Доклад для конференции по теме - Взаимодействие с родителями детей мигрантов в ДОУ. Презентация доступна по ссылке в облаке: https://cloud.mail.ru/public/JwDC/XHuyrHzyT
консультация (старшая группа)

Мухаметдинова Алиса Сергеевна

Доклад для конференции по теме - Взаимодействие с родителями детей мигрантов в ДОУ.

Аннотация:

Начиная свою работу по проекту в 2021г. первым этапом педагоги нашего детского сада проработали материалы о трудностях социальной адаптации. Мы выделили ряд моментов, с которыми сталкивается семья детей мигрантов, для того, чтобы понять их и помочь лучше социализироваться в нашем обществе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад для конференции по теме:

«Организация взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников ДОУ по социокультурной языковой адаптации».

          Подготовили:

                                                                 Заместитель заведующего – Москвитина Н.В.

                                              Воспитатель - Мухаметдинова А.С.

                                                МБДОУ г. Иркутск детский сад № 44

Начиная свою работу по проекту в 2021г. первым этапом педагоги нашего детского сада проработали материалы о трудностях социальной адаптации. Мы выделили ряд моментов, с которыми сталкивается семья детей мигрантов, для того, чтобы понять их и помочь лучше социализироваться в нашем обществе.

К трудностям с которыми они сталкивается, относятся:

  1. Переживание взрослыми миграции как череды негативных жизненных событий.

Порой из-за вынужденного переселения невзгоды и лишения, а также сам факт потери родины определяют формирование жизненного опыта мигрантов, который может привести к «посттравматическому стрессовому расстройству».

  1. Встреча мигранта с  иной культурой приводит к культурному шоку, в результате отмечается путаница в ценностях, сложности в самоидентификации, происходит сбой в ролевой структуре.

Из-за чего может возникать – хроническое переутомление и психосоматические заболевания. Зачастую фундаментально меняется как среда обитания, социальные, экономические и психологические отношения с миром и другими людьми, и даже  отношения в собственной семье.

Такие социальные границы изолируют мигрантов, замыкая их в круге одиночества в  чуждой среде,   в том числе и потому, что местные жители с недоверием и опаской принимают приезжих чужаков.  Как результат – отмечается болезненное погружение мигранта в процесс социокультурной адаптации.

Зачастую не дети, а их родители больше тревожатся по поводу пребывания своего ребёнка в образовательной организации и его взаимоотношений со сверстниками и педагогами.

Именно поэтому важно оказывать социальную поддержку с помощью всего педагогического коллектива образовательного учреждения к жизненной судьбе и семейной ситуации мигрантов.

Для успешного взаимодействия и помощи родителям детей инофонов,  мы выделили 5 значимых направлений деятельности:

Первым направлением будет являться налаживание  доверительных взаимоотношениях.

Уже от первой встречи родителя ребёнка-инофона с заведующим и воспитателями ДОУ, зависит дальнейшее отношение родителей к образовательному учреждению и их положительное или отрицательное влияние на адаптацию ребёнка к школьной среде.

При первой  встрече важно:

  • Подчёркивать многонациональность детского коллектива,
  • Сделать акцент на наличие у педагогических работников опыта по обучению детей разных этносов.
  • В диалоге необходимо делать акцент на общих с родителями целях и ценностях, касающихся ребенка.

Собирая общую информацию о семье стоит учитывать, что  не на все вопросы родитель сможет ответить сразу. С данной проблемой столкнулись и мы, когда давали  родителями заполнить данные социального статуса ребёнка. Родители с трудом могли понять вопросы анкеты и помогали им заполнить данные вместе, объясняя каждый пункт. В данном случае полезно знать слова других национальностей, если родители плохо владеют языком

 Проводить первые встречи знакомства нужно, как можно чаше на пером этапе, как индивидуально или в виде групповой формы работы, когда участвуют все члены семьи.

Второй направление указывает на  важность при работе с родителями мигрантов, стараться ежедневно сообщать семье о  жизнедеятельности  ребенка в образовательном учреждении.

Третьим направлением является - определение «проблемных зон» в развитии  ребенка и обозначение путей их решения.

Типичные зоны: трудности общения, эмоциональные нарушения (детские страхи), отклонения в состоянии соматического здоровья.

Важнейшей причиной дезадаптации является языковой барьер. Если родители и дети плохо говорят по-русски, то проблемные ситуации случаются довольно часто. Поэтому важно выстраивать работу с детьми вместе.

Родителям-мигрантам рекомендуется  внимательно относиться к чувствам и поведению своих детей в период адаптации. Рассказать и показать ребенку традиции особенности тех народов, с которыми ребенку предстоит взаимодействовать.

Четвёртое направление повышение психологической культуры взаимодействия всех участников педагогического процесса – педагогов, родителей и детей.

Для преодоления языкового барьера целесообразно выделить рабочую группу специалистов, которые могут помочь семье мигрантов:

С этой проблемой можно справиться только совместно с родителями,  мотивируя родителей в домашних условиях общаться на русском языке.

