Образовательные технологии в ДОУ — один из инструментов подготовки детей к школе.
статья (подготовительная группа)
В настоящее время обеспечение преемственности дошкольного и начального образования остаётся одной из сложнейших и нерешённых проблем в современной педагогике. Такое положение требует от педагогов поиска новых форм, средств и методов организации познавательной деятельности дошкольников, реализации личностно-ориентированных подходов в обучении, применения современных образовательных технологий в целях оказания ребёнку необходимой своевременной индивидуализированной психолого-педагогической помощи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Образовательные технологии в ДОУ —
один из инструментов подготовки детей к школе.
Мы живем в XXI веке, где очень высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого - педагогические подходы в организации жизни и деятельности детей в дошкольных образовательных учреждениях. В этом смысле готовность дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение.
В настояще время обеспечение преемственности дошкольного и начального образования остаётся одной из сложнейших и нерешённых проблем в современной педагогике.
Традиционно прееемственность трактуется, как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, взаимосвязь между предыдущим и последующим этапами и сохранение определённых черт предшествующего опыта в последующем.
Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, сети образовательных учреждений, системы органов управления.
Цель системы «детский сад - школа» - обеспечить дальнейшее гармоническое развитие личности ребёнка в статусе школьника.
Учитывая непрерывный характер образования, важно подготовить ребёнка к школе, к тем трудностям, которые ожидают его.
Результатом подготовки является готовность ребёнка к школе - как внутренняя позиция, направленная на овладение достижениями, присущими школьникам.
Так психологи оперируют термином «психологическая готовность», включая сюда интеллектуальную, социальную, мотивационную, нравственно-волевую, личностную («внутренняя позиция школьника»), а также достаточный уровень развития зрительно-моторной координации.
Проблема реализации задач обеспечения преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием сегодня встаёт особенно остро. Статистические данные свидетельствуют о том, что в последние годы на фоне интенсификации обучения, внедрения новых усложнённых программ и технологий обучения, создания инновационных учреждений, значительно увеличилось число детей, не способных справиться с учебной нагрузкой и успешно адаптироваться к школьной жизни.
Так, исследования Института Возрастной Физиологии Российской Академии Образования ( ИВФ РАО) показали, что 80 — 90 % детей 6 — 7 лет имеют различные отклонения в физическом здоровье:
- 18 — 20 % - пограничные (негрубые) нарушения психического здоровья;
- 60 % - нарушения речевого развития ( что мешает успешному усвоению программы по русскому языку и чтению );
- 35 % - несформированность зрительно — пространственного восприятия;
- 30 % - несформированность сложно координированных движений руки и графических навыков;
- 13 % - компенсаторная леворукость, сопряжённая с нарушением речевого развития;
- 25 % - замедленный темп деятельности.
Успешное решение задач развития личности ребёнка, повышение
эффективности обучения во многом определяются тем, насколько учитывается уровень готовности детей к школьному обучению.
Применение образовательных технологий в ДОУ.
Гуманизация педагогического процесса охватывает все его звенья, в том числе обучение детей дошкольного возраста. Дошкольный возраст характеризуется как период становления ребёнка как субъекта познания и деятельности ( А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, С. Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец [10] и др.).
Если игра является деятельностью, внутри которой дети усваивают мораль, мотивы, нормы отношений между людьми, то учебная деятельность способствует усвоению общественно выработанных способов действий с предметами и эталонов. На этой основе формируются интеллектуально-познавательные силы ребёнка.
ФГОС ДО[5] определяет новый подход к современному дошкольному образованию, где одним из основных требований является эффективное применение всех педагогических ресурсов для достижения максимального результата в воспитании и развитии будущих школьников.
Такое положение требует от педагогов поиска новых форм, средств и методов организации познавательной деятельности дошкольников, реализации личностно-ориентированных подходов в обучении, применения современных образовательных технологий в целях оказания ребёнку необходимой своевременной индивидуализированной психолого-педагогической помощи.
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
Педагогическая технология — это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно — методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачёв).
Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин).
«Словарь по педагогике» Г.М. Коджаспировой и А.Ю. Коджаспирова даёт такое определение «технологии обучения»:
«Технология активного обучения — такая организация учебного процесса, при которой создаются условия невозможности неучастия в познавательном процессе: либо каждый участник имеет определенное ролевое задание, в котором он должен будет публично отчитаться, либо от его доли участия зависит качество выполнения поставленной перед группой проблемной познавательной задачи. Условия организации: проблемность, сотрудничество и кооперация, коллективное взаимодействие, управление формированием и развитием индивидуально-психологических особенностей обучаемых, вовлечение обучаемого в постоянную активную деятельность: отвечает, анализирует, оценивает, классифицирует и т. п., изменение модели преподавателя: консультант, организатор, интерпретатор.»[12]
Сегодня существуют десятки образовательных технологий. Рассмотрим некоторые из них.
