Статья «Организация работы тьютора по формированию мотивации и познавательной активности воспитанников со сложной структурой дефекта в дошкольном учреждении».
статья

Мингазова Екатерина Николаевна

В данной статье рассмотрены эффективные формы и методы работы по формированию мотивации и познавательной активности воспитанников с тяжёлыми множественными нарушениями в развитии. Статья освещает практический опыт организации тьюторского сопровождения слабослышащих детей с РАС, УО, ДЦП, ЗПР в условиях инклюзивного дошкольного образования.

 Статья будет полезна педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с ОВЗ. Материал статьи основан на личном опыте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тьютор «Нижневартовской школы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1» Мингазова Екатерина Николаевна.

«Организация работы тьютора  по формированию мотивации и познавательной активности воспитанников со сложной структурой дефекта в дошкольном учреждении».

Аннотация: в данной статье рассмотрены эффективные формы и методы работы по формированию мотивации и познавательной активности воспитанников с  тяжёлыми множественными нарушениями в развитии. Статья освещает практический опыт организации тьюторского сопровождения слабослышащих детей с РАС, УО, ДЦП, ЗПР в условиях инклюзивного дошкольного образования.

 Статья будет полезна педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с ОВЗ. Материал статьи основан на личном опыте.     

Ключевые слова: тьютор, мотивация, дети с тяжелыми множественными нарушениями, образовательный процесс, взаимодействие с семьей, сотрудничество.

     Актуальность статьи обусловлена тем, что с каждым годом растет количество детей с ограниченными возможностями здоровья (в том числе с тяжелыми множественными нарушениями), адаптация которых значительно затруднена в условиях общеобразовательных учреждений из - за системности нарушений и отсутствия комплексной коррекционно-развивающей помощи.  

      В отечественном специальном образовании сделано очень много для обоснования положения о том, что ребёнок с отклонениями в развитии имеет особые образовательные потребности и, не будучи готов к усвоению общеобразовательных программ, нуждается в специальных условиях, которые обеспечивают усвоение жизненно значимых социальных навыков на разных возрастных этапах развития.

    Необходимость индивидуального сопровождения ребенка в образовательном учреждении тьютором может быть прописана в Индивидуальной программе реабилитации и абилитации (ИПРА), если ребенок имеет инвалидность. Рекомендацию на тьюторское сопровождение может дать психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК).

Цель работы тьютора заключается в создании условий для успешного включения ребенка в образовательную среду, поддержке и сопровождении его образовательной деятельности, основываясь на принципах индивидуализации и индивидуального подхода. Тьютор, совместно с методистом, педагогом, куратором и при участии родителей ребенка участвует в составлении адаптированной программы дополнительного образования и ее регулярной корректировке, способствует обеспечению учебной дисциплины обучающегося (группой), создает образовательную развивающую среду для подопечного в рамках коллектива группы. Взаимодействует с психологом, педагогом, учителем-дефектологом, другими специалистами по возникающим проблемам и их решению в учебе и общении подопечного (группы). Для выполнения образовательных задач использует приемы, методы и средства обучения, соответствующие уровню подготовки обучающегося с ОВЗ. Тьютор осуществляет связь с родителями (законными представителями), информирует о достижениях подопечного, советуется с ними, оказывает им консультативную помощь. Ведет дневник наблюдений. При необходимости ведет коррекционно-развивающую работу с тьюторантом.

Цель и задачи работы тьютора достигаются следующими средствами:

•   организации и адаптации жизненного пространства: рабочего места, места отдыха и других мест, где бывает ребенок;

•  выявление тьютором и педагогом зон ближайшего развития ребенка, опоры на его внутренние, скрытые ресурсы, дозирование нагрузки, адаптации учебного материала, адаптации учебных пособий. 

Тьютор вправе использовать любые воспитательные и образовательные технологии, приемлемые для него лично и эффективные с точки зрения достижения результатов тьюторского сопровождения.

Результатами работы тьютора являются: адаптация ребенка к среде ДОУ – изменение поведения ребенка; развитие коммуникативных способностей ребенка; динамика личностного, когнитивного, эмоционального, творческого развития ребенка, развитие самостоятельности ребенка.

Главная задача тьютора – помочь ребенку стать частью образовательного процесса, он осуществляет помощь, постепенно уменьшая подсказки (от прямой физической подсказки до вербальной).

