Современные игровые технологии в экологическом образовании детей дошкольного возраста: игры - квесты.
статья (старшая группа)
Данная работа посвящена проблеме экологического развития детей дошкольного возраста. Автор статьи отмечает важность современных технологий в образовательном процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
surkova_natalya_mininskiy_2019.docx | 33.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные игровые технологии в экологическом образовании детей дошкольного возраста: игры - квесты.
Суркова Н.Е.
воспитатель
г. Дзержинска Нижегородской области
Аннотация: Данная работа посвящена проблеме экологического развития детей дошкольного возраста. Автор статьи отмечают важность современных технологий в образовательном процессе.
Ключевые слова: экологическое развитие, исследовательская деятельность, проектная деятельность, совместные действия, игра - квест.
Перед современным обществом стоит угроза экологической катастрофы. Происходит это на фоне господства потребительской психологии человека. Поэтому возникает необходимость экологического воспитания детей еще с дошкольного возраста.
Под экологическим образованием подразумевается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей экологической культуры и ответственности.
Главная задача и цель экологического дошкольного образования – формирование у детей таких ценностей как:
- бережное отношение к природе,
- раскрытие эстетического, познавательного, оздоровительного, практического значения природы в жизни людей.
В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, формы и методы в своей педагогической деятельности, которые были бы интересны дошкольникам. Как правило, игровая деятельность остается приоритетной. Именно через игру формируется позитивное отношение к окружающему миру. Получение детьми знаний о природе и овладение способами их реализации в игре — смыкают игровую деятельность с экологическим воспитанием дошкольников.
Формы игровых технологий, которые применяются в экологическом образовании, разнообразны и многочисленны. Среди познавательных экологических занятий с элементами игры экологического характера можно выделить следующие:
- игры-беседы,
- игры-поручения,
- игры-предположения,
- игры-конкурсы,
- игры-состязания,
- игры-путешествия,
- игра – квест.
Игра - квест - это интеллектуальный вид игровых развлечений, во время которых участникам нужно преодолеть ряд препятствий, решить определенные задачи экологического характера, разгадать логические загадки. Игра – квест - это и форма взаимодействия педагога и детей, которая способствует формированию умений решать определенные задачи на основе выбора вариантов, через реализацию определенного сюжета.
Существуют следующие виды игр - квестов:
линейные, штурмовые, кольцевые.
Целью экологических игр - квестов является формирование у детей системы осознанно - правильных экологических представлений о природе, о своем месте в ней.
Из цели следуют задачи.
Образовательные задачи включают в себя:
- усвоение детьми новых знаний или закрепление ранее усвоенных,
- обобщение знаний детей о природе, о правилах поведения в природе.
Развивающие задачи включают в себя:
- активизация познавательных и мыслительных процессов детей,
- раскрытие творческих качеств ребенка,
- формирование исследовательских навыков.
Воспитательные задачи включают в себя:
- Воспитание у детей таких качеств, как взаимопомощь,
- эмоциональную отзывчивость ко всему живому,
- желание сохранять и оберегать природу.
Подготовка игры - квеста осуществляется в несколько этапов:
- подбор оборудования, материала для квеста,
- разработка маршрута и карты, сценария квеста,
- предварительная работа по ознакомлению дошкольников детей с темой игры,
- знакомство родителей (законных представителей) воспитанников с игрой - квестом, ее целью и задачами,
- составление совместного плана реализации образовательных задач.
Значение таких технологий, как игра - квест велико:
- они помогают заинтересовать детей,
- способствуют сплочению коллектива детского сада,
- родители становятся активными участниками образовательного процесса.
В тесном взаимодействии с семьями воспитанников мы провели ряд совместных, интересных квестов.
Экологическая игра - квест «Укрощение огня».
Участники игры - квеста: дети подготовительной группы, воспитатели, родители воспитанников.
Вид:
Познавательно - игровой.
Цель игры - квеста:
довести до сознания детей и родителей важность безопасного поведения в природе.
Продуктами игры - квеста для детей стало:
- Выставка рисунков на тему «По следам путешествия»
- Выпуск стенгазеты «Берегите планету».
Задачи:
- разработать план игры - квеста и согласовать его с воспитателями детского сада и родителями воспитанников;
- распределить обязанности между педагогами и составить план их работы;
- организовать работу по разным направлениям деятельности игры – квеста.
Экологическая игра - квест «В поисках здоровья».
Цель игры - квеста:
формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста. Участники игры - квеста:
дети подготовительной группы, воспитатели, родители воспитанников.
Вид: Познавательно - игровой.
Цель игры - квеста:
довести до сознания детей и родителей важность безопасного поведения в природе.
Продуктами игры - квеста для детей стало:
- Создание альбома «Вредное и полезное»
- Выпуск буклета для всего детского сада «Здоровым быть здорово».
Задачи:
- разработать план игры - квеста и согласовать его с воспитателями детского сада и родителями воспитанников;
- распределить обязанности между педагогами и составить план их работы;
- организовать работу по разным направлениям деятельности.
Таким образом: игра - квест, как игровая технология, оказывает огромную помощь педагогу, предоставляя возможность разнообразить воспитательно - образовательный процесс, сделать его необычным и увлекательным. Совместная познавательная и творческая деятельность, связанная с миром детства обогащает мир ребенка, развивает экологическую сознательность, а так же поведенческую, коммуникативную и творческую активность детей дошкольного возраста.
Список литературы:
- Акулова О.В., Бабаева Т.И., Березина Т.А. и др. Детство «Примерная образовательная программа дошкольного образования» Санкт-Петербург 2017г., 115с.
- Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию» Санкт-Петербург 2017г.
- Алексеев С.В., Груздева Н.В., Тарасов С.В. “Дидактические игры по экологии” Санкт-Петербург 1992 62 с. (С-Пб. Государственный университет Педагогического мастерства).
- От экологических игр к экологическому творчеству и системному экологическому образованию /Составитель: Н.Г. Давыдова и др. – М., 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные игровые технологии коррекции и развития детей дошкольного возраста.
Игровая технология – это специальный набор форм, методов, приёмов обучения и воспитательных средств. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребёнка. ...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Выступление на региональном семинаре для педагогов ДОУ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАРеформирование дошкольного образования с ц...
СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
Презентация для воспитателей детского сада «Игровые технологии в гендерном образовании детей дошкольного возраста»
Цель данной работы: - на основе современной теории и методологии изучения проблем и особенностей процесса социализации выявить педагогические условия эффективности гендерной социализации лич...
"Современные игровые технологии в экологическом образовании детей дошкольного возраста"
Доклад из опыта работы об использовании современных игровых технологий в экологическом образовании, современные образовательные технологии – квест-игра, ТРИЗ, технология В.В. Воскобов...
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Экологическая ситуация в мире требует изменения поведения человека, смены ценностных ориентиров. Трудовая деятельность и образ жизни современного общества превратились в мощную преобразующую сил...