«Элементы ТРИЗ технологии при обучении детей связной речи»
методическая разработка

Савина Ирина Владимировна

Цели:   - учить детей определять обьекты, изображенные не картине и систематизировать их;

              - активизировать словарь детей дошкольников в соответствии с сюжетом картины (название действий и взаимодействий обьектов)

               - учить детей пространственной ориентировке на картине

Задачи:  - научить детей раскрепощенно высказывать свое мнение

                - учить составлять небольшие рассказы с использованием  мнемодорожек

                - заучивать стихи с использованием мнемотаблиц

                - научить «ставить» (представлять) себя на месте главных героев.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnyy_planna_2017-2018gg_2.docx22.51 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Перспективный план работы воспитателя

                  Барановой Ирины Владимировны на 2017 – 2018 учебный год

                                             в группе «Олененок» по теме:

                «Элементы ТРИЗ технологии при обучении детей связной речи».

Цели:   - учить детей определять обьекты, изображенные не картине и систематизировать их;

              - активизировать словарь детей дошкольников в соответствии с сюжетом картины (название действий и взаимодействий обьектов)

               - учить детей пространственной ориентировке на картине

Задачи:  - научить детей раскрепощенно высказывать свое мнение

                - учить составлять небольшие рассказы с использованием  мнемодорожек

                - заучивать стихи с использованием мнемотаблиц

                - научить «ставить» (представлять) себя на месте главных героев.

                                                                        СЕНТЯБРЬ

  1. Играем в дидактическую игру «Зоопарк» (по набору сюжетных картинок)

Цель: учить описывать по образу животных так, чтобы дети отгадывали животное; учить описывать по плану: внешний вид, чем питается, где обитает.

  1. Играем в дидактическую игру «Если бы…»

Цель: развиваем у детей связную речь, воображение, мышление, умение ставить себя на место другого человека.

  1. Учимся устанавливать взаимосвязь между объектами на картине.

Цель: учить объяснять связь между объектами и обозначать их стрелками.(Т.А. Сидорчук и С.В. Лелюх)

  1. Во время прогулки обратить внимание на признаки осени. Поднимаем листья, рассматриваем их, рассказываем с какого они дерева упали.
  2.  Играем в дидактическую игру «Что было, что будет?» ( Элементы ТРИЗ)

Цели: учить детей представлять прошлое и будущее объекта и составлять связный рассказ.

                                                            ОКТЯБРЬ

  1. Составление рассказа по серии сюжетных картин с использованием графических планов

( Москва «Скрипторий 2003» 2015г.

  1. Дидактическая игра «Сочини сказку по- своему»

Цель: научить детей запоминать сказку правильно, чтобы не повторять; развиваем воображение детей.

  1. Учим детей пересказывать сказку, начинаем с рассказа «Щенок» при помощи мнемодорожек и мнемотаблиц.
  2. Дидактическая игра «Кем был раньше?» (по ТРИЗ)

Цель: используя ТРИЗ учить составлять небольшие рассказы о прошлом и настоящем.

  1. Рассказывание русской народной сказки «Теремок» от лица медведя.

Цель: учить эмоционально воспринимать сказку и связно ее рассказывать.

                                                             НОЯБРЬ

  1. Дидактическая игра «Страшные рассказы»(небылицы)

Цель: учить детей находить несоответствия с действительностью, правильно составлять рассказ.

  1. Учить детей составлению загадок по картинке

Цель: учить детей составлять сравнения, загадки или метафоры по моделям.

  1. Чтение сказки К. Чуковского «Телефон»

Цель: порадовать детей чтением веселой сказки; поупражнять в инсценировании сцен из произведения.

  1. Чтение стихотворения  И. Бунина «Листопад».

Составление рассказа о кукле.

Цель: учить детей составлять рассказы об игрушках; познакомить со стихотворением о ранней осени, приобщая к поэзии и развивая поэтический слух.

  1. Дидактическая игра «Картинки – загадки».

