Выступление ГМО 2022 год
материал

Ахметова Ильмира Альфисовна

 «Игры и забавы для самых маленьких»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_i_zabavy_dlya_samyh_malenkih.docx36.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан

Тема выступления

 «Игры и забавы для самых маленьких»

                                             Подготовила:

музыкальный руководитель

                                                                              Ахметова И.А.

Содержание

  1. Игры и забавы, их роль на музыкальных занятиях, задачи, виды……………..3
  2. Картотека игр……………………………………………………………………...7
  3. Список использованной  литературы…………………………………………..12

«Игры и забавы для самых маленьких»

Влияние музыки в развитии творческой деятельности  детей  велико. Музыка, как и любое  другое   искусство, способно  воздействовать  на всестороннее  развитие  ребенка, побуждать  к  нравственно - эстетическим  переживаниям,  к  активному  мышлению.

Дошкольное  детство - пора  наиболее  оптимального  приобщения ребенка  к  миру  прекрасного. Музыкальное  развитие  оказывает,  ничем  не заменимое,  воздействие  на  общее  развитие: формируется  эмоциональная сфера, совершенствуется  мышление, развиваются  музыкальные способности.

Развитие музыкальных способностей - одна  из  главных  задач  музыкального  воспитания  детей.

В современной педагогике  игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка - дошкольника. Игры различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни детей, в их воспитании и обучении. В игре ребёнок ставит цели, стремится к их достижению, при этом фантазирует, творит, у него развиваются  инициатива, изобретательность, организаторские способности. Это активный способ присвоения ребёнком социального опыта.

Музыкальная игра - это активная деятельность, направленная на выполнение музыкально-ритмических задач. Она вызывает у детей веселое, бодрое настроение, влияет на активность процесса развития движений, формирует музыкальные способности. Играя, ребенок упражняется в движении, осваивает его, в процессе игры развиваются положительные качества личности ребенка, через игру он познает жизнь.

Музыкальная игра имеет следующие задачи:                  

Коррекционные:

- развитие слухового, зрительного  восприятия, мимической мускулатуры, дыхательной системы, артикуляционного аппарата,  координации движений и нормализация их темпа и ритма; формирование выразительных средств: интонации, мимики, жестов, движения;      

Оздоровительные:
- укрепление сердечнососудистой, двигательной систем, костно-мышечного аппарата;
-развитие моторики: общей, мелкой, артикуляционной;
развитие быстроты двигательной реакции;                                    

Образовательные:
- обучение речевым, певческим, двигательным навыкам;
развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей;
Воспитательные:
- воспитание общей, музыкальной, речевой, двигательной  культуры, эстетическое отношение к окружающему;                                                           

Развивающие:

- познавательная активность, устойчивый интерес к действию,
самоконтроль,  внимание, память,  мышление, ориентировка  в пространстве.

Музыкальные подвижные игры в детском саду составляют неотъемлемую часть эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Наравне с пением песен, слушанием музыки игры помогают донести содержание музыкальных произведений, зародить у детей любовь к искусству. Играя, дети испытывают эстетическое наслаждение, переживают светлые, радостные настроения. Каждая игра (пляска, хоровод) имеет четкую педагогическую направленность, является средством, при помощи которого музыкальный руководитель учит ребенка воспринимать музыку и передавать в движении ее содержание и особенности. Музыкальные игры и забавы помогают детям полюбить музыку, эмоционально реагировать на нее; развивают музыкальный слух и чувство ритма, обогащают детей новыми музыкальными знаниями, расширяют их музыкальный кругозор.

Игры приучают детей к коллективным действиям, способствуют их объединению, воспитывают чувство коллективизма, дружбы, товарищества, взаимного уважения, а также чувство справедливости.

На занятиях у детей формируется характер, воля, настойчивость, умение мобилизовать свои силы, сосредоточить внимание, проявить ловкость, сообразительность, повышается умственная активность.

