Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с основами экономики
методическая разработка по основам финансовой грамотности (старшая группа)
Данная проектировочная работа написана на тему «Ознакомление детей дошкольного возраста с основами экономики через игру».
Когда следует начать знакомство с экономикой? С какого возраста человек должен узнать о мире экономических отношений? Можно ли говорить об экономическом воспитании самых маленьких детей?
В изменяющихся условиях современной общественной жизни непрерывное экономическое образование и воспитание необходимо начинать именно с дошкольного возраста, - когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Приобщение ребенка к миру экономической действительности одна из сложных и в то же время важных проблем. Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке – веке сложных социальных экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит – строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sadik1_programma_-_kopiya.doc | 151 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6
Ознакомление
детей старшего дошкольного возраста
с основами экономики
Исполнитель: воспитатель Хизбуллина М.М.
Югорск
2019
Содержание.
1. Теоретические основы экономического воспитания детей дошкольного возраста
1.1 Формирование нравственных представлений ; дошкольников в процессе экономического воспитания;
1.2 Трудовое воспитание в системе экономического образования;
1.3 Формы и методы экономического воспитания;
1.4 Экономическое воспитание дошкольников посредством использования сказок.
2. Проектная деятельность возраста основам экономики:
1.Реализация Образовательного проекта по обучению детей старшего дошкольного возраста основам экономики в МБОУ «СОШ № 6» в соответствии с ФГОС;
2.Материально-техническое обеспечение реализации проекта по обучению детей старшего дошкольного возраста основам экономики.
Заключение.
Список литературы.
Приложение.
- Введение
Данная проектировочная работа написана на тему «Ознакомление детей дошкольного возраста с основами экономики через игру».
Когда следует начать знакомство с экономикой? С какого возраста человек должен узнать о мире экономических отношений? Можно ли говорить об экономическом воспитании самых маленьких детей?
В изменяющихся условиях современной общественной жизни непрерывное экономическое образование и воспитание необходимо начинать именно с дошкольного возраста, - когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Приобщение ребенка к миру экономической действительности одна из сложных и в то же время важных проблем. Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке – веке сложных социальных экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит – строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно.
Конечно, ребенок – дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с педагогом и родителями путешествовать по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретет доступные ему знания и поймет, где и когда каждый человек соприкасается с ней. Ребенок, прежде всего, познает азы семейной экономики, поскольку именно в семье он дает свои первые шаги в мире экономической действительности, получает о ней первые представления. Дошкольник узнает о труде, профессиях родных и близких, о финансовом положении семьи. Старшие дошкольники учатся оперировать деньгами, соотносить доход с ценой на товар, узнают, что деньги служат средством обмена товарами между людьми. Дети получают начальные сведения об экономике своего города, о профессиях, связанных с экономикой и бизнесом, о продукции, выпускаемой на предприятиях, и трудовых действиях и по ее изготовлению и реализации, учатся уважать людей, которые трудятся и честно зарабатывают свои деньги.
Получая знания о разнообразии и мире ограниченности природных ресурсов своего края, ребята осознают зависимость человека от природы, характер взаимодействия с ней, необходимость рационального и экономного использования природных богатств (отношение к воде, газу, нефти), приобретают элементарные навыки ориентировки в экономических явлениях. Осуществляя экономическое воспитание в дошкольном возрасте, мы решаем задачи второстепенного развития личности.
Противоречия: несоответствие между актуальностью данной темы и отсутствием методического материала.
Предмет: обучение детей основам экономики в процессе игровой деятельности.
Объект: процесс обучения основами экономики через игру.
Цель: разработать, теоретически обосновать и проверить эффективность работы по обучению детей основами экономики через игру.
Задачи:
- Изучить методическую литературу по данной теме.
- Отработать методики для определения уровня подготовленности детей по основам экономических знаний.
- Разработать проект по ознакомлению детей основами экономики через игру.
Обучение детей дошкольного возраста экономической культуре преследует цель более полного развития творческого потенциала каждого ребенка во всей его полноте и сложности, любознательности, способности задавать различные вопросы, выходить из заданных ситуаций.
1. Основные характеристики игры ведущей деятельности дошкольников.
Игра – один из видов человеческой деятельности. Как сложное и интересное явление, она привлекает внимание людей разных профессий.
Игра – самовыражение человека, способ его совершенствования.
