Конспект занятия - русский народный инструмент - Балалайка. Презентация доступна по ссылке в облаке: https://cloud.mail.ru/public/wgrA/FA8zJyBb4
план-конспект занятия по музыке (средняя группа)

Мухаметдинова Алиса Сергеевна

Конспект занятия в рамках реализации регионального проекта 2021г. народный инструмент - Балалайка

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект занятия в рамках реализации регионального проекта 2021-2022г.

«Языковая и социокультурная адаптация детей мигрантов

 образовательных организациях Иркутской области»,

по теме: «Русский народный инструмент - Балалайка».

                                                   Разработала: воспитатель

                                                                             МБДОУ г. Иркутск детский сад №44

                                                   Группы №4 «Сыроежки»

                                            Мухаметдинова А.С.

Цель: познакомить детей с русским народным инструментом - Балалайкой. Рассказать историю и сказку об этом удивительном инструменте.

Задачи:

1). Рассказать и показать  детям музыкальный инструмент – Балалайка;

2). Развивать внимание, память и речь и звуковое восприятие детей;

3). Воспитывать способность сопереживать медвежонку; сформировать знания, о том что нельзя брать чужое.

Возраст: 4-5 лет.

Дидактический наглядный материал:   

Демонстрационный: Презентация с иллюстрациями инструмента- Балалайка,

Раздаточный материал: разрезанные карточки с изображением разных видов головных уборов.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций  чтение книг с инструментом.

 Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Ход мероприятия:

Ход занятия:        

 1. Организационный момента.

Воспитатель: Здравствуй дети. Давайте настроимся на занятие, повернёмся друг к другу и скажем добрые комплименты, чтобы у всех было хорошее настроение.

Воспитатель:  Сегодня на занятии я хочу познакомить вас с одним удивительным инструментом и называется он: «Балалайка». Посмотрите, какая она красивая. А хотите узнать, как её придумали и из чего сделали?

Ответы детей: да.

2. Основной этап:

Воспитатель: Хорошо, тогда я с радостью расскажу вам её историю:

Воспитатель: Все начиналось со скоморохов. Именно эта развеселые ребята в своих ярких костюмах с  куклами и музыкальными инструментами развлекали людей. Одно время князь даже запретил этот инструмент и его сжигали на костре, но потом он вновь обрёл свою славу.

Воспитатель: Дети, а как вы думаете, из чего делают балалайку?

Ответы детей: ….

Воспитатель: Раньше её делали из самых простых подручных  инструментов, а именно из дерева, струн, самые богатые люди покрывали её сверху краской или лаком.

И Воспитатель: з-за того, что этот инструмент можно было так легко сделать и просто научится играть, на Руси все люди использовали этот инструмент. И почти в каждом дворе можно было услышать его звук, как показано на этих картинах.

Воспитатель: Да, но очень редко. В основном только в театрах или в далёких деревнях, кто ещё сохранил этот старый инструмент в своих домах и конечно в сказках.

Воспитатель: А давайте мы послушаем одну из этих сказок, но сначала немного отдохнём и выполним физкультминутку.

Воспитатель: теперь давайте немного отдохнём и выполним упражнение. Повторяйте за мной слова и движения.

Физкультминутка: «Балалайка и дудочка».

Цынцы-брынцы, балалайка,

(Сжимаем и резко разжимаем пальцы, как будто брызгая)

Цынцы-брынцы, зайграй-ка.

(Шевелим пальчиками)

Цынцы-брынцы, не хочу.

(Поворачиваем руки в запястьях)

Цынцы-брынцы, спать хочу!

(Соединяем ладошки и кладём под голову)

Цынцы-брынцы, куда едешь?

Цынцы-брынцы, в городок.

 (Показываем домик руками над головой)

Цынцы-брынцы, чего купишь?

Цынцы-брынцы, молоток

 (Стучим кулаком об кулак)

Цынцы-брынцы, горушкой

Идёт один Егорушка.

(Шагаем пальчиками)

Волков он не побоялся,

Пошёл не испугался!

(Раскачиваем одним пальцем из стороны в сторону)

Срезал Егор дудочку,

Дудочку - погудочку,

(Изображаем игру на дудочке)

Звонко словно скворушка,

Засвистал Егорушка.

(Показываем крылышки у скворушки, соединяя прямые ладошки обоих рук)

К деду – через горку –

Пришёл один Егорка!

(Шагаем пальчиками)

Поет рожок, поёт рожок!

