Экопластика
рабочая программа по аппликации, лепке (старшая, подготовительная группа)
Тема ручного труда становится актуальной в наше время, ведь современные воспитанники практически не занимаются развитием творческого воображения. Чередование занятий разного вида рукоделия даёт возможность наиболее полно реализовать свои креативные способности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekoplastika.docx | 245.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Нормативная база
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
- Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014г. № 1726- р.)
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020гг. (Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014г. № 295)
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка и организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
- Межведомственная программа развития дополнительного образования детей в РФ до 2020 года.
- СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
Направленность
Данная образовательная программа направлена на развитие художественного творчества в области декоративно-прикладного искусства.
Основа художественного ручного труда даёт богатый развивающий потенциал для детей. Это не только обучение, но и самореализация в творчестве, развитие творческих способностей, неповторимой индивидуальности, расширение кругозора.
Предметом изучения в программе является работа с природными и декоративными материалами, солёным тестом, бисером, вязанием, вышиванием и др.
Разнообразие творческих занятий помогает поддерживать у детей высокий уровень интереса к рукоделию. Овладев несколькими видами рукоделия и комбинируя их, воспитанник получает возможность создавать высокохудожественные изделия с применением различных техник.
Программа способствует развитию индивидуальных творческих способностей, накоплению опыта в процессе восприятия декоративно-прикладного искусства, позволяет развивать полученные знания и приобретённые исполнительские навыки, научиться анализировать и понимать ценность народной культуры, кроме того, ручной труд развивает мелкую моторику рук, что связанно непосредственно с развитием речи.
Программа предназначена для внедрения в практику работы с детьми младшего школьного возраста и нацелена на формирование у воспитанников интереса к декоративно-прикладному творчеству, уважения к народным традициям.
Данная программа имеет художественную направленность.
Программа также направлена на создание условий для творческого развития ребенка дошкольного возраста. Она предусматривает возрастной личностно-ориентированный подход, учитывает диапазон интересов и потребностей ребенка.
Новизна
Программа имеет широкий диапазон развития творческих способностей дошкольников, знакомит их с различными материалами: природным материалом, крашеным пшеном, бумагой, бросовым материалом, тканью, соленым тестом, бисером, учит работать с различными инструментами: ножницами, иголкой.
Актуальность
Тема ручного труда становится актуальной в наше время, ведь современные воспитанники практически не занимаются развитием творческого воображения. Чередование занятий разного вида рукоделия даёт возможность наиболее полно реализовать свои креативные способности.
В настоящее время многие родители уделяют развитию мелкой моторики рук своих детей все меньше и меньше времени. Так как в наш «машинный век» люди стали больше надеяться на технику, нежели на свои собственные руки. Существует множество компьютерных игр и программ, развивающих познавательные процессы детей. Но не все родители знают, что такие технологии не способны обеспечить всестороннее развитие детей, и чтобы развиваться полноценно, ребенок должен работать руками. Учёные – биологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно показали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь. Неуклюжесть детских пальчиков свидетельствует о том, что мелкая моторика ещё недостаточно развита. Развитие моторики пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Данная работа оказывает благотворное влияние не только на становление речи и её функций, но и на психическое развитие ребёнка. Работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу. Для этого необходимо создавать условия для формирования навыков осязания и мелкой моторики через различные виды предметно-практической деятельности.
Дошкольный возраст принято считать периодом яркого самовыражения, проявления творческих возможностей ребенка в рисунке, в конструировании, в лепке. В этот период особенно важно помочь ребенку развить свои творческие способности. Почему?
Во-первых, творческая деятельность стимулирует развитие индивидуальности ребенка, дает возможность самовыражения, формирует позитивное отношение к себе и окружающему миру.
Во-вторых, творческие способности необходимы именно в современном, быстро меняющемся мире. Они позволяют человеку, с одной стороны, легче приспособиться к этим изменениям, а с другой – дают возможность самому активно изменять этот мир.
Отличительные особенности программы
Данная программа по декоративно-прикладному творчеству способствует развитию точности движения пальцев, а так же благотворно влияет на формирование личности ребенка. На занятиях у детей развиваются творческие способности, художественный вкус, тактильное восприятие, внимание, память, абстрактное и объективное мышление, речь.
