Инновационный авторский продукт
методическая разработка
информационный ресурс, дидактичекое пособие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ds_no_1_galay_k.v._ped.innovatsii_mini.docx | 54.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №1
городского округа-город Камышин Волгоградской области
(МБДОУ Дс № 1)
ул. Калинина, д.120, Камышин, обл. Волгоградская, 403873
телефон (84457) 4-75-75, Kalinina120@yandex.ru
ОКПО 46048199 ОГРН 1023404968267
ИНН 3436106410, КПП 343601001, БИК 041806001
Региональный конкурс
«Педагогические инновации».
Конкурсная работа
по теме
«Создание электронной методической
копилки в рамках тематической недели
«Домашние птицы».
Автор работы:
воспитатель МБДОУ Дс № 1
Галай Ксения Владимировна.
2022 год
городской округ – город Камышин
Волгоградской области
I. Пояснительная записка.
Актуальность работы, проблема.
Перед ребенком 21 века стоит множество задач. Формы и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир. Особые требования предъявляются и к пособиям, как к объектам, с которыми дети закрепляют материал по тематичеким неделям, выбор которых в настоящее время огромен. Так как у воспитанников наблюдается недостаточный уровень знаний по теме «Домашние птицы», есть потребность в процессе обучения и закрепления материала переносить усвоенные знания в новые условия, работать на разном материале, с большим количеством пособий, я пришла к выводу, что необходимо создать единое пособие, которое охватывало бы всю информацию в рамках определенной тематической недели.
Созданное мною дидактическое пособие для детей дошкольного возраста многофункционально, развивает разные психические процессы, закрепляет знания всех образовательных областей, создает у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. А также созданная мной иформационная копилка поможет другим педагогам в работе с детьми в рамках тематической недели «Домашние птицы». Пособие может быть использовано при усвоении или закреплении материала в рамках данной темы, на подгрупповых или индивидуальных занятиях, в свободной деятельности дошкольников, использоваться как педагогами, так и родителями воспитанников. Оно дает возможность педагогу и родителю построить деятельность на основе индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок на определенном этапе развития становится активным в выборе задания под руководством взрослого. Использование пособия обеспечивает равенство возможностей в каждой возрастной группе, полноценное развитие каждого ребенка, в том числе детей с ОВЗ.
2. Цель: развитие познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста, сбор значительного фактического, иллюстративного, дидактического и иного практического материала, имеющего непосредственное отношение к профессиональной работе педагога в рамках темы недели «Домашние птицы».
Задачи:
- развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности;
- активизация познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия);
- развитие речевых навыков;
- обучение элементарным математическим представлениям;
- обучение основам грамоты;
- развитие звуковой культуре речи;
- развитие художественно — творческих способностей детей через продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, оригами).
Ожидаемые результаты от использования авторского пособия «Домашние птицы» в цифровом и печатном формате:
- пособие поможет другим педагогам организовать целостный образовательный процесс в работе с детьми дошкольного возраста, решить задачи в рамках тематической недели;
- пособие успешно реализуется в сочетании с программой обучения и
воспитания детей в детском саду;
- созданное пособие - вариант интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей, интерактивного взаимодействия педагога и ребенка дошкольного возраста;
- использование пособия в работе с дошкольниками способствует активному повышению самооценки ребенка; играя, ребенок ощущает себя значимым в собственном выборе цели, видит свой результат, радуется своим успехам;
- творческая деятельность качественно влияет на повышение эмоционального подъема, ребенок самореализуется, воплощая свои замыслы;
- используя пособие дома, родители становятся активными участниками образовательного процесса;
- сближаются позиции ДОУ и семьи в совместной деятельности;
- происходит активное развитие, обогащение, взаимообмен педагогическим опытом, совершенствуется методическая база ДОУ.
Описание инновационного продукта.
Педагогическая копилка на информационном ресурсе расположена на моем педагогическом мини-сайте портала «Образовательная социальная сетьnsportal.ru» Ссылка на мой мини-сайт: https://nsportal.ru/galay-kseniya-vladimirovna
Здесь можно просмотреть и скачать интересующую информацию по теме неделе «Домашние птицы», включая подбор фотографий, видеоматериалов. Печатное пособие включает разные виды заданий, которые выполняются непосредственно на странице.
