«Элементы ТРИЗ технологии при обучении детей связной речи»
методическая разработка
Цели: - учить детей определять обьекты, изображенные не картине и систематизировать их;
- активизировать словарь детей дошкольников в соответствии с сюжетом картины (название действий и взаимодействий обьектов)
- учить детей пространственной ориентировке на картине
Задачи: - научить детей раскрепощенно высказывать свое мнение
- учить составлять небольшие рассказы с использованием мнемодорожек
- заучивать стихи с использованием мнемотаблиц
- научить «ставить» (представлять) себя на месте главных героев.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnyy_planna_2017-2018gg_2.docx | 22.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план работы воспитателя
Барановой Ирины Владимировны на 2017 – 2018 учебный год
в группе «Олененок» по теме:
«Элементы ТРИЗ технологии при обучении детей связной речи».
Цели: - учить детей определять обьекты, изображенные не картине и систематизировать их;
- активизировать словарь детей дошкольников в соответствии с сюжетом картины (название действий и взаимодействий обьектов)
- учить детей пространственной ориентировке на картине
Задачи: - научить детей раскрепощенно высказывать свое мнение
- учить составлять небольшие рассказы с использованием мнемодорожек
- заучивать стихи с использованием мнемотаблиц
- научить «ставить» (представлять) себя на месте главных героев.
СЕНТЯБРЬ
- Играем в дидактическую игру «Зоопарк» (по набору сюжетных картинок)
Цель: учить описывать по образу животных так, чтобы дети отгадывали животное; учить описывать по плану: внешний вид, чем питается, где обитает.
- Играем в дидактическую игру «Если бы…»
Цель: развиваем у детей связную речь, воображение, мышление, умение ставить себя на место другого человека.
- Учимся устанавливать взаимосвязь между объектами на картине.
Цель: учить объяснять связь между объектами и обозначать их стрелками.(Т.А. Сидорчук и С.В. Лелюх)
- Во время прогулки обратить внимание на признаки осени. Поднимаем листья, рассматриваем их, рассказываем с какого они дерева упали.
- Играем в дидактическую игру «Что было, что будет?» ( Элементы ТРИЗ)
Цели: учить детей представлять прошлое и будущее объекта и составлять связный рассказ.
ОКТЯБРЬ
- Составление рассказа по серии сюжетных картин с использованием графических планов
( Москва «Скрипторий 2003» 2015г.
- Дидактическая игра «Сочини сказку по- своему»
Цель: научить детей запоминать сказку правильно, чтобы не повторять; развиваем воображение детей.
- Учим детей пересказывать сказку, начинаем с рассказа «Щенок» при помощи мнемодорожек и мнемотаблиц.
- Дидактическая игра «Кем был раньше?» (по ТРИЗ)
Цель: используя ТРИЗ учить составлять небольшие рассказы о прошлом и настоящем.
- Рассказывание русской народной сказки «Теремок» от лица медведя.
Цель: учить эмоционально воспринимать сказку и связно ее рассказывать.
НОЯБРЬ
- Дидактическая игра «Страшные рассказы»(небылицы)
Цель: учить детей находить несоответствия с действительностью, правильно составлять рассказ.
- Учить детей составлению загадок по картинке
Цель: учить детей составлять сравнения, загадки или метафоры по моделям.
- Чтение сказки К. Чуковского «Телефон»
Цель: порадовать детей чтением веселой сказки; поупражнять в инсценировании сцен из произведения.
- Чтение стихотворения И. Бунина «Листопад».
Составление рассказа о кукле.
Цель: учить детей составлять рассказы об игрушках; познакомить со стихотворением о ранней осени, приобщая к поэзии и развивая поэтический слух.
- Дидактическая игра «Картинки – загадки».
ДЕКАБРЬ
1.Игра – рассказывание « Заюшкина избушка» по картинкам
Цель: учить наглядно представлять сюжет и модифицировать его, эксперементировать с ним.
2. Придумать новую сказку «Козлята и зайчик»
Цель: учить детей придумывать новое окончание уже знакомой сказки.
3. Учить представлять возможное ощущение с помощью разных органов чувств (см. Т.А. Сидорчук и С.В. Лелюк,14)
Цель: учить детей на основе восприятия объекта представлять возможные ощущения через разные органы чувств( слух, обоняние, осязание); активизировать в речи слова, характеризующие звуки, запахи и тактильные ощущения (сюжетная картинка «Спасаем мяч»).
4. Составление сказок по силуэтным изображением.
Цель: обучать детей приемам творческого рассказывания.
- Пересказ сказки «Вершки и корешки» (в обработке К.Д. Ушинского)
Цель: учить детей при пересказе улавливать основную мысль и соблюдать последовательность действий.
ЯНВАРЬ
- Учить детей пересказывать сказки по опорным словам (Н.Носова «Заплатка»)
Цель: учить выделять самое главное и опираясь на него воссоздаем целое.
- Дидактическая игра «Я – герой сказки»
Цель: помочь детям изменить знакомую сказку при помощи введения ребенка в качестве знакомого персонажа (метод ТРИЗ).