Обучение по программе дает возможность каждому учащемуся реально открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного творчества, проявлять и реализовывать свои творческие способности.
Адресат и объём программы
Программа рассчитана на детей 5 - 7 лет. Занятия проводятся один раз в неделю. Продолжительность занятий: 30 минут.
Цель: Создание условий для развития трудолюбивой, любознательной, творческой личности ребёнка дошкольного возраста.
Задачи:
Обучающие
- научить детей работать с новыми материалами (крашеным пшеном, бросовым материалом, природным материалом, соленым тестом, тканью);
- сформировать умения и навыки работы с ножницами и иголкой.
Развивающие
- развить творческие способности;
- развить мелкую моторику;
- развить волю, терпение, самоконтроль;
- развить психические процессы: внимание, память, мышление, воображение, речь.
Воспитывающие
- воспитать у детей интерес и желание заниматься декоративно – прикладной деятельностью;
- воспитать трудолюбие;
- воспитать чувство коллективизма и взаимопомощи.
Основными принципами реализации программы являются:
- принцип реализации разнообразных детских интересов, удовлетворение потребностей ребёнка в творчестве;
- принцип развития в каждом ребёнке желания узнать больше;
- принципы развития разнообразных умений и навыков;
- принципы сотрудничества ребят с педагогом;
- принципы достижения желаемого результата.
Срок реализации программы
Программа рассчитана на один год обучения детей дошкольного возраста. Из готовых работ оформляются мини выставки, с лучшими работами учащиеся участвуют в конкурсах разного уровня. В кружок принимаются все желающие, специального отбора не производится.
Формы организации занятий:.
Групповая , подгрупповая , индивидуальная ( беседа, практическое занятие, презентация, дидактические игры)
Методы и приемы
Наглядный:
- Просмотр фильмов, слайд – программ, презентаций видеоряда;
- Демонстрационный материал;
- Наблюдение;
- Рассматривание иллюстраций, информационных плакатов.
Словесный:
- Чтение стихов, сказок, пословиц, рассказов, поговорок;
- Беседы по проблемным ситуациям, сравнение, обобщение;
- Исследование предметов, материалов, способов изготовления.
Практический:
- Показ действий – способов решения проблемной ситуации, последовательности выполнения;
- Экспериментирование – направленно на помощь ребенку приобрести новые знания;
- Сотрудничества и сотворчества – направлен на активное взаимодействие педагога ребенка.
Формы и методы обучения
Начиная работу по обучению создания поделок из различных материалов, основное внимание следует обратить на освоение детьми основных приемов. Но это не значит, что необходимо исключить творческие задания. Часто обучение техническим приемам идет параллельно с развитием творчества детей. Целесообразно перед обучением детей работе с природным материалом, тканью или бумагой провести занятия по ознакомлению со свойствами этих материалов и предложить в одной из частей занятий составить узор из засушенных листьев, кусочков ткани или бумаги.
При обучении различным способам преобразования материалов наиболее значительное место среди используемых методов и приемов будет занимать показ способов работы. На первых занятиях педагог организует полный показ с подробным объяснением своих действий. Но по мере приобретения детьми необходимого опыта, ребят все чаще следует привлекать к показу. При ознакомлении ребят с различными техниками можно использовать и поэлементный показ.
Деятельность детей по преобразованию разных материалов сама по себе интересна для них, и вместе с тем, способствует формированию комбинаторных умений и творчества. А использование на занятиях художественной литературы и сюрпризных моментов делают ее еще более увлекательной и помогает преодолеть возникающие трудности. Широкое использование игровых приемов влияет положительно на эмоции детей, которые в свою очередь оказывают влияние на развитие творчества детей, что отмечается целым рядом ученых, занимающихся проблемой формирования детского изобразительного творчества.
Создаваемые с детьми в разных материалах общие композиции, позволяют использовать их в оформлении, дают возможность объединять их в группы для проведения коллективных работ. Коллективная форма проведения занятий помогает создавать интересные многоплановые и красочные композиции. Многими исследователями доказано положительное влияние коллективных работ на нравственно-эстетическое развитие ребенка. Они позволяют воспитать у ребенка умение согласовывать свои желания с желаниями других детей, помогать друг другу в сложных ситуациях. Коллективно выполненная композиция всегда полнее раскрывает содержание темы и позволяет детям увидеть эстетическую ценность их деятельности.