Тьютор – это связующее звено между ребенком и педагогом, между ребенком и его сверстниками, он помогает разрешать сложные ситуации, направляет деятельность ребенка, использует возможности и ресурсы ребенка для эффективного обучения.

       К числу общих проблем детей с тяжёлыми нарушениями в развитии  относятся социальная дезадаптированность, низкий уровень психических процессов (внимания, предметного и социального восприятия и представлений, памяти, мышления); несформированность мотивационно - потребностной и  эмоционально волевой сферы, недостаточность моторного развития; снижение произвольности психических процессов, деятельности и поведения. Все эти особенности приводят к существенной задержке психических новообразований на каждом возрастном этапе. Перечисленные недостатки могут проявляться у дошкольников с разными видами нарушений в неодинаковой степени и в разных комбинациях. При этом у ребёнка страдает работоспособность, в других случаях - произвольность в организации деятельности, в  третьих – мотивация к различным видам деятельности.

     Поскольку проблемой мотивов и мотивацией занимались  многие ученые,   С.Л. Рубинштейн, П.М. Якобсон, А.Н. Леонтьев  мы можем утверждать, что мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности.

Цель мотивации дошкольников - вызвать у детей интерес к занятию, занимательному делу, или какой - либо деятельности, создать условия увлечённости, умственного напряжения, направлять усилия детей на осознанное освоение и приобретение знаний и умений.

       В рамках статьи, я постараюсь не углубляться в теорию, а хочу поделиться практическими способами мотивации дошкольников к познавательной деятельности, которые использую   в своей работе с детьми. Это способы, основанные на внешней, игровой мотивации, но именно они становятся базовыми на этапе дошкольного образования, позволяют заинтересовать ребёнка.

Игровая мотивация - это методический приём, помогающий в игровой форме руководить детской деятельностью и добиться желаемого результата.
Первый тип  игровой мотивации - «Помоги игрушке», ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек.

Второй тип мотивации - помощь взрослому - «Помоги мне».

Здесь мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе.

 Третий тип мотивации «Научи и меня».  

Основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим.
Четвёртый тип мотивации «Создание предметов своими руками для себя» -Основан на внутренней заинтересованности ребёнка.

Игровая мотивация должна отвечать возрастным особенностям детей.

Моими подопечными являются четыре ребёнка нуждающихся в тьюторском сопровождении. Каждый из них имеет тяжелые множественные нарушения в развитии: у всех детей имеется нарушение опорно-двигательного аппарата, двухсторонняя сенсоневральная тугоухость 4ст., у троих детей задержка речевого и психического развития, у двоих  имеется нарушение зрения. У одного из детей умственная отсталость.

Несмотря на всё вышеперечисленное, считаю первостепенным выстраивать свою работу на основе  анализа наблюдений за тьторантами.

В ходе моих наблюдений, были выявлены некоторые особенности в развитии и поведении детей, на основе которых, мною была выстроена работа по формированию у них мотивации и познавательной активности.

Предлагаю вашему вниманию краткую характеристику особенностей развития моих тьторантов и выбранные мною направления индивидуальной работы с детьми.

Один из детей проявляет особый  интерес к рисованию дорожных знаков. Он способен не только изобразить эти знаки, но и подробно рассказать о каждом из них. Речь у ребёнка невнятная, но понятна окружающим. Он предпочитает рисование дорожных знаков, любой другой деятельности. Игры в основном с дорожными знаками и машинами. Мальчик не усидчив, легко возбудим, агрессивен. Агрессия направленная на сверстников и педагогов. Со сверстниками малообщителен, не принимает активного участия в играх. Играет в настольные игры совместно со взрослыми, в играх с детьми не проявляет инициативу. На физкультуре выполняет все посильные для него упражнения, требуется помощь тьютора и индивидуальный подход в выборе упражнений и темпа их выполнения.

     Для себя выделила следующие направления в работе с этим ребёнком:  постоянно поддерживаю интерес ребёнка  в предпочитаемой им сфере занятий (Играем в игры интересные ребёнку, например в настольной игре «Ходилка» его привлекает оформление (дорога, машины), он выполняет правила игры, играет с другими детьми, в процессе игры закрепляем навыки порядкового счёта и чтения, закрепляем умение ориентироваться на листе бумаги, развиваем внимание, память, речь). Хвалю его если он справляется с заданием. Поощряю проявления социально одобряемых форм поведения. Акцентирую внимание ребенка   на положительном, а не на отрицательном опыте («в следующий раз надо поступить ...», «молодец что помог Егору обуться»).