1. Технология познавательно - исследовательской деятельности.
Применение этой технологии позволяет дошкольнику расширить и упорядочить представления об окружающем мире, формировать у дошкольников способности устанавливать причинно - следственные и временные связи между предметами и явлениями, самостоятельно и творчески находить способы решения проблемы на основе логических алгоритмов, вырабатывать суждения и умозаключения, удовлетворяя детскую природную любознательность.
Исследование – процесс творческий, рождается на основе внутренней потребности в познании. На собственных наблюдениях, опытах, установлении закономерностей у детей стимулируется познавательная активность и любознательность, возникает интерес к исследованию природы, развиваются мыслительные операции (анализ, синтез, классификация).
Важнейшей задачей становится подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение умениям и навыкам исследовательского поиска.
Экспериментирование — эффективная форма обучения детей исследовательской деятельности. Она вызывает у детей интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность ребёнка во время прогулок, экскурсий, повышает самостоятельность детей.
Основной особенностью экспериментирования в детском саду является то, что потребность в проведении опыта, наблюдения может возникнуть у детей во время игры в группе, и в процессе общения. Это могут быть:
- Случайные эксперименты. Проводятся экспромтом в ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в группе или на участке.
- Плановые эксперименты. Воспитатель заранее определяет задачи эксперимента, выбирает объект, продумывает приемы и методы руководства.
- Эксперименты, как ответ на детский вопрос. Выслушав вопрос, воспитатель не отвечает на него, а предлагает ребёнку самому найти ответ, проведя несложное наблюдение, опыт или эксперимент.
Детская игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, поэтому занятия по экспериментированию могут содержать множественные элементы игры. Так детям легче будет усваивать даже сложные понятия.
Следует заинтересовать ребёнка экспериментом, и тогда он будет возвращаться к деятельности такого рода. И даже сможет самостоятельно выстраивать свои личные исследования и опыты.
Экспериментальная деятельность детей в д/с решает следующие задачи:
- формирование способности видеть многообразие мира ;
- развитие собственного познавательного опыта ;
- развитие познавательных интересов детей ;
- поддержание у детей инициативы, сообразительности, критичности, самостоятельности.
Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:
- дети получают представления о различных сторонах изучаемого объекта;
идёт обогащение памяти ребёнка;
- развивается речь;
- формируется самостоятельность, способность преобразовывать материалы для достижения определенного результата;
- развивается эмоциональная сфера, творческие способности;
- формируются трудовые навыки;
- укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Оснащение уголка экспериментирования :
- Приборы – помощники: увеличительные стекла, лупа, песочные часы, компас и магниты, пипетки, вата, воронки;
- Природные материалы: камешки разного цвета и формы, глина, крупный и мелкий песок (разный по цвету), птичьи пёрышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, веточки, мох, семена фруктов;
- Бросовый материал: кусочки кожи, меха, лоскутки ткани, пробки; деревянные, пластмассовые, металлические предметы.
Форма исследовательской технологии: «Путешествие по карте».
Цель формы «Путешествие по карте»: обеспечение условия для развития у детей представлений об окружающем мире. Ориентировка на местности: на территории детского сада, города, области, страны, мира.
В начале дети рассматривали атласы «Мир и человек», «Мир вокруг нас», «Мой первый атлас мира», «Народы и страны — складная карта мира».
Знакомились с планом местности, планом комнаты, с картой родного города Подольска. Увлеклись так, что рисовали свои планы: «Мой путь от дома до детского сада», «Как найти пиратский клад», «План участка детского сада», «Как найти секрет, спрятанный на участке д/с».
Рисовали планы сами дети, дома просили помочь родителей, а затем приносили планы в д/с; где мы с интересом их рассматривали, обсуждали, с увлечением играли.
Затем рассматривали глобус, Атлас мира, разучивали названия сторон света, материков, океанов.
Родители купили большую карту «Мир», которую мы прикрепили на стену. Дети с радостью изучали её, находили Россию на карте, показывали места, куда они ездили отдыхать.
Данная форма исследования помогла создать наиболее благоприятные условия для реализации такой развивающей задачи, как освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира, родной страны, о родном крае).
