технология пластилинография
учебно-методический материал (старшая группа)

Старцева Елена Владимировна

Внедрение технологии пластилинографии в коррекционно - развивающую работу воспитателя компенсирующей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 111_1.docx46.04 КБ

Предварительный просмотр:

Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка. Именно в этот период идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности.

Установлено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если движение пальцев рук отстает, то задерживается и речевое развитие. Развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность и подготовить ребёнка к школе.

Развитие и совершенствование мелкой моторики имеет огромное значение при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. При этом важно помнить о развитии всех компонентов, которые влияют на речевое развитие. Необходимо тренировать координацию движений, пространственную координацию, двигательную память, произвольную моторику пальцев рук; нужно развивать динамический праксис, согласование движений рук и глаз. Реализация коррекционного процесса успешно осуществляется в разных видах деятельности, среди которых особое место занимает художественно эстетическое развитие, благодаря доступности, наглядности, конкретности выражения и максимальной приближенности к игровой деятельности.

Лепка – один из самых эмоциональных видов изобразительной деятельности. Пластилин используется как изобразительный материал, а инструментом для работы с этим материалом служат ладошки и пальчики ребёнка. Руки детей подготавливаются к овладению учебным и трудовым умениям и навыкам за счет использования пластичных материалов и разнообразных действий с ним.

Понятие «Пластилинография» имеет два смысловых корня: графия - создавать, изображать, а первая половина слова пластилин подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности.

Основной материал, используемый в данной технике — пластилин, а «инструментом» в пластилинографии являются руки ребенка, что очень важно для развития общей и мелкой моторики, которая в свою очередь является одним из главных стимулятором мозговой деятельности ребенка. Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка на пальцы рук.

Данная техника хороша и тем, что она доступна детям разного дошкольного возраста с разным уровнем психоречевого развития, что позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более разнообразным, увлекательным и интересным.

Пластилинография позволяет решать не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка. Дети не только получают знания, умения, навыки, но одновременно закрепляют информацию, полученную на занятиях по развитию речи, рисованию, знакомятся с миром разных предметов в процессе использования нетрадиционного материала (бросового, что способствует расширению возможности изобразительной деятельности детей.

На занятиях пластилинографией развиваются психические процессы: внимание, память, воображение, мышление, а также творческие способности, креативность. Развивается восприятие, пространственной ориентация, сенсомоторная координация детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца. Одновременно воспитываются культура общения, нормы поведения, познавательный интерес, самостоятельность, уверенность в своих силах, индивидуальность, инициативность, характер ребенка, умение работать в сотворчестве.

Свою деятельность по обучению детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ нетрадиционной технике рисования – пластилинографии я начала с сентября 2021 года.

Цель:

- Продолжить развитие мелкой моторики и координации движения рук у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ посредством пластилинографии.

- Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.

Задачи:

Первоначальной задачей является сбор и изучение с последующим анализом методической, специальной литературы по выбранной теме;

- Всесторонне изучить технику пластилинографии, её возможности для развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ;

- Разработать и провести диагностическую программу, с целью выявления уровня развития моторных навыков, состояния сенсо-моторной сферы у детей 5 – 6 лет с ОВЗ;

- Разработать и реализовать комплекс занятий по лепке с использованием пластилинографии в рамках лексических тем в соответствии с календарно – тематическим планированием;

- Провести контрольную диагностику по выявлению эффективности использования пластилинографии.

Для решения этих задач я опираюсь на следующие дидактические принципы:

Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивнойдеятельности.

Принцип гуманистичности- индивидуально-ориентированный подход и всестороннее развитие личностиребенка.

Принцип комфортности – атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ребенка ситуации успеха.

Принцип интеграции – сочетание основного вида деятельности с развитием речи, с игровой деятельностью, с развитием познавательных процессов.

Принцип деятельности - развитие мелкой моторики осуществляется через вид детской деятельности –лепку.

Принцип развивающего обучения - чтобы ученье для детей было увлекательным, вдохновенным трудом, в своей деятельности, пробуждаю у детей и постоянно поддерживаю желание узнавать новое. Именно это желание является эмоциональным стимулом самостоятельной и активной мысли ребенка. Придерживаясь данного принципа, я стараюсь дать детям знания повышенного уровня, опережающие их развитие.

Принцип воспитывающего обучения- обучение должно быть построено так, чтобы само по себе воспитывало ребенка. Обучая технике «Пластилинография» воспитываю у детей – усидчивость, терпение, самостоятельность.