В индивидуальной работе с мальчиком использую  дидактические игры, упражнения с раздаточным материалом, счётными палочками, настольные игры, графические упражнения в тетради. На занятиях оказываю помощь по мере необходимости. В сюжетно-ролевых играх, он охотно включается в игру под руководством взрослого, в общение со сверстниками направляю и корректирую его поведение, воспроизводя в совместных играх различные жизненные ситуации, учу его адекватно в них ориентироваться.

Вовлекаю тьюторанта в коллективные виды деятельности, формируя у него сотрудничество со взрослыми и сверстниками, воспитываю навыки продуктивного взаимодействия в процессе совместной деятельности.

В начале апреля мы высаживали семена цветов для клумб. Ребёнку было интересно. Мы наблюдали за изменениями происходящими с растениями в процессе роста, поливали, ребёнок принимал активное участие. Вместе со всеми детьми обсуждали увиденное, мальчик отвечал на задаваемые мной вопросы. В результате снизился уровень агрессии, ребёнок участвует в осмысленном диалоге. В дальнейшем будем работать над расширением сферы интересов ребёнка, повышением способности к саморегуляции.

        Девочка  4-го года обучения, активный ребёнок, доброжелательна к окружающим. Речь у нее отсутствует. Общается с помощью жестов. Она не всегда воспринимает обращённую к ней речь, не реагирует на просьбу. Может подолгу сидеть одна, играя с какой - нибудь игрушкой, однако проявляет интерес к занятиям и продуктивным видам деятельности, всё делает по подражанию. Не умеет играть со сверстниками, в основном это игры рядом. Интерес к игрушкам носит кратковременный характер, в игре наблюдается стереотипность, формальность действия, отсутствует замысел.  

Со взрослыми охотно идёт на контакт, реагирует на похвалу.

При ходьбе и беге у ребёнка заметна  неуклюжесть, нарушения координации, плохое владение телом, девочка быстро перевозбуждается. Не смотря на такие трудности она стремиться к их преодолению, частично владеет навыками самообслуживания, на занятиях физкультурой, выполняет по подражанию все доступные ей упражнения, хорошо умеет кидать мяч в цель, в корзину.  Ручная умелость у неё развита слабо из-за проблем с мелкой моторикой обусловленных пониженным мышечным тонусом.

 В процессе индивидуальной работы использую приём «рука в руке», упражнения на развитие мелкой моторики, игры шнуровки, сортеры Марии Монтесорри, штриховку, игры с прищепками, вкладыши, мелкую и крупную мозаику. При общении с девочкой использую естественные жесты и мимику, чётко проговариваю слова, стараясь, чтобы ребёнок смотрел в лицо в момент общения. Использую яркий наглядный дидактический материал. Слежу за тем, чтобы слуховые аппараты всегда были в рабочем состоянии.  В конце учебного года заметна положительная динамика, она увереннее держит карандаш, раскрашивает, сжимает и мнёт в руках пластилин, складывает крупные пазлы и картинки.  С целью предотвращения утомляемости и потери внимания организую частую смену деятельности, провожу динамические паузы. Для привлечения внимания ребёнка использую игровую мотивацию например: «В гости пришла собачка, она голодная, покорми собачку». Вовлекаю в постепенное общение со сверстниками, так как она предпочитает игру рядом, не играет в сюжетные игры с другими детьми, продолжаю обучение игровым действиям, чтобы игра была более содержательной.

           У двух моих тьюторантов заметно развиты творческие способности.

Под творческими способностями подразумеваются индивидуальные качества ребёнка, которые определяют успешное выполнение какой - либо творческой деятельности.

У девочки 5-го года обучения творческие способности проявляются в художественно - речевой деятельности, в сочинении коротких рассказов по картинкам, рассказывании стихотворений, в игре и пении. Она владеет развёрнутой фразовой речью в соответствии с возрастом, свободно общается со взрослыми и детьми, читает стихи, рассказывает об увиденном. Ей нравятся занятия с включением проблемных ситуаций, детского экспериментирования. Много фантазирует, обладает довольно развитым воображением.  Усвоение образовательной программы вызывает у девочки затруднения, но на занятиях  она активна, легко переключается с одного вида деятельности на другой.  

