Картотека сюжетно ролевых игр по правилам дорожного движения
картотека (средняя группа)

Картотека сюжетно-ролевых игр по ПДД.

 

Цель: Развивать интерес к игре. Продолжать обучать выстраиванию игрового пространства в соответствии с сюжетом игры, посредством конструктивной деятельности.

Задачи:

1. Закреплять знания детей о работе работников ГИБДД, развивать интерес и уважение к их труду.

2. Развивать умение применять полученные знания в коллективной творческой игре.

3. Воспитывать доброжелательность, отзывчивость, умение согласовывать свои действия с другими участниками игры.

 Сюжетно-ролевая игры «Пешеходы»

Цель игры: Расширить знания о правилах дорожного движения.

Задачи:

1. Продолжать учить детей ориентироваться по дорожным знакам, соблюдать правила дорожного движения.

2. Воспитывать умение быть вежливыми, внимательными друг к другу, уметь ориентироваться в дорожной ситуации.

3. Закрепить представления детей о дорожных знаков, о путях перемещение пешеходов.

Атрибуты: набор дорожных знаков, пешеходных дорожек;  рули; иллюстрации по дорожным знакам.

Ход игры

-Дети, давайте  вспомним, кто такие пешеходы? (Пешеходы это едущие люди пешком по улицы, переходящие дорогу). А как пешеходы переходят проезжую часть? (подземному переходу, пешеходной дорожке, надземному переходу). Какие обязанности у пешеходов (соблюдать правила дорожного движение). Дети давайте вспомним какие дорожные знаки существуют. (ответы детей)

-Молодцы дети! Давайте поиграем в игру,  представим, что мы отправляемся с вами на экскурсию по городу.  Нашей задачей будет: выбрать безопасный путь, соблюдать правила дорожного движения. Давайте распределим роли.

-Экскурсоводом у нас будет Вероника, водителями машин будет Саша, Оля продавец в магазине, Сережа будет работать в кафе, остальные будут следовать за экскурсоводом. Вы должны будете соблюдать ПДД.

1 Маршрут вы направляетесь в музей. ( Задача детей будет пройти по тротуару, перейти дорогу в положенном месте соблюдая правила дорожного движение) Вероника ведет детей в музей «Музыкальных инструментов» знакомить с экспонатами дает краткую характеристику музыкальных инструментов.

2 Маршрут вы направляетесь в кафе. ( Задача детей будет пройти по тротуару, перейти дорогу в положенном месте на определенный знак светофора).  (Задача водителя будет пропустить пешеходов, двигаться по проезжей части соблюдая правила дорожного движения).  Сережа встречает  гостей, предлагает разные угощения. Накрывает на стол.

3 Маршрут в магазин за сувенирами. ( Задача детей будет пройти по тротуару, перейти дорогу в положенном месте, на определенный знак светофора, задача водителя двигаться по проезжей части, пропускать пешеходов в положенном месте). Дети следуют за экскурсоводом в магазин сувениров. Их встречает Оля. Она им предлагает разную продукцию. Продает товар.

Дети посетив 3 маршрута. Вворачиваются к автобусной остановке и ждут автобуса (Задача детей вести себя спокойна  ожидая автобуса). Автобус подъезжает, дети, соблюдая, нормы правильного  поведения в общественном транспорте садятся в автобус.

Молодцы дети Вы прошли все маршруты правильно.

 Сюжетно-ролевая игра «Когда мы пассажиры»

Цель: Добиться, чтобы дети усвоили понятия «пешеход»«пассажир» и получили представление о правильном поведении в общественном транспорте.

«Вспомните, ребята, кого называют пассажирами, - говорит воспитатель. (Ответ детей.) – Это тех, кто едет в автобусе, трамвае, троллейбусе, поезде». А тех, кто идет по тротуарам? (Ответ детей) Правильно, пешеходами.

Сейчас мы с вами и будем играть в пассажиров. Представим себе, что наша комната = салон автобуса, мы сидим на своих местах и ждём отправки. А (имя ребёнка, мы ему поставим стул впереди всех) будет шофёром. Он нас повезёт.

На остановке автобуса, назовём её «Детский сад», будут стоять четыре человека. (Называет имена детей) Запомните, что, ожидая автобус, ни в коем случае нельзя выходить на проезжую часть, а то он или другая машина может сбить вас. Итак, начнём. Шофёр поехали!

Запомните, ребята, во время движения двери трогать руками нельзя, пока их не откроет сам водитель. У него есть специальная кнопочка. Нажмём – и двери откроются. Вот мы и приехали. Остановка «Детский сад». Выходите.

Шофёр, мы берем новых пассажиров. Садитесь, пожалуйста, на свои места, сейчас мы отправимся. Едем дальше, буду вам задавать вопросы.

Ниже проводятся вопросы и примерные ответы.

Можно разговаривать с водителем во время движения? (Нет.) Почему? (Водителю нельзя отвлекаться, он должен смотреть за дорогой, чтобы не столкнуться с другими автомобилями или на кого-нибудь не наехать.) А можно высовываться в окно или выставлять руку? (Нельзя! Это опасно!) Почему нельзя становиться ногами на сиденье? (Потому, что измажешь его. Люди сядут и испачкают себе вещи.) А можно в автобусе громко разговаривать, кричать, петь песни или читать стихи? (Нет. Нужно говорить тихо, чтобы не мешать другим.)

Теперь мы с вами хорошие пассажиры и никто нам не сделает замечание. А сейчас остановка. Выходите из автобуса. Кто они теперь – пешеходы или пассажиры? Они уже пешеходы.

Сюжетно - ролевая игра  «На дорогах города»

Цель: закрепление знаний правил дорожного движения.

Предварительная работа:  рассматривание иллюстраций проезжей части, дорожных знаков, светофора; просмотр мультфильма «Дядя Стёпа – милиционер»,  беседа «Переходим через дорогу в безопасном месте».

Средства: набор дидактической игры с разметкой улиц, дома, дорожные знаки, машинки, фигурки людей.

Ход:

-Дети, хотите поиграть в интересную игру. Каждое утро мы покидаем наши дома и спешим: кто на работу, кто в школу, кто в детский сад. Выходя из дома, мы почти сразу попадаем  …?  на улицу.  Что же такое улица? Ответы детей. Правильно. Улица - это проезжая часть с тротуаром; дома, газоны. Улицы находятся в городе. Вот такую часть города я и предлагаю построить на макете. Дети ставят бумажные дома, фигурки людей. Ребята, а чего не хватает, на проезжей части.

- Машин, дорожных знаков, светофора  …(ответы детей). Молодцы, заметили. Напомните мне, пожалуйста, а для чего на улице нужен светофор? Ответы детей.
- Хорошо. ….., кем ты хочешь играть пешеходом или водителем.  Замечательно,….. будет вот этим мальчиком – пешеходом. (другой ребёнок  выбирает фигурку мальчика на велосипеде, 3-й  - фигурку мамы,  4-й управляет грузовой машиной, 5-й управляет машиной скорой помощи).

- А я буду водителем автобуса. Вот и оживает наш город. ….. ,где ты будешь кататься на велосипеде? Ответ ребёнка. Помни, только во дворе, по тротуару или в парке. ….., а где ты будешь переходить дорогу, когда пойдёшь утром на работу. Ответ ребёнка.
- Конечно, по пешеходному переходу. ……, на сигнал светофора ты должен остановить машину. Ответ ребёнка.  Да, на красный свет. Мой автобус отправляется в путь……..поторопитесь на посадку, а то опоздаете на работу. А где же следующая остановка? Ребята, поставьте знак «Автобусная остановка». 
…..  издаёт звуковой сигнал машины скорой помощи «Я спешу к больному!» Хорошо, и прижмусь к правой стороне дороги и уступлю путь. Так же делает ……., управляющий грузовой машиной.

