Конспект занятия - русский народный инструмент - Балалайка. Презентация доступна по ссылке в облаке: https://cloud.mail.ru/public/wgrA/FA8zJyBb4
план-конспект занятия по музыке (средняя группа)
Конспект занятия в рамках реализации регионального проекта 2021г. народный инструмент - Балалайка
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в рамках реализации регионального проекта 2021-2022г.
«Языковая и социокультурная адаптация детей мигрантов
образовательных организациях Иркутской области»,
по теме: «Русский народный инструмент - Балалайка».
Разработала: воспитатель
МБДОУ г. Иркутск детский сад №44
Группы №4 «Сыроежки»
Мухаметдинова А.С.
Цель: познакомить детей с русским народным инструментом - Балалайкой. Рассказать историю и сказку об этом удивительном инструменте.
Задачи:
1). Рассказать и показать детям музыкальный инструмент – Балалайка;
2). Развивать внимание, память и речь и звуковое восприятие детей;
3). Воспитывать способность сопереживать медвежонку; сформировать знания, о том что нельзя брать чужое.
Возраст: 4-5 лет.
Дидактический наглядный материал:
Демонстрационный: Презентация с иллюстрациями инструмента- Балалайка,
Раздаточный материал: разрезанные карточки с изображением разных видов головных уборов.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций чтение книг с инструментом.
Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Ход мероприятия:
Ход занятия:
1. Организационный момента.
Воспитатель: Здравствуй дети. Давайте настроимся на занятие, повернёмся друг к другу и скажем добрые комплименты, чтобы у всех было хорошее настроение.
Воспитатель: Сегодня на занятии я хочу познакомить вас с одним удивительным инструментом и называется он: «Балалайка». Посмотрите, какая она красивая. А хотите узнать, как её придумали и из чего сделали?
Ответы детей: да.
2. Основной этап:
Воспитатель: Хорошо, тогда я с радостью расскажу вам её историю:
Воспитатель: Все начиналось со скоморохов. Именно эта развеселые ребята в своих ярких костюмах с куклами и музыкальными инструментами развлекали людей. Одно время князь даже запретил этот инструмент и его сжигали на костре, но потом он вновь обрёл свою славу.
Воспитатель: Дети, а как вы думаете, из чего делают балалайку?
Ответы детей: ….
Воспитатель: Раньше её делали из самых простых подручных инструментов, а именно из дерева, струн, самые богатые люди покрывали её сверху краской или лаком.
И Воспитатель: з-за того, что этот инструмент можно было так легко сделать и просто научится играть, на Руси все люди использовали этот инструмент. И почти в каждом дворе можно было услышать его звук, как показано на этих картинах.
Воспитатель: Да, но очень редко. В основном только в театрах или в далёких деревнях, кто ещё сохранил этот старый инструмент в своих домах и конечно в сказках.
Воспитатель: А давайте мы послушаем одну из этих сказок, но сначала немного отдохнём и выполним физкультминутку.
Воспитатель: теперь давайте немного отдохнём и выполним упражнение. Повторяйте за мной слова и движения.
Физкультминутка: «Балалайка и дудочка».
Цынцы-брынцы, балалайка,
(Сжимаем и резко разжимаем пальцы, как будто брызгая)
Цынцы-брынцы, зайграй-ка.
(Шевелим пальчиками)
Цынцы-брынцы, не хочу.
(Поворачиваем руки в запястьях)
Цынцы-брынцы, спать хочу!
(Соединяем ладошки и кладём под голову)
Цынцы-брынцы, куда едешь?
Цынцы-брынцы, в городок.
(Показываем домик руками над головой)
Цынцы-брынцы, чего купишь?
Цынцы-брынцы, молоток
(Стучим кулаком об кулак)
Цынцы-брынцы, горушкой
Идёт один Егорушка.
(Шагаем пальчиками)
Волков он не побоялся,
Пошёл не испугался!
(Раскачиваем одним пальцем из стороны в сторону)
Срезал Егор дудочку,
Дудочку - погудочку,
(Изображаем игру на дудочке)
Звонко словно скворушка,
Засвистал Егорушка.
(Показываем крылышки у скворушки, соединяя прямые ладошки обоих рук)
К деду – через горку –
Пришёл один Егорка!
(Шагаем пальчиками)
Поет рожок, поёт рожок!
Мы гоним стадо на лужок.