Во время индивидуальных занятий с ребёнком, в различных видах деятельности  развиваю творческое мышление и познавательную активность посредством  наблюдения за окружающей средой, чтения и заучивания стихотворений, сочиняем короткие рассказы по картинкам и мнемотаблицам, проводим опыты, эксперименты. Поддерживаю инициативу и самостоятельность девочки. Учитываю её интересы и индивидуальные особенности.

Недавно она принесла из дома косточку от апельсина, и рассказала, что хочет посадить её, для того чтобы выросло дерево. Я поддержала инициативу ребёнка. Так у нас появился проект «Вырастим дерево из косточки».

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он формирует навыки сотрудничества у ребёнка. В основе проекта лежит проблема, которая направлена на развитие поисково-познавательной деятельности ребёнка.

На подготовительном этапе нашего проекта мы проговорили что нужно сделать, чтобы косточка проросла и превратилась в дерево.  Рассмотрели картинки с изображением процесса посадки и роста растения. Всё в доступном и понятном для ребёнка формате. На втором исследовательском этапе мы посадили косточку и наблюдали когда появится росток, поливали почву. На третьем этапе когда косточка проросла, мы обсудили результат, обобщили его в виде рисунка.

Девочку можно назвать мотивированным ребёнком, она стремиться к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное «зачем?», «как?», «почему?». Часто если у неё возникают вопросы, я предлагаю найти ответ в книге.

Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности  является одной из составляющих успешности обучения ребёнка  в школе.

Ещё один ребёнок, активный, добрый, любознательный, эмоционально отзывчивый мальчик. Он любит рисовать, раскрашивать, конструировать, ему интересны все виды деятельности. Его творческие способности особенно проявляются в рисовании. Ребёнок по своему воспринимает художественные образы, обогащает их собственным воображением, соотносит со своим личным опытом. Он с удовольствием конструирует опираясь на образец, использует конструктор Тико, Лего, Мозаику, выкладывает простые схематические изображения без помощи, проявляет самостоятельность и инициативу. С удовольствием играет с детьми в сюжетные игры, любит подвижные игры,  стремиться к самостоятельному выполнению всех доступных ему действий, при необходимости обращается за помощью к взрослым или сверстникам, благодарит за помощь.

Он испытывает трудности организации и управления  собственным поведением, часто отвлекается, нуждается в помощи тьютора. На занятиях и во время приёма пищи используется специальное кресло «Егорка». Речь развита слабо, говорит несколько слов и коротких фраз, пытается пользоваться дактилированием, чаще общение происходит с помощью жестов и звукоподражаний. Из-за индивидуальных особенностей опорно-двигательного аппарата мальчику необходима помощь и сопровождение тьютора, на физкультуре, прогулке, во время занятий и самостоятельной деятельности.  

Во время индивидуальных занятий с мальчиком, в свободной деятельности для активизации творческого мышления использую конструкторы, мозаики, рисование, лепку, аппликацию. Учу справляться с трудностями на занятиях самостоятельно, подсказав и направив деятельность ребёнка. При необходимости использую приём «рука в руке», наглядные пособия с комментариями, карточки подсказки. Использую перфокарты, интелектуальный тренажёр (папку с прозрачными файлами, куда вкладываются листы с различными заданиями), ребёнок выполняет задания фломастером на водной основе. В таких играх развивается мелкая моторика, точность движений, происходит подготовка руки к письму. На занятиях физкультурой и музыкой развиваю координацию движений, гибкость, равновесие, крупную и мелкую моторику обеих рук, способствую формированию пространственных представлений, самостоятельности, эмоциональной отзывчивости. Приём «рука в руке»  очень эффективен при построениях, хороводах и т.д. Подбираю для каждого ребёнка упражнения и темп их выполнения, в соответствии с возможностями детей.

            Анализируя свою работу, делаю выводы: Перечисленные выше особенности  детей  дошкольного возраста со сложной структурой дефекта, создают серьёзные проблемы в обучении данной категории детей. Слабость активного внимания препятствует решению сложных задач познавательного содержания, формированию устойчивых учебных действий. Однако при продолжительном и направленном использовании методов и приёмов коррекционной работы, становится заметной положительная динамика общего психического развития детей. Методы и приёмы обучения определяются в соответствии с возможностями детей, имеющих сложные нарушения развития.