- ……, тебе можно проезжать и на красный сигнал светофора. Специальным машинам это разрешается. А какой ещё вы знаете специальный транспорт? Как вы думаете, почему этот транспорт назвали – специальным? А вот и автобусная остановка «Городской парк», конечная. Автобус, к какому виду транспорта относится? Ребята, рабочая смена водителя автобуса закончилась, а вы продолжайте игру.

  

Сюжетно - ролевая игра «Мы - юные пешеходы»

Цель: Познакомить с правилами перевозки детей в личном автомобиле. Продолжать формировать у детей навыки безопасного поведения на дорогах, и сохраняя их здоровье. Закрепить с детьми знание правил дорожного движения, и знания о дорожных знаках, знать назначение и сигналы светофора. Выработать у детей с помощью игровых заданий способность к быстрому реагированию и принятию правильных решений дорожных ситуаций. Расширять словарный запас детей путём введения новых слов: автомобильное кресло, ремень безопасности. Воспитывать ответственность своих действий за последствия на дороге. Развивать память, внимание, сообразительность, мелкую моторику рук.

Оборудование: Разметка (пешеходный переход) светофор; дорожные знаки; иллюстрации по правилам дорожного движения; игрушки: мяч, книжка; заготовки дорожных знаков; цветные карандаши.

Ход занятия.

- Ребята, я приглашаю вас на урок в школу юных пешеходов. Но сначала выучим девиз: «Делаем ребятам предостережение! Выучить срочно правила движения! Чтоб не волновались каждый день родители, Чтоб спокойно мчались улицей водители».

- А вот и улица, по которой мы пойдём в школу. На какой свет светофора можно переходить улицу!

- Хоть у вас терпенья нет, подождите: красный свет.

- Жёлтый свет на пути – приготовьтесь идти.

- Свет зелёный впереди – вот теперь переходи!

- Подождите – ка, подружки, где у вас глаза, где ушки?

Дело кончится печально,  может быть немало бед.

Ведь дорога – не читальня. ине место для бесед.

Воспитатель берёт у девочек книгу, закрывает её и пропускает их через переход. На светофоре горит красный свет.: Светофор даёт приказ – Зажигает красный глаз. И когда зажжётся он, Все стоят – таков закон.

На светофоре зажигается жёлтый свет, затем зелёный.

- Теперь горит зелёный свет – Свободен путь, препятствий нет!

Дети переходят улицу. Последний мальчик, нёсший мяч, начинает играть мячом на дороге.

- Мой весёлый, звонкий мяч, ты, куда умчался вскачь?

Красный, жёлтый, голубой, не угнаться за тобой…

Воспитатель отбирает мяч у ребёнка.

На проезжей части, дети. Не играйте в игры эти.

Бегать можно без оглядки на дворе и на площадке.

- Молодцы ребята! Вы почти все соблюдали правила дорожного движения и благополучно добрались до Школы юных пешеходов. А теперь рассаживайтесь. Сейчас мы поиграем, проверим, как вы знаете правила поведения на дороге. Вы готовы заниматься?

- Сегодня, мы в школу шли пешком. А как можно ещё добраться до школы? (На легковой машине.)

- Кто знает, как правильно должен ребёнок ездить в машине? (На заднем сидении.)

- Правильно. На заднем сидении в специальном для перевозки детей автомобильном кресле и пристегнувшись ремнём. Как вы думаете для чего это нужно делать? (Для безопасности здоровья.)

- Дети до 12 лет должны сидеть в специальном детском удерживающем устройстве (кресле) и всегда с пристёгнутыми ремнями. Оно служит для безопасности здоровья детей при экстренном торможении автомобиля или хуже ещё аварии. И помогает удержать ребёнка на месте. Таким образом, предотвращает травмы. Что ещё кроме светофора помогает соблюдать порядок на дорогах пешеходам и водителям? (Дорожные знаки)

- Правильно, это дорожные знаки. Вспомним, ребята, на какие три группы можно разделить все знаки? (Предупреждающие, разрешающие, запрещающие.)

- А теперь для вас задание. Видите, у меня лежат знаки, давайте мы с вами, по очереди, попробуем рассказать про них.

Дети: - «Внимание дети!». Это предупреждающий знак. Он становится возле школы, чтобы водители были осторожными.

«Проезд закрыт». Это запрещающий знак. Он ставится в местах, где люди могут спокойно перейти дорогу под землёй.

«Внимание, опасность!». Это предупреждающий знак.

«Место стоянки». Это разрешающий знак.

«Проход закрыт». Это запрещающий знак.

«Каким цветом нужно раскрасить эти знаки?» (Дети закрашивают знаки и называют каждый свой знак)

Физкультминутка (для глаз).

- А теперь послушайте стихи. Там, где нужно вы должны отвечать«Это я, это я, это все мои друзья!»

- Кто из вас идёт вперёд только там, где переход?

Дети: - «Это я, это я, это все мои друзья!»

- Кто летит вперёд так скоро, что не видит светофора (дети молчат).

- Кто, из вас, идя домой, держит путь по мостовой? (дети молчат)

- Знает кто, что красный свет – это значит - хода нет.

Дети: - «Это я, это я, это все мои друзья»

- Я вижу, вы хорошо разбираетесь в правилах дорожного движения. А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Рассуждалки».

- Ты переходишь улицу в положенном месте на зелёный сигнал светофора, но когда ты оказался на середине, загорелся жёлтый свет. Что ты будешь делать? Покажи и расскажи.

- Во время перехода улицы у тебя из рук вырвался воздушный шар. Как ты поступишь?

- Ты вышел кататься на санках во двор, а твой друг предлагает пойти на горку, которая находится рядом с дорогой, на которой ездят машины. Как ты поступишь?

- Вы, ребята оказались очень способными учениками в школе «Светофорчик», знаете много правил, которые, я уверена, вы всегда будете соблюдать.

Город, в котором мы с вами живём,

Можно по праву сравнить с букварём.

Азбукой улиц, проспектов, дорог

Город даёт нам всё время урок.

Как правильно улицу нам перейти.

В машине родителей в кресле сиди.

Ремень пристегни и весело в путь.

Правила эти ты не забудь! 

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие на автобусе».

Цель: формирование навыков безопасного поведения на дороге.

Задачи: систематизировать имеющиеся знания и умения поведения на дороге; способствовать использованию практических навыков поведения на дороге в игровой деятельности; содействовать развитию правильного поведения на дорогах; поощрять творческую инициативу детей в игровой деятельности, имеющих разные особенности, способности и интересы; использование проблемных ситуаций в процессе игры; использовать усложняющие задания для развития детей; воспитывать дружеские взаимоотношения детей в процессе игровой деятельности.

Оборудование: письмо, билеты, сумка кондуктора, «деньги», руль, фуражка водителя, стулья для автобуса,

Ход занятия.

Ребята, кто это к нам стучится. Сейчас я пойду и посмотрю. Воспитатель возвращается с конвертом. Это нам письмо прислал Дядя Степа. Вот что он пишет: «Дорогие ребята, здравствуйте! Я вчера проезжал мимо вашего детского сада и видел, как вы играли на транспортной площадке. Очень надеюсь, что вы хорошо знаете правила дорожного движения, и поэтому приглашаю вас к себе в гости, чтобы еще раз рассказать вам о них. С нетерпением вас жду. Ваш дядя Степа».

Ну что, ребята, поедем в гости к Дяде Степе? Да! А на чем же мы с вами к нему поедем? Отгадайте загадку:

Дом по улице идет,

На работу всех везет.