Сотрудничество с родителями.
Вовлечение родителей в педагогический процесс укрепляет их
заинтересованность в сотрудничестве с педагогами, делает их не сторонними наблюдателями, а активными участниками образовательного процесса.
Для повышения родительской активности в вопросе познавательно - исследовательской деятельности детей для родителей организуем:
- Родительские собрания.
- Анкетирование.
- Консультации.
- Индивидуальные беседы.
- Тематические папки-ширмы.
Родители активно делились информацией о посещении Развивающих Центров для детей в Подольске и Москве: «Город Мастеров — Мастерславль» в Москва - Сити.
Дети выбирали профессии пожарного, врача, продавца в супермаркете, полицейского, художника. Остальные родители, узнав о таких центрах, планировали их посетить с детьми.
Цель исследовательской деятельности в детском саду — сформировать у дошкольников ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
Применение Технологии «экспериментально - исследовательской деятельности» даёт положительную динамику роста развития воспитанников. У детей развивается познавательная активность. Дети умеют анализировать, делают выводы, объясняют закономерности явлений в природе, с большим интересом проводят опыты; с помощью взрослого, а иногда и сами создают условия для проведения исследований, опытов и наблюдений.
2. Личностно — ориентированная технология.
Применение этой технологии позволяет обеспечить комфортное, бесконфликтное и безопасное развитие личности ребёнка, реализацию его природных потенциалов. Отдаётся приоритет личностным отношениям, осуществляется индивидуальный подход к воспитанникам ДОУ.
Личностно-ориентированная технология - это такая воспитательная система, где ребёнок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса, она основывается на принципах гуманистической педагогики: самоценности личности, уважении к ней, природосообразности воспитания, добре и ласке, как основном средстве.
Цель применения этой технологии состоит в создании системы психолого - педагогических условий, позволяющих работать с каждым ребёнком в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов.
По мнению И.С.Якиманской [29], признание ребёнка главной
действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно - ориентированная педагогика.
Иными словами, личностно-ориентированное воспитание – это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребёнка, учёте особенностей его индивидуального развития, отношения к нему, как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса.
Необходимость применения эффективных технологий в работе с детьми, которые помогли бы совершенствовать образовательный процесс, способствовать раскрытию у них творческого потенциала, возникла из-за трудностей у детей в самовыражении на занятиях по изобразительной деятельности:
• слабое творческое начало в выполнении рисунка и отсутствие уверенности в себе;
• низкий уровень развития мелкой моторики, графических навыков;
• наличие страха у детей в высказываниях.
На практике это выражалось в том, что некоторые дети боялись чистого листа бумаги, боялись экспериментировать с красками, смешивать акварель.
Новенькие дети подсмеивались над рисунками Гриши Ф. (ребёнок с ОВЗ). Но обращая внимание на оригинальное цветовое решение мальчика, воспитатель учила детей поддерживать Гришу Ф., Леру К., которая стала смелее рисовать. Рассматривая работы в конце занятия, побуждала детей видеть оригинальность замысла, неожиданность изобразительного решения, смелость в изображении, радоваться малейшему своему успеху и успеху своих товарищей.
Гуманно-личностная технология «исповедует» идею всестороннего уважения и любви к ребёнку, оптимистическую веру в его творческие силы; отличается своей гуманистической сущностью, психолого — терапевтическо
направленностью при оказании помощи ребёнку с ослабленным здоровьем.
Это означает — бережное отношение к продуктам труда любого ребёнка, помещение на выставку для родителей, отмечая улучшение качества работ с каждым разом.
Технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребёнком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок». Педагог и воспитанник совместно вырабатывают цели, содержание занятия, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.
Технология свободного воспитания акцентирует своё внимание на предоставлении ребёнку свободу выбора и самостоятельности. Осуществляя выбор, ребёнок наилучшим способом реализует свой замысел, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.
3. Игровая технология.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации п едагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком - чёткого обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут ыть обоснованы в явном виде и характеризуются учебно - познавательной направленностью.
Игровая форма в образовательном процессе создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих как средство побуждения стимулирования к деятельности.
Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:
- игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
- группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
- группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
- группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
Значение игры невозможно исчерпать. В этом её феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель человеческих отношений и проявлений в труде.
4. Здоровьесберегающие технологии.
Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребёнку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
Выделяют (применительно к ДОУ) следующую классификацию:
- физкультурно-оздоровительные (направленные развитие физических качеств, закаливания, дыхательной гимнастики и др.);
- обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка ( направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка; технологии психолого-педагогического сопровождения);
- образовательные (воспитания культуры здоровья дошкольников);
- обучения здоровому образу жизни ( проблемно-игровые (самомассаж); коррекционные ( сказкотерапия, психогимнастики и др.)
Технологии валеологического просвещения родителей.
Валеологическое воспитание - это комплексная просветительная,
обучающая и воспитательная деятельность, направленная на формирование
гигиенического здоровья общества в целом.
Информационно-просветительская деятельность выражается в формировании у родителей здорового образа жизни как ценности, а также в знакомстве родителей с различными формами работы по физическому воспитанию в д/с, информировании о состоянии здоровья и физическом развитии, об уровне двигательной активности их ребёнка; привлечении родителей к участию в совместных физкультурных досугах и праздниках.
В целях сотрудничества с родителями по формированию ЗОЖ у детей разработана система мероприятий, к которым относятся:
- родительские собрания,
- консультации,
- конкурсы,
- спортивные праздники,
- папки-передвижки,
- беседы,
- личный пример педагога,
- нетрадиционные формы работы с родителями.
5. «Театрально — игровая» технология.
Именно театрализованная деятельность является уникальным средством развития художественно-творческих способностей детей.
Если в работе с детьми использовать театрализованную деятельность, то формирование способностей произойдет быстрее и эффективнее.
Театрализованная деятельность, как никая другая, развивает личность ребёнка: прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру; совершенствует навык воплощения в игре своих переживаний, помогает эмоциональному раскрепощению, снятию зажатости на публике, развивает у ребёнка фантазию, правильную речь, память и мышление.
Именно драматизация, связывает художественное творчество с личными переживаниями, ведь театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребёнка.
Театрализованная деятельность позволяет решать многие задачи Программы воспитания и обучения в детском саду: от ознакомления детей с общественными явлениями, формирования элементарных математических знаний, физического совершенства, до развития речи, логического мышления, памяти, воображения.
Развитие речи, активизация словаря.
Умело поставленные вопросы при подготовке к театрализованной
деятельности побуждают детей анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний, незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи.
Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребёнка перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. У нег о улучшается диалогическая речь, её грамматический строй, ребёнок начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.
Нравственное воспитание.
Тематика и содержание театрализованной деятельности, как правило, имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке. Ребёнок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом, перевоплощается в него, живет его жизнью.
Художественная выразительность образов, иногда комичность персонажей, которых дети играют, усиливают впечатление от высказываний, поступков этих героев. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети хотят подражать добрым, честным персонажам. А одобрение взрослыми достойных поступков создаёт у них удовлетворение, являющееся стимулом к контролю за своим поведением.
Разнообразное влияние театрализованной деятельности на личность ребёнка позволяет использовать её в качестве сильного, но ненавязчивого педагогического средства, так как сам ребёнок испытывает при этом удовольствие, радость.
Эстетическое воспитание.
Эстетическое влияние на детей оказывает выполненное со вкусом оформление спектакля: бутафории, декораций, костюмов — всё это даёт повод для изобразительного и технического творчества детей и родителей, развивает вкус, воспитывает чувство прекрасного.
В процессе реализации комплекса занятий по театрализованной деятельности с детьми решаются следующие задачи:
- развитие творческих способностей и творческой самостоятельности ;
- овладение импровизационными умениями;
- развитие всех функций и форм речевой деятельности;
совершенствование познавательных процессов.
Театрализованная деятельность позволяет эффективно решает задачи нравственного и эстетического воспитания, обогащает эмоциональную сферу, активизирует речевую деятельность и корригирует отклонения в разных сферах психической деятельности.
Итак, специфика технологического подхода состоит в том, чтобы воспитательно-образовательный процесс гарантировал достижение цели - качественную подготовку детей к школе - путём всестороннего развития ребёнка, самоутверждения через образование новых умений в различных областях деятельности, завоевание авторитета в коллективе.
Заключение.
Что же такое готовность ребёнка к школе? Это комплексное понятие, включающее в себя качества, способности, навыки и умения, которыми в силу наследственности, развития и воспитания обладает ребёнок к моменту поступления в школу и которые в сочетании своём определяют уровень адаптации, успешности ребёнка в школе.
Говоря о готовности к школе, мы подразумеваем совокупность интеллектуальных, физических, эмоциональных, коммуникативных качеств, помогающих ребёнку максимально легко и безболезненно войти в новую школьную жизнь, принять новую социальную позицию «школьника», успешно освоить новую для него учебную деятельность и безболезненно и бесконфликтно войти в новый для него мир людей.