Движения под музыку укрепляют детский организм. Удовольствие, которое ребенок получает в процессе игры, всегда сопровождается значительными физиологическими изменениями в его организме, улучшаются дыхание и кровообращение.

Музыкальные игры - основной путь раскрытия музыкального образа через движение: внимание детей направляется на содержание произведения, на его характер и на средства музыкальной выразительности. Содержание (характер) и структура музыки определяют собой образы, действия и построения игр, плясок. Содержание музыки находит свое суммарное выражение в ее характере, который и передается движением.

Музыкальные игры:

  1. Отрабатывают вокальные и ритмические навыки, развивают эстетический вкус. В ходе игры дошкольник выполняет разного рода задания, действия его направлены на процесс узнавания мелодии, определение её характера. И музыкальная игра в отличие от обычного танца стимулирует детей слушать мелодию внимательно и сознательно, согласовывая свои движения с началом и окончанием композиции. Помимо этого, музыкальные игры закрепляют знание детьми музыкальных инструментов.
  2. Развивают у малыша быстроту реакции, активизируют чувства, воображение, образное мышление. Ведь в подобных играх действия обычно эмоционально окрашены, здесь имеют большое значение мимика, жестикуляция, интонация.
  3. Развивают внимание, память, умение ориентироваться в пространстве, контролировать движения собственного тела.
  4. Улучшают настроение, способствуют социализации детей, позволяют преодолеть индивидуальные психологические проблемы. Эта деятельность позволяет увлечь слишком активных дошкольников, имеющих проблемы с дисциплиной, и раскрепостить чересчур застенчивых детей, повысить их контактность. Музыкальные игры способствуют адаптации в новом коллективе.
  5. Танцевальные движения позволяют эффективно снимать эмоциональное и мышечное напряжение.

Музыкальные игры делятся на сюжетные и несюжетные в зависимости от того, разыгрывают дети определенный сюжет или выполняют игровые задания.

В сюжетных играх раскрываются образы, показаны действия. В этих играх сюжетны поэтические тексты, а движения как бы их комментируют. В сюжетных играх детей младших групп происходит простейшая имитация движений (например, воробушек машет крыльями, зайчик прыгает).

Несюжетные игры не имеют определенной тематики. В них присутствуют различные игровые задания, элементы пляски, соревнования, различные построения и перестроения.

С младшей группы необходимо внимательно следить за тем, чтобы движения детей в играх и плясках всегда были осмысленными, содержательными и отвечали музыке. Каждое движение должно возбуждать в детях чувства и мысли, созвучные музыкальным образам и содержанию игры (пляски); нельзя допускать механического выполнения ими движений.

Картотека игр

Игра-забава: «Карусели»

Цель: обучение выполнять движения соответственно тексту, ходить по кругу взявшись за руки; создание атмосферы радости, сближающей детей.

Ход: Еле-еле, еле-еле Дети, держась за руки, идут по

Завертелись карусели. кругу, постепенно ускоряясь...

А потом, потом, потом -

Все бегом, бегом, бегом!

Тише, тише, не спешите.

Темп движения снижается,

Карусель остановите.

Постепенно переходя на ходьбу.

Раз, два, раз, два (пауза) 

Дети останавливаются и

Вот и кончилась игра!

Кланяются друг другу!

Игра-забава:  «Маленькая птичка»

Цель: развитие активной речи и внимания ребенка.

Ход: для игры понадобится игрушечная птичка.

Маленькая птичка.

Прилетела к нам, к нам!

Маленькой птичке,

Зернышки я дам, дам, дам!

Села птичка на окошко,

Посиди еще немножко,

Подожди, не улетай,

Улетела, Ай!

Рекомендации: при последних словах можно спрятать птичку за спину и предложить детям найти ее.

Игра-забава "Веселые ложки"

(Русская народная мелодия "Ах, ты, береза")

Цель: учить детей начинать и заканчивать игру всем одновременно и вместе с музыкой, развивать чувство музыкального ритма.

Оборудование: музыкальный центр, две кошечки би-ба-бо, деревянные ложки по количеству малышей, ширма.

