Консультация для педагогов на тему: "Малые фольклорные жанры в формировании звуковой культуры речи."
консультация по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа) по теме
Фольклор, как сокровищница русского народа, находит своё применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста.
Лингвистическое воспитание должно начинаться в первые годы жизни ребёнка и совершаться исключительно на родном языке. Вот что писал о силе народного слова К.Д.Ушинский: «Не условным звукам только учиться ребёнок, изучая родной язык, но пьёт духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова». В этих словах великого педагога указан не только ожидаемый результат усвоения родного языка, но и метод его изучения: доверие к «языку-учителю», который «не только многому учит, но и учит удивительно легко, по какому-то недосягаемо облегчённому методу» (Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. Москва, 1974 год, том 1.)
Как отмечает М.Ю.Новицкая в своей книге «Народная детская поэзия» «Детский фольклор – это особая часть народной культуры, которая играет важную роль в жизни каждого народа. Произведения детского фольклора имеют важное значение в становлении и развитии личности каждого вновь появившегося на свет человека, в освоении им культурных богатств предшествующих поколений. Они необходимы ребёнку для выражения в художественной форме своего особого видения мира, порождённого возрастными психическими особенностями. Эти возрастные психические особенности, взаимодействие ребёнка с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми людьми меняются по мере развития ребёнка от рождения до отрочества».
С помощью детского фольклора взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание детей, доставляют им радость и оказывают на них своё воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства – звуковые, речевые, смысловые. Дети с особым удовольствием повторяют звукосочетания, которыми так богаты произведения малых фольклорных жанров. Благодаря тому, что ребёнок легко заучивает и помногу раз произносит тексты, насыщенные звукосочетаниями разной степени сложности, у него вырабатывается умение различать на слух близкие по звучанию слова, улучшаются произношение и дикция, формируется фонетическое восприятие, которое имеет огромное значение для успешного овладения грамотой.
Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе.
С искусством народа мы знакомимся в первой, услышанной в детстве колыбельной песне. Она наполнена материнской любовью. За пением колыбельных песен наступал черёд тешить ребёнка пестушками и потешками. Своё название пестушки получили от слова «пестовать» - нянчить, холить, ходить за кем-нибудь. Это короткие стихотворения-приговоры, которыми сопровождают движения ребёнка в первые месяцы жизни. Пестушка незаметно переходит в потешку-песенку, которую поют ребёнку, играя с его пальчиками, ручками, ножками.
Детям в первые годы жизни пели песенки и более сложного содержания. Это песенные прибаутки, маленькие сказочки в стихах. Их затейливый мир так похож на тот, в котором живут люди: мелют муку на мельнице, толкут овёс, куют в кузнице, пасут скотину и т.д.
В прошлом ребёнок рано привыкал делить заботы взрослых. На улице он выучивал заклички – обращение к солнцу, радуге, дождю, птицам; приговорки – обращение к мышке, чтобы дала новый крепкий зуб, вместо выпавшего, к улитке, чтобы выставила рожки; передразнивание птиц и т.д.
Особые свойства имеют игровые припевы и приговоры. Ими начинают игру или связываю части игрового действия.
Частью игры были и считалки. Считалка в простейшей форме – это счёт. Счётом решали, кому водить.
Игра словом в скороговорках тоже становится источником веселья. В одной фразе нарочно совмещаются звуки, трудные для выговаривания именно своим сочетанием. Скороговорки учили чётко, быстро и правильно говорить, хотя и оставались просто игрой.
Понятие «звуковая культура речи» широко и своеобразно. Оно включает собственно произносительные качества, характеризующие звучащую речь, элементы звуковой выразительности речи, связанные с ними двигательные средства выразительности, а также элемента культуры речевого сообщения. Составные компоненты звуковой культуры - речевой слух и речевое дыхание – являются предпосылкой и условием для возникновения звучащей речи.
Народ – непревзойдённый учитель речи. Ни в каких других произведениях, кроме народных, не найти такого сочетания труднопроизносимых звуков, такого продуманного по звучанию расположения слов. Использование потешек, считалок, чистоговорок, скороговорок даёт потрясающие результаты, так как отработка звуков происходит в виде смешной и понятной игры. Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию малые фольклорные формы могут быть широко использованы при проведении артикуляционной и дыхательной гимнастики, для развития мелкой моторики рук, закрепления произношения поставленных звуков.
ПОТЕШКИ, ПРИГОВОРКИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ
АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ.
