Рабочая программа по конструктивно-модельной деятельности "Роботёнок"
рабочая программа
Аннотация к рабочей программе
по конструктивно-модельной деятельности «Роботёнок»
Муниципального дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад «Огонёк» г. Надыма»
Рабочая программа по конструктивно-модельной деятельности «Роботёнок» разработана с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Содержание образования детей по Программе является частью, формируемой участниками образовательных отношений в рамках Основной общеобразовательной программы дошкольного образования Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Огонёк» г. Надыма».
Программа рассчитана на два года освоения воспитанниками 5-и-7-и лет, имеет научно-техническую направленность. Занятия по Программе положат начало формированию у воспитанников представлений об устройстве конструкций, механизмов, а также послужит развитию их творческих способностей. Реализация учебного плана Программы позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать способности к решению проблемных ситуаций – умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их, расширит активный словарь детей.
Цель программы – развитие технического творчества и формирование научно – технической профессиональной ориентации у детей старшего дошкольного возраста средствами робототехники. Программа отвечает требованиям направления муниципальной и региональной политики в сфере образования - развитие основ технического творчества детей в условиях модернизации образования.
Задачи программы:
- формировать первичные представления о робототехнике, ее значении в жизни человека, о профессиях, связанных с изобретением и производством технических средств;
- приобщать к научно – техническому творчеству: развивать умение постановки технической задачи, сбирать и изучать нужную информацию, находить конкретное решение задачи и материально осуществлять свой творческий замысел;
- развивать продуктивную (конструирование) деятельность: обеспечить освоение детьми основных приёмов сборки и программирования робототехнических средств, составлять таблицы для отображения и анализа данных;
- формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности и окружающего мира:
- формировать представление о правилах безопасного поведения при работе с электротехникой, инструментами, необходимыми при конструировании робототехнических моделей;
- воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам;
- формировать навыки сотрудничества: работа в коллективе, в команде, малой группе (в паре).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_konstruktivno-_modelnoy_deyatelnosti_.docx | 197.71 КБ |
Предварительный просмотр:
ул.Набережная им.Оруджева С. А. д.22, г.Надым, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629730
тел: 8(3499) 52-35-32; 52-35-38; факс 563320 E-mail: dsogonek@nadym.yanao.ruОКПО 66606164, ОГРН 1108903000667, ИНН /КПП 8903030603/890301001
Принята, решением Педагогического совета МДОУ «Детский сад «Огонёк» г. Надыма» Протокол №3 от 31 августа 2022 г. | Утверждаю: Приказ №195 от 31 августа 2022г. Заведующий МДОУ «Детский сад «Огонёк» г. Надыма» ______________ Е. А. Пастухова |
Рабочая программа
по конструктивно-модельной деятельности
«РОБОТЁНОК»
Разработчик:
педагог – организатор
Вильданова Р. Ф.
г. Надым, 2022 г.
Содержание | Стр. | |
Паспорт Программы | 3 | |
I. Целевой раздел 5 | ||
1.1.1 | Пояснительная записка | 5 |
1.1.2 | Цели и задачи | 5 |
1.1.3 | Принципы и подходы к формированию Программы | 6 |
1.1.4 | Значимые для разработки и реализации Программы характеристики | 6 |
1.1.5. | Планируемые результаты освоения воспитанниками Программы | 7 |
1.1.6 | Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы | 9 |
II. Содержательный раздел 9 | ||
2.1.1 | Содержание педагогической работы с детьми | 9 |
2.1.2 | Описание образовательной деятельности | 10 |
2.1.3 | Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы | 11 |
2.1.4 | Способы и направления поддержки детской инициативы | 14 |
2.1.5. | Календарно-тематический план по конструктивно-модельной деятельности в рамках рабочей программы «Роботёнок» | 15 |
2.1.6 | Особенности взаимодействия с семьями воспитанников | 22 |
III. Организационный раздел 23 | ||
3.1 | Материально-техническое обеспечение Программы | 23 |
3.2 | Особенности организации предметно-развивающей среды для реализации Программы | 23 |
3.3 | Обеспечение методическими рекомендациями и средствами обучения и воспитания | 24 |
3.4 | Кадровое обеспечение реализации Программы | 24 |
3.5 | Финансовые условия реализации Программы | 24 |
3.6 | Учебный план организованной образовательной деятельности | 25 |
3.7 | Педагогическая диагностика уровня освоения Программы воспитанниками | 26 |
IV. Дополнительный раздел 29 | ||
4.1 | Перечень сокращений, используемых в Программе | 29 |
4.2 | Список документов, используемой и рекомендуемой литературы, интернет-ресурсов | 29 |
4.3 | Глоссарий | 31 |
Паспорт рабочей программы
по конструктивно-модельной деятельности «Роботёнок»
Полное наименование организации | Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Огонёк» г. Надыма» |
Информация об организации | Адрес: Российская Федерация, ЯНАО, г. Надым, Набережная им. Оруджева, д.22 Телефон, факс: 8 (3499) 52-35-32, 52-35-38 Е-mail: dsogonek@nadym.yanao.ru Адрес официального сайта в сети интернет: https://ogonekndm.yanao.ru |
Полное наименование программы | Рабочая программа по конструктивно-модельной деятельности «Роботёнок» |
Год разработки | 2022г. |
Уровень реализации программы | Дошкольное образование. Является частью Основной общеобразовательной программы дошкольного образования Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Огонёк» г. Надыма», формируемой участниками образовательных отношений. |
Направленность Программы | Техническая направленность |
Адресная направленность | Воспитанники Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Огонёк» г. Надыма» в возрасте от 5-и до 8-и лет |
Срок реализации программы | 2 года |
Нормативные документы, регламентирующие разработку программы | - Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». - Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г., № 30384). - Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». - Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ от 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования». - Письмо Министерства образования и науки РФ от 10 января 2014 года № 08-5 «О соблюдении организациями, осуществляющими образовательную деятельность, требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования». - Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №28; - Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года №2. |
Цель программы | Развитие технического творчества и формирование научно – технической профессиональной ориентации у детей старшего дошкольного возраста средствами робототехники. |
Задачи программы |
формировать навыки сотрудничества: работа в коллективе, в команде, малой группе (в паре). |
Источники финансирования для реализации программы | 1.Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг по муниципальной услуге «Предоставление общедоступного, бесплатного, дошкольного общего образования по основным общеобразовательным программам»; 2. Финансовые ассигнования – ежегодная субсидия в части расходов на приобретение учебного оборудования в рамках субвенции на обеспечение государственных гарантий прав воспитанников на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования. 2. Внебюджетные финансовые средства ОО, поступившие в установленном законодательством РФ порядке (платные услуги, благотворительность, спонсорская помощь и др.). |
Разработчик программы | Вильданова Р. Ф., педагог-организатор |
Новизна | Заключается в исследовательско-технической направленности обучения, которое базируется на новых информационных технологиях, что способствует развитию информационной культуры и взаимодействию с миром технического творчества. Авторское воплощение замысла в автоматизированные модели и проекты особенно важно для старших дошкольников, у которых наиболее выражена исследовательская (творческая) деятельность. |
- Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа по конструктивно-модельной деятельности «Роботёнок» разработана с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Содержание образования детей по Программе является частью, формируемой участниками образовательных отношений в рамках Основной общеобразовательной программы дошкольного образования Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Огонёк» г. Надыма».
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Технические объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Детям с раннего возраста интересны двигательные игрушки. В дошкольном возрасте они пытаются понимать, как это устроено.
Именно робототехника является эффективным методом для изучения важных областей науки, технологии, конструирования и математики. Действительно, конструкторы LEGO зарекомендовали себя как образовательные продукты во всем мире. LEGO используют как универсальное наглядное пособие и развивающие игрушки. Универсальный конструктор побуждает к умственной активности и развивает моторику рук, что особенно важно для обучающихся с особыми образовательными потребностями. Разнообразие конструкторов LEGO позволяет заниматься с обучающимися разного возраста и различных образовательных возможностей.
Благодаря разработкам компании LEGO System на современном этапе появилась возможность уже в дошкольном возрасте знакомить детей с основами строения технических объектов. В дошкольном образовании опыт системной работы по развитию технического творчества дошкольников посредством использования робототехники только начинает формироваться.
Данная Программа имеет научно-техническую направленность и рассчитана на обучающихся 5-и-8-и летнего возраста. Для воспитанников в образовательном процессе применяются преимущественно игровые формы обучения. Игра – необходимый спутник детства. С LEGO дети учатся, играя. Дети – неутомимые конструкторы, их творческие способности оригинальны. Дети конструируют постепенно, «шаг за шагом», что позволяет двигаться, развиваться в собственном темпе, стимулирует решать новые, более сложные задачи. Конструктор LEGO помогает ребенку воплощать в жизнь свои идеи, строить и фантазировать. Ребенок увлечённо работает и видит конечный результат. А любой успех побуждает желание учиться. Кроме этого, реализация Программы помогает развитию коммуникативных навыков и творческих способностей воспитанников за счет активного взаимодействия детей в ходе конструктивно-модельной деятельности.
Новизна данной программы заключается в исследовательско-технической направленности обучения, которое базируется на новых информационных технологиях, что способствует развитию информационной культуры и взаимодействию с миром технического творчества. Авторское воплощение замысла в автоматизированные модели и проекты особенно важно для старших дошкольников, у которых наиболее выражена исследовательская (творческая) деятельность.
- 2. Цели и задачи Программы.
Цель: Развитие технического творчества и формирование научно – технической профессиональной ориентации у детей старшего дошкольного возраста средствами робототехники.
Задачи Программы:
- Формировать первичные представления о робототехнике, ее значении в жизни человека, о профессиях связанных с изобретением и производством технических средств;
- приобщать к научно – техническому творчеству: развивать умение постановки технической задачи, собирать и изучать нужную информацию, находить конкретное решение задачи и материально осуществлять свой творческий замысел;
- развивать навыки продуктивной (конструировано-модельной) деятельности: обеспечить освоение детьми основных приёмов сборки и программирования робототехнических средств;
- развивать воображение, внимание, восприятие, мышление, память;
- развивать способности к решению проблемных ситуаций – умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их, расширит активный словарь детей
- развивать мелкую моторику рук;
- способствовать проявлению творческой инициативы и самостоятельности;
- стимулировать познавательный интерес и любознательность;
- формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности,: формировать представление о правилах безопасного поведения при работе с электротехникой, инструментами, необходимыми при конструировании робототехнических моделей
- воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам;
формировать навыки сотрудничества: работа в коллективе, в команде, малой группе (в паре).
1.1.3. Принципы и подходы к формированию Программы
Программа основывается на следующих принципах:
1) Обогащение (амплификация) детского развития;
2) Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
3) Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) Поддержка инициативы детей в продуктивной творческой деятельности;
6) Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7) Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в продуктивной творческой деятельности;
8) Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов, возрасту и особенностям развития детей от 5-и до 6-и лет).
1.1.4. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики
Детское творчество - одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и других.
Техническое детское творчество является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует рационализаторские и изобретательские способности.
Характеристики особенности развития технического детского творчества у детей 5-и - 8-и лет:
Техническое детское творчество – это конструирование моделей, механизмов и других технических объектов. Процесс технического детского творчества условно делят на 4 этапа:
- Постановка технической задачи.
- Сбор и изучение нужной информации.
- Поиск конкретного решения задачи.
- Материальное осуществление творческого замысла.
В дошкольном возрасте техническое детское творчество сводится к моделированию простейших механизмов.
Детское творчество и личность ребёнка
Детское творчество, как один из способов интеллектуального и эмоционального развития ребёнка, имеет сложный механизм творческого воображения, оказывает существенное влияние на формирование личности ребёнка.
Механизм творческого воображения
Процесс детского творчества делится на следующие этапы: накопление и сбор информации, обработка накопленных данных, систематизирование и конечный результат. Подготовительный этап включает в себя внутреннее и внешнее восприятие ребёнка окружающего мира. В процессе обработки ребёнок распределяет информацию на части, выделяет преимущества, сравнивает, систематизирует и на основе умозаключений создаёт нечто новое. Работа механизма творческого воображения зависит от нескольких факторов, которые принимают различный вид в разные возрастные периоды развития ребёнка: накопленный опыт, среда обитания и его интересы. Существует мнение, что воображение у детей намного богаче, чем у взрослых, и по мере того, как ребёнок развивается, его фантазия уменьшается. Однако, жизненный опыт ребёнка, его интересы и отношения с окружающей средой не имеют той тонкости и сложности, как у взрослого человека, поэтому воображение у детей беднее, чем у взрослых. Согласно работе французского психолога Т. Рибо, ребёнок проходит три стадии развития воображения:
- Детство. Представляет собой период фантазии, сказок, вымыслов.
- Юность. Сочетает осознанную деятельность и вымысел.
- Зрелость. Воображение находится под контролем интеллекта.
Механизм творческого воображения детей зависит от факторов, влияющих на формирование «Я»: возраст, особенности умственного развития (возможные нарушения психическом и физическом развитии), индивидуальность ребёнка (коммуникации, самореализация, социальная оценка его деятельности, темперамент и характер), воспитание и обучение.
Этапы детского творчества:
В творческой деятельности ребёнка выделяют три основных этапа:
- Формирование замысла. На этом этапе у ребёнка возникает идея (самостоятельная или предложенная родителем/воспитателем) создания чего-то нового. Чем младше ребёнок, тем больше значение имеет влияние взрослого на процесс его творчества. В младшем возрасте только в 30 % случаев, дети способны реализовать свою задумку, в остальных — первоначальный замысел претерпевает изменения по причине неустойчивости желаний. Чем старше становится ребёнок, тем больший опыт творческой деятельности он приобретает и учится воплощать изначальную задумку в реальность.
- Реализация замысла. Используя воображение, опыт и различные инструменты, ребёнок приступает к осуществлению идеи. Этот этап требует от ребёнка умения владеть выразительными средствами и различными способами творчества (рисунок, аппликация, поделка, механизм, пение, ритмика, музыка).
- Анализ творческой работы. Является логическим завершением первых этапов. После окончания работы, ребёнок анализирует получившийся результат, привлекая к этому взрослых и сверстников.
Влияние детского творчества на развитие личности ребёнка:
Важной особенностью детского творчества является то, что основное внимание уделяется самому процессу, а не его результату. То есть важна сама творческая деятельность и создание чего-то нового. Вопрос ценности созданной ребёнком модели отступает на второй план. Однако дети испытывают большой душевный подъём, если взрослые отмечают оригинальность и самобытность творческой работы ребёнка. Детское творчество неразрывно связано с игрой, и, порой, между процессом творчества и игрой нет границы. Творчество является обязательным элементом гармоничного развития личности ребёнка, в младшем возрасте необходимое, в первую очередь, для саморазвития. По мере взросления, творчество может стать основной деятельностью ребёнка.
1.1.5. Планируемые результаты освоения воспитанниками Программы
Занятия по Программе положат начало формированию у обучающихся представлений об устройстве конструкций, механизмов, а также послужит развитию их творческих способностей. Реализация учебного плана Программы позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать способности к решению проблемных ситуаций – умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их, расширит активный словарь детей.
