Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с основами экономики
методическая разработка по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Малика Минихановна Каюмова

Данная проектировочная работа написана на тему «Ознакомление детей дошкольного возраста с основами экономики через игру».

Когда следует начать знакомство с экономикой? С какого возраста человек должен узнать о мире экономических отношений? Можно ли говорить об экономическом воспитании самых маленьких детей?

В изменяющихся условиях современной общественной жизни непрерывное экономическое образование и воспитание необходимо начинать именно с дошкольного возраста, - когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Приобщение ребенка к миру экономической действительности одна из сложных и в то же время важных проблем. Нынешним дошкольникам предстоит жить в  XXI веке – веке сложных социальных экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит – строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sadik1_programma_-_kopiya.doc151 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6

Ознакомление

детей старшего  дошкольного возраста

с основами экономики

Исполнитель: воспитатель Хизбуллина М.М.

Югорск

2019

Содержание.

1. Теоретические основы экономического воспитания детей дошкольного возраста

1.1 Формирование нравственных представлений ; дошкольников в процессе экономического воспитания;

1.2 Трудовое воспитание в системе экономического образования;

1.3 Формы и методы экономического воспитания;

1.4 Экономическое воспитание дошкольников посредством использования сказок.

2. Проектная деятельность возраста основам экономики:

1.Реализация Образовательного проекта по обучению детей старшего дошкольного возраста основам экономики в МБОУ «СОШ № 6» в соответствии с ФГОС;

2.Материально-техническое обеспечение реализации проекта по обучению  детей старшего дошкольного возраста основам экономики.

Заключение.

Список литературы.

Приложение.

  1. Введение

Данная проектировочная работа написана на тему «Ознакомление детей дошкольного возраста с основами экономики через игру».

Когда следует начать знакомство с экономикой? С какого возраста человек должен узнать о мире экономических отношений? Можно ли говорить об экономическом воспитании самых маленьких детей?

В изменяющихся условиях современной общественной жизни непрерывное экономическое образование и воспитание необходимо начинать именно с дошкольного возраста, - когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Приобщение ребенка к миру экономической действительности одна из сложных и в то же время важных проблем. Нынешним дошкольникам предстоит жить в  XXI веке – веке сложных социальных экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит – строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно.

Конечно, ребенок – дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с педагогом и родителями путешествовать по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретет доступные ему знания и поймет, где и когда каждый человек соприкасается с ней. Ребенок, прежде всего, познает азы семейной экономики, поскольку именно в семье он дает свои первые шаги в мире экономической действительности, получает о ней первые представления. Дошкольник узнает о труде, профессиях родных и близких, о финансовом положении семьи. Старшие дошкольники учатся оперировать деньгами, соотносить доход с ценой на товар, узнают, что деньги служат средством обмена товарами между людьми. Дети получают начальные сведения об экономике своего города, о профессиях, связанных с экономикой и бизнесом, о продукции, выпускаемой на предприятиях, и трудовых действиях и по ее изготовлению и реализации, учатся уважать людей, которые трудятся и честно зарабатывают свои деньги.

Получая знания о разнообразии и мире ограниченности природных ресурсов своего края, ребята осознают зависимость человека от природы, характер взаимодействия с ней, необходимость рационального и экономного использования природных богатств (отношение к воде, газу, нефти), приобретают элементарные навыки ориентировки в экономических явлениях. Осуществляя экономическое воспитание в дошкольном возрасте, мы решаем задачи второстепенного развития личности.

Противоречия: несоответствие между актуальностью данной темы и отсутствием методического материала.

Предмет: обучение детей основам экономики в процессе игровой деятельности.

Объект: процесс обучения основами экономики через игру.

Цель: разработать, теоретически обосновать и проверить эффективность работы по обучению детей основами экономики через игру.

