Консультация для педагогов ""Батюшка Алтай - мой фольклорный край"
материал

Перминова Екатерина Сергеевна

Консультация для педагогов ""Батюшка Алтай - мой фольклорный край"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx125.15 КБ

Предварительный просмотр:

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0c80/0005ec67-3f43e186/hello_html_m34cfb563.jpg

Тема моей консультации обусловлена необходимостью изучения произведений детского фольклора педагогами, так как народная педагогика возникла, как практика, как искусство воспитания.  Она древнее педагогической науки, всегда обогащала её и, в свою очередь, сама обогащалась ею. Сказки, песни, пословицы, считалки, потешки, жеребьёвки, скороговорки, всегда были неразрывно связаны с опытом народной педагогики и широко применялись в работе ДОУ. Детский фольклор — это синтез поэтического народного слова и движения. Ребенок, как губка, впитывает поэзию родного языка, сначала слушая, а позднее и самостоятельно ритмизованно проговаривая народные тексты. Фольклор имеет ясно выраженную дидактическую направленность. Многое в нем создавалось, специально для детей, и было продиктовано великой народной заботой о молодежи — своем будущем. В связи с этим, поставлена  большая задача - не просто представить,  как используется устное народное творчество в работе с детьми в нашем ДОУ, но показать, как детский фольклор стал важнейшим орудием    воспитания и развития дошкольников.

   Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» нацеливает нас на широкое использование произведений народного творчества в работе  с детьми.

В организации работы с детьми я  выделили три основных  направления:

- использование фольклора в непосредственно-образовательной деятельности;

- применение фольклорных произведений в повседневной жизни;

- проведение народных праздников и развлечений в детском саду.

Весь музыкальный фольклорный материал, изученный во время реализации образовательной области «Музыка», находит свое место в устраиваемых народных праздниках. Их значение в воспитании дошкольников, несомненно, очень велико. К сожалению, у нас оказалась прерванной связь поколений, потеряны традиции празднования народных календарных праздников, забыты обычаи, верования. Надо постараться, чтобы народные праздники прочно вошли в жизнь детского сада. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Нельзя не отметить роль народной культуры и в нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости. Немного творчества, выдумки, импровизации и из старых обрядовых народных гуляний получатся замечательные современные праздники для наших детей.

Значение различных форм русского фольклора в музыкальном воспитании дошкольников трудно переоценить. Включение музыкального фольклора в программу музыкального обучения детей положительно отражается на детях – они узнают много нового о русском народном искусстве: музыке, песнях, танцах. Наблюдая за детьми во время проведения фольклорных праздников, театральных народных представлений, фольклорных спектаклей, при знакомстве с различными формами устного народного творчества и малыми музыкальными фольклорными формами, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность. Народные праздники помогают детям почувствовать себя частичкой своего народа, узнать о его обычаях и традициях. Эти праздники дают детям представление о народных верованиях, традиционных обрядах, повседневной жизни русского народа. Они учат бережному, трепетному отношению к природе, родному краю, своим предкам, истории народа. У детей рождается ответное, душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость.

Прислушиваясь к речи детей, можно отметить ее скудность, слабые попытки строить логические фразы, рассказы, высказывать мысли, пересказывать текст. В разговорной речи детей присутствуют слова уличного жаргона, а русские пословицы, небылицы, поговорки, скороговорки (древнейшая логопедия, прибаутки, песни, потешные и докучные сказки и т. д. не только открывают звуковые красоты родного слова, координируют движение и речь, но и расширяют, обогащают, активизируют словарный запас ребенка.

Народная фольклорная культура, наследие русского народа, дает нам неограниченные возможности для творчества, фантазии. Ведь если нет какого-либо праздника, его запросто можно придумать и организовать самостоятельно.   посиделки с играми, плясками частушками и чаепитием, всевозможные ярмарки и Капустники – все эти праздники не сложно придумать и провести, используя уже знакомый, и новый фольклорный материал. Минимум подготовки, максимум желания – и в ответ получим сияющие глаза наших ребятишек.

Для полноценного изучения русской народной культуры, конечно, одних музыкальных занятий, праздников и развлечений на материале русского фольклора, несомненно, недостаточно. Необходимо использовать фольклор в самых разных видах деятельности дошкольников.

Нельзя не отметить благотворного влияния фольклора на здоровье дошкольников. Различные виды народного творчества – музыка, танец, пение, подвижные народные игры – все это благотворно влияет на психофизический статус ребенка. Исполнение народных песен способствует постановке правильного дыхания. Исполнение народных танцев – формированию правильной осанки, способствует развитию мышечного чувства и координации движений. Разнообразные народные игры способствуют формированию волевых качеств, активизирует память, внимание, решают психокоррекционные задачи, снимая страхи, агрессию, замкнутость. Развивают речь, обогащают словарный запас детей. Дети осваивают традиционные стили общения.