                                                              ДЕКАБРЬ

1.Игра – рассказывание « Заюшкина избушка» по картинкам

Цель: учить наглядно представлять сюжет и модифицировать его, эксперементировать с ним.

          2.   Придумать новую сказку «Козлята и зайчик»

                 Цель: учить детей придумывать новое окончание уже знакомой сказки.

          3.   Учить представлять возможное ощущение с помощью разных органов чувств (см. Т.А. Сидорчук и С.В. Лелюк,14)

                 Цель: учить детей на основе восприятия объекта представлять возможные ощущения через разные органы чувств( слух, обоняние, осязание); активизировать в речи слова, характеризующие звуки, запахи и тактильные ощущения (сюжетная картинка «Спасаем мяч»).

          4.   Составление сказок по силуэтным изображением.

                 Цель: обучать детей приемам творческого рассказывания.

  1. Пересказ сказки «Вершки и корешки» (в обработке К.Д. Ушинского)

Цель: учить детей при пересказе улавливать основную мысль и соблюдать последовательность действий.

                                                             ЯНВАРЬ

  1. Учить детей пересказывать сказки по опорным словам (Н.Носова «Заплатка»)

Цель: учить выделять самое главное и опираясь на него воссоздаем целое.

  1. Дидактическая игра «Я – герой сказки»

Цель: помочь детям изменить знакомую сказку при помощи введения ребенка в качестве знакомого персонажа (метод ТРИЗ).

  1. Учить определению местонахождению обьектов на картине.

Цель: учить детей пространственной ориентировке на картине, активизировать в речи слова, обозначающие пространственные понятия.

                                                   ФЕВРАЛЬ

  1. Составление рассказа с помощью мнемодорожек на тему «Зимушка – зима».
  2. Дидактическое упражнение «Что из чего» ( см. В.В. Гербова «Занятия по развитию речи»,страница 38).

Цель:  упражнять детей в умении образовывать слова по аналогии.

  1. По набору сюжетных картинок составляем рассказ «Зимние забавы».
  2. Дидактическая игра «Чудесный мешочек» (рассказывание о предметах)

Цель: закрепить умение составлять описание предмета, рассказывать о его внешнем виде, качествах и свойствах.

                                                   МАРТ

  1. Предложить детям пересказать сказку Ш. Перро «Красная шапочка»
  2. Учить детей описывать обьект с изминением его характеристики во времени.

Цель: учить детей составлять речевые зарисовки об изменении обьекта во времени; активизировать  словарь детей с использованием речевых оборотов, характеризующих временные отрезки.

  1. Чтение сказки «Петушок и бобовое зернышко» (см. В.В. Гербова, стр. 61)
  2. «Узнай меня» (ТРИЗ)

Цель: учить детей по описанию предмета находить его в помещении.

  1. Составление рассказа о своей маме, бабушке и т.д.

Цель: научить детей находить что-то любимое в близких и родных, описывать это.

                                    АПРЕЛЬ

  1. Дидактическая игра «Сказочная путаница».

Цель: помочь детям увидить неточности в сказке, распутать сюжет и вернуть героев в их сказки.

  1. Чтение детям сказки  Д. Мамина – Сибиряка «Сказка про Комара Комаровича – Длинный нос и про Мохнатого Мишку – Короткий хвост»

Цель: познакомить детей с авторской литературной ; помочь понять, почему автор  так уважительно называет комара.

  1. С помощью мнемодорожки составить рассказ на тему: « Весна пришла – весне дорогу».
  2. Обучение рассказыванию: работа с картиной – матрицей и раздаточными картинками (см. В.В. Гербова, 65)

Цель: учить детей создавать картину и рассказывать о ее содержании, развивать творческое мышление.

                         МАЙ

  1. Беседа на тему: « Моя мечта» (ТРИЗ)

Цель: развиваем фантазию, речь детей, умение составлять рассказ.