Планируемые результаты освоения воспитанниками Программы:
В результате освоения Программы обучающиеся будут иметь:
- положительную установку творчеству, к конструированию;
- навыки работы с различными источниками информации;
- развитое воображение, которое продуктивно реализуется в строительной игре и конструировании;
- устойчивый интерес к и творческо-технической деятельности;
- развитую мелкую моторику,
знать:
- основные детали робототехнического конструктора (назначение, особенности), виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе, основные понятия, применяемые в робототехнике;
- простейшие основы механики (устойчивость конструкций, прочность соединения, виды соединения деталей);
- виды конструкций: плоские, объёмные; неподвижное и подвижное соединение деталей;
- технологическую последовательность изготовления несложных конструкций;
- правила безопасного поведения при работе с конструкторами, необходимые при конструировании робототехнических моделей.
уметь:
- осуществлять подбор деталей, необходимых для конструирования (по виду, цвету, назначению);
- конструировать, ориентируясь на пошаговую схему изготовления конструкции;
- конструировать по образцу, по условию, по замыслу несложные конструкции;
- с помощью педагога анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности; самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей ;реализовывать творческий замысел
- активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместном конструировании, техническом творчестве,
- договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других;
- различать условную и реальную ситуации, подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации творческо-технической деятельности;
- сформулировать вопрос взрослому или сверстникам;
- понимать причинно-следственными связями, делать самостоятельно вывобды, умозаключения;
- контролировать свои движения и управлять ими при работе с Lego-конструктором;
- соблюдать правила безопасного поведения при работе с конструкторами, необходимыми при конструировании робототехнических моделей.
Метапредметными результатами освоения Программы является формирование следующих предпосылок универсальных учебных действий (далее – предпосылок УУД).
Познавательные УУД:
- определять, различать и называть предметы (детали конструктора);
- выстраивать свою деятельность согласно условиям (конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, по чертежу, по заданной схеме и самостоятельно строить схему);
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей учебной группы, сравнивать и группировать предметы и их образы.
Регулятивные УУД:
- уметь работать по предложенным инструкциям;
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью педагога.
Коммуникативные УУД:
- уметь работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о постройке;
- уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
1.1.6. Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы:
- Ребенок владеет основами робото-конструирования, проявляет инициативу и самостоятельность в познавательно-исследовательской и технической деятельности;
- Ребенок способен самостоятельно выбирать технические решения, участников команды, малой группы (пары);
- Ребенок обладает установкой положительного отношения к робото- конструированию, к разным видам технического труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
- Ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместном конструировании, техническом творчестве имеет навыки работы с различными источниками информации;
- Ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах исследовательской и творческо-технической деятельности, в строительной игре и конструировании;
- Ребенок владеет разными формами и видами творческо-технической игры, знаком с основными компонентами конструктора FUN S BOT и Лего; видами подвижных и неподвижных соединений в конструкторе, основными понятиями, применяемые в робототехнике и конструировании различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, способен объяснить техническое решение, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации творческо-технической и исследовательской деятельности;
- У ребенка развита крупная и мелкая моторика, он может контролировать свои движения и управлять ими при работе с конструктором;
- Ребенок способен к волевым усилиям при решении технических задач, может следовать социальным нормам поведения и правилам в техническом соревновании, в отношениях со взрослыми и сверстниками;
- Ребенок может соблюдать правила безопасного поведения при работе с электротехникой, инструментами, необходимыми при конструировании робототехнических моделей;
- Ребенок проявляет интерес к исследовательской и творческо-технической деятельности, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения технические задачи; склонен наблюдать, экспериментировать;
- Ребенок обладает начальными знаниями и элементарными представлениями о робототехнике, создает действующие модели роботов на основе конструктора линейки HUNA по разработанной схеме; демонстрирует технические возможности роботов;
- Ребенок способен к принятию собственных творческо-технических решений, опираясь на свои знания и умения, самостоятельно создает авторские постройки и модели роботов на основе конструктора FUN S BOT и Лего.
II. Содержательный раздел
2.1.1. Содержание педагогической работы с детьми
Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта, воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Обучающиеся учатся работать с предложенными инструкциями, у них формируется умение сотрудничать с партнером, работать в коллективе.
Созданные из конструктора постройки дети используют в сюжетно-ролевых играх. Для развития полноценного конструктивного творчества необходимо, чтобы ребёнок имел предварительный замысел и мог его реализовывать, умел моделировать. Замысел, реализуемый в постройках, дети черпают из окружающего мира. Поэтому чем ярче, целостнее, эмоциональнее будут их впечатления об окружающем мире, тем интереснее и разнообразнее станут их постройки. Одно из проявлений начального технического творчества - умение комбинировать знакомые элементы по-новому. Работа с деталями конструктора стимулирует и развивает потенциальные творческие способности каждого ребёнка, учит его созидать. Созданные детьми на занятиях постройки используются также в играх-театрализациях, благоприятно влияющих на эмоциональную сферу и создающих условия для развития речи.
2.1.2. Описание образовательной деятельности
Реализация программы осуществляется в течение двух лет, Каждый год имеет свою тему, цели, задачи и предлагает на каждой возрастной ступени освоения программного содержания новые уровни сложности, оправданные с точки зрения психофизиологических возможностей ребенка. У темы каждого года имеется свой подзаголовок, в который вынесены положения, наиболее важные для каждого этапа развития, при этом все вместе они выступают в органическом единстве.
В программе используется три основных вида конструирования
- по образцу;
- по условиям;
- по замыслу.
Конструирование по образцу — детям дается готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема).
При конструировании по условиям — образца не дается, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим).
Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений воплотит свою модель в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности дошкольников.
Психолого-педагогические условия реализации Программы:
- уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
- использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
- построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
- поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
- поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности; возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения; защита детей от всех форм физического и психического насилия;
- поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
2.1.3. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы
Решение задач Программы осуществляется, прежде всего в рамках подгруппового занятия с использованием метода амплификации детского развития.
Также обучение по программе имеет место также в опосредованной деятельности -совместной деятельности взрослого с детьми и в специально организованной взрослыми самостоятельной деятельности детей.
Программа составлена с учетом интеграции образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО:
Образовательная область | Задачи |
«Социально-коммуникативное развитие» | Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, формирование трудовых умений и навыков, адекватных возрасту воспитанников, трудолюбия |
«Речевое развитие» | Развитие устной речи, развитие умения поддерживать диалог, развитие умения формулировать вопрос, обогащение словаря |
«Художественно-эстетическое развитие». | Обогащение восприятия, воображения через использование музыкальных и художественных произведений |
«Познавательное развитие» | Формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире; развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми; использование художественных произведений для формирования целостной картины мира |
«Физическое развитие» | Развитие и укрепление мускулатуры кистей рук. |
Формы организации образовательного процесса по Программе
Содержание работы | Формы работы | Формы организации детей |
Организованная детская деятельность | ||
Развитие продуктивной конструктивно-модельной деятельности. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей | Сюжетно-ролевые игры, рассматривание, наблюдение, игра-экспериментирование, исследовательская деятельность, развивающие игры, экскурсия, ситуативный разговор, рассказ | Фронтальная (групповая), подгрупповая, индивидуальная. |
Методы, используемые при организации образовательного процесса по Программе:
- словесные (беседа, рассказ, инструктаж, объяснение);
- наглядные (показ, видеопросмотр, работа по схеме-инструкции);
-практические (составление программ, сборка моделей; -конструирование, программирование, презентация собственных моделей, соревнования между группами);
- репродуктивный метод (восприятие и усвоение готовой информации)- конструирование по образцу, по условию, по инструкции, по замыслу;
- продуктивный метод (выдвижение и проверка гипотез, оценка вариантов и др. – решение задач новым способом, конструирование по замыслу, творческое преобразование моделей, придумывание замещения качеств одного объекта качествами другого и др.
- частично-поисковый (выполнение вариативных заданий);
- исследовательский метод;
- метод стимулирования и мотивации деятельности (игровые эмоциональные ситуации, похвала, поощрение).
