Удивительный город- Царское село
проект (младшая группа)
Долгосрочный проект. Воспитание у дошкольников нравственно-патриотических чувств.
Приобщение дошкольников к истории и культуре родного города.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
udivitelnyy_gorod.docx | 74.57 КБ |
Предварительный просмотр:
«УДИВИТЕЛЬНЫЙ ГОРОД - ЦАРСКОЕ СЕЛО»
для детей в возрасте от 3 до 7 лет.
Воспитатели: Вятоша Н.А.
Игнатьева М. А.
Спб Пушкин 2021-2022 уч.г.
Актуальность:
«Детство – каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия»
В.А.Сухомлинский
Актуальность проекта:
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине - накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувств.
Участники проекта: Дети младшая (средняя, старшей, подгт.) группы, родители, педагоги группы.
Вид проекта: Познавательный, групповой, долгосрочный (2021г. -2025г.)
Проблема: Дети не задумываются о том, что город, в котором они живут – это их малая родина. Не знают ничего об его истории, достопримечательностях.
Цель проекта:
1. Воспитание у дошкольников нравственно-патриотических чувств.
2. Приобщение дошкольников к истории и культуре родного города.
Задачи проекта:
1. Дать знания детям о родном городе и его истории, развивать бережное отношение к нему, его достопримечательностям, культурным ценностям.
2. Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город.
3. Развивать связную речь детей, обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать.
4. Воспитывать любовь к родному городу, краю, гордиться им.
5. Воспитывать чувство гордости за своих земляков.
Реализация задач проекта, основываться на следующих принципах:
принцип научности - предлагаемое содержание соответствует современному представлению об историческом прошлом нашего города.
принцип реалистичности и доступности - предлагаемый объем представлений адаптирован к восприятию его детьми старшего дошкольного возраста и соответствует их возрастным возможностям усвоения знаний; предусматривает осуществление краеведческой работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных особенностей и психического развития детей.
- принцип деловитости и занимательности - предлагаемый материал должен нести занимательное начало, быть игровым или с элементами игры, сюрприза, нести в себе деловую информацию, вызывать потребность в практической деятельности.
- принцип системности - достижение цели обеспечивается решением комплекса задач образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.
- принцип последовательности - заключается в постепенном повышении требований в процессе краеведческой деятельности.
- принцип дифференциации и индивидуализации - предполагает создание условий для полного проявления способностей каждого ребенка и своевременной воспитательно -образовательной работы.
- принцип диалогического общения - как неотъемлемого условия взаимодействия субъектов, который отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием воспитателя, ребенка и родителей.
- принцип развивающего обучения личностно ориентированной направленности - развивать личность творца собственной жизни, основное внимание уделяется личностному развитию воспитанника, при работе над проектом каждый ребѐнок может найти дело, наиболее соответствующее его интересам и возможностям.
Работа по ознакомлению дошкольников с историей родного края проводится в определенной последовательности:
Моя семья - моѐ богатство
Мой район
Чудесный город детства моего
Царское Село - жемчужина России
Форма проведения:
- образовательная ситуация;
- дидактические игры;
- беседы;
- рассматривание иллюстраций;
- чтение художественной литературы;
- заучивание стихов;
- экскурсия по городу;
- работа с родителями.
Этапы реализации проекта:
- Подготовительный этап:
- сбор литературы по данной теме, постановка цели, формы реализации проекта, разработка содержания, приобрести наглядный материал, подготовить материалы работы с родителями.
2. Основной этап:
совместная деятельность детей и воспитателей с подключением родителей.
- Заключительный этап
- Выставки продуктов детской деятельности.
- Проведение досугов, развлечений, праздников.
- Создание музейной экспозиции в группе.
- Изготовление Макета «Город будущего»
- Подведение итогов работы.