Мы гоним стадо на лужок.

(Изображаем игру на дудочке)

Воспитатель: Как вы думаете, а сейчас на таком инструменте играют?

Ответы детей: ….

Воспитатель: Какие вы молодцы. А теперь, послушайте Сказку про медвежонка, мечтавшего играть на балалайке.

Как-то зимой у медведицы родилось сразу три медвежонка. Мама медведица была рада, но когда наступила весна и они вышли из берлоги, не могла уследить за всеми сразу.

Пока одного отчищает от грязи, второй уже в нее вляпался, а третий залез высоко на дерево. Мама медведица обучала медвежат, как вести себя в лесу, добывать еду и кого бояться. Потому что медведей в лесу многие не любят и маленького медвежонка, когда нет рядом мамы, могут обидеть.

Приближалось лето. На дачах, что находились возле леса, стали приезжать дачники. И медвежатам нравилось издалека наблюдать за ними. Особенно за одним дедушкой, который вечерами садился на лавочку, доставал балалайку и пел частушки под ее мелодию. Медвежата покатывались от смеха, глядя на то, как дед быстро дергает пальцами за струны. И только один медвежонок сильно мечтал иметь такую же балалайку. Чтобы вот так же сесть на пенек и извлекать из нее мелодичные звуки. Когда медведица укладывала медвежат спать в берлоге, она не заметила, что один медвежонок лег слишком близко к выходу.

Усталая медведица быстро уснула. А медвежонок, услышав, как она сопит, радостно выполз из берлоги и побежал в сторону домиков. Туда, где дед прятал свою балалайку. В голове медвежонка пролетали рассказы мамы медведицы о собаках, ружьях и прочих ужасах, которые могут случиться с ним рядом с человеческим жилищем. Но он упорно шел к своей мечте. Прячась за кустами, прислушиваясь к дальним звукам.

Вкатившись во двор дедушки, медвежонок затаился. Из единственного окна сверкал свет. Люди еще не спали. Он подошел к лавочке, поискал балалайку под ней. Не нашел. Залез на лавочку и заглянул в окно. Балалайка стояла на стуле возле печки. Медвежонок сполз с лавочки и прошел вокруг дома – но не мог найти входа в этот странную берлогу. По запахам люди заходили в дом прямо сквозь стену. Ему стало любопытно - как они попадали в дом. Поэтому вновь залез на лавочку и слегка поскребся в окно. Увидев, что в его сторону посмотрели, скатился с лавочки и убежал под машину. Дверь открылась, двор осветился ярким светом.

- Так вот как они туда попадают! - подумал медвежонок и внимательно присмотрелся к дверной ручке за которую держался дед. Она была высоко.

Медвежонок почти уснул под машиной, дожидаясь, когда в доме погаснет свет и все стихнет. Уже под самое утро он осмелел настолько, что подошел к двери, встал на задние лапы и начал пытаться ее открыть.

Дверь распахнулась, а медвежонок упал на землю. Еле успел он заскочить в дом, как дверь захлопнулась.

На звук отреагировала хозяйка, пробурчав что-то под нос и повернувшись на другой бок. Медвежонок испуганно притаился, впитывая незнакомые запахи.

Постепенно глаза привыкли к темноте и он увидел балалайку. Осторожно подошел к ней и принюхался. Пахла она деревом и чем-то незнакомым, присущим только людям. Осторожно взяв зубами балалайку, медвежонок попытался выйти. Но не тут-то было. Дверь оказалась заперта. Пришлось вновь положить балалайку на пол. А самому вставать на задние лапы в поисках дверной ручки.

- Да что там происходит, - вздохнула хозяйка и привстала на постели. Она судорожно пыталась увидеть что-то в темноте.

Испуганный медвежонок открыл дверь и вывалился из дома вместе с балалайкой. Очень быстро побежал он через дырку в заборе к лесу. И лишь когда деревья укрыли маленького вора, он решился прикоснуться к струнам. Именно от них шел этот незнакомый запах. И именно они издали тот звук, который так понравился медвежонку.