Присутствуют варианты заданий:
1.Прикрепление на липучки.
2.Использование мелового маркера.
3. Использование схемы.
Свою работу считаю инновационной т. к. материал доступен педагогам и родителям в цифровом и печатном варианте, является педагогической копилкой педагога по теме недели.
Работа с пособием.
В соответствии с принципом системности и последовательности, а также с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка, поддержки инициативы, активности детей в разных видах деятельности предусматривается поэтапное освоение пособия: от первичного знакомства до возможности самостоятельного освоения и выбора дидактической задачи, игровой ситуации, продуктивной деятельности.
- Риски и компенсаторные меры.
Каждому педагогу детского сада необходима методическая помощь в поиске материала по теме недели, в освоении инновационных технологий. В условиях повышения требований к качеству образования дошкольные организации подвергаются влиянию многих рисков одновременно. Например, списочный состав воспитанников зачастую доходит до 30-35 человек в группе, что отрицательно влияет на качестве образовательного процесса и на результатах инновационной деятельности. Исходя из собственного опыта можно выделить следующие риски:
1) «личностные риски», когда возникает внутриличностный конфликт, причина которого в несогласованности требований системы образования с личными интересами и возможностями педагога;
2)«методические риски», вызванные недостаточным уровнем профессиональной готовности педагога;
3) «технологические риски», возникающие при выборе и внедрении новых технологий, когда они недостаточно изучены;
4) «финансовые риски», связанные с отсутствием материальной базы для практического применения инновационной деятельности;
5) «временные риски», когда ограниченно время у педагога для сбора и анализа информации.
Компенсаторные меры заключены в минимизировании перечисленных рисков в работе с данным пособием. Используя информационный ресурс, педагогу предоставляется целостный образовательный процесс, без лишней затраты на поиск и систематизацию, отбор информации по теме недели. Фотогалерея поможет в изготовлении наглядности. При отсутствии возможности оформление печатного пособия в виде ламинированного альбома, можно цветной материал поместить в папку с набором карточек, что компенсирует финансовый риск.
- Ресурсное обеспечение.
Учебно-методические ресурсы ДОУ: библиотека, аудиотека, игротека.
Материально-технические ресурсы: наличие компьютера, принтера, интернета.
Если на сайте учреждения размещается оперативная информация (новости, объявления, планы работы, положения конкурсов профессионального мастерства, нормативные документы), то на моем мини-сайте создана методическая копилка для педагогов ДОУ (авторские разработки дидактического материала и мероприятий, рекомендации, советы педагога).
- Инновационный продукт.
Пособие «Домашние птицы» предназначено для детей 3-8 лет. Просматривая интерактивный альбом, дошкольник выбирает понравившуюся страницу и, в соответствии с целью, заданной педагогом, выполняет поставленную задачу. Альбом можно использовать в игровой, самостоятельной и непосредственной образовательной деятельности детей. Игры применяются в определенной системе, постепенно усложняясь как по содержанию, так и по способам взаимодействия.
Методические рекомендации по использованию печатного пособия:
Дидактическая игра
«Назови птицу 3-4 года. Классификация домашних птиц» (для детей 6-8 лет).
Цель: учить узнавать по внешнему виду и правильно называть домашних птиц, развивать зрительную память; уметь классифицировать на категории (сельскохозяйственных и декоративных домашних птиц).
Ход игры: для игры используем изображение домашних птиц.
Воспитатель, просит назвать или прочитать название птиц. Каждый участник говорит по очереди, остальные либо соглашаются, либо говорят «нет». Для усложнения педагог предлагает найти разницу между декоративными и сельскохозяйственными птицами.
Дидактическая игра
«Собери семью» (для детей 3-7 лет).
Цель: закрепление представлений у детей о домашних птицах и их птенцах. Систематизировать представление детей о домашних птицах, членах птичьих семей, учить употреблять в речи имена существительные в форме единственного числа, развивать мелкую моторику, закреплять знания детей о характерных признаках домашних птиц, воспитывать доброе отношение и интерес к домашним птицам.
Ход игры: игра состоит из набора карточек с изображением домашних птиц (петух-курица-цыпленок, гусь-гусыня-гусенок, индюк-индюшка-индюшонок, селезень-утка-утенок).
Первый вариант. Расположите перед ребёнком карточки с «липучками» с изображением членов птичьей семьи. Попросите ребёнка объединить птиц в семьи. При этом ребёнок называет домашних птиц и птенцов и прикрепляет к соответствующему названию. Например: петух, курица, цыплёнок.
Второй вариант игры. Можно ребёнка попросить назвать ласково домашних птиц. Например: Курица – курочка, гусыня – гусочка, петух, гусь, цыплёнок, гусёнок и т. п.
Третий вариант игры - «Кто как кричит?». Поиск соответствующего понятия «Кто как кричит?» Гусь – гогочет, утка – крякает, курица – кудахчет, петух – кукарекает, цыпленок – пищит, индюк – балаболит. Игра «Назовите родителей» У цыпленка - курица, петух; у индюшонка - индюшка, индюк; у утенка - утка, селезень; у гусенка - гусыня, гусь.
Четвертый вариант игры - «Прочитай и найди». Ребенок прочитывает название птицы — ищет и прикрепляет на «липучку» найденную карточку с изображением птицы.
Дидактическая игра
«Классификация: курообразные и гусеобразные (для детей 5-8 лет)»
Беседа «Польза сельскохозяйственных птиц для человека (для детей 5-8 лет)»
Цель: учить узнавать по внешнему виду, правильно называть и различать домашних птиц гусеобразных и курообразных, развивать зрительную память; уметь классифицировать (водоплавающие и сухопутные домашние птиц).
Ход игры: для игры изображены картинки домашних птиц- курообразных и гусеобразных. Воспитатель, просит назвать или прочитать название птиц. Каждый участник называет или читает по очереди название птицы, по внешнему признаку определяет к какому виду относится (курообразые или гусеобразные).
Цель: учить находить причинно - следственные связи между уходом и содержанием птиц, пользы их для человека.
Ход беседы: для беседы используем изображение яиц, перьев и мяса. Воспитатель спрашивает об уходе за домашними птицами и подводит беседу к тому, каким образом птицы приносят пользу человеку.
Дидактическая игра.
« Назови части тела птицы» (для детей 4-8 лет).
Цель: учить называть правильно части тела птиц, находить сходства и отличие.
Ход игры: для игры используем изображения петуха и утки с целью сравнения частей тела. У птиц есть голова, глаза, клюв, есть туловище и два крыла, две ноги и две лапы. У петуха есть шпоры, а у утки- перепонки на лапках. У птиц есть хвост, тело покрыто перьями.
Дидактическая игра
«Какое яйцо снесет птица» (для детей 6-8 лет).
До начала игры... В конце игры....
Цель: учить узнавать птиц по внешнему виду, правильно их называть и различать яйца домашних птиц, развивать речь детей.
Ход игры: для игры используем изображение домашних птиц, на липучках представлены яйца разного окраса и размера. Ребенок должен прикрепить нужное яйцо к определенному виду птиц. Например, гусиное - самое большое среди представленных, перепелиное - самое маленькое и пятнистое и т. д.
Дидактическая игра
«Составь рассказ по картине» (для детей 4-8 лет).
Цель: учить составлять описательный рассказа по картине, пополнять словарный запас детей прилагательными, развивать умение составлять небольшие творческие рассказы от лица персонажа, развивать наблюдательность и ассоциативное мышление, коммуникативные навыки в работе с малыми группами детей.
Ход игры: для игры используем серию картин на тему «Домашние птицы». Воспитатель, в зависимости от возраста детей, просит описать картину. Чем старше ребенок — тем объем рассказа должен быть полным и раскрытым, используя описание мелких деталей в том числе.
Дидактическая игра
«Составь задачу и реши пример» (для детей 5-8 лет).
Цель: учить составлять примеры с помощью цифр и математических знаков на сложение и вычитание, читать запись, развивать память, логическое мышление, внимание, мелкую моторику рук, используя маркер.
Ход игры: используем изображение домашних птиц и «окошки» для примеров. Ребенок должен составить задачу, записать пример и решить его. В зависимости от возраста примеры усложняются.
Дидактическая игра
«Составь описательный рассказ
о домашней птицы используя мнемотаблицу» (для детей 5-8 лет).
Цель: учить составлять описательный рассказ о домашней птице, используя мнемотаблицу, развивать логическое мышление, речь.
Ход игры: для игры используем изображение мнемотаблицы и любой домашней птицы на выбор ребенка или взрослого. Ребенок, описывая каждый шаг, дополняет свой рассказ. Например: «Петух это домашняя птица. Он большой и разноцветный. У него два крыла, две ноги, на лапах когти и шпоры. На голове есть гребень, клюв и сережки. У него есть красивый хвост. Тело покрыто перьями. Он кукаркает «Ку-ка-ре-ку!». Петух любит клевать зерно, ловить насекомых. Летать не умеет, но взлететь на забор может. Живет петух вместе с курами в курятнике. Птенцы называются цыплятами. Человеку приносит пользу: дает перья и мясо.
Дидактические игры
«Чей хвост и чье перо?», «Чей клюв и чья лапа?» (для детей 6-8 лет)
Цель: учить детей определять клюв, перо, хвост, лапу конкретной птицы, опираясь на характерный окрас и части тела птиц.
Ход игры: в игре используем изображение птицы целиком и отдельных ее частей (клюва, пера, лапы, хвоста). Ребенок визуально сопоставляет части птицы и маркером изображает направление от части тела к заданной птице.
Дидактическая игра
«Найди тень» (для детей 5-8 лет).
Цель: развивать память, мыслительную способность, зрительное восприятие информации.
Ход игры: в игре используем изображение цветной или черно-белой картинки. Ребенок должен маркером соединить птицу в цветном изображении с черно-белым силуэтом. Усложнение идет за счет количества заданных птиц.
Дидактическая игра
«Судоку» (для детей 4-8 лет).
Цель: учить принимать решения и предпринимать какие-то определенные действия быстрее, развивать память ребенка, логическое мышление, чувство времени, улучшать концентрацию внимания.
Ход игры: для игры используем изображение поля из 9 клеток. Вариативность заключается в подборе и закреплении конкретного семейства или группы птиц, либо в количестве пустых клеток. Чем старше ребенок, тем количество пустых клеток больше. Например, для самого легкого варианта пустыми остаются три клетки, а для самого сложного - 6.
Дидактическая игра
«Питание птиц» (для детей 3-8 лет)
Цель: обогащать знания детей о правильном питании домашних птиц, обогащать словарь детей, развивать восприятие и память.
Ход игры: для малышей достаточно показать карточку домашней птицы и на другой карточке перечислить все изображенные «птичьи лакомства». Для более старших детей прочесть или по памяти соотнести птицу и рацион питания. Карточки крепятся на липучках.
Беседа
«Жизненный цикл» (для детей 3-8 лет)
Цель: обогащать знания детей о жизненном цикле птиц на примере цыпленка.
Ход игры: перед ребенком карточка с последующим развитием цыпленка (курица высиживает яйца, во время этого происходит развитие эмбриона, созревший цыпленок вылупляется и получается птенец, затем он подрастает и можно определить по внешним признакам курица это или петух).
Дидактическая игра
«Найди и обведи» (для детей 3-8 лет).
Цель: учить находить заданную птицу, умение группировать и считать.
Ход игры: на картинке изображено множество птиц. Воспитатель дает задание найти всех петухов. Ребенок находит и обводит маркером птицу. Затем, в зависимости от возраста, просит посчитать. И для сравнения можно задать другую птицу, посчитать и сравнить кого было больше и на сколько.
Дидактическая игра
«Фонетический разбор слова» (для детей 6-8 лет)
Цель: учить определять звуки и графически оформлять, ставить ударение.
Ход игры: на картинке изображены предметы. Необходимо произвести фонетический разбор, используя маркеры нужного цвета.
Дидактическая игра
«Четвертый лишний» (для детей 3-8 лет)
Цель: учить находить лишнюю картинку из четырех представленных, закреплять умение классифицировать, определять цвет, размер и группу предметов.
Ход игры: в предметном ряду - 4 картинки. Необходимо найти лишнюю, это может быть яйцо, перо, птица по цвету, по месту обитания и т. д.