Логопед читает потешки и приговорки, а дети выполняют артикуляционные упражнения. В дальнейшем один из детей читает потешку, а затем выполняет артикуляционные упражнения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для педагогов | 478 КБ |
anketa-1.doc | 23 КБ |
Предварительный просмотр:
(Консультация для воспитателей)
Старший воспитатель Тесакова С.В.
Фольклор, как сокровищница русского народа, находит своё применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста.
Лингвистическое воспитание должно начинаться в первые годы жизни ребёнка и совершаться исключительно на родном языке. Вот что писал о силе народного слова К.Д.Ушинский: «Не условным звукам только учиться ребёнок, изучая родной язык, но пьёт духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова». В этих словах великого педагога указан не только ожидаемый результат усвоения родного языка, но и метод его изучения: доверие к «языку-учителю», который «не только многому учит, но и учит удивительно легко, по какому-то недосягаемо облегчённому методу» (Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. Москва, 1974 год, том 1.)
Как отмечает М.Ю.Новицкая в своей книге «Народная детская поэзия» «Детский фольклор – это особая часть народной культуры, которая играет важную роль в жизни каждого народа. Произведения детского фольклора имеют важное значение в становлении и развитии личности каждого вновь появившегося на свет человека, в освоении им культурных богатств предшествующих поколений. Они необходимы ребёнку для выражения в художественной форме своего особого видения мира, порождённого возрастными психическими особенностями. Эти возрастные психические особенности, взаимодействие ребёнка с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми людьми меняются по мере развития ребёнка от рождения до отрочества».
С помощью детского фольклора взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание детей, доставляют им радость и оказывают на них своё воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства – звуковые, речевые, смысловые. Дети с особым удовольствием повторяют звукосочетания, которыми так богаты произведения малых фольклорных жанров. Благодаря тому, что ребёнок легко заучивает и помногу раз произносит тексты, насыщенные звукосочетаниями разной степени сложности, у него вырабатывается умение различать на слух близкие по звучанию слова, улучшаются произношение и дикция, формируется фонетическое восприятие, которое имеет огромное значение для успешного овладения грамотой.
Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе.
С искусством народа мы знакомимся в первой, услышанной в детстве колыбельной песне. Она наполнена материнской любовью. За пением колыбельных песен наступал черёд тешить ребёнка пестушками и потешками. Своё название пестушки получили от слова «пестовать» - нянчить, холить, ходить за кем-нибудь. Это короткие стихотворения-приговоры, которыми сопровождают движения ребёнка в первые месяцы жизни. Пестушка незаметно переходит в потешку-песенку, которую поют ребёнку, играя с его пальчиками, ручками, ножками.
Детям в первые годы жизни пели песенки и более сложного содержания. Это песенные прибаутки, маленькие сказочки в стихах. Их затейливый мир так похож на тот, в котором живут люди: мелют муку на мельнице, толкут овёс, куют в кузнице, пасут скотину и т.д.
В прошлом ребёнок рано привыкал делить заботы взрослых. На улице он выучивал заклички – обращение к солнцу, радуге, дождю, птицам; приговорки – обращение к мышке, чтобы дала новый крепкий зуб, вместо выпавшего, к улитке, чтобы выставила рожки; передразнивание птиц и т.д.
Особые свойства имеют игровые припевы и приговоры. Ими начинают игру или связываю части игрового действия.
Частью игры были и считалки. Считалка в простейшей форме – это счёт. Счётом решали, кому водить.
Игра словом в скороговорках тоже становится источником веселья. В одной фразе нарочно совмещаются звуки, трудные для выговаривания именно своим сочетанием. Скороговорки учили чётко, быстро и правильно говорить, хотя и оставались просто игрой.
Понятие «звуковая культура речи» широко и своеобразно. Оно включает собственно произносительные качества, характеризующие звучащую речь, элементы звуковой выразительности речи, связанные с ними двигательные средства выразительности, а также элемента культуры речевого сообщения. Составные компоненты звуковой культуры - речевой слух и речевое дыхание – являются предпосылкой и условием для возникновения звучащей речи.
Народ – непревзойдённый учитель речи. Ни в каких других произведениях, кроме народных, не найти такого сочетания труднопроизносимых звуков, такого продуманного по звучанию расположения слов. Использование потешек, считалок, чистоговорок, скороговорок даёт потрясающие результаты, так как отработка звуков происходит в виде смешной и понятной игры. Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию малые фольклорные формы могут быть широко использованы при проведении артикуляционной и дыхательной гимнастики, для развития мелкой моторики рук, закрепления произношения поставленных звуков.
