Педагогический опыт. Использование проектной деятельности в нравственно - патриотическом воспитании детей дошкольного возраста
методическая разработка (подготовительная группа)
Педагогический опыт. Использование проектной деятельности в нравственно - патриотическом воспитании детей дошкольного возраста
Скачать:
Предварительный просмотр:
Педагогический опыт
Использование проектной деятельности в нравственно – патриотическом воспитании детей дошкольного возраста
Воспитатель: Габуты Ш. А.
Использование проектной деятельности по нравственно – патриотическом у воспитанию детей, раскрывает цели и планируемые результаты патриотического воспитания дошкольников посредством проектной технологии.
Проблема нравственно – патриотического воспитания детей обсуждается сегодня все чаще. Актуальна ли сегодня это проблема? Актуальность как необходимость – очевидна.
Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном селе, городе, стране, особенностях народных традиции, часто равнодушны к близким людям, редко сострадают чужому горю. Поэтому главная задача нравственно – патриотического воспитания:
-как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и гражданином своей страны;
-воспитать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице;
-формировать чувство гордости за достижение страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес доступным ребенку явлением общественной жизни.
Воспитание чувств ребенка, в том числе и патриотических с первых лет жизни является важной задачей. Ребенок не рождается добрый или злой, нравственный или безнравственный. Какие качества развиваются у ребенка, зависит от родителей и окружающих его взрослых, от того, какими впечатлениями и знаниями, его обогатили.
Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения детей, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений.
Использование технологии проектирования помогает мне в работе по данному направлению, так как является эффективным способом развивающего, личностно ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Проектная деятельность обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности участников проекта; открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром, реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания.
Тематика и содержание проектов по нравственно – патриотическому воспитанию очень разнообразна.
Работа над проектом формируется и уточняется на протяжении всего периода и проходят несколько этапов:
- постановка цели;
- поиск формы реализации проекта;
- разработка содержания всего учебно - воспитательного процесса на основе тематики проекта;
- организация развивающей, познавательной, предметной среде;
- определение направлений поисковой и практической деятельности;
- организация совместной (С педагогами, родителями, и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности;
- коллективная реализация проекта, его демонстрация;
В соответствии с принципами отечественной педагогики детское проектирование я соблюдаю следующие условия:
- учет интересов каждого ребенка;
- деятельность детей без принуждения;
- предоставление детям самостоятельности и поддержка их инициативы;
совместное с взрослым поэтапное достижение цели;
- тематика из ближайшего окружения дошкольника, адекватная его возрасту;
Работая над проектами, я ставлю такие цели, чтобы развивать у каждого ребенка:
- творческое начало;
- способность к критическому мышлению и умение делать самостоятельный выбор;
- способность ставить проблемы и находить их решение;
Мой проект состоит из самостоятельной и коллективной творческой завершенной работы, имеющий социально – значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим последовательный поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
Мой опыт работы по патриотическому воспитанию способствует формированию у детей самосознания на основе культурно – этических норм нашего региона, воспитанию чувств любви к родному дому, природе, и культуре малой Родины
Хочу представить информационную карту проекта по нравственно – патриотическому воспитанию:
Полное название проекта: «Нравственно – патриотическое воспитание в детском саду»
Автор проекта: Габуты Шорена Аполоновна
Детский сад представивший проект: МБДОУ «Детский сад» №10 с.Октябрьское
Сроки реализации: долгосрочный проект 2 года (2020 – 2022)
Участники проекта: педагоги, дети, их родители.
Тип проекта: познавательно-игровой.
Вид проекта: информационно-творческий.
Цель проекта: Формировать нравственные отношения и чувства сопричастности к семье, детскому саду, родному селу, своей малой родине. Продолжать знакомить детей с родной культурой.
Актуальность проекта:
Любовь к родине начинается с любви к своему селу, городу, к окружающим людям, природе. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью своей родины. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру и воспитания любви к ближним, к детскому саду, родным местам, родному краю.
Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди – все это в своей работе стараюсь передать нашим детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственно – патриотических чувств подрастающего поколения.
Проблема:
К сожалению, в нашей стране здоровый образ жизни не занимает пока первое место в шкале потребностей и ценностей человека. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы станем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, только в этом случае можно будет надеяться, что будущие поколения будут более здоровыми и развитыми не только интеллектуально, духовно, но и физически.
Таким образом, проблема формирования у дошкольников культуры здоровья очень важна. От её решения зависит будущее нации и государства.
Методические задачи:
-воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, близким людям, своему дому, детскому саду, родной улице, селу;
-формирование бережного и заботливого отношения к природе и ко всему живому;
-расширение представлений о родном городе, малой Родине, рассказать о самых красивых местах родного города, села, его достопримечательностях.
-знакомство детей с государственной символикой: гербом, флагом, гимном;
-развитие интереса к осетинскому народному творчеству, промыслом, традициям и обычаям осетинского народа.
-развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны, формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;
-воспитание эстетических нравственных норм поведения и моральных качеств ребенка;
Ожидаемые результаты:
-расширять у детей представления о родном крае и его достопримечательностях.
-ознакомление дошкольников с родным селом.
- Формирование и укрепление любви и гражданских чувств, к Родине, гордость за свою причастность к ее жизни.
- Формирование желания и стремления знать историю, гордиться прошлым и настоящим своей республики.
Направления образовательной работы:
-тематическое планирование;
-создание развивающей среды;
-организация работы с детьми в разных видах деятельности;
Принципы реализации проекта:
-принцип последовательности – планировать изучаемый материал последовательно, чтобы дети усвоили знания постепенно, в определенной системе.
«Семья» – «Мой дом» - «Моя улица» - «Детский сад» - «Родное село» -«Моя малая родина»
-принцип наглядности – создать наглядный материал: куклы в осетинском наряде, предметы быта, иллюстрации, книги, фотографии…
-принцип занимаемости – делать изучаемый материал интересным и увлекательным для детей.
Блоки реализации проекта:
1. «Я и мой Иристон»
2. «Природа и экология Осетии»
3. «Культура Осетии»
Работа по данным блокам позволила создать у детей целостное восприятие окружающего мира, жизни в этом мире, себя в этой жизни.
Работу по указанным темам предусмотрена во всех блоках педагогической деятельности и при проведении режимных моментов, не нарушая общего плана образовательной деятельности.
Так как, воспитание маленького патриота начинается с самого близкого, были разработаны занятия: «Я и моя семья», «Мой дом», «Моя улица», «Мой любимый детский сад», «Моя любимая игрушка», «Село в котором я живу», «Мая малая Родина». Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье, начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование, чувство любви к своему отечеству.
Дети всегда с большим удовольствием рассказывали о достопримечательностях родного села.
Неотъемлемой частью национального компонента является воспитание чувства восхищения и гордости за свой народ и любимый край. Этой теме посвящено занятие «Мы Вами гордимся», позволяющее знакомить детей с теми, кто своими трудовыми и героическими подвигами прославил Осетию: это К, Л. Хетагуров, И. А. Плиев, Ю Кучиев.
На протяжении этого проекта я всегда старалась знакомить детей с историей, культурой, традициями нашей армии, воспитывала патриотические чувства относительно своей Родины.
Провела тематический вечер «Защитники Отечества», что особенно актуален в наше время, когда дети черпают информацию, порой очень противоречивую, из телевизионных передач.
В своей работе я всегда старалась приобщать детей к духовным и историческим ценностям своего народа и воспитывать патриотических чувств и физических качеств, таких как смелость, ловкость, сила.
Для того, чтобы лучше узнать природу северной Осетии – животный и растительный мир, регулярно провожу КВНы, где дети показывают свои знании о природе родного края.
Провела КВНы:
"Мы защитники природы» в средней группе
«Прикоснись к природе сердцем» в средней группе
«Природа наш дом» в старшей группе
« Знатоки природы» в старшей группе.
Всегда стараюсь создать благоприятный, психологический климат в детском коллективе, чтобы наполнить радостью каждый день ребенку улыбками, играми.
Основной формой нравственно – патриотического воспитания детей является тематические задания, но не менее внимание и место я уделяю практической деятельностью: игры («Собери картину», «Сложи квадрат с осетинским орнаментом», «Парные картинки», и т. д.) , моделирование, Аппликация, рисование с элементами осетинского орнамента, показ театров на осетинском языке и т. д.
Важным условием нравственно – патриотического воспитания детей является насыщенная, богатая, и доступная развивающая среда, которая помогает развивать интеллект детей, формирует наглядно – образное мышление и воспитывает у дошкольников уважение к традициям своего народа, его истории, быту.
В группе имеем художественную литературу на осетинском языке, материал (Иллюстрации, картинки) о родном селе и городе, о животный и растительный мир. Своими руками пошила куклам осетинские наряды (танцующая пара), с элементами осетинского орнамента «Чындз», сделала из бутылок джигитов,из бумаги объемные горы, сакля, «ирон фынг», разные игрушки для моделирования.
Во время реализации проекта старалась привлечь родителей тоже, так как они являются равноправными участниками образовательного процесса. Благодаря их участию в проектах у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка. Привлечение семьи к нравственно патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Вместе с родителями организовали конкурс – акцию «Поможем птицам». Родители своими руками сделали кормушки зимующим птицам. Для детей это был хороший пример того, что надо заботиться, любить и беречь природу своего края.
С родителями вместе сделали коллаж «Я и моя семья». Дети очень радовались фотографиям из семейного альбома. Они рассказывали с удовольствием о членах семьи, на какой улице они живут. Дети рисовали свой родной дом, свою улицу, моделировали сперва улицу, на которой они живут, а потом село, где они живут, что больше укрепляет любовь и привязанность своим близким, а потом уже своей Родине.
