Проект "Хлеб- всему голова"
методическая разработка (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №2»
Проект
на тему: «Хлеб - всему голова»
для детей 5-6 лет
Выполнил: воспитатель
Важенина Е.А.
г.Богородск, 2022
Тип проекта: краткосрочный (3 недели), информационно-исследовательский.
Место проведения: МБДОУ “Детский сад №2”
Участники проекта: воспитатель, дети.
Сроки выполнения проекта: октябрь 2022г.
Продолжительность: 3 недели.
Актуальность:
Хлеб-это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. В трудные годы кусок хлеба спасал многим людям жизнь.
Многие дети не знают о труде людей, выращивающих хлеб, и относятся к хлебу небрежно (бросают, играют, крошат, лепят фигурки, выбрасывают недоеденные куски).
Проект призван обратить внимание детей, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе, воспитывать бережное отношение к хлебу.
Проблемная ситуация: вопрос взрослого: откуда хлеб пришёл?
В нашей стране относились к хлебу всегда по-особенному. Если человек в чем-то не очень разбирается, о нем говорят: думает, что булки на деревьях растут.
Вместе с ребятами логопедической группы мы решили выяснить, где же действительно «растут» булки, проследить весь путь хлеба: от зернышка до нашего стола, увидеть разнообразие хлебобулочной продукции.
Цель:
-Расширить знания детей о хлебе;
-Привить уважение к хлебу и людям, вырастившим его.
Задачи:
-расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;
-показать, каким трудом добывается хлеб для народа и каждого из нас;
-воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда.
Ожидаемые результаты:
• Детей имеют представления о ценности хлеба;
• Дети получили знания о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, что хлеб – это итог большой работы многих людей;
• Дети имеют представление о профессиях пекаря, комбайнера, мельника, хлебороба.
• Дети бережно относятся к хлебу, имеют чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда.
Средства:
- Проектор, экран, ноутбук
- Мультфильмы
- Сказки
- Наглядно-дидактические пособия (иллюстрации о сельскохозяйственных машинах; репродукций картин русских художников), книги
- Дидактические игры
- Магнитная доска
Содержание практической деятельности по реализации проекта
1 этап. Подготовительный
1.Подбор методической литературы.
• Сказки: «Легкий хлеб», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Колосок»
• М. Глинская «Хлеб»;
• В. Ремизов «Хлебный голос»;
• Т. Шорыгина «Ломоть хлеба», «Хлеб хлебу брат», сказка «Сто колобков», «Какой хлеб лучше», «Сказка о пшеничном зернышке»;
• Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог»;
• И. Токмакова «Что такое хлеб»;
• С. Погореловский «Вот он хлебушек душистый»
• Загадки, скороговорки, пословицы, поговорки, о хлебе.
2.Подборка наглядного и речевого материала.
2 этап работы. Сбор информации
1.Беседы на тему:
- «Как на наш стол хлеб пришел»;
- «Кто такой хлебороб? Труд хлеборобов в старину и в современном мире»
- «Традиции русского народа, связанные с хлебом»
- «Что такое злаки и из чего пекут хлеб?»
- «Какой бывает хлеб»
2. Выбор основных мероприятий.
Рассматривание серии сюжетных картинок на тему: «Выращивание хлеба»
Составление рассказов по иллюстрации «Как выращивают хлеб»
Просмотр видео презентаций: «Как растет пшеница»; «Труд комбайнера»;
«По секрету всему свету. Как получается хлеб».
Рассматривание картины В. М. Каратая «В пекарне» и беседа по ней.
Дидактические игры: «Чего не купишь в булочной?», «Что не растет в поле?», «Что нужно пекарю».
Загадывание загадок по теме.
Чтение стихотворения В. Степанова «Слышен летом до заката...»
Пальчиковая гимнастика «Каша».
Подвижная игра «Золотая рожь».
Просмотр мультфильмов:
«Золотые колосья» белорусская сказка;
«История про девочку, которая наступила на хлеб». По мотивам сказки Г. Х.
Андерсена.
3. Консультации для родителей на темы: «О пользе хлеба», «Берегите хлеб», «Воспитание у детей бережного отношения к хлебу»
3 этап. Практический
Содержание деятельности | Сроки выполнения | Цель |
Беседа «Как на наш стол хлеб пришел» | 1 неделя апреля | познакомить детей с особенностями выращивания зерновых растений; дать представление о труде хлебороба, о машинах-помощниках. |
Чтение сказки: «Легкий хлеб» | Развивать умение внимательно слушать произведение, отвечать на вопросы. Воспитывать уважение к труду людей, благодаря которым есть хлеб; воспитывать бережное отношение к хлебу. | |
Рассматривание серии сюжетных картинок на тему: «Выращивание хлеба» | Совершенствование навыков рассматривания картины, формирование целостного представления об изображенном на ней. | |
Просмотр видео презентации: «Как растет пшеница» | Расширять и обогащать знания детей о хлебе и его изготовлении. | |
Дидактические игра «Чего не купишь в булочной?» | Развитие речевого слуха. Совершенствование грамматического строя речи. | |
Чтение стихотворения В. Степанова «Слышен летом до заката...» | Создание эмоционального фона восприятия картины. | |
Консультация для родителей «О пользе хлеба» | Привлечение родителей к сотрудничеству и взаимодействию. | |
Чтение сказки «Колосок» | Развивать умение внимательно слушать произведение, отвечать на вопросы. Воспитывать уважение к труду людей, благодаря которым есть хлеб; воспитывать бережное отношение к хлебу. | |
Беседа «Традиции русского народа, связанные с хлебом» | 2 неделя апреля | Уточнение представлений по теме. Развитие диалогической речи. |
Чтение В. Ремизов «Хлебный голос» | Развивать умение внимательно слушать произведение, отвечать на вопросы. | |
Д/игра «Что не растет в поле?» | Развитие речевого слуха. Совершенствование грамматического строя речи. | |
Пальчиковая гимнастика «Каша». | Развитие тонкой моторики, координации речи с движением. | |
Просмотр презентации «Труд комбайнера» | Формировать у детей представление о ценности хлеба. Учить беречь хлеб, с уважением относится к людям его вырастившим. | |
Чтение художественной литературы. Т. Шорыгина «Ломоть хлеба», | Развивать умение внимательно слушать произведение, отвечать на вопросы. Воспитывать уважение к труду людей, благодаря которым есть хлеб; воспитывать бережное отношение к хлебу. | |
Просмотр мультфильма «История про девочку, которая наступила на хлеб». По мотивам сказки Г. Х.Андерсена. | Расширять и обогащать знания детей о хлебе и его изготовлении. | |
Консультация для родителей «Берегите хлеб» | Привлечение родителей к сотрудничеству и взаимодействию. | |
3 неделя | ||
Беседа «Что такое злаки и из чего пекут хлеб?» | Формировать у детей представления о хлебе как одном из величайших богатств на земле, о ценности хлеба | |
Просмотр видео презентации «По секрету всему свету. Как получается хлеб». | Знакомить детей с процессом производства хлеба, формирование представления о том, почему хлеб нужно беречь. | |
Д/игра «Что нужно пекарю» | Развитие зрительного внимания. | |
Загадывание загадок по теме. | Развитие речевого слуха, памяти, мышления, общих речевых навыков. | |
Подвижная игра «Золотая рожь». | Координация речи с движением. Уточнение и расширение словаря (устойчивые словосочетания) | |
Беседа «Какой бывает хлеб» | Формировать у детей представления о хлебе как одном из величайших богатств на земле, о ценности хлеба | |
Чтение художественной литературы. С. Погореловский «Вот он хлебушек душистый» | Развивать умение внимательно слушать произведение, отвечать на вопросы. Воспитывать уважение к труду людей, благодаря которым есть хлеб; воспитывать бережное отношение к хлебу. | |
Консультация для родителей «Воспитание у детей бережного отношения к хлебу» | Привлечение родителей к сотрудничеству и взаимодействию. |
Итог: Подводя итоги нашей работы по проекту, делаем вывод, что нам удалось сформировать целостное представление у детей нашей группы о процессе выращивания хлеба и профессиях людей, задействованных в этом процессе. Дети узнали, как изменился труд людей, выращивающих хлеб с другим временем и по настоящее время. Насколько этот процесс стал механизированным. Дети поняли, что хлеб нужен людям, чтобы быть сильными, здоровыми. Хлеб надо беречь!
4 этап. Презентация полученных знаний
Лепка из соленого теста хлебобулочных изделий с детьми.
ПОСЛОВИЦЫ ПРО ХЛЕБ ДЛЯ ДЕТЕЙ
Хлеб — всему голова.
Без хлеба куска везде тоска.
Без хлеба сыт не будешь.
Будет день — будет и хлеб.
Была бы мука да сито, и сама б я была сыта.
Горькая работа, зато сладок хлеб.