Задачи:

  1. Изучить методическую литературу по данной теме.
  2. Отработать методики для определения уровня подготовленности детей по основам экономических знаний.
  3. Разработать проект по ознакомлению детей основами экономики через игру.

Обучение детей дошкольного возраста экономической культуре преследует цель более полного развития творческого потенциала каждого ребенка во всей его полноте и сложности, любознательности, способности задавать различные вопросы, выходить из заданных ситуаций.

1. Основные характеристики игры ведущей деятельности дошкольников.

Игра – один из видов человеческой деятельности. Как сложное и интересное явление, она привлекает внимание людей разных профессий.

Игра – самовыражение человека, способ его совершенствования.

Занимая определенное место в жизни взрослых, для детей игра имеет особое значение. Принято называть ее «спутником детства». У детей дошкольного возраста она составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетаясь с трудом и учением. Многие серьезные дела у ребенка приобретают форму игры. В не вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работает его воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игры в наибольшей степени способствуют психологическому развитию. В игре развиваются основные потребности ребенка дошкольника. Прежде всего, ребенку свойственно стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых. По мере развития ребенка расширяется осознаваемый им мир, возникает внутренняя потребность участвовать в такой деятельности взрослых, которая в реальной жизни ему не доступна. В игре ребенок берет на себя роль, стремясь подражать взрослым, образы которых сохранились в его опыте. Играя, ребенок действует самостоятельно, свободно, выражая свои желания, представления, чувства. В отличии от жизни повседневной, где его постоянно учат, оберегают (не бегай, мой руки, не выдумывай), в игре ребенок может все: плыть на корабле, летать в космос, учить учеников в школе и т.п. таким образом, малыш словно «пробует свои силы», проживая ту жизнь, которая предстоит ему в будущем.

Ребенку первых лет жизни свойственна потребность к познанию окружающего мира, названная психологами не насыщаемой. Детские игры во всем их многообразии предоставляют ему возможность узнавать свое отношение к тому, что является содержанием игры.

Ребенок – существо растущее и развивающееся. Движение – одно из условий его полноценного роста и развития. Потребность в активных движениях удовлетворяется во всех видах игр, особенно в играх подвижных и дидактических с такими игрушками, как например, мяч. В сюжетных играх в распоряжении детей находятся автомобили, каталки, коляски, побуждающие их к разным движениям. Очень велики возможности игры в удовлетворении присущей ребенку потребности в общении. В условиях дошкольного учреждения обычно складываются игровые группы, объединяющие детей по общим интересам, взаимным симпатиям.  В силу особой привлекательности игры, дошкольники оказываются в ней способными к большей сговорчивости, уступчивости, терпимости, чем в действительной жизни. Играя, дети вступают в такие отношения, до которых в других условиях еще «не доросли», а именно: в отношении взаимного контроля и помощи, подчинении, требовательности. Наличие таких отношений говорит о том, что играющая группа становится «играющим коллективом». В недрах игры зарождаются и дифференцируются (выделяются) другие виды деятельности (труд, учения). По мере развития игры ребенок овладевает компонентами, присущими любой деятельности: учит ставить цель, планировать, добиваться результата. Затем он переносит эти умения в другие виды деятельности, прежде всего в трудовую. В силу необходимости выполнять правила игры, дети становятся организованнее, учатся оценивать себя и сои возможности, приобретают сноровку, ловкость и много другое.

2. Экономическое воспитание детей через игру

Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы его организации. Использование разнообразных форм дает воспитателю возможность проявить творчество, индивидуальность и в то же время, что особенно важно, сделать процесс познания экономики интересным и доступным. Главное – говорить ребенку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. Поэтому приоритет закрепляется за такими формами, которые интересны, эффективны в плане познавательного и личностного развития, действенны и значимы для ребенка, способствует саморазвитию личности, проявлению его «Я», - играм, комплексно – тематическим занятиям, вечерам досуга и прочее.

