"Опыты и эксперименты как метод приобщения дошкольников к экологической культуре"
консультация по окружающему миру

Дмитриева Ксения Вячеславовна

Консультация "Опыты и эксперименты как метод приобщения дошкольников к экологической культуре"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyty_i_eksperementy.docx217.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное                                учреждение детский сад общеразвивающего вида «Малыш»

Опыты и эксперименты как метод приобщения дошкольников к экологической культуре.

hello_html_m58ce0053.png

Подготовила: Дмитриева К.В.

Данилов

2021

«Есть такое твердое правило.hello_html_m58ce0053.png

Встал поутру, умылся, привел себя в порядок –

и сразу же приведи в порядок свою планету»

Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

Человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающему миру. Сегодня экология – не только наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой, это мировоззрение.

Лет 20 назад об экологическом образовании дошкольников речь даже не заводили, а в настоящее время оно становится одним из важных направлений дошкольной педагогики.

Поэтому на первый план в системе работы по экологическому воспитанию необходимо вынести формирование основ экологического сознания, понимание общих законов развития материального мира, а не просто набор сведений о природных объектах и явлениях.

Экологическое сознание ребенка постепенно повышается, если стимулировать его интерес к природе. Занятия побуждают чувства ребенка, вызывают сопереживания. Важно, чтобы ребенок мог оценить поведение человека в природе.

Какие же элементы экологического сознания наиболее характерны для дошкольников?

Потребность в общении с природой.

Эстетические и этические чувства, которые вызывают общение с природой, индивидуальные для каждого ребенка.

Проведение опытов, организация экспериментирования – один из эффективных путей воспитания экологической культуры дошкольников. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты – словно «фокусы». Только загадка фокусов так и остается не разгаданной, а вот все, что получается можно объяснить и понять. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, наглядно показать связи между живыми и неживыми в природе. Исследования представляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему? ».

Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты.

Ребенок должен делать все сам, а не быть в роли наблюдателя.

Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира.

Эксперименты вызывают у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.) .

Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного показания им окружающего мира. В связи с этим можно заключить, что экспериментирование стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребенка. В итоге можно сделать вывод, что основополагающие законы природы выводятся ребенком самостоятельно, как результат постановки опыта. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в тоже время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнивая классификации, обобщения и экстраполяции. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получают дети, тем быстрее и полноценнее они развиваются.

Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, немного фантазии и конечно, научные знания.

Каталог опытов.

(старший дошкольный возраст)

«Летающие семена»

Цель: познакомить детей с ролью ветра в жизни растений.

Ход: Дать детям по одному «летающему» семени и одному «не летающему». Предложить поднять руки как можно выше и одновременно выпустить оба семени из рук (например: фасоль и семена клена).

Вывод: семена имеют различные приспособления для полета, ветер помогает семенам перемещаться.

«Потребность растений в воде»

Цель: формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений.

Ход: Из букета выбрать один цветок, нужно оставить его без воды. Через некоторое время сравнить цветок, оставшийся без воды, и цветы в вазе с водой: чем они отличаются? Почему это произошло?

Вывод: вода необходима растениям, без нее они погибают.

«Как вода поступает к листьям»

Цель: на опыте показать, как вода двигается по растению.

Ход: Срезанную ромашку помещают в воду, подкрашенную чернилами или краской. Через несколько дней разрезают стебель и видят, что он окрасился. Расщепляют стебель вдоль и проверяют, на какую высоту поднялась подкрашенная вода за время эксперимента. Чем дольше простоит растение в красителе, тем выше окрашенная вода поднимется.

Вывод: вода поднимается вверх по растению.

«Солнце высушивает предметы»

Цель: наблюдать за способностью солнца нагревать предметы.

Ход: Повесить на солнечном участке выстиранное кукольное белье, понаблюдать, как за время прогулки оно высохнет. Потрогать кирпичи, из которых выстроено здание детского сада на солнечной стороне и теневой стороне.

Вывод: солнце нагревает предметы.

«Радуга»

Цель: познакомить с радугой как природным явлением.

Материал: таз с водой, зеркало.

Ход: Видели ли вы когда-нибудь радугу после дождя? А хотите посмотреть на радугу прямо сейчас?

Взрослый ставит зеркало в воду под небольшим углом. Ловит зеркалом солнечные лучи и направляет их на стену. Поворачивает зеркало до тех пор, пока не появится радуга на стене. Вода выполняет роль призмы, разлагающей белый цвет на его составляющие. На что похоже слово «радуга»? что такое дуга? Какая она? Покажите дугу руками. С земли радуга напоминает дугу, а с самолета она кажется кругом.