Не на курьих тонких ножках,

А в резиновых сапожках.

Да, это автобус. И поедем мы на нем в Дяде Степе. Давайте построим автобус из стульев.

Воспитатель даёт индивидуальные задания для детей по конструированию автобуса (одни строят из стульев, а два ребёнка рисуют схемы автобуса).

Давайте выберем водителя и кондуктора (дети выбирают водителя и кондуктора) А что еще нужно, чтобы поехать на автобусе? Правильно, нужны деньги, чтобы купить билеты. Дядя Степа об этом позаботился и выслал нам вместе с письмом деньги на билет. Билет стоит десять рублей, берите, сколько вам нужно на билет. Дети берут «монетки» на билет.

Автобус готов, деньги на билет у нас есть, тогда поехали, занимайте места в автобусе. Дети садятся в автобус, водитель занимает свое место за рулем.

Кондуктор: Приготовьте, пожалуйста, деньги за проезд. Кондуктор выдаёт билеты пассажирам.

А чтобы нам было весело ехать, давайте споем песенку. Автобус останавливается.

Кондуктор: Остановка «Цветочный город».

Входит Незнайка, садится на место (индивидуальное задание для ребёнка, способного к импровизации).

Кондуктор: Незнайка, нужно взять билет.

Незнайка: Какой билет? Ах, билет, сейчас возьму. (Вытаскивает из карманов рогатку, болтики, гайки, бумажки, наконец находит деньги и начинает считать. «Монеток» не хватает.)

Незнайка: У меня не хватает на билет. А мне очень надо к дяде Степе, он научит меня правилам езды на велосипеде.

Кондуктор: Ну что ж, ответь на наши вопросы и можешь ехать.

Воспитатель(задает вопросы Незнайке о правилах поведения в транспорте)

-Как правильно себя вести в автобусе или маршрутке?

-Кому нужно уступать место в транспорте?

-Можно ли разговаривать с водителем во время движения?

-Как нужно выходить из транспорта?

Незнайка отвечает не всегда правильно, дети ему помогают.

Водитель: У меня случилась беда, Я проколол колесо гвоздем, теперь нужно поменять его. Кто мне поможет? (Задание усложняется: дети должны помочь продумать варианты, способы замены колеса, выслушиваем их предложения). Дети помогают водителю поменять колесо с помощью игры.

Игра «Собери колесо». (Дети в командах составляют колесо из частей, выбирая подходящие по структуре).

Водитель: ну вот и все, можно ехать дальше.

Автобус останавливается. Входит полицейский дорожно-патрульной службы (индивидуальное задание для ребёнка).

Обращается к водителю и пассажирам.

Полицейский: Сегодня на дорогах нашего города проходит акция «Знаете ли вы правила дорожного движения?» И вы будете ее участниками. Согласны? Да!

Полицейский: Тогда начнем.

Полицейский задает детям задания по правилам дорожного движения.

1. Что регулирует движение транспорта и пешеходов? (светофор)

Давайте выйдем из автобуса и поиграем в подвижную игру «Светофор»

(На красный свет дети стоят, на желтый – поднимают указательный палец правой руки вверх, на зеленый – быстро двигаются.)

2. А если для машин горит зеленый свет, что это значит для них и пешеходов?

3. Как называют людей, которые ходят пешком, водят автомобили, наводят порядок на дороге?

Полицейский: Ну вот, молодцы вы, ребята! Быстро справились с моими заданиями. Теперь не смею вас больше задерживать, в добрый путь!

Наконец дети прибывают на свою остановку, их встречает дядя Стёпа (роль исполняет ребёнок). Он очень рад гостям и хочет с ними повеселиться.

Воспитатель предлагает потанцевать, поиграть.

Воспитатель читает стихотворение:

Автобусы, троллейбусы, машины и трамваи

Бегут, бегут по улицам, друг друга обгоняя.

Регулировщик – светофор, как дирижёр в оркестре,

Укажет он кому идти, кому стоять на месте.

Наезда можно избежать и столкновенья тоже –

На перекрёстках всех дорог наш светофор поможет.

Со светофором я дружу, внимательным бываю,

На красный свет я не хожу, зелёный ожидаю!

Сюжетно-ролевая игра «Дорожное движение» «Водители»

Задачи:

Образовательные: Обогатить и конкретизировать знания детей о правилах дорожного движения.

Развивающие: Самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку. Способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры.

Воспитательные: Внимательное поведение на дорогах. Воспитывать уважение к труду водителя, милиционера. Учить вежливому обращению в процессе общения «водитель – пассажир»«водитель – милиционер».

Активизация словаря: правила дорожного движения, пост ГИБДД, регулировщик, перекресток, светофор, пешеходный переход, пассажир, пешеход.

Игровые действия:

На машинах возят кукол, строительный материал. Водитель ведет машину осторожно, чтобы не наехать на людей. Машины заправляют бензином, едут на стройку, сгружают строительный материал, засыпают песок. Водитель едет на зеленый свет светофора, на красный – стоит.

Водитель такси - возит людей на работу, в театр, в кино.

Водитель грузовой машины - наливает бензин в машину, моет ее, ставит в гараж.

Водитель автобуса - ведет машину осторожно, аккуратно, кондуктор продает билеты. Автобус развозит людей, куда им надо: в гости, на работу, домой.

На перекрестке стоит милиционер – регулирует движение.

Пешеходы идут по тротуару. Дорогу переходят на зеленый свет.

Для пешеходов специальный переход – «зебра». Соблюдаем правила дорожного движения.

Водитель пожарной машины - привозит пожарных на пожар, помогает выдвигать лестницу, разворачивать пожарный рукав.

Водитель «Скорой помощи» - помогает загружать больных в машину, подает носилки, едет осторожно.

 Сюжетно-ролевая игра  «На дорогах города»

Цель: закрепить знания детей о правилах дорожного движения, познакомить с новой ролью – регулировщик, воспитывать выдержку, терпение, внимание на дороге.

Оборудование: игрушечные машины, флажки для регулировщика – красный и зеленый.

Возраст: 5–7 лет.

Ход игры: детям предлагают построить красивое здание – театр. Выбираем место для постройки. Но сначала нужно перевезти строительный материал в нужное место. С этим легко справятся водители на машинах. Дети берут машины и едут за стройматериалом. Но вот неудача – на главных дорогах не работает светофор. Чтобы не было аварии на дороге, необходимо, чтобы движением машин управлял регулировщик. Выбираем Регулировщика. Он становится в кружок. В руках у него красный и зеленый флажки. Красный флажок – «стой», зеленый флажок – «иди». Теперь все будет в порядке. Регулировщик управляет движением.

 Сюжетно-ролевая игра « Правила движения»

Цель: продолжать учить детей ориентироваться по дорожным знакам, соблюдать правила дорожного движения. Воспитывать умение быть вежливыми, внимательными друг к другу, уметь ориентироваться в дорожной ситуации, расширить словарный запас детей: «пост ГИБДД», «светофор», «нарушение движения», «превышение скорости», «штраф».

Оборудование: игрушечные автомобили, дорожные знаки, светофор; для сотрудника ГИБДД – милицейская фуражка, палочка, радар; водительские удостоверения, техталоны.

Возраст: 6–7 лет.

Ход игры: детям предлагают выбрать сотрудников ГИБДД, чтобы те                 следили за порядком на дорогах города. Остальные дети – автомобилисты. По желанию дети распределяют между собой роли работников бензозаправки. В ходе игры дети стараются не нарушать правила дорожного движения.

