Мастер-класс для воспитателей «Проектная деятельность в познавательном развитии детей дошкольного возраста»
статья

Создание системы работы по внедрению технологии – «метод проектов» в процесс познавательного развития детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx19.54 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ ДСКВ № 16 г. Ейска МО Ейский район

Мастер-класс
«Проектная деятельность в познавательном развитии детей дошкольного возраста»

Подготовила:

воспитатель Климова О.В.

2022г.

Цель мастер - класса: создание системы работы по внедрению технологии – «метод проектов» в процесс познавательного развития детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Создать условия для активного взаимодействия участников мастер-класса между собой.

2. Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей.

3. Способствовать развитию творчества и профессиональной активности педагогов в овладении технологий проектирования.

Форма проведения мастер- класса:

Лекция с элементами презентации,  практическая работа педагогов.

Участники: педагоги РМО.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, два листа формата А3, наборы фломастеров.

Ход мастер- класса

Существующие тенденции и нормативные изменения, происходящие сегодня в дошкольном образовании, требуют от нас новых форм организации педагогического процесса в ДОУ. Особенно актуальным становиться поиск форм совместной деятельности взрослых (педагогов и родителей) и детей. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, реализации личностно-ориентированного подхода к образованию

является технология проектирования и использование метода проектов в ДОУ с интеграцией в различных образовательных областях. Зарождение этого метода произошло во второй половине 19 века. Разработал этот дидактический метод американский педагог Джон Дьюи. По мнению американского педагога данный метод не только подготавливает ребенка к жизни в будущем, но и помогает организовать его в настоящем. Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности ребенка.

Что такое проектная деятельность? Самостоятельная и совместная со взрослым исследовательская, познавательная, игровая, творческая, и продуктивная деятельность. В процессе, которой ребёнок познает себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты, в ней развиваются познавательные способности, проявляется активность, любознательность, творчество, способность рассуждать. Проект – это работа на результат. Часто вокруг проектной деятельности существуют следующие установки – это сложно, требует больших затрат, времени и сил. Нужно ли это обычным практикам? Проект – это дополнительное бумаготворчество, которого и так у педагога хватает. Но так ли это на самом деле? Давайте посмотрим на проект другими глазами. Возможно, наши представления изменятся. В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:

1. Исследовательско - творческие проекты: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

2. Ролево - игровые проекты с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы;

3. Информационно-практико-ориентированные проекты: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);

4. Творческие проекты в детском саду - оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя».

По продолжительности они бывают:

Краткосрочными (одно или несколько занятий),

Средней продолжительности,

Долгосрочные.

Метод проектов включает в себя несколько этапов эту структуру проекта очень легко запомнить. Проект – это пять «П»:

Проблема (выбор темы).

Проектирование или планирование.

Поиск информации.

Продукт (практический результат: выставка, журнал, газета, игра, карта, коллекция, альбом, реклама, сообщение, концерт и т. д.).

Презентация. (Виды презентации: отчет исследовательской работы, научный доклад, деловая игра, ролевая игра, спектакль, концерт и т. д.)

Портфолио, в котором собраны наработанные материалы (фотографии, рисунки, альбомы, макеты и др.).

По мнению Джона Дьюи, обучение должно строиться «на активной основе через целесообразную деятельность детей в соответствии с их личными интересами и личными целями». Поэтому, мы вам предлагаем в своей практике использовать два способа разработки проектов:

1. «Модель трех вопросов»

2. Метод «Мыслительных карт»

Благодаря этим моделям воспитатель получает первичную информацию о запасе знаний, представлений детей по теме, ориентируется сам и помогает ориентации детей в способах получения, уточнения знаний, дети участвуют в общем планировании предстоящей познавательной деятельности.

Рассмотрим «Модель трех вопросов». Суть этой модели заключается в том, что воспитатель задает детям три вопроса:• Что мы знаем? • Что мы хотим узнать? • Как узнаем об этом?

Воспитатель инициирует общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определенном предмете или явлении. По мере того как дети отвечают на вопрос, воспитатель записывает их ответы на большом листе бумаги, чтобы группа могла их видеть. Нужно записывать ответы всех детей и указывать рядом их имена. Затем воспитатель задает вопрос: «Что мы хотим узнать?» Ответы детей определяют задачи и направления познавательной деятельности. Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: «Как нам найти ответы на наши вопросы?».