Ожидаемые результаты
По окончании курса обучения
учащие будут знать
- правила безопасного пользования инструментами;
- различные материалы и инструменты, и как их использовать;
- как пользоваться шаблонами и образцами;
- основные виды ткани и бумаги;
учащиеся будут уметь
- соблюдать технику безопасности;
- изготавливать простейшие поделки из предложенных материалов;
- владеть ножницами и иголкой;
- подбирать материалы и шаблоны для изготовления поделок;
- организовывать свое рабочее место.
Формы подведения итогов реализации программы
В течение года проводится аттестация учащихся с целью отслеживания результатов освоения программы.
Сроки проведения аттестации | Форма проведения аттестации |
Декабрь | Индивидуальное изготовление работы «Новогодняя открытка» |
Май | Индивидуальное изготовление работы «Бабочка» |
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ | Наименование модуля | Количество часов |
1 | Работа с природным материалом | 11 |
2 | Работа с крашеным пшеном | 4 |
3 | Работа с бросовым материалом | 5 |
4 | Работа с бумагой | 12 |
5 | Работа с тканью | 8 |
6 | Работа с солёным тестом | 16 |
7 | Аттестация | 8 |
Всего: | ||
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование модулей и тем | |
всего | ||
1 | Работа с природным материалом | 11 ч. |
Тема 1.Сбор природного материала. Тема 2.Поделка из пр. материала «Ежик». Тема 3. Поделка «Стрекоза». Тема 4. Поделка«Бабочка». Тема 5. Коллективная работа «Гуси-лебеди». Тема 6. Коллективная работа « Подсолнух». Тема 7. Поделка « Старик- лесовик». Тема 8.10 Коллективная работа « Букет». Тема 9.12. Коллективная работа «Жар-птица» Тема 10. Коллективная работа « В осеннем лесу». Тема 11. Развлечение «В гостях у осени». | ||
2 | Работа с крашеным пшеном. | 4ч. |
Тема 1. Коллективная работа из крашеного пшена«Птица на ветке». Тема 2. Коллективная работа «Котёнок». Тема 3 . Коллективная работа «Щенок». Тема 4. 8«Городецкие мотивы» | ||
3 | Работа с бросовым материалом. | 5 ч. |
Тема 1. Конструирование из спичечных коробков «Жираф». Тема 2. «Крокодил и чебурашка». Тема 3. «Собака и кошка». Тема 4. «Дом. Автобус». Тема 5. «Тигр.Зебра» | ||
4 | Работа с бумагой. | 12ч. |
Тема 1. Открываем мастерскую Деда Мороза. Вырезание снежинок. Тема 2. «Фонарик». Тема 3. Изготовление игрушек по трафарету (груша, гриб). Тема 4.Изготовление гирлянды 3 –способа. Тема 5. Аттестационное занятие Тема 6. «Волшебные цилиндры». Тема 7.«Цирковые животные. Собака, медведь». Тема 8. «Волшебное превращение круга». Тема 9. «Изготовим игрушки для сказки: заяц ,лиса ,бык ,петух». Обыгрывание игрушек. Рассказывание сказки «Заюшкина избушка». Тема 10. Изготовление объёмной открытки «подарок папам». Тема 11. «Что мы знаем о защитниках отечества?» Оформление выставки работ ко дню защитника отечества. Тема 12. Изготовление подарка для мам «Цветок в горшке».. | ||
5 | Работа с тканью. | 8 ч. |
Тема 1. Виды тканей и вырезание ткани по трафарету. Тема 2. Коллективная работа «Весенний ковёр». Тема 3. Коллективная работа «Фрукты». Тема 4.Обучение детей шву «Вперёд иголку» (индивидуальная работа). Тема 5. Коллективная работа, изготовление панно из ниток. Тема 6. Обучение детей пришиванию пуговиц простым способом. Тема 7. Оформление выставки готовых работ «Весёлые лоскутки». Тема 8. «Космос»( пришиваем пуговицы) | ||
6 | Работа с солёным тестом | 16 ч. |
Тема 1. Беседа с детьми о лепке. Тема 2. Лепка по замыслу. Тема 3. Раскрашивание готовых работ. Тема 4.Коллективная работа «Кактус в горшке». Тема 5. Раскрашивание готовой работы. Тема 6. Коллективная работа «Душистый снег». Тема 7. Раскрашивание готовой работы. Тема 8. Коллективная работа«Ёжик». Тема 9. Раскрашивание готовой работы. Тема 10. Коллективная работа «Рыбки в аквариуме». Тема 11. Раскрашивание готовой работы. Тема 12. Коллективная работа« Коты на крыше». Тема 13. Раскрашивание готовой работы. Тема 14. Коллективная работа «Чаепитие». Тема 15. Раскрашивание готовой работы. Тема 16. Аттестационное занятие. Индивидуальное изготовление работы «Бабочка» | ||
Диагностика | 8 | |
64 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Работа с природным материалом
Теория. Знакомство детей с природным материалом, что относится к природному материалу. Что можно изготовить из природного материала. Экскурсия детей в парк, сбор природного материала. Виды деревьев.