Основная форма обучения – игра. Именно через игру ребенок осваивает и познает мир. Обучение, осуществляемое с помощью игры, естественно для дошкольника.

Сделать экономику понятной помогут сюжетно-дидактические игры. Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно-дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.

В таких играх как «Ателье для маленьких красавиц», «строительство дома», «Супермаркет» и др. создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям, естественная, приближенная к реальности обстановка, устанавливается психологически адекватная возрасту ситуация общения.

В дидактических играх «Кем быть?», «Обмен», «Семейный бюджет», «Маленькие покупки» уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминов, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовать их в различных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.

Одной из форм познавательно игровой деятельности является комплексно-тематическое занятие. Так, экономическим содержанием обогащаются занятия по математике, экологии, ознакомлению с социальным и предметным миром. В процессе комплексно-тематических занятий «»Город-завод», «Трудовой день города» и др.) новые образовательные задачи, в том числе и экономические, решаются через математическую, экологическую, художественную и другие виды детской деятельности, через создания и решения проблемных задач, ситуаций, вопросов.

Развлечения и вечера досуга(конкурсы, викторины, олимпиады) – это своего рода праздники – яркие, необычные, таинственные. У детей пользуются большой популярностью в различные интеллектуальные игры – «Что? Где? Когда?», «КВН» и др. для них это и веселая игра, и серьезная работа, требующая внимания и сосредоточенности. Детям нравятся нестандартные вопросы, веселые, необычные и в то же время содержательные задания (отгадывание кроссвордов и ребусов), разыгрывание «экономических» ситуаций из сказок, которые позволяют взглянуть по новому на известные сюжеты – А.Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино», К.Чуковского «Муха-цокотуха» и др. обычный интерес вызывают развлечения включающие экономические, экологические, математические задачи. Положительный эмоциональный фон, создаваемый в процессе развлечений, обеспечивает особую действенность, активизирует мыслительную деятельность, развивает сообразительность, смекалку, творческие способности.

Участники развлечений и вечером досуга – дети и взрослые, все вместе решают познавательные практические, игровые задачи, используя разные способы и средства (моделирование, экспериментирование и пр.). такое сотрудничество обладает огромным воспитательным потенциалом.

Овладение экономическим содержанием и процессом чтения художественной литературы. Значительное место отводится сказке. Сказка -  литературный жанр с богатыми дидактическими возможностями. Народные сказки, аккумулировавшие вековой экономический опыт народа, используя для воспитания таких «экономических» качеств личности, как трудолюбие, бережливость, расчетливость и др.

В дошкольном возрасте формируются представления о разнообразии профессий: строитель, учитель, сталевар, летчик и др. но появилось много новых, ультрасовременных профессий, связанных с экономикой и бизнесом: бизнесмен, банкир, финансист и др. каждый человек имеет свою профессию. Интересная профессия – это благо, которым следует дорожить. Хорошая профессия позволит в будущем обеспечить достаток семьи. На основе знаний о содержании и особенностях труда взрослых у детей воспитывается интерес, уважение к людям разных профессий, желание приобщится к их труду.

Выбор профессий, с которыми знакомятся дошкольники, определяется программой экономического воспитания, трудовой деятельностью родителей конкретной группы, интересами людей. Дошкольникам нравится в современное производство. Игры на производственную тематику приобщают их к основной деятельности взрослых. Таким играм лишь предшествует работа по ознакомлению детей с промышленным трудом взрослых, орудиями труда, выпускаемой простейшей продукцией некоторых предприятий города. В сюжетно-дидактических играх производственной тематики дети воспроизводят труд игрушечников (игра «Фабрика игрушек»), модельеров (игра «Дом моделей», «Ателье маленьких красавиц»), кондитеров «игра («Кондитерская фабрика «Лакомка») и др. в процессе игры дети пользуются разнообразными материалами, овладевают различными трудовыми операциями по изготовлению того или иного товара. Такие игры приносят детям радость. Это своего рода игра – труд. Формирование качеств человека-хозяина – основной результат экономического воспитания.

