педагогический проект " Дорогою добра"
проект (подготовительная группа)
Современный мир достаточно жесток, в нем ощущается дефицит нравственности, гуманности и сострадания. На первое место выходят рыночные, материальные, эгоистичные отношения, обесценивается забота и внимание к пожилым людям. Одиночество пожилых людей усиливается отчужденностью от молодых поколений. Раньше престарелые, включенные в многогранные связи были востребованы в семье. Сейчас это во многих семьях утеряно.Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Без формирования в душах наших детей принципов гуманизма, милосердия и сострадания невозможно дальнейшее развитие современного общества. Добро и порядочность, совесть и толерантность, нравственность и патриотизм- это те качества , которые должны быть присущи гражданам России. Но эти чувства не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 39.76 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПЕДАГОЧЕСКОГО ПРОЕКТА
Творческое название проекта | «Дорога к доброте» |
Тип проекта | Информационно-практико-ориентированный, групповой, долгосрочный |
Возраст детей | Старший дошкольный возраст |
Исполнители | Дети старшей группы, воспитатели, родители |
Продолжительность | 2021-2022гг. |
Проектная идея | Помочь пожилому человеку вести более активный и социализированный образ жизни. |
Цель | Создание условий способствующие формированию позитивного отношения дошкольников к старшему поколению как к уважаемым членам общества через приобщение их к позитивному сотрудничеству, поддержания их социально-активного состояния. |
Задачи | 1. Развивать эмоции и мотивы, способствующие формированию уважения к людям старшего поколения. 2. Способствовать расширению круга общения с взрослыми. 3. Формировать коммуникативные умения и навыки; тактично, с уважением обращаться к гостям детского сада, внимательно их выслушивать. 4. Воспитывать внимательное отношение к пожилым людям. 5. Поддерживать и развивать проявления гуманности в поведении детей. 6. Формировать интерес к общественной жизни. 7. Приобщить детей к духовно-нравственной традиции русского народа. 8. Укреплять знания о семейных традициях и наладить преемственность между поколениями. 9. Привлекать пожилых людей к совместной деятельности с детьми и сотрудниками детского сада для проведения цикла совместных мероприятий. |
Этапы реализации |
Оформление фотовыставки: «Бабушка, дедушка и я – настоящие друзья» 2. Основной этап (практическая реализация проекта) Введение в проект: Ознакомление и обсуждение идеи проекта (обсуждение темы, определение мотивов участия детей в предстоящей деятельности) - выявление интересующих детей вопросов по теме проекта; - составление тематического плана совместных действий с детьми; - поиск и сбор информации по данной теме; Взаимодействие с родителями
3.Заключительный этап:
|
Ожидаемый результат | 1.Организация работы ДОУ благотворительной и добровольческой направленности, через взаимосвязь поколений - дети, взрослые и пожилые люди. 2. Дети научатся проявлять заботу, сострадание, милосердие, доброту, отзывчивость и уважение к людям старшего поколения 3. Приобщение старшего поколения к позитивному сотрудничеству, поддержания их социально-активного состояния. |
Партнеры проекта | Реализация проекта осуществляется совместно с Заречно-Кадомской библиотекой, Заречным ДК, родителями (законными представителями) |
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Без формирования в душах наших детей принципов гуманизма, милосердия и сострадания невозможно дальнейшее развитие современного общества. Добро и порядочность, совесть и толерантность, нравственность и патриотизм- это те качества , которые должны быть присущи гражданам России.
Но эти чувства не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста.
В нашей стране очень много людей, которым необходимо простейшее чувство внимания и забота. Это пожилые люди, нуждающиеся в помощи, да и просто наши близкие родственники. Для них очень важно участие, проявление внимания, чтобы почувствовали, что они нужны, о них помнят, им помогают. Старость и одиночество чаще всего идут бок о бок. К сожалению, мы не всегда думаем об этом, пока, молоды.
Обоснование актуальной проблемы
Актуальность проекта заключается в том, что современный мир достаточно жесток, в нем ощущается дефицит нравственности, гуманности и сострадания.. На первое место выходят рыночные, материальные, эгоистичные отношения, обесценивается забота и внимание к пожилым людям. Одиночество пожилых людей усиливается отчужденностью от молодых поколений. Раньше престарелые, включенные в многогранные связи были востребованы в семье. Сейчас это во многих семьях утеряно. Существует мнение, что стареют не от болезней, а от недостатка внимания. Дети и внуки проживают в городе и не имеют возможности часто навещать своих родителей, пожилые люди остаются одни, и все больше смыкается безнадежный купол одиночества, отрезая человека от внешнего мира, позволяя ему лишь доживать, кое-как приспособившись к условиям «необитаемого острова».