Занимая определенное место в жизни взрослых, для детей игра имеет особое значение. Принято называть ее «спутником детства». У детей дошкольного возраста она составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетаясь с трудом и учением. Многие серьезные дела у ребенка приобретают форму игры. В не вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работает его воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игры в наибольшей степени способствуют психологическому развитию. В игре развиваются основные потребности ребенка дошкольника. Прежде всего, ребенку свойственно стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых. По мере развития ребенка расширяется осознаваемый им мир, возникает внутренняя потребность участвовать в такой деятельности взрослых, которая в реальной жизни ему не доступна. В игре ребенок берет на себя роль, стремясь подражать взрослым, образы которых сохранились в его опыте. Играя, ребенок действует самостоятельно, свободно, выражая свои желания, представления, чувства. В отличии от жизни повседневной, где его постоянно учат, оберегают (не бегай, мой руки, не выдумывай), в игре ребенок может все: плыть на корабле, летать в космос, учить учеников в школе и т.п. таким образом, малыш словно «пробует свои силы», проживая ту жизнь, которая предстоит ему в будущем.
Ребенку первых лет жизни свойственна потребность к познанию окружающего мира, названная психологами не насыщаемой. Детские игры во всем их многообразии предоставляют ему возможность узнавать свое отношение к тому, что является содержанием игры.
Ребенок – существо растущее и развивающееся. Движение – одно из условий его полноценного роста и развития. Потребность в активных движениях удовлетворяется во всех видах игр, особенно в играх подвижных и дидактических с такими игрушками, как например, мяч. В сюжетных играх в распоряжении детей находятся автомобили, каталки, коляски, побуждающие их к разным движениям. Очень велики возможности игры в удовлетворении присущей ребенку потребности в общении. В условиях дошкольного учреждения обычно складываются игровые группы, объединяющие детей по общим интересам, взаимным симпатиям. В силу особой привлекательности игры, дошкольники оказываются в ней способными к большей сговорчивости, уступчивости, терпимости, чем в действительной жизни. Играя, дети вступают в такие отношения, до которых в других условиях еще «не доросли», а именно: в отношении взаимного контроля и помощи, подчинении, требовательности. Наличие таких отношений говорит о том, что играющая группа становится «играющим коллективом». В недрах игры зарождаются и дифференцируются (выделяются) другие виды деятельности (труд, учения). По мере развития игры ребенок овладевает компонентами, присущими любой деятельности: учит ставить цель, планировать, добиваться результата. Затем он переносит эти умения в другие виды деятельности, прежде всего в трудовую. В силу необходимости выполнять правила игры, дети становятся организованнее, учатся оценивать себя и сои возможности, приобретают сноровку, ловкость и много другое.
2. Экономическое воспитание детей через игру
Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы его организации. Использование разнообразных форм дает воспитателю возможность проявить творчество, индивидуальность и в то же время, что особенно важно, сделать процесс познания экономики интересным и доступным. Главное – говорить ребенку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. Поэтому приоритет закрепляется за такими формами, которые интересны, эффективны в плане познавательного и личностного развития, действенны и значимы для ребенка, способствует саморазвитию личности, проявлению его «Я», - играм, комплексно – тематическим занятиям, вечерам досуга и прочее.
Основная форма обучения – игра. Именно через игру ребенок осваивает и познает мир. Обучение, осуществляемое с помощью игры, естественно для дошкольника.
Сделать экономику понятной помогут сюжетно-дидактические игры. Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно-дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.
В таких играх как «Ателье для маленьких красавиц», «строительство дома», «Супермаркет» и др. создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям, естественная, приближенная к реальности обстановка, устанавливается психологически адекватная возрасту ситуация общения.
В дидактических играх «Кем быть?», «Обмен», «Семейный бюджет», «Маленькие покупки» уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминов, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовать их в различных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.
Одной из форм познавательно игровой деятельности является комплексно-тематическое занятие. Так, экономическим содержанием обогащаются занятия по математике, экологии, ознакомлению с социальным и предметным миром. В процессе комплексно-тематических занятий «»Город-завод», «Трудовой день города» и др.) новые образовательные задачи, в том числе и экономические, решаются через математическую, экологическую, художественную и другие виды детской деятельности, через создания и решения проблемных задач, ситуаций, вопросов.