Участники проекта:

Дети, родители воспитанников, воспитатели группы, работники магазина

Проблема:

«Что означает экономика для человека?»

Цель:

Активировать мышление в процессе разрешения специально создаваемых проблемных экономических ситуаций

Задачи:

  1. Иметь представление:

- о различных потребностях и в чем они заключаются;

- об ограниченности возможностей и удовлетворении потребностей;

- о ресурсах, как и для чего они используются, какие ресурсы нужны человеку;

- о производителях, различных профессиях, специальностях, о том, как их получают;

- об обмене товарами и услугами, о деньгах и их назначении;

- об экономике.

2. Знать:

- о правилах и нормах жизни в детских учреждениях;

- об ограниченности ресурсов, о необходимости их беречь и экономить.

3. Уметь:

- делать простейший выбор, определять, правильно ли он сделан и какова его цена;

- выбирать из множества единичное, находить правильный выход из множества простейших ситуаций и возможных решений;

- составлять небольшой рассказ на заданную тему, самостоятельно и последовательно пересказывать содержание рассказа на экономическую тему, ставить небольшой спектакль (с помощью воспитателя).

Предварительная работа

- Выяснить с детьми, в чем именно заключается потребность человека, откуда берутся необходимые вещи, кто оказывает те или иные услуги;

- Ознакомление детей с различными видами ресурсов (природные, капитальные, человеческие) и способами их применения;

- Включать в работу по математическому развитию простейшие подсчеты (хватит ли, больше-меньше);

Знакомство с литературой на экономические темы, делая выводы: В.Маяковский «Кем быть?», А.Н.Толстой «Приключение Буратино», В.Катаев «Цветик – семицветик», В.Сутеев «Умелые руки», гр. Остер «Вредные советы», В.Костаев «Дудочка и кувшинчик», р.н.с. «Морозка», А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», В.Пермяк «для чего руки нужны», Э.Успенский «Дядя Федор, Кот и Пес» и др.

- Выполнение домашних заданий по экономическому развитию совместно с родителями.

Связь с другими учебными занятиями

Развитие речи – умение рассказать, объяснить, доказать, выделить главное, сформулировать свое мнение, придумывание ситуации.

Продуктивная деятельность – рисование, аппликации, изготовление альбомов, просмотр иллюстраций к художественным произведениям.

Математическое развитие – представление о множестве, понимание терминов «больше - меньше», «на сколько больше - на сколько меньше», «хватит ли», решение задач с деньгами.

Познавательное развитие – взаимосвязь явлений в природе, живая и неживая природа; денежные единицы разных стран; экскурсии в магазины; уход за животными и птицами; чтение художественной литературы.

Выполнение проекта

Календарный план занятий

Тема

Месяц

Название

занятия

Задачи

Потребности

Сентябрь

«Что такое экономика»

Познакомить детей с понятием «Что такое экономика», что значит соблюдать 12 правил экономики

«Золотые правила экономики»

Познакомить детей с понятиями «экономика», «экономисты»,понять помочь и закрепить основные правила экономики. Воспитывать интерес к экономике, честность, трудолюбие

«Потребности человека»

Путем рассуждений и игровых ситуаций ввести понятие «потребности человека»

«Потребности животных»

Закрепить знание детей о потребностях человека, путем рассуждений и проблемных ситуаций, ввести понятие «потребности животных»

Октябрь

«Какие бывают товары и услуги»

Дать понятие слов «товары» и «услуги». Повторить профессии людей и соотнести их с тем, что они производят

«Потребности и возможности моей семьи»

Составление рассказа «моя семья», где дети уточняют о потребностях семьи, а так же о их возможностях

«О заботе и дружбе»

Создание игровой ситуации «выручи товарища», изготовление игрушек для малышей

«Потребности растений»