- Учить определению местонахождению обьектов на картине.
Цель: учить детей пространственной ориентировке на картине, активизировать в речи слова, обозначающие пространственные понятия.
ФЕВРАЛЬ
- Составление рассказа с помощью мнемодорожек на тему «Зимушка – зима».
- Дидактическое упражнение «Что из чего» ( см. В.В. Гербова «Занятия по развитию речи»,страница 38).
Цель: упражнять детей в умении образовывать слова по аналогии.
- По набору сюжетных картинок составляем рассказ «Зимние забавы».
- Дидактическая игра «Чудесный мешочек» (рассказывание о предметах)
Цель: закрепить умение составлять описание предмета, рассказывать о его внешнем виде, качествах и свойствах.
МАРТ
- Предложить детям пересказать сказку Ш. Перро «Красная шапочка»
- Учить детей описывать обьект с изминением его характеристики во времени.
Цель: учить детей составлять речевые зарисовки об изменении обьекта во времени; активизировать словарь детей с использованием речевых оборотов, характеризующих временные отрезки.
- Чтение сказки «Петушок и бобовое зернышко» (см. В.В. Гербова, стр. 61)
- «Узнай меня» (ТРИЗ)
Цель: учить детей по описанию предмета находить его в помещении.
- Составление рассказа о своей маме, бабушке и т.д.
Цель: научить детей находить что-то любимое в близких и родных, описывать это.
АПРЕЛЬ
- Дидактическая игра «Сказочная путаница».
Цель: помочь детям увидить неточности в сказке, распутать сюжет и вернуть героев в их сказки.
- Чтение детям сказки Д. Мамина – Сибиряка «Сказка про Комара Комаровича – Длинный нос и про Мохнатого Мишку – Короткий хвост»
Цель: познакомить детей с авторской литературной ; помочь понять, почему автор так уважительно называет комара.
- С помощью мнемодорожки составить рассказ на тему: « Весна пришла – весне дорогу».
- Обучение рассказыванию: работа с картиной – матрицей и раздаточными картинками (см. В.В. Гербова, 65)
Цель: учить детей создавать картину и рассказывать о ее содержании, развивать творческое мышление.
МАЙ
- Беседа на тему: « Моя мечта» (ТРИЗ)
Цель: развиваем фантазию, речь детей, умение составлять рассказ.
- Угадай и расскажи сказку, зашифрованную в мнемотаблице («Рукавичка»)
Цель: продолжаем обучать детей рассказыванию с опрой на наглядность.
- Дидактическая игра «Кто на свете всех злее»
Цель: выявить злых и коварных сказочных героев, описать их внешний облик, характер, образ жизни, привычек; проанализировать может ли сказка существовать без таких героев.
- Заучивание стихотворения Ю. Кушака «Олененок» (см.В.В.Гербова, 66)
Цель: помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворения.
- Сказочная викторина «В гостях у сказки».
Предполагаемый результат: для начала привить у детей любовь к чтению, научить внимательно слушать сказки и рассказы; дети видят и определяют главные обьекты,изображенные на картине и систематизируют их; умеют составлять небольшие рассказы с использованием мнемодорожек; умеют ориентироваться в пространстве; большой активный словарь.
Перспективный план работы воспитателя Барановой Ирины Владимировны в средней группе «Утята» на 2016 – 2017 учебный год по теме: «Элементы ТРИЗ технологий при обучении детей связной речи».
СЕНТЯБРЬ
- Сочинение сказки по картинке.
Цель: учить детей сочинять сказки по картинке; определять место, где будут разворачиваться события.
- Дидактическая игра «Что было, что будет» (Элементы ТРИЗ)
Цель: учить детей представлять прошлое и будущее объекта и составлять связный рассказ.
- На прогулке отыскать признаки осени. Поднять листья, рассмотреть их, рассказать о них.
- Составление рассказа по серии картинок.
Цель: учить ребенка выделять и видеть главное в содержании, особенности истории.
- Дидактическая игра «Картинки – загадки».
ОКТЯБРЬ
- Составление рассказа по мнемодорожке на тему :»Осень».
- Дидактическая игра «Если бы»
Цель: развитие у детей связной речи, воображения, мышления.
- Дидактическая игра «Сочини сказку» по мнемотаблице
- Дидактическая игра «Зоопарк» ( по сложным картинкам).
- Пересказ рассказа «Щенок».
НОЯБРБ
- Составление рассказа по силуэтным изображениям.
Цель: обучать детей приемам творческого рассказывания.
- Придумайте новую сказку «Козлята и зайчик».
Цель: учить детей придумывать новое окончание уже знакомой сказки.
- Составление сказки по мнемодорожке «Приключения Машки в лесу»
- Дидактическая игра «Странные сказки» (небылицы)
Цель: учить детей находить несоответствия с действительностью, правильно составлять рассказ.
ДЕКАБРЬ
- Игра – рассказывания сказки «Теремок» по картинкам.