Ход игры: на ширме появляются две кошки - би-ба-бо, каждая держит в лапках по деревянной ложке:

Мы, серенькие кошки,

Сыграем вам на ложках.

Кошки "исполняют" аккомпанемент к русской народной музыке, звучащей в аудиозаписи, дети хлопают в ладоши. Далее кошки раздают детям деревянные ложки (каждый ребенок подходит к ширме и получает ложки). Детям объясняют, как надо держать ложки и играть. Малыши исполняют ритмический аккомпанемент к музыке, кошки пляшут.

Игра-забава “Звонкий бубен"

Цель: учить детей совершать ритмичные действия с бубном под музыкальное сопровождение, подражая сверстнику.

Оборудование: бубны средней величины по количеству детей.

Ход игры: взрослый ударяет в бубен, напевая веселую мелодию. Затем предлагает поиграть наиболее активному малышу под музыкальное сопровождение.

Далее взрослый просит одного из малышей раздать бубны всем детям. Взрослый показывает как играть в бубен, дети повторяют.

Игра-забава с погремушками

Цель: создать радостное настроение.

1.Наши погремушки, звонкие игрушки,
Погремушки у ребят очень весело звенят.
2.Будем веселиться, весело кружиться,
Погремушки у ребят очень весело звенят.
3.Дети убежали, тихо стало в зале,
Погремушки у ребят очень весело звенят.
4.Где же вы, ребятки? Не играйте в прятки.
Погремушки у ребят очень весело звенят.

Игра-забава «Звуки инструментов»

Цель: развивать слуховое внимание детей.

Ход игры:

 Приходит Петрушка и приносит разнообразные музыкальные инструменты (барабан, бубен, дудочку, погремушку и др.). Петрушка предлагает детям послушать, как звучит тот или иной инструмент. Затем он раздаёт детям музыкальные инструменты и предлагает поиграть в них.

Игра-забава «Весёлые молоточки»

Цель: Игра на развитие чувства ритма

Игровой материал: Металлофоны или музыкальные молоточки, или ритмические кубики, палочки и тд. По числу играющих.

Ход игры: Воспитатель поёт песенку, задаёт ритмический рисунок, ребёнок его повторяет:

Воспитатель: Возьмём молоточки мы и повторяем за мной. Тук-тук-тук

(Ребёнок повторяет) тук-тук-тук.

С дуба жёлуди летят: тук-тук-тук

(ребёнок повторяет) тук-тук-тук

Игра-забава «Чудесный мешочек»

Игровой материал. Небольшой мешочек, красиво оформленный аппликацией. В нем музыкальные игрушки: мишка, заяц, птичка, кошка, петушок.

Ход игры. Участвует вся группа. «Дети,- говорит воспитатель,- к нам на занятие пришли гости. Но где же они спрятались? Может быть, здесь? (Показывает мешочек.) Сейчас мы послушаем музыку и узнаем, кто там». «Петушок»- русская народная мелодия, «Серенькая кошечка» В. Витлина, «Воробушки» М. Красева, «Медведь» В. Ребикова и др. Дети узнают музыку, кто-либо из них достает из мешочка соответствующую игрушку и показывает всем.

Игра- танец «Мухоморчики- грибочки»

  1. Мухоморчики-грибочки вырастали у пенечков,
    Их здесь целая семья-не заметить их нельзя.
    Тра-ля-ля, тра-ля-ля, не заметить их нельзя.
    2.Красной шапочкой в горошек привлекают они мошек.
    Только помните, друзья: мухоморы рвать нельзя!
    Тра-ля-ля, тра-ля-ля,мухоморы рвать нельзя!
    3.Мухоморчики-детишки, озорные шалунишки,
    Самые нарядные - все ребята славные!
    Тра-ля-ля, тра-ля-ля, мухоморчики-друзья!