Системная паутинка проекта
Реализация проекта:
с детьми второй младшей группы по теме «Моя семья – моѐ богатство»
Месяц | Тема | Игровая деятельность | Продуктивная деятельность | Участие родителей |
Сентябрь | Давайте познакомимся! | д/и «Узнай по имени» д/и «Назови ласково» |
| Оформление портфолио «Моя семья» |
Октябрь | Я и мое имя | д/ «Полное и неполное имя» д/и «Назови ласково» | Изготовление именных карточек на шкафчики» | |
Ноябрь | моя семья | с/р «Семья» пальчиковые игры «Семья» и др. д/и «Чья мама» д/и «Определи настроение людей на картинках», проблемная - ситуация «Чем я могу обрадовать маму?» | Рисование «Моя семья» | Праздник «Мамочка любимая моя» |
Декабрь | Традиции моей семьи | с/р игра «Отмечаем праздник» муз.игра «Мама пироги печет»
| Новогодний утренник , выпуск минигазет «Праздник в моей семье», «Как я провожу выходные дни» | |
Январь | Бабушки и дедушки | с/р «В гостях у бабушки» д/и «Чьи вещи» этюд «Бабушка заболела» | Составление генеалогического древа «Моя семья» | |
Февраль | Моя группа | д/и «Режим дня» знакомство со схемами и опорными сигналами «Мытье рук», «Правила поведения в группе» и др. | Лепка «Моя любимая игрушка» | Спортивное развлечение «Мама, папа и я – спортивная семья» |
Март | Мой любимый детский сад | с\р игры «Детский сад», «Повар», «Врач» и др д\и «Собери картинку», «Чего не стало», «Продолжи описание», «Закончи предложение» и др. | Совместное развлечение «Моя мама – лучше всех», аппликация «Открытка для мамы» | |
Апрель | Мой адрес | п/и «Автомобиль» д/и «Найди и назови», «Разрезные картинки» и др | Составление маршрута от дома до сада | |
Май | Итог, результат работы Выпуск фотоальбома группы «Мыслители 2» |
с детьми средней группы по теме «Мой район»
Месяц | Тема | Игровая деятельность | Продуктивная деятельность | Участие родителей | |
Сентябрь | Моя семья | с/р «Семья» пальчиковые игры «Семья» и др. д/и «Чьи вещи» | Изготовление визитной карточки «Моя семья | ||
Октябрь | Улица Хазова, на которой стоит наш детский сад. | д\и «Собери картинку», «Чего не стало», «Продолжи описание», «Закончи предложение» и др. | Рисование «Листопад» Коллективный коллаж «Осень в нашем саду» | Экскурсия «В гости к золотой осени» | |
Ноябрь | Улица, на которой я живу | д/и «Где я живу?», «Чей дом?» «Найди и назови», «Разрезные картинки» и др | Аппликация «Моя улица» | ||
Декабрь | Улицы родного города (микрорайона) | д/и «Найди отличия», «Узнай по описанию» | Экскурсии по улицам: Широкая, Привокзальная | ||
Январь | |||||
Февраль | Достопримечательности, расположенные в микрорайоне
| д\и «Собери картинку», «Найди отличия» игра «Заколдованный город» | Рисование «Что больше всего запомнилось» | Посещение вокзала, близлежащих памятников Поездка на электричке. | |
Март | |||||
Апрель | Витебский вокзал – Царское Село (первая железная дорога) | с/р игра «Железнодорожники» д/и «Найди отличия», «Узнай по описанию» | Конструирование железнодорожных путей и железнодорожной станции | Посещение Витебского вокзала. Рассмотреть с детьми паровоз и вагоны. | |
Май | Итог, результат работы Создание макетов: «Здание вокзала» «Привокзальная площадь» Оформление альбомов «Улицы нашего города» |
с детьми старшей группы по теме «Удивительный город детства моего»
Месяц | Тема | Игровая деятельность | Продуктивная деятельность | Участие родителей |
Сентябрь | Как возник наш город. Дворцовая слобода | д/и «Узнай и назови» мозаика «Герб города», д/и «Собери и назови» | Рисование по впечатлениям | Посещение Историколитературного музея города Пушкина |
Октябрь | Садовая - первая улица города | д/и «Найди и назови», «Разрезные картинки» и др д/и Тематические кубики | Экскурсия-прогулка. Рисование по полученным впечатлениям | |
Ноябрь | «От кареты до ракеты…» | д/и «Раз, два, три собери», «Разрезные картинки», «Найди отличия» | Совместная констр. деятельность «Карета» | Интерактив «Дворцовый экипаж» |
Декабрь | Ворота нашего города | д/и «Узнай и назови» д/и «Путешествие по Царскому Селу» | Ворота, такие разные» (констр. деятельность) Альбом фотографий «Ворота» (постройки из различных видов конструктора) | Эксурсия-путешествия «Ворота нашего города» |
Январь | «Героическое прошлое Царского Села» | д/и «Узнай и назови» д/и «Путешествие по Царскому Селу» Разрезные картинки «Памятники, возрождѐнные из руин и пепла» | Составление рассказа о героях в моей семье
Возложение цветов к монументу «Ополченцы»
| Посещение Историколитературного музея города Пушкина |
Февраль | Екатерининский дворец | Конструирование «Создай свой дворец» д/и «Царскосельская мозаика» (по залам Екатерининского дворца) | Сказочный дворец (пластилинография) Игра-путешествие «В стране сказок» | Посещение Екатерининского дворца Интерактив «В гостях у сказочной феи» |
Март | Екатерининский парк | д/и «Узнай и назови» д/и «Путешествие по Царскому Селу» д/и «Царскосельская мозаика» | Создание своего вензеля (рисование) Альбом фотографий «Сказочный дворец» (постройки из различных видов конструктора) | Экскурсия в Екатерининский парк
|
