Лидерство у детей дошкольного возраста.
статья (средняя группа)

Дошкольная группа - это первое своеобразное детское общество, возникающее в совместных играх детей, где они имеют возможность, самостоятельно объединяться друг с другом и действовать как маленькими, так и большими группами. Именно в этих совместных играх ребенок приобретает соц. опыт, необходимый для развития у него качества общественности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл liderstvo_detey_starshego_vozrasta.docx15.88 КБ

Предварительный просмотр:

Лидерство у детей дошкольного возраста.

 Дошкольная группа – это первое своеобразное детское общество, возникающее в совместных играх детей, где они имеют возможность, самостоятельно объединится друг с другом и действовать как маленькими, так и большими группами. Именно в этих совместных играх ребенок приобретает социальный опыт, необходимый для развития у него качества общественности.

    Возрастная группа детского сада не есть аморфное объединение детей со стихийно складывающимися случайными отношениями и связями. Эти отношения и связи уже представляют относительно устойчивую систему, в которой каждый ребенок в силу тех или иных причин занимает определенное место. Среди них немаловажную роль играют как личностные качества ребенка, различные его навыки и умения, так и уровень общения и взаимоотношений в группе, что во многом определяется характером.

    В дошкольные годы, особенно в 5-6 летнем возрасте, идет интенсивный процесс становления самосознания. Важный компонент развития – осознание себя как представителя определенного пола. Усвоение образцов поведения, соответствующих полу, неотъемлемой частью входит в общий процесс социализации дошкольника. Он осуществляется не только через семью, но и через сверстников.

Группа детского сада – это, по существу, первое детское общество, возникающее на основе сюжетно ролевой игры, где имеются благоприятные условия для формирования качеств общественности, начал коллективизма.

    Воспитательное влияние группы на дошкольника обуславливается как исключительной значимостью общества сверстников, так и эмоциональной притягательностью.

    Потребность всегда участвовать в совместной деятельности со сверстниками растет от младшего дошкольного возраста к старшему. И если ребята не принимают своего товарища в игру, исключают из игры в случае нарушения правил – это действенная воспитательная мера детского общества по отношению к своему сверстнику.

    Картина взаимоотношений между сверстниками в группах детского сада достаточно сложна и неоднозначна. К одним сверстникам, изобретательным в играх, дошкольники относятся с симпатией и стремятся к ним, других сторонятся, несмотря на наличие у них таких же качеств.

    Детские лидеры иногда в большей степени, чем педагогический персонал, задают тон жизни ребят в детских садах. Авторитет лидера и сила его воздействия часто превосходят влияние взрослых.

    По особенностям поведения и некоторым свойствам характера детей-дошкольников можно подразделить на следующие группы:

    1) лидеры и организаторы, имеющие твердую целеустремленность;

    2) активисты, обладающие личной инициативой при необязательной твердости их характера;

    3) исполнители;

    4) одиночки, живущие своей жизнью;

    5) бунтари, вступающие в борьбу против вожаков, против установлений, принятых в коллективе;

    6) затравленные члены коллектива (по Г. Фортунатову).

   У детей-лидеров развито стремление выполнять наиболее активные роли в играх, желание руководить деятельностью сверстников, давать указания. Между лидером и последователями-сверстниками наблюдаются отношения сотрудничества, зависимости, а иногда и соперничества. Сверстники стремятся достичь дружеских, доброжелательных взаимоотношений с лидером, для чего вынуждены занимать подчиненное, зависимое от лидера положение, то есть, склонны уступать, соглашаться с мнением лидера, учитывать его желания, снисходительно относиться к проявлению грубости, к ошибкам. Дети, как правило, завидуют лидерам. Происходит это по нескольким причинам: лидеров все любят, к их персонам проявляют интерес не только сверстники, но и взрослые, их инициативы часто поддерживаются, с ними стремятся сотрудничать. Именно лидерам сверстники подражают, так как завидуют им, и, следовательно, идеализируют объект подражания. Сами же дети-лидеры очень хорошо чувствуют свое привилегированное положение, превосходство над другими детьми, что придает им уверенность в своем доминировании над сверстниками.

    Доминирование, как и подчинение, может носить положительный или отрицательный характер. Положительное доминирование характеризуется доброжелательным отношением к сверстникам, умением помочь, в выполнении совместного задания - похвалить, поддержать, объяснить, если у товарища что-то не получается; у детей этой группы достаточно ярко выражены организаторские способности. Дети, которым свойственно отрицательное доминирование, отличаются задиристостью, драчливостью, проявлением агрессивности, стремлением заставить выполнить свое требование во что бы то ни стало, подчинить себе других детей.

    Дети, проявляющие положительное подчинение, уступчивы, отличаются готовностью соглашаться, доверительным отношением к сверстникам, сильно воодушевляются, если их успехи замечены и признаны. Отрицательное подчинение характеризуется негативным отношением к сверстникам, но без конфликтного разрешения спора, обидчивостью, уступчивостью, застенчивостью.

    Изучая взаимоотношения детей, исследователь А. С. Залужный выявил типологию лидеров, которых подразделил на ситуативных (лидер-интеллектуал, лидер-организатор, эмоциональный лидер и т. д.) и постоянных. Расхожее мнение о том, что некоторые дети “от природы” не способны к лидерству, далеко от истины, лидером может быть и бывает в действительности при соответствующих условиях каждый ребенок, сейчас один, в следующий момент другой и т. д. Другими словами, в различных конкретных ситуациях групповой жизни выделяются отдельные члены группы, которые превосходят других, по крайней мере, в каком-то одном качестве, но поскольку именно это качество и оказывается необходимым в данной ситуации, человек, им обладающий, становится лидером.

    Таким образом, появление лидера есть результат места, времени и обстоятельств, при которых человек должен проявить нужные именно для данной ситуации качества таким образом, чтобы результат соответствовал ожиданиям группы. При оценке успешности деятельности лидера важен не столько объективный ее результат, сколько признание этой успешности со стороны других детей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) детей по организации ознакомления детей дошкольного возраста со стихотворением детей дошкольного возраста.

В презентации представлены методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) по организации ознакомления детей  дошкольного возраста  со стихотворением в условиях...

Конспект игровой деятельности для детей среднего дошкольного возраста составила Завьялова Т.Н. "В гости к паровозику" Пальчиковые игры для детей дошкольного возраста Тема «Транспорт». Советы для родителей «Научите детей, как надо вести себя на

Задачи игровой деятельности: упражнять детей в сравнении равных и неравных групп предметов, пользуясь приемом приложения предметов одной группы к предметам другой; обозначать результаты сравнения слов...

Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики и артикуляции у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности «Весёлые ручки и язычок» (дети раннего возраста, 2-3 года)

Некоторые родители считают: ребёнок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются ...

Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»

Данные методические рекомендации адресованы руководителям и педагогам дошкольных образовательных организаций, а также родителям детей дошкольного возраста.В сборник включены: актуальность, цели, подхо...