Познакомить детей с потребностями растений через длительный опыт

Производители и ресурсы

Ноябрь

«Природа и рукотворный мир»

Закрепить понятие «природа», подвести детей к пониманию того, что одни материалы, из которых делают товары, можно найти в природе, а другие сделаны людьми. Создание рекламы «лесные ресурс»

«Кому спасибо говорим» (природные ресурсы)

Расширить представления детей о разнообразии природных ресурсов и способов их использования. Конкурс рекламы «Лесные ресурсы»

«Кто производит товар» (о производителях товаров и услуг)

Познакомить детей с производителями товаров и услуг; показать взаимосвязь потребления и производства, потребление и услуг

«Машины, оборудование инструменты, приборы» (капитальные ресурсы)

Расширить знания детей о технике и ее роли в жизни человека; закрепить понятие «Капитальные ресурсы», развивать технологический кругозор

Декабрь

КВН «Средства передвижения» (капитальные ресурсы)

Помочь освоить систему элементарных знаний о современной технике, сгруппировать по среде передвижения; водный, воздушный, наземный, космический, развивать технический кругозор и уважение к людям труда

«Цепочка производителей»

Дать детям представления о том, что в предметы, окружающие их вложен труд многих людей, учить ценить и уважать труд людей

Экономическая викторина «Что, где, когда»

Закрепление системы знаний по теме «Производители и ресурсы»; закрепление вычислительных операций, решение задач

Ограниченность ресурсов. Выбор и его цена

Декабрь

«Ограниченность ресурсов, или что мы выбираем»

Чтение произведений В.Катаева «Цветик-семицветик», театрализация этого произведения, дать детям сделать свой выбор желаний.

Январь

«Выбор. Цена выбора»

Сформировать у детей разумное отношение к ситуации выбора; дать представление о цене выбора

Обмен и деньги. Спрос и предложение. Цена

Январь

«Натуральный обмен. Бартер»

Ввести в активный и пассивный словарь детей экономические понятия «натуральный обмен», «бартер», расширить представление детей о жизни древних людей

«Какие бывают деньги»

Дать представление о том, что деньги – универсальное и удобное средство обмена, познакомить с денежными единицами различных государств

«Рынок. Где и что покупают» (природные ресурсы)

Дать представление о рынке как об обмене товарами и услугами между продавцами и покупателями, научить определять универсальные и специализированные магазины

Февраль

«Цена. Знаешь ли ты цены?»

Выяснить представления детей о ценах на отдельные товары, с которыми они встречаются в повседневной жизни, познакомить детей с понятием «цена»

«От чего зависит цена?»

Сформировать представление о влиянии разных условий на величину цены

«Зачем людям деньги? Семейный бюджет»

Научить выделять главное направление использования денег людьми, дать понятие о семейных доходах и расходах, семейном бюджете

«Экскурсия в магазин «Школьник» Праздник первой покупки»

В магазине сделать покупку на 10 рублей, соблюдая культуру поведения в общественных местах. Самостоятельно изучать цены и распределить их на свою покупку

Март

«Обмен и деньги»

Закрепить в практической ситуации представление детей о деньгах как универсальном средстве обмена, воспитывать культуру поведения в общественных местах, закрепить правила общения покупателя и продавца

Викторина «Рынок. Цена»

Закрепить представления детей о деньгах, как универсальном средстве обмена, выяснить знания детей о спросе и предложении, их влиянии на величину цены, об обмене товарами и услугами, учить работать командой, сопереживать, находить коллективных ответ путем обсуждения

Мой проект «Фирменный знак»

Составление рассказов на тему: «Чему я могу научить других детей»

Мой проект «Маркетинг» изучение спроса и предложения

Рисование своего фирменного знака, реклама своего товара

Апрель

Мой проект «Реклама»

Деловая игра «Защита моего проекта» (3занятия)

Представление детьми своей фирмы, с рекламой своего товара

Май

КВН «Путешествие по стране экономики»

Закрепление экономических знаний детей

Заключение

Данный проект по экономическому воспитанию является тематическими, а по срокам реализации долгосрочным.

