Образовательные технологии в ДОУ — один из инструментов подготовки детей к школе.
статья (подготовительная группа)

Урёкина Надежда Ивановна

В настоящее  время обеспечение преемственности дошкольного и начального образования остаётся одной из сложнейших и нерешённых проблем в современной педагогике. Такое положение требует от педагогов поиска новых форм, средств и методов организации познавательной деятельности дошкольников, реализации личностно-ориентированных подходов в обучении, применения современных образовательных технологий в целях оказания ребёнку необходимой своевременной индивидуализированной психолого-педагогической помощи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                          Образовательные технологии в ДОУ —

                         один из инструментов подготовки детей к школе.

        Мы  живем  в  XXI  веке,  где очень  высокие  требования  жизни  к организации  воспитания  и  обучения  заставляют  искать  новые,  более эффективные  психолого - педагогические  подходы в организации  жизни  и деятельности детей в дошкольных образовательных учреждениях.  В этом  смысле  готовность  дошкольников  к  обучению  в  школе  приобретает особое  значение.

        В  настояще  время  обеспечение  преемственности  дошкольного  и начального  образования  остаётся  одной  из  сложнейших  и  нерешённых проблем  в современной  педагогике.

        Традиционно  прееемственность  трактуется,  как  непрерывный  процесс воспитания  и  обучения  ребёнка,  взаимосвязь  между  предыдущим  и  последующим  этапами  и  сохранение  определённых  черт  предшествующего  опыта  в  последующем.        

        Система  образования  в  Российской  Федерации  представляет  собой совокупность  преемственных  образовательных  программ  и  государственных образовательных  стандартов,  сети  образовательных  учреждений,  системы органов  управления.

        Цель  системы  «детский сад - школа» - обеспечить  дальнейшее гармоническое  развитие  личности  ребёнка  в  статусе  школьника.

        Учитывая  непрерывный  характер  образования,  важно   подготовить ребёнка  к  школе,  к  тем  трудностям,  которые  ожидают его.

        Результатом  подготовки  является  готовность ребёнка к школе - как внутренняя  позиция,  направленная  на  овладение  достижениями,  присущими школьникам.

        Так  психологи  оперируют  термином  «психологическая  готовность», включая  сюда  интеллектуальную, социальную,  мотивационную,  нравственно-волевую,  личностную  («внутренняя  позиция  школьника»),  а  также достаточный  уровень  развития  зрительно-моторной  координации.

        Проблема  реализации  задач  обеспечения  преемственности  между  дошкольным  и  начальным   школьным  образованием  сегодня  встаёт  особенно  остро.   Статистические  данные  свидетельствуют о том,  что  в  последние  годы  на  фоне  интенсификации  обучения,  внедрения   новых  усложнённых  программ  и  технологий  обучения,  создания  инновационных  учреждений,  значительно  увеличилось  число  детей,  не  способных  справиться  с  учебной  нагрузкой  и  успешно  адаптироваться  к  школьной  жизни.        

        Так, исследования  Института  Возрастной  Физиологии Российской Академии Образования ( ИВФ  РАО) показали,  что  80 — 90 %   детей  6 — 7 лет  имеют  различные  отклонения  в  физическом  здоровье:

  - 18 — 20 %  -  пограничные (негрубые)  нарушения  психического  здоровья;

  - 60 %   -  нарушения  речевого  развития  ( что  мешает  успешному усвоению  программы  по  русскому  языку  и  чтению );

  - 35 %  -  несформированность  зрительно — пространственного восприятия;

  - 30 %  -   несформированность  сложно  координированных  движений руки  и  графических  навыков;

  - 13 %  -  компенсаторная   леворукость,  сопряжённая  с  нарушением речевого  развития;

  - 25 %  -  замедленный  темп  деятельности.

          Успешное   решение  задач  развития  личности  ребёнка,  повышение

эффективности   обучения  во  многом  определяются  тем,  насколько  учитывается   уровень  готовности  детей  к  школьному  обучению.

                Применение образовательных технологий в ДОУ.

        Гуманизация  педагогического  процесса  охватывает  все  его  звенья,  в том  числе  обучение  детей  дошкольного  возраста.   Дошкольный  возраст характеризуется  как  период  становления  ребёнка  как  субъекта  познания  и деятельности   ( А. Н. Леонтьев,  Д. Б. Эльконин, С. Л. Рубинштейн,  А. В. Запорожец [10]  и др.).

