Экопластика в детском саду.
статья (аппликация, лепка, старшая группа) на тему

Суханова Марина Васильевна

Экопластика - это разхвитие художественных и творческих способностей детей путем аппликативных работ с природными  материалами.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Экопластика20.81 КБ

Предварительный просмотр:

Экопластика в детском творчестве

      Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. В этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, который с радостью и удивлением открывает для себя незнакомый и удивительный  окружающий мир . Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Поэтому изобразительная, художественно- продуктивная деятельность самый доступный вид работы с детьми в деском саду. Этот вид деятельности создает условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого он создает что-то красивое и необычное. Художественно-продуктивная деятельность приносит много радости дошкольникам, дети с удовольствием работают с природным материалом, т. к. легко поддается обработке.  

       Природа сказочна и прекрасна – неисчерпаемый источник эстетических чувств и переживаний. Общение с ней обогащает ребенка, учит наблюдать и замечать красоту, удивляться и радоваться, а сам природный материал является отличным побудителем развития фантазии и воображения. Работа с природным материалом не только пополняет знания и трудовые умения ребенка, но и положительно влияет на формирование основ его личности, правильного отношения к природе и к  окружающему  миру.

     В процессе изготовления поделок развивается мелкая моторика руки, восприятие, мышление, внимание, интеллектуальная и творческая активность, что является необходимым условием будущего успешного обучения в школе. Из природного материала могут быть выполнены как аппликационные работы, так и объемные работы.

      Работа с дошкольниками по изготовлению поделок из природного материала может проводиться в утренние часы в совместной образовательной деятельности и в вечернее время, как индивидуальная ,так и подгрупповая работа .Аппликацию  из сухих листьев лучше выполнять осенью, сразу же после того как дети на прогулке соберут и засушат разноцветную листву деревьев.( долго хранить ее не очень удобно). А конструировать из природного материала можно ближе к зиме .Разнообразие и красочность природного материала, доступность его заготовки и техники выполнения изделий позволяют широко использовать природный материал для работы с детьми в художественно-продуктивной деятельности.

      Аппликация – это художественная техника, основанная на вырезании, наложении и закреплении деталей на фоне. Экопластика – это это такой вид художественного творчества, в котором художественные образы создаются из разных природных материалов. Это слово строится на основе двух производных слов « Экология» ( наука о доме, как среде обитания в широком смысле , т.е природа – наш дом ) и « Пластика» ( динамичная форма и процесс формообразования в самом общем смысле) Экопластика – это сотворчество с великим художником – ПРИРОДОЙ. Художественный образ рождается на основе готовой природной формы ( шишки, ветки, ракушки ) и сохраняются ее исходные признаки и свойства ( конфигурации, цвет, фактура ) Понятие « экопластика» включает в себя и такую многогранную составляющую как экологичность, что предполагает, с одной стороны, натуральность и естественность ( т.е. безвредность для здоровья ), с другой стороны, необходимость бережного отношения к природе  ( культура поведения и отношения к природному окружению).

      Задачи художественно- творческого развития детей в экопластике

  • Развивать у детей наблюдательность, умение видеть характерные эстетические признаки окружающих объектов, сравнивать их между собой. Знакомить детей с произведениями изобразительного искусства.
  • Развивать способности к изобразительной деятельности ( чувство цвета, формы, композиции ); воображение и творчество.
  • Формировать умения, связанные с художественно-образным отражением предметов и явлений в различных видах изобразительной деятельности.
  • Учить детей создавать многофигурные композиции, располагая предметы ближе, дальше.
  • Учить самостоятельно  находить приемы изображения как в отдельных видах изобразительной деятельности, так и при их интеграции.
  • Воспитывать у детей личностную позицию как при восприятии произведений изобразительного и прикладного искусства, так и в процессе самостоятельного творчества.
  • Организовывать коллективную работу детей при  создании произведений сюжетного и декоративного характера.
  • Приобщать детей к основам рукоделий.

Для аппликации можно использовать такие природные материалы:

  • Засушенная листва деревьев и кустарников;
  • Лепестки цветов;
  • Тополиный пух;
  • Чешуйки шишек;
  • Семена овощей, цветов;
  • Косточки фруктов;
  • Соломка, береста и т.д.

Как засушить и сохранить листочки

  1. самый быстрый способ :

прогладить между газетными листами ( 1- 3 мин.)