По типу этот проект является информационно-практико-ориентированным, т.е. собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформляют газеты, рекламы, рисунки).

Проект осуществлялся по интегрированному принципу в форме специально организованных занятий:

- в свободном общении воспитателя с детьми;

- в совместной свободной деятельности самих детей;

- в совместной деятельности с родителями.

Мы думаем, что цель, которую мы преследовали – достигли, а именно:

  1. Дали детям элементарные экологические представления, о современной жизни
  2. Сформировали экономические представления о современной жизни

Занятия по данному проекту проводились один раз в неделю в различных формах: занятие-путешествие, занятие – соревнования, беседы, викторины, КВНы, экскурсии и другие формы. Освоение материала проходило при помощи многочисленных средств, методов, приемов. Важным элементом почти всех занятий была игровая импровизация.

При знакомстве с экономикой был введен персонаж гном Эконом. Было создано экономическое дерево с экономическими словами. Нами были изготовлены игры по данному проекту: «Магазин», «Накорми животное»,  «Живое-неживое», «Все работы хороши». Купили совместно с родителями экономические игры «Миллионер», «Отель», «Моя первая покупка», «Найди евро», «Корпус планетологов», «По щучьему велению», «Чьи детеныши».

Дети совместно с родителями принимали участие в конкурсе «Рекламы», в защите своего проекта «Фирменный знак», «Создали альбом», «Реклама – двигатель торговли».

Знания о профессиях производителей закреплялись в сюжетно-ролевых играх «Больница», «Парикмахерская», «Школа», «Почта», «Типография», «Театр» и т.д.

Обучение о экономической культуре не сводилось к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. Главным было стремление к более полному развитию творческого потенциала каждого ребенка во всей его полноте и сложности, любознательности, способности задавать различные вопросы, выходить из данных ситуаций.

Родители так же проявляли интерес к данному проекту, информацию они получали на первом родительском собрании. Так же была проведена анкета с родителями (см. приложение).

Мы думаем, что реализовали свой проект и дали детям элементарные экономические знания, которыми можно воспользоваться в будущем.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 Экономика – искусство ведения хозяйства и наука, изучающая это искусство

12 золотых правил экономики

  1. Будь во всех делах честным. Честность – богатство, которое всегда с тобой
  2. Никогда не изменяй данному слову, чтобы не прослыть необязательным
  3. Научись разбираться в людях, чтобы не быть обманутым
  4. Изучить законы и никогда не нарушай их
  5. Умей не только получать прибыль, но и делится с теми, кто тебе помог ее добиться
  6. Знай, что успех приходит к тому, кто смел и не боится рисковать
  7. Сначала все подвергай сомнению и лишь, потом принимай решение
  8. Научились хранить свои и чужие секреты, потому что болтунов не любят
  9. Относись терпеливо в недостаткам других людей
  10. Всегда помогай тем, кто нуждается в твоей помощи
  11. Считай и анализируй в любом деле
  12. Учиться никогда не поздно (и не рано)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Пословицы и поговорки

  • Дружба и забота

Без друга в жизни туго.

Нет друга ищи, а нашел – береги.

Дружба не гриб, в лесу не найдешь.

Друг дороже денег.

Сам не пропадай и товарищей выручай.

  • Здоровье

Лучше быть здоровым, чем богатым и больным.

Болен – лечись, а здоров – берегись.

Здоров будешь – все добудешь.

Здоровью цены нет.

Ум да здоровье дороже всего

  • Деньги

Копейка рубль бережет.

Деньги – гости: то нет, то горсти.

Нелегко деньги нажить, а легко прожить.

Без денег – бездельник.

Без копейки рубля нет.

Был ум, будет и рубль, а не будет ума, не будет и рубля.