Педагогические технологии, применяемые при работе с детьми:
Технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми
Характерные особенности:
- смена педагогического воздействия на педагогическое взаимодействие; изменение направленности педагогического «вектора» — не только от взрослого к ребенку, но и от ребенка к взрослому;
- основной доминантой является выявление личностных особенностей каждого ребенка как индивидуального субъекта познания и других видов деятельности;
- содержание образования не должно представлять собой только лишь набор социокультурных образцов в виде правил, приемов действия, поведения, оно должно включать содержание субъектного опыта ребенка, как опыта его индивидуальной жизнедеятельности, без чего содержание образования становится обезличенным, формальным, невостребованным.
Характерные черты личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми:
- создание педагогом условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ребенка (актуализация субъектного опыта детей;
- оказание помощи в поиске и обретении своего индивидуального стиля и темпа деятельности, раскрытии и развитии индивидуальных познавательных процессов и интересов;
- содействие ребенку в формировании положительной «Я-концепции», развитии творческих способностей, овладении умениями и навыками самопознания).
Интегрированные свойства личности педагога, которые, в основном, определяют успешность в личностно-ориентированном взаимодействии:
- Социально-педагогическая ориентация — осознание педагогом необходимости отстаивания интересов, прав и свобод ребенка на всех уровнях педагогической деятельности.
- Рефлексивные способности, которые помогут педагог остановиться, оглянуться, осмыслить то, что он делает: «Не навредить!».
- Методологическая культура — система знаний и способов деятельности, позволяющих грамотно, осознанно выстраивать свою деятельность в условиях выбора образовательных альтернатив; одним из важных элементов этой культуры является умение педагога мотивировать деятельность своих воспитанников.
Составляющие педагогической технологии:
- Построение субъект-субъектного взаимодействия педагога с детьми, которое требует от педагога высокого профессионального мастерства, развитой педагогической рефлексий способности конструировать педагогический процесс на основе педагогической диагностики.
- Построение педагогического процесса на основе педагогической диагностики, которая представляет собой набор специально разработанных информативных методик и тестовых заданий, позволяющих воспитателю в повседневной жизни детского сада диагностировать реальный уровень развития ребенка, находить пути помощи ребенку в его развитии (задания направлены на выявление успешности освоения содержания различных разделов программы, на определение уровня владения ребенком позиции субъекта, на возможность отслеживания основных параметров эмоционального благополучия ребенка в группе сверстников, на выявление успешности формирования отдельных сторон социальной компетентности (экологическая воспитанность, ориентировка в предметном мире и др).
- Осуществление индивидуально-дифференцированного подхода, при котором воспитатель дифференцирует группу на типологические подгруппы, объединяющие детей с общей социальной ситуацией развития, и конструирует педагогическое воздействие в подгруппах путем создания дозированных по содержанию, объему, сложности, физическим, эмоциональным и психическим нагрузкам заданий и образовательных ситуаций (цель индивидуально-дифференцированного подхода — помочь ребенку максимально реализовать свой личностный потенциал, освоить доступный возрасту социальный опыт; в старших группах конструирование педагогического процесса требует дифференциации его содержания в зависимости от половых интересов и склонностей детей).
- Творческое конструирование воспитателем разнообразных образовательных ситуаций (игровых, практических, театрализованных и т.д.), позволяющих воспитывать гуманное отношение к живому, развивать любознательность, познавательные, сенсорные, речевые, творческие способности. Наполнение повседневной жизни группы интересными делами, проблемами, идеями, включение каждого ребенка в содержательную деятельность, способствующую реализаии детских интересов и жизненной активности.
- Нахождение способа педагогического воздействия для того, чтобы поставить ребенка в позицию активного субъект детской деятельности (использование игровых ситуаций, требующих оказание помощи любому персонажу, использование дидактических игр, моделирования, использование в старшем дошкольном возрасте занятий по интересам, которые не являются обязательными, а предполагают объединение взрослых и детей на основе свободного детского выбора, строятся по законам творческой деятельности, сотрудничества, сотворчества).
- Создание комфортных условий, исключающих «дидактический синдром», заорганизованность, излишнюю регламентацию, при этом важны атмосфера доверия, сотрудничества, сопереживания, гуманистическая система взаимодействия взрослых и детей во взаимоувлекательной деятельности (этим обусловлен отказ от традиционных занятий по образцу, ориентированных на репродуктивную детскую деятельность, формирование навыков).
- Предоставление ребенку свободы выбора, приобретение индивидуального стиля деятельности (для этого используются методика обобщенных способов создания поделок из разных материалов, а также опорные схемы, модели, пооперационные карты, простейшие чертежи, детям предоставляется широкий выбор материалов, инструментов).
- Сотрудничество педагогического коллектива детского сада с родителями (выделяются три ступени взаимодействия: создание общей установки на совместное решение задач воспитания; разработка общей стратегии сотрудничества; реализация единого согласованного индивидуального подхода к ребенку с целью максимального развития его личностного потенциала).
- Организация материальной развивающей среды, состоящей из ряда центров (сенсорный центр, центр математики, центр сюжетной игры, центр строительства, центр искусства и др.), которая способствовала бы организации содержательной деятельности детей и соответствовала бы ряду показателей, по которым воспитатель может оценить качество созданной в группе развивающей предметно-игровой среды и степень ее влияния на детей (включенность всех детей в активную самостоятельную деятельность; низкий уровень шума в группе; низкая конфликтность между детьми; выраженная продуктивность самостоятельной деятельности детей; положительный эмоциональный настрой детей, их жизнерадостность, открытость).
- Интеграция образовательного содержания программы.
Технологии проектной деятельности
Этапы в развитии проектной деятельности:
- Подражателъско-исполнительский, реализация которого возможна с детьми трех с половиной — пяти лет. На этом этапе дети участвуют в проекте «из вторых ролях», выполняют действия по прямому предложению взрослого или путем подражания ему, что не противоречит природе маленького ребенка: в этом возрасте как потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому, так и подражательность.
- Общеразвивающий - характерен для детей пяти-шести лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребенок уже реже обращается ко взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы, являющиеся отправной точкой творческих, исследовательских, опытно-ориентировочных проектов.
- Творческий, он характерен для детей шести-семи лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать ее последовательность.
Алгоритм деятельности педагога:
- педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов детей;
- вовлекает дошкольников в решение проблемы
- намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);
- обсуждает план с семьями;
- обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;
- вместе с детьми и родителями составляет план-схему проведения проекта;
- собирает информацию, материал;
- проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта);
- дает домашние задания родителям и детям;
- поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовлении поделок, рисунков, альбомов и т.п.);
- организует презентацию проекта (праздник, открытое занятие, акция, КВН), составляет книгу, альбом совместный с детьми;
- подводит итоги (выступает на педсовете, обобщает опыт работы).
Информационно-коммуникативные технологии
Для целей реализации Программы применяются информационно-коммуникационные технологии, используются мультимедийные презентации, видеофильмы, помогающие педагогу выстроить объяснение учебного материала с визуальным и аудиальным сопровождением.
Основные требования при проведении занятий с использованием ИКТ-технологий:
- образовательная деятельность должна быть четко организована и включать многократное переключение внимания детей на другой вид деятельности;
- в образовательной деятельности дети должны не просто получить какую-то информацию, а выработать определенный навык работы с ней или получить конечный продукт (продукт должен быть получен за одно занятие, без переноса части работы, так как у детей происходит ослабление мотивации в процессе длительной работы).
2.1.4. Способы и направления поддержки детской инициативы
Инициативная личность развивается в деятельности. Так как ведущая деятельность детей в дошкольном возрасте, это игра, то, чем выше у ребёнка уровень развития игровой деятельности, тем динамичнее происходит развитие его личности. Инициативный ребенок реализовывает свою деятельность творчески, проявляя познавательную активность.