Провели большую работу вместе с родителями и детьми и приняли участие в конкурсе «Этнокультурные уголки среди групп ДОУ», Наша работа была направлена к воспитанию у детей уважения к традициям своего народа, его истории, быту, материальной и духовной культуре и бережному отношению к природе родного края. Родители помогли обогатить предметно – развивающую среду.
В этом году я в своей работе уделила большое место теме «Здоровье».
Все мы знаем, «Здоровый ребенок – счастливый ребенок», и нашей Родине мы нужны - здоровыми и счастливыми.
Проект «Все про здоровье» посвященное актуальной проблеме – формированию у детей навыков здорового образа жизни реализовали в течение неделя, если не принимать во внимание то, что частично мы каждый день занимаемся вопросами этого проекта. Во время осуществлений этого проекта я использовала как традиционные, так и нетрадиционные формы оздоровления детей.
Результаты реализации проектной деятельности всегда радуют, но всегда есть над чем, нужно поработать в дальнейшем. Думаю, что буду и дальше изучать и внедрять в практику работы детско - родительские и детские проекты.
Результаты работы показывают, что проектная деятельность создает необходимые условия для того, чтобы каждый ребенок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить и трудится в новом обществе. Участье в проектной деятельности дает возможность развивать дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату. В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки – они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не только собственными мотивами, сколько установленными нормами. Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей – она становится более разнообразной, сложно структурированной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу.
На мой взгляд, значимыми для успешного внедрения проектной деятельности являются:
-развивающая среда;
-уровень общения со сверстниками;
-способность к сотрудничеству;
-профессионализм педагога;
-потребность родителей;
-опора на собственный опыт ребенка;
Выводы о позитивных результатах проделанной работы:
Воспитание патриотических чувств, было, есть и будет одним из главных составляющих воспитания маленького гражданина, поэтому – очень важно привить ему именно общие человеческие ценности, давать понятия об универсальных средствах, жизнедеятельности. Только равноправная, свободная в выборе личность может смело шагать вперед, занимать активную жизненную позицию.
На что воспитателю необходимо обращать внимание, при работе над проектом:
-глубоко изучать тематику проекта, подобрать необходимую литературу, в том числе и детскую, подготовить предметно – пространственную развивающую среду;
-создать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик;
-вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт;
-при составлении совместного плана с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу;
-тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не боятся высказываться;
-соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом;
-в ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход;
-развивать творческое воображение и фантазию детей;
-творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений;
-ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
Образование должно идти в ногу со временем. В »Концепции модернизации Российского образования» предусматривается обновление содержания образования, одним из пунктов которого является, изменение методов обучения. Одним из актуальных и эффективных методов является метод проектов.
Прежде всего, в ходе проектной деятельности расширяется знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов. Благодаря использованию различных форм и методов работы в процессе ознакомления дошкольников с родным краем, республикой, с ее народом, бытом и традициями, у детей формируется такие нравственные качества, как любовь к Родине, своему Отечеству, к родной природе, к людям, населяющим эту землю.
Дети, участвующие в проектной деятельности:
-проявляют творческую активность в познании окружающего мира;
-сознательно применяют сенсорные ощущения в решении практических задач;
-способны общаться в детском коллективе по поводу обсуждения совместного плана действий;
-воспринимают мир природы осознавая его уникальность, красоту, универсальность;
Родители, принимающие участие в проектной деятельности дошкольного учреждения:
-получили возможность не только узнать о том, чем занимается ребенок в детском саду, но и принять активное участие в жизни группы;
-смогли реализовать свои творческие способности;
Благодаря целенаправленной работе по ознакомлению детей с родным селом, у детей расширяется представления о родном крае и его достопримечательностях. Главное, чтобы в процессе познания у детей родилась любовь и гражданские чувства к Родине, гордость за свою причастность к ее жизни. Очень важно, чтобы дети знали истории, гордились прошлым и настоящим своей республики.
В результате использования метода проектов дети в моей группе стали более раскрепощенными и самостоятельными, целеустремленными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым, способными к взаимопониманию и сотрудничеству;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Проектная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста»
В пособии представлены методические рекомендации по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в процессе реализации проектов.В данной разработке предложены тематические проекты для дет...
«Проектная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста»
В пособии представлены методические рекомендации по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в процессе реализации проектов.В данной разработке предложены тематические проекты для дет...
Использование проектной деятельности в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.
Мы все прекрасно знаем, что в современном мире с каждым годом растет количество людей попавших под влияние виртуальной реальности. Что стирается грань между вымышленным и фактическим, сгла...
Мастер – Класс Тема: Использование проектной деятельности в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста
laquo;Детство – каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего,познанием человека и...
Мастер – Класс Тема: Использование проектной деятельности в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо зн...
Использование проектной деятельности в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста .
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо зн...
Опыт работы: «Использование проектной деятельности в нравственно - патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одной из актуальных проблем является нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Воспитание чувств р...