«Как появляется роса»

Холодную металлическую крышку подносят к носику чайника. Когда из него пойдет пар, на крышке образуются капельки воды.

Горлышко стеклянной банки подносят к носику кипящего чайника. После этого банка ставится на стол вверх дном. Через некоторое время воздух в ней охладится и «выпадет» обильная роса.


«Воздух невидим»

Цель: познакомить со свойствами воздуха: воздух не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях, не имеет собственного запаха;

Ход: возьмите (последовательно) ароматизированные салфетки, корки апельсина, чеснок и предложите ребенку почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении.

Вывод: воздух невидим, но он может передавать запахи на расстоянии.

«В почве есть воздух, в воде есть воздух»

Цель: закрепить представления о том, что в почве и в воде есть воздух.

Ход: Взять два стакана с водой. Бросить в один стакан кусочек почвы. На поверхности появятся пузырьки воздуха. Взять другой стакан и соломинку. Один конец соломинки опустить в воду, а в другой осторожно подуть.

Вывод: мы выдохнули воздух, он виден в виде пузырьков.

«Движение воздуха»

Цель: показать, что можно почувствовать движение воздуха.

Ход: Предложить детям помахать рукой у лица. Каково ощущение? Подуть на руки. Что почувствовали?

Вывод: воздух не невидимка, его движение можно почувствовать, обмахивая лицо.

«Буря»

Цель: доказать, что ветер это движение воздуха.

Ход: Дети делают парусные кораблики. Опускают их в емкость с водой. Дети дуют на паруса, кораблики плывут. Большие корабли тоже движутся благодаря ветру.

Вопросы: Что происходит с корабликом, если нет ветра? А если ветер очень сильный?

Вывод: Ветер – это движение воздуха.

«Определение чистоты воздуха с помощью «индикатора»

Нанести слой вазелина на два листа картона и вывесить вблизи автомобильной дороги и в парке. Через несколько дней посмотреть, что получилось. На листе картона, находившегося у дороги, налет более темный и плотный, чем на том, который был в парке.

- Где воздух более загрязнён?

- Что нужно делать, чтобы воздух в городе стал чище?

- Где полезнее гулять?

Растения, которые наиболее устойчивы к неблагоприятным условиям существования – это рябина, береза, сирень, тополь, клен, боярышник, липа, лиственница.

«Рассматривание песка через лупу»

Цель: определение формы песчинок.

Материал: песок, черная бумага, лупа.

Ход: Из чего состоит песок?

Из очень мелких зернышек – песчинок. Они круглые, полупрозрачные. В песке каждая песчинка лежит отдельно, не прилипает к другим песчинкам.

«Песчаный конус»

Цель: познакомить со свойством песка – сыпучестью.

Ход: Взять горсть сухого песка и выпустить его струйкой так, чтобы он падал в одно место.

Постепенно в месте падения песка образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания.

Чем больше вы будете экспериментировать с детьми, тем быстрее он познает окружающий мир, и в дальнейшем будет активно проявлять познавательный интерес.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Приобщение детей к экологической культуре через опыты и эксперименты

Консультация для родителей. Приобщение детей к экологической культуре через опыты и эксперименты...

Семинар "Приобщение дошкольников к экологической культуре через воспитание интереса и бережного отношения к живой природе"

Семинар на РМО по экологическому воспитанию дошкольников. С 2014 года я являюсь руководителем РМО по экологическому вопитанию дошкольников.В ноябре 2014 года провела семинар на базе нашего детско...

«Приобщение дошкольников к экологической культуре через воспитание интереса и бережного отношения к живой природе».

«Приобщение дошкольников к экологической культуречерез воспитание интереса и бережного отношенияк живой природе»....

Приобщение детей к экологической культуре через опыты и эксперименты

Консультация для родителей "Приобщение детей к экологической культуре через опыты и эксперименты"...

Консультация для родителей «Приобщение детей к экологической культуре через опыты и эксперименты»

Консультация для родителей«Приобщение детей к экологической культуре через опыты и эксперименты»...

Консультация для родителей " Приобщение детей к экологической культуре через опыты и эксперименты"

Консультация для родителей " Приобщение детей кэкологической культуре через опыты и эксперименты"...

Приобщение дошкольников к экологической культуре через воспитание интереса и бережного отношения к живой природе

Воспитание экологической  культуры предполагает воспитание эмоциональной эстетической культуры, в которую входят: пробуждение у детей интереса к природе, растениям, животным, к самому с...