Практика. Изготовление поделок из природного материала используя разные способы соединений. Создание фигур людей, животных, птиц из желудей, шишек, косточек и др., передавать выразительность образа, создавать общие композиции. Изготовление коллективных работ.
Работа с крашеным пшеном
Теория. Познакомить ребят как покрасить пшено и приготовить его к работе. В первую очередь нужно подготовить рисунок, который будет заполняться крупой. Рисунок должен быть с крупными деталями, чтобы с ним было удобно работать.
Практика. Учить ребят выкладывать узор из крашеного пшена, развивать у детей мелкую моторику. Изготовление коллективных работ из крашеного пшена.
Работа с бросовым материалом
Теория. Познакомить ребят с бросовым материалом, объяснить что к нему относится. Некоторым ненужным предметам: коробкам из под спичек, коробкам побольше, бутылкам можно дать вторую жизнь.
Практика.Учить ребят правильно обклеивать коробки цветной бумагой и собирать из них различных диких животных.
Работа с бумагой
Теория. Познакомить ребят с видами бумаги. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папиросная и шпагат – она дает большой простор для фантазии детей. Где производится и используется бумага.
Практика. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка. Диапазон возможностей бумаги велик – от простой детской игры до произведений искусства.Продолжать обучение складывать бумагу прямоугольной формы, квадратной, круглой формы в разных направлениях; использовать разную по фактуре бумагу, делать разметку с помощью шаблона; создавать игрушки-забавы.Создание предметов из полосок цветной бумаги, подбирать цвета и их оттенки при изготовлении игрушек, сувениров и украшений к праздникам.Формирование умения использовать образец.
Работа с тканью
Теория. Познакомить ребят с разнообразием тканей. Рассмотреть ткани и рассказать из них шьют. Поиграть в дидактическую игру «Ателье».
Практика. Обучать вдевать нитку в иголку, завязывать узелок; пришивать пуговицу; шить простейшие изделия швом «вперед иголкой».
Обучать делать аппликацию, используя кусочки ткани разнообразной фактуры, наносить контур с помощью мелка и вырезать в соответствии с задуманным сюжетом.
Работа с соленым тестом
Теория. Познакомить ребят с работами, которые изготовлены из соленого теста, рассказать из каких ингредиентов готовится соленое тесто.
Практика. Изготовление коллективных работ из соленого теста.
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
По итогам 1-го полугодия: Индивидуальное изготовление работы «Новогодняя открытка»
Критерии оценки работ учащихся
Критерии | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
Самостоятельность | Выполняет работу при помощи педагога | Выполняет работу с небольшой помощью педагога | Самостоятельно выполняет работу |
Трудоемкость | Мелких деталей нет, выполнено просто | Имеет мелкие детали, но выполнено просто | Много мелких деталей, выполнение сложное |
Цветовое решение | Не соблюдает гармоничность цветовой гаммы | Не всегда соблюдает цветовое решение | Гармоничность цветовой гаммы |
Креативность | Работает строго по образцу | Работает по образцу, но добавляет свои детали | Оригинальное выполнение работы, самостоятельность замысла |
Качество исполнения | Содержит грубые дефекты | Содержит небольшие дефекты | Изделие аккуратное |
Уровень выполнения работ оценивается и заносится в таблицу
№ | Ф.И. учащегося | Самосто ятельность | Трудоем кость | Цветовое решение | Креатив ность | Качество исполнения | Итоговый балл |
По итогам учебного года: Индивидуальное изготовление работы из соленого теста «Бабочка»
Критерии оценки работ учащихся
Высокий уровень | Работа наделена оригинальным образным содержанием, форма передана точно, части расположены точно, композиция продумана, достаточно четко передано движение. |
Средний уровень | Есть незначительные искажения в строении, передачи формы, пропорциях предмета, композиции, движение передано неопределенно. |
Низкий уровень | Предметы не наделены образным решением, неверно передана форма, пропорции, носит случайный характер, безразличие к материалу. |
Результаты оценивания работ заносятся в таблицу
№ | Ф.И. учащихся | Приемы работы с тестом | Пропорции | композиция | замысел | Итоговый балл |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-технические условия
Для модуля работы с природным материалом: сухие листья, шишки, жёлуди, сухие ветки, засушенные цветы, семена, засушенная трава, проволока, клей, нитки, пластилин.
