Технология пластилинографии.
материал по аппликации, лепке

ЗАВОЙКИНА НАТАЛЬЯ ВАСИЛЬЕВНА

1.   Виды пластилинографии;

2.   Материалы и инструменты;

3.   Методы обучения;

4.   Приемы лепки;

5.   Цели и задачи;

6.   Этапы работы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технология пластилинографии143.33 КБ

Предварительный просмотр:

Технология пластилинографии.

План:

  1. Виды пластилинографии;
  2. Материалы и инструменты;
  3. Методы обучения;
  4. Приемы лепки;
  5. Цели и задачи;
  6. Этапы работы.

Виды пластилинографии в ДОУ

  • прямая пластилинография — картина оформляется на горизонтальной поверхности (дети скатывают детали из пластилина в форме «шариков», «колбасок», располагают на основе, при этом на подложку может быть заранее нанесён контур рисунка) – начиная со второго семестра первой младшей группы;
  • витражная или обратная пластилинография (пластилиновые детали выкладываются на обратной стороне прозрачного пластика или оргстекла по нанесённым заранее контурам) – дети 5–6 лет;
  • контурная лепка — картина выкладывается жгутиками (тонкими «колбасками») разной толщины (на основу наносится рисунок, жгутиками, выложенными по границам изображения — так ему придаётся объём, затем жгутиками выкладываются внутренние элементы картины) – второй семестр второй младшей группы или средняя группа в зависимости от уровня подготовленности детей, в частности, развития умения скатывать тонкие колбаски или давить пластилин из шприца;
  • многослойная лепка — изображение получается последовательным нанесением слоёв пластилина (из «лепёшек» разного цвета делаем «слоёный пирог» от тёмных оттенков к светлым, сгибаем заготовку по центру или скатываем в «колбаску», разрезаем на детали) – старшие группы;
  • мозаичная техника — выкладывание картины шариками из пластилина разного размера — вторая младшая, средняя группы;
  • модульная лепка — элементы выполняются в разных видах техники («шарики», «колбаски» прямой техники, жгутики контурной и пр.), а затем эти модули собираются в единую композицию;
  • фактурная техника — создание пластилиновых картин разной степени выпуклости (барельеф — изображение выделяется на фоне менее чем наполовину, горельеф — образ проступает над фоном более чем наполовину, контррельеф — рисунок углубляется в фон) – подготовительная группа.

Материалы и инструменты

  • Пластилин. В настоящее время существует большое разнообразие пластилина по качеству и цветовой гамме. Качеству пластилина надо уделить особое внимание. Некоторые виды пластилина очень мягкие и от этого плохо держат заднюю форму, некоторые, наоборот, очень твёрдые – с ним трудно работать, пальцы быстро устают, времени затрачивается на работу больше, учащиеся не получают удовлетворения от работы. Учитывая опыт работы с данным материалом, для пластилиновых картин, я рекомендую использовать «Гамма» (производство г. Москва), он достаточно пластичный, мягкий и податливый для выполнения мелких деталей.
  • Инструменты. Для освоения приёмов лепки пластилином необходимо заготовить инструменты, которые помогут ученику с успехом справиться с поставленными задачами: Деревянная или пластиковая дощечка - в качестве рабочего стола для раскатывания пластилина и лепки мелких деталей. Это набор стеков и пластмассовых ножей, разной конфигурации и размера, для нарезки, обработки пластилиновой массы (стеки – это небольшие пластмассовые или деревянные ножички для вырезания, выравнивания и деталировки изображаемых предметов); Стакан с водой (руки необходимо периодически смачивать водой, чтобы пластилин к ним не прилипал); Различные зубчатые колесики, многогранники, трубочки и др. приспособления - для придания поверхности определенной структуры; Пластиковые медицинские или кондитерские шприцы - для выдавливания пластичной массы; Канцелярский нож для резки картона; Копировальная бумага, для перевода рисунка на поверхность картона; Эскиз будущей картины, выполненный в масштабе картона; Простой карандаш; Пластмассовая и металлическая линейка длиной 40 см; Лак для волос «Прелесть», для лакирования готовой картины; Флакончик с растительным маслом для облегчения очистки рук и поверхности от налипания пластилина; Хлопчатобумажная ткань или бумажные салфетки для вытирания рук и рабочего места.
  • Картонная основа для сюжетной картины. Лучше всего подходит многослойный картон от упаковочных коробок, имеющий внутри гофрированный слой. Такой картон не изгибается, а при надавливании немного амортизирует под пальцами, это создает определённый комфорт при намазывании пластилина. Формат картона лучше брать с учётом будущего паспарту и рамы. Припуски на паспарту делать по традиционным канонам.

Методы обучения рисованию пластилином

  • - Наглядный:  Обследование предметов. Образец. Показ способов действия: общий, частичный (воспитателя и ребенка), поэтапный.  Обрисовывание жестом. Анализ детских работ.
  • - Словесный:  Объяснение. Пояснение. Указание. Вопросы к детям. Художественное слово. Поощрение.
  • - Исследовательский:  ребенок проводит исследования: какой цвет картона, пластилина выбрать.
  • - Практический:  индивидуальная работа с детьми и самостоятельная работа детей.