  1. Угадай и расскажи сказку, зашифрованную в мнемотаблице («Рукавичка»)

Цель: продолжаем обучать детей рассказыванию с опрой на наглядность.

  1. Дидактическая игра «Кто на свете всех злее»

Цель: выявить злых и коварных сказочных героев, описать их внешний облик, характер, образ жизни, привычек; проанализировать может ли сказка существовать без таких героев.

  1. Заучивание стихотворения Ю. Кушака «Олененок»   (см.В.В.Гербова, 66)

Цель: помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворения.

  1. Сказочная викторина «В гостях у сказки».

Предполагаемый результат: для начала привить у детей любовь к чтению, научить внимательно слушать сказки и рассказы; дети видят и определяют главные обьекты,изображенные на картине и систематизируют их; умеют составлять небольшие рассказы с использованием мнемодорожек; умеют ориентироваться в пространстве; большой активный словарь.

          Перспективный план работы воспитателя                                     Барановой Ирины Владимировны                                                                 в средней группе «Утята» на 2016 – 2017 учебный год                                                                            по теме: «Элементы ТРИЗ технологий при обучении детей связной речи».

 

                       СЕНТЯБРЬ

  1. Сочинение сказки по картинке.

Цель: учить детей сочинять сказки по картинке; определять место, где будут разворачиваться события.

  1. Дидактическая игра «Что было, что будет» (Элементы ТРИЗ)

Цель: учить детей представлять прошлое и будущее объекта и составлять связный рассказ.

  1. На прогулке отыскать признаки осени. Поднять листья, рассмотреть их, рассказать о них.
  2. Составление рассказа по серии картинок.

Цель: учить ребенка выделять и видеть главное в содержании, особенности истории.

  1. Дидактическая игра «Картинки – загадки».

       ОКТЯБРЬ

  1.  Составление рассказа по мнемодорожке на тему :»Осень».
  2. Дидактическая игра «Если бы»

Цель: развитие у детей связной речи, воображения, мышления.

  1. Дидактическая игра «Сочини сказку» по мнемотаблице
  2.  Дидактическая игра «Зоопарк» ( по сложным картинкам).
  3. Пересказ рассказа «Щенок».

                     НОЯБРБ

  1. Составление рассказа по силуэтным изображениям.

Цель: обучать детей приемам творческого рассказывания.

  1. Придумайте новую сказку «Козлята и зайчик».

Цель: учить детей придумывать новое окончание уже знакомой сказки.

  1. Составление сказки по мнемодорожке «Приключения Машки в лесу»
  2. Дидактическая игра «Странные сказки» (небылицы)

Цель: учить детей находить несоответствия с действительностью, правильно составлять рассказ.

                ДЕКАБРЬ

  1. Игра – рассказывания сказки «Теремок» по картинкам.

Цель: учить наглядно представлять сюжет и модифицировать его, эксперементировать с ним.

  1. По серии картинок составлять рассказ «Дети нашли ежа».

Цель: учить составлять рассказ по картинке.

  1. Пересказ сказки «Вершки и корешки» ( в обработке К.Д.Ушинского)
  2. Составление рассказа о птицах.
  3. Рассказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка» от лица зайчика.

Цель: учить эмоционально воспринимать сказку, связно рассказывать.

  1. Дидактическая игра «Кто кем был раньше» (по ТРИЗ)

Цель: используя ТРИЗ учить составлять небольшие рассказы о прошлом и настоящем.

                  ЯНВАРЬ

  1. Модификация русской народной сказки «Репка» (ТРИЗ)

Цель: изменить сказку, придумав новую ситуацию: как репка спасла деда.

  1. По мнемодорожке составить рассказ на тему: «Зимушка- Зима».
  2.  Дидактическая игра «Я – герой сказки»

Цель: помочь детям изменить знакомую сказку при помощи введения ребенка в качестве знакомого персонажа (метод ТРИЗ).

  1. По мнемотаблице составить рассказ «Зимние забавы».