(Изображаем игру на дудочке)
Воспитатель: Как вы думаете, а сейчас на таком инструменте играют?
Ответы детей: ….
Воспитатель: Какие вы молодцы. А теперь, послушайте Сказку про медвежонка, мечтавшего играть на балалайке.
Как-то зимой у медведицы родилось сразу три медвежонка. Мама медведица была рада, но когда наступила весна и они вышли из берлоги, не могла уследить за всеми сразу.
Пока одного отчищает от грязи, второй уже в нее вляпался, а третий залез высоко на дерево. Мама медведица обучала медвежат, как вести себя в лесу, добывать еду и кого бояться. Потому что медведей в лесу многие не любят и маленького медвежонка, когда нет рядом мамы, могут обидеть.
Приближалось лето. На дачах, что находились возле леса, стали приезжать дачники. И медвежатам нравилось издалека наблюдать за ними. Особенно за одним дедушкой, который вечерами садился на лавочку, доставал балалайку и пел частушки под ее мелодию. Медвежата покатывались от смеха, глядя на то, как дед быстро дергает пальцами за струны. И только один медвежонок сильно мечтал иметь такую же балалайку. Чтобы вот так же сесть на пенек и извлекать из нее мелодичные звуки. Когда медведица укладывала медвежат спать в берлоге, она не заметила, что один медвежонок лег слишком близко к выходу.
Усталая медведица быстро уснула. А медвежонок, услышав, как она сопит, радостно выполз из берлоги и побежал в сторону домиков. Туда, где дед прятал свою балалайку. В голове медвежонка пролетали рассказы мамы медведицы о собаках, ружьях и прочих ужасах, которые могут случиться с ним рядом с человеческим жилищем. Но он упорно шел к своей мечте. Прячась за кустами, прислушиваясь к дальним звукам.
Вкатившись во двор дедушки, медвежонок затаился. Из единственного окна сверкал свет. Люди еще не спали. Он подошел к лавочке, поискал балалайку под ней. Не нашел. Залез на лавочку и заглянул в окно. Балалайка стояла на стуле возле печки. Медвежонок сполз с лавочки и прошел вокруг дома – но не мог найти входа в этот странную берлогу. По запахам люди заходили в дом прямо сквозь стену. Ему стало любопытно - как они попадали в дом. Поэтому вновь залез на лавочку и слегка поскребся в окно. Увидев, что в его сторону посмотрели, скатился с лавочки и убежал под машину. Дверь открылась, двор осветился ярким светом.
- Так вот как они туда попадают! - подумал медвежонок и внимательно присмотрелся к дверной ручке за которую держался дед. Она была высоко.
Медвежонок почти уснул под машиной, дожидаясь, когда в доме погаснет свет и все стихнет. Уже под самое утро он осмелел настолько, что подошел к двери, встал на задние лапы и начал пытаться ее открыть.
Дверь распахнулась, а медвежонок упал на землю. Еле успел он заскочить в дом, как дверь захлопнулась.
На звук отреагировала хозяйка, пробурчав что-то под нос и повернувшись на другой бок. Медвежонок испуганно притаился, впитывая незнакомые запахи.
Постепенно глаза привыкли к темноте и он увидел балалайку. Осторожно подошел к ней и принюхался. Пахла она деревом и чем-то незнакомым, присущим только людям. Осторожно взяв зубами балалайку, медвежонок попытался выйти. Но не тут-то было. Дверь оказалась заперта. Пришлось вновь положить балалайку на пол. А самому вставать на задние лапы в поисках дверной ручки.
- Да что там происходит, - вздохнула хозяйка и привстала на постели. Она судорожно пыталась увидеть что-то в темноте.
Испуганный медвежонок открыл дверь и вывалился из дома вместе с балалайкой. Очень быстро побежал он через дырку в заборе к лесу. И лишь когда деревья укрыли маленького вора, он решился прикоснуться к струнам. Именно от них шел этот незнакомый запах. И именно они издали тот звук, который так понравился медвежонку.
Медвежонок сидел и играл, увлекшись новой игрушкой. А в это время от звука закрывшей двери проснулся хозяин. Тот самый дед балалаечник включил свет и увидел следы вора. Медвежьи грязные следы на полу и пропажу балалайки. Он оделся, взял ружье с веревкой и пошел на звуки рвущих душу струн к лесу. Медвежонок ничего не слышал и не видел, кроме любимой игрушки. Поэтому дед поймал его легко. Любящий музыку медвежонок не дошел до берлоги, в которой спала его мама и двое братьев. Он поселился в сарае деда. Правда балалайку тот у него отнял, выдав полено с натянутой, как струна проволокой. На музыкального медведя пришли посмотреть все жители дачного поселка. Приехали журналисты с газет и телевидения. А дед все ни как не мог решить что с ним сделать. Сдать в зоопарк или цирк ли отпустить в лес?
