Психофизиологические основы процесса письма
статья (подготовительная группа)

Яковлева Марина Сергеевна

Письмо – сложный психический процесс, включающий в себя вербальные (знаковые) и невербальные формы психической деятельности (внимание, зрительное, пространственное и акустическое восприятие, мелкую моторику, предметные действия н др.). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihofiziologicheskie_osnovy_protsessa_pisma.docx16.61 КБ

Предварительный просмотр:

Письмо представляет собой сложную сознательную форму речевой деятельности, которая имеет сходство с другими формами внешней речи, а также отличия от них. Поскольку письмо имеет сложную структуру, его нельзя отнести исключительно к речи или  к процессам зрительного восприятия и моторики. Письмо – сложный психический процесс, включающий в себя вербальные (знаковые) и невербальные формы психической деятельности (внимание, зрительное, пространственное и акустическое восприятие, мелкую моторику, предметные действия н др.). Исследования психологов, лингвистов и других специалистов показали, что процессы письма и устной речи различаются во многих отношениях: происхождению, способу формирования и протекания, функциям, психологическому содержанию. Способы осуществления процесса письма поначалу выступают как осознанные действия, и лишь со временем письмо превращается в навык. Письмо начинается с таких операций, как побуждение, мотив и задача. Человек осознаёт, с какой целью он пишет: чтобы зафиксировать, сохранить на определённое время информацию, передать её другому человеку, побудить кого-то к действию и т. д. Он мысленно составляет план письменного высказывания, смысловую программу, выстраивает общую последовательность мыслей. Начальная мысль соотносится со структурой предложения. В процессе письма человек должен сохранить нужный порядок написания фразы, сориентироваться на том, что он уже написал и что ему предстоит написать. Каждое предложение, которое необходимо записать, разбивается на составляющие его слова, так как на письме обозначаются границы каждого слова.

Будучи сложной психической функцией, письмо включает в себя уровни, каждый из которых состоит из нескольких звеньев. В организации письма можно выделить следующие уровни:

А. Психологический уровень. На этом уровне решаются задачи формирования мотивов, интереса к письменной речи, смыслового содержания информации, регулируется и контролируется деятельность письма. В составе психологического уровня четыре звена: возникновение намерения, мотива к письменной речи; создание замысла; создание на его основе содержания; регуляция деятельности и осуществление контроля над выполняемыми действиями.

Б. Лингвистический (психолингвистический) уровень. На этом уровне регулируется перевод внутреннего смысла и содержания, которое формируется на психологическом уровне, в лингвистические коды – в лексико-грамматические и синтаксические единицы (в слова, фразы и тексты). Рассматриваемый уровень обеспечивает оперативную сторону реализацию плана или программы. Л. С. Цветкова выделяет в составе данного уровня четыре звена:

1. Процесс звукоразличения. С его помощью осуществляется анализ звукового состава слова, подлежащего записи. При этом из звукового потока выделяют серию звучания: сначала те звуки, с которых начинается нужное слово, а затем последующие. Выбор последовательности звуков, из которых состоит слово, – важнейшее условие для расчленения речевого потока и превращения его в серию членораздельных звуков. Второе главное условие – это уточнение звуков, превращение слышимых вариантов звука в фонемы, то есть чёткие, обобщённые речевые звуки.

Звуковой анализ слова, выделение отдельных звуков, превращение звуковых вариантов в фонемы – всё это является первый необходимым этапом для осуществления процесса письма.

2. Объём акустического восприятия и слухоречевая память. Они обеспечивают восприятие определённого объёма информации, удерживаемого в оперативной памяти.

3. Обновление графических изображений – представлений на основе входящей звуковой информации и ее перекодирование в буквы. Каждая выделенная фонема (или же комплекс фонем) должна быть переведена в букву, которая и будет далее написана.

4. Актуализация моторного образа буквы. Это перекодирование буквы в серию тонких движений руки и написание букв, слов и фраз.