Игра- танец с платочками

Сл.Ануфриевой

1.У кого в руках платочек,
Тот ко мне пойдет в кружочек,
И платочек всем покажет,
и так весело помашет.
Припев:
Вот так вот платок какой,
покружись над головой.
2.Мы возьмем за уголочки
Наши яркие платочки
И поднимем выше, выше,
И поднимем выше, выше.
Припев.
3.Сядем тихо мы в кружочек,
Спрячемся за свой платочек,
А потом, а потом
Всех ребяток мы найдем.
Припев.
4.Как похожи на цветочки
Наши яркие платочки
И ребятки наши тоже
На цветочки все похожи.

Игра- танец «Лучики»

Сл. и муз АЕвтодьева, постановка Е.Мордвинова

1.Просыпайся, солнышко, сколько можно спать?

Лучики позвали нас танцевать.

Маленькие лучики в ручки мы возьмём,

Вместе с нашим солнышком танцевать начнем!

Припев:

Кружитесь быстро лучики веселым колесом

И согревайте, лучики, вы всё своим теплом.

 Свети нам ярко, солнышко, и землю согревай,

Всем улыбайся ласково и радостно сияй.

2. Просыпайся, солнышко, сколько  можно спать?

Лучики позвали нас танцевать !

Спрячутся за облачко, любят поиграть,

А потом покажутся лучики опять.

Припев:

3.Просыпайся, солнышко, сколько  можно спать?

Лучики позвали нас танцевать!

С ветерком подружатся, быстро  полетят,

Маленькие лучики всех согреть хотят!

Список используемой литературы

  1. Образцова Т.Н. «Музыкальные игры для детей», 2005
  2. Роот З. Я. "Музыкально дидактические игры для детей дошкольного возраста" Айрис-пресс - 2005
  3. Бодраченко И.В. «Музыкальные игры в детском саду для детей 3-5 лет», 2009
  4. Образцова Т.Н. Музыкальные игры детей. ‒ М.: ООО «ИКТИ», 2001.
  5. Зимина А. Н. "Музыкально-дидактические игры и упражнения " - 1999


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на мини-педсовете март 2022

В рамках реализации годовой задачи "Знакомство с технологиями эффективной социализации Н.П. Гришаевой" мной был представлен доклад с презентацией "Технология "Ситуация месяца"...

V Муниципальные Иоанновские чтения (Федоровский район). Выступление из опыта работы «Патриотическое воспитание дошкольников в рамках реализации проекта «День народного единства» январь 2022 г.

Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым относиться чувство патриотизма.В педагогическом аспекте п...

РМО руководителей ДОО «Организация работы с семьей в ДОУ на современном этапе образования». Выступление «Дистанционные формы сотрудничества с семьями воспитанников в современных условиях» 03.03.2022 г.

В современном мире развитие коммуникационных и информационных технологий идёт быстрыми темпами. Обучение и образование современных детей и родителей тесно переплетается с компьютерными технологиями.В ...

РМО воспитателей «Успешные практики в реализации задач программы воспитания». Выступление «Реализация рабочей программы воспитания в МДОУ детский сад «Солнышко» р.п. Дергачи. Физическое и оздоровительное направление воспитания» 21.04.2022 г.

Рабочая программа воспитания МДОУ детский сад «Солнышко» р. п. Дергачи утверждена приказом 30.08.2021г  № 69 «О включении в ООП ДО рабочей программы воспитания и календарного пл...

II Всероссийская научно-практическая конференция «Образование в регионе: проблемы и векторы развития». Выступление по теме: «Школа начинается с детского сада: взаимодействие с социумом средствами ИКТ". 06.04.2022 г.

Школа начинается с детского сада: взаимодействие с социумом средствами ИКТ. Опыт дистанционного образования с использованием развивающей платформы «Робоборик».Мы уверены, что в нашем дошко...

Выступление на РМО 2021-2022 учебный год

Современные методы обучения бурятскому языку Наш детский работает с 2017 года, в этом гоСовременные методы обучения бурятскому языку ду мы отмечаем первый свою юбилей. (5 лет). За эти 5 лет ...