Цель: учить наглядно представлять сюжет и модифицировать его, эксперементировать с ним.
- По серии картинок составлять рассказ «Дети нашли ежа».
Цель: учить составлять рассказ по картинке.
- Пересказ сказки «Вершки и корешки» ( в обработке К.Д.Ушинского)
- Составление рассказа о птицах.
- Рассказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка» от лица зайчика.
Цель: учить эмоционально воспринимать сказку, связно рассказывать.
- Дидактическая игра «Кто кем был раньше» (по ТРИЗ)
Цель: используя ТРИЗ учить составлять небольшие рассказы о прошлом и настоящем.
ЯНВАРЬ
- Модификация русской народной сказки «Репка» (ТРИЗ)
Цель: изменить сказку, придумав новую ситуацию: как репка спасла деда.
- По мнемодорожке составить рассказ на тему: «Зимушка- Зима».
- Дидактическая игра «Я – герой сказки»
Цель: помочь детям изменить знакомую сказку при помощи введения ребенка в качестве знакомого персонажа (метод ТРИЗ).
- По мнемотаблице составить рассказ «Зимние забавы».
ФЕВРАЛЬ
- Предложить детям пересказ рассказа Н. Носова «Заплатка» (по опорным словам).
- Расскажи какую пользу приносят домашние птицы, опираясь на рисунки.
- Рассказывание русской народной сказки «Гуси – лебеди».
- Дидактическая игра: «Чудесный мешочек» (рассказывание о предметах)
Цель: закрепить умения составлять описание предмета, рассказывать о его внешнем виде, качествах и свойствах.
МАРТ
- Предложить детям пересказать сказку Ш. Перро «Красная шапочка».
- Рассмотреть мнемотаблицу, отгадать что за сказка спрятана и рассказать ее.
- Составление рассказов о животных.
Цель: продолжать учить детей использовать картинки.
- С помощью мнемодорожки состаывить рассказ на тему: « Весн пришла
- Дидактическая игра «Путаница».
Цель: помочь детям распутать сказки, придумать путанное продолжение сказки.
- Дидактическая игра «Узнай меня» (ТРИЗ).
Цель: учить описывать предмет, не называя его.
- Дидактическая игра: «Старая сказка на новый лад».
Цель: учить детей менять свойства известного героя и выстраивать новый вариант его действия.
АПРЕЛЬ
- Составление рассказа на тему: «Птицы весной».
- Рассмотреть мнемотаблицу, отгадать какая сказка в ней спрятана («Рукавичка» ).
- Развлечение на тему «Путешествие в страну народной сказки».
Цель: закрепить у детей знание русских народных сказок, пословиц и поговорок. Вспомнить сказки по мнемотаблицам, пересказать их. Развивать речь детей, мышление, воспитывать любовб к русскому национальному творчеству.
- Придумывание сказки на тему: «Спасем колобка» .
МАЙ
- Беседа на тему: « Моя мечта» (ТРИЗ).
Цель: развиваем фантазию, речь детей, умение составлять небольшие рассказы.
- Угадай и расскажи сказку, зашифрованную в мнемотаблице («Петушок и бобовое зернышко»).
Цель: продолжаем обучать детей рассказыванию с опорой на наглядность.
- Дидактическая игра «Загадай загадку».
Цель: учить детей составлять загадки про фрукты.
- Дидактическая игра «Вспомни сказку».
Цель: дети должны угадать сказку по мнемотаблице и рассказать ее.
- Дидактическая игра «Кто на свете всех злее?»
Цель: выявить злых и коварных сказочных героев, описать их внешний вид, характер, образ жизни, привычки, жилище. Проанализировать, может ли существовать сказка без таких героев.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект ООД с элементами ТРИЗ-технологии по обучению детей творческому рассказыванию в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Хочу быть сказочником!» (Сам.обр)
Занятие направлено на обучение детей с ОНР творческому высказыванию с опорой на предметы, поставленные вопросы и прослушивание музыкального произведения; обучение пересказыванию рассказа в стихотворно...
«Использование современных технологий в обучении детей связной речи»
В настоящее время перед педагогами образовательных учреждений стоит важнейшая задача: развитие коммуникативных навыков детей.Задача педагогов состоит в том, чтобы создать условия для практического овл...
"Использование приемов ТРИЗ-технологий в процессе формирования связной речи у дошкольников"
Презентация на тему "Использование приемов ТРИЗ-технологий в процессе формирования связной речи у дошкольников"....
Технология наглядного мо-делирования в обучении детей связной речи.
Использование данной технологии в работе по развитию связной речи дает устойчивые результаты обучения, воспитания и развития дошкольников:- у детей увеличился круг знаний об окружающем мире;- появилос...
Доклад на педагогическом совете "ТРИЗ-технологии как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста" (2019 г.)
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте является одним из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. ТРИЗ – это...
Методы и приемы ТРИЗ-технологии как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Методы и приемы ТРИЗ-технологии как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста....
«ТРИЗ - технологии как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста»
ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность....