Организация прогулок в ДОУ
статья
Важным элементом образовательного процесса дошкольного учреждения являются прогулки с детьми. Традиционно прогулка включает в себя организацию с воспитанниками наблюдений за явлениями природы (растительным и животным миром, неживой природой); разнообразные игры; трудовую деятельность; спортивные упражнения и самостоятельную деятельность детей по их выбору и интересам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_progulok_v_dou.docx | 24.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
"ПРОГУЛКА В ДЕТСКОМ САДУ"
Важным элементом образовательного процесса дошкольного учреждения являются прогулки с детьми. Традиционно прогулка включает в себя организацию с воспитанниками наблюдений за явлениями природы (растительным и животным миром, неживой природой); разнообразные игры; трудовую деятельность; спортивные упражнения и самостоятельную деятельность детей по их выбору и интересам.
Основная задача воспитателя при проведении прогулок состоит в обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной для воспитанников деятельности. При этом необходимо равномерно чередовать спокойную и двигательную деятельности, распределять физическую нагрузку во время прогулки.
Так, согласно п. 11.5 СанПин рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок составляет 3-4 ч. При температуре воздуха ниже -15 °С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки рекомендуется сокращать.
В соответствии с п. 11.6 рекомендуется организовывать прогулки 2 раза в день: в первую половину дня и во вторую половину дня - после дневного сна. Согласно п. 12.7 прогулку детей после плавания в бассейне организуют не менее чем через 50 мин в целях предупреждения переохлаждения воспитанников.
ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГУЛКИ
При планировании прогулки основная задача воспитателя состоит в обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной для детей деятельности: игры, труда, наблюдений. При планировании содержания прогулки воспитатель предусматривает равномерное чередование спокойной и двигательной деятельности детей, правильное распределение физической нагрузки в течение всей прогулки. Последовательность и продолжительность разных видов деятельности изменяется с учетом конкретных условий: времени года, погоды, возраста детей и характера их предшествующей деятельности. Содержание вечерних прогулок планируется с учетом всей предшествующей деятельности детей.
Правильно организованная прогулка в полной мере удовлетворяет потребность детей в самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим, в новых ярких впечатлениях, в свободных активных движениях в игре. В условиях прогулки осуществляется тесное общение ребенка со взрослым. Воспитатель имеет возможность уточнять, закреплять знания, полученные детьми на занятиях, обучать тем или иным умениям, объединять малышей в небольшие подгруппы, приучая действовать сообща, не мешая друг другу, воспитывать любовь и доброе отношение ко всему, что окружает. Для успешного осуществления этих задач в первую очередь следует продумать условия проведения прогулки. Интерес к ней у детей будет поддерживаться целесообразным подбором выносного материала. Это мягкие сюжетные игрушки разного размера (медведи, зайцы, лисы, белки и т.д.), куклы в зимней одежде, санки, коляски, каталки, грузовые машины, сумочки, корзиночки, мячи и т. д. На веранде в специальных ящичках желательно хранить шишки, желуди, разноцветные камушки и т. д., в определенном месте - оборудование для выполнения совместных со взрослым трудовых действий: ведерки, лопатки, совки, венички.
Подготовка детей к прогулке.
Чтобы дети охотно собирались на прогулку, детей к прогулке воспитатель заранее продумывает ее содержание, вызывает у малышей интерес к ней с помощью игрушек или рассказа о том, чем они будут заниматься. Если прогулки содержательны и интересны, дети, как правило, идут гулять с большой охотой.
Одевание детей нужно организовать так, чтобы не тратить много времени и чтобы им не приходилось долго ждать друг друга. Для этого необходимо продумать и создать соответствующие условия.
Учить детей одеваться и раздеваться самостоятельно и в определённой последовательности, используя алгоритм: колготки, носки, брюки, обувь, кофта, шапка, пальто (куртка), шарф и варежки (перчатки). При возвращении с прогулки раздеваются в обратном порядке. Детей помогает одевать помощник воспитателя, но давая им возможность самим сделать то, что они могут.
Приучаем детей к тому, чтобы они оказывали помощь друг другу, не забывали поблагодарить за оказанную услугу.
Выходя на прогулку, дети помогают выносить игрушки и материал для игр и занятий на воздухе.
Содержание деятельности детей на прогулке
Содержание детей на прогулке зависит от времени года, погоды, предшествующих занятий, интересов и возраста.
Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества. Подвижная игра может быть проведена в начале прогулки, если занятия были связаны с долгим сидением детей. Если же они идут гулять после музыкального или физкультурного занятия, то игру можно провести в середине прогулки или за полчаса до ее окончания.
Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства.
Игры с прыжками, бегом, метанием, упражнениями в равновесии следует проводить также в теплые весенние, летние дни и ранней осенью.
Во время прогулок могут быть широко использованы бессюжетные народные игры с предметами, такие как кольцеброс, кегли, а в старших группах — элементы
спортивных игр: волейбол, баскетбол, городки, бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей. В жаркую погоду проводятся игры с водой.
Полезны игры, при помощи которых расширяются знания и представления детей об окружающем. Воспитатель дает детям кубики, лото, поощряет игры в семью, космонавтов, пароход, больницу и др. Он помогает развить сюжет игры, подобрать или создать необходимый для нее материал.
Помимо подвижных игр и отдельных упражнений в основных движениях, на прогулке организуются и спортивные развлечения - упражнения.
Во время прогулки необходимо уделять внимание трудовой деятельности детей. Содержание и формы ее организации зависят от погоды и времени года. Так, осенью дети собирают семена цветов, урожай на огороде, зимой могут сгребать снег, делать из него разные сооружения. Необходимо стремиться сделать детский труд радостным, помогающим малышам овладеть полезными навыками и умениями.
Трудовые задания должны быть посильны детям и вместе с тем требовать от них определенных усилий. Воспитатель следит, чтобы они выполняли свою работу хорошо, доводили начатое дело до конца.
Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными малышами. Одних воспитатель привлекает к наблюдениям, чтобы развить внимание, у других вызывает интерес к природе или общественным явлениям и т. д.
Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений. Например, можно обратить внимание на облака, их форму, цвет, сравнить их с известными детям образами. Следует организовать и наблюдения за трудом взрослых, которые работают вблизи детского сада, например за строителями.
Во время прогулки воспитатель следит за тем, чтобы все дети были заняты, не скучали, чтобы никто не озяб или не перегрелся. Тех детей, кто много бегает, он привлекает к участию в более спокойных играх.
Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует спокойные игры. Затем дети собирают игрушки, оборудование. Перед входом в помещение они вытирают ноги. Раздеваются дети тихо, без шума, аккуратно складывают и убирают вещи в шкафчики. Надевают тапочки, приводят костюм и прическу в порядок и идут в группу.
Структура прогулки.
Воспитатель, организуя наблюдения на прогулке, знакомит детей с неживой природой, растениями, животными, трудом взрослых в природе, с сезонными изменениями в природе. Проводя наблюдения, воспитатель решает в комплексе ряд задач: формирует у детей знания об окружающем, учит наблюдать, развивает наблюдательность, воспитывает эстетически.
Наблюдение проводится в начале прогулки: обращаем внимание детей на состояние погоды, отмечаем сезонные изменения в природе, наблюдаем за деревьями, птицами, животными, транспортом, прохожими, за трудом взрослых.
Используем художественное слово, читаем стихи, учим поговорки, пословицы, учим отгадывать загадки.
Известно, что труд оказывает разностороннее положительное влияние на развитие ребенка, воспитывает волевые качества, чувство коллективизма, совершенствует знания ребенка об окружающей жизни. У детей развивается интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней.
Труд детей на прогулке организуют в форме индивидуальных поручений и как коллективный. Содержание и формы её организации зависит от погоды и времени года. Так, осенью дети собирают семена, листья, зимой могут сгребать снег, делать из него разные сооружения. Также поручаем детям уборку участка от камушек, веточек, подмести дорожки, помочь малышам младшей группы убирать игрушки. В конце обращаем внимание на результаты своего труда.
Так же во время прогулки возможна организация элементарных опытов (например, опыты с песком и глиной и т.п.).
На прогулке большое место занимают игры. Это могут быть дидактические игры, творческие, подвижные, малоподвижные, спортивные игры.
Словесные игры («Кто летает, бегает, прыгает», «В воде, в воздухе, на земле», «Нужно – не нужно» и др.) не требуют никакого оборудования. Проводятся они с целью закрепления знаний о функциях и действиях тех или иных предметов, обобщения и систематизации знаний. Эти игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.
Одним из примеров творческих игр на прогулке могут быть строительные игры с природным материалом: песком, глиной, мелкими камушками, шишками и т.д. в них дети, созидая, познают свойства и качества материалов. Этими играми надо руководить. Для эффективности проведения таких игр необходимо иметь наборы формочек для игр с песком, резиновые фигурки людей и животных, фанерные силуэты домов, деревьев, шишки, веточки, печатки, карандаши для создания «картин» на песке и т.д.
Планируя прогулку, воспитатель включает 2 – 3 подвижные игры с бегом, прыжками, игры-эстафеты, соответствующие возрасту. Организация различных физических упражнений и подвижных игр на воздухе оказывает положительное влияние на эмоциональное состояние детей, помогает укреплению воли, развитию смелости, самостоятельности. Вместе с тем создаются наиболее благоприятные условия для проявления товарищеских чувств, взаимопомощи.
Ведущее место на прогулке отводится подвижным играм. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий.
Если занятия были с умственной нагрузкой, то прогулку начинаем с подвижной игры, если предшествовали динамические занятия (физкультурные, музыкальные), то игру организуем в середине прогулки.
Подвижную игру начинаем с выбора на роль водящего. Дети сами предлагают выбирать водящего считалкой.
Перед началом игры напоминаем правила игры. Побуждаем активно двигаться малоподвижных ребят, которые во время прогулки предпочитают спокойные игры. Затем предлагаем детям игрушки для организации творческих игр. Дети играют в семью, путешествие, моряки, космонавтов, больницу. Предлагаем обыгрывать день рождение зайки, покатать кукол с горки, строить замок, для игрушек.
Выносим кукол, детские коляски, саночки, машины (обязательно должны быть с верёвочками), предметы-заместители. Дети самостоятельно договариваются о сюжетах игр, распределяют роли, подбирают атрибуты, игрушки.
На самостоятельную деятельность у дошкольников остается сравнительно мало времени. В этом отношении прогулка особенно важна и необходима, поскольку детям предоставляется возможность проявить свои творческие способности, поиграть в любимые игры, используя оборудование участка, игрушки и пособия, которых нет в группе, побегать.
Для самостоятельной двигательной активности детей на прогулку выносим кегли, обручи, скакалки, мячи, песочные наборы, предлагая ребятам заняться самостоятельными играми.
В это время приглашаем к себе детей для индивидуальной работы на закрепление основных видов движений. Это - игры с мячом, метание в цель, упражнения в равновесии, спрыгивание с пеньков, перешагивание через предметы.
Во время прогулок следим за тем, чтобы все дети были заняты, не скучали, чтобы никто не замёрз или не перегрелся. Тех детей, кто много бегает, привлекаем к участию в более спокойных играх.
Прогулки не рекомендуется завершать подвижной игрой, поэтому мы в конце прогулки играем в малоподвижные, спокойные игры: «Море волнуется», «Карусели», «Кого не стало». «Узнай по голосу», «Водяной».
По завершению прогулки дети спокойные поднимаются в группу, у них хороший аппетит, здоровый сон.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Организация прогулок в детском саду во 2 младшей группе на тему: "Весна"
Прогулка- это один из основных режимных моментов в детском саду, которая направлена на укрепление здоровья, профилактики заболеваемости, физическое, умственное, познавательно речевое, художественно эс...
Проект по организации прогулок "Здоровейка"
Когда ребёнок заболевает, то это беда. Неокрепший организм борется с болезнью, а родители пытаются помочь: лечат у лучших врачей, дают дорогостоящие лекарства. Но существует достаточно много немедикам...
организация прогулок-походов с детьми дошкольного возраста
в данном материале представлен буклет для воспитателей детских садов с кратким описанием методики организации прогулок-походов с детьми дошкольного возраста...
Организация прогулок со старшими дошкольниками в теплое время года
- Требования к организации прогулки для детей 5 - 7 лет- Игровая деятельность во время прогулки- Игры - упражнения для гиперактивных детей...
Рекомендации по организации прогулок в ДОУ
Конспекты прогулок с художественным словом и методическими рекомендациями для педагогов...
Статья "Организация прогулок для детей старшего дошкольного возраста" (из личного опыта).
Организация прогулок (из личого опыта)...
"Организация прогулок в ДОУ"
Учебно-методическое пособие для воспитателей "Организация прогулок в ДОУ"...