Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей дошкольного возраста
статья

Речь является главной потребностью, именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. Хорошо сформированная речь является важным условием для успешного развития ребенка. А так как на сегодняшний день существуют проблемы речевого развития у детей дошкольного возраста, то актуальным становится вопрос о разнообразных способах, положительно влияющих на формирование речи у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.2_statya.docx14.99 КБ

Предварительный просмотр:

Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей дошкольного возраста

Речь является главной потребностью, именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. Хорошо сформированная речь является важным условием для успешного развития ребенка. А так как на сегодняшний день существуют проблемы речевого развития у детей дошкольного возраста, то актуальным становится вопрос о разнообразных способах, положительно влияющих на формирование речи у детей.

Учеными выявлена связь между активными движениями пальцев ребенка и формированием его речевого аппарата. В головном мозгу речевая область расположена рядом с двигательной областью, являясь ее частью. Функции двигательной активности и речи формируются параллельно. Соответственно если развитие двигательной активности рук отстает от  нормы,  то задерживается и речевое развитие, хотя общая физическая активность при этом может быть в норме и даже выше. В связи с этими фактами рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.

Я восемь лет работаю в группе с детьми с общим недоразвитием речи и активно применяю в работе пальчиковую гимнастику. Дети всегда с интересом повторяют движения. Чтобы им было веселее я использую упражнения с речевым сопровождением. Такие задания нахожу в книгах, интернете, а некоторые придумываю сама. Упражнения подбираю с учетом возрастных особенностей детей и ориентируюсь на темы образовательной деятельности. Обращаю внимание на то, чтобы в движениях участвовали по возможности все пальчики и контролирую, чтобы дети правильно повторяли движения. Умелыми пальчики становятся не сразу, поэтому игры, упражнения, разминки необходимо проводить каждый день по несколько минут.

 Пальчиковая гимнастика полезна для детей разного возраста.

А школьникам комплекс пальчиковой гимнастики еще и позволяет дать отдых рукам, когда они много пишут.

Моя задача как педагога, в процессе работы с детьми успешное речевое развитие каждого воспитанника группы.

Выполняя различные упражнения пальчиками, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, пальцы и кисти приобретают подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что благоприятно сказывается на подготовке руки к рисованию и письму.

Такая тренировка  является важнейшим фактором стимуляции  развития речи детей, становится мощным средством повышающим работоспособность коры головного мозга, давая толчок ребенку к познавательной и творческой активности, а также способствует когнитивному развитию личности.

Пальчиковые игры являются не только важной частью работы с детьми, но и позволяют весело и с удовольствием провести время. Такие задания эмоциональны, увлекательны и очень полезны для общего развития.

В заключении статьи хочу привести пример пальчиковой гимнастики собственного сочинения.

«Друзья»

Жил да был на свете круг (дети соединяют попарно пальцы рук, образуя круг)

У него квадрат был друг (соединяют большие и указательные пальцы, остальные загибают)                                

  Жили в домике вдвоем (показывают два пальца)

Дом был с крышей и окном (ладони под углом, образуя крышу, ладони параллельно перед         лицом,  как окошко)

Как-то сильный дождь пошел (указательными пальчиками двигают сверху вниз)

Кто-то постучался в дом (одна ладошка раскрыта, другая в кулачке и ей стучат по раскрытой ладони)

Треугольник прибежал (большие и указательные пальцы образуют треугольник)

Он промок и весь дрожал (обхватывают руками плечи и изображают дрожь)

Круг, квадрат его впустили  (большие и указательные пальцы образуют круг и квадрат, рукой делают жест «проходи»)

Накормили, напоили (изображают движения «едят» и «пьют»)

Будьте добрыми друзья (указательным пальчиком нравоучительно машут)

Помогайте всем всегда (разводят руки в стороны и легкий поклон)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей дошкольного возраста...

Пальчиковая гимнастика, как средство развития речи детей младшего возраста.

Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи ребёнка...

План по самообразованию на тему «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей раннего возраста»

Ученые доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.Чем активнее и точнее движения пальцев...

"Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей раннего возраста"

Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей раннего возраста...

План по самообразованию «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей раннего возраста» в 2022-2023 учебном году

АктуальностьПроводя занятия, общаясь с детьми 1.5 -2 года жизни, обратила внимание на то, что у некоторых детей этого раннего возраста не очень хорошо развита активная речь. В чем же причина? Мен...