Принцип свободы выбора- я предоставляю детям возможность самим решить, как будет оформлена их картина, выбрать подходящий на их взгляд материал. Выстраиваю и корректирую содержания тем и задач с опорой на интересы детей.При использовании этого принципа особенно повышается интерес к активной творческой деятельности.

Принцип систематичности и последовательности- постановка или корректировка задач «от простого к сложному», «от хорошо известному к малоизвестному и незнакомому»;

Принцип сезонности-построение или корректировка познавательного содержания программы с учётом природных особенностей в данный момент времени.

В работе с детьми мною применяются разнообразные методы с учётом индивидуальных особенностей детей:

Наглядные – наблюдение, показ, образец;

Словесные – беседы, объяснения, вопросы, художественное слово, пояснения, поощрение;

Практические – показ способов изображения и способов действия (общий и индивидуальный).

Пластилинография по технике исполнения имеет свою классификационную характеристику. Так, отталкиваясь от материала-основы, пластилинография подразделяется как созданная:

- на бумаге,

- на картоне,

- на пластике,

- на обычном или органическом стекле,

- на керамической плитке.

По способу создания изображения пластилинография бывает

- прямая.  Выполняется пластилином разного цвета.

- витражная, или обратная. Нанесённый маркером на стеклянную основу контур изображения заполняется пластилином.

- мозаичная. На основу наносятся пластилиновые шарики разных цветов в соответствии с замыслом.

- контурная. Этот вид работы рекомендуется для воспитанников старшей и подготовительной групп, ведь он требует усидчивости. Подогретые пластилиновые жгутики разных цветов нужно выдавливать из шприца (без иглы) и заполнять ими контур.

- многослойная. Пластилин наносится на основу мазками в несколько слоёв, сочетаются разнообразные цвета и оттенки материала, получается объёмное, сложное изображение.

Пластилинографией занимаются, как правило, в старшем дошкольном возрасте. Дети этого возраста способны к созданию нового образа и его рисунка, конструкции, которые неизменно отличаются оригинальностью. При работе используются различные приемы: налепы, прищипывание, оттягивание, сплющивание, примазание и т.д. Однако начинать заниматься ей можно раньше. Так, дети в 1,5 – 2-х летнего возраста с удовольствием катают колбаски, отщипывают и прикрепляют кусочки-бусинки, скатывают, раскатывают, вдавливают, тянут, сплющивают пластилин.

Организация рабочего места и процесса. Для успешной творческой работы необходимо правильно организовать рабочее пространство. Для этого необходимы:

 Рабочий стол, на котором можно расположить коробку с пластилином, картинки, эскизы и рабочие инструменты.

 Хорошее освещение, чтобы тень от рук и головы не падала на рабочую поверхность стола.

 Предметы должны быть расположены на рабочем столе в порядке как перед началом работы, так и после нее: пластилин должен лежать в закрытой коробке; картон должен в специальной папке; стеки должны храниться в футляре или специальном пенале; подкладная доска должна лежать в специальной папке.

Правила техники безопасности при работе с пластилином. При работе с материалами и инструментами необходимо соблюдать определенные правила безопасности. О них рассказывает детям воспитатель перед началом работы, и он же строго следит за их выполнением. К таковым относятся следующие правила:

 При работе следить за своей осанкой, чтобы меньше уставать и не нагружать позвоночник.

 Лепку пластилином выполняй только на специальной подложке. Нельзя класть пластилин на стол.

 Перед началом работы нужно смочить руки водой, тогда пластилин не будет к ним прилипать.

 Перед работой следует разогреть пластилин, разминая его руками.

 Не нужно разминать сразу весь кусок пластилина. Можно отделить маленькую часть, размять, потом прибавить еще и т.д.

 Хранить пластилин в коробочке отдельно от другого материала.

 Во время работы необходимо следить затем, чтобы пластилин не попадал на одежду и на стул.

 После работы вытирать руки салфеткой и вымыть их теплой водой с мылом.

 По окончании работы, убрать рабочее место, протереть стол. Подкладную доску и стеки нужно хорошо протереть салфеткой, а если есть необходимость, то вымыть теплой водой.

 Готовые работы можно оформить в рамочки, неоконченные — убрать в специальные коробки, чтобы ничего не терялось.

Воспитатель можно использовать музыку в процессе работы детей, т.к. соответствующая музыка настраивает на творчество и способствует творчеству. Музыка не должна звучать громко или слишком тихо, она должна быть лишь фоном работы в оптимальном режиме громкости.

Проблема развития мелкой моторики пальцев рук актуальна для детей посещающих логопедическую группу в ДОУ компенсирующего вида. Выявление проблемы способствовало созданию комплекса занятий по пластилинографии, для развития мелкой моторики руки, интеллектуального развития дошкольников и развития речи. Изучение психолого-педагогической литературы по данной теме позволило выдвинуть следующее предположение. Использование комплекса художественно – творческой деятельности по пластилинографии способствует развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.