ПОТЕШКИ, ПРИГОВОРКИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ
АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ.
Логопед читает потешки и приговорки, а дети выполняют артикуляционные упражнения. В дальнейшем один из детей читает потешку, а затем выполняет артикуляционные упражнения.
Дудочка.
Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду. Потерял пастух дуду.
А я дудочку нашла, пастушку отдала…
(Вытянуть губы вперёд трубочкой).
Грибок.
Гриб-грибок, выставь лобок! На тебя погляжу, в кузовок положу!
Гриб на грибу, а мой наверху!
(Присосать широкий язык к твёрдому нёбу)
Лошадка.
Цок, цок, цок, цок! Я лошадка – серый бок!
Я копытцем постучу, если хочешь – прокачу!
Посмотри, как я красива, хороши и хвост и грива.
Цок, цок, цок, цок! Я лошадка – серый бок!
(Щёлкать языком в быстром и медленном темпе)
Горка.
Ты, мороз, мороз, мороз, не показывай свой нос!
Уходи скорей домой, стужу уводи с собой.
А мы саночки возьмём, мы на улицу пойдём,
Сядем в саночки – самокаточки.
(Открыть рот. Кончик языка опустить за нижние зубы, среднюю часть языка выгнуть вперёд).
Кошка лакает молоко.
Как повадился коток ко старушке в погребок – по сметану, по творог.
Как увидели кота Таня с Маней из окна. Они хлопнули окном, Побежали за котом. Как догнали кота посреди двора,
Постегали кота хворостинкою:
«Вот тебе, коток, и сметана, и творог, и сладкое молоко»
(Опустить кончик языка за нижние зубы, а затем резким движением подбросить вверх. Движения выполнять несколько раз.)
Дождик.
Дождик, дождик, дождик, лей – нам с тобою веселей.
Не боимся сырости, только лучше вырастим.
(Ударять кончиком языка о твёрдое нёбо, произнося: д-д-д-д.)
Для тренировки артикуляционного аппарата можно использовать различные приговорки птицам:
Ти-ти-кирь, фти-фти. Ти-ти-кирь, фти-фти.
Зуёк, ти-ли-ти, гнездо вити.
Курли, курли, курли, летят, летят, журавли!
Курлы-си, курлы-си, по Руси! По Руси!
Ики, ики, ики, ики – крики! Крики! Крики!
Икли, икли, икли – это журавли! Это журавли!
Кукушечка, кукушечка, серая рябушечка,
Покукуй в лесу: ку-ку – сколько лет я проживу.
Ты-латы, ты-латы, с высоты! С высоты!
То-то-та, то-то-та, журавли идут в дома!
Уд-удод, уд-удод, не летай в огород, не пугай народ,
Садись на кочку, проплачь всю ночку.
Наши уточки с утра – кря-кря-кря! Кря-кря-кря!
Наши гуси у пруда – га-га-га! Га-га-га!
А индюк среди двора – бал-бал-бал! Балды-балды!
Наши гуленьки сверху – гру-гру-гру!
Наши курочки в окно – ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
А наш Петя-петушок ранним утром поутру
Нам споёт – ку-ка-ре-ку!
Для проведения дыхательной гимнастики могут быть использованы следующие приговорки:
Вей, вей, ветерок, натяни парусок,
Гони стружок с запада на восток.
Ветерок-ветерок, натяни парусок,
Гони мой баркас на всех парусах!
Мотылёк-вителёк, принеси нам ветерок:
От ворот в поворот гнать кораблик в ручеёк.
Вей, вей, ветерок, натяни парусок,
Кораблик гони – до Волги-реки!
Ветерок-ветерцо, не дуй мне в лицо,
А дуй мне в спину, чтоб идти было в силу.
ПЕСТУШКИ И ПОТЕШКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК.
Перебирать по очереди пальчики ребёнка и приговаривать:
Сорока-ворона кашу варила, на подпечке студила. Деток кормила.
Этому дала (мизинец), этому дала (безымянный),
Этому дала (указательный), этому не дала (большой).
Мальчик-пальчик каши не варил, дров не носил, Кашу не студил, деток не кормил.
Здесь тёплая вода (кисть), здесь горячий кипяток (локоток),
Здесь щекоток (под мышкой)
Большаку дрова рубить (большой палец),
А тебе воды носить (указательный палец),
А тебе печа топить (безымянный палец),
А малышке песни петь (мизинец),
Песни петь да плясать, родных братьев потешать.
