Методическая разработка проектной деятельности с детьми средней группы. Тема: «Моя семья и семейные ценности»
проект (средняя группа)
Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая "малая Родина". Откуда он родом? Вопрос с виду простой, но на самом деле имеет очень глубокий смысл. Интерес к своему прошлому, своим корням, знанию того, откуда ты родом – это в крови у каждого нормального человека. Можно привести множество примеров, когда люди отыскивают следы тех, от кого они произошли. Эти знания помогают им осознать и оценить себя, своё прошлое.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка проектной деятельности с детьми средней группы.
Тема: «Моя семья и семейные ценности»
Воспитатель МБДОУ «Детский сад №6»
Рогачева Татьяна Ивановна
Пояснительная записка
«Семья – это та самая среда, в которой человек учиться,
и сам творит добро» В. А. Сухомлинский
Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая "малая Родина". Откуда он родом? Вопрос с виду простой, но на самом деле имеет очень глубокий смысл. Интерес к своему прошлому, своим корням, знанию того, откуда ты родом – это в крови у каждого нормального человека. Можно привести множество примеров, когда люди отыскивают следы тех, от кого они произошли. Эти знания помогают им осознать и оценить себя, своё прошлое.
Актуальность
Чувство Родины начинает формироваться у ребёнка с отношения в семье. Семья – самое главное в жизни для каждого человека. Это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Доброе отношение, любовь, чувство долга по отношению к пожилым родителям, традиции, семейные реликвии, святыни, общие взгляды, взаимоуважение, чувство взаимопомощи - это и есть семейные ценности.
Работа в условиях реализации ФГОС требует интеграции семейного воспитания и дошкольного образования, изменения стиля и форм взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, что в итоге будет содействовать выработке общих принципов в работе по развитию личности дошкольника, формированию общего образовательного пространства ребенка дошкольного возраста.
Наблюдая за детьми нашей группы, я увидела, что детям необходимо ласковое прикосновение взрослых, т.е. они, нуждаются в эмоциональном и тактильном контакте. Порой они откладывают игру, чтобы подойти, прижаться к воспитателю. Родители, забирая своих детей, часто торопят их, спешат. Возникает некоторая напряженность, которая перерастает в капризы детей и раздражённость взрослых. Чтобы понять актуальность данной проблемы, в нашей группе среди родителей, было проведено анкетирование.
Анкетирование показало, что в нашей группе есть семьи, которые не предают важности традициям своей семьи. Они считают это лишним, не актуальным. В результате дети недополучают эмоционального контакта, понимания в семье.
Возникает противоречие: с одной стороны, признанное психологами значение семейных традиций в воспитании детей, а с другой стороны, в наше время многие семьи и родственники утратили между собой связь, отсутствуют семейные традиции, следовательно, не все современные родители видят важность влияния семейных традиций на развитие ребенка.
Данное противоречие позволяет сформулировать гипотезу исследования: если будут созданы необходимые условия для ознакомления детей со своей фамилией, именем и отчеством родителей, своего рода и родословной, семейными традициями, на основе взаимодействия детей и родителей, то это не только объединит семью, но и окажет позитивное влияние на развитие духовно - нравственных качеств детей среднего возраста. С целью изучения семьи, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребёнка, появилась идея создать проект «Моя семья и семейные ценности», которая поможет детям понять значимость семьи, воспитать у детей любовь и уважение к её членам, прививать чувство привязанности к семье и дому. Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.
Объект: семья и семейные традиции
Основная идея
Идея проекта заключается в следующем: знакомство детей и родителей с традициями, обычаями каждой семьи и передачей их из поколения в поколение.
Предполагаемый результат:
Дети будут знать:
- прошлое своей семьи;
- профессии своих родителей, бабушек и дедушек;
- значение своей фамилии;
- смогут полностью назвать свое имя и отчество;
- смогут составить рассказ о членах своей семьи, родословной;
- будут хорошо ориентироваться в традициях своей семьи;
- пополнят словарный запас (род, родословная, традиции);
Родители:
- приобретут знания о семейных и народных традициях, праздниках;
- будет развито чувство гордости за свою семью;
- будут уважительно относиться к своим предкам;
- научатся организовывать семейные праздники;
Педагоги:
- расширят знания о народных праздниках, их происхождении;
- разработают планы занятий, бесед для детей, консультации для родителей;
- будут лучше знать семьи своих воспитанников, их уклад жизни, традиции, что будет способствовать тесному сотрудничеству;
- будут уважительно относиться, и интересоваться традициями семьи.
Риски:
- пассивное участие детей и их родителей в проекте;
- вспышка вирусных заболеваний в группе;
- ограничения, связанные с пандемией.
Возможные пути решения вышеизложенных проблем:
-Все события проекта должны быть эмоциональными, интересными, познавательными, чтобы избежать безразличия участников проекта;
- Профилактические мероприятия вирусных и простудных заболеваний;
- Особо важные задания и поручения должны быть продублированы, участники проекта-взаимозаменяемы
мы;
- Обеспечение площадки для онлайн-трансляций мероприятий для взрослых и детей.
Цель проекта: создание условий для повышения роли семейных ценностей и традиций в становлении личности ребенка, его нравственном воспитании.