В. Психофизиологический (сенсомоторный) уровень. На этом уровне осуществляется совместная работа нескольких анализаторных систем, лежащих в основе письменной речи, обеспечивается реализация следующих операций и действий:

1. Процесс распознавания звука обеспечивается совместной работой речевого и акустического анализаторов.

2. Объём акустического восприятия обеспечивается акустическим и кинестетическим анализаторами.

3. Перекодирование с одного психического процесса на другой (от звука к букве) является результатом совместной работы акустической, пространственной, зрительной и анализаторной систем.

4. Перекодирование оптического образа буквы и написание буквы – результат сложной совместной работы двигательной и зрительной анализаторной систем.

При обдумывании письма на его начальном этапе вышеописанные уровни задействуются последовательно, один за другим. Однако при осуществлении этой функции все уровни работают совместно. В зависимости от задачи на первое место выступает то один, то другой уровень. Таким образом, между уровнями, выделяемыми в организации письма, существуют сложные иерархические отношения. Именно поэтому письмо нельзя рассматривать исключительно как речь, либо как процессы зрительного восприятия и моторики. Письмо – это речевая деятельность,, которая обеспечивается сложным, многоуровневым комплексом психических (вербальных и невербальных) и психофизиологических процессов, связанных между собой по типу функциональной системы.

Усвоение навыка письма происходит в три этапа. На первом, элементном, этапе внимание учащегося сосредоточивается главным образом на элементах букв, на соблюдении правил посадки, на координации движений, на пользовании письменными принадлежностями и тетрадью. На втором, буквенном, этапе внимание переключается на правильное изображение букв, в то время как написание их элементов и соблюдение технических правил письма постепенно автоматизируются. На третьем этапе – связного письма – внимание сосредоточено на правильном соединении букв в слова и на соблюдении соотношения их по величине, наклону, нажиму и т. д. Высшей стадией графического навыка письма выступает связное, курсивное письмо.

На ранних этапах овладения письмом каждая отдельная его операция представляет собой изолированное действие. Написание слова распадается для ребёнка на следующие задачи: выделить звук, обозначить его соответствующей буквой, запомнить её, написать. По мере развития навыка письма меняется психологическая структура. Отдельные операции выпадают из-под контроля сознания, автоматизируются, объединяются и превращаются в целостный сенсомоторный навык, обеспечивающий сложную речемыслительную деятельность.

Для формирования письма наибольшее значение имеют интеллектуальное развитие, развитие устой речи, уровень развития сукцессивных способностей и моторная зрелость. Если они сохранны и нормально сформированы, то будут формироваться и другие предпосылки, необходимые для овладения процессом письма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диаграммы "Динамика уровня обученности и успешности по основам чтения, письма и счёта.

Диаграммы показывают динамику уровня обученности и успешности по соновам чтения, письма и счёта. Итоговые диаграммы по ОЧПС....

Диаграммы "Динамика уровня обученности и успешности по основам чтения, письма и счёта.

Диаграммы показывают динамику уровня обученности и успешности по соновам чтения, письма и счёта. Итоговые диаграммы по ОЧПС....

Владение звуковым анализом слов - основа грамотного письма в школе

рекомендации родителям по обучению детей звуковому анализу слов, совершенствованию фонематического восприятия звуков...

Психофизиологическое обоснование процесса обучения детей движениям

Для того, чтобы правильно, с точки зрения здоровье-формирования, строить образовательный процесс физического воспитания дошкольников, педагогу необходимо знать какие психофизиологические механизмы и к...

«Социально - биологические и психофизиологические основы физической культуры».

Каждому человеку приятно чувствовать себя здоровым, когда выполнение любой работы, нагрузки совсем не обременительно и доставляет радость. Но в связи с ухудшением экологического состояния природной ср...

«Социально - биологические и психофизиологические основы физической культуры».

laquo;Социально - биологические и психофизиологические основы физической культуры»....