Наступила ночь. Медвежонок покушал каши и затосковал по дому. Пол в сарайчике был земляной, поэтому медвежонок быстро прорыл из него ход. Выйдя на свободу, он оглянулся и вернулся за музыкальным инструментом. На этот раз он бежал до самого дома, не оглядываясь.
И лишь когда уткнулся в теплую мамину спину, спокойно вздохнул, обнял полено с проволокой и заснул. И теперь счастливый мишка вырос и каждый день радует всех в лесу своей игрой на балалайке.
Воспитатель: Интересная была сказка, дети?
Ответы детей: ….
Воспитатель: Смог ли мишка осуществить свою мечту и играть на балалайке?
Ответы детей: ….
Воспитатель: А хотите послушать, как звучит это интересный инструмент?
Ответы детей: ….
Воспитатель: Тогда предлагаю вам посмотреть это видео.
Воспитатель: А хотите сами немного поиграть на этом инструменте?
Ответы детей: ….
Воспитатель: Теперь, давайте по очереди попробуем поиграть, вот так (педагог показывает, как пальцами бренчать по струнам), только очень осторожно.
Ответы детей: ….
Рефлексия:
- Ребята, что вам больше всего понравилось на занятии?
- Сложно ли играть на балалайке?
- Вы хотели бы узнать о других русских народных музыкальных инструментах?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад для конференции по теме - Взаимодействие с родителями детей мигрантов в ДОУ. Презентация доступна по ссылке в облаке: https://cloud.mail.ru/public/JwDC/XHuyrHzyT
Доклад для конференции по теме - Взаимодействие с родителями детей мигрантов в ДОУ.Аннотация:Начиная свою работу по проекту в 2021г. первым этапом педагоги нашего детского сада проработали материалы о...
Доклад для презентации на конференции по проекту на 2022г. по теме - Эти удивительные головные уборы. Презентация доступна по ссылке в облаке: https://cloud.mail.ru/public/VGsH/yWGiK7hKq
Доклад для презентации по проекту адаптации детей инофонов на 2022г. по теме - Эти удивительные головные уборы.Цель: продолжить опыт в организации проекта по адаптации детей мигрантов в нашем детском ...
Слова доклада по итогу организации мероприятия «Телемост дружбы». Презентация доступна по ссылке в облаке: https://cloud.mail.ru/public/486U/HF1mbijhZ
Слова доклада по итогу организации мероприятия «Телемост дружбы», где воспитанники старшей группы: «Сыроежки» 44 детского сада г. Иркутска, приветствовали учеников школы №175 г...
Тема доклада для метод объединения воспитателей 2021г.: «Сочетание нетрадиционных техник рисования с элементами аппликации на занятиях с детьми дошкольного возраста». Презентация доступна по ссылке в облаке: https://cloud.mail.ru/public/GHJH/Np2KqLT1D
Тема доклада для метод объединения воспитателей 2021г.:«Сочетание нетрадиционных техник рисования с элементами аппликации на занятиях с детьми дошкольного возраста»....
Слова доклада для методического объединения, по теме - Нетрадиционные техники рисования. Презентация доступна по ссылке в облаке: https://cloud.mail.ru/public/nmyM/QJStSedgJ
Слова доклада для методического объединения по теме - Нетрадиционные техники рисования объединении Мухаметдиновой А.С. по теме - Нетрадиционные техники рисования...
Доклад для конференции по теме - Знакомство с музыкальными инструментами разных народов. Презентация доступна по ссылке в облаке: https://cloud.mail.ru/public/GkMN/nm3LwqUZz
Доклад для конференции по проекту адаптации детей инофонов в 2021 г. по теме: «Взаимодействие воспитателей, родителей и музыкального руководителя в направлении социокультурной адаптации детей ...
КОНСПЕКТ ООД «РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ИНСТРУМЕНТ - БАЛАЛАЙКА»
КОНСПЕКТ ООД «РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ИНСТРУМЕНТ - БАЛАЛАЙКА»...