Развлечения и вечера досуга(конкурсы, викторины, олимпиады) – это своего рода праздники – яркие, необычные, таинственные. У детей пользуются большой популярностью в различные интеллектуальные игры – «Что? Где? Когда?», «КВН» и др. для них это и веселая игра, и серьезная работа, требующая внимания и сосредоточенности. Детям нравятся нестандартные вопросы, веселые, необычные и в то же время содержательные задания (отгадывание кроссвордов и ребусов), разыгрывание «экономических» ситуаций из сказок, которые позволяют взглянуть по новому на известные сюжеты – А.Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино», К.Чуковского «Муха-цокотуха» и др. обычный интерес вызывают развлечения включающие экономические, экологические, математические задачи. Положительный эмоциональный фон, создаваемый в процессе развлечений, обеспечивает особую действенность, активизирует мыслительную деятельность, развивает сообразительность, смекалку, творческие способности.
Участники развлечений и вечером досуга – дети и взрослые, все вместе решают познавательные практические, игровые задачи, используя разные способы и средства (моделирование, экспериментирование и пр.). такое сотрудничество обладает огромным воспитательным потенциалом.
Овладение экономическим содержанием и процессом чтения художественной литературы. Значительное место отводится сказке. Сказка - литературный жанр с богатыми дидактическими возможностями. Народные сказки, аккумулировавшие вековой экономический опыт народа, используя для воспитания таких «экономических» качеств личности, как трудолюбие, бережливость, расчетливость и др.
В дошкольном возрасте формируются представления о разнообразии профессий: строитель, учитель, сталевар, летчик и др. но появилось много новых, ультрасовременных профессий, связанных с экономикой и бизнесом: бизнесмен, банкир, финансист и др. каждый человек имеет свою профессию. Интересная профессия – это благо, которым следует дорожить. Хорошая профессия позволит в будущем обеспечить достаток семьи. На основе знаний о содержании и особенностях труда взрослых у детей воспитывается интерес, уважение к людям разных профессий, желание приобщится к их труду.
Выбор профессий, с которыми знакомятся дошкольники, определяется программой экономического воспитания, трудовой деятельностью родителей конкретной группы, интересами людей. Дошкольникам нравится в современное производство. Игры на производственную тематику приобщают их к основной деятельности взрослых. Таким играм лишь предшествует работа по ознакомлению детей с промышленным трудом взрослых, орудиями труда, выпускаемой простейшей продукцией некоторых предприятий города. В сюжетно-дидактических играх производственной тематики дети воспроизводят труд игрушечников (игра «Фабрика игрушек»), модельеров (игра «Дом моделей», «Ателье маленьких красавиц»), кондитеров «игра («Кондитерская фабрика «Лакомка») и др. в процессе игры дети пользуются разнообразными материалами, овладевают различными трудовыми операциями по изготовлению того или иного товара. Такие игры приносят детям радость. Это своего рода игра – труд. Формирование качеств человека-хозяина – основной результат экономического воспитания.
Участники проекта:
Дети, родители воспитанников, воспитатели группы, работники магазина
Проблема:
«Что означает экономика для человека?»
Цель:
Активировать мышление в процессе разрешения специально создаваемых проблемных экономических ситуаций
Задачи:
- Иметь представление:
- о различных потребностях и в чем они заключаются;
- об ограниченности возможностей и удовлетворении потребностей;
- о ресурсах, как и для чего они используются, какие ресурсы нужны человеку;
- о производителях, различных профессиях, специальностях, о том, как их получают;
- об обмене товарами и услугами, о деньгах и их назначении;
- об экономике.
2. Знать:
- о правилах и нормах жизни в детских учреждениях;
- об ограниченности ресурсов, о необходимости их беречь и экономить.
3. Уметь:
- делать простейший выбор, определять, правильно ли он сделан и какова его цена;
- выбирать из множества единичное, находить правильный выход из множества простейших ситуаций и возможных решений;
- составлять небольшой рассказ на заданную тему, самостоятельно и последовательно пересказывать содержание рассказа на экономическую тему, ставить небольшой спектакль (с помощью воспитателя).
Предварительная работа
- Выяснить с детьми, в чем именно заключается потребность человека, откуда берутся необходимые вещи, кто оказывает те или иные услуги;
- Ознакомление детей с различными видами ресурсов (природные, капитальные, человеческие) и способами их применения;
- Включать в работу по математическому развитию простейшие подсчеты (хватит ли, больше-меньше);
Знакомство с литературой на экономические темы, делая выводы: В.Маяковский «Кем быть?», А.Н.Толстой «Приключение Буратино», В.Катаев «Цветик – семицветик», В.Сутеев «Умелые руки», гр. Остер «Вредные советы», В.Костаев «Дудочка и кувшинчик», р.н.с. «Морозка», А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», В.Пермяк «для чего руки нужны», Э.Успенский «Дядя Федор, Кот и Пес» и др.
