Удивительный город- Царское село
проект (младшая группа)

Игнатьева Марина Александровна

Долгосрочный проект. Воспитание у дошкольников нравственно-патриотических чувств. 

Приобщение дошкольников к истории и культуре родного города.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл udivitelnyy_gorod.docx74.57 КБ

Предварительный просмотр:

«УДИВИТЕЛЬНЫЙ ГОРОД - ЦАРСКОЕ СЕЛО»

для детей в возрасте от 3 до 7 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Воспитатели: Вятоша Н.А.

Игнатьева М. А.

 

Спб Пушкин 2021-2022  уч.г.

 

Актуальность: 

   «Детство – каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия»

 В.А.Сухомлинский

 

Актуальность проекта:

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине - накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувств. 

Участники проекта: Дети младшая (средняя, старшей, подгт.) группы, родители, педагоги группы.

Вид проекта: Познавательный, групповой, долгосрочный (2021г. -2025г.)

Проблема: Дети не задумываются о том, что город, в котором они живут – это их малая родина. Не знают ничего об его истории, достопримечательностях.

Цель проекта:

1. Воспитание у дошкольников нравственно-патриотических чувств.

2. Приобщение дошкольников к истории и культуре родного города.

 Задачи проекта:

1. Дать знания детям о родном городе и его истории, развивать бережное отношение к нему, его достопримечательностям, культурным ценностям.

2. Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город.

3. Развивать связную речь детей, обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать.

4. Воспитывать любовь к родному городу, краю, гордиться им.

5. Воспитывать чувство гордости за своих земляков.

Реализация  задач проекта, основываться на следующих принципах: 

 принцип научности - предлагаемое содержание соответствует современному представлению об историческом прошлом нашего города.

 принцип реалистичности и доступности - предлагаемый объем представлений адаптирован к восприятию его детьми старшего дошкольного возраста и соответствует их возрастным возможностям усвоения знаний; предусматривает осуществление краеведческой работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных особенностей и психического развития детей.

  • принцип деловитости и занимательности - предлагаемый материал должен нести занимательное начало, быть игровым или с элементами игры, сюрприза, нести в себе деловую информацию, вызывать потребность в практической деятельности.
  •   принцип системности - достижение цели обеспечивается решением комплекса задач образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.
  •   принцип последовательности - заключается в постепенном повышении требований в процессе краеведческой деятельности.
  • принцип дифференциации и индивидуализации - предполагает создание условий для полного проявления способностей каждого ребенка и своевременной воспитательно -образовательной работы.
  • принцип диалогического общения - как неотъемлемого условия взаимодействия субъектов, который отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием воспитателя, ребенка и родителей.
  •  принцип развивающего обучения личностно ориентированной направленности - развивать личность творца собственной жизни, основное внимание уделяется личностному развитию воспитанника, при работе над проектом каждый ребѐнок может найти дело, наиболее соответствующее его интересам и возможностям.

Работа по ознакомлению дошкольников с историей родного края   проводится в определенной последовательности:

Моя семья - моѐ богатство

Мой район

Чудесный город детства моего

Царское Село - жемчужина России

Форма проведения:

- образовательная ситуация;

 - дидактические игры;

 - беседы;

- рассматривание иллюстраций;

 - чтение художественной литературы;

 - заучивание стихов;

 - экскурсия по городу;

 - работа с родителями.

Этапы реализации проекта:

  1. Подготовительный этап:
  2.  сбор литературы по данной теме, постановка цели, формы реализации проекта, разработка содержания, приобрести наглядный материал, подготовить материалы работы с родителями.

 2. Основной этап:

совместная деятельность детей и воспитателей с подключением родителей.

  1. Заключительный этап
  1. Выставки продуктов детской деятельности.
  2. Проведение досугов, развлечений, праздников.
  3. Создание музейной экспозиции в группе.
  4. Изготовление Макета         «Город будущего»
  5.  Подведение итогов работы.

Системная паутинка проекта

Реализация проекта:

с детьми второй младшей группы   по теме «Моя семья – моѐ богатство»  

Месяц 

Тема 

Игровая деятельность 

Продуктивная деятельность 

Участие родителей 

Сентябрь  

Давайте познакомимся! 

д/и «Узнай по имени» д/и «Назови ласково»

 

 Оформление портфолио «Моя семья»

Октябрь

Я и мое имя

д/ «Полное и неполное имя» д/и «Назови ласково»

Изготовление именных карточек на шкафчики»

Ноябрь

моя семья

с/р «Семья» пальчиковые игры «Семья» и др.

д/и «Чья мама»

д/и «Определи настроение людей на картинках», проблемная - ситуация «Чем я могу обрадовать маму?»

Рисование «Моя семья»

 Праздник

«Мамочка любимая моя»

Декабрь

Традиции моей семьи

с/р игра «Отмечаем праздник»  

муз.игра «Мама пироги печет»  

 

Новогодний утренник , выпуск минигазет «Праздник в моей семье», «Как я провожу выходные дни»

Январь

Бабушки         и

дедушки

с/р «В гостях у бабушки» д/и «Чьи вещи»  этюд «Бабушка заболела»

Составление         генеалогического         древа «Моя семья»  

Февраль

Моя группа

д/и «Режим дня»

знакомство со схемами и опорными сигналами «Мытье рук», «Правила поведения в группе» и др.

Лепка         «Моя любимая игрушка»

Спортивное развлечение «Мама, папа и я –

спортивная семья»

Март

Мой любимый

детский сад

с\р игры «Детский сад», «Повар», «Врач» и др д\и «Собери картинку», «Чего не стало», «Продолжи описание», «Закончи предложение» и др.

Совместное развлечение «Моя мама – лучше всех», аппликация «Открытка для мамы»

Апрель  

Мой адрес

п/и «Автомобиль»

д/и «Найди и назови», «Разрезные картинки» и др

Составление маршрута от дома до сада

Май  

Итог, результат работы Выпуск фотоальбома группы «Мыслители 2»  

с детьми средней группы по теме «Мой район»

Месяц

Тема  

Игровая деятельность

Продуктивная деятельность

Участие родителей

Сентябрь  

Моя семья

с/р «Семья» пальчиковые игры «Семья» и др.

д/и «Чьи вещи»  

Изготовление визитной карточки «Моя семья

Октябрь

Улица Хазова, на которой стоит наш детский сад.

д\и «Собери картинку», «Чего не стало», «Продолжи описание», «Закончи предложение» и др. 

Рисование «Листопад» Коллективный коллаж «Осень в нашем саду»

Экскурсия «В гости к золотой осени»

Ноябрь  

Улица,  на которой я живу

д/и «Где я живу?», «Чей дом?»

«Найди и назови», «Разрезные картинки» и др 

Аппликация «Моя улица»

Декабрь

Улицы родного города (микрорайона)

д/и «Найди отличия», «Узнай по описанию»

Экскурсии по улицам: Широкая, Привокзальная

Январь

Февраль

Достопримечательности, расположенные         в

микрорайоне  

 

д\и «Собери картинку»,  «Найди отличия»

игра «Заколдованный город» 

Рисование «Что больше всего запомнилось»  

Посещение вокзала, близлежащих памятников Поездка на электричке.

Март

Апрель

Витебский вокзал – Царское Село (первая железная дорога)

с/р игра «Железнодорожники» д/и «Найди отличия», «Узнай по описанию»

Конструирование

железнодорожных

путей         и железнодорожной станции

Посещение         Витебского вокзала.

Рассмотреть         с         детьми паровоз и вагоны.

Май  

Итог, результат работы Создание макетов: «Здание вокзала» «Привокзальная

площадь»

 Оформление альбомов  «Улицы         нашего города»

с детьми старшей группы   по теме «Удивительный город детства моего»

Месяц

Тема  

Игровая деятельность

Продуктивная деятельность

Участие родителей

Сентябрь  

Как возник наш город. Дворцовая слобода

д/и «Узнай и назови» мозаика «Герб города»,  д/и «Собери и назови» 

Рисование         по

впечатлениям

Посещение Историколитературного музея

города Пушкина

Октябрь

Садовая - первая улица города

д/и «Найди и назови», «Разрезные картинки» и др д/и Тематические кубики

Экскурсия-прогулка. Рисование по полученным впечатлениям 

Ноябрь

«От кареты до ракеты…»

д/и «Раз, два, три собери», «Разрезные картинки», «Найди отличия» 

Совместная констр. деятельность «Карета»

Интерактив         «Дворцовый экипаж» 

Декабрь

Ворота нашего города

д/и  «Узнай и назови» д/и «Путешествие по Царскому Селу» 

Ворота, такие разные»

(констр. деятельность) Альбом фотографий

«Ворота»

(постройки из различных видов

конструктора)

Эксурсия-путешествия «Ворота нашего города» 

Январь

«Героическое прошлое Царского Села»

д/и  «Узнай и назови» д/и «Путешествие по Царскому Селу» Разрезные картинки «Памятники, возрождѐнные из руин и пепла»

Составление рассказа

о героях в моей семье

 

 

Возложение цветов к монументу

«Ополченцы»  

 

 

Посещение Историколитературного музея города Пушкина

Февраль

Екатерининский дворец

Конструирование «Создай свой дворец»

д/и  «Царскосельская мозаика» (по залам Екатерининского дворца)

Сказочный дворец

(пластилинография)  

Игра-путешествие «В стране сказок»

Посещение

Екатерининского дворца Интерактив «В гостях у сказочной феи»

Март

Екатерининский парк  

д/и «Узнай и назови»

д/и «Путешествие по Царскому Селу» д/и «Царскосельская мозаика»

Создание своего

вензеля (рисование)  

 Альбом фотографий «Сказочный дворец» (постройки из         различных видов

конструктора)  

Экскурсия в

Екатерининский  парк

 

Апрель

Александровский дворец и  парк

д/и «Узнай и назови»  

д/и «Путешествие по Царскому Селу» д/и «Царскосельская мозаика» 

Весенний пейзаж

(гравюра на картоне) Интерактив «На детской половине»

Посещение

Александровского дворца и парка

Май  

Итог, результат работы

Создание         мини

музея «Мой город»

 

Царскосельский алфавит

с детьми подготовительной группы  по теме «Царское Село – жемчужина России»

Месяц

Тема  

Игровая деятельность

Продуктивная деятельность

Участие родителей

Сентябрь  

Осень в Царском Селе Памятники А.С.Пушкину в

нашем городе

д/и «Узнай и назови», кроссворды, ребусы

 

Осенний         пейзаж

(гравюра на картоне)

 

Экскурсия к памятнику

А.С.Пушкину         у

Египетских ворот,  

Посещение парков

Октябрь

Императорский

Царскосельский

Лицей

19 октября – День

Лицея Лицейское братство

д/и «Собери герб лицея»

«Объясни         значение»,         кроссворды, ребусы

Викторина

«Царскосельский

Лицей» 

Экскурсия         в

Царскосельский         Лицей 

Посещение экскурсии

Ноябрь

Лицейские места

д/и «Узнай и назови»  

д/и «Путешествие по Царскому Селу» д/и«Царскосельская мозаика» 

Составление рассказа и рисование  по впечатлениям о

посещении Лицея 

Экскурсия

Дача Китаевой 

Декабрь

Сказки

А.С.Пушкина

Викторина по сказкам А.С.Пушкина д/и «Из какой сказки?» (предметы, отрывки из сказок)

 «Вечер         пушкинских сказок»

(театрализованный досуг         совместно         с

родителями)  

Создание «Книги сказок» (создание совместно с родителями иллюстраций

к сказкам)

Январь

Февраль

Зима         в         Царском Селе

«Парк,         воспетый поэтом…»

«Взятие         снежной         крепости»

(развлечение на улице)

Зимний пейзаж

(выставка         детских

работ)

Прогулки с детьми по заснеженным паркам

Март

Знаменитые люди нашего города

д/и «Узнай и назови» д/и«Путешествие по городу» д/и «Мой город»

д/и«Царскосельская мозаика»

Фотоколлаж

«Знаменитые         люди

нашего города»

 Встреча с интересными людьми, внесшими вклад в развитие города»

 

 

Апрель

Современный город

«Город будущего»

(постройки         из         различных видов

конструктора)

с/р «Строители»

 

Краеведческая - игра «Удивительный

город»

Рассказ родителей и ребенка о любимом уголке         родного города.  

Изготовление         макета «Город будущего»

Составление рассказов «Каким я вижу родной

город в будущем»

Май

Изготовление Макета         «Город

будущего»

Критерии экспертизы образовательных проектов.

Критерии

примечания

наличие

да

нет

Целесообразность предварительной работы

Отражение задач проекта в содержании

Проект инициирован детьми(смотрим на актуальность)

Учёт возрастосообразности в выборе способов мотивации детей

Содержательное включение всех участников образовательного процесса в проект

Отражение самостоятельной деятельности детей

Определена типология проекта

Логикосодержание

Продукт отражает замысел проекта и возрастную группу

        

Критерии проекта

показатели

наличие

да

нет

Актуальность проекта

  • Конкретность и адекватность целеполагания
  • Вариативность задач
  • Тематика сообразна возрастной группе
  • Практическая значимость ожидаемых результатов
  • Целевые ориентиры выступают трансляторами задач проекта

Практическая направленность на развитие ребёнка.

  • Мотивационная возрастосообразность
  • Выбор форм совместной деятельности, обусловлен психологическими особенностями детей старшего возраста (игровая и продуктивная полидеятельность; исследовательская деятельность)
  • Формы работы  отражают интересы  и предпочтения воспитанников

Уровень творчества, оригинальность раскрытия темы и подходов

  • Подобран широкий спектр материалов, способных вызвать интерес детей
  • Системность подходов для раскрытия темы

Аргументированность предлагаемых решений и подходов «Для чего это необходимо?»

  • Направленность на развитие универсальных компетентностей (применимость, жизненный опыт)
  • Ориентированность подходов на реализацию планируемых результатов

Наличие продукта проекта

  • Презентация проекта
  • Эстетика оформления
  • Возрастная адресность
  • Результат деятельности транслирует найденный детьми способ решения

             проблемы проекта.

Используемая литература:

 

  1. Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живем в России» (пособие по гражданско-патриотическому воспитанию в средней группе) 2007,М., ООО «Издательство Скрипторий 2003»
  2. «Мой родной дом» составитель Н.А. Арапова-Пискарева, М.,2004
  3. Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников (из опыта работы).  Блоки: «Здравствуй, это я», «Вместе дружная семья» (средняя, старшая, подготовительная группы) – гербы, родословная, малая родина и т.д. (ж-л «Справочник старшего воспитателя» № 1, 2007, с. 38.
  4. Формирование гражданско-патриотической позиции у детей дошкольного возраста. (ж-л «Справочник старшего воспитателя» № 2, 2007, с. 4)
  5. «С чего начинается Родина?» под ред. Л.А.Кондрыкинской, творческий центр «Сфера», М., 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родителям о Царском Селе.

В 2010 году ГДОУ № 20 Пушкинского района СПб. был организован мини-музей "Войдем в мир прекрасного..." с выставкой, посвященной 300-летию Царского Села.Опрос родителей, к сожалению, показал, что около...

Презентация "Царское село - город музей"

Данная работа поможет в беседе с детьми по знакомству с родным краем....

"Наш любимый город: Пушкин-Царское Село"

Цель: Способствовать обогащению и закрплению знаний детей о родном городе: его истории, достопримечательностях и памятных местахЗадачи: -Вызвать у детей интерес к истории родного города, гордость за и...

Презентация-Викторина "Знаешь ли ты свой город- Царское село?"

Способствовать обогащению и закреплению знаний  о родном городе, его достопримечательностях и памятных местах.Воспитание  уважительного отношения к культурным ценностям, истории своего город...

История нашего города. Пушкин. Царское Село.

История нашего города. Пушкин. Царское Село....

Методическая разработка "Царское село - четыре имени одного города"

Это методическая разработка к занятию по Петербурговедению. В ней представлен конспект занятия с различными заданиями и ребусами....

Проект "Мой любимый город Царское Село"

Проект для детей старшего возраста...