Работа с пластилином занимает много времени, требует внимательности и усидчивости, поэтому в середине занятия я провожу динамическую паузу; слежу за своевременным переключением видов деятельности. В своей работе по данному направлению отдельное внимание уделяю взаимодействию с другими специалистами ДОУ, а также тесному сотрудничеству с родителями воспитанников.

Для успешного проведения занятий по нетрадиционной лепке с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ важно соблюдать следующие правила:

1. Создать для каждого воспитанника условия, в которых они смогут максимально реализовать себя, учитывая возрастные и индивидуальные особенности. Педагог не должен торопить детей и ограничиваться лишь временными рамками. Наоборот, он должен дать время подумать, задать при необходимости дополнительные, наводящие вопросы. Проявлять терпение к неожиданным идеям и решениям. Поддерживать ребёнка, когда он находится в процессе творческого поиска. Не забывать хвалить ребенка за проявленную смекалку, поощрять его активность, творчество и самостоятельность.

2. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках лепки не только на специальных занятиях, но и в окружающей обстановке.

3. Не забывать, что важным и эффективным средством обучения является игра. Каждая игра – это школа сотрудничества, школа умения радоваться удачному решению проблемы и стойко переносить неудачи. Многие достаточно сложные вещи ребенок быстрее, легче и прочнее усвоит в занимательной, игровой форме. Творческие игры развивают воображение, формируют характер и личность.

Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний.  Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с лексическими темами, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях.

Работу по формированию навыков по пластилинографии провожу в несколько этапов, на каждом из которых перед воспитанниками ставлю определённые задачи.

1 этап – подготовительный:

- Применение знакомых приемов надавливания, вдавливания, размазывания пластилина подушечкой пальца, отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками в продуктивной деятельности в виде декора.

- Работа на ограниченном пространстве.

- Освоение правильной постановки пальца.

Особое внимание уделяю и развивающей предметно-пространственной среде: цвет стен, мебель, украшения интерьера, разнообразие игрушек, детские поделки. Ведь всё, что окружает детей, во многом определяет их настроение, эстетические переживания и впечатления.

 Важно создать условия в развивающей предметно – пространственной среде группы для того, чтобы самостоятельная образовательная деятельность дошкольника возникала по инициативе детей, с интересом, для пользы и развития мелкой моторики. Развивающая предметно – пространственная среда группы предполагает уголок, в котором имеется материал к самостоятельным занятиям нетрадиционной техникой пластилинографией для развития мелкой моторики руки.

Материал: цветной пластилин, картон, стеклянная, пластиковая основа.

Природный материал: семена клена, арбуза, тыквы, подсолнуха, крупы: фасоль, греча, рис, перловка, пшено.

Инструменты: стеки, палочки; возможно использование зубочисток, паст от шариковых ручек, трубочек для коктейлей, формочек, крышечек разного размера.

Оборудование: тканевые салфетки, доски для лепки, набор дополнительных аксессуаров для творчества: глазки, бусинки, бисер, пайетки, колечки.

Демонстрационный материал: образцы пластилиновых картин, поэтапное изображение, анимационные работы художников, выполненных с помощью пластилинографии.

Технические средства обучения:  экран, музыкальный центр, телевизор, ноутбук.

Развивающая предметно - пространственная среда выполняет ответственную функцию - она побуждает детей к самостоятельности, к развитию, формирует интерес, фантазию, воспитывает трудолюбие, аккуратность, усидчивость при выполнении работы.

2 этап – основной:

Дети должны научиться:

- Не выходить за контур рисунка.

- Размазывать пальчиком пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.

- Пользоваться специальной стекой-печаткой.

- Доводить дело до конца.

- Аккуратно, выполнять свои работы.

- Выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми.

- Восстановлению последовательности выполняемых действий.

- Действовать по образцу воспитателя.

- Действовать по словесному указанию воспитателя.

- Использовать несколько цветов пластилина.

- Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.).

3 этап – итоговый:

- Самостоятельно решать творческие задачи.

- Самостоятельно выбирать рисунок для работы.

- Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности.

Планирование работы  с учётом реализации межпредметных связей по образовательным областям и использование игр в обучении детей пластилинографией помогает активизировать их деятельность, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому материалу, развивает творческое воображение, образное мышление.

Системность деятельности с использованием нетрадиционной техники «Пластилинографии», способствует формированию творческих способностей и развитию мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста с ОВЗ.