- Выполнение домашних заданий по экономическому развитию совместно с родителями.
Связь с другими учебными занятиями
Развитие речи – умение рассказать, объяснить, доказать, выделить главное, сформулировать свое мнение, придумывание ситуации.
Продуктивная деятельность – рисование, аппликации, изготовление альбомов, просмотр иллюстраций к художественным произведениям.
Математическое развитие – представление о множестве, понимание терминов «больше - меньше», «на сколько больше - на сколько меньше», «хватит ли», решение задач с деньгами.
Познавательное развитие – взаимосвязь явлений в природе, живая и неживая природа; денежные единицы разных стран; экскурсии в магазины; уход за животными и птицами; чтение художественной литературы.
Выполнение проекта
Календарный план занятий
Тема | Месяц | Название занятия | Задачи |
Потребности | Сентябрь | «Что такое экономика» | Познакомить детей с понятием «Что такое экономика», что значит соблюдать 12 правил экономики |
«Золотые правила экономики» | Познакомить детей с понятиями «экономика», «экономисты»,понять помочь и закрепить основные правила экономики. Воспитывать интерес к экономике, честность, трудолюбие | ||
«Потребности человека» | Путем рассуждений и игровых ситуаций ввести понятие «потребности человека» | ||
«Потребности животных» | Закрепить знание детей о потребностях человека, путем рассуждений и проблемных ситуаций, ввести понятие «потребности животных» | ||
Октябрь | «Какие бывают товары и услуги» | Дать понятие слов «товары» и «услуги». Повторить профессии людей и соотнести их с тем, что они производят | |
«Потребности и возможности моей семьи» | Составление рассказа «моя семья», где дети уточняют о потребностях семьи, а так же о их возможностях | ||
«О заботе и дружбе» | Создание игровой ситуации «выручи товарища», изготовление игрушек для малышей | ||
«Потребности растений» | Познакомить детей с потребностями растений через длительный опыт |
Производители и ресурсы | Ноябрь | «Природа и рукотворный мир» | Закрепить понятие «природа», подвести детей к пониманию того, что одни материалы, из которых делают товары, можно найти в природе, а другие сделаны людьми. Создание рекламы «лесные ресурс» |
«Кому спасибо говорим» (природные ресурсы) | Расширить представления детей о разнообразии природных ресурсов и способов их использования. Конкурс рекламы «Лесные ресурсы» | ||
«Кто производит товар» (о производителях товаров и услуг) | Познакомить детей с производителями товаров и услуг; показать взаимосвязь потребления и производства, потребление и услуг | ||
«Машины, оборудование инструменты, приборы» (капитальные ресурсы) | Расширить знания детей о технике и ее роли в жизни человека; закрепить понятие «Капитальные ресурсы», развивать технологический кругозор | ||
Декабрь | КВН «Средства передвижения» (капитальные ресурсы) | Помочь освоить систему элементарных знаний о современной технике, сгруппировать по среде передвижения; водный, воздушный, наземный, космический, развивать технический кругозор и уважение к людям труда | |
«Цепочка производителей» | Дать детям представления о том, что в предметы, окружающие их вложен труд многих людей, учить ценить и уважать труд людей | ||
Экономическая викторина «Что, где, когда» | Закрепление системы знаний по теме «Производители и ресурсы»; закрепление вычислительных операций, решение задач |
Ограниченность ресурсов. Выбор и его цена | Декабрь | «Ограниченность ресурсов, или что мы выбираем» | Чтение произведений В.Катаева «Цветик-семицветик», театрализация этого произведения, дать детям сделать свой выбор желаний. | |
Январь | «Выбор. Цена выбора» | Сформировать у детей разумное отношение к ситуации выбора; дать представление о цене выбора | ||
Обмен и деньги. Спрос и предложение. Цена | Январь | «Натуральный обмен. Бартер» | Ввести в активный и пассивный словарь детей экономические понятия «натуральный обмен», «бартер», расширить представление детей о жизни древних людей | |
«Какие бывают деньги» | Дать представление о том, что деньги – универсальное и удобное средство обмена, познакомить с денежными единицами различных государств | |||