Новизна продукта детской деятельности имеет субъективное, но чрезвычайно важное значение для развития личности ребенка. Развитие творчества зависит от уровня развития когнитивной сферы, развития творческой инициативы, произвольности деятельности и поведения, свободы деятельности, предоставляемой ребенку, а также широты его ориентировки в окружающем мире и его осведомленности.
Для инициативной личности характерны:
- произвольность поведения;
- самостоятельность;
- развитая эмоционально волевая сфера;
- инициатива в различных видах деятельности;
- стремление к самореализации;
- общительность;
- творческий подход к деятельности;
- высокий уровень умственных способностей;
- познавательная активность.
Деятельность педагогов по поддержке детской инициативы детей от 5-и до 8-и лет:
Задачи:
- Создавать положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече; использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку.
- Уважать индивидуальные вкусы и привычки детей.
- Поощрять желание создавать что-либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу).
- Создавать условия для самостоятельной творческой деятельности детей.
- При необходимости помогать детям в решении проблем организации игры.
Так как существенные изменения происходят в этом возрасте в детской игре, а именно, в игровом взаимодействии, в котором существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. Дети часто пытаются контролировать действия друг друга – указывают, как должен вести себя тот или иной персонаж. В случаях возникновения конфликтов во время игры дети объясняют партнеру свои действия или критикуют их действия, ссылаясь на правила.
При распределении детьми ролей для игры в этом возрасте можно иногда наблюдать и попытки совместного решения проблем («Кто будет…?»). Вместе с тем согласование своих действий, распределение обязанностей у детей чаще всего возникает еще по ходу самой игры. Усложняется игровое пространство (например, в игре «Театр» выделяются «Сцена» и «Гримерная»). Игровые действия становятся разнообразными.
- Создавать условия для самостоятельной творческой деятельности детей по интересам.
- Поддерживать детскую познавательную инициативу, используя проектную деятельность.
В ходе проведения НОД по Программе педагог развивает активность и самостоятельность детей, вызывает стремление создать что-то полезное для других, порадовать детей и взрослых. На занятиях взрослый побуждает детей вспоминать, что они видели интересного вокруг, что им понравилось; учит сравнивать предметы; спрашивать, активизируя опыт детей, что похожее они уже конструировали, как они это делали.
2.1.5 Календарно-тематический план
по конструктивно-модельной деятельности в рамках рабочей программы «Роботёнок».
1-ый год обучения.
Месяц | Название разделов, тем | Содержание | Примечания | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||||
сентябрь | Ведение. Диагностика | 1-2 Техника безопасности. Роботы вокруг нас. Знакомство с обучающими конструкторами. Диагностика | Вводный инструктаж. Презентация оборудования | 1 | 1 | 2 |
сентябрь | Раздел 1. FUN&BOT story | 3 Знакомство с набором деталей образовательного конструктора FUN&BOTstory 4 Простые соединения | Познакомить с конструктором FUN&BOTstory, с названиями и функциями его деталей. Учить соединению с помощью деталей конструктора, познакомить с правилами безопасности при сборке конструктора. | 2 | 2 | |
октябрь | FUN&BOT story | 5-6 Сказка «Три поросёнка» Сборка моделей «Волк и три поросёнка». 7-8 Сказка «Прятки» Сборка модели «Жираф» Сборка модели «Страус» | Учить детей конструировать непрограммируемых роботов. Используя различные блоки, научить детей самостоятельно собирать модель «Волк», «Поросята». Познакомить со сказкой «Прятки» и побеседовать об отличительных чертах животных. Учить собирать модель «Жирафа», «Страуса», выделять основные части и детали. Игра «Соедини части животных» | 4 | 4 | |
ноябрь | FUN&BOTstory | 9-10 Сказка «Прятки». Сборка модели «Краб». Сборка модели «Слон» 11-12 Микрорайон «Легоград». | Учить собирать модель «Краб» с двумя клешнями, выделять основные части и детали. Учить аккуратно обращаться с конструктором. Учить собирать модель «Слон», выделять основные части и детали. Продолжать учить строить по схеме различные модели из деталей конструктора для объемных конструкций, используя схемы | 4 | 4 | |
Декабрь | FUN&BOT story | 13 Сборка модели «Лягушка» 14 Сборка модели «Кролик» 15 Сборка модели «Крокодил» 16 Обыгрывание моделей | Познакомить с блоком конструктора «Материнская плата». Учить соединять двигатель с моделью. Учить детей конструировать программируемых роботов, приводить робота в движение. Продолжить формировать чувство формы и пластики при создании конструкций; закреплять представления о животном мире; закреплять навыки сборки модели по схеме; учить приводить робота в движение. Знакомить с понятиями «двигатель», «порт», «аккумулятор». | 1 | 3 | 4 |
Январь | FUN&BOT story | 17-18 Сказка «Жадная маленькая собачка». Собираем «Робота-собачку». 19-20 Конструирование по замыслу из деталей конструктора FUN&BOTstory, обыгрывание построек | Познакомить со сказкой «Жадная маленькая собачка», уточнить отличительные черты этого животного. Продолжать учить строить по схеме модель из деталей конструктора Развивать фантазию и воображение, интерес к обыгрыванию сказки. | 4 | 4 | |
февраль | Раздел 2. FUN@BОT sensing | 21 Знакомство с конструктором FUN@BОTsensing 22 Собираем робота «Малыш-утенок»+ 23 Собираем робота «Томас-паровозик» 24 Обыгрывание моделей в сюжетных играх | Познакомить детей с конструктором FUN&BOTsensing, названиями и функциями его деталей, ИК-датчиком, получающим и отправляющим сигналы, а также различающим тёмные и светлые поверхности. Продолжит учить конструировать по схеме. Познакомить с новой функциямиробота - распознавание цвета и умение издавать звук «кря». Учить конструировать по схеме. Познакомить с функцией робота - следованиепо чёрной линии, умение издавать звук настоящего паровоза. | 1 | 3 | 4 |
март | FUN@BОT sensing | 25 Собираем робота «Пожарная машина» 26 Собираем робота «Лыжник» 27 Конструирование по замыслу «Собери свою модель машины» 28 Обыгрывание моделей в сюжетных играх | Учить конструировать по схеме. Познакомить с функцией этого робота как умение объезжать препятствие, если оно находится у него на пути, умение издавать звук настоящей пожарной сирены. Учить конструировать по схеме. Познакомить с такой функцией этого робота, как умение останавливаться на краю стола и менять направление, умение издавать звук «вау» при приближении к краю стола. | 4 | 4 | |
апрель | Раздел 3. FUN@BOT exciting | 29 Знакомство конструктором FUN@BОTexciting 30-31.Собираем робота «Гоночная машина F1» 32 Соревнования | 4 | 4 | ||
май | FUN@BOT exciting | 33 Сборка робота «Рыцарь» 34Собираем робот «Танк» 35 Сборка робота «Жук» 36 Соревнования | 4 | 4 | ||
май | Диагностика | наблюдение | ||||
36 часов |
2-ой год обучения.
