«Основы профессионального самоопределения воспитанников ДОУ в процессе музыкального воспитания в контексте ФГОС ДО»
статья
«Основы профессионального самоопределения воспитанников ДОУ
в процессе музыкального воспитания
в контексте ФГОС ДО»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 32.19 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Основы профессионального самоопределения воспитанников ДОУ
в процессе музыкального воспитания
в контексте ФГОС ДО»
Добрый день, уважаемые коллеги!
Выбор профессии по душе - одно из слагаемых счастливой жизни человека. Традиционно принято считать, что основным периодом профессионального самоопределения является подростковый возраст. Однако первое знакомство с миром профессий происходит еще в дошкольном детстве. В этом возрасте у детей формируется определённая наглядная основа, на которой будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания, а также положительное отношение к профессиональному миру, людям труда, их занятиям. В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего развития. Одной из важнейших составляющих всестороннего развития ребёнка является его профессиональное самоопределение – процесс сознательного и самостоятельного выбора своего профессионального пути.
Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Ребёнка следует подвести к осмыслению того, для чего человек трудится. Дети должны понимать, что работа занимает в жизни людей очень важное место, что труд - основа жизни. Важно вызывать у детей чувство восхищения теми чудесными превращениями, которые происходят в результате труда. Так постепенно дети начинают понимать смысл труда. Нельзя исключить из процесса формирования профессионального самоопределения ни один из видов детской деятельности, так как каждый из них несет своё воспитательное воздействие.
В НОД использование дидактических игр, подвижных, музыкальных, хороводных, театрализованных, игр- драматизаций; просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов; чтение и обсуждение произведений о труде и профессиях, рассматривание иллюстрированных энциклопедий и т.д., вызывает интерес и дополняет знания дошкольников о профессиях и труде.
Специфика музыкального воспитания согласно ФГОСТ ДО, предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
В ориентации на профессиональную музыкальную деятельность особенно важным является начальный этап обучения, который закладывает фундаментальные основы профессионального развития - в области общемузыкального искусства. В основу реализации комплексно-тематического принципа построения работы положен системно-деятельностный подход. Это обеспечивает социально-личностную ориентированность и мотивацию всех видов детской деятельности на музыкальных занятиях, поддерживает эмоционально-положительный настрой ребёнка. Решению задач во многом способствует совместное творчество сотрудников детского сада, направленное на взаимодействие с семьёй в целях осуществления полноценного развития детей. Совместная деятельность детей и взрослых включает сотрудничество детей не только с педагогами, но и с родителями и представителями профессий музыкального искусства.
Частыми гостями нашего ДОУ по сложившийся традиции, является детская музыкальная школа, ансамбль «Коробейники», а так же приятным гостем нашего досуга, стала поэтесса Людмила Шелестова. В процессе сотрудничества дети знакомятся с новыми профессиями, связанные с музыкой и закрепляют знания о профессиональных функциях музыкантов, певцов, композиторов, дирижеров. В процессе сотрудничества у детей развиваются коммуникативные и познавательно-исследовательские навыки, формируется понимание норм и правил общественного поведения.
Хочется особо отметить, что в процессе музыкального воспитания, дети знакомятся не только с музыкальными профессиями, но и с профессиями разного рода деятельности, через песенное, танцевальное, музыкально - игровое творчество. Ознакомление с военными профессиями тесно связанно с разучиванием тематических песен, а так же танцев: «Моряки и морячки» «Пилоты» «Солдаты».
Расширяя представления детей о театральных профессиях, в рамках «Недели театра», дети активно принимают участие в театрализованных постановках, примеряя на себя роль маленького актера, в таких как: «Айога», «Недобрая Ладо», «Хитрая Лиса и Дятел», «Репка» и др. параллельно знакомясь с профессиями: «охотник, рыбак, оленевод, мастерица» исполняя песни: «Тасима» «Оленята» , а также танцы: «Мастериц и оленеводов».
Так же в процессе музыкального воспитания в соответствии с календарным учебным графиком, дети знакомятся с профессиями: «Космонавта, полицейского, повара, воспитателя, художника, почтальона, хлебороба, кузнеца, шофера и др.», разучивая песни, танцы, игры и участвуя в досуговой деятельности ДОУ.