        Если  игра  является  деятельностью,  внутри   которой   дети  усваивают мораль, мотивы,  нормы  отношений  между  людьми, то учебная  деятельность способствует  усвоению  общественно  выработанных  способов  действий  с предметами  и  эталонов.   На  этой  основе  формируются  интеллектуально-познавательные  силы  ребёнка.

        ФГОС  ДО[5] определяет  новый  подход  к  современному  дошкольному  образованию, где  одним  из  основных  требований  является  эффективное   применение  всех   педагогических  ресурсов  для  достижения  максимального  результата  в  воспитании  и  развитии  будущих  школьников.

         Такое  положение  требует  от  педагогов  поиска  новых  форм,  средств и методов  организации   познавательной   деятельности  дошкольников, реализации  личностно-ориентированных  подходов  в  обучении,  применения современных  образовательных  технологий  в  целях  оказания  ребёнку необходимой  своевременной   индивидуализированной   психолого-педагогической  помощи.

        Современные  педагогические  технологии  в  дошкольном  образовании направлены  на  реализацию  государственных  стандартов  дошкольного образования.

        Педагогическая  технология — это  совокупность  психолого-педагогических  установок,  определяющих  специальный  набор  и  компоновку форм,  методов,  способов,  приёмов  обучения,  воспитательных  средств;  она есть  организационно — методический  инструментарий  педагогического процесса (Б. Т. Лихачёв).

        Педагогическая  технология  означает системную совокупность и порядок функционирования  всех  личностных,  инструментальных  и методологических средств,  используемых  для  достижения  педагогических  целей (М.В.Кларин).

        «Словарь  по  педагогике»  Г.М. Коджаспировой  и  А.Ю. Коджаспирова   даёт такое  определение «технологии обучения»:

        «Технология  активного  обучения — такая  организация  учебного процесса, при  которой  создаются  условия  невозможности  неучастия  в познавательном  процессе:  либо  каждый  участник  имеет  определенное ролевое  задание,  в  котором  он  должен  будет  публично отчитаться,  либо  от его доли  участия  зависит  качество  выполнения  поставленной  перед группой  проблемной  познавательной  задачи.  Условия  организации:  проблемность, сотрудничество  и  кооперация,  коллективное  взаимодействие,  управление формированием  и  развитием  индивидуально-психологических особенностей обучаемых,  вовлечение  обучаемого  в  постоянную  активную  деятельность: отвечает,  анализирует,  оценивает,  классифицирует  и т. п.,  изменение  модели преподавателя:  консультант, организатор,  интерпретатор.»[12]

        Сегодня  существуют десятки образовательных технологий.  Рассмотрим  некоторые  из  них.

           1. Технология  познавательно - исследовательской  деятельности.

        Применение   этой  технологии  позволяет  дошкольнику  расширить  и упорядочить  представления  об  окружающем  мире,  формировать  у дошкольников  способности  устанавливать  причинно - следственные   и временные  связи  между  предметами  и  явлениями,  самостоятельно  и творчески  находить  способы  решения  проблемы  на  основе  логических алгоритмов,  вырабатывать  суждения  и  умозаключения, удовлетворяя детскую природную  любознательность.

        Исследование – процесс творческий, рождается на основе внутренней потребности в познании.    На  собственных  наблюдениях, опытах,  установлении  закономерностей у  детей  стимулируется  познавательная  активность  и  любознательность, возникает  интерес  к  исследованию  природы,  развиваются  мыслительные операции (анализ, синтез, классификация).

        Важнейшей задачей становится  подготовка  ребёнка к исследовательской деятельности, обучение умениям и навыкам исследовательского поиска.

        Экспериментирование — эффективная  форма  обучения  детей исследовательской  деятельности.   Она  вызывает у детей  интерес  к исследованию  природы,  развивает  мыслительные  операции,  стимулирует познавательную  активность  и  любознательность ребёнка  во  время  прогулок, экскурсий,  повышает  самостоятельность  детей.

        Основной особенностью экспериментирования в детском саду является то,  что  потребность  в  проведении  опыта, наблюдения  может  возникнуть у детей  во  время  игры  в группе,  и  в  процессе общения.  Это могут быть:

- Случайные эксперименты. Проводятся экспромтом в  ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в группе или на участке.