Перебирать пальцами по столу и приговаривать:
Идут четыре брата навстречу старшему.
- Здравствуй, большак! – говорят
- Здорово, Васька – указка, Мишка – серёдка, Гришка – сиротка
Да крошка Тимошка.
Скок – поскок! Молодой дроздок по водичку пошёл,
Молодичку нашёл. Молодиченька невеличенька: сама с вершок,
Голова с горшок. Шу – вы! Полетели, на головушку сели.
Изображать пальцами рук рога козы и приговаривать:
Идёт коза рогатая, идёт коза бодатая:
Ножками: топ – топ! Глазками: хлоп – хлоп!
Кто кашки не ест, молока не пьёт,
Того забодает, забодает.
Хлопать в ладоши в такт и приговаривать:
А тари, тари, тари! Куплю Маше янтари, останутся деньги,
Куплю Маше серьги, останутся пятаки, куплю Маше башмаки,
Останутся грошики, куплю Маше ложки,
Останутся полушки, куплю Маше подушки.
Сцепить руки в замок, тянуть с силой в разные стороны и приговаривать:
Тяни холсты, тяни холсты, на рубашечку, на столешничек.
Сидя, топать ногами и приговаривать:
- Ножки, ножки, куда вы бежите?
- В лесок на мошок: избушку мшить, чтоб не холодно жить.
ПОТЕШКИ, ЗАКЛИЧКИ, ПРИГОВОРКИ, СЧИТАЛКИ, СКОРОГОВОРКИ
ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ «С, З, Ц.»
- Скок, сорока, скок, сорока, слепа с ока, крива с бока.
- Дрозд, дрозд. Прост, прост, кованый нос, железный хвост.
- Коси, коса, пока роса. Роса долой, косец домой.
- Солнышко – колоколнышко, ты пораньше взойди,
Нас пораньше разбуди: нам в поля бежать, нам весну встречать.
- Идёт кузнец из кузницы, несёт кузнец два молота.
Тук, тук, тук, да ударил разом вдруг.
- Капуста виласта, не будь голенаста, Не будь голенаста, будь пузаста.
- Берёза, моя берёзонька, берёза, моя белая, берёза кудрявая!
Стоишь ты, берёзонька, посередь долинушки,
На тебе, берёзонька, листья зелёные;
Под тобой, берёзонька, травка шёлковая.
- Ой, ты, зоренька – заря, заря вечерняя.
А кто зореньку найдёт, тот и вон пойдёт.
- Косарь Касьян косой косит косо,
Не окосит косарь Касьян покоса.
- Саня гуляла в лесу, увидала в лесу лису.
- Идёт Петя во лесок, во лесок! А у Пети поясок. Поясок!
- У маленького Сани сани едут сами
- У Сени и Сани в сетях сом с усами.
- У осы не усы, а усики.
- Береги нос в сильный мороз.
- Сене всё бы спать на сене. Сено Сене Костя косит. В сени сено Сеня носит.
ПОТЕШКИ, ЗАКЛИЧКИ, ПРИГОВОРКИ, СЧИТАЛКИ, СКОРОГОРКИ
ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ
ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ «Ш, Ж».
- Уж дождь – дождём, поливай ковшом! Ситом, решетом, целым ушатом.
- Мочи, мочи, дождь на нашу рожь, на бабушкину пшеницу, на дедушкин ячмень поливай весь день.
- Улитка, улитка! Покажи свои рога, дам кусок пирога, пышки, ватрушки, сдобной лепёшки.
- Федорок с вершок, голова с горшок, шапка с колышком, ножки брёвнышком.
- Радуга – дуга, не давай дождя, давай солнышко, красно вёдрышко.
- Шишел, вышел, вон пошёл, на боярский двор зашёл, там бояре шапки шьют, на окошко их кладут. Шишел, вышел, вон пошёл.
- Антошка – картошка, соломенная ножка, сам с ноготок, голова с локоток.
- Кошка на окошке рубашку шьёт, курочка в сапожках избёнку метёт.
ПОТЕШКИ, ЗАКЛИЧКИ, ПРИГОВОРКИ, СЧИТАЛКИ, СОКОРОГОВОРКИ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ «Ч, Щ».
- Дождик, дождик, пуще! Едет Ванька с гущей, задел за пенёк – осветился огонёк, задел за кочку – пролил гущи бочку.
- Гром гремучий, тресни тучи, дай дождя с небесной кручи.
- Конь ретивый, долгогривый скачет полем, скачет нивой. Кто коня того поймает, с нами в салочки играет.
- Ай, чу-чу, чу-чу, чу-чу, я горошек молочу, я горошек молочу на Ивановом току. Ко мне курочка бежит, конопаточка спешит, ничто не говорит. А из курочки перо полетело далеко. Ой, далеко, далеко, на Иваново село.
- Ай, чуку, чуку, чуку, я горошек молочу. Я горошек молочу на чужом точку. На чужом тачку, на прилетнечку. Ко мне куры летят и вороны летят. А я курицу цепом, а ворону кулачком.
- Наш чеботарь – всем чеботарям чеботарь, никому нашего чеботаря не перечеботарить.
- В печурке три чурки, три гуся, три утки.
- Сыпь песочек в жёлтенький черепочек.
- Стоит копна с подприкопёночком.
- Выдерни лычко из-под кадычка.
- Испеки в печи калачи да мечи на стол горячи.
ПОТЕШКИ, ЗАКЛИЧКИ, ПРИГОВОРКИ, СЧИТАЛКИ,
СКОРОГОВОРКИ ДЛЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ
СВИСТЯЩИХ И ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ.
- Дон, дон, дон! Загорелся кошкин дом. Бежит курица с ведром – заливает кошкин дом.
- Зайчишка – трусишка по полю бежал, в огород забежал, морковку нашёл, капустку нашёл, сидит, грызёт. Ай, кто-то идёт!
- Зайчик, ты зайчик, коротеньки ножки, сафьяновы сапожки!
- Синичка – синичка, воробью сестричка. Воробей – воришка, залез в амбаришко клевать просо своим носом.
- Котишко – мурлышко, серый лбишко, не лезь в сметану, оставь Степану.
- Иди, весна, иди, красна, принеси ржаной колосок, овсяной снопок, большой урожай в наш край.
- У Саши в каше сыворотка из-под простокваши.
- Ужа оса ужалила, ежу ужасно жаль его.
- Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
- В шалаше лишь шмель шумит, там, свернувшись, Саша спит.
- Сшила Саша Сашке шапку. Сашка шапкой шишку сшиб.
- За шоссе шуршали мыши в камыше.
- Саше дали кашу, а Клаше простоквашу.
- Бежит лиса по шесточку. Лизни, лиса, песочку.
- В лесу слышен шелест листьев.
- Шишки на сосне, шашки на столе.
- На солнышке выросли подсолнушки.
- Задрожали зайки, увидав волка на лужайке.
- Серая кошка сидит на окошке.
ПОТЕШКИ, ЗАКЛИЧКИ, ПРИГОВОРКИ, СЧИТАЛКИ,
СКОРОГОВОРКИ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ
ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ «Л, ЛЬ».
- Сова, совинька, сова, большая голова, на колу сидела, в сторону глядела, головой вертела.
- Лиса по лесу ходила, лиса голосом вопила, лиса лычки драла, лиса лапотки плела – кому двое, себе трое и детишкам по лаптишкам! Кто лаптишки найдёт, тот водить пойдёт.
- Едет Ваня на быке, балалаечка в руке, балалаечка упала, быку ноженьку сломала.
- Сшит колпак, да не по-колпаковски, кто бы тот колпак переколпаковал да перевыколпаковал?
- Столы белодубовые, гладкотёсовыструганные.
- Сел сокол на гол ствол.
- Вбили кол в частокол, подприколошматили.
ПОТЕШКИ, ЗАКЛИЧКИ, ПРИГОВОРКИ, СЧИТАЛКИ,
СКОРОГОВОРКИ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ «Р, РЬ».
- Шла торговка мимо рынка, спотыкнулась о корзинку. И упала в ямку – бух! Раздавила сорок мух!
- Ты Назар, ты Назар, поди-ка на базар, купи мне сарафан: ни долог, ни короток – ни в лес ходить, ни зайцев ловить.
- Матушка – репка, уродись крепка, ни густа, ни редка, до великого хвоста.
- Тары-бары, растабары! У Варвары куры стары.
- Отвори, Увар, ворота.
- У двора на траве дрова.
- Вашему пономарю нашего пономаря не перепономарить.
ПОТЕШКИ, ЗАКЛИЧКИ, ПРИГОВОРКИ, СЧИТАЛКИ,
СКОРОГОВРКИ ДЛЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ
«Р, РЬ, Л, ЛЬ».
- Курочка – ряба всё овёс толкла, просо сеяла, горох веяла.
- Бегал заяц по болоту, он искал себе работу, да работы не нашёл, сам заплакал и пошёл.