Для успешного решения задач по воспитанию и обучению своих тьюторантов, я провожу работу направленную на выявление и развитие образовательных способностей и интересов обучающихся в различных видах деятельности; активизирую развитие любознательности и познавательной мотивации.

Организация обучения детей требует особого подхода, который предусматривает эмоциональную поддержку дошкольников на занятиях.

Иногда, одного желания педагога и владения методикой проведения занятий, недостаточно для положительной динамики развития детей и их заинтересованности. Важное условие работы по формированию мотивации ребенка с ОВЗ - активная и адекватная позиция родителей, их вера в возможности и способности ребёнка к преодолению своего недуга, раскрытию талантов и способностей.

Чрезмерная гиперопека, стремление сделать всё за ребёнка, облегчить ему жизнь приводит к нежеланию ребёнка справляться с трудностями, возникающими в какой либо деятельности.

Стратегия воспитания в семье с детьми с ОВЗ должна сочетать предоставление помощи с поощрением самостоятельности ребёнка, разумную систему требований, обогащение видов деятельности и общения ребёнка. Следует понять, что болезнь ребёнка - действительно тяжёлое испытание, которое может и должно быть преодолено любовью, терпением и правильным пониманием того, как следует строить воспитание, чтобы реализовать потенциал познавательных и творческих возможностей ребёнка.

Таким образом, правильно построенная работа по коррекции и развитию познавательной мотивации детей дошкольного возраста с ОВЗ позволит повысить успешность их учебной деятельности.

Литература:

1.Стребелева Е.А. Специальная дошкольная педагогика. М.:2001г.

2.Боскис P.M. Глухие и слабослышащие дети. М.:2004г.

3.Глухов В.П. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии. М.:2007г.

4. Дети с отклонениями в развитии. Методическое пособие / под ред. Н.Д. Шматко.

5.Карпенкова И.В. Тьютор в инклюзивной школе: сопровождение ребенка с особенностями в развитии. Из опыта работы. М.: ЦППРиК «Тверской», 2010.

6.Дети с нарушениями слуха: учебное пособие /Н.Д.Шматко, О.А.Красильникова.-М:2023г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преимущества и особенности использования информационных технологий в работе воспитателя с детьми со сложной структурой дефекта дошкольного возраста ДДИ № 28

 В статье рассматривается коррекционная работа воспитателя на примере дома-интерната для  детей со сложной структурой дефекта с применением информационных технологий....

Игра как основной вид деятельности в работе воспитателя с детьми со сложной структурой дефекта дошкольного возраста ГКУ ДДИ № 28

 В статье рассматриваются игры как основной вид деятельности в коррекционной работе воспитателя на примере дома-интерната для  детейсо сложной структурой дефекта....

Конспект интегрированного занятия в игровой комнате по развитию познавательной деятельности и развитию речи у детей дошкольного возраста со сложной структурой дефекта по теме: «Необычные приключения утенка»

Школа  родителей. Конспект интегрированного занятия в игровой комнате по развитию познавательной деятельности и развитию речи у детей дошкольного возраста со сложной структурой дефекта. Цель: про...

"Особенности организации работы по формированию навыка творческого рассказывания у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста".

К числу важнейших задач работы с дошкольниками относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо для подготовки детей к предстоящему школьному обучению. Но особое значение это и...

Статья на тему: ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ СЛОЖНУЮ СТРУКТУРУ ДЕФЕКТА

Какие особенности имеет микроклимат семьи ребенка со множественными нарушениями в развитии. Как выстраивать общение с семьей, зная эти особенности? Какие ошибки в коммуникации с семьей может допускать...

"Работа учителя-дефектолога с детьми после кохлеарной имплантации со сложной структурой дефекта".

Данная статья предназначена для учителей-дефектологов, работающих с детьми после процедуры кохлеарной имплантации со сложной структурой дефекта (дети дошкольного и младшего школьного возраста). Количе...

Консультация " Взаимодействие воспитателя с семьями воспитанников со сложной структурой дефекта"

Немаловажную роль в воспитании и развитии детей со сложной структурой дефекта играют родители, которые являются первыми педагогами. Взаимодействия педагогов с ними просто невозможно без учёта интересо...