Сюжетно-ролевая игра « На станции технического обслуживания автомобилей»

Цель: расширять тематику строительных игр, развивать конструктивные умения, проявлять творчество, находить удачное место для игры, познакомить с новой ролью – слесарем по ремонту автомашин. Оборудование: строительный материал для постройки гаража, слесарные инструменты для ремонта машин, оборудование для мойки и покраске автомобилей.

Возраст: 6–7 лет.

Ход игры: сообщить детям о том, что на дорогах города очень много автомобилей и эти автомобили очень часто ломаются, поэтому нам надо открыть станцию технического обслуживания автомобилей. Детям предлагают построить большой гараж, оборудовать место под мойку автомашин, выбрать сотрудников, обслуживающий персонал. Их знакомят с новой рабочей специальностью – слесарем по ремонту машин (мотора, рулевого управления, тормозов и т. д.).

Сюжетно-ролевая игра «Пешеходы и водители»

Цель: Расширить знания о правилах дорожного движения.

Атрибуты

Набор дорожных знаков, пешеходных дорожек; костюмы;

рули;

Описание работы:

-Дети давайте вспомним кто такие пешеходы? (Пешеходы это едущие люди пешком по улицы, переходящие дорогу). А как пешеходы переходят проезжую часть? (подземному переходу, пешеходной дорожке, надземному переходу). Какие обязанности у пешеходов (соблюдать правила дорожного движение)

Дети делятся на две команды: водители и пешеходы. Выбираются водители, регулировщик. На зеленый сигнал идут дети-пешеходы, на красный -идут дети, исполняющие роль водителей. У водителей  в руках – рули.

Пешеходы направляются в магазин игрушек за покупками. Затем мамы, папы с детьми , колясками идут к перекрестку.

Водители «садятся» в автомобили и едут к регулированному светофором перекрестку. Пешеходы из магазина тоже идут к этому перекрестку. У перекрестка:

– Внимание! Сейчас начнется движение по улицам. Следите за светофором, (Включается светофор: едут/стоят автомобили, идут/стоят пешеходы).Через некоторое время дети меняются ролями. Дети, которые ошибаются, выходят из игры.  Медицинские работники спешат на помощь.

Сюжетно-ролевой игры «Путешествие по городу»

Задачи: 
▪ Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми. Учить осуществлять игровые действия по речевой инструкции, реализовывать  и развивать сюжет игры.

▪ Продолжать знакомить детей с культурными явлениями (парк. Музей, дворец спорта) их атрибутами, людьми, работающими в них, правилами поведения. Развивать связную речь, внимание, память, познавательный интерес.
▪ Воспитывать культуру поведения в общественном транспорте. 

 Активизация словаря: кондуктор, тренер, экскурсовод

 Предварительная работа:
▪ рассматривание фотоальбома «Наш любимый город», беседа о родном городе,   

▪ сюжетно-ролевая игра «Мы едем, едем, едем...»,
▪ знакомство с работой служащих парка, тренера по физической культуре, экскурсовода, шофера, кондуктора.
▪ разучивание игр и песен, ролевых слов и действий. 

Участники: дети, воспитатель.

 Роли, которые могут исполнять дети:

§  Шофер и кондуктор автобуса.

§  Тренер по физической культуре.

§  Экскурсовод в музее.

§  Директор парка. Кассир.

Игровые действия:

Строительство автобуса. Продажа билетов. Поездка. Посещение спортивного зала. Гимнастика. Поездка в парк. Катание на карусели. Поездка в музей. Рассматривание фотографий города. Возвращение в детский сад.

 

Развивающая предметно-игровая среда:

§  Макет автобуса, кепка шофера, руль, инструменты.

§  шапочка и сумка кондуктора, билеты.

§    форма тренера, атрибуты для зарядки.

§   макет карусели, касса.

§    ширма с фотографиями города и его достопримечательностями (Кинотеатр, Ледовый дворец, Бассейн)

§    вывеска :  «Дворец спорта», «Парк», «Музей».
Ход игры.

Игровая ситуация

 Воспитатель вносит рупор и говорит:

--Уважаемые жители и гости нашего города приглашаем вас совершить экскурсию по городу. Всех желающих просим пройти в автобус.

  Давайте мы его построим . (Ставлю макет, а дети подстраивают стульчики)
  
--  Садитесь скорее в автобус. Надя будет кондуктором, а Дима будет шофером (берут необходимые атрибуты, а дети занимают места в автобусе).
Шофер автобуса. Внимание, автобус отправляется! Пристегните ремни безопасности.

Кондуктор. Покупаем билеты.
Звучит песня «Автобус».
Шофер. Остановка «Дворец спорта».
Ведущий. Давайте зайдем туда. А скажите ребята, что делают люди во дворце спорта? (Ответы детей). А кто проводит тренировки? (Тренер).
Тренер Здравствуйте, я ваш инструктор по физической культуре, предлагаю вам укрепить свое здоровье, займемся гимнастикой (дети берут спортивное оборудование и выполняют движения , которые показывает тренер)
Тренер. Здоровье в порядке?
 Дети. Спасибо зарядке.
Ведущий и дети благодарят тренера.
Ведущий. Попрошу всех в автобус, наша экскурсия по городу продолжается.
Шофер. Осторожно, двери закрываются, пристегните ремни. Следующая остановка «Парк».
Весёлый автобус,
По дорожке беги
И в парк развлечений
Ты нас привези.
Звучит песня «Автобус»   
Шофер. Остановка «Парк».
Ведущий. Потихоньку выходим, не толкаемся.
Директор парка. Здравствуйте, я директор парка, приглашаю вас прокатиться на наших веселых каруселях, но прежде прошу вас приобрести билет в кассе (жестом показывает на кассу).
Дети подходят к кассе и приобретают билеты.

 Проводиться игра «Карусель».

Ведущий. Попрошу всех в автобус, наша экскурсия по городу продолжается.

 

Шофер автобуса. Внимание, автобус отправляется! Пристегните ремни безопасности. Следующая остановка «Музей»

Звучит песня «Автобус»   
Ведущий. Выходим из автобуса и  проходим  к музею.

Экскурсовод. Приглашаю вас посетить наш музей. У нас сегодня фото выставка  города Новотроицка. Посмотрите, что изображено на фотографии ? (Кинотеатр) А для чего он нужен? А на этой фотографии Ледовый дворец он недавно построен в нашем городе. Чем там занимаются? (катаются на коньках) Что изображено на этой фотографии? (Бассейн) А чем там занимаются? (плавают люди и спортсмены)

Ведущий. Давайте поблагодарим экскурсовода и отправимся дальше.

Шофер автобуса. Внимание, автобус отправляется! Пристегните ремни безопасности. Следующая остановка «Детский сад»
Звучит песня «Автобус»     
Дети выходят из автобуса, благодарят шофера.

 Способы выхода из игры:

§  Вот мы и вернулись в детский сад. 

§  Если игра не затухает, то можно предупредить , что шоферу тоже пора ставить автобус в гараж , но завтра  мы можем продолжить путешествовать.

Итог игры:

Наша игра закончилась. Она вам понравилась? Куда мы ездили?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_syuzhetno_rolevyh_igr_po_pdd.docx37.32 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека сюжетно-ролевых игр по ПДД.

Цель: Развивать интерес к игре. Продолжать обучать выстраиванию игрового пространства в соответствии с сюжетом игры, посредством конструктивной деятельности.

Задачи:

1. Закреплять знания детей о работе работников ГИБДД, развивать интерес и уважение к их труду.

2. Развивать умение применять полученные знания в коллективной творческой игре.

3. Воспитывать доброжелательность, отзывчивость, умение согласовывать свои действия с другими участниками игры.

 Сюжетно-ролевая игры «Пешеходы»

Цель игры: Расширить знания о правилах дорожного движения.