Апрель | Александровский дворец и парк | д/и «Узнай и назови» д/и «Путешествие по Царскому Селу» д/и «Царскосельская мозаика» | Весенний пейзаж (гравюра на картоне) Интерактив «На детской половине» | Посещение Александровского дворца и парка |
Май | Итог, результат работы Создание мини музея «Мой город»
Царскосельский алфавит |
с детьми подготовительной группы по теме «Царское Село – жемчужина России»
Месяц | Тема | Игровая деятельность | Продуктивная деятельность | Участие родителей |
Сентябрь | Осень в Царском Селе Памятники А.С.Пушкину в нашем городе | д/и «Узнай и назови», кроссворды, ребусы
| Осенний пейзаж (гравюра на картоне)
| Экскурсия к памятнику А.С.Пушкину у Египетских ворот, Посещение парков |
Октябрь | Императорский Царскосельский Лицей 19 октября – День Лицея Лицейское братство | д/и «Собери герб лицея» «Объясни значение», кроссворды, ребусы | Викторина «Царскосельский Лицей» | Экскурсия в Царскосельский Лицей Посещение экскурсии |
Ноябрь | Лицейские места | д/и «Узнай и назови» д/и «Путешествие по Царскому Селу» д/и«Царскосельская мозаика» | Составление рассказа и рисование по впечатлениям о посещении Лицея | Экскурсия Дача Китаевой |
Декабрь | Сказки А.С.Пушкина | Викторина по сказкам А.С.Пушкина д/и «Из какой сказки?» (предметы, отрывки из сказок) | «Вечер пушкинских сказок» (театрализованный досуг совместно с родителями) | Создание «Книги сказок» (создание совместно с родителями иллюстраций к сказкам) |
Январь | ||||
Февраль | Зима в Царском Селе «Парк, воспетый поэтом…» | «Взятие снежной крепости» (развлечение на улице) | Зимний пейзаж (выставка детских работ) | Прогулки с детьми по заснеженным паркам |
Март | Знаменитые люди нашего города | д/и «Узнай и назови» д/и«Путешествие по городу» д/и «Мой город» д/и«Царскосельская мозаика» | Фотоколлаж «Знаменитые люди нашего города» | Встреча с интересными людьми, внесшими вклад в развитие города»
|
Апрель | Современный город | «Город будущего» (постройки из различных видов конструктора) с/р «Строители»
| Краеведческая - игра «Удивительный город» Рассказ родителей и ребенка о любимом уголке родного города. | Изготовление макета «Город будущего» Составление рассказов «Каким я вижу родной город в будущем» |
Май | Изготовление Макета «Город будущего» |
Критерии экспертизы образовательных проектов.
Критерии | примечания | наличие | |
да | нет | ||
Целесообразность предварительной работы | |||
Отражение задач проекта в содержании | |||
Проект инициирован детьми(смотрим на актуальность) | |||
Учёт возрастосообразности в выборе способов мотивации детей | |||
Содержательное включение всех участников образовательного процесса в проект | |||
Отражение самостоятельной деятельности детей | |||
Определена типология проекта | |||
Логикосодержание | |||
Продукт отражает замысел проекта и возрастную группу |
Критерии проекта | показатели | наличие | |
да | нет | ||
Актуальность проекта |
| ||
Практическая направленность на развитие ребёнка. |
| ||
Уровень творчества, оригинальность раскрытия темы и подходов |
| ||
Аргументированность предлагаемых решений и подходов «Для чего это необходимо?» |
| ||
Наличие продукта проекта |
проблемы проекта. |
Используемая литература:
- Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живем в России» (пособие по гражданско-патриотическому воспитанию в средней группе) 2007,М., ООО «Издательство Скрипторий 2003»
- «Мой родной дом» составитель Н.А. Арапова-Пискарева, М.,2004
- Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников (из опыта работы). Блоки: «Здравствуй, это я», «Вместе дружная семья» (средняя, старшая, подготовительная группы) – гербы, родословная, малая родина и т.д. (ж-л «Справочник старшего воспитателя» № 1, 2007, с. 38.
- Формирование гражданско-патриотической позиции у детей дошкольного возраста. (ж-л «Справочник старшего воспитателя» № 2, 2007, с. 4)
- «С чего начинается Родина?» под ред. Л.А.Кондрыкинской, творческий центр «Сфера», М., 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родителям о Царском Селе.
В 2010 году ГДОУ № 20 Пушкинского района СПб. был организован мини-музей "Войдем в мир прекрасного..." с выставкой, посвященной 300-летию Царского Села.Опрос родителей, к сожалению, показал, что около...
Презентация "Царское село - город музей"
Данная работа поможет в беседе с детьми по знакомству с родным краем....
"Наш любимый город: Пушкин-Царское Село"
Цель: Способствовать обогащению и закрплению знаний детей о родном городе: его истории, достопримечательностях и памятных местахЗадачи: -Вызвать у детей интерес к истории родного города, гордость за и...
Презентация-Викторина "Знаешь ли ты свой город- Царское село?"
Способствовать обогащению и закреплению знаний о родном городе, его достопримечательностях и памятных местах.Воспитание уважительного отношения к культурным ценностям, истории своего город...
История нашего города. Пушкин. Царское Село.
История нашего города. Пушкин. Царское Село....
Методическая разработка "Царское село - четыре имени одного города"
Это методическая разработка к занятию по Петербурговедению. В ней представлен конспект занятия с различными заданиями и ребусами....
Проект "Мой любимый город Царское Село"
Проект для детей старшего возраста...