Второй способ - метод «Мыслительная карта», это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Это - ваши мысли, изложенные на бумаге графическим способом. Основателем этой техники является американский специалист по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления Тони Бьюзен.

Мыслительные карты, помогают выявить имеющие знания и представления у детей, упорядочить их, затем добавить и классифицировать новые, а после этого органично соединить их друг с другом. Мыслительная карта составляется в виде древовидной схемы, на которой обозначены словами идеи, задачи, проблемы. Она представляет собой ассоциативную сеть, состоящую из образов и слов. В центре листа размещаем основную тему, то есть пишем слово или выполнить в виде рисунка. Например, тема фрукты, можно нарисовать корзинку или другой образ, ассоциирующийся с фруктами. Далее ребенок рисует толстые ветви (к углам листа, каждая своим цветом. Над каждой ветвью воспитатель пишет слово ассоциацию. Ребенок добавить каждое слово картинкой или рисунком, обозначающим данное слово. Затем работаем по очереди с каждой ветвью. От главной ветви рисуем несколько ответвлений, в зависимости от возникающих образов и ассоциаций. Например, слово яблоко ассоциируется у нас с зелёным цветом, следующая ветвь – поговорка. Далее от этой ветви второго порядка рисуем ветвь третьего порядка, например, приведённая выше поговорка, может ассоциироваться со здоровьем, витамины и т. д. Эти слова также желательно изображать в виде рисунков, для лучшего запоминания детьми. Когда работа с одной ветвью закончена, переходим к следующей и так с каждой по очереди. Если во время работы, с какой – либо ветвью возникают идеи по поводу другой, то их нужно записывать.

https://fhd.multiurok.ru/8/b/9/8b9291f90bfcecdc71e9667dbab4a14c0a32822f/mastier-klass-dlia-piedaghoghov-razvitiie-poznavat_1.png

III. Практическая часть. Уважаемые коллеги, я предлагаю Вам разделиться на две команды и разработать проект разными способами. Первая команда разрабатывает проект, используя «Модель трех вопросов», вторая команда создаёт проект с помощью "Метода мыслительных карт». Затем участники команд представят свой проект. Тему проекта команда определяет сама.

IV. Рефлексия.

Уважаемые коллеги, предлагаем вам оценить себя, используя фишки. Если вы поняли изложенный материал и будете работать этими способами, то поднимите зелёную фишку. Если вы поняли материал, но затрудняетесь в его использовании, то поднимите красную фишку. Насколько вы понимаете материал и желаете работать в проектном методе решать вам.

Уважаемые коллеги, благодарим всех за участие в мастер - классе. Желаем вам творческого успеха.

Литература.

1. Веракса Н.Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.- 112 с.

2. Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. - М. Айрис-пресс, 2008. - 208 с. - (Дошкольное воспитание и развитие) .

3. Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление ДОУ. 2004. - № 4. С. 99-101


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер- класс: " Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста"

Мастер- класс: "Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста" ( текст)...

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Исследовательская деятельность – залог положительного развития детей дошкольного возраста»

Уважаемые коллеги! Я хочу предложить вам свой мастер-класс и поделиться опытом работы по исследовательской деятельности, где постоянно находятся новые, интересные, необычные способы решения поставленн...

МАСТЕР-КЛАСС «Использование ТРИЗ-технологии «Волшебные круги Луллия» в развитии детей дошкольного возраста»

laquo;ВОЛШЕБНЫЕ КОЛЬЦА ЛУЛЛИЯ» Такой известный методический прием, как Кольца Луллия, является эффективным механизмом развития речи, воображения и совершенствования грамматической стороны речи....

Мастер – класс для родителей «Использование палочек Кюизенера в математическом развитии детей дошкольного возраста».

Данный материал использовала на родительском собрании, где родители сами могли поиграть и почувствовать себя детьми....

Мастер-класс «Проектная деятельность в познавательном развитии детей дошкольного возраста»

Мастер-класс поможет педагогам создать систему работы по внедрению технологии – «метод проектов» в процесс познавательного развития детей дошкольного возраста....

МАСТЕР-КЛАСС «Использование приема интерактивного голосования как метод познавательного развития детей дошкольного возраста»

Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога. Мы же попробуем с помощью этого метода обучать. Суть интерактивного обучения состоит в том, что практиче...

Мастер-класс «Игровые занимательные задачи как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста»

Рассматривая проблему применения игровых занимательных задач для развития познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста, следует сказать, что использование занимательного мат...