Современные игровые технологии в экологическом образовании детей дошкольного возраста: игры - квесты.
статья (старшая группа)

Суркова Наталья Евгеньевна

Данная работа посвящена проблеме экологического развития детей дошкольного возраста. Автор статьи отмечает важность современных технологий в образовательном процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл surkova_natalya_mininskiy_2019.docx33.54 КБ

Предварительный просмотр:

Современные игровые технологии в экологическом образовании детей дошкольного возраста: игры - квесты.

Суркова Н.Е.
воспитатель 

МБДОУ «Детский сад № 82»

г. Дзержинска Нижегородской области

Аннотация: Данная работа посвящена проблеме экологического развития детей дошкольного возраста. Автор статьи отмечают важность современных технологий в образовательном процессе.

Ключевые слова: экологическое развитие, исследовательская деятельность, проектная деятельность, совместные действия, игра - квест.

       Перед современным обществом стоит  угроза экологической катастрофы. Происходит это  на фоне господства потребительской психологии человека. Поэтому возникает  необходимость экологического воспитания детей еще с дошкольного возраста.  

      Под экологическим образованием подразумевается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей экологической культуры и ответственности.  

        Главная задача и цель экологического дошкольного образования – формирование у детей таких  ценностей как:

  •  бережное отношение  к природе,
  • раскрытие эстетического, познавательного, оздоровительного, практического значения природы в жизни людей.

       В связи  с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, формы и методы в своей педагогической деятельности, которые были бы интересны дошкольникам. Как правило, игровая деятельность  остается приоритетной. Именно через игру формируется позитивное отношение к окружающему миру. Получение детьми знаний о природе и овладение способами их реализации в игре — смыкают игровую деятельность с экологическим воспитанием дошкольников.

Формы игровых технологий, которые применяются в экологическом образовании, разнообразны и многочисленны. Среди познавательных экологических занятий с элементами игры экологического характера можно выделить следующие:

  • игры-беседы, 
  • игры-поручения,
  • игры-предположения,
  • игры-конкурсы,
  • игры-состязания,
  • игры-путешествия,
  • игра – квест.

       Игра - квест - это интеллектуальный вид игровых развлечений, во время которых участникам нужно преодолеть ряд препятствий, решить определенные задачи экологического характера, разгадать логические загадки.  Игра – квест -  это и форма взаимодействия педагога и детей, которая способствует формированию умений решать определенные задачи на основе выбора вариантов, через реализацию определенного сюжета.

       Существуют следующие  виды игр - квестов:

линейные, штурмовые, кольцевые.

       Целью  экологических игр - квестов  является  формирование у детей системы осознанно - правильных экологических представлений о природе, о своем месте в ней.

Из цели следуют задачи.

Образовательные задачи включают в себя:

  • усвоение  детьми новых знаний или закрепление ранее усвоенных,
  •  обобщение знаний детей о природе,   о правилах поведения в природе.

Развивающие задачи включают в себя:

  • активизация познавательных и мыслительных процессов детей,
  • раскрытие творческих качеств ребенка,
  •  формирование исследовательских навыков.

Воспитательные задачи включают в себя:

  • Воспитание  у детей таких качеств, как  взаимопомощь,
  •  эмоциональную отзывчивость ко всему живому,
  •  желание сохранять и оберегать природу.

Подготовка игры - квеста осуществляется в несколько этапов:

  • подбор оборудования, материала для квеста,
  • разработка маршрута и карты, сценария квеста,
  • предварительная работа по ознакомлению дошкольников  детей  с темой игры,
  • знакомство родителей (законных представителей) воспитанников с игрой -  квестом, ее целью и задачами,
  • составление совместного плана реализации образовательных задач.

Значение таких технологий, как игра - квест велико:

  • они  помогают заинтересовать  детей,
  • способствуют сплочению   коллектива детского сада,
  •   родители становятся активными участниками образовательного процесса.

В тесном взаимодействии с семьями воспитанников мы провели ряд совместных, интересных квестов.

Экологическая игра -  квест «Укрощение огня».

Участники игры - квеста: дети подготовительной    группы, воспитатели,  родители воспитанников.

Вид:

Познавательно - игровой.

Цель игры - квеста:

довести до сознания детей и родителей важность безопасного поведения в природе.

Продуктами игры - квеста  для детей стало:

  • Выставка рисунков на тему «По следам путешествия»
  • Выпуск стенгазеты «Берегите планету».

Задачи:

  • разработать план игры - квеста и согласовать его с воспитателями детского сада и родителями воспитанников;
  • распределить обязанности между педагогами и составить план их работы;
  • организовать работу по разным направлениям деятельности игры – квеста.

Экологическая игра -  квест «В поисках здоровья».

Цель игры - квеста: 

формирование здорового образа жизни  детей дошкольного возраста. Участники игры - квеста: 

дети подготовительной    группы, воспитатели,  родители воспитанников.

Вид: Познавательно - игровой.

Цель игры - квеста:

довести до сознания детей и родителей важность безопасного поведения в природе.

Продуктами игры - квеста  для детей стало:

  • Создание альбома «Вредное и полезное»
  • Выпуск буклета для всего детского сада «Здоровым быть здорово».

 Задачи:

  • разработать план игры - квеста и согласовать его с воспитателями детского сада и родителями воспитанников;
  • распределить обязанности между педагогами и составить план их работы;
  • организовать работу по разным направлениям деятельности.

         Таким образом: игра - квест, как игровая технология, оказывает огромную помощь педагогу, предоставляя возможность разнообразить воспитательно - образовательный процесс, сделать его необычным и увлекательным. Совместная познавательная и творческая деятельность, связанная с миром детства обогащает  мир ребенка, развивает экологическую сознательность, а так же поведенческую, коммуникативную и творческую активность  детей дошкольного возраста.

Список литературы:

  1. Акулова О.В., Бабаева Т.И., Березина Т.А. и др. Детство «Примерная образовательная программа дошкольного образования» Санкт-Петербург 2017г., 115с.
  2. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию» Санкт-Петербург 2017г.
  3. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Тарасов С.В. “Дидактические игры по экологии” Санкт-Петербург 1992 62 с. (С-Пб. Государственный университет Педагогического мастерства).
  4.  От экологических игр к экологическому творчеству и системному экологическому образованию /Составитель: Н.Г. Давыдова и др. – М., 2007.

        




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные игровые технологии коррекции и развития детей дошкольного возраста.   

Игровая  технология – это специальный набор форм, методов, приёмов обучения и воспитательных средств. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребёнка.  ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Выступление на региональном семинаре для педагогов ДОУ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАРеформирование дошкольного образования с ц...

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Презентация для воспитателей детского сада «Игровые технологии в гендерном образовании детей дошкольного возраста»

Цель данной работы: - на основе современной теории и методологии изучения проблем и особенностей процесса социализации выявить педагогические условия эффективности гендерной социализации лич...

"Современные игровые технологии в экологическом образовании детей дошкольного возраста"

Доклад из опыта работы об использовании современных игровых технологий в экологическом образовании, современные образовательные технологии – квест-игра, ТРИЗ, технология  В.В. Воскобов...

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Экологическая ситуация в мире требует изменения поведения человека, смены ценностных ориентиров. Трудовая деятельность и образ жизни современного общества превратились в мощную преобразующую сил...