«Рынок. Где и что покупают» (природные ресурсы) | Дать представление о рынке как об обмене товарами и услугами между продавцами и покупателями, научить определять универсальные и специализированные магазины | |||
Февраль | «Цена. Знаешь ли ты цены?» | Выяснить представления детей о ценах на отдельные товары, с которыми они встречаются в повседневной жизни, познакомить детей с понятием «цена» | ||
«От чего зависит цена?» | Сформировать представление о влиянии разных условий на величину цены | |||
«Зачем людям деньги? Семейный бюджет» | Научить выделять главное направление использования денег людьми, дать понятие о семейных доходах и расходах, семейном бюджете | |||
«Экскурсия в магазин «Школьник» Праздник первой покупки» | В магазине сделать покупку на 10 рублей, соблюдая культуру поведения в общественных местах. Самостоятельно изучать цены и распределить их на свою покупку | |||
Март | «Обмен и деньги» | Закрепить в практической ситуации представление детей о деньгах как универсальном средстве обмена, воспитывать культуру поведения в общественных местах, закрепить правила общения покупателя и продавца | ||
Викторина «Рынок. Цена» | Закрепить представления детей о деньгах, как универсальном средстве обмена, выяснить знания детей о спросе и предложении, их влиянии на величину цены, об обмене товарами и услугами, учить работать командой, сопереживать, находить коллективных ответ путем обсуждения | |||
Мой проект «Фирменный знак» | Составление рассказов на тему: «Чему я могу научить других детей» | |||
Мой проект «Маркетинг» изучение спроса и предложения | Рисование своего фирменного знака, реклама своего товара | |||
Апрель | Мой проект «Реклама» | |||
Деловая игра «Защита моего проекта» (3занятия) | Представление детьми своей фирмы, с рекламой своего товара | |||
Май | КВН «Путешествие по стране экономики» | Закрепление экономических знаний детей |
Заключение
Данный проект по экономическому воспитанию является тематическими, а по срокам реализации долгосрочным.
По типу этот проект является информационно-практико-ориентированным, т.е. собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформляют газеты, рекламы, рисунки).
Проект осуществлялся по интегрированному принципу в форме специально организованных занятий:
- в свободном общении воспитателя с детьми;
- в совместной свободной деятельности самих детей;
- в совместной деятельности с родителями.
Мы думаем, что цель, которую мы преследовали – достигли, а именно:
- Дали детям элементарные экологические представления, о современной жизни
- Сформировали экономические представления о современной жизни
Занятия по данному проекту проводились один раз в неделю в различных формах: занятие-путешествие, занятие – соревнования, беседы, викторины, КВНы, экскурсии и другие формы. Освоение материала проходило при помощи многочисленных средств, методов, приемов. Важным элементом почти всех занятий была игровая импровизация.
При знакомстве с экономикой был введен персонаж гном Эконом. Было создано экономическое дерево с экономическими словами. Нами были изготовлены игры по данному проекту: «Магазин», «Накорми животное», «Живое-неживое», «Все работы хороши». Купили совместно с родителями экономические игры «Миллионер», «Отель», «Моя первая покупка», «Найди евро», «Корпус планетологов», «По щучьему велению», «Чьи детеныши».
Дети совместно с родителями принимали участие в конкурсе «Рекламы», в защите своего проекта «Фирменный знак», «Создали альбом», «Реклама – двигатель торговли».
Знания о профессиях производителей закреплялись в сюжетно-ролевых играх «Больница», «Парикмахерская», «Школа», «Почта», «Типография», «Театр» и т.д.
Обучение о экономической культуре не сводилось к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. Главным было стремление к более полному развитию творческого потенциала каждого ребенка во всей его полноте и сложности, любознательности, способности задавать различные вопросы, выходить из данных ситуаций.
Родители так же проявляли интерес к данному проекту, информацию они получали на первом родительском собрании. Так же была проведена анкета с родителями (см. приложение).