Задачи:

1. Продолжать учить детей ориентироваться по дорожным знакам, соблюдать правила дорожного движения.

2. Воспитывать умение быть вежливыми, внимательными друг к другу, уметь ориентироваться в дорожной ситуации.

3. Закрепить представления детей о дорожных знаков, о путях перемещение пешеходов.

Атрибуты: набор дорожных знаков, пешеходных дорожек;  рули; иллюстрации по дорожным знакам.

Ход игры

-Дети, давайте  вспомним, кто такие пешеходы? (Пешеходы это едущие люди пешком по улицы, переходящие дорогу). А как пешеходы переходят проезжую часть? (подземному переходу, пешеходной дорожке, надземному переходу). Какие обязанности у пешеходов (соблюдать правила дорожного движение). Дети давайте вспомним какие дорожные знаки существуют. (ответы детей)

-Молодцы дети! Давайте поиграем в игру,  представим, что мы отправляемся с вами на экскурсию по городу.  Нашей задачей будет: выбрать безопасный путь, соблюдать правила дорожного движения. Давайте распределим роли.

-Экскурсоводом у нас будет Вероника, водителями машин будет Саша, Оля продавец в магазине, Сережа будет работать в кафе, остальные будут следовать за экскурсоводом. Вы должны будете соблюдать ПДД.

1 Маршрут вы направляетесь в музей. ( Задача детей будет пройти по тротуару, перейти дорогу в положенном месте соблюдая правила дорожного движение) Вероника ведет детей в музей «Музыкальных инструментов» знакомить с экспонатами дает краткую характеристику музыкальных инструментов.

2 Маршрут вы направляетесь в кафе. ( Задача детей будет пройти по тротуару, перейти дорогу в положенном месте на определенный знак светофора).  (Задача водителя будет пропустить пешеходов, двигаться по проезжей части соблюдая правила дорожного движения).  Сережа встречает  гостей, предлагает разные угощения. Накрывает на стол.

3 Маршрут в магазин за сувенирами. ( Задача детей будет пройти по тротуару, перейти дорогу в положенном месте, на определенный знак светофора, задача водителя двигаться по проезжей части, пропускать пешеходов в положенном месте). Дети следуют за экскурсоводом в магазин сувениров. Их встречает Оля. Она им предлагает разную продукцию. Продает товар.

Дети посетив 3 маршрута. Вворачиваются к автобусной остановке и ждут автобуса (Задача детей вести себя спокойна  ожидая автобуса). Автобус подъезжает, дети, соблюдая, нормы правильного  поведения в общественном транспорте садятся в автобус.

Молодцы дети Вы прошли все маршруты правильно.

 Сюжетно-ролевая игра «Когда мы пассажиры»

Цель: Добиться, чтобы дети усвоили понятия «пешеход»«пассажир» и получили представление о правильном поведении в общественном транспорте.

«Вспомните, ребята, кого называют пассажирами, - говорит воспитатель. (Ответ детей.) – Это тех, кто едет в автобусе, трамвае, троллейбусе, поезде». А тех, кто идет по тротуарам? (Ответ детей) Правильно, пешеходами.

Сейчас мы с вами и будем играть в пассажиров. Представим себе, что наша комната = салон автобуса, мы сидим на своих местах и ждём отправки. А (имя ребёнка, мы ему поставим стул впереди всех) будет шофёром. Он нас повезёт.

На остановке автобуса, назовём её «Детский сад», будут стоять четыре человека. (Называет имена детей) Запомните, что, ожидая автобус, ни в коем случае нельзя выходить на проезжую часть, а то он или другая машина может сбить вас. Итак, начнём. Шофёр поехали!

Запомните, ребята, во время движения двери трогать руками нельзя, пока их не откроет сам водитель. У него есть специальная кнопочка. Нажмём – и двери откроются. Вот мы и приехали. Остановка «Детский сад». Выходите.

Шофёр, мы берем новых пассажиров. Садитесь, пожалуйста, на свои места, сейчас мы отправимся. Едем дальше, буду вам задавать вопросы.

Ниже проводятся вопросы и примерные ответы.

Можно разговаривать с водителем во время движения? (Нет.) Почему? (Водителю нельзя отвлекаться, он должен смотреть за дорогой, чтобы не столкнуться с другими автомобилями или на кого-нибудь не наехать.) А можно высовываться в окно или выставлять руку? (Нельзя! Это опасно!) Почему нельзя становиться ногами на сиденье? (Потому, что измажешь его. Люди сядут и испачкают себе вещи.) А можно в автобусе громко разговаривать, кричать, петь песни или читать стихи? (Нет. Нужно говорить тихо, чтобы не мешать другим.)

Теперь мы с вами хорошие пассажиры и никто нам не сделает замечание. А сейчас остановка. Выходите из автобуса. Кто они теперь – пешеходы или пассажиры? Они уже пешеходы.

Сюжетно - ролевая игра  «На дорогах города»

Цель: закрепление знаний правил дорожного движения.

Предварительная работа:  рассматривание иллюстраций проезжей части, дорожных знаков, светофора; просмотр мультфильма «Дядя Стёпа – милиционер»,  беседа «Переходим через дорогу в безопасном месте».

Средства: набор дидактической игры с разметкой улиц, дома, дорожные знаки, машинки, фигурки людей.

Ход:

-Дети, хотите поиграть в интересную игру. Каждое утро мы покидаем наши дома и спешим: кто на работу, кто в школу, кто в детский сад. Выходя из дома, мы почти сразу попадаем  …?  на улицу.  Что же такое улица? Ответы детей. Правильно. Улица - это проезжая часть с тротуаром; дома, газоны. Улицы находятся в городе. Вот такую часть города я и предлагаю построить на макете. Дети ставят бумажные дома, фигурки людей. Ребята, а чего не хватает, на проезжей части.

- Машин, дорожных знаков, светофора  …(ответы детей). Молодцы, заметили. Напомните мне, пожалуйста, а для чего на улице нужен светофор? Ответы детей.
- Хорошо
. ….., кем ты хочешь играть пешеходом или водителем.  Замечательно,….. будет вот этим мальчиком – пешеходом. (другой ребёнок  выбирает фигурку мальчика на велосипеде, 3-й  - фигурку мамы,  4-й управляет грузовой машиной, 5-й управляет машиной скорой помощи).

- А я буду водителем автобуса. Вот и оживает наш город. ….. ,где ты будешь кататься на велосипеде? Ответ ребёнка. Помни, только во дворе, по тротуару или в парке. ….., а где ты будешь переходить дорогу, когда пойдёшь утром на работу. Ответ ребёнка.
- Конечно, по пешеходному переходу. 
……, на сигнал светофора ты должен остановить машину. Ответ ребёнка.  Да, на красный свет. Мой автобус отправляется в путь……..поторопитесь на посадку, а то опоздаете на работу. А где же следующая остановка? Ребята, поставьте знак «Автобусная остановка». 
…..  издаёт звуковой сигнал машины скорой помощи «Я спешу к больному!» Хорошо, и прижмусь к правой стороне дороги и уступлю путь. Так же делает ……., управляющий грузовой машиной.

- ……, тебе можно проезжать и на красный сигнал светофора. Специальным машинам это разрешается. А какой ещё вы знаете специальный транспорт? Как вы думаете, почему этот транспорт назвали – специальным? А вот и автобусная остановка «Городской парк», конечная. Автобус, к какому виду транспорта относится? Ребята, рабочая смена водителя автобуса закончилась, а вы продолжайте игру.