  1. Самый известный способ:

выдержать  5 дней в старом журнале, проложив салфетками

  1. самый деликатный и трудоемкий способ:

засыпать листочки слоями сухого песка в коробке

Способы создания образов

       Позвольте ребенку самому « изобрести» свою технику составления образов .Но в тоже время надо быть с ним рядом, чтобы вовремя прийти на помощь и поддержать интерес.

Силуэтная аппликация.

Этот способ доступен детям с хорошо развитым воображением.Они смогут отрезать лишнюю часть листочка, чтобы получилось то, что они задумали.

Накладная аппликация.

Эта техника позволяет получить многоцветное ярусное изображение. Для создания образа в этой технике нужно брать листочки и наклеивать друг на друга слоями. Каждый последующий листок должен быть меньше по размеру и все листочки отличались по цвету.

Модульная аппликация ( мозаика)

При такой технике образ получается путем наклеивания множества одинаковых или близких по форме и размеру листочков.

      Листопад и снегопад, водопад и звездопад всегда у всех вызывают восторг, удивление, желание « остановить мгновенье» Но лишь очарование листопада можно сохранить без фотоаппарата и без палитры и красок. Форма листьев по своей природе близка  стилистике детского рисунка. При рассматривании листочков у каждого из нас рождаются свои ассоциации. Образы не только легко и быстро придумываются, но и создаются : дерево, ежик, зайчик, рыбка, ракета.Фантазии из листьев – это фейерверк творчества! Ведь цветовая палитра – как в живописи и дана в листьях изначально. Образы и композиции – как в конструировании и возникают из готовых форм ( листьев ) легко, быстро и каждый раз по – новому. А техника не сложнее, чем в аппликации из бумаги. Даже проще. Ничего не нужно вырезать, а просто « художественно»  наклеить на цветную бумагу сами листики, лепестки, чешуйки, чтобы получилась красивая картина.

Техника аппликации

Симметричная аппликация. Этот способ применяется для создания образов или целых картин, имеющих симметричное строение или для получения двух одинаковых изображений ( бабочка, стрекоза и т.д.)

Ленточная аппликация. Этот способ похож с предыдущей, но отличие в том, что он позволяет получить не одно или два изображения, а много одинаковых изображений.( хороводы цветов, бабочек, ягод, грибов ) Этот способ хорош для составления узоров на закладках, салфетках.

      Эти занятия помогут вам в художественном, нравственном и экологическом воспитании маленького человека.  Он научится любоваться гармонией природы, создавать красоту своими руками и дарить ее близким, продлевая жизнь листьев в картинах, открытках, сувенирах, декоративных панно,портретах.

Чему учится ребенок, составляя картины из листьев

  • Всматриваться и чувствовать особенности природного материала во всей красоте и богатстве ( форма, цвет, фактура,запах ).
  • Видеть интересный образ – на что это похоже или на что может быть похоже при обработке.
  • Создавать задуманный образ – подбирать и добавлять к основной форме, чего недостает для воплощения замысла.
  • Рассматривать поделки, любоваться ими.
  • Рассказывать о поделке или сочинять о ней истории.

      Даже самые простые аппликативные работы , выполненные ребенком, достойны стать украшением интерьера. Не позволяйте им « исчезнуть». Устраивайте выставки в группе, дарите родителям.

Литература :

И.В.Новикова «Аппликация из природных материалов в детском саду»

И.А.Лыкова « Художественный труд в детском саду»

Э.К. Гульянц, И.Я. Базик « Что можно сделать из природного материала».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа студии изобразительного творчества "Вдохновение" (на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 4-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А. по теме «Экопластика в детском творчестве»)

Рабочая программа студии изобразительного творчества "Вдохновение" (на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 4-7 лет  «Цветные ладошки» Лыковой И.А. по теме «Экоп...

Экопластика в детском саду

Первые художественные игры с природным материалом-           Разложите вместе с детьми все «богатства», собранные на прогулке или принесенные детьми и...

Экопластика в детском саду

Первые художественные игры с природным материалом-           Разложите вместе с детьми все «богатства», собранные на прогулке или принесенные детьми и...

«Экопластика в детском дизайне»

Дети и художники знают, что самый лучший портрет природы можно создать лишь в сотворчестве с ней. Как неповторима природа, так неповторимо и то, что создано из её даров. Каждое произведение уникально ...

Экопластика в детском саду.

Экопластика - вид детского художественного творчества, в котором художественные образы создаются из разных природных материалов. Художественный образ рождается на основе готовой природной формы (шишки...

Консультация для родителей Экопластика в детском творчестве

Экопластика – это такой вид художественного творчества, в котором художественные образы создаются из разных природных материалов. Это слово строится на основе двух производных слов « Эколо...