               ФЕВРАЛЬ

  1. Предложить детям пересказ рассказа Н. Носова «Заплатка» (по опорным словам).
  2. Расскажи какую пользу приносят домашние птицы, опираясь на рисунки.
  3. Рассказывание русской народной сказки «Гуси – лебеди».
  4. Дидактическая игра: «Чудесный мешочек» (рассказывание о предметах)

Цель: закрепить умения составлять описание предмета, рассказывать о его внешнем виде, качествах и свойствах.

                  МАРТ

  1. Предложить детям пересказать сказку Ш. Перро «Красная шапочка».
  2. Рассмотреть мнемотаблицу, отгадать что за сказка спрятана и рассказать ее.
  3. Составление рассказов о животных.

Цель: продолжать учить детей использовать картинки.

  1. С помощью мнемодорожки состаывить рассказ на тему: « Весн пришла
  2. Дидактическая игра «Путаница».

Цель: помочь детям распутать сказки, придумать путанное продолжение сказки.

  1. Дидактическая игра «Узнай меня» (ТРИЗ).

Цель: учить описывать предмет, не называя его.

  1.  Дидактическая игра: «Старая сказка на новый лад».

Цель: учить детей менять свойства известного героя и выстраивать новый вариант его действия.

                      АПРЕЛЬ

  1. Составление рассказа на тему: «Птицы весной».
  2. Рассмотреть мнемотаблицу, отгадать какая сказка в ней спрятана («Рукавичка» ).
  3. Развлечение на тему «Путешествие в страну народной сказки».

Цель: закрепить у детей знание русских народных сказок, пословиц и поговорок. Вспомнить сказки по мнемотаблицам, пересказать их. Развивать речь детей, мышление, воспитывать любовб к русскому национальному творчеству.

  1. Придумывание сказки на тему: «Спасем колобка» .

                                          МАЙ

  1. Беседа на тему: « Моя мечта» (ТРИЗ).

Цель: развиваем фантазию, речь детей, умение составлять небольшие рассказы.

  1. Угадай и расскажи сказку, зашифрованную в мнемотаблице («Петушок и бобовое зернышко»).

Цель: продолжаем обучать детей рассказыванию с опорой на наглядность.

  1. Дидактическая игра «Загадай загадку».

Цель: учить детей составлять загадки про фрукты.

  1. Дидактическая игра «Вспомни сказку».

Цель: дети должны угадать сказку по мнемотаблице и рассказать ее.

  1. Дидактическая игра «Кто на свете всех злее?»

Цель: выявить злых и коварных сказочных героев, описать их внешний вид, характер, образ жизни, привычки, жилище. Проанализировать, может ли существовать сказка без таких героев.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД с элементами ТРИЗ-технологии по обучению детей творческому рассказыванию в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Хочу быть сказочником!» (Сам.обр)

Занятие направлено на обучение детей с ОНР творческому высказыванию с опорой на предметы, поставленные вопросы и прослушивание музыкального произведения; обучение пересказыванию рассказа в стихотворно...

«Использование современных технологий в обучении детей связной речи»

В настоящее время перед педагогами образовательных учреждений стоит важнейшая задача: развитие коммуникативных навыков детей.Задача педагогов состоит в том, чтобы создать условия для практического овл...

"Использование приемов ТРИЗ-технологий в процессе формирования связной речи у дошкольников"

Презентация на тему "Использование приемов ТРИЗ-технологий в процессе формирования связной речи у дошкольников"....

Технология наглядного мо-делирования в обучении детей связной речи.

Использование данной технологии в работе по развитию связной речи дает устойчивые результаты обучения, воспитания и развития дошкольников:- у детей увеличился круг знаний об окружающем мире;- появилос...

Доклад на педагогическом совете "ТРИЗ-технологии как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста" (2019 г.)

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте является одним из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. ТРИЗ – это...

Методы и приемы ТРИЗ-технологии как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Методы и приемы ТРИЗ-технологии как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста....

«ТРИЗ - технологии как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста»

ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность....