей,
Но кинулись скоро фашисты за ней.
Поймали и месяц держали в тюрьме.
Её расстреляли в предутренней тьме.
Враги называли Зину «советской бандиткой» за непоколебимую твердость и мужество. После страшных пыток девушку расстреляли. После войны Зинаиде Портновой было присвоено Звание Героя Советского Союза. В родном городе герою Советского союза Зинаиде Портновой установили памятник. (Слайд №13)
Педагог: Мы рассказали вам только о нескольких героях, а ведь их тысячи. Они воевали в партизанских отрядах, работали на заводах, помогали раненым в госпиталях. Воевали наравне с взрослыми, но оставались детьми. Многие из них не пощадили жизни ради победы.
Так давайте сейчас посмотрим еще раз на предметы из ящика и ответим на вопрос, что же они означают? Орден означает, что все эти дети посмертно награждены званием Героя Советского Союза, обрывки карт обозначают те места, где они воевали и погибли, треугольное письмо – весточки с фронта, георгиевская ленточка – дети, воевавшие в войне с немецкими захватчиками.
Ребята, ответьте на вопрос: Как относитесь к тому, что на войне воюют дети? Должно ли так быть? (Нет). Конечно, же нет. Дети должны играть, бегать, прыгать, у них должно быть счастливое и беззаботное детство.
9. Итог. Рефлексия.
Педагог: Что нового вы узнали сегодня? С какими героями вы познакомились? Почему мы называем праздник 9 Мая - Днем Победы? Как вы поздравите наших ветеранов?
В наших сердцах всегда будет жива память о тех, кто погиб на этой безжалостной суровой войне. Многие из ребят погибли, чтобы мы с Вами никогда не знали, что такое война! Чтобы над нашими головами всегда было голубое небо, и светило солнце! И мы с вами в память об этой безжалостной войне и о бесстрашных воинах создадим в группе музей ВОВ, а первые экспонаты у нас уже есть. Звучит песня «Пусть всегда будет солнце»
Я благодарю вас за внимание, и завершить наше занятие хотелось бы следующими словами:
Ребенок: Мир – это главное слово на свете.
Мир очень нужен нашей планете!
Мир нужен взрослым!
Мир нужен детям!
Мы скажем снова «Нет Войне!»
И повторим мы это слово.
Пусть мирно будет на земле,
Пусть будет мир всему основой!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательного занятия в подготовительной группе "Земляки-герои"
Музейная педагогика. Занятие в краеведческом музее....
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе по познавательному развитию «Медали для героев»
Воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Родине, уважения к ветеранам ВОВ, развивать уважение и доброжелательность к людям....
Конспект тематического занятия на тему «Вечная память героям ВОВ» (подготовительная группа)
Конспект тематического занятия на тему «Вечная память героям ВОВ» (подготовительная группа) Задачи:1.Повысить интерес и знания детей к празднику 75-летию Побед...
Конспект НОД по ФЭМП "Задания от сказочных героев" в подготовительной группе.
Открытое занятие по математике....
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «Вечная слава героям!»
Конспект ОД в подготовительной группе ко Дню Победы....
Конспект познавательного занятия в подготовительной группе"Улицы Воронежа,названные в честь героев ВОВ"
Познавательное занятие в подготовительной группе...
Сценарий, посвящённый Дню Героев " Мы будущие герои"для подготовительной группы.
Сценарий рекомендуется для педагогов , музыкальных руководителей, и детей подготовительных групп....