Месяц | Название разделов, тем | Содержание | Примечания | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||||
сентябрь | I раздел. Введение. Диагностика. | Техника безопасности. Роботы вокруг нас. Знакомство с обучающими конструкторами. Диагностика | Вводный инструктаж. Презентация оборудования | 1 | 1 | 2 |
сентябрь | Основы роботоконструирования. | Прочность конструкции, устойчивость модели. Переключатели. | Практическое конструирование из разных конструкторов | 2 | 2 | |
октябрь | Что такое робот? Виды роботов. Основные законы робототехники. | Знакомство с названиями и функциями каждой детали. | Сборка различных узлов и различных частей разных конструкторов | 1 | 3 | 4 |
ноябрь | Роботы конструкторы HUNA KICKY Basic (16 роботов в одном наборе) и HUNA Fun & Bot | Знакомство с наборами по уровням сложности (основной, средний, продвинутый) | 4 | 4 | ||
Декабрь- январь | Базовый уровень Basic. Имитируем способы передвижения живых организмов | Сбор моделей животных и обыгрывание в интересных историях. | 4 | 4 | ||
февраль | II раздел. Создание роботов с датчиками и дистанционным управлением | Наборы HUNA Fun & Bot , HUNA ROBO KICKYОсвоить базовые принципы робототехники конструируя умных роботов с ИК-сенсорами. | Базовые принципы робототехники и конструирование умных роботов с ИК-сенсорами. | 1 | 3 | 4 |
март | Датчик освещенности. | Движение вдоль линии, обхождение препятствия. | 2 | 2 | ||
март | Датчик касания. | Обнаружение препятствия с помощью датчика касания. Определение расстояния до препятствия (5см). | 2 | 2 | ||
апрель | Инфракрасный сенсор. Датчик звука. | Прием и передача команд с пульта управления на приемник робота. Возможность обработки звуковых сигналов. | 1 | 1 | ||
апрель | Электроника. Двигатель постоянного тока | Устройства предназначенные для приведение в действие машин. | Принципы работы различных машин | 3 | 3 | |
май | Состязание роботов | Собранные модели могут распознать край стола, следовать по линии, огибать предметы и издавать забавные звуки | 2 | 2 | ||
май | III раздел. Механизмы и машины | Конструирование качелей, колеса обозрения. Диагностика | 2 | 2 | ||
36 часов |
2.1.6. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников.
В основу совместной деятельности с семьями положены следующие принципы:
- родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей;
- единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей;
- помощь ребенку, уважение и доверие ему как со стороны педагогов, так и со стороны родителей;
- знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми;
- постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, его промежуточных и конечных результатов.
Взаимоотношения с родителями строятся на основе добровольности, демократичности, личной заинтересованности.
Возможность для обоюдного познания воспитательного потенциала дают специально организуемая социально-педагогическая диагностика, беседы, анкетирование, совместные с детьми мероприятия (мастер-классы, досуги и развлечения и т.д.), ориентированные на знакомство с достижениями и трудностями развития детей.
Педагоги осуществляют постоянное взаимодействие с родителями по поводу разнообразных фактов жизни детей, о развитии детско-взрослых отношений. Такое информирование происходит при непосредственном общении в ходе бесед, консультаций, собраний, либо опосредованно из стендов ДОУ, информации на официальном сайте ДОУ, а также электронной переписки.
Проектная деятельность.
Большую актуальность приобретает проектная форма совместной деятельности, позволяющая объединить усилия педагогов, родителей и детей, а родителям воспитанников стать активными членами педагогического процесса, принимать активное участие в развитии партнерских отношений.
Система взаимодействия с родителями включает:
- ознакомление родителей с содержанием и результатами работы по Программе на родительских собраниях;
- обучение конкретным приемам и методам робототехники на консультациях, открытых мероприятиях, мастер-классах.
III. Организационный раздел
3.1. Материально-техническое обеспечение Программы.
Образовательная деятельность по Программе организуется с детьми в специально созданном Конструкторском центре6 «Город мастеров».
Перечень оборудования и материалов для реализации Программы:
№ п/п | Наименование | Количество/шт. |
1. | Интерактивная доска | 1 |
2. | Ноутбук | 1 |
3. | Конструктор FUN&BOTstory | 6 |
4 | Конструктор FUN@BOTsensing | 6 |
5. | Конструктор FUN@BOT exciting | 6 |
8. | Мелкие игрушки для обыгрывания | 50 |
3.2. Особенности организации предметно-развивающей среды для реализации Программы.
Принципы организации развивающей среды: насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность, безопасность.
Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, игровым оборудованием, которые обеспечивают:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность воспитанников;
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
Трансформируемость пространства дает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Полифункциональность материалов позволяет разнообразно использовать различные составляющие предметной среды: детскую мебель, мягкие модули, предметы-заместители.
Вариативность среды позволяет создать различные пространства (для игры, конструирования, уединения и пр.), а разнообразный материал, игры, игрушки и оборудование, обеспечивают свободный выбор детей.
Игровой материал периодически сменяется, что стимулирует игровую и познавательную активность детей.
Доступность среды создает условия для свободного доступа детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим виды детской активности.
Безопасность предметно-пространственной среды обеспечивает соответствие всех ее элементов требованиям по надежности и безопасности по их использованию.
3.3. Обеспечение методическими рекомендациями и средствами обучения и воспитания
Используемые методические пособия:
- Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду. – М.: ТЦ Сфера,2012. – 144с.
- Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов. – Всерос. уч.-метод. центр образоват. робототехники. – М.: Изд. – полиграф. центр «Маска». – 2013. – 100с.
- Комарова Л.Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М.: «ЛИКА – ПРЕСС», 2001 г. – 88 с.
- Икс А.С., Ишмакова М.С., Рыженкова Т.С., Халамов В.Н. С 92 Схемы сборки №2 «Животный мир – Robokids». – М.: Издательство «Перо», 2015. – Папка фолдер+вложение 9 карт с иллюстрациями. – 2015.
- Ишмакова М.С., Халамова В.Н. И 97 Рабочая тетрадь №1 «Животный мир – Robokids» (насекомые). – М.: Издательство «Перо», 2015. – 13 с.
Технические средства обучения:
Ноутбук;
Интерактивная доска.
Средства обучения:
Учебно-наглядные пособия:
Иллюстрации;
Наглядно-дидактические материалы;
Игровые атрибуты;
Демонстрационный материал:
Чертежи и схемы;
Плакаты;
Подборка стихотворений, загадок;
Открытки для рассматривания.
Оборудование и материалы:
Наборы конструкторов;
Мелкие игрушки для обыгрывания.
3.4. Кадровое обеспечение реализации Программы
Реализацию Программы осуществляет 1 педагог-организатор. Педагог имеет высшее профессиональное образование, прошел курсы повышения квалификации по проблемам внедрения ФГОС ДО, по направлению образовательной робототехники, обучению программированию в детском саду.
3.5. Финансовые условия реализации Программы
1.Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг по муниципальной услуге «Предоставление общедоступного, бесплатного, дошкольного общего образования по основным общеобразовательным программам»;
2. Финансовые ассигнования – ежегодная субсидия в части расходов на приобретение учебного оборудования в рамках субвенции на обеспечение государственных гарантий прав воспитанников на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования.
3. Внебюджетные финансовые средства ОО, поступившие в установленном законодательством РФ порядке (платные услуги, благотворительность, спонсорская помощь и др.).
3.6. Учебный план организованной образовательной деятельности
Учебный план реализации Рабочей программы по конструктивно-модельной деятельности «Роботёнок»
Группы | Количество занятий в неделю | Количество занятий в месяц | Количество занятий в год |
Старшая группа А | 1 | 4 | 36 |
Старшая группа Б | 1 | 4 | 36 |
Подготовительная группа А | 1 | 4 | 36 |
Подготовительная группа Б | 1 | 4 | 36 |
3.7. Педагогическая диагностика уровня освоения Программы воспитанниками
Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. Однако, педагог в ходе своей работы должен выстраивать индивидуальную траекторию развития каждого ребенка. Для этого педагогу необходим инструментарий оценки своей работы, который позволит ему оптимальным образом выстраивать взаимодействие с детьми. В представленной системе оценки результатов освоения Программы отражены современные тенденции, связанные с изменением понимания оценки качества дошкольного образования.