В процессе музыкальной деятельности, с целью успешной самореализации детей в их жизнедеятельности и направленности на раннюю профориентацию, в своей работе, я перед собой ставлю цель:
- Создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, на основе ознакомления детей с разнообразием мира профессий и их значимостью через песенное, музыкально-игровое и танцевальное творчество.
Достижение поставленной цели возможно, если решить следующие задачи:
- Сформировать у ребенка представление о профессиях, профессиональных качествах, профессиях своих родителей и социального окружения в ходе музыкальной деятельности через разучивание песен, танцев и игр;
- Дать представление о роли людей разных профессий;
- Создать условия для участия родителей в образовательном процессе;
- Формировать позитивное, уважительное отношение к труду, людям различных профессий;
- Развивать творческие способности детей в продуктивной, игровой, музыкальной деятельности.
Для успешного решения обозначенных задач, в процессе музыкальной деятельности использую демонстрационный материал: презентацию, мультфильмы, видеофильмы, интерактивные игры, фонограммы, что помогает раскрыть тему ярко, интересно, доступно. Для реализации поставленных задач использую различные принципы: наглядности, системности, доступности, последовательности, индивидуального подхода, психологического комфорта. Применение инновационных технологий, таких как: технология информационного обучения - ИКТ (информационно-коммуникативные технологии), технология проблемного обучения, технология игрового обучения, личностно – ориентированные технологии, являются неотъемлемой частью НОД, для заложения основ профессионального самоопределения воспитанников ДОО в музыкальном воспитании.
Основными методами работы в музыкальном воспитании являются методы «заражения» музыкальной профессией и «погружения» в содержание музыкальной деятельности. Их применение обеспечивает формирование глубокого познавательного интереса обучающихся к музыкальному искусству, разносторонней информированности о специфике и многообразии направлений профессиональной музыкальной деятельности и позволяет целенаправленно ориентировать воспитанников на различные содержательные аспекты их будущей музыкальной профессии. Основными показателями эффективной деятельности является - творческая самореализация детей: участие в конкурсах, фестивалях, концертно – массовых мероприятиях района. Многие из наших воспитанников успешно самореализуются в художественно – эстетическом направлении, продолжают свое обучение в ДМШ. Возможно, основы музыкального воспитания, заложенные в дошкольном возрасте, станут для некоторых наших воспитанников хорошей почвой для выбора будущей творческой профессии.
Таким образом, создавая уже в дошкольном образовании условия для профессионального самоопределения воспитанников, мы осуществляем ориентацию детей на трудовую подготовку, влияем на выбор востребованных в дальнейшем профессий, и способствуем решению задач образовательной системы в целом.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Создание комплекса психолого-педагогических условий профессионального самоопределения воспитанников МБДОУ ДСКВ № 92»
Сообщение по результатам работы МБДОУ «ДСКВ № 92»...
«Создание комплекса психолого-педагогических условий профессионального самоопределения воспитанников МБДОУ ДСКВ № 92»
Сообщение по результатам работы МБДОУ «ДСКВ № 92»...
Сообщение на тему: Музыкальное воспитание в контексте ФГОС!
Сообщение на тему "Музыкальное воспитание в контексте ФГОС"...
Презентация "Развитие детей дошкольного возраста средствами музыкального воспитания в контексте ФГОС дошкольного образования"
ФГОС дошкольного образования – это ориентация нового документа на социализацию и индивидуализацию развития ребёнка в возрасте от 2 месяцев до 8 лет. ОП дошкольной образовательной орг...
Индивидуальный план повышения профессионального уровня по теме «Нравственно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музыкального воспитания в контексте ФГОС дошкольного образования".
Тема самообразования: «Нравственно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музыкального воспитания в контексте ФГОС дошкольного образования". Цели повышения...
Статья "Сюжетно-ролевая игра как основа профессионального самоопределения детей дошкольного возраста в современных условиях".
В статье раскрыты процессы профессионального развития на этапе дошкольного воспитания. Сюжетно-ролевая игра рассматривается как основа раннего профессионального самоопределения детей дошкольного возра...
План работы по организационно-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения воспитанников в МКДОУ № 4 г. Аши на 2021/2022 учебный год
План работы по организационно-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения воспитанников в МКДОУ № 4 г. Аши на 2021/2022 учебный год...