- Плановые эксперименты. Воспитатель заранее определяет задачи эксперимента, выбирает объект, продумывает приемы и методы руководства.

- Эксперименты, как ответ на детский вопрос. Выслушав вопрос, воспитатель не отвечает на него, а предлагает ребёнку самому найти ответ, проведя несложное наблюдение, опыт или эксперимент.

         Детская игра в  дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, поэтому  занятия  по экспериментированию могут содержать множественные  элементы  игры.   Так  детям  легче  будет  усваивать  даже сложные  понятия.

        Следует  заинтересовать  ребёнка  экспериментом,  и  тогда  он   будет возвращаться  к  деятельности  такого рода.  И  даже  сможет  самостоятельно выстраивать  свои  личные  исследования  и  опыты.

         Экспериментальная деятельность детей в д/с решает следующие задачи:

  1. формирование  способности видеть многообразие мира ;
  2. развитие собственного познавательного опыта ;
  3. развитие познавательных  интересов детей ;
  4. поддержание у детей инициативы, сообразительности,  критичности, самостоятельности.

         Главное  достоинство  применения  метода  экспериментирования  в детском  саду  заключается  в том, что  в  процессе  эксперимента:

- дети получают представления о различных сторонах изучаемого объекта;

идёт обогащение памяти ребёнка;                                

- развивается речь;

- формируется самостоятельность, способность преобразовывать материалы для достижения определенного результата;

- развивается эмоциональная сфера, творческие способности;

- формируются  трудовые навыки;

- укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

                    Оснащение уголка экспериментирования :

         - Приборы – помощники: увеличительные стекла,  лупа, песочные часы, компас и магниты, пипетки, вата, воронки;

         - Природные материалы: камешки разного цвета и формы, глина, крупный и мелкий песок (разный по цвету), птичьи пёрышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев,  веточки,  мох, семена фруктов;

         - Бросовый материал: кусочки кожи,  меха,  лоскутки ткани,  пробки;  деревянные,  пластмассовые,  металлические  предметы.  

          Форма исследовательской технологии: «Путешествие по карте».

        Цель формы «Путешествие по карте»: обеспечение условия для развития у детей представлений об окружающем мире. Ориентировка на местности: на территории детского сада, города, области, страны, мира.

        В  начале  дети  рассматривали  атласы  «Мир и человек»,  «Мир вокруг нас»,  «Мой первый атлас мира»,  «Народы и страны — складная  карта мира».

         Знакомились  с  планом  местности,  планом  комнаты, с  картой  родного города  Подольска.  Увлеклись  так, что рисовали  свои  планы:  «Мой  путь от дома до детского сада», «Как  найти пиратский  клад»,  «План  участка  детского  сада»,  «Как найти секрет, спрятанный  на  участке  д/с».

        Рисовали  планы  сами дети,  дома  просили  помочь  родителей, а  затем  приносили планы в д/с; где мы с  интересом их рассматривали, обсуждали, с увлечением играли.

        Затем рассматривали глобус,  Атлас мира,  разучивали  названия  сторон света, материков, океанов.  

        Родители  купили  большую  карту «Мир»,  которую  мы  прикрепили  на стену.  Дети с радостью изучали её, находили Россию на карте, показывали места, куда они ездили отдыхать.

        Данная  форма  исследования  помогла  создать  наиболее  благоприятные условия  для  реализации  такой  развивающей  задачи,  как освоение пространственных  схем  и отношений  (представления  о  пространстве  мира, родной страны,  о родном  крае).

                        Сотрудничество с родителями.

        Вовлечение родителей в педагогический процесс укрепляет их

 заинтересованность в сотрудничестве с педагогами, делает их не сторонними наблюдателями, а активными участниками образовательного процесса.

        Для  повышения  родительской  активности  в  вопросе  познавательно - исследовательской  деятельности  детей  для  родителей  организуем:

  1. Родительские собрания.
  2. Анкетирование.
  3. Консультации.
  4. Индивидуальные беседы.  
  5. Тематические  папки-ширмы.

        Родители  активно  делились  информацией  о  посещении   Развивающих  Центров  для  детей  в  Подольске  и  Москве:  «Город Мастеров — Мастерславль»  в  Москва - Сити.

         Дети  выбирали  профессии  пожарного,  врача,  продавца в супермаркете,  полицейского,  художника.  Остальные  родители,  узнав  о таких центрах, планировали  их  посетить  с  детьми.