В первую очередь, речь идет о постепенном смещении акцента с объективного (тестового) подхода в сторону аутентичной оценки. В основе аутентичной оценки лежат следующие принципы. Во-первых, она строится в основном на анализе реального поведения ребенка, а не на результате выполнения специальных заданий. Информация фиксируется посредством прямого наблюдения за поведением ребенка. Результаты наблюдения педагог получает в естественной среде (в игровых ситуациях, в ходе режимных моментов, на занятиях), а не в надуманных ситуациях, которые используются в обычных тестах, имеющих слабое отношение к реальной жизни дошкольников.
Педагогическая диагностика - это система методов и приемов, специально разработанных педагогических технологий и методик, позволяющих определять уровень профессиональной компетенции педагога, уровень развития ребенка, а также диагностировать причины недостатков и находить пути улучшения качества образовательной услуги.
Педагогическая диагностика проводится не только ради того, чтобы выявить недостатки, ошибки в работе, констатировать уровень развития воспитанников. Ее главное предназначение - анализ и устранение причин, эти недостатки порождающих, накопление и распространение педагогического опыта, стимулирование творчества, педагогического мастерства.
Подтверждением этому являются следующие позиции:
1. Данная оценка необходима педагогу, непосредственно работающему с детьми, для получения обратной связи в процессе взаимодействия с воспитанниками.
2. Педагогическая диагностика направлена на определение наличия условий для развития ребенка в соответствии с его возрастными особенностями, возможностями и индивидуальными склонностями.
Цели педагогической диагностики:
1 Выявление особенностей (объект и предмет диагностики конкретизируются) для последующего учета при планировании и проведении образовательного процесса. Такая формулировка цели диагностической работы предполагает, что рекомендации будут определять содержание и/или способы развивающей, а при необходимости коррекционной, работы со всеми, чьё состояние или развитие являлось объектом изучения, предполагает последующее составление индивидуальной программы развития или, как минимум, рекомендаций, определяющих способы её реализации (в том случае если предметом изучения были не особенности развития, а, например, индивидуально-типологические особенности).
2. Выявление негативных тенденций в развитии для определения необходимости последующего углублённого изучения. Диагностика с этой целью носит профилактический характер и предполагает, что в рекомендациях будет определено, кто и что нуждается в углублённом обследовании или консультации у специалиста. Диагностика с профилактической целью является наиболее распространенной.
3. Выявление изменений в развитии (объект и предмет конкретизируются) для определения эффективности педагогической деятельности". В этом случае в рекомендациях определяют, какие изменения необходимо внести в деятельность педагогов
Задачи педагогической диагностики:
- Научное обоснование планирования и организация содержательной стороны педагогического процесса.
- Достижение результативности и эффективности педагогического процесса.
- Возможность прогнозирования развития личности дошкольника.
Принципы педагогической диагностики:
- Объективность. Объективность заключается в научно обоснованном содержании диагностических заданий, вопросов, диагностических процедур, равном, дружеском отношении педагога ко всем воспитанникам, точном, адекватном установленным критериям оценивании знаний, умений.
- Систематичность. Систематичность состоит в необходимости проведения диагностического контролирования на всех этапах педагогического процесса – от начального восприятия знаний до их практического применения.
Виды педагогической диагностики:
- Основная первичная (в начале учебного года). Выявление фактического состояния диагностируемого объекта, его специфические особенности и тенденции развития (прогноз).
- Основная итоговая (в конце учебного года). Оценивание результатов освоения ООП воспитанниками, степень решения педагогами поставленных задач в начале года и определение перспективы дальнейшего развития детей с учетом новых задач.
- Промежуточная (может проводиться не со всеми детьми группы, а выборочно - с теми, у кого проявляются существенные проблемы развития). Выявление динамики развития, оценка правильности выбранной в отношении ребенка стратегии в освоении им ООП.
- Оперативная диагностика (в рамках конкретной образовательной работы с детьми) Оценка качества решения текущих задач, выбор верной тактики взаимодействия с детьми.
Методы педагогической диагностики
Наблюдение. Педагогическое наблюдение- это непосредственное восприятие, познание индивидуальной, уникальной конкретной картины проявлений развития ребенка, предоставляющее много живых, интересных фактов, отражающих жизнь ребенка в естественных для него условиях; один из самых распространенных и наиболее доступных методов педагогической практики.
Беседа – получение педагогом информации об особенностях развития ребенка в результате обсуждения их с родителями (педагогами). Часто инициаторами беседы в рамках обследования выступают сами родители или педагоги, обращаясь к педагогу за консультативной помощью. Цель беседы– обмен мнениями о развитии ребенка, обсуждение характера, степени и возможных причин проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги в процессе его воспитания и обучения. По результатам беседы педагог намечает пути дальнейшего обследования ребенка.
Опрос в форме интервью - один из древнейших диагностических методов. Он развился из донаучной, никем не направляемой беседы и отличается от нее, прежде всего, предшествующей интервью фазой планирования, необходимой как для выяснения диагностической цели, так и для ведения разговора.
Анализ продуктов деятельности исходит из общей предпосылки о связи внутренних психических процессов и внешних норм поведения и деятельности.
Метод экспериментального изучения ребенка - более «молодой» по сравнению с методом наблюдения. При его использовании возможно многократное повторение процедуры исследования; проводится статистическая обработка данных; он требует меньших затрат времени на проведение. Метод эксперимента- сбор фактов в специально созданных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых явлений. Эксперимент осуществляется с помощью специально подобранных экспериментальных методик. Их выбор и количество определяются задачей, которую необходимо решить исследователю с обязательным учетом требований по организации и проведению экспериментального изучения развития ребенка, а также уровня его обученности.
Суть педагогической диагностики заключается в том, что при оценке индивидуального развития воспитанников соблюдаются два основополагающих принципа:
• не присваиваются критериям развития ребенка числовую характеристику;
• не сравниваются индивидуальные достижения воспитанников между собой.
Привычным инструментом в работе воспитателя за многие годы стали диагностические таблицы. Данные таблицы представляют собой перечень качеств, навыков и представлений ребенка, характерных для относительной возрастной нормы в рамках какого-либо направления развития воспитанников.При заполнении таблиц не используются оценки в цифровом эквиваленте (баллы, проценты), а также оценки в уровневом диапазоне со значениями «высокий, средний, низкий» или «достаточный/недостаточный».
Фиксация показателей развития выражается в словесной (опосредованной) форме:
• сформирован;
• частично сформирован;
• не сформирован (находится в стадии формирования).
Инструментарием для педагогической диагностики являются карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка, констатируется факт, не придавая ему субъективную интерпретацию в плане достаточности или недостаточности. При анализе полученных результатов результаты детей не сравниваются между собой. Педагог сопоставляет только индивидуальные достижения конкретного воспитанника, его отдельно взятую динамику.
Педагогическая диагностика усвоения программы технической направленности «Роботёнок» для детей от 5-и до 8-и лет ведется по диагностике, созданной на основании «Комплексной оценки результатов освоения программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой авторами программы «Роботёнок» (рабочей группой административных и педагогических работников Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Огонёк» г. Надыма».
Педагогическая диагностика уровня освоения программы по конструктивно-модельной деятельности «Роботёнок»
№ п/п | Показатели | «С» | «ЧС» | «Н» |
Владеет представлениями о приемах сборки и программирования | ||||
Владеет основными понятиями, применяемые в робототехнике: принципа действия рычагов и кулачков; использование базовых датчиков и двигателей комплекта LEGO WeDo; USB ЛЕГО-коммутатор, мотор, датчик наклона и датчик расстояния, позволяющие сделать модель более маневренной и «умной». | ||||
Знает и соблюдает правила безопасного поведения при работе с конструктором и инструментами, необходимыми при конструировании робототехнических моделей | ||||
Проявляет инициативу и самостоятельность в среде программирования | ||||
Обладает начальными знаниями и элементарными представлениями о робототехнике, знает компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования | ||||
Развита крупная и мелкая моторика, может контролировать свои движения и управлять ими при работе | ||||
Владеет лексикой конструирования: объясняет техническое решение, использует речь для выражения своих мыслей, выстраивает речевое высказывание в ситуации творческо-технической и исследовательской деятельности | ||||
Создает действующие модели роботов по разработанной схеме | ||||
Создает программы на компьютере для роботов с помощью педагога и запускает их самостоятельно | ||||
Самостоятельно создает авторские модели роботов, умеет корректировать программы и конструкции |
«С» - сформировано, соответствует высокому уровню
«ЧС» - частично сформировано, соответствует среднему уровню
«Н» - не сформировано, соответствует низкому уровню
IV. Дополнительный раздел.
4.1. Перечень сокращений, используемых в Программе
ДОУ - Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Огонёк» г. Надыма».
