Публикация на тему: "Проведение занятий по технологии ТРИЗ в детском саду"
рабочая программа (старшая группа)
Ум малышей свободен от стереотипов и шаблонов, он по-настоящему активен и открыт для познания огромного окружающего мира. Нестандартность мировосприятия позволяет детям обладать очаровательной непосредственностью и чистотой, восхитительной изобретательностью, умением удивляться и замечать то, чего порой не могут увидеть серьёзные взрослые. Не зря говорят, что устами младенца глаголит истина. Последние десятилетия в детских садах одной из самых востребованных методик является адаптированный для дошкольников вариант технологии ТРИЗ (теории решения изобретательских задач), нацеленный на раскрытие творческого потенциала детей, что очень важно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
provedenie_zanyatiy_po_tehnologii_triz_v_detskom_sadu.docx | 90.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Проведение занятий по технологии ТРИЗ в детском саду
Ум малышей свободен от стереотипов и шаблонов, он по-настоящему активен и открыт для познания огромного окружающего мира. Нестандартность мировосприятия позволяет детям обладать очаровательной непосредственностью и чистотой, восхитительной изобретательностью, умением удивляться и замечать то, чего порой не могут увидеть серьёзные взрослые. Не зря говорят, что устами младенца глаголит истина. Последние десятилетия в детских садах одной из самых востребованных методик является адаптированный для дошкольников вариант технологии ТРИЗ (теории решения изобретательских задач), нацеленный на раскрытие творческого потенциала детей, что очень важно.
Цели и задачи ТРИЗ-педагогики в детском саду
Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) появилась на свет в пятидесятые годы ХХ столетия благодаря интеллектуальным усилиям отечественного учёного и писателя-фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера, который разработал эту концепцию на основе тезиса «творчество во всём» — в постановке вопроса, подаче материала, приёмах и методах работы. Он опирался на высказывание Л. С. Выготского о том, что ребёнок воспринимает программные моменты обучения в той мере, в какой они соответствуют природе его «я», то есть педагог должен работать в согласии с принципом природособразности. Методы и приёмы ТРИЗ обладают универсальными свойствами, имеют разные уровни сложности, в детском саду используются с трёхлетнего возраста воспитанников.
Каждый ребёнок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимума эффекта.
Г. С. Альтшуллер
Генрих Саулович Альтшуллер был выдающимся учёным, которого отличала доброта и дальновидность
Стратегическая цель ТРИЗ-педагогики — всестороннее развитие творческих способностей ребёнка. Задачи использования технологии ТРИЗ:
- развитие нестандартного, системного, раскованного, широкоформатного, гибкого мышления, умения отслеживать тонкие причинно-следственные связи, видеть логические закономерности происходящих явлений и событий;
- формирование целостной картины мира;
- воспитание интереса к поисковой деятельности, стремления разрабатывать необычные варианты решения задачи;
- развитие речи, памяти, творческого воображения.
Стратегическая цель ТРИЗ-педагогики — развитие творческого потенциала ребёнка
Принципиальное отличие ТРИЗ от общепринятых традиционных методов обучения и воспитания — стремление сформировать эвристический навык самостоятельного поиска ответов на вопросы, обнаружения проблемного зерна задачи, а не автоматического и бездумного воспроизведения алгоритма, предложенного взрослыми.
Алгоритм решения любых задач выстраивается в определённой логической последовательности этапов:
- Грамотная формулировка задачи, выявление проблемы (разгадывая загадки, расшифровывая метафоры, дети самостоятельно определяют задачи).
- Выявление и осмысление противоречий (хорошо-плохо, добрый-злой).
- Определение ресурсов (дети выясняют, что умеет делать объект, какие действия совершает).
- Ожидаемый оптимальный результат (ожидания основаны на реальных условиях).
- Моделирование различных вариантов решения, разрешение противоречий (упражнения, ролевые игры, головоломки, ребусы и т. д.).
- Неожиданные, смелые варианты решений.
Технология ТРИЗ может быть эффективным инструментом для развития аналитического и структурного мышления
Достоинства использования элементов ТРИЗ:
- является универсальным инструментарием, применимым во время обязательных занятий, игровой деятельности, режимных моментов;
- позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребёнка;
- стимулирует взаимообмен оригинальными идеями;
- помогает почувствовать вкус успеха в достижении поставленных целей;
- стимулирует творчески активное самостоятельное мышление;
- развивает детскую фантазию, которая находит воплощение в игровой, практической, художественной деятельности;
- помогает сформировать личность, способную предложить нестандартное решение, найти выход из затруднительной ситуации, помочь другим взглянуть на проблему под иным углом зрения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии ТРИЗ в детском саду
Использование технологии ТРИЗ в детском саду...
Консультация для педагогов на тему: "Технология ТРИЗ в детском саду"
Данный материал раскрывает сущность применения технологии ТРИЗ в детском саду. Описаны методы применяемые в работе с дошкольниками для развития творческой личности, приведены примеры игр....
Технологии ТРИЗ в детском саду
Презентация предназначена для педагогов дошкольных образовательных организаций...
Технологии ТРИЗ в детском саду в контексте ФГОС ДО
ТРИЗ для детей дошкольного возраста – это система игр, занятий и заданий, способная увеличить эффективность программы, разнообразить виды детской деятельности, развить у детей творческое мышление, тех...
Тема: «Проведение занятие по технологии ТРИЗ в детском саду»
Тема: «Проведение занятие по технологии ТРИЗ в детском саду»...
Проведение занятий по технологии ТРИЗ в детском саду
Проведение занятий по технологии ТРИЗ в детском саду Ум малышей свободен от стереотипов и шаблонов, он по-настоящему активен и открыт для познания огромного окружающего мира. Нестандартность миро...
Проведение занятий по технологии ТРИЗ в детском саду
Основная задача использования ТРИЗ- технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.ТРИЗ для дошкольников – программа, которая не претендует на то, чтобы...