Работа с родителями

В рамках реализации работы по самообразованию определена система работы с родителями (законными представителями) воспитанников.

  • Консультации
  • Мастер – классы
  • Индивидуальные беседы
  • Совместная деятельность детей и родителей

Разнообразие форм и методов работы помогает найти точки соприкосновения с разными категориями родителей. Взаимодействие с родителями направленно на обмен опытом, повышение педагогической компетентности родителей, формирование у них педагогических умений.

Ожидаемый результат

Пластилинография способствует эффективному освоению образовательной программы данной возрастной группы. Планируется, что к концу учебного года воспитанники:

- Реализуют познавательную активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.

- В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.

- Знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.

- Развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.

Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.

Главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они также умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.

Этапы работы над методической темой

Этап

Сроки реализации

Содержание работы

Форма представления результатов

1 этап

1 сентября 2021г – 30 сентября 2021г.

Изучение методической, специальной литературы с последующей интерпретацией.

Знакомство с техникой пластилинография.

Перспективный план

1 октября 2021г. – 15 октября 2021г.

Разработать и провести диагностическую программу. Анализ полученных данных.

Отчет по проведенной диагностике.

17 октября 2021г. – 12 ноября 2021 г.

Разработка комплекса тематических занятий с использованием нетрадиционной техники «пластилинография» в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Комплекс тематических занятий в соответствии с календарно – тематическим планированием.

Создание предметно – развивающей среды в группе ДОУ.

2 этап

16 ноября 2021 г. – 15 апреля 2022г.  

Обучение детей нетрадиционной технике пластилинографии.

Демонстрация детских работ на стенде информации для родителей.

18 апреля 2022г. – 13 мая 2022г.

Самостоятельная творческая деятельность детей.

Выставка совместных работ воспитанников и их родителей.

3 этап

16 мая 2022 г. –

27 мая 2022г.

Отслеживание результатов, рефлексия

Результаты контрольной диагностики. Выступление на педсовете.

Перспективный план на 2021 – 2022 учебный год

месяц

Взаимодействие с участниками пед.процесса

Воспитанники

Родители

Педагоги

сентябрь

Знакомство с основными приемами лепки.

Консультация для родителей «Пластилин – как выбрать, в чем использовать»

Разработка взаимодействия с педагогами ДОУ.

октябрь

Знакомство с основными приемами лепки.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики дома»

Выступление на педсовете.

ноябрь

Знакомство с основными приемами лепки.

Индивидуальные беседы с родителями по теме «Что такое мелкая моторика и почему надо ее развивать?».

Знакомство с опытом работы других воспитателей.

декабрь

НОД «Открытка для Снегурочки»

НОД «В гости к бабушке» (Домашние животные)

Выставка  наглядного материала для родителей и педагогов по заданной теме

Памятка для воспитателей «Мелкая моторика рук и развитие речи»

январь

НОД «По лесным тропинкам»

НОД «Зимовье зверей» (Дикие животные)

Оформление папки передвижки для родителей «Пластилинография»

Проведение открытого занятия для педагогов ДОУ.

февраль

 НОД «Все профессии важны, все профессии нужны!»

НОД «Буду смелым я солдатом»

Представление родителям материала, игр, упражнений, литературы и т. д.

Посещение НОД у воспитателей ДОУ по теме самообразования

март

НОД «Цветы для мамы»

НОД «Весна: встречаем друзей»

Сборник консультаций для родителей по теме «Моторное развитие детей дошкольного возраста в лепке»

Проведение мастер – класса.

апрель

НОД «Подводный мир»

НОД «Комнатные растения»

Оформление информационного стенда для родителей.

Выставка совместных работ детей и их родителей.

Участие в региональной педагогической мастерской.

май

НОД «Насекомые».

Выставка детского творчества

Выступление на педсовете.

Результативность

С целью отслеживания результативности деятельности детей по развитию мелкой моторики средствами пластилинографии провела педагогическую диагностику в начале и в конце года. Диагностика направлена на обследование уровня развития ручных умений детей.

Результаты исследования показали положительную динамику в развитии мелкой моторики воспитанников в сравнении  на начало и конец учебного года. Все данные представлены в таблице.

При ознакомлении с графическим изображением, можно сделать вывод, что проделанная работа оказалась эффективной. Уровень развития мелкой моторики у детей к концу года вырос как в количественном, так и качественном показателе. Несмотря на доказанную эффективность, необходимо систематически проводить занятия для повышения уровня выработанных способностей. Только систематическое использование данной технологии позволит фиксировать положительную динамику в развитии воспитанников с ОВЗ.

Заключение

Целью моей работы явилось выявление возможностей использования комплекса художественно – творческой деятельности по пластилинографии как средства развития мелкой моторики руки у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.