        Цель  исследовательской  деятельности  в  детском  саду — сформировать у  дошкольников   ключевые  компетенции, способность  к  исследовательскому типу  мышления.

        Применение  Технологии  «экспериментально - исследовательской деятельности»  даёт  положительную  динамику  роста  развития воспитанников. У  детей  развивается  познавательная  активность.  Дети умеют анализировать,  делают  выводы,  объясняют  закономерности  явлений  в природе,  с  большим  интересом  проводят опыты;  с  помощью  взрослого,  а иногда  и  сами  создают  условия  для  проведения  исследований,  опытов  и наблюдений.

                      2. Личностно — ориентированная технология.

        Применение  этой технологии   позволяет  обеспечить  комфортное,  бесконфликтное   и  безопасное   развитие   личности   ребёнка,  реализацию его природных  потенциалов.  Отдаётся  приоритет   личностным  отношениям,  осуществляется  индивидуальный  подход  к  воспитанникам  ДОУ.

        Личностно-ориентированная  технология -  это  такая  воспитательная система,  где  ребёнок  является  высшей  ценностью  и  ставится  в  центр воспитательного  процесса, она основывается на  принципах  гуманистической педагогики: самоценности  личности,  уважении  к  ней,  природосообразности воспитания,  добре  и  ласке,  как  основном  средстве.

        Цель  применения  этой  технологии  состоит  в создании  системы  психолого - педагогических  условий,  позволяющих работать  с  каждым  ребёнком  в  отдельности  с  учетом  индивидуальных  познавательных  возможностей,  потребностей  и  интересов.

           По мнению  И.С.Якиманской [29],  признание ребёнка главной

  действующей  фигурой  всего  образовательного процесса и есть личностно - ориентированная  педагогика.

        Иными словами,  личностно-ориентированное  воспитание – это организация  воспитательного  процесса  на  основе  глубокого  уважения  к личности  ребёнка,  учёте  особенностей  его  индивидуального  развития, отношения  к  нему,  как  к  сознательному,  полноправному  участнику воспитательного  процесса.

        Необходимость  применения  эффективных  технологий  в работе  с детьми,  которые  помогли  бы  совершенствовать образовательный  процесс,   способствовать раскрытию  у  них  творческого  потенциала,   возникла   из-за  трудностей  у детей в  самовыражении  на  занятиях  по изобразительной  деятельности:

        • слабое  творческое  начало  в  выполнении  рисунка  и  отсутствие уверенности в себе;

        • низкий  уровень  развития  мелкой  моторики,  графических  навыков;

        • наличие  страха  у  детей  в  высказываниях.

        На практике это выражалось в том, что некоторые дети  боялись чистого листа бумаги, боялись экспериментировать с красками,  смешивать акварель.

        Новенькие  дети  подсмеивались  над  рисунками  Гриши Ф. (ребёнок с ОВЗ).  Но   обращая  внимание на  оригинальное  цветовое  решение мальчика, воспитатель учила  детей  поддерживать  Гришу Ф.,  Леру К.,  которая стала смелее  рисовать.    Рассматривая  работы  в  конце  занятия,  побуждала  детей  видеть  оригинальность замысла,  неожиданность  изобразительного  решения, смелость  в  изображении,  радоваться   малейшему  своему  успеху  и  успеху своих  товарищей.        

        Гуманно-личностная технология  «исповедует» идею  всестороннего уважения  и  любви  к  ребёнку,  оптимистическую  веру  в его творческие силы;  отличается  своей  гуманистической  сущностью,  психолого — терапевтическо

 направленностью  при  оказании  помощи  ребёнку с ослабленным  здоровьем.

Это означает — бережное отношение к продуктам труда любого ребёнка, помещение  на  выставку  для  родителей,  отмечая  улучшение  качества  работ с  каждым  разом.

           Технология  сотрудничества  реализует  принцип  демократизации дошкольного образования,  равенство  в  отношениях  педагога  с  ребёнком, партнерство  в  системе  взаимоотношений «Взрослый - ребенок».  Педагог и воспитанник  совместно  вырабатывают  цели,  содержание  занятия,  дают оценки,  находясь в  состоянии  сотрудничества,  сотворчества.