Мы думаем, что реализовали свой проект и дали детям элементарные экономические знания, которыми можно воспользоваться в будущем.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Экономика – искусство ведения хозяйства и наука, изучающая это искусство
12 золотых правил экономики
- Будь во всех делах честным. Честность – богатство, которое всегда с тобой
- Никогда не изменяй данному слову, чтобы не прослыть необязательным
- Научись разбираться в людях, чтобы не быть обманутым
- Изучить законы и никогда не нарушай их
- Умей не только получать прибыль, но и делится с теми, кто тебе помог ее добиться
- Знай, что успех приходит к тому, кто смел и не боится рисковать
- Сначала все подвергай сомнению и лишь, потом принимай решение
- Научились хранить свои и чужие секреты, потому что болтунов не любят
- Относись терпеливо в недостаткам других людей
- Всегда помогай тем, кто нуждается в твоей помощи
- Считай и анализируй в любом деле
- Учиться никогда не поздно (и не рано)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Пословицы и поговорки
- Дружба и забота
Без друга в жизни туго.
Нет друга ищи, а нашел – береги.
Дружба не гриб, в лесу не найдешь.
Друг дороже денег.
Сам не пропадай и товарищей выручай.
- Здоровье
Лучше быть здоровым, чем богатым и больным.
Болен – лечись, а здоров – берегись.
Здоров будешь – все добудешь.
Здоровью цены нет.
Ум да здоровье дороже всего
- Деньги
Копейка рубль бережет.
Деньги – гости: то нет, то горсти.
Нелегко деньги нажить, а легко прожить.
Без денег – бездельник.
Без копейки рубля нет.
Был ум, будет и рубль, а не будет ума, не будет и рубля.
- Трудолюбие
Маленькое дело лучше всякого безделья.
Хорошо живёт тот, кто работает и учится.
Всякому нужен и обед и ужин.
В труде рождаются герои.
Без труда нет плода.
Без труда нет добра.
Всякому молодцу ремесло к лицу.
Была бы охота, а работа найдется.
Экономические загадки
Возьми ты первую из нот,
Затем добавь к ней слово «ход»,
Получишь то, о чем мечтает
Любой, кто бизнес начинает.
(доход)
Тимофей носки связал
И на рынке их продал
Дешевле, чем стоят нитки.
Получил одни…..
(убытки)
Чтоб продукты потреблять
В платьях ярких щеголять,
Чтоб вкусно есть и пить,
Надо все это…..
(купить)
Угадай, кто то зовется,
Что за деньги продается.
Это – не чудесный дар,
А просто-напросто……
(товар)
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
По горизонтали:
1.Учреждение, в котором хранятся деньги. 2.Информация, которая помогает продать и купить товар. 3.То, что продается или покупается. 4. Чем измеряется цена товара.
По вертикали: неожиданная находка, принесшая дополнительный доход
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Выберите «самые важные», «важные», «не очень важные» потребности
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
АНКЕТА для родителей
- Рассказывает ли Ваш ребенок о впечатлениях и знаниях, полученных на занятиях по экономическому воспитанию?
Да
Нет
Иногда
- Наблюдаете ли Вы какие-нибудь изменения в поведении детей, связанные с занятием по экономическому воспитанию (бережное отношение к вещам и продуктам питания, проявление интереса к Вашей работе, использование в речи экономических понятий и др.)?
Да
Нет
Иногда
- Беседуете ли Вы о доходах и расходах с участием ребенка?
Да
Нет
Иногда
- Советуетесь ли Вы с ребенком во время приобретения вещей для него?
Да
Нет
Иногда
- Ваше мнение: нужно ли обучать дошкольников экономической культуре?
Да
Нет
Иногда
- Ваши предложения по обучению детей экономической культуре
____________________________________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Занятия по экономике
«Использование природных ресурсов»
Цель: расширить представления детей о разнообразии природных ресурсов и способах их использования, обсудить происхождение продуктов и их чего можно изготовить необходимые товары. Познакомится с бытовыми приборами «Аквафор».
- Сегодня мы с вами повторим, какие ресурсы мы знаем?
(капитальные, природные, человеческие).
Игра. Если я назову природный ресурс – поднимайте руки вверх, а если капитальный – приседайте. Слушайте внимательно:
Каменный уголь, дерево, кран, здание, воздух, солнце, лопата, пылесос, золото, велосипед, скрипка, река, озеро, доброта?
- А сейчас назовите человеческие ресурсы.
- Но мы сегодня остановимся на природных ресурсах и поговорим о них. Итак, первая загадка
Все его любят, а поглядят на него –
Так всяк морщится . (Солнце)
- Кому необходимо солнце? (ответы детей).
- Вы правы, солнце нужно всему живому (таблица), нехватка солнца для человека приводит к рахиту, проще говоря, человеку не хватает витамина «Д»
Следующая загадка:
Одна нога, а рук много. (Дерево)
- Как же этот природный ресурс используется людьми? (ответы детей)
- Встаньте, походите по группе и найдите, что связано с использованием дерева.
Посмотрите, что можно сделеть из дерева (таблица)
- Как называется профессия человека, который работает с деревом(столяр, плотник).
Следующая загадка:
Добывают из шахт, с помощью его батареи всегда горячие (каменный уголь)
- Где используют каменный уголь? (таблица)
- Про следующий природный ресурс нам расскажет Глеб (о хлопке)
- Рассмотрите таблицу, где используют хлопок
Игры «Покажи профессию, которая встречается в нашем детском саду» (повар, доктор, строитель, воспитатель, дворник, экономист, учитель, оператор машинной стирки, окулист).
- Про этот природный ресурс послушайте загадку.
Чтоб лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтоб плыли корабли, чтоб варили кисель,
Чтоб не было беды,
Жить нельзя нам без … (Воды)
- Кому необходима вода?
- Посмотрите таблицу, что мы еще не сказали.
- Ребята, а нам людям, всю ли воду можно пить?
- Из под крана можно? Почему?
- Из речки можно? Почему?
- Морскую воду можно? (соленная)
- Родниковую можно? Почему? (кипятить)
- А снег – тое вода?
- А чтоб вода была очищенной, полезной в нашем Детском саду на кухне стоит фильтр. Он очищает холодную воду. Повара готовят нам еду с очищенной водой. Но такие фильтры есть и дома. Вот у меня есть такой фильтр «Аквафор». Посмотрите, как он фильтрует воду.
- У кого дома есть фильтры для воды?
- Воду необходимо пить до одного литра в день. Это необходимо, чтобы ваши сосуды находились всегда в норме.
- Как можно беречь воду? (экономить, не загрязнять)
- Итак, о каких природных ресурсах мы с вами говорили?
- как называются люди, которые берегут природные ресурсы (егерь, эколог, лесник, Красная книга)
Список литературы:
- Воспитание и обучение в детском саду. Под ред. Запорожца А.В., Марковой Т.А. – М.: Педагогика, 1976.
- Дошкольная педагогика. Под ред. Логинова В.И., Саморукова П.Г., В 2-х ч. Ч.2 Методика и организация коммунистического воспитания в детском саду. – М.: Просвещение, 1998.
- Козлова С.А., Куликова Т,А. Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студентов сред.пед.учеб.заведений.-2-е изд., переработанное и дополненное. – М.: Академия, 2000
- Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду»/ Сост. Л.В.Русскова.-М.: Просвещение, 1986.
- Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. – М.: Педагогика, 1990.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1978.
- Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие. – СПб.: «Детство-пресс», 2002.
- Методическое пособие «Концепция дошкольного воспитания. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)»
- «Современные педагогические технологии и концепции воспитания»/Сост. Гатченко Т.Г.-Екатеринбург, ИРРО, 2006.
- Игра и дошкольник. Развитие у детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности. Под ред. Бабаевой Т.И. С.П. 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по ознакомлению детей старшего возраста основам безопасности."Волшебная иголочка"
Познакомить детей с назначением иголки и безопасным ее использованием....
Методическая разработка по ознакомлению детей старшего возраста основам безопасности."Волшебная иголочка"
Познакомить детей с назначением иголки и безопасным ее использованием....
«ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОСНОВАМИ ЭКОНОМИКИ - ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»
В настоящее время встал вопрос о том, что современный человек должен быть всесторонне развитым. Поэтому проблема экономического воспитания актуальна уже в дошкольном возрасте, так ка...
Конспект игр организованной образовательной деятельности по ознакомлению с основами экономики детей старшего дошкольного возраста
автор представляет вниманию педагогов занимательный материал в виде игровых упражнений и ситуаций по формированию навыков экономического воспитания дошкольников...
Конспект ОД по ознакомлению с основами экономики в старшей группе.
Цель: знакомство детей со следующими понятиями: «бюджет», «доходы», «расходы»;Программные задачи:Образовательные задачи:- формировать знания детей о доходах и...
Кружок «Экономика детям» по направлению основы финансовой грамотности у детей подготовительной к школе группы
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобал...
Дополнительная образовательная программа «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с основами экономики»
Программа программы предназначена для единый детей 5-7 лет формирование и реализуется в течение 2 лет.Программа упражнение реализуется в ходе дидактическая дополнительной...