НОД - непосредственная образовательная деятельность.
Программа – рабочая программа по конструктивно-модельной деятельности «Роботёнок».
В т.ч. - в том числе.
УУД - универсальные учебные действия.
ООП - основная образовательная программа Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Огонёк» г. Надыма».
ФГОС ДО - федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
4.2. Список документов, используемой и рекомендуемой литературы, интернет-ресурсов.
Нормативные документы:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г., № 30384).
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
- Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №28;
- Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года №2.
- Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ от 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования».
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 10 января 2014 года № 08-5 «О соблюдении организациями, осуществляющими образовательную деятельность, требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования».
Программное обеспечение:
- Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
2. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования МДОУ «Детский сад «Огонёк» г. Надыма».
Используемая и рекомендуемая литература:
- Безбородова Т. В. Первые шаги в геометрии. - М.:Просвещение, 2009.
- Варяхова Т. Примерные конспекты по конструированию с использованием конструктора ЛЕГО // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 2. - С. 48-50.
- Венгер, Л.А. Воспитание и обучение (дошкольный возраст): учеб. пособие / П. А. Венгер. - М.: Академия,2009. -230 с.
- Волкова С.И. Конструирование. – М.: Просвещение, 1989.
- Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. - М.: Гардарики, 2008. – 118 с.
- Емельянова, И.Е.,МаксаеваЮ.А.Развитие одарённости детей дошкольного возраста средствами легоконструирования и компьютерно-игровых комплексов. – Челябинск: ООО «РЕКПОЛ», 2011. – 131 с.
- Злаказов А.С., Горшков Г.А., ШевалдинС.Г.УрокиЛего-конструирования в школе. –М.: Бином, 2011. – 120 с.
- Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.
- Конструируем: играем и учимся LegoDacta// Материалы развивающего обучения дошкольников. Отдел ЛЕГО-педагогики, ИНТ. - М., 2007. – 37 с.
- Кузьмина Т. Наш ЛЕГО ЛЕНД // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1. - С. 52-54.
- Куцакова Л. В. Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе детского сада. – М.: Феникс, 2009. – 79 с.
- Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду: программа и конспекты занятий. – М.: Сфера, 2009. – 63 с.
- Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. - М.: Эксмо, 2010. – 114 с.
- ЛЕГО-лаборатория (ControlLab):Справочное пособие. - М.: ИНТ, 1998. –150 с.
- Лиштван З.В. Конструирование. - М.: Владос, 2011. – 217 с.
- Лурия А. Р. Развитие конструктивной деятельности дошкольника// Вопросы психологии, 1995. – С. 27-32.
- ЛуссТ.В.Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.– 104 с.
- Парамонова Л. А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. - М.: Академия, 2008. – 80 с.
- Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. – М.: Академия, 2009. – 97 с.
- Петрова И. ЛЕГО-конструирование: развитие интеллектуальных и креативных способностей детей 3-7 лет // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 10. - С. 112-115.
- Рыкова Е. А. LEGO-Лаборатория (LEGO ControlLab). Учебно-методическое пособие. – СПб, 2001, - 59 с.
- Селезнёва Г.А. Сборник материалов центр развивающих игр Леготека в ГОУ центр образования № 1317– М., 2007г .-58с.
- Селезнёва Г.А. Сборник материалов «Игры» для руководителей Центров развивающих игр (Леготека) – М., 2007.-44с.
- Фешина Е.В. Легоконструирование в детском саду: Пособие для педагогов. - М.: Сфера, 2011. – 243 с.
Интернет-ресурсы
- http://www.int-edu.ru/
- http://www.lego.com/ru-ru/
- http://education.lego.com/ru-ru/preschool-and-school
4.3. Глоссарий
Амплификация - обогащение детского развития.
Вариативность среды - наличие в организации или группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Возрастная адекватность дошкольного образования - соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития детей.
Воспитанники - лица, осваивающие образовательную программу дошкольного образования, лица, осваивающие основную общеобразовательную программу с одновременным проживанием или нахождением в образовательной организации.
Доступность среды - доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.
Игровая деятельность - сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры.
Материально-техническое обеспечение - учебно-методический комплект, оборудование, оснащение (предметы).
Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Образовательные области дошкольного образования - социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Образовательная деятельность - деятельность по реализации образовательных программ.
Образовательная среда - совокупность образовательного процесса, особенностей его организации, а также его программно-методического, учебно-материального, материально-технического, психолого-педагогического, медико-социального обеспечения (в том числе предметно-развивающей среды, ТСО, медицинского сопровождения, питания).
Образовательная среда для ребенка дошкольного возраста - предметно-пространственная развивающая образовательная среда; характер взаимодействия со взрослыми; характер взаимодействия с другими детьми; система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.
Обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.
Обучающийся - физическое лицо, осваивающее образовательную программу.
Основные характеристики дошкольного образования - объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования.
Педагогическая диагностика - оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования.
Педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.
Преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования - это связь и согласованность каждого компонента образования (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации), обеспечивающих эффективное поступательное развитие ребёнка, его успешное воспитание и обучение на данных ступенях образования.
Примерная основная образовательная программа - учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы.
Психологическая диагностика развития детей - выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей.
Развивающая образовательная среда - система условий социализации и индивидуализации детей.
Средства обучения и воспитания - приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности.
Трансформируемость пространства - изменения предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Уровень образования - завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования- совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа психологического сопровождения образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет «Через игру к познанию» в ходе освоения основной общеобразовательной программы МБДОУ ДС №7 «Жар-птица» на 2020-2021 уч.г.
Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС ДО....
Парциальная программа по конструктивно-модельной деятельности
Парциальная программа «Конструктивно-модельная деятельность» для детей подготовительной группы разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дош...
Рабочая программа"Рабочая программа по предмету «Музыкальная деятельность» образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» все возрастные группы (2-7 лет)"
Рабочая программа"Рабочая программа по предмету «Музыкальная деятельность» образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» все возрастные группы...
Рабочая программа по воспитательно-образовательной деятельности для детей 1-3 лет (Смешанная раннего возраста) составлена на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования от «Рождения до школы» под. редакции Вераксы Н.Е., Гербово
Рабочая программа разработанная для детей от1 до 3 лет в соответствии с ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по воспитательно- образовательной деятельности для детей смешанной группы раннего возраста (от 1 до 2лет) и (от 2 до 3 лет ) составлена на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования от «Рождения до школы» по
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо воспитательно- образовательной деятельностидля детей смешанной группы раннего возраста (от 1 до 2лет) и (от 2 до 3 лет )составлена на основе примерной общеобразовательной про...
Рабочая программа по организации образовательной деятельности в группе раннего возраста по программе « Мозаика» на 2022-2023 учебный год
Содержание:Пояснительная записка ……………………………………………………&helli...
Рабочая программа по конструктивно-модельной деятельности «ТехноЛэнд»
Цель Программы: создание комплекса условий для развития технического творчества и формирования научно – технической ориентации у детей дошкольного возраста на основе конструктивного – моде...