Карточки- схемы для продуктивной деятельности
«Лепка, оригами, рисование» (для детей 4-8 лет)
Цель: продолжать учить изображать в лепке, оригами или рисовании образ домашней птицы. Учить самостоятельно выбирать материал для дальнейшей работы, воспитывать усидчивость и желание доводить задуманное до конца.
Ход действий: в зависимости от возрастных особенностей и творческих умений, ребенок самостоятельно или под руководством взрослого, используя схему, воплощает свои замыслы.
Графический диктант
«Птичка» (для детей 4-8 лет)
Цель: учить обводить по линии заданную птицу, учить слушать и выполнять на листе бумаги в крупную клетку задания.
Ход игры: младшим дошкольникам предлагают вариант обвести данную схему, выделив точки соединения маркером, для старших дошкольников дается самостоятельное задание, опираясь на картинку и считая клетки, повторить данный рисунок. В усложненном варианте двое участников вовлечены в процесс. Один диктует- другой графически выполняет. Если один ошибается, то в результате графическая картинка не получится.
Выводы. Используя вместе с коллегами свое инновационное дидактическое пособие в течение тематической недели с детьми 3-8 лет, пришла к выводу, что все поставленные мной цели и задачи были решены. У детей повысился показатель развития во всех видах образовательной деятельности. Сформировались представление о домашних птицах, их роли и значении в жизни человека. Развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности поспособствовало развитию речи; произошла активизация познавательных процессов (памяти, внимания, мышления); под контролем педагога произошло развитие математических способностей; дети стали лучше владеть связной повествовательной речью; в процессе работы вырабатывалось точное звукопроизношение слов по данной теме; дети реализовали свои творческие способности детей через продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, оригами). Ребенок сам выбирал материалы и способы выражения своего творчества.
- Литература.
1.Басова Т.А., ТРИЗ в детском саду, Дошкольное воспитание, 1995г. № 6.
2.Белоусова Л.Е., Удивительные истории, Санкт- Петербург, , «Детство Пресс», 2002г.
3.Зверев А.Т., Экологические игры, Москва, «Оникс 21 век Дом педагогики», 2001г.
4.Филичева Т.Б. Развитие речи дошкольника, Екатеринбург. «Арго», 1997 г.
5.Беляева М.А. Риск как предмет научного анализа в педагогике и образовании // Педагогическое образование в России. – 2014. – № 11. – С. 16-23.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный педагогический опыт старшего воспитателя по теме «Инновационные подходы в оздоровлении дошкольников и формировании у них потребности в здоровом образе жизни в условиях ДОУ»
Поиск путей и средств рациональной организации двигательной активности детей в организованной и самостоятельной деятельности.Сохранение и укрепление здоровья детей средствами физической культуры в дош...
Инновационный проект "Создание единого языкового пространства "Детский сад и семья", лауреат городского конкурса инновационных продуктов «Современная майкопская школа: вызовы и перспективы», 2012г.
Проект направлен на создание условий, поиск новых форм взаимодействия с родителями и социумом для коммуникативного развития детей дошкольного возраста...
Инновационный проект (размещение собственного инновационного опыта)
« Поликультурное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики и базисных компонентов ДОУ»...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта старшего воспитателя МБДОУ Д/с № 102 «Подснежник» Степановой О.И. Тема инновационного опыта: Проектная деятельность в детском саду
Актуальность и перспективность опытаВсесторонне развитый человек должен как можно раньше получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов. Уникальность каждого человека,...
Инновационный проект на тему: «Инновационные подходы к взаимодействию ДОУ и семьи как фактор успешной адаптации детей раннего возраста».
«На свете есть много различных профессий,И в каждой есть прелесть своя.Но нет благородней, нужней и чудеснейЧем та, кем работаю я!!!»...
Инновационный проект "Защита прав детей в дошкольной образовательной организации как инновационный ресурс сохранения самоценности Детства"
В данном проекте, рассматривается вопрос по защите прав детсва и его реализация в рамках ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС....
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ДОО КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Профессия воспитателя – одна из самых сложных и ответственных. Найти подход к каждому ребёнку, познакомить его с окружающим миром, помочь раскрыть его способности, найти общий язык со сверс...