Гречневая каша — матушка наша, а хлебец ржаной — отец наш родной.
Доплясались, что без хлеба остались.
Если хлеба ни куска, так и в тереме тоска.
Из одной муки хлеба не испечешь.
Калач приестся, а хлеб никогда.
Не хлебом единым жив человек.
Покуда есть хлеб да вода все не беда.
Пот по спине — так и хлеб на столе.
Сытый считает звезды на небе, а голодный думает о хлебе.
У кого хлебушко, у того и счастье.
Хлеб — батюшко, вода — матушка.
Хлеб в человеке — воин.
Хлеб вскормит, вода вспоит.
Хлеб да вода — молодецкая еда.
Хлеб — кормилец.
Хлеб на стол, и стол — престол.
Хлеба ни куска, и стол — доска.
Хлеб наш насущный: хоть черный, да вкусный.
Хлеб ногами топтать — народу голодать.
Хлебом люди не шутят.
Загадки по теме.
Вот он –
Он бывает с толокном, | Ясный месячек ночью в небушке висит, Днем во полюшке блестит". (Серп) Какое море за селом волнует ветерок? В нем волны можно собирать, укладывать в мешок. (поле) Золотист он и усат, Деревянная темница — (Хлебница) Ходит полем из края в край, режет черный каравай". (Плуг) "Птица Юрица на ветер глядит, крыльями машет, сама ни с места". (Ветряная мельница) Парикмахер необычный Гладко чуб стрижет пшеничный, И лежат за ним вразброс Копны золотых волос. (Комбайн) Зимой снег весь убирают, Летом отдыха не знают, Из меня пекут ватрушки. И оладьи и блины. Если делаете тесто, Положить меня должны. (мука) |
Консультация для родителей
«О пользе хлеба»
Уважаемые родители!
Расскажите детям, какое значение для всех людей имеет хлеб, как много людей разных профессий трудятся, чтобы у нас на столе появился хлеб, что хлеб надо беречь; объясните детям выражение «Хлеб - всему голова»; с целью расширения и закрепления знаний о хлебе сходите с ребёнком в булочную, посмотреть, какие есть хлебобулочные изделия; купив хлеб, обратите внимание на его вкус, запах, расскажите, из чего пекут хлеб; рассмотрите пшеничное зерно, муку; поговорите с ребёнком о труде колхозников, которые выращивают хлеб.
Наши предки уважали и почитали хлеб. По русскому обычаю, если нечаянно уронишь хлеб, его нужно поднять, и не только бережно обтереть, но, и поцеловав, попросить прощение.
Хлеб – дар Божий, говорили наши предки. Они считали хлеб главным богатством. Хлеб – это символ благополучия и достатка.
Давайте будем беречь хлеб и учить этому своих детей.
Прочитайте детям стихи про хлеб:
***
Хлеб ржаной, батоны, булки .
Не добудешь на прогулке
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
Вот он Хлебушек душистый,
Вот он теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол,
он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наша, сила,
в нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
охраняло, берегло.
В нем — земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем...
Уплетай за обе щеки,
вырастай богатырем!
***
Самый вкусный, несравненный,
Всем знакомый с детских лет
Это наш обыкновенный
И любимый русский хлеб.
Считалки.
“Дождик, дождик, поливай – будет хлеба урожай.
Будут булки, будут сушки, будут вкусные ватрушки”.
“ Катилася торба с высокого горба. В этой торбе хлеб, соль, пшеница.
С кем ты хочешь поделиться?”
Чистоговорки
Жок-жок-жок – это пирожок.
Шки-шки-шки – мама жарит пирожки.
Шки-шки-шки – мы любим пирожки.
Жок-жок-жок – кушай Женя пирожок.
Ач-ач-ач – вот калач.
Чи-чи-чи – пекуться в печке калачи.
Чи-чи-чи – мы любим калачи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультации для родителей «Здоровье всему голова»
Консультации для родителей «Здоровье всему голова» - как повысить имунитет детей ...
Хлеб всему голова
Дети сами работают с тестом....
"Хлеб- всему голова"
Интегрированное занятие....
проект "Хлеб-всему голова"
прект "Хлеб-всему голова проходил в подготовительной группе МАДОУ д\с д.Дубовицы....
Познавательное развитие на тему: "Хлеб -- всему голова", "Земля -- кормилица"
img030.jpg img031.jpg img032.jpg img033.jpg...
"Хлеб всему голова" Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"
"Хлеб всему голова"Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова" Цель : Воспитание бережного отношения к хлебу, уваж...