Специфика дошкольного образования в наше время такова, что его результативность определяется не суммарным набором конкретных знаний, умений и навыков, а множеством личностных качеств, выработанных у ребёнка за время его пребывания в детском саду (игровая компетенстность, развитые воображение и логическое мышление, любознательность).
ФГОС ДО опредопределяет дошкольное образование как первую ступень общего образования. В стандарте представлены целевые ориентиры дошкольного образования, представляющие психологические и социальные
характеристики достижений детей к окончанию дошкольного образования, например, «ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.[5]
Проведённое исследование научной литературы актуализирует проблему обеспечения должной готовности детей к обучению в школе, указывая на необходимость комплексного подхода, обеспечения преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием; укрепления здоровья детей, повышая уровень их физического развития, путём применения современных педагогических технологий в дошкольном образовании.
Проведенный анализ готовности дошкольников к обучению в школе позволил уточнить понятие «готовность к обучению», определить сущность и особенности процесса её формирования, выявить компоненты:
1. личностная готовность: способен получать новые знания;
2. интеллектуальная готовность:
а) познавательная,
б) речевая;
3. эмоционально-волевая готовность: умеет ставить цель;
4. социально-психологическая готовность: уступать, защищаться;
а)мотивационная; желание учиться;
- физическая готовность.
Итак, подготовка ребёнка к школе является одной из важнейших задач, и чтобы найти верное решение, потребуется серьёзная работа учёных, врачей, логопедов, психологов, учителей, родителей, воспитателей.
В нашем исследовании мы определили, что применение современных педагогических технологий (здоровьесберегающей, личностно-ориентированной, игровой, театральной деятельности, экспериментально-исследовательской) в работе с дошкольниками и создание успешных педагогических условий всеми участниками образовательного процесса приводит к решению проблемы подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе.
Список литературы:
Нормативно-правовые акты:
1.Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 г., утвержденная Указом Президента РФ от 01.06. 2012 г №761. 2.Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". 3.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155). 4.Закон Московской области «Об образовании» от 27.07.2013 №94/2013-03. Основная литература: 1.Анастази А. Психологическое тестирование:/под ред. К.М.Гуревича,В.И. Лубовского- М.,1982. 2.Венгер Л.А., Психологическая готовность к обучению [Текст] // Подготовка детей к школе в детском саду. - М.: Наука, 2011. - С. 10-19. 3.Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе.[Текст] / Н.И. Гуткина. - М.: Академический проект, 2011; 4.Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения.-М.,198(Психологическое развитие младших школьников в процессе учебной деятельности: 163-213). 5.Еремеева В.Д. Мальчики и девочки -два разных мира./В.Д.Еремеева, Т.П.Хризман.-Спб,2003. 6. Ермолова Т. В. Готовность к школе это желание учиться. http://www.portal-slovo.ru 7.Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. – М., 1986. – Т.1 8. Каменская В.Г. К школьной жизни готов! Диагностика и критерии готовности дошкольника к школьному обучению./В.Г.Каменская,С.В.Зверева.-СПб.: Детство-пресс, 2004. 9.Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издат. центр «МарТ», 2005. 10.Кравцова Е.Е. Психологические новообразования дошкольного возраста// Вопросы психологии, 1996, №6. 11. Кравцова Е.Е. Формирование психологической готовности детей к школе//Актуальные проблемы психопедагогики начального образования. М.,2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оригами как один из методов подготовки детей к школе
Статья "Оригами как один из методов подготовки детей к школе"...
Презентация "Использование современных образовательных технологий при подготовке детей к школе"
Презентация для выступления на конкурсе "Учитель года"...
Опыт работы "Использование современных образовательных технологий при подготовке детей к школе"
Выступление на конкурсе "Учитель года"...
Конспект занятия «Вариативность использования нетрадиционных технологий в развитии мелкой моторики при подготовке детей к школе»
Цель: способствовать укреплению мелкой моторики детей при подготовке их к школе посредством использования нетрадиционных технологий.Задачи:· Закреплять ...
План по самообразованию. Использование современных образовательных технологий в подготовке детей к школе.
Использование современных образовательных технологий в подготовке детей к школе....
Проект "Воспитание уверенности у старших дошкольников как один из аспектов подготовки детей к школе"
проект...
Современные образовательные технологии при подготовке детей к школе
материал подготовлен для коллег д/с...