- Андрей – воробей, не гоняй голубей, голуби боятся, на крышу садятся.
- Прокоп – укроп медный лоб. Сам с аршин, голова с кувшин.
- Ворон, ворон, хвост обломан, хвост обломан, нос окован.
- Дед Лысой, тряси бородой, гони ветрило, чтобы лодка плыла.
- Солнышко, покажись! Солнышко, снарядись! Что бы год от года давала нам погода: тёплое летечко, грибы в берестечко, ягоды в лукошко, зелёного горошка.
- Ты, рябинушка, раскудрявая, ты когда взошла, выросла? Я весной взошла, летом выросла, по зорям цвела, солнцем вызрела.
- Под матицей, под потолком висит полколпака гороху без червячка, без червоточинки.
- Вавилу ветрило промоклосквозило.
- Валин валенок провалился в прогалинок.
- Радуга – коромысло полукругом над рекой повисла.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Науменко Г.М. «Солнышко, покажись! Красное, снарядись» Русские народные детские скороговорки, считалки, заклички, игры. Москва, 1077 год
2. «Живая вода» Сборник русских народных песен, сказок, пословиц, загадок. Составитель В.П. Аникин, Москва, 1977 год
3. Аникин В.П. «К мудрости ступенька». О русских песнях, сказках, пословицах, загадках, народном языке. Москва, 1982 год
4. Аникин В.П. «Русский фольклор» Москва, 1986 год.
5. Новицкая М.Ю. «Народная детская поэзия» (прибаутки, небылицы, считалки, детские игры) Москва, 1999 год.
6. Померанцева Э.В. «Детям на потеху» Русские народные песни, загадки, пословицы. Москва, 1987 год.
7. Селивёрстов В.И. «Игры в логопедической работе с детьми» Москва, 1987 год
8. Тарабарина Т.И., Ёлкина Н.В. «Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки» Ярославль, 1996 год
9. Усова А.П. «Русское народное творчество детскому саду» Москва, 1972 год
10. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. Москва 1974 год.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребёнка Детский сад №3 «Светлячок»
142190 Москва, Троицк, Сиреневый бульвар, дом 9
8-495-851-05-25, 495-851-28-66
troitskdou3@yandex.ru
Предварительный просмотр:
Использование фольклора в повседневной жизни.
Уважаемые родители, просим Вас ответить на следующие вопросы:
- Поете ли Вы колыбельные песни, потешки, пестушки для Вашего ребенка?
- Какие русские народные сказки рассказываете Вашему ребенку?
_____________________________________________________________
3. Играете с ребенком в русские народные игры? В какие?________________________________________________________________________________________________________________
- Используете в речи пословицы и поговорки? Какие?
_____________________________________________________________
- Посещаете концерты фольклорной музыки?
_____________________________________________________________
7. Бываете на выставках, ярмарках прикладного
искусства? ______________________________________
- Ходите на народные гуляния?___________________________________
- Смотрите телевизионные передачи о народном творчестве?_____________
Спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Формирование звуковой культуры речи детей дошкольного возраста»
В консультации раскрывается основное значение звуковой культуры речи как составной части общей речевой культуры, что входит в понятие "ЗКР", описаны основные этапы усвоения ребёнком ...
Самообразование "Малые фольклорные жанры в формировании звуковой культуры речи".
Формирование звуковой культуры через малые фольклорные жанры....
Консультация логопеда c презентацией. Общение и сотрудничество - средства оптимизации формирования звуковой культуры речи дошкольников.
Речь не является врождённой способностью, а развивается параллельно с физическим и умственным развитием ребёнка ,служит показателем его общего развития.Раннее выявление детей с нарушением звукопроизно...
Малые фольклорные жанры в формировании звуковой культуры речи
Потешки, приговорки для проведения артикуляционной гимнастики...
Консультация для педагогов «Организация пространств группы для решения задач по звуковой культуре речи».
Речь это важнейшее достижение человека, которое позволяет общаться с помощью слов, звуков и других элементов языка.Культура речи — это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием и...
Формирование звуковой культуры речи детей дошкольного возраста средствами малых фольклорных жанров
Формирование звуковой культуры речи...
Консультация для педагогов . Игры и упражнения по формированию звуковой культуры речи.
Консультация для педагогов.Игры и упражнения по формированию звуковой культуры речи1. Лото «Определи первый звук в слове» ЦЕЛЬ Упражнять детей в выделении первого звука в слове.ИГРОВОЙ МАТ...