         Технология  свободного  воспитания  акцентирует  своё  внимание  на предоставлении  ребёнку  свободу  выбора  и  самостоятельности. Осуществляя выбор, ребёнок  наилучшим  способом  реализует  свой  замысел, идя  к результату от внутреннего  побуждения,  а  не от  внешнего  воздействия.  

                              3.  Игровая технология.

        Понятие  «игровые  педагогические  технологии»  включает  достаточно обширную  группу  методов  и приёмов организации п едагогического процесса в  форме  различных   педагогических  игр.  В отличие от  игр  вообще, педагогическая  игра  обладает  существенным  признаком - чёткого  обучения и соответствующим  ей  педагогическим  результатом,  которые  могут  ыть обоснованы  в  явном  виде  и  характеризуются  учебно - познавательной направленностью.  

        Игровая  форма  в  образовательном  процессе  создаётся  при  помощи  игровых приёмов и ситуаций, выступающих  как  средство  побуждения стимулирования  к  деятельности.

    Строится  как  целостное  образование,  охватывающее  определенную часть учебного  процесса  и  объединенное  общим  содержанием,  сюжетом, персонажем.  В нее включаются последовательно:

  1. игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
  2. группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
  3. группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
  4. группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

      Значение  игры  невозможно исчерпать. В этом  её  феномен, что, являясь  развлечением,  отдыхом,  она способна  перерасти  в  обучение,  в творчество, в терапию, в модель  человеческих  отношений  и  проявлений в труде.             

                 4. Здоровьесберегающие технологии.

        Целью  здоровьесберегающих  технологий  является  обеспечение ребёнку  возможности  сохранения  здоровья,  формирование  у  него необходимых  знаний,  умений,  навыков  по  здоровому  образу  жизни.

        Выделяют (применительно к ДОУ) следующую классификацию:

- физкультурно-оздоровительные (направленные  развитие  физических качеств, закаливания,  дыхательной  гимнастики  и др.);

- обеспечения  социально-психологического  благополучия  ребёнка ( направленные  на  обеспечение  эмоциональной  комфортности  и позитивного  психологического  самочувствия  ребёнка; технологии психолого-педагогического сопровождения);

- образовательные (воспитания  культуры  здоровья  дошкольников);

- обучения  здоровому  образу  жизни ( проблемно-игровые (самомассаж); коррекционные ( сказкотерапия, психогимнастики и др.)

        Технологии валеологического просвещения родителей.

        Валеологическое  воспитание - это  комплексная  просветительная,

 обучающая  и  воспитательная  деятельность,  направленная  на  формирование

 гигиенического  здоровья   общества  в  целом.

        Информационно-просветительская деятельность выражается в формировании у родителей здорового образа жизни как ценности, а также в знакомстве родителей с различными формами работы по физическому воспитанию в д/с, информировании о состоянии здоровья и физическом развитии, об уровне двигательной активности их ребёнка; привлечении родителей к участию в совместных физкультурных досугах и праздниках.

        В целях сотрудничества с родителями по формированию ЗОЖ у детей разработана система мероприятий, к которым относятся:

  1. родительские собрания,
  2. консультации,
  3. конкурсы,
  4. спортивные праздники,
  5. папки-передвижки,
  6. беседы,
  7. личный пример педагога,
  8. нетрадиционные формы работы с родителями.

                 5.   «Театрально — игровая» технология.

        Именно театрализованная деятельность является уникальным средством развития художественно-творческих способностей детей.

        Если в работе с детьми  использовать театрализованную деятельность, то формирование  способностей  произойдет  быстрее  и  эффективнее.

         Театрализованная  деятельность,  как  никая  другая,  развивает  личность ребёнка: прививает  устойчивый  интерес  к  литературе,  музыке,  театру; совершенствует  навык  воплощения  в игре  своих  переживаний,  помогает эмоциональному  раскрепощению,  снятию  зажатости  на  публике, развивает у ребёнка  фантазию,   правильную  речь,  память  и  мышление.

         

           Именно  драматизация,  связывает  художественное  творчество  с личными  переживаниями,  ведь  театр  обладает  огромной  силой  воздействия на  эмоциональный  мир  ребёнка.

        Театрализованная  деятельность  позволяет  решать  многие  задачи Программы воспитания и обучения в детском саду: от  ознакомления  детей  с  общественными явлениями,  формирования  элементарных  математических  знаний, физического  совершенства,  до  развития  речи,  логического  мышления, памяти,  воображения.

