Консультация для педагогов ""Батюшка Алтай - мой фольклорный край"
материал
Консультация для педагогов ""Батюшка Алтай - мой фольклорный край"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx | 125.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема моей консультации обусловлена необходимостью изучения произведений детского фольклора педагогами, так как народная педагогика возникла, как практика, как искусство воспитания. Она древнее педагогической науки, всегда обогащала её и, в свою очередь, сама обогащалась ею. Сказки, песни, пословицы, считалки, потешки, жеребьёвки, скороговорки, всегда были неразрывно связаны с опытом народной педагогики и широко применялись в работе ДОУ. Детский фольклор — это синтез поэтического народного слова и движения. Ребенок, как губка, впитывает поэзию родного языка, сначала слушая, а позднее и самостоятельно ритмизованно проговаривая народные тексты. Фольклор имеет ясно выраженную дидактическую направленность. Многое в нем создавалось, специально для детей, и было продиктовано великой народной заботой о молодежи — своем будущем. В связи с этим, поставлена большая задача - не просто представить, как используется устное народное творчество в работе с детьми в нашем ДОУ, но показать, как детский фольклор стал важнейшим орудием воспитания и развития дошкольников.
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» нацеливает нас на широкое использование произведений народного творчества в работе с детьми.
В организации работы с детьми я выделили три основных направления:
- использование фольклора в непосредственно-образовательной деятельности;
- применение фольклорных произведений в повседневной жизни;
- проведение народных праздников и развлечений в детском саду.
Весь музыкальный фольклорный материал, изученный во время реализации образовательной области «Музыка», находит свое место в устраиваемых народных праздниках. Их значение в воспитании дошкольников, несомненно, очень велико. К сожалению, у нас оказалась прерванной связь поколений, потеряны традиции празднования народных календарных праздников, забыты обычаи, верования. Надо постараться, чтобы народные праздники прочно вошли в жизнь детского сада. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Нельзя не отметить роль народной культуры и в нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости. Немного творчества, выдумки, импровизации и из старых обрядовых народных гуляний получатся замечательные современные праздники для наших детей.
Значение различных форм русского фольклора в музыкальном воспитании дошкольников трудно переоценить. Включение музыкального фольклора в программу музыкального обучения детей положительно отражается на детях – они узнают много нового о русском народном искусстве: музыке, песнях, танцах. Наблюдая за детьми во время проведения фольклорных праздников, театральных народных представлений, фольклорных спектаклей, при знакомстве с различными формами устного народного творчества и малыми музыкальными фольклорными формами, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность. Народные праздники помогают детям почувствовать себя частичкой своего народа, узнать о его обычаях и традициях. Эти праздники дают детям представление о народных верованиях, традиционных обрядах, повседневной жизни русского народа. Они учат бережному, трепетному отношению к природе, родному краю, своим предкам, истории народа. У детей рождается ответное, душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость.
Прислушиваясь к речи детей, можно отметить ее скудность, слабые попытки строить логические фразы, рассказы, высказывать мысли, пересказывать текст. В разговорной речи детей присутствуют слова уличного жаргона, а русские пословицы, небылицы, поговорки, скороговорки (древнейшая логопедия, прибаутки, песни, потешные и докучные сказки и т. д. не только открывают звуковые красоты родного слова, координируют движение и речь, но и расширяют, обогащают, активизируют словарный запас ребенка.
Народная фольклорная культура, наследие русского народа, дает нам неограниченные возможности для творчества, фантазии. Ведь если нет какого-либо праздника, его запросто можно придумать и организовать самостоятельно. посиделки с играми, плясками частушками и чаепитием, всевозможные ярмарки и Капустники – все эти праздники не сложно придумать и провести, используя уже знакомый, и новый фольклорный материал. Минимум подготовки, максимум желания – и в ответ получим сияющие глаза наших ребятишек.
Для полноценного изучения русской народной культуры, конечно, одних музыкальных занятий, праздников и развлечений на материале русского фольклора, несомненно, недостаточно. Необходимо использовать фольклор в самых разных видах деятельности дошкольников.
Нельзя не отметить благотворного влияния фольклора на здоровье дошкольников. Различные виды народного творчества – музыка, танец, пение, подвижные народные игры – все это благотворно влияет на психофизический статус ребенка. Исполнение народных песен способствует постановке правильного дыхания. Исполнение народных танцев – формированию правильной осанки, способствует развитию мышечного чувства и координации движений. Разнообразные народные игры способствуют формированию волевых качеств, активизирует память, внимание, решают психокоррекционные задачи, снимая страхи, агрессию, замкнутость. Развивают речь, обогащают словарный запас детей. Дети осваивают традиционные стили общения.
Я предлагаю план мероприятий для родителей, педагогов и детьми.
План мероприятий для родителей и педагогов
Мероприятия |
Анкетирование воспитателей и родителей Мониторинг творческих способностей Наблюдения Диагностика |
Консультация для воспитателей «Музыкальный фольклор в жизни детей дошкольного возраста |
Конкурс знатоков народной музыки |
Народная мозаика |
Практикум для педагогов |
Родительское собрание по теме «Народное творчество в жизни ребенка» Мастер-класс для педагогов «Фольклор как средство развития дошкольников» |
Круглый стол с участием родителей «Роль народного фольклора в детском саду |
«Мастер-класс» для родителей «По изготовлению кукол оберегов» |
Анкетирование воспитателей анкетирование родителей Мониторинг творческих способностей, Наблюдения |
Культурно- досуговое мероприятие «Яблочные посиделки» |
План мероприятий с детьми
Название мероприятия | Предварительная работа |
«Зимние святки» | Беседа с детьми о святочных праздниках, обычаях. Знакомить детей с Рождественскими песнями и колядками. |
«Рождество» | 1 занятие: Рассказ музыкального руководителя о рождественских песнях и колядках. 2 занятие: Рассказ об обычаях на святки рядиться, чтобы изменить свою внешность. Пение колядки Проведение русских народных игр. 3 занятие Рассказ о новогодних песнях «Овсенях» о гаданиях под новый год с пением. |
«Пришла Коляда-отворяй ворота!» | Беседа о празднике Масленице, о традициях, обрядах, Обычаях. Разучивание приговорок, прибауток, Закличек, песен. Разыгрывание сценок колядования. Загадки. Проведение русских народных игр» Бабка Ёжка» «Прялица» Рассказ о святочных гаданиях |
«Широкая Масленица» | Рассказ музыкального руководителя о Масленице. Проведение русских народных игр. «Горшки» и Гори, Гори ясно» |
Знакомство детей с масленичными песнями. | Знакомство с песнями которые пели в эти дни. Проведение русской народной игры « Горелки» |
«Егорьев день» | Рассказ о народном празднике. Проведение русских народных игр»Кораблики,»Родничок» |
Вербное воскресенье. | Посещение «избы».рассказ Хозяюшки о празднике Вербного воскресенья и вербе, обычаях, приметах. Проведение русских народных игр: Верба -вербочка, «Заря –заряница» Исполнение русских народных песен. |
Троицкие гуляния | Рассказ педагога о праздновании Троицы, об обряде завивания берёзки, Кумления . Проведение русских народных игр «Венок» и «Во поле берёзонька стояла» Развлечение для детей «Как на Троицу, как на зеленую!»» |
«На Ивана, да на Купалу!» | Рассказ педагога о традициях и обрядах празднования старинного праздника. Знакомство с Русалками, Водяным, Кикиморой. Игры «Горелки», песни «На святого Ивана», закличка «Купала, Купала». |
«Яблочные посиделки!» | Рассказ педагога о празднике, познавательно-игровая программа «Яблочные посиделки!» Игры «Коршень», «А некуда Заиньке выскочить». |
Этими всеми мероприятиями мы сможем создать условия и сформировать предметно- развивающую среду для внедрения в жизнь своих воспитанников детского фольклора; воспитаем у детей зачатки нравственного самосознания и причастности к родным истокам; способствуем развитию познавательных процессов, речи и мелкой моторики; научим более бережно относиться к историческому наследию и традициям своего народа; повысим профессиональный уровень управления процессом художественно-эстетического воспитания дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов: «Воспитание любви к родному краю через ознакомление детей с природой»
«Воспитание любви к родному краю через ознакомление детей с природой»...
Консультация для педагогов: «Воспитание любви к родному краю через ознакомление детей с природой»
Патриотическое воспитание...
Консультация для педагогов на тему: "Малые фольклорные жанры в формировании звуковой культуры речи."
Фольклор, как сокровищница русского народа, находит своё применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста. Лингвистическое воспитание должно начинаться в пе...
Проект «Батюшка Алтай-мой фольклорный край!»
Проект «Батюшка Алтай-мой фольклорный край!» для детей старшего дошкольного возраста....
Консультация для педагогов ДОУ «Использование малых фольклорных форм как средства приобщения дошкольников к русской народной культуре»
Что такое фольклор? Вместо слов устное народное творчество часто говорят фольклор, что в переводе с английского языка означает народная мудрость, народное знание. ...
Консультация для педагогов «Традиционная глиняная игрушка Орловского края»
Обзор игрушек плешковских и чернышенских мастеров Орловского края...
Консультация для педагогов «Воспитание любви к родному краю»
Воспитание патриотических чувств, было, есть и будет одним из главных составляющих воспитания маленького гражданина....