  • Трудолюбие

Маленькое дело лучше всякого безделья.

Хорошо живёт тот, кто работает и учится.

Всякому нужен и обед и ужин.

В труде рождаются герои.

Без труда нет плода.

Без труда нет добра.

Всякому молодцу ремесло к лицу.

Была бы охота, а работа найдется.

Экономические загадки

Возьми ты первую из нот,

Затем добавь к ней слово «ход»,

Получишь то, о чем мечтает

Любой, кто бизнес начинает.

                                 (доход)

Тимофей носки связал

И на рынке их продал

Дешевле, чем стоят нитки.

Получил одни…..

                               (убытки)

Чтоб продукты потреблять

В платьях ярких щеголять,

Чтоб вкусно есть и пить,

Надо все это…..

                               (купить)

Угадай, кто то зовется,

Что за деньги продается.

Это – не чудесный дар,

А просто-напросто……

                               (товар)

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

По горизонтали:

1.Учреждение, в котором хранятся деньги. 2.Информация, которая помогает продать и купить товар. 3.То, что продается или покупается. 4. Чем измеряется цена товара.

По вертикали: неожиданная находка, принесшая дополнительный доход

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Выберите «самые важные», «важные», «не очень важные» потребности

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

АНКЕТА для родителей

  1. Рассказывает ли Ваш ребенок о впечатлениях и знаниях, полученных на занятиях по экономическому воспитанию?

Да

Нет

Иногда

  1. Наблюдаете ли Вы какие-нибудь изменения в поведении детей, связанные с занятием по экономическому воспитанию (бережное отношение к вещам и продуктам питания, проявление интереса к Вашей работе, использование в речи экономических понятий и др.)?

Да

Нет

Иногда

  1. Беседуете ли Вы о доходах и расходах с участием ребенка?

Да

Нет

Иногда

  1. Советуетесь ли Вы с ребенком во время приобретения вещей для него?

Да

Нет

Иногда

  1. Ваше мнение: нужно ли обучать дошкольников экономической культуре?

Да

Нет

Иногда

  1. Ваши предложения по обучению детей экономической культуре

____________________________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Занятия по экономике

«Использование природных ресурсов»

Цель: расширить представления детей о разнообразии природных ресурсов и способах их использования, обсудить происхождение продуктов и их чего можно изготовить необходимые товары. Познакомится с бытовыми приборами «Аквафор».

- Сегодня мы с вами повторим, какие ресурсы мы знаем?

(капитальные, природные, человеческие).

Игра. Если я назову природный ресурс – поднимайте руки вверх, а если капитальный – приседайте. Слушайте внимательно:

Каменный уголь, дерево, кран, здание, воздух, солнце, лопата, пылесос, золото, велосипед, скрипка, река, озеро, доброта?

- А сейчас назовите человеческие ресурсы.

- Но мы сегодня остановимся на природных ресурсах и поговорим о них. Итак, первая загадка

Все его любят, а поглядят на него –

Так всяк морщится . (Солнце)

- Кому необходимо солнце? (ответы детей).

- Вы правы, солнце нужно всему живому (таблица), нехватка солнца для человека приводит к рахиту, проще говоря, человеку не хватает витамина «Д»

Следующая загадка:

Одна нога, а рук много. (Дерево)

- Как же этот природный ресурс используется людьми? (ответы детей)

- Встаньте, походите по группе и найдите, что связано с использованием дерева.

 Посмотрите, что можно сделеть из дерева (таблица)

- Как называется профессия человека, который работает с деревом(столяр, плотник).

Следующая загадка:

Добывают из шахт, с помощью его батареи всегда горячие (каменный уголь)

- Где используют каменный уголь? (таблица)

- Про следующий природный ресурс нам расскажет Глеб (о хлопке)

- Рассмотрите таблицу, где используют хлопок

Игры «Покажи профессию, которая встречается в нашем детском саду» (повар, доктор, строитель, воспитатель, дворник, экономист, учитель, оператор машинной стирки, окулист).