Я предлагаю план мероприятий для родителей, педагогов и детьми.

План мероприятий для  родителей  и педагогов

Мероприятия

Анкетирование воспитателей  и родителей

Мониторинг творческих способностей

Наблюдения

Диагностика

Консультация для воспитателей «Музыкальный фольклор в жизни детей дошкольного возраста

Конкурс знатоков народной музыки

Народная мозаика

Практикум для педагогов

Родительское собрание по теме  «Народное творчество в жизни ребенка»

Мастер-класс для педагогов «Фольклор как средство развития дошкольников»

Круглый стол с участием родителей

«Роль народного фольклора в детском саду

«Мастер-класс» для родителей

«По изготовлению кукол оберегов»

Анкетирование воспитателей анкетирование родителей

Мониторинг творческих способностей,

Наблюдения

Культурно- досуговое мероприятие

«Яблочные посиделки»

План мероприятий с детьми

Название

 мероприятия

Предварительная

 работа

«Зимние святки»

Беседа с детьми о святочных праздниках, обычаях.

Знакомить детей с Рождественскими песнями и колядками.

«Рождество»

1 занятие:

Рассказ музыкального руководителя  о рождественских песнях и колядках.

2 занятие:

Рассказ об обычаях на святки рядиться, чтобы изменить свою внешность.

Пение колядки

Проведение русских народных игр.

3 занятие

Рассказ о новогодних песнях

«Овсенях» о гаданиях под новый год с пением.

«Пришла Коляда-отворяй ворота!»

Беседа о празднике Масленице, о традициях, обрядах,

Обычаях.

Разучивание приговорок, прибауток,

Закличек, песен.

Разыгрывание сценок колядования.

Загадки.

Проведение русских народных игр» Бабка Ёжка»

«Прялица»

Рассказ о святочных гаданиях

«Широкая

Масленица»

Рассказ музыкального руководителя о Масленице.

Проведение русских народных игр.

«Горшки» и Гори, Гори ясно»

Знакомство детей с масленичными песнями.

Знакомство с песнями которые пели в эти дни.

Проведение русской народной игры « Горелки»

«Егорьев день»

Рассказ о народном празднике.

Проведение русских народных игр»Кораблики,»Родничок»

Вербное воскресенье.

Посещение «избы».рассказ Хозяюшки о празднике Вербного воскресенья и вербе, обычаях, приметах.

Проведение русских народных игр:

Верба -вербочка,

«Заря –заряница»

Исполнение русских народных песен.

Троицкие гуляния

Рассказ педагога о праздновании Троицы, об обряде завивания берёзки,  Кумления .

Проведение русских народных игр «Венок» и

«Во поле берёзонька стояла»

Развлечение для детей «Как на Троицу, как на зеленую!»»

«На Ивана, да на Купалу!»

Рассказ педагога о традициях и обрядах празднования старинного праздника. Знакомство с Русалками, Водяным, Кикиморой.

Игры «Горелки», песни «На святого Ивана», закличка «Купала, Купала».

«Яблочные посиделки!»

Рассказ педагога о празднике, познавательно-игровая программа «Яблочные посиделки!»

Игры «Коршень», «А некуда Заиньке выскочить».

Этими всеми мероприятиями мы сможем создать условия и сформировать  предметно- развивающую среду    для  внедрения  в жизнь своих воспитанников детского фольклора; воспитаем у детей зачатки  нравственного самосознания и причастности к родным истокам; способствуем развитию познавательных процессов, речи и мелкой моторики; научим более бережно относиться к историческому наследию и традициям  своего народа; повысим профессиональный уровень управления процессом художественно-эстетического воспитания дошкольников.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов: «Воспитание любви к родному краю через ознакомление детей с природой»

«Воспитание любви к родному краю через ознакомление детей с природой»...

Консультация для педагогов на тему: "Малые фольклорные жанры в формировании звуковой культуры речи."

Фольклор, как сокровищница русского народа, находит своё применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста.     Лингвистическое воспитание должно начинаться в пе...

Проект «Батюшка Алтай-мой фольклорный край!»

Проект «Батюшка Алтай-мой фольклорный край!» для детей старшего дошкольного возраста....

Консультация для педагогов ДОУ «Использование малых фольклорных форм как средства приобщения дошкольников к русской народной культуре»

Что такое фольклор? Вместо слов устное народное творчество часто говорят фольклор, что в переводе с английского языка означает народная мудрость, народное знание. ...

Консультация для педагогов «Традиционная глиняная игрушка Орловского края»

Обзор игрушек плешковских и чернышенских мастеров Орловского края...

Консультация для педагогов «Воспитание любви к родному краю»

Воспитание патриотических чувств, было, есть и будет одним из главных составляющих воспитания маленького гражданина....