Задачи:
Образовательные:
- формировать у детей представление о семье, семейных традициях;
- формировать представления о профессии родителей;
- расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях;
- обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений.
Развивающие:
- развивать познавательную активность детей, активно включать их в творческо-поисковую деятельность;
- развивать коммуникативные навыки детей;
- развивать интерес к семейным традициям, реликвиям.
Воспитательные:
- воспитывать уважение к традициям, обычаям старшего поколения;
- воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях;
- воспитывать дружеские взаимоотношения в процессе общения друг с другом, с родными;
- побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий.
Вид деятельности: проект
Методы проектирования:
Прогнозирование;
Планирование;
Моделирование.
Тип проекта: групповой, познавательно-творческий, поисковый.
Срок реализации: краткосрочный (1 месяц)
Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатель.
Руководитель проекта: Рогачева Татьяна Ивановна
Место проведения: МБДОУ «Детский сад № 6»
Сроки проведения: с 08.06.2022 по 08.07.2022
Пути реализации проекта:
- организованно - образовательная деятельность;
- совместная деятельность педагога с детьми;
- элементы самостоятельной деятельности;
- взаимодействие с родителями.
Этапы реализации проекта:
Ι. Подготовительный:
- Определение проблемы, цели, задач;
- подбор и анализ методической, научно-популярной и художественной литературы по теме, наглядных пособий, иллюстрационного материала по теме проекта;
- анкетирование родителей;
- планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта;
- совместное обновление атрибутики для сюжетно-ролевых игр «Семья», «Больница», «Магазин».
ΙΙ. Основной (практический):
- реализация проекта.
ΙΙΙ. Заключительный:
- защита проекта.
Методы и технологии:
- знакомство с семейными традициями;
- анкетирование;
- наглядный;
- практический.
Необходимые условия реализации проекта:
- интерес детей;
- материальное обеспечение проекта;
- методические разработки.
Интеграция образовательных областей в проекте:
- «Социально-коммуникативное развитие»;
- «Познавательное развитие»;
- «Речевое развитие»;
- «Художественно-эстетическое развитие»;
- «Физическое развитие».
Содержание практической деятельности по реализации проекта (см. Приложение 1)
ΙΙΙ Заключительный:
- Выставка семейных работ «Моё генеалогическое древо»;
- Фотогазета «Моя семья»;
- Коллективная работа «Пусть всегда будет солнце…»;
- Герб моей семьи;
- ООД «Наша дружная семья»;
- Спортивный праздник: «Папа, Мама, я – спортивная семья!»
Таким образом, в результате проектной деятельности дети обобщили и систематизировали свои знания о семье. За время реализации проекта «Моя семья и семейные ценности» уровень знаний детей о семье значительно повысился. Дети узнали больше о своей семье, о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек. Благодаря данному проекту укрепились детско-родительские отношения, расширился кругозор и обогатился словарный запас детей, в большинстве семей появились новые семейные традиции.
Список используемой литературы: Коломийченко Л.В. Чугаева Г.И. Занятия для детей 3-5 лет по социально - коммуникативному развитию и социальному воспитанию. – М.: ТЦ СФЕРА, 2017. ⎫ Коломийченко Л.В. Семейные ценности в воспитании детей 3-7 лет. – М.: ТЦ СФЕРА, 2013. ⎫ Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2016. ⎫, Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2020 г
https://nsportal.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/20/picture-268858-1371757811.jpg)
Методическая разработка совместной деятельности с детьми средней группы Тема: «Золотая осень»
Цели: познакомить детей с характерными особенностями золотой осени, учить любоваться красотой родной природы.Задачи: Воспитывать умение доводить начатое дело до конца. Закреплять с детьми названий дер...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/12/picture-930993-1497275922.jpg)
Методическая разработка образовательной деятельности с детьми средней группы на тему « Дом в котором я живу- электроприборы»
Цель:актуализировать знания детей по теме "Электроприборы"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/13/picture-724682-1450017265.jpg)
«Педагогическая находка». Методическая разработка образовательной деятельности с детьми средней группы на тему «Зимующие птицы»
Формирование у детей знаний о зимующих птицах. Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/26/picture-185005-1359209972.jpg)
Методическая разработка проектной деятельности с детьми средней группы "Без чего не сваришь суп"
Данная методическая разработка позволяет организовать НОД с детьми средней группы по теме "Овощи" по всем разделам образовательных областей: познавательной, физической, художественно-эстетич...
![](/sites/default/files/pictures/2023/08/26/picture-1321260-1693035517.jpg)
Методическая разработка образовательной деятельности с детьми средней группы на тему «Зимующие птицы» приоритетная ОО «Познавательное развитие»
Методическая разработка образовательной деятельности с детьми средней группы на тему «Зимующие птицы» приоритетная ОО «Познавательное развитие»...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/08/picture-1267229-1599584308.jpg)
Методическая разработка образовательной деятельности с детьми средней группы по теме «Особенности труда взрослых в городе»
Методическая разработка образовательной деятельностис детьми средней группы по теме «Особенности труда взрослых в городе»Расширение и уточнение знаний профессиях....
Методическая разработка образовательной деятельности с детьми средней группы по теме «Животный мир Белгородчины»
Познакомить детей с животными нашего края. расширять словарный запас детей....