Медвежонок сидел и играл, увлекшись новой игрушкой. А в это время от звука закрывшей двери проснулся хозяин. Тот самый дед балалаечник включил свет и увидел следы вора. Медвежьи грязные следы на полу и пропажу балалайки. Он оделся, взял ружье с веревкой и пошел на звуки рвущих душу струн к лесу. Медвежонок ничего не слышал и не видел, кроме любимой игрушки. Поэтому дед поймал его легко. Любящий музыку медвежонок не дошел до берлоги, в которой спала его мама и двое братьев. Он поселился в сарае деда. Правда балалайку тот у него отнял, выдав полено с натянутой, как струна проволокой. На музыкального медведя пришли посмотреть все жители дачного поселка. Приехали журналисты с газет и телевидения. А дед все ни как не мог решить что с ним сделать. Сдать в зоопарк или цирк ли отпустить в лес?

Наступила ночь. Медвежонок покушал каши и затосковал по дому. Пол в сарайчике был земляной, поэтому медвежонок быстро прорыл из него ход. Выйдя на свободу, он оглянулся и вернулся за музыкальным инструментом. На этот раз он бежал до самого дома, не оглядываясь.

И лишь когда уткнулся в теплую мамину спину, спокойно вздохнул, обнял полено с проволокой и заснул. И теперь счастливый мишка вырос и каждый день радует всех в лесу своей игрой на балалайке.

Воспитатель: Интересная была сказка, дети?

Ответы детей: ….

Воспитатель: Смог ли мишка осуществить свою мечту и играть на балалайке?

Ответы детей: ….

Воспитатель: А хотите послушать, как звучит это интересный инструмент?

Ответы детей: ….

Воспитатель: Тогда предлагаю вам посмотреть это видео.

Воспитатель: А хотите сами немного поиграть на этом инструменте?

Ответы детей: ….

Воспитатель: Теперь, давайте по очереди попробуем поиграть, вот так (педагог показывает, как пальцами бренчать по струнам), только очень осторожно.

Ответы детей: ….

Рефлексия:

  • Ребята, что вам больше всего понравилось на занятии?
  • Сложно ли играть на балалайке?
  • Вы хотели бы узнать о других русских народных музыкальных инструментах?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад для конференции по теме - Взаимодействие с родителями детей мигрантов в ДОУ. Презентация доступна по ссылке в облаке: https://cloud.mail.ru/public/JwDC/XHuyrHzyT

Доклад для конференции по теме - Взаимодействие с родителями детей мигрантов в ДОУ.Аннотация:Начиная свою работу по проекту в 2021г. первым этапом педагоги нашего детского сада проработали материалы о...

Доклад для презентации на конференции по проекту на 2022г. по теме - Эти удивительные головные уборы. Презентация доступна по ссылке в облаке: https://cloud.mail.ru/public/VGsH/yWGiK7hKq

Доклад для презентации по проекту адаптации детей инофонов на 2022г. по теме - Эти удивительные головные уборы.Цель: продолжить опыт в организации проекта по адаптации детей мигрантов в нашем детском ...

Слова доклада по итогу организации мероприятия «Телемост дружбы». Презентация доступна по ссылке в облаке: https://cloud.mail.ru/public/486U/HF1mbijhZ

Слова доклада по итогу организации мероприятия «Телемост дружбы», где воспитанники старшей группы: «Сыроежки» 44 детского сада г. Иркутска, приветствовали учеников школы №175 г...

Тема доклада для метод объединения воспитателей 2021г.: «Сочетание нетрадиционных техник рисования с элементами аппликации на занятиях с детьми дошкольного возраста». Презентация доступна по ссылке в облаке: https://cloud.mail.ru/public/GHJH/Np2KqLT1D

Тема доклада для метод объединения воспитателей 2021г.:«Сочетание нетрадиционных техник рисования с элементами аппликации на занятиях с детьми дошкольного возраста»....

Слова доклада для методического объединения, по теме - Нетрадиционные техники рисования. Презентация доступна по ссылке в облаке: https://cloud.mail.ru/public/nmyM/QJStSedgJ

Слова доклада для методического объединения по теме - Нетрадиционные техники рисования объединении Мухаметдиновой А.С. по теме - Нетрадиционные техники рисования...

Доклад для конференции по теме - Знакомство с музыкальными инструментами разных народов. Презентация доступна по ссылке в облаке: https://cloud.mail.ru/public/GkMN/nm3LwqUZz

Доклад для конференции по проекту адаптации детей инофонов в 2021 г. по теме: «Взаимодействие воспитателей, родителей и музыкального руководителя в направлении социокультурной адаптации детей ...

КОНСПЕКТ ООД «РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ИНСТРУМЕНТ - БАЛАЛАЙКА»

КОНСПЕКТ ООД «РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ИНСТРУМЕНТ - БАЛАЛАЙКА»...