Содержание
Рассуждая об этом в начале учебного года, я пришла к выводу, Уважение к себе начинается с уважения к другим людям, каждый человек уникален и достоин уважения, тем более в преклонном возрасте. Когда бабушка или дедушка в семье чувствуют заботу, они не страдают, им вполне комфортно в старости. Сложнее тем, кто болеет или у кого сфера интересов сужена. Человек замыкается в узком кругу несложных интересов. Остается телевизор диван тапочки. Данный вид работы для меня является новым, но очень интересным и детям и взрослым. Детям кажется, что старшее поколение «отсталые» и глупые, ничего не смыслят в современной жизни. Объясните ребенку, что дедушка и бабушка не всегда были такими, как сейчас. Когда-то они так же играли, пели, учились в школе, дружили и влюблялись, радовались и грустили. Пожилые люди пережили всё тоже самое, что сейчас переживаем мы.
Особо значимыми, в нашем дошкольном учреждении, стали такие мероприятия, как «День пожилого человека». С особой любовью и трепетом дети и взрослые готовят концерт, незатейливые сувениры, играют в игры. Дети приглашают на праздник своих бабушек и дедушек, а также рядом живущих пожилых людей.
Педагоги понимают, что воспитывать любовь к Родине, родному городу – значит связывать воспитательную работу с социальной жизнью, ближайшим окружением ребенка. Используют наиболее интересные и результативные формы работы – целевые прогулки по городу, экскурсии, наблюдение, рассказ воспитателя и решение проблемных ситуаций. Чтобы истории были интересными и эмоционально окрашенными, демонстрируем старые фото, домашнее видео, показываем награды старшего поколения. В доступной форме рассказываем о трудностях, которые пришлось пережить пожилым родственникам, о том, как достойно люди справлялись с невзгодами и оказывали помощь другим. Рассказы детям о помощи пожилым людям помогают сформировать в них ответственность. Такие беседы способствуют осознанию, что у бабушек и дедушек была не менее интересная, насыщенная событиями жизнь. Поэтому их опыт бесценен, они достойны уважения. Дети, знакомые с историей с историей своей семьи, гордятся старшим поколением.
Педагоги ДОУ знакомят детей с народными праздниками, обычаями и обрядами – Рождество, Масленица, Пасха. Детям приносит радость не только праздник, но и подготовка к нему, в ходе которой они знакомятся с музыкальным материалом, историей, обычаями, бытом, костюмами, устным народным творчеством.
Много внимания уделяем памяти Великой Отечественной войны. Собран материал на темы: «Дети войны», «Тех лет не смолкнет слава», произведения для чтения детям о Великой Отечественной войне, разработали беседы для дошкольников о Великой Отечественной войне. Дети узнают о том, когда и как началась война, слушают рассказы о бесстрашных героях войны, о тысячах солдат, погибших в годы войны, о братских могилах, оставшихся на полях сражений, о могиле неизвестного солдата у Кремлевской стены, куда приходят поклониться миллионы людей. Организуются выставки репродукций картин на военно-патриотическую тему отечественных художников «Этих дней не смолкнет слава», проводится конкурс детского рисунка «Россия, дети, мир!». Дети начинают понимать: многие из тех, кто жил в то время и делал историю, живут рядом с нами.
Полученные знания воспитанники отражают в сюжетно-ролевых играх, театрализованной игре, продуктивных видах деятельности. Дети включаются в систему социальных отношений через игровую деятельность, приобщаются к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, у детей формируется гендерная, гражданская принадлежность, патриотические чувства, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Успех духовно- нравственного воспитания детей во многом зависит и от организации работы с родителями воспитанников. Это один из способов – использование воспитательного потенциала семьи. Как сделать родителей своими союзниками и построить эффективную систему взаимодействия с семьями – это будет реализация одного из основополагающих принципов ФГОС.
Работа с семьей позволяет соблюдать принцип непрерывности и преемственности духовно-нравственного воспитания в семье и детском саду. При этом семья и детский сад не заменяют друг друга, а дополняют.
Представленные формы работы по взаимодействию с пожилыми людьми являются эффективными. Работа с пожилыми людьми ведётся в системе, все мероприятия проводятся согласно годовому плану.
Моя работа, как систематизирующий вид деятельности воспитательной системы содержит следующий план:
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
№ п/п | Виды деятельности | Сроки |
Разработка проекта, подготовка к его реализации; | Сентябрь | |
Беседы на темы: «1 октября – День пожилого человека», «Старость надо уважать», «Их труд достоин уважения», «Дедушкин портрет», «Бабушкины руки», «Подарки для бабушки и дедушки», « Мамина мама» | Сентябрь | |
Рисование: «Портрет бабушки» | Сентябрь | |
Творческая мастерская «Подарок бабушке» | Сентябрь | |
День пожилого человека | Октябрь | |
Детские рассказывания: «Бабушка моя», «Мой дедушка самый лучший» | Октябрь | |
«Игры наших дедушек и бабушек»: «Уголки», «Краски», «Цепи кованные», «Лапта» и т. п. | В течении года | |
День учителя Познавательное развитие: «Ваши годы -для нас пример» | Октябрь | |
Мероприятие к дню матери | Ноябрь | |
Акция « Вы, не одиноки» посещение пожилых людей на дому | Декабрь | |
«Колядки» совместное проведение праздника | Январь | |
Спортивное соревнования «Дедушки и внуки» | Февраль | |
Литературная гостиная совместное чтение стихов А.С. Пушкина пожилого и молодого поколения. | Март | |
Совместный концерт | Апрель | |
Наши Деды» Беседа о войне с просмотром фрагментов фильмов. Подвижные игры «Топкое болото», «Меткий снайпер». Презентации, видеоролика Этот День Победы». | Май | |
Экскурсия к памятнику | Май | |
Посещение ветеранов ВОВ, поздравления | Май | |
Концерт посвященный 9 маю, с приглашением ветеранов ВОВ и тружеников тыла | Май |
Результаты.
Для детей:
- Установление возможности более тесного общения людей пожилого возраста и молодого поколения, приобретение опыта взаимоотношений.
- Воспитание всесторонне и гармонично развитой личности.
- Осознание нравственной ценности поступков людей; общественной значимости исторических событий.
- Проявление устойчивого познавательного интереса к истории своей семьи, детского сада, города, страны, символике нашего государства.
- Приобщение детей и взрослых к опыту православной культуры, знаниям о формах традиционного семейного уклада, пониманию своего места в семье и посильному участию в домашних делах.
- Формирование экологических навыков детей в результате совместной деятельности со взрослыми, улучшение эмоционального восприятия окружающего мира.
Объединяясь в проведении тематических праздников и досугов с взрослыми, дети приобрели опыт взаимоотношений, научились видеть и понимать эмоциональное состояние взрослых людей.
Главный результат заключается в усвоении вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.
Для пожилых людей:
1.Осуществление связи поколений: детей и ветеранов.
2. Обеспечение активного отдыха людей старшего поколения, посредством организации проведения массовых народных праздников и мероприятий.
Данный проект даёт возможность пожилым людям почувствовать, что их творчество востребовано, что они приносят радость окружающим, передают свой жизненный опыт в сохранении этнокультурного наследия родного города, что в итоге способствует становлению межличностного общения поколений.
Мероприятия создали более тесное взаимопонимание, взаимоуважение дедушек и бабушек с их внуками, психологический комфорт.
Практическая значимость проекта:
Повышение качества образовательного процесса по нравственному воспитанию дошкольников через организацию совместной деятельности детей, родителей, педагогов, людей старшего поколения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/10/picture-248595-1407671240.jpg)
Педагогический проект "Добрые книжки"
Данный проект направлен на формирование интереса к ниге и чтению художественной литературы у младших дошкольников. Участие родителей в проекте позволит изменить их отношение к данной проблеме и не под...
Педагогический проект "Добро пожаловать в дом, где живут книги!"
Проект направлен на формирование устойчивого интереса у детей к чтению художествнной литературы через сотрудничество между детским садом, библиотекой и семьёй....
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/08/picture-751783-1454920057.jpg)
Психолого-педагогический проект «Добрые дела»
Нравственное воспитание - одна из сложнейших проблем современного общества, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. Тенденция обесценивания моральных, душевных, духовных ка...
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/13/picture-66897.jpg)
Педагогический проект «Доброе слово и доброе дело нам помогают всегда».
Название проекта: «Доброе слово и доброе дело нам помогают всегда». Тип проекта: познавательный. Возраст детей: 6-7 лет. Цель проекта: приобщать детей к нравственным нормам взаимоотношений, совершенст...
Педагогический проект "Добро всегда побеждает зло" средняя группа
Цель проекта: воспитание у детей положительных качеств характера, способствовать сплочению коллектива, мотивировать детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей....
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/07/picture-804839-1470518332.jpg)
Презентация детского педагогического проекта "Добрая сказка на кончике карандаша".
Презентация детского педагогического проекта "Добрая сказка на кончике карандаша"....
![](/sites/default/files/pictures/2018/07/22/picture-1046991-1532254533.jpg)
Педагогический проект: «Добро и доброта!» для детей средней группы
Актуальность проектаВ последние годы много говорят о кризисе нравственности и бездуховности. Этот кризис проявляется, прежде всего, в доминировании материальных ценностей над духовными, что прив...
- Мне нравится (1)