Для модуля работы с крашеным пшеном: пшено, гуашь, кисточка, калька, копировальная бумага, рисунки ( трафарет ), клей, плотный картон для основы.
Для модуля работы с бросовым материалом: коробки разных размеров, пластиковые бутылки, яйца из под киндера, цветная бумага, клей, ножницы, скотч, проволока.
Для модуля работы с бумагой: картон, цветная бумага, ножницы, клей, кисть, простой карандаш, трафарет, циркуль, линейка.
Для модуля работы с тканью: ткань разных видов, ножницы, клей, кисть, трафарет, иголка, нитки, пуговицы.
Для модуля работы с солёным тестом: мука, соль, вода, чашка для замеса теста, плотный картон для основы, стека, гуашевые краски, кисть, палитра, бесцветный лак.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для педагога:
- В. В. ЛисоваМастерилки. Н.Н. Нижегородский гуманитарный центр 2004
- Е. К. Брыкина Творчество детей а работе с различными материалами. – М, Педагогическое общество России 1998 г. 150 с.
- В.Сахорова Примерное распределение занятий по ручному труду.Дошкольное воспитание № 1, 1987г.
- Н. Забавина Немного фантазии. Дошкольное воспитание № 4 1989г.
- М. Лянкало Своими руками. Дошкольное воспитание № 1 1981г
- Л. Михайленко Методические рекомендации по работе с бумагой.Дошкольное воспитание № 9 1990г.
- Л. Куцакова Подарки для всех. Дошкольное воспитание № 2 1997г.
- Папин праздник. Дошкольное воспитание № 1 1987г.
Для детей:
- Э. К. Гульиц, И. Я. Базик, Что можно сделать из природного материала.
- М. Н. Нагибина Чудеса для детей из не нужных вещей.
- О. А. Сафонова Конструирование из бумаги
- Г. Н. Перевертень Самоделки из текстильных материалов. - М Просвещение, 1990 г. 160 с.
- Л.А. Гоман Занятия по ручному труду в детском саду. Альбом. К.. Рад.школа. 1983 г. 32
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекция зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения через "Экопластику"
Метод Экопластики дает детям дошкольного возраста возможность максимально реализовать игровые интересы и желания. У детей появляется возможность создавать забавные игрушки, фигурки, скульптуры, ...
Экопластика
ОБРАЗ – КЛЮЧЕВОЕ ПОНЯТИЕ ИНТЕГРАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА ПРИ ВОСПИТАНИИ ЭТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ ЧЕРЕЗ ТВОРЧЕСТВО НАД ЭКОПЛАСТИЧЕСКИМ ОБРАЗОМ...
Экопластика.
В работе содержится план работы кружка "Умелые ручки". Указаны основные задачи художественно-творческого развития детей...
Рабочая программа «Экопластика»
Экопластика – вид детского художественного творчества, в котором художественные образы создаются из разных материалов.Содержание творческих занятий строится на создании детьми 5-7 лет оригинальных ара...
Мастер-класс для воспитателей «Экопластика».
Научить воспитателей использовать природный материал в своей работе...
Экопластика в детском саду.
Экопластика - это разхвитие художественных и творческих способностей детей путем аппликативных работ с природными материалами....
Рабочая программа студии изобразительного творчества "Вдохновение" (на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 4-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А. по теме «Экопластика в детском творчестве»)
Рабочая программа студии изобразительного творчества "Вдохновение" (на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 4-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А. по теме «Экоп...