Работа с детьми различных национальностей предусматривает наличие у педагога межкультурной компетентности, которые помогут ему лучше знать семьи мигрантов, чтобы помочь им в социальной адаптации. При этом, важно заниматься самообразованием, для обновления своих знаний по данной теме.

Пятое направление: совершенствование стиля общения с родителями, принятого в образовательном учреждении. Проведение мероприятий в ДОУ, направленные на:

1. Изучение семьи, ее проблем и потребностей;

2. Информирование родителей (посредством родительских собраний, дней открытых дверей, родительских конференций, дискуссий, родительских вечеров и т. д.);

3. Психолого-педагогическое просвещение родителей (родительский лекторий, семейная гостиная, консультации, и др.).

4. Проведение объединяющих мероприятия, способствующие сближению субъектов образовательного процесса и становлению активной гражданской позиции как воспитанника, так и его родителей (родительские коммитеты , родительские клубы, проведение общегражданских праздников, семейные соревнования).

5. Проведение мероприятий с этнокультурным наполнением, развивающие межкультурные контакты, с целью  становления и сохранения позитивной этнической идентичности (выставки, презентации национальных ремесел, костюмов, кухни, многонациональные фестивали, театральные и фольклорные мероприятия).

Обобщая всё значимое, для преодоления сложностей в адаптации родителей и детей-мигрантов к условиям ДОУ была организована следующая работа.

 1. Первоначальное социально-психологическое обследование поступающих в образовательное учреждение. Психологическая поддержка родителей детей-мигрантов.

2. Всестороннее обучение языку (при необходимости) при использовании традиционных методов и интерактивных методик в межвозрастных языковых группах.

3. Создание помогающей принимающей среды для активного включения детей мигрантов в жизнь группы.

4. Систематическое разъяснение родителям необходимости обязательного участия их в жизни группы и ДОУ.

5. Организация совместной деятельности детей, их родителей и педагогов в разных мероприятиях.

Благодаря данным направлениям, можно добиться успешности в адаптации семьи мигрантов:

  • Установление позитивных взаимоотношений с новой социально-культурной средой и преодоление ежедневных житейских проблем, связанных с  работой, семьёй, бытом, успешной адаптацией детей в образовательных организациях;
  • Адекватность в коммуникациях и в межкультурных отношениях с участием в общественной жизни принимающего сообщества;  
  • Удовлетворительное  психосоматическое состояние;
  • Родителям детей-инофонов помимо социальной и материальной помощи, необходимо доброе принятие и человеческое участие.

Подробнее о мероприятиях, которые проводились в нашем детском саду, расскажет заместитель заведующей Москвитина Наталья Владимировна, передаю ей слово.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: «Взаимодействие с родителями детей раннего возраста для более успешной адаптации к детскому саду»

 На сегодняшний день тема взаимодействия детского сада и семьи в период адаптации детей раннего возраста достаточно актуальна.  За последнее время резко увеличился поток детей в...

Доклад для презентации на конференции по проекту на 2022г. по теме - Эти удивительные головные уборы. Презентация доступна по ссылке в облаке: https://cloud.mail.ru/public/VGsH/yWGiK7hKq

Доклад для презентации по проекту адаптации детей инофонов на 2022г. по теме - Эти удивительные головные уборы.Цель: продолжить опыт в организации проекта по адаптации детей мигрантов в нашем детском ...

Конспект занятия - русский народный инструмент - Балалайка. Презентация доступна по ссылке в облаке: https://cloud.mail.ru/public/wgrA/FA8zJyBb4

Конспект занятия в рамках реализации регионального проекта 2021г. народный инструмент - Балалайка...

Слова доклада по итогу организации мероприятия «Телемост дружбы». Презентация доступна по ссылке в облаке: https://cloud.mail.ru/public/486U/HF1mbijhZ

Слова доклада по итогу организации мероприятия «Телемост дружбы», где воспитанники старшей группы: «Сыроежки» 44 детского сада г. Иркутска, приветствовали учеников школы №175 г...

Тема доклада для метод объединения воспитателей 2021г.: «Сочетание нетрадиционных техник рисования с элементами аппликации на занятиях с детьми дошкольного возраста». Презентация доступна по ссылке в облаке: https://cloud.mail.ru/public/GHJH/Np2KqLT1D

Тема доклада для метод объединения воспитателей 2021г.:«Сочетание нетрадиционных техник рисования с элементами аппликации на занятиях с детьми дошкольного возраста»....

Слова доклада для методического объединения, по теме - Нетрадиционные техники рисования. Презентация доступна по ссылке в облаке: https://cloud.mail.ru/public/nmyM/QJStSedgJ

Слова доклада для методического объединения по теме - Нетрадиционные техники рисования объединении Мухаметдиновой А.С. по теме - Нетрадиционные техники рисования...

Доклад для конференции по теме - Знакомство с музыкальными инструментами разных народов. Презентация доступна по ссылке в облаке: https://cloud.mail.ru/public/GkMN/nm3LwqUZz

Доклад для конференции по проекту адаптации детей инофонов в 2021 г. по теме: «Взаимодействие воспитателей, родителей и музыкального руководителя в направлении социокультурной адаптации детей ...