Результатом выполненной работы считаю следующее:

1. На основе анализа психолого - педагогической литературы выявлены особенности развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста.

2. Проведена диагностика развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.

3. Предполагаемые возможности пластилинографии как средства развития мелкой моторики у детей сташего дошкольного возраста подтвердились.

Результаты позволяют говорить о том, что использование нетрадиционной техники работы с пластилином - пластилинографии способствуют развитию мелкой моторики. Дети освоили различные технологические приёмы и способы работы, у ребят повысился интерес к работе с пластилином, они проявляют усидчивость и стремление к успешному завершению своих творческих работ, формируется умение планировать работу, доводить начатое дело до конца. Детям предоставляется возможность самим решить, как будет оформлена их картина, дается возможность выбрать подходящий на их взгляд материал, что соответствует стандарту дошкольного образования.

Анализ проведённой работы с детьми позволил сделать вывод, что пластилинография является одним из эффективных средств развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.

Перспектива видится в продолжении работы над развитием мелкой моторики рук средствами пластилинографии и создании комплекса художественно – творческой деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Привлекает в рамках данной темы возможность в составлении коллективных лепных картин, в создании более сложных композиций с помощью разнообразных и комплексных приёмов, пластилиновых театров по мотивам знакомых сказок.

Изучение учебно-методической литературы

1. Давыдова Г.Н. «Пластилинография» Издательство «Скрипторий», 2003

2.Давыдова Г.Н. «Пластилинография для малышей». Издательство «Скрипторий», 2015

3.Давыдова Г. Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. – М. : Издательство «Скрипторий», 2007. – 96 с.

4. Давыдова Г.Н. "Детский дизайн. Пластилинография. - М.: Издательство "Скрипторий 2003", 2015.-80 стр.

5. Давыдова Г. Н. Пластилинография. Цветочные мотивы. 2007. – 72 с.

6. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» /  Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «Издательство «Детство- Пресс», 2019.- 352 с.

7. Лыкова, И. А. Мы лепили, мы играли [Текст]: кн. для педагогов / И. А. Лыкова; под ред. И. А. Лыкова. - М.:КАРАПУЗ - ДИДАКТИКА, 2010. – 125с.

8. Лыкова, И. А. Лепим с мамой, азбука лепки [Текст]: кн. для педагогов дошкольного образования /

9. Утробина К., Утробин Г. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. Издательство "ГНОМ и Д",2004

10. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

11.Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – М.: АСТ: Астрель, 2006.

12. Утробина К., Утробин Г. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. Издательство "ГНОМ и Д",2004

13. Иванова М. Лепим из пластилина. Издательство АСТ-ПРЕСС КНИГА. 2007. - 111 с.

14. Лебедева Е. Г. Простые поделки из бумаги и пластилина. Издательство: Айрис-пресс. 2008. – 178 с.

15. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев. – Издательство: Аст; Сова, 2006. – 94 с.

16. Орен Р. Лепка из пластилина: развиваем моторику рук. Издательство Махаон. 2010. – 96 с.

17.Румянцева Е. А. Простые поделки из пластилина. Серия: "Внимание: дети!" 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная технология в работе учителя-дефектолога по развитию творческой деятельности. Инновационная технология «Пластилинография» в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения.

Пластилинография — это нетрадиционная техника лепки в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объёму (барельефных)изображений на горизонтальной п...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми раннего возраста (2-3 г) по лепке «Крокодил солнце в небе проглотил… » (использование технологии «пластилинография»).

Конспект непрерывной образовательной деятельности  с детьми  раннего возраста (2-3 г) по лепке  «Крокодил солнце в небе проглотил… »...

Технология пластилинографии

quot;Технология пластилинографии"Содержание:1. Пояснительная записка;2. Предполагаемые результаты;3. Пальчиковые игры перед лепкой....

Технология пластилинографии

quot;Технология пластилинографии"Содержание:1. Пояснительная записка;2. Предполагаемые результаты;3. Пальчиковые игры перед лепкой....

Технология пластилинографии.

1.   Виды пластилинографии;2.   Материалы и инструменты;3.   Методы обучения;4.   Приемы лепки;5.   Цели и задачи;6.   Этапы работы....

Технология пластилинографии.

1.   Виды пластилинографии;2.   Материалы и инструменты;3.   Методы обучения;4.   Приемы лепки;5.   Цели и задачи;6.   Этапы работы....

Технология пластилинографии

Центральным моментом работы по развитию творческих способностей является развитие у  детей умения выделять и при помощи особых средств оформлять, воплощать в пластичном материале различные образы...