Приемы лепки

-Раскатывание.  Кусочек пластилина кладется между ладонями либо на доску и раскатывается прямолинейными движениями до приобретения цилиндрической формы. Для малышей – самый удобный способ рисования пластилином. Шаблоны изображений можно скачать из интернета либо приобрести в комплекте с набором.http://dopobr73.ru/images/images_preview/0a8a3c886e2b078328c5df85191efdc1_big.jpg

- Скатывание.  Из пластилина скатывается шарик посредством круговых движений ладоней.

-Оттягивание.  Из оттянутого материала можно сконструировать определенный элемент будущего творения.

-Заглаживание.  Гладкий, плоский вид поверхности придается при помощи кончиков пальцев.

-Сплющивание.  Самый популярный метод. Шарик разминается до формы лепешки. Изгибы и углубления получают путем вдавливания.http://zanny.ru/tw_files2/urls_1/21/d-20895/20895_html_367539e3.jpg

 --Прищипывание.  Производится сжатием пальцев в части картины, где создается новая деталь.

Цели и задачи занятий пластилинографией с детьми

  • Развитие  внимания, мышления, памяти, восприятия, речи;
  • Тренировка   ориентации в пространстве, сенсомоторной координации (в работе с пластичным материалом у детей развивается сила рук, их действия становятся более скоординированными и согласованными, а движения пальцев дифференцированными);

Возрастная группа

           Перечень задач

Первая младшая (одно занятие — отработка одного навыка)

  • обучение скатывать «шарики», делать «колбаски» и «блинчики»;
  • освоение приёма размазывания пластилина по шаблонам с крупными элементами;
  • формирование умения работать по образцу (педагог показывает — ребята повторяют).

Вторая младшая

  • развитие умения самостоятельно придумывать сюжеты;
  • освоение основ работы в мини-группах, парах;
  • формирование навыка давать оценку готовому продукту.

Средняя

  • освоение многоцветных образов (малыши учатся выкладывать картины, в которых детали изображаются 2–3 цветами);
  • развитие умения включать в картины крупу, бисер, пуговицы, камешки и пр.;
  • воспитание заинтересованности в групповой работе.

Старшая,
подготовительная

  • обучение поэтапному созданию полностью самостоятельной коллективной творческой работы (обсуждение замысла, подготовка основы и фона, деталей, соединение элементов в цельную картину);
  • отработка разных приёмов пластилинографии, их комбинация в одной картине;
  • развитие речи (ребята учатся давать словесные описания образам, созданным из пластилина).
  • воспитание эстетических представлений (ребята получают базовые знания о сочетаниях цветов, фактур, учатся давать оценку продукту изобразительного творчества), а также развитии усидчивости, дисциплинированности и аккуратности.

Этапы работы над сюжетной картиной:

  • 1.  Вводное занятие, знакомство с инструментами, материалом с организацией рабочего места, работа над эскизом.
  • 2.  Выполнение подготовительных упражнений.
  • 3.  Перевод рисунка на картон и работа с фоном.
  • 4.  Работа над фрагментами основного изображения.
  • 5.  Работа с накладными деталями, завершение работы.
  • 6.  Лакирование. Вырезание паспарту, оформление в раму.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная технология в работе учителя-дефектолога по развитию творческой деятельности. Инновационная технология «Пластилинография» в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения.

Пластилинография — это нетрадиционная техника лепки в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объёму (барельефных)изображений на горизонтальной п...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми раннего возраста (2-3 г) по лепке «Крокодил солнце в небе проглотил… » (использование технологии «пластилинография»).

Конспект непрерывной образовательной деятельности  с детьми  раннего возраста (2-3 г) по лепке  «Крокодил солнце в небе проглотил… »...

Технология пластилинографии

quot;Технология пластилинографии"Содержание:1. Пояснительная записка;2. Предполагаемые результаты;3. Пальчиковые игры перед лепкой....

Технология пластилинографии

quot;Технология пластилинографии"Содержание:1. Пояснительная записка;2. Предполагаемые результаты;3. Пальчиковые игры перед лепкой....

Технология пластилинографии.

1.   Виды пластилинографии;2.   Материалы и инструменты;3.   Методы обучения;4.   Приемы лепки;5.   Цели и задачи;6.   Этапы работы....

Технология пластилинографии

Центральным моментом работы по развитию творческих способностей является развитие у  детей умения выделять и при помощи особых средств оформлять, воплощать в пластичном материале различные образы...

Технология "Пластилинография" "Волшебный пластилин" Технология разработана на основе методических разработок автора Давыдовой Г. Н.

Новизна и педагогическая целесообразность состоит в том, что ребенок приобретает новый сенсорный опыт – чувство пластики, формы и веса.Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занят...