- Про этот природный ресурс послушайте загадку.

Чтоб лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтоб плыли корабли, чтоб варили кисель,

Чтоб не было беды,

Жить нельзя нам без … (Воды)

- Кому необходима вода?

- Посмотрите таблицу, что мы еще не сказали.

- Ребята, а нам людям, всю ли воду можно пить?

- Из под крана можно? Почему?

- Из речки можно? Почему?

- Морскую воду можно? (соленная)

- Родниковую можно? Почему? (кипятить)

- А снег – тое вода?

- А чтоб вода была очищенной, полезной в нашем Детском саду на кухне стоит фильтр. Он очищает холодную воду. Повара готовят нам еду с очищенной водой. Но такие фильтры есть и дома. Вот у меня есть такой фильтр «Аквафор». Посмотрите, как он фильтрует воду.

- У кого дома есть фильтры для воды?

- Воду необходимо пить до одного литра в день. Это необходимо, чтобы ваши сосуды находились всегда в норме.

- Как можно беречь воду? (экономить, не загрязнять)

- Итак, о каких природных ресурсах мы с вами говорили?

- как называются люди, которые берегут природные ресурсы (егерь, эколог, лесник, Красная книга)

Список литературы:

  1. Воспитание и обучение в детском саду. Под ред. Запорожца А.В., Марковой Т.А. – М.: Педагогика, 1976.
  2. Дошкольная педагогика. Под ред. Логинова В.И., Саморукова П.Г., В 2-х ч. Ч.2 Методика и организация коммунистического воспитания в детском саду. – М.: Просвещение, 1998.
  3. Козлова С.А., Куликова Т,А. Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студентов сред.пед.учеб.заведений.-2-е изд., переработанное и дополненное. – М.: Академия, 2000
  4. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду»/ Сост. Л.В.Русскова.-М.: Просвещение, 1986.
  5. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. – М.: Педагогика, 1990.
  6. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1978.
  7. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие. – СПб.: «Детство-пресс», 2002.
  8. Методическое пособие «Концепция дошкольного воспитания. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)»
  9. «Современные педагогические технологии и концепции воспитания»/Сост. Гатченко Т.Г.-Екатеринбург, ИРРО, 2006.
  10. Игра и дошкольник. Развитие у детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности. Под ред. Бабаевой Т.И. С.П. 2004.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по ознакомлению детей старшего возраста основам безопасности."Волшебная иголочка"

Познакомить детей с назначением иголки и безопасным ее использованием....

Методическая разработка по ознакомлению детей старшего возраста основам безопасности."Волшебная иголочка"

Познакомить детей с назначением иголки и безопасным ее использованием....

«ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОСНОВАМИ ЭКОНОМИКИ - ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

В настоящее время встал вопрос о том, что  современный человек должен быть всесторонне развитым. Поэтому  проблема  экономического воспитания актуальна уже в дошкольном возрасте, так ка...

Конспект игр организованной образовательной деятельности по ознакомлению с основами экономики детей старшего дошкольного возраста

автор представляет вниманию педагогов занимательный материал в виде игровых упражнений и ситуаций по формированию навыков экономического воспитания дошкольников...

Конспект ОД по ознакомлению с основами экономики в старшей группе.

Цель: знакомство детей со следующими  понятиями: «бюджет», «доходы», «расходы»;Программные задачи:Образовательные задачи:- формировать знания детей о доходах и...

Кружок «Экономика детям» по направлению основы финансовой грамотности у детей подготовительной к школе группы

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобал...

Дополнительная образовательная программа «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с основами экономики»

Программа  программы предназначена для  единый детей 5-7 лет  формирование и реализуется в течение 2 лет.Программа  упражнение реализуется в ходе  дидактическая дополнительной...