                       Развитие речи, активизация словаря.

         Умело  поставленные  вопросы  при  подготовке  к  театрализованной

 деятельности  побуждают  детей  анализировать  довольно  сложные  ситуации, делать  выводы  и  обобщения.    В  процессе  работы  над  выразительностью реплик  персонажей,  собственных  высказываний,  незаметно  активизируется словарь  ребёнка, совершенствуется  звуковая  культура  речи.

        Новая  роль, особенно  диалог  персонажей,  ставит  ребёнка  перед необходимостью  ясно, чётко, понятно  изъясняться.    У  нег о улучшается диалогическая  речь,  её  грамматический  строй,  ребёнок  начинает  активно пользоваться  словарем,  который,  в  свою  очередь,  тоже  пополняется.

                     Нравственное  воспитание.

        Тематика и содержание театрализованной деятельности, как правило, имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке. Ребёнок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом, перевоплощается в него, живет его жизнью.

        Художественная выразительность образов, иногда комичность персонажей, которых дети играют, усиливают впечатление от  высказываний, поступков этих героев. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети хотят подражать добрым, честным персонажам. А одобрение взрослыми  достойных поступков создаёт у них удовлетворение, являющееся стимулом к  контролю за своим поведением.

         Разнообразное влияние театрализованной деятельности на личность ребёнка позволяет использовать её в качестве сильного, но ненавязчивого педагогического средства, так как сам ребёнок испытывает при этом удовольствие, радость.

                          Эстетическое  воспитание.

         Эстетическое  влияние  на  детей  оказывает  выполненное  со  вкусом оформление  спектакля:  бутафории,  декораций,  костюмов — всё это даёт повод  для  изобразительного  и  технического творчества  детей  и  родителей, развивает  вкус,  воспитывает   чувство  прекрасного.

        В  процессе  реализации комплекса  занятий  по  театрализованной деятельности  с  детьми  решаются  следующие  задачи:

  1. развитие  творческих  способностей  и  творческой  самостоятельности ;
  2. овладение импровизационными умениями;
  3. развитие всех  функций и форм речевой деятельности;

совершенствование познавательных процессов.

        Театрализованная  деятельность  позволяет  эффективно решает  задачи         нравственного  и  эстетического воспитания, обогащает  эмоциональную сферу, активизирует  речевую деятельность  и  корригирует  отклонения  в  разных  сферах  психической  деятельности.

        Итак, специфика технологического подхода состоит в том, чтобы воспитательно-образовательный  процесс гарантировал достижение   цели - качественную  подготовку  детей  к  школе - путём всестороннего  развития   ребёнка,  самоутверждения  через  образование  новых  умений   в  различных  областях  деятельности,  завоевание  авторитета  в  коллективе.

                                                

                               Заключение.

         Что  же  такое  готовность  ребёнка  к  школе? Это  комплексное  понятие,  включающее  в  себя  качества,  способности, навыки  и  умения,  которыми  в  силу  наследственности,  развития  и воспитания  обладает  ребёнок  к  моменту  поступления  в  школу  и  которые  в сочетании  своём  определяют  уровень  адаптации,  успешности  ребёнка  в  школе.

         Говоря о готовности к школе, мы подразумеваем совокупность интеллектуальных,  физических,  эмоциональных,  коммуникативных  качеств, помогающих  ребёнку  максимально  легко  и безболезненно  войти  в  новую школьную  жизнь,  принять  новую социальную позицию  «школьника», успешно  освоить  новую  для  него  учебную деятельность  и  безболезненно и  бесконфликтно  войти  в  новый  для  него мир  людей.

         Специфика  дошкольного  образования  в  наше  время  такова,  что  его результативность  определяется  не  суммарным  набором  конкретных  знаний, умений  и  навыков,  а   множеством  личностных  качеств,  выработанных  у  ребёнка  за время его  пребывания  в  детском  саду (игровая компетенстность, развитые  воображение  и  логическое  мышление,  любознательность).