  

Сюжетно - ролевая игра «Мы - юные пешеходы»

Цель: Познакомить с правилами перевозки детей в личном автомобиле. Продолжать формировать у детей навыки безопасного поведения на дорогах, и сохраняя их здоровье. Закрепить с детьми знание правил дорожного движения, и знания о дорожных знаках, знать назначение и сигналы светофора. Выработать у детей с помощью игровых заданий способность к быстрому реагированию и принятию правильных решений дорожных ситуаций. Расширять словарный запас детей путём введения новых слов: автомобильное кресло, ремень безопасности. Воспитывать ответственность своих действий за последствия на дороге. Развивать память, внимание, сообразительность, мелкую моторику рук.

Оборудование: Разметка (пешеходный переход) светофор; дорожные знаки; иллюстрации по правилам дорожного движения; игрушки: мяч, книжка; заготовки дорожных знаков; цветные карандаши.

Ход занятия.

- Ребята, я приглашаю вас на урок в школу юных пешеходов. Но сначала выучим девиз: «Делаем ребятам предостережение! Выучить срочно правила движения! Чтоб не волновались каждый день родители, Чтоб спокойно мчались улицей водители».

- А вот и улица, по которой мы пойдём в школу. На какой свет светофора можно переходить улицу!

- Хоть у вас терпенья нет, подождите: красный свет.

- Жёлтый свет на пути – приготовьтесь идти.

- Свет зелёный впереди – вот теперь переходи!

- Подождите – ка, подружки, где у вас глаза, где ушки?

Дело кончится печально,  может быть немало бед.

Ведь дорога – не читальня. ине место для бесед.

Воспитатель берёт у девочек книгу, закрывает её и пропускает их через переход. На светофоре горит красный свет.: Светофор даёт приказ – Зажигает красный глаз. И когда зажжётся он, Все стоят – таков закон.

На светофоре зажигается жёлтый свет, затем зелёный.

- Теперь горит зелёный свет – Свободен путь, препятствий нет!

Дети переходят улицу. Последний мальчик, нёсший мяч, начинает играть мячом на дороге.

- Мой весёлый, звонкий мяч, ты, куда умчался вскачь?

Красный, жёлтый, голубой, не угнаться за тобой…

Воспитатель отбирает мяч у ребёнка.

На проезжей части, дети. Не играйте в игры эти.

Бегать можно без оглядки на дворе и на площадке.

- Молодцы ребята! Вы почти все соблюдали правила дорожного движения и благополучно добрались до Школы юных пешеходов. А теперь рассаживайтесь. Сейчас мы поиграем, проверим, как вы знаете правила поведения на дороге. Вы готовы заниматься?

- Сегодня, мы в школу шли пешком. А как можно ещё добраться до школы? (На легковой машине.)

- Кто знает, как правильно должен ребёнок ездить в машине? (На заднем сидении.)

- Правильно. На заднем сидении в специальном для перевозки детей автомобильном кресле и пристегнувшись ремнём. Как вы думаете для чего это нужно делать? (Для безопасности здоровья.)

- Дети до 12 лет должны сидеть в специальном детском удерживающем устройстве (кресле) и всегда с пристёгнутыми ремнями. Оно служит для безопасности здоровья детей при экстренном торможении автомобиля или хуже ещё аварии. И помогает удержать ребёнка на месте. Таким образом, предотвращает травмы. Что ещё кроме светофора помогает соблюдать порядок на дорогах пешеходам и водителям? (Дорожные знаки)

- Правильно, это дорожные знаки. Вспомним, ребята, на какие три группы можно разделить все знаки? (Предупреждающие, разрешающие, запрещающие.)

- А теперь для вас задание. Видите, у меня лежат знаки, давайте мы с вами, по очереди, попробуем рассказать про них.

Дети: - «Внимание дети!». Это предупреждающий знак. Он становится возле школы, чтобы водители были осторожными.

«Проезд закрыт». Это запрещающий знак. Он ставится в местах, где люди могут спокойно перейти дорогу под землёй.

«Внимание, опасность!». Это предупреждающий знак.

«Место стоянки». Это разрешающий знак.

«Проход закрыт». Это запрещающий знак.

«Каким цветом нужно раскрасить эти знаки?» (Дети закрашивают знаки и называют каждый свой знак)

Физкультминутка (для глаз).

- А теперь послушайте стихи. Там, где нужно вы должны отвечать«Это я, это я, это все мои друзья!»

- Кто из вас идёт вперёд только там, где переход?

Дети: - «Это я, это я, это все мои друзья!»

- Кто летит вперёд так скоро, что не видит светофора (дети молчат).

- Кто, из вас, идя домой, держит путь по мостовой? (дети молчат)

- Знает кто, что красный свет – это значит - хода нет.

Дети: - «Это я, это я, это все мои друзья»

- Я вижу, вы хорошо разбираетесь в правилах дорожного движения. А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Рассуждалки».

- Ты переходишь улицу в положенном месте на зелёный сигнал светофора, но когда ты оказался на середине, загорелся жёлтый свет. Что ты будешь делать? Покажи и расскажи.

- Во время перехода улицы у тебя из рук вырвался воздушный шар. Как ты поступишь?

- Ты вышел кататься на санках во двор, а твой друг предлагает пойти на горку, которая находится рядом с дорогой, на которой ездят машины. Как ты поступишь?

- Вы, ребята оказались очень способными учениками в школе «Светофорчик», знаете много правил, которые, я уверена, вы всегда будете соблюдать.

Город, в котором мы с вами живём,

Можно по праву сравнить с букварём.

Азбукой улиц, проспектов, дорог

Город даёт нам всё время урок.

Как правильно улицу нам перейти.

В машине родителей в кресле сиди.

Ремень пристегни и весело в путь.

Правила эти ты не забудь! 

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие на автобусе».

Цель: формирование навыков безопасного поведения на дороге.

Задачи: систематизировать имеющиеся знания и умения поведения на дороге; способствовать использованию практических навыков поведения на дороге в игровой деятельности; содействовать развитию правильного поведения на дорогах; поощрять творческую инициативу детей в игровой деятельности, имеющих разные особенности, способности и интересы; использование проблемных ситуаций в процессе игры; использовать усложняющие задания для развития детей; воспитывать дружеские взаимоотношения детей в процессе игровой деятельности.

Оборудование: письмо, билеты, сумка кондуктора, «деньги», руль, фуражка водителя, стулья для автобуса,

Ход занятия.

Ребята, кто это к нам стучится. Сейчас я пойду и посмотрю. Воспитатель возвращается с конвертом. Это нам письмо прислал Дядя Степа. Вот что он пишет: «Дорогие ребята, здравствуйте! Я вчера проезжал мимо вашего детского сада и видел, как вы играли на транспортной площадке. Очень надеюсь, что вы хорошо знаете правила дорожного движения, и поэтому приглашаю вас к себе в гости, чтобы еще раз рассказать вам о них. С нетерпением вас жду. Ваш дядя Степа».

Ну что, ребята, поедем в гости к Дяде Степе? Да! А на чем же мы с вами к нему поедем? Отгадайте загадку:

Дом по улице идет,

На работу всех везет.

Не на курьих тонких ножках,

А в резиновых сапожках.

Да, это автобус. И поедем мы на нем в Дяде Степе. Давайте построим автобус из стульев.

Воспитатель даёт индивидуальные задания для детей по конструированию автобуса (одни строят из стульев, а два ребёнка рисуют схемы автобуса).

Давайте выберем водителя и кондуктора (дети выбирают водителя и кондуктора) А что еще нужно, чтобы поехать на автобусе? Правильно, нужны деньги, чтобы купить билеты. Дядя Степа об этом позаботился и выслал нам вместе с письмом деньги на билет. Билет стоит десять рублей, берите, сколько вам нужно на билет. Дети берут «монетки» на билет.

Автобус готов, деньги на билет у нас есть, тогда поехали, занимайте места в автобусе. Дети садятся в автобус, водитель занимает свое место за рулем.

Кондуктор: Приготовьте, пожалуйста, деньги за проезд. Кондуктор выдаёт билеты пассажирам.

А чтобы нам было весело ехать, давайте споем песенку. Автобус останавливается.

Кондуктор: Остановка «Цветочный город».

Входит Незнайка, садится на место (индивидуальное задание для ребёнка, способного к импровизации).

Кондуктор: Незнайка, нужно взять билет.

Незнайка: Какой билет? Ах, билет, сейчас возьму. (Вытаскивает из карманов рогатку, болтики, гайки, бумажки, наконец находит деньги и начинает считать. «Монеток» не хватает.)

Незнайка: У меня не хватает на билет. А мне очень надо к дяде Степе, он научит меня правилам езды на велосипеде.

Кондуктор: Ну что ж, ответь на наши вопросы и можешь ехать.

Воспитатель(задает вопросы Незнайке о правилах поведения в транспорте)

-Как правильно себя вести в автобусе или маршрутке?

-Кому нужно уступать место в транспорте?

-Можно ли разговаривать с водителем во время движения?

-Как нужно выходить из транспорта?

Незнайка отвечает не всегда правильно, дети ему помогают.

Водитель: У меня случилась беда, Я проколол колесо гвоздем, теперь нужно поменять его. Кто мне поможет? (Задание усложняется: дети должны помочь продумать варианты, способы замены колеса, выслушиваем их предложения). Дети помогают водителю поменять колесо с помощью игры.

Игра «Собери колесо». (Дети в командах составляют колесо из частей, выбирая подходящие по структуре).

Водитель: ну вот и все, можно ехать дальше.

Автобус останавливается. Входит полицейский дорожно-патрульной службы (индивидуальное задание для ребёнка).

Обращается к водителю и пассажирам.

Полицейский: Сегодня на дорогах нашего города проходит акция «Знаете ли вы правила дорожного движения?» И вы будете ее участниками. Согласны? Да!

Полицейский: Тогда начнем.

Полицейский задает детям задания по правилам дорожного движения.

1. Что регулирует движение транспорта и пешеходов? (светофор)

Давайте выйдем из автобуса и поиграем в подвижную игру «Светофор»

(На красный свет дети стоят, на желтый – поднимают указательный палец правой руки вверх, на зеленый – быстро двигаются.)

2. А если для машин горит зеленый свет, что это значит для них и пешеходов?

3. Как называют людей, которые ходят пешком, водят автомобили, наводят порядок на дороге?

Полицейский: Ну вот, молодцы вы, ребята! Быстро справились с моими заданиями. Теперь не смею вас больше задерживать, в добрый путь!

Наконец дети прибывают на свою остановку, их встречает дядя Стёпа (роль исполняет ребёнок). Он очень рад гостям и хочет с ними повеселиться.

Воспитатель предлагает потанцевать, поиграть.

Воспитатель читает стихотворение:

Автобусы, троллейбусы, машины и трамваи

Бегут, бегут по улицам, друг друга обгоняя.

Регулировщик – светофор, как дирижёр в оркестре,

Укажет он кому идти, кому стоять на месте.

Наезда можно избежать и столкновенья тоже –

На перекрёстках всех дорог наш светофор поможет.

Со светофором я дружу, внимательным бываю,

На красный свет я не хожу, зелёный ожидаю!

Сюжетно-ролевая игра «Дорожное движение» «Водители»

Задачи:

Образовательные: Обогатить и конкретизировать знания детей о правилах дорожного движения.

Развивающие: Самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку. Способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры.

Воспитательные: Внимательное поведение на дорогах. Воспитывать уважение к труду водителя, милиционера. Учить вежливому обращению в процессе общения «водитель – пассажир»«водитель – милиционер».

Активизация словаря: правила дорожного движения, пост ГИБДД, регулировщик, перекресток, светофор, пешеходный переход, пассажир, пешеход.

Игровые действия:

На машинах возят кукол, строительный материал. Водитель ведет машину осторожно, чтобы не наехать на людей. Машины заправляют бензином, едут на стройку, сгружают строительный материал, засыпают песок. Водитель едет на зеленый свет светофора, на красный – стоит.

Водитель такси - возит людей на работу, в театр, в кино.

Водитель грузовой машины - наливает бензин в машину, моет ее, ставит в гараж.

Водитель автобуса - ведет машину осторожно, аккуратно, кондуктор продает билеты. Автобус развозит людей, куда им надо: в гости, на работу, домой.

На перекрестке стоит милиционер – регулирует движение.

Пешеходы идут по тротуару. Дорогу переходят на зеленый свет.

Для пешеходов специальный переход – «зебра». Соблюдаем правила дорожного движения.

Водитель пожарной машины - привозит пожарных на пожар, помогает выдвигать лестницу, разворачивать пожарный рукав.

Водитель «Скорой помощи» - помогает загружать больных в машину, подает носилки, едет осторожно.

 Сюжетно-ролевая игра  «На дорогах города»

Цель: закрепить знания детей о правилах дорожного движения, познакомить с новой ролью – регулировщик, воспитывать выдержку, терпение, внимание на дороге.

Оборудование: игрушечные машины, флажки для регулировщика – красный и зеленый.

Возраст: 5–7 лет.

Ход игры: детям предлагают построить красивое здание – театр. Выбираем место для постройки. Но сначала нужно перевезти строительный материал в нужное место. С этим легко справятся водители на машинах. Дети берут машины и едут за стройматериалом. Но вот неудача – на главных дорогах не работает светофор. Чтобы не было аварии на дороге, необходимо, чтобы движением машин управлял регулировщик. Выбираем Регулировщика. Он становится в кружок. В руках у него красный и зеленый флажки. Красный флажок – «стой», зеленый флажок – «иди». Теперь все будет в порядке. Регулировщик управляет движением.

 Сюжетно-ролевая игра « Правила движения»

Цель: продолжать учить детей ориентироваться по дорожным знакам, соблюдать правила дорожного движения. Воспитывать умение быть вежливыми, внимательными друг к другу, уметь ориентироваться в дорожной ситуации, расширить словарный запас детей: «пост ГИБДД», «светофор», «нарушение движения», «превышение скорости», «штраф».

Оборудование: игрушечные автомобили, дорожные знаки, светофор; для сотрудника ГИБДД – милицейская фуражка, палочка, радар; водительские удостоверения, техталоны.

Возраст: 6–7 лет.

Ход игры: детям предлагают выбрать сотрудников ГИБДД, чтобы те                 следили за порядком на дорогах города. Остальные дети – автомобилисты. По желанию дети распределяют между собой роли работников бензозаправки. В ходе игры дети стараются не нарушать правила дорожного движения.

Сюжетно-ролевая игра « На станции технического обслуживания автомобилей»

Цель: расширять тематику строительных игр, развивать конструктивные умения, проявлять творчество, находить удачное место для игры, познакомить с новой ролью – слесарем по ремонту автомашин. Оборудование: строительный материал для постройки гаража, слесарные инструменты для ремонта машин, оборудование для мойки и покраске автомобилей.

Возраст: 6–7 лет.

Ход игры: сообщить детям о том, что на дорогах города очень много автомобилей и эти автомобили очень часто ломаются, поэтому нам надо открыть станцию технического обслуживания автомобилей. Детям предлагают построить большой гараж, оборудовать место под мойку автомашин, выбрать сотрудников, обслуживающий персонал. Их знакомят с новой рабочей специальностью – слесарем по ремонту машин (мотора, рулевого управления, тормозов и т. д.).