        ФГОС ДО  опредопределяет  дошкольное  образование  как  первую ступень  общего  образования.  В стандарте  представлены  целевые  ориентиры дошкольного  образования,  представляющие  психологические  и  социальные

 характеристики  достижений  детей  к  окончанию  дошкольного образования,  например,  «ребёнок  проявляет  любознательность,  задаёт  вопросы  взрослым и  сверстникам,  интересуется  причинно-следственными  связями,  пытается самостоятельно  придумывать  объяснения  явлениям  природы  и  поступкам людей;  склонен  наблюдать,  экспериментировать.[5]

         Проведённое   исследование  научной  литературы  актуализирует  проблему  обеспечения   должной   готовности   детей   к  обучению  в  школе,  указывая  на  необходимость  комплексного  подхода, обеспечения  преемственности  между  дошкольным  и  начальным   школьным  образованием;  укрепления  здоровья  детей,  повышая  уровень  их  физического  развития,  путём   применения   современных   педагогических  технологий  в  дошкольном  образовании.

         Проведенный  анализ  готовности  дошкольников  к  обучению  в  школе позволил  уточнить  понятие  «готовность  к  обучению»,  определить  сущность и  особенности  процесса  её  формирования,  выявить  компоненты:

1. личностная  готовность: способен получать новые знания;

2. интеллектуальная готовность:

          а) познавательная,

          б) речевая;

3. эмоционально-волевая готовность: умеет ставить цель;

4. социально-психологическая готовность: уступать, защищаться;

           а)мотивационная; желание учиться;

  1. физическая готовность.

        Итак, подготовка  ребёнка  к  школе  является  одной  из  важнейших  задач, и  чтобы  найти  верное  решение,  потребуется  серьёзная  работа  учёных,  врачей,  логопедов,  психологов, учителей, родителей,  воспитателей.  

             В  нашем   исследовании  мы  определили,  что  применение  современных  педагогических  технологий (здоровьесберегающей,  личностно-ориентированной,  игровой,  театральной  деятельности, экспериментально-исследовательской)   в  работе  с  дошкольниками  и  создание  успешных  педагогических  условий  всеми  участниками  образовательного  процесса  приводит  к  решению  проблемы подготовки  детей  дошкольного  возраста  к  обучению  в  школе.

                                        Список литературы:

                                  Нормативно-правовые акты:

1.Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 г., утвержденная  Указом Президента РФ от 01.06. 2012 г №761.                                                                             2.Федеральный закон  от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".                                                                                                                            3.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования  (приказ  Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155).                                                                                                                                             4.Закон Московской области «Об образовании» от 27.07.2013 №94/2013-03.                                                                      Основная литература:                                                                                                  1.Анастази А. Психологическое тестирование:/под ред. К.М.Гуревича,В.И. Лубовского- М.,1982.                                                                                                                      2.Венгер Л.А., Психологическая готовность к обучению [Текст] // Подготовка детей к школе в детском саду. - М.: Наука, 2011. - С. 10-19.                                                          3.Гуткина  Н.И. Психологическая готовность к школе.[Текст] / Н.И. Гуткина. - М.: Академический проект, 2011;                                                                                                  4.Давыдов  В.В. Проблемы развивающего обучения.-М.,198(Психологическое развитие младших школьников в процессе учебной деятельности: 163-213).     5.Еремеева В.Д. Мальчики и девочки -два разных мира./В.Д.Еремеева,  Т.П.Хризман.-Спб,2003.                                                                                                                6. Ермолова Т. В. Готовность к школе это желание учиться. http://www.portal-slovo.ru        7.Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2  т.  –  М., 1986. – Т.1             8. Каменская В.Г. К школьной жизни готов! Диагностика и критерии готовности дошкольника к школьному обучению./В.Г.Каменская,С.В.Зверева.-СПб.: Детство-пресс, 2004.                                                                                                                  9.Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издат. центр «МарТ», 2005.                                                                                                         10.Кравцова Е.Е. Психологические новообразования дошкольного возраста// Вопросы психологии, 1996, №6.                                                                                                    11. Кравцова Е.Е. Формирование психологической готовности детей к школе//Актуальные проблемы психопедагогики начального образования. М.,2009                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оригами как один из методов подготовки детей к школе

Статья "Оригами как один из методов подготовки детей к школе"...

Конспект занятия «Вариативность использования нетрадиционных технологий в развитии мелкой моторики при подготовке детей к школе»

Цель: способствовать укреплению мелкой моторики детей при подготовке их к школе посредством использования нетрадиционных технологий.Задачи:·         Закреплять ...

План по самообразованию. Использование современных образовательных технологий в подготовке детей к школе.

Использование современных образовательных технологий в подготовке детей к школе....