Сюжетно-ролевая игра «Пешеходы и водители»

Цель: Расширить знания о правилах дорожного движения.

Атрибуты

Набор дорожных знаков, пешеходных дорожек; костюмы;

рули;

Описание работы:

-Дети давайте вспомним кто такие пешеходы? (Пешеходы это едущие люди пешком по улицы, переходящие дорогу). А как пешеходы переходят проезжую часть? (подземному переходу, пешеходной дорожке, надземному переходу). Какие обязанности у пешеходов (соблюдать правила дорожного движение)

Дети делятся на две команды: водители и пешеходы. Выбираются водители, регулировщик. На зеленый сигнал идут дети-пешеходы, на красный -идут дети, исполняющие роль водителей. У водителей  в руках – рули.

Пешеходы направляются в магазин игрушек за покупками. Затем мамы, папы с детьми , колясками идут к перекрестку.

Водители «садятся» в автомобили и едут к регулированному светофором перекрестку. Пешеходы из магазина тоже идут к этому перекрестку. У перекрестка:

– Внимание! Сейчас начнется движение по улицам. Следите за светофором, (Включается светофор: едут/стоят автомобили, идут/стоят пешеходы).Через некоторое время дети меняются ролями. Дети, которые ошибаются, выходят из игры.  Медицинские работники спешат на помощь.

Сюжетно-ролевой игры «Путешествие по городу»

Задачи: 
▪ Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми. Учить осуществлять игровые действия по речевой инструкции, реализовывать  и развивать сюжет игры.

▪ Продолжать знакомить детей с культурными явлениями (парк. Музей, дворец спорта) их атрибутами, людьми, работающими в них, правилами поведения. Развивать связную речь, внимание, память, познавательный интерес.
▪ Воспитывать культуру поведения в общественном транспорте.
 

 Активизация словаря: кондуктор, тренер, экскурсовод

 Предварительная работа:
▪ рассматривание фотоальбома «Наш любимый город», беседа о родном городе,   

▪ сюжетно-ролевая игра «Мы едем, едем, едем...»,
▪ знакомство с работой служащих парка, тренера по физической культуре, экскурсовода, шофера, кондуктора.
▪ разучивание игр и песен, ролевых слов и действий.
 

Участники: дети, воспитатель.

 Роли, которые могут исполнять дети:

§  Шофер и кондуктор автобуса.

§  Тренер по физической культуре.

§  Экскурсовод в музее.

§  Директор парка. Кассир.

Игровые действия:

Строительство автобуса. Продажа билетов. Поездка. Посещение спортивного зала. Гимнастика. Поездка в парк. Катание на карусели. Поездка в музей. Рассматривание фотографий города. Возвращение в детский сад.

 

Развивающая предметно-игровая среда:

§  Макет автобуса, кепка шофера, руль, инструменты.

§  шапочка и сумка кондуктора, билеты.

§    форма тренера, атрибуты для зарядки.

§   макет карусели, касса.

§    ширма с фотографиями города и его достопримечательностями (Кинотеатр, Ледовый дворец, Бассейн)

§    вывеска :  «Дворец спорта», «Парк», «Музей».
Ход игры.

Игровая ситуация

 Воспитатель вносит рупор и говорит:

--Уважаемые жители и гости нашего города приглашаем вас совершить экскурсию по городу. Всех желающих просим пройти в автобус.

  Давайте мы его построим . (Ставлю макет, а дети подстраивают стульчики)
  --  Садитесь скорее в автобус. Надя будет кондуктором, а Дима будет шофером (берут необходимые атрибуты, а дети занимают места в автобусе).
Шофер автобуса. Внимание, автобус отправляется! Пристегните ремни безопасности.

Кондуктор. Покупаем билеты.
Звучит песня «Автобус».
Шофер. Остановка «Дворец спорта».
Ведущий. Давайте зайдем туда. А скажите ребята, что делают люди во дворце спорта? (Ответы детей). А кто проводит тренировки? (Тренер).
Тренер Здравствуйте, я ваш инструктор по физической культуре, предлагаю вам укрепить свое здоровье, займемся гимнастикой (дети берут спортивное оборудование и выполняют движения , которые показывает тренер)
Тренер. Здоровье в порядке?
 Дети. Спасибо зарядке.
Ведущий и дети благодарят тренера.
Ведущий. Попрошу всех в автобус, наша экскурсия по городу продолжается.
Шофер. Осторожно, двери закрываются, пристегните ремни. Следующая остановка «Парк».
Весёлый автобус,
По дорожке беги
И в парк развлечений
Ты нас привези.
Звучит песня «Автобус»   
Шофер. Остановка «Парк».
Ведущий. Потихоньку выходим, не толкаемся.
Директор парка. Здравствуйте, я директор парка, приглашаю вас прокатиться на наших веселых каруселях, но прежде прошу вас приобрести билет в кассе (жестом показывает на кассу).
Дети подходят к кассе и приобретают билеты.

 Проводиться игра «Карусель».

Ведущий. Попрошу всех в автобус, наша экскурсия по городу продолжается.

 

Шофер автобуса. Внимание, автобус отправляется! Пристегните ремни безопасности. Следующая остановка «Музей»

Звучит песня «Автобус»   
Ведущий. Выходим из автобуса и  проходим  к музею.

Экскурсовод. Приглашаю вас посетить наш музей. У нас сегодня фото выставка  города Новотроицка. Посмотрите, что изображено на фотографии ? (Кинотеатр) А для чего он нужен? А на этой фотографии Ледовый дворец он недавно построен в нашем городе. Чем там занимаются? (катаются на коньках) Что изображено на этой фотографии? (Бассейн) А чем там занимаются? (плавают люди и спортсмены)

Ведущий. Давайте поблагодарим экскурсовода и отправимся дальше.

Шофер автобуса. Внимание, автобус отправляется! Пристегните ремни безопасности. Следующая остановка «Детский сад»
Звучит песня «Автобус»     
Дети выходят из автобуса, благодарят шофера.

 Способы выхода из игры:

§  Вот мы и вернулись в детский сад. 

§  Если игра не затухает, то можно предупредить , что шоферу тоже пора ставить автобус в гараж , но завтра  мы можем продолжить путешествовать.

Итог игры:

Наша игра закончилась. Она вам понравилась? Куда мы ездили?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект сюжетно-ролевой игры по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие на автобусе»

Тема: сюжетно-ролевая игра по ПДД в старшей группе «Путешествие на автобусе».Цель: формирование навыков безопасного поведения на дороге.Задачи:1.     -систематизировать имеющиеся з...

Сюжетно-ролевая игра по правилам дорожного движения «Мы по улице шагаем»

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:Цель: Продолжать знакомить с правилами дорожного движения, учить практически, применять их в различных ситуациях. Развивать мышление, зрительное внимание, умение ориентироваться...

Конспект сюжетно-ролевой игры по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие на автобусе»

Тема: сюжетно-ролевая игра по ПДД в старшей группе «Путешествие на автобусе».Цель: формирование навыков безопасного поведения на дороге....

Конспект сюжетно-ролевой игры по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие на автобусе»

Конспект сюжетно-ролевой игры по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие на автобусе»...

Конспект сюжетно-ролевой игры по правилам дорожного движения.

Цель: закрепите правила дорожного движения для пешеходов и научить детей практически их выполнять....

Сюжетно-ролевые игры по правилам дорожного движения (для детей старшего дошкольного возраста)

Информационная часть. Рассказать детям: об обязанностях пешеходов; о том, где разрешается ходить; о